Поставщики торговых сетей предъявляют иски об оплате "задолженности" по поставкам

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Разрешение споров / Коммерческая практика)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Текст документа

ПОСТАВЩИКИ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ ПРЕДЪЯВЛЯЮТ ИСКИ ОБ

ОПЛАТЕ "ЗАДОЛЖЕННОСТИ" ПО ПОСТАВКАМ

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП",

Разрешение споров / Коммерческая практика)

Информационное письмо N 157

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 9 июля 2010 года

Юридическая фирма "Гольцблат БЛП" сообщает, что в последнее время некоторые крупные торговые сети получают многочисленные иски об оплате поставленного товара. В результате анализа судебной практики, а также обращений наших клиентов выявлено, что подавляющее большинство таких исков основывается на якобы имевшей место частичной неоплате поставленного товара, при этом суммы таких исков совпадают с размером сумм скидок, премий, оказанных услуг и штрафов, начисленных и в одностороннем порядке зачтенных покупателями.

Количество поставщиков крупной торговой сети измеряется сотнями и тысячами, заказы оформляются многими торговыми подразделениями, поставки производятся сравнительно мелкими, но многочисленными партиями, в результате объем документооборота достигает трудно контролируемых размеров, что приводит к упущениям в оформлении хозяйственных операций и вынужденной замене бумажных документов электронными.

Этими обстоятельствами пользуются недобросовестные поставщики, заявляя об отсутствии каких-либо зачетов встречных требований, а равно самого факта оказания услуг (рекламных, информационных и т. п.), неправомерном начислении скидок и премий, а также безосновательном взыскании штрафов. В ситуации, когда с момента поставки прошел не один год и "прямые" доказательства факта нарушения сроков поставки отсутствуют, нет подписанных поставщиком актов оказания ему услуг (а иного подтверждения, кроме актов, услуги, как правило, не имеют), заявления о зачете, направленные поставщику, "не вернулись", суду проще согласиться с позицией такого поставщика и взыскать "задолженность".

На основе нашего опыта защиты клиентов по подобным делам можем констатировать, что ведение таких дел значительно затруднено необходимостью поиска и анализа большого количества первичных финансовых и товаросопроводительных документов. Ответчики несут серьезные расходы на ведение большого числа судебных дел по искам поставщиков. Несмотря на то что нам удалось на настоящий момент выиграть несколько подобных дел, исход большинства текущих дел пока непредсказуем, так как не сложилось устойчивой судебной практики, положительной для торговых сетей.

Во избежание торговыми сетями подобных ситуаций мы рекомендуем тщательно выверять условия договоров поставки, регулирующих прекращение обязательств зачетом, контролировать соблюдение условий действительности и заключенности сделок зачета, обеспечивать доказательства оказанных сетями услуг и обоснованности примененных ими штрафов.

В частности, целесообразно:

- проводить на регулярной основе сверку взаиморасчетов, оформляя ее на бумажном носителе и закрепляя печатями и подписями уполномоченных представителей сторон;

- периодически (например, один раз в месяц, квартал) подписывать двусторонние акты приемки услуг;

- подробно описывать в договорах поставки возможность зачета требований и способ его акцепта поставщиком (например, при непоступлении от поставщика возражений в течение определенного периода времени).

------------------------------------------------------------------

Название документа