Формирование условий и заключение энергосервисного договора с управляющими организациями

(Матиящук С. В.) ("Жилищное право", 2010, N 8) Текст документа

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭНЕРГОСЕРВИСНОГО ДОГОВОРА С УПРАВЛЯЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

С. В. МАТИЯЩУК

Матиящук Светлана Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского права СибУПК.

Энергосервисный договор, конструкция которого закреплена в статье 19 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) <1>, с определенной долей уверенности можно назвать одной из важнейших новелл законодательства в области энергосбережения. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5711.

Анализ положений статьи 19 Закона об энергосбережении позволяет сделать вывод о том, что предметом энергосервисного договора являются определенные действия или осуществление определенной деятельности, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления энергетических ресурсов (например, мероприятия, обеспечивающие внедрение энергосберегающих технологий; тепловая модернизация зданий и теплофизический контроль эффективности ограждающих конструкций зданий; внедрение на действующих объектах новых технологий, оборудования, устройств, систем автоматизации, регулирования, контроля расхода и потребления энергоресурсов; предварительная изоляции трубопроводов, в результате реализации которых достигается экономия топливно-энергетических ресурсов на единицу продукции, и т. п.). Другими словами, речь идет о получении экономического эффекта от проведенных мероприятий, под которым понимаются различные показатели, а именно: снижение потребления энергоресурсов на производство 1 единицы продукции; снижение себестоимости выработки 1 Гкал тепла; снижение вредных выбросов; снижение потерь и др. Таким образом, основным отличительным признаком энергосервисного договора является характер проводимых мероприятий и особая область, в которой они осуществляются. Сторонами энергосервисного договора являются заказчик и исполнитель. Закон об энергосбережении не устанавливает каких-либо ограничений для отдельных субъектов гражданского оборота на участие в рассматриваемых отношениях как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя, ориентируясь на общие правила об участии лиц в гражданском обороте. С учетом отмеченного логично прийти к следующему пониманию энергосервисного договора: по энергосервисному договору одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) совершить действия (мероприятия), направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления заказчиком энергетических ресурсов, а заказчик обязуется оплатить эти действия (мероприятия). Проводимая в нашей стране энергосберегающая политика предопределила чрезвычайно широкую сферу применения энергосервисного договора, поскольку позволяет квалифицировать в качестве указанного договора всякое соглашение, содержащее любой набор операций и услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления энергоресурсов. По оценкам специалистов, значительную экономию энергетических ресурсов можно получить в жилищном секторе нашей страны. Реализация мер по повышению энергоэффективности в жилищном секторе поможет также сэкономить дополнительный объем энергии вследствие сопутствующего снижения потребления первичной энергии за счет теплоизоляции жилых домов. Исследования показывают, что при эксплуатации традиционного многоэтажного жилого дома через стены теряется до 40% тепла, через окна - 18%, подвал - 10%, крышу - 18%, вентиляцию - 14%. Поэтому энергоэффективность жилых зданий определяется совокупностью многих факторов, поэтому свести теплопотери к минимуму возможно только при комплексном подходе к энергосбережению. Законом об энергосбережении определяется порядок оценки и управления энергоэффективностью зданий. Отдельными постановлениями Правительства РФ будут определены даты и порядок маркирования классов энергоэффективности для зданий, строений, сооружений. К указанным требованиям относятся: - показатели энергоэффективности для объекта в целом; - показатели энергоэффективности для архитектурно-планировочных решений; - показатели энергоэффективности для элементов объекта и конструкций, а также материалов и технологий, применяемых при капремонте. Кроме того, эти показатели должны содержать экологические нормативы для энергопотребляющего инженерного оборудования зданий. В частности, требования, которые должны улучшить некоторые конкретные экологические параметры оборудования (например, ограничение по потреблению энергии или выбросам CO2). Статьей 19 Закона об энергосбережении предусмотрена возможность заключения энергосервисного договора с управляющей организацией. Как уже отмечалось, сторонами в энергосервисном договоре являются заказчик и подрядчик. В роли заказчика могут выступать собственники помещений, расположенных в многоквартирном доме: физические и юридические лица, а также соответствующие публично-правовые образования в лице их уполномоченных органов. Кроме того, эту роль может выполнять и управляющая организация, которой в установленном законом порядке собственниками помещений в многоквартирном доме переданы полномочия на заключение энергосервисного договора. В этом случае собственники помещений возлагают функции заказчика в энергосервисном договоре, требующие специальных знаний и умений, на управляющую организацию, которая в отношениях с исполнителем, несмотря на то что заключает договор от своего имени, по существу представляет интересы собственников помещений в многоквартирном доме. В качестве исполнителя может выступать предприниматель (организация или индивидуальный предприниматель без образования юридического лица), обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками для оказания услуг и проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Вместе с тем для рассматриваемых отношений характерна особая структура договорных связей. Весьма распространенными предполагаются две ситуации. Первая, когда собственники помещений в многоквартирном доме уполномочивают управляющую организацию на заключение энергосервисного договора, которая, в свою очередь, его и заключает с соответствующим лицом, специализирующимся на проведении определенных мероприятий по энергосбережению. Возможен и иной вариант. Так, в роли исполнителя по энергосервисному договору выступает сама управляющая организация. Как следствие, необходимой предпосылкой заключения такого договора является получение в письменной форме согласия от каждого собственника помещений в многоквартирном доме на проведение энергосберегающих мероприятий в его помещении (либо квартире, либо нежилом помещении). Необходимо учитывать, что условие энергосервисного договора в отношении тех собственников помещений, которые не предоставили письменного согласия, являются ничтожными (статья 19 Закона об энергосбережении). К существенным условиям энергосервисного договора, как и всякого гражданско-правового договора, относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 ГК). Учитывая, что энергосервисный договор является консенсуальным и, соответственно, считается заключенным лишь в том случае, когда между сторонами - заказчиком и исполнителем - достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, представляется необходимым подробно рассмотреть вопрос о существенных условиях энергосервисного договора. Особенностью предмета энергосервисного договора является то, что он включает в себя проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Как известно, значительные резервы экономии энергетических ресурсов кроются в улучшении теплозащиты эксплуатируемых зданий. Так, теплоизоляция зданий преследует несколько практических, целей: повышение уровня комфортности, тепло - и звукоизоляции, экономию энергетических ресурсов и сокращение эксплуатационных расходов. Однако такого рода мероприятия направлены не только на изоляцию конструкций жилых зданий при помощи теплоизолирующих материалов, но и на специфические инженерные решения системы вентиляции и теплоснабжения. По замыслу реформаторов, уже на начальном этапе проектировщик обязан указывать, что инженерное оборудование зданий (насосы, вентиляторы и т. п.) должно соответствовать требованиям энергоэффективности. Проектировщик, как и производитель оборудования, отслеживает соответствие характеристик инженерного оборудования установленным требованиям, а поставщик, осуществляющий его поставку, проверяет наличие соответствующей маркировки. К числу условий, которые названы в законодательстве как существенные или необходимые для энергосервисного договора, относятся все те условия, которые названы в качестве таковых в статье 19 Закона об энергосбережении. Согласно данной норме энергосервисный договор должен содержать следующие существенные положения: 1) условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора; 2) условие о сроке действия энергосервисного договора, который должен быть не меньше срока, необходимого для достижения установленной энергосервисным договором величины экономии энергетических ресурсов. В свою очередь, условие об установке и вводе в эксплуатацию приборов учета потребления энергоресурсов, а также условие об обеспечении режима их потребления регулируются диспозитивными нормами - пунктами 1 и 2 части 3 статьи 19 Закона об энергосбережении. Эти нормы делают необязательным включение в энергосервисный договор соответствующих условий. Как известно, в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное, стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней; при отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (пункт 4 статьи 421 ГК). Специалисты по энергосбережению отмечают, что один только факт установки приборов учета не всегда приводит к снижению затрат на энергоресурсы. Более того, например, установка точных электронных счетчиков электроэнергии вместо индукционных может привести к увеличению платежей за электроэнергию. Однако как измерительный инструмент приборы учета являются необходимой основой для разработки и реализации системы энергосберегающих мероприятий. Именно энергосберегающие мероприятия, осуществление которых становится возможным с установкой приборов учета, дают прямой экономический эффект. Кроме того, не повлечет признания энергосервисного договора незаключенным отсутствие в его тексте условия о цене. Энергосервисный договор является возмездным, поскольку исполнитель за проведенные действия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления энергетических ресурсов, должен получить от заказчика встречное предоставление в виде вознаграждения. Необходимо учитывать, что размер такого вознаграждения определяется по соглашению сторон. В то же время законодатель предлагает один очень привлекательный для заказчика способ определения вознаграждения, суть которого заключается в том, что размер вознаграждения исполнителя равняется сумме тех средств, которые были сэкономлены в результате проведения энергосберегающих мероприятий. Следовательно, оплата по энергосервисному договору должна производиться только после внедрения мероприятий по энергосбережению. Например, если в результате установки нового оборудования, модернизации систем и т. п. не происходит запланированного по договору снижения объема потребления энергоресурсов, исполнитель не вправе претендовать на вознаграждение. Здесь необходимо учитывать, что энергосбережение требует вложения определенных финансовых средств и должно рассматриваться как одно из направлений инвестиционной деятельности. Даже реализация малозатратных энергосберегающих мероприятий, например организационных, позволяющих снизить издержки за счет оптимизации режима потребления энергоресурсов, требует вложений на создание систем контроля и учета потребленных энергоресурсов.

------------------------------------------------------------------

Название документа