Особенности налогообложения ЖКХ

(Пинская М. Р., Баев В. В.) ("Правовые вопросы строительства", 2007, N 1) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЖКХ

М. Р. ПИНСКАЯ, В. В. БАЕВ

Пинская М. Р., кандидат экономических наук, доцент.

Баев В. В., аспирант, кафедра налогов и налогообложения Финансовой академии при Правительстве РФ.

В настоящее время предприятия жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) являются плательщиками практически всех видов налогов. Основную долю в тарифах составляют налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, а с 1 января 2006 г. - еще и налог на имущество организаций. По существующим оценкам налоги в оплате коммунальных услуг составляют около 60% <1>. Растущее бремя налоговых выплат, которое приводит к росту цен и тарифов и в основном перекладывается на население, является одной из наиболее острых проблем. -------------------------------- <1> О проекте доклада "Экономические проблемы реформы жилищно-коммунального хозяйства регионов" // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2004. N 14(234).

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (далее - НДС) взимается в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации <2>. В жилищно-коммунальном хозяйстве объектом налогообложения являются операции по реализации жилищно-коммунальных услуг, к которым относятся: -------------------------------- <2> Подпункт 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

жилищные услуги: содержание, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда; коммунальные услуги: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства; прочие услуги: бань, гостиниц, работы по благоустройству территорий, ремонту дорог и др. Между налогоплательщиками и налоговыми органами имеются разногласия относительно порядка налогообложения платы за содержание и ремонт жилья. Налоговые органы, ссылаясь на п. 1 ст. 671 Гражданского кодекса РФ, считают, что предоставление жилого помещения во владение и пользование осуществляется на основании договора найма жилого помещения. Значит, освобождается от налогообложения только наем жилого помещения. По мнению налогоплательщиков, освобождение от НДС предоставляется по всем услугам, включенным в оплату жилья, в том числе за содержание и ремонт жилья. Они основывают свое мнение на том, что понятие "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности" в НК РФ отсутствует, соответственно применяется п. 1 ст. 11 НК РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. По договору найма жилого помещения на основании ст. 671 Гражданского кодекса РФ одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. Оплата жилья включает внесение платы за содержание жилья и платы за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения также внесение платы за наем жилого помещения <3>. Следовательно, реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности <4> не подлежит налогообложению. -------------------------------- <3> Статья 15 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики". <4> Подпункт 10 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Не имеют однозначного ответа вопросы налогообложения активов, поступающих из бюджета при участии организаций ЖКХ в целевых программах. Поступление активов в рамках целевого финансирования не облагается НДС, так как отсутствует объект налогообложения. Поступление субсидий и субвенций, выделяемых из бюджетов различных уровней на финансирование определенных расходов, также не образует объект налогообложения НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ <5>. -------------------------------- <5> См., например: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2004 г. N А52/613/04/2.

С 1 января 2006 г. для всех налогоплательщиков установлен единый момент определения налоговой базы. Она формируется либо на дату отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) и имущественных прав, либо на дату их оплаты (в том числе частичной). В зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше. Исключение предусмотрено только для налогоплательщиков с длительным производственным циклом, перечень которых будет устанавливать Правительство РФ <6>. Такие налогоплательщики смогут не начислять НДС с предоплаты, если оговорят это в своей учетной политике и будут соблюдать иные требования, установленные в данном пункте. -------------------------------- <6> Пункт 13 ст. 167 НК РФ.

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная, исходя из фактических цен их реализации <7>. Если действующие тарифы на оплату за содержание и ремонт жилья, капитальный ремонт мест общего пользования утверждены органами государственной власти, то сумма НДС должна определяться расчетным методом <8>, то есть налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки <9> к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. -------------------------------- <7> Пункт 2 ст. 154 НК РФ. <8> Пункт 4 ст. 164 НК РФ. <9> Пункт 3 ст. 164 НК РФ.

В 2006 г. произошли изменения налогового законодательства, связанные с вычетами по НДС. Для того чтобы принять к вычету "входной" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), налогоплательщик может принять к вычету "входной" НДС, не имея документов, подтверждающих фактическую уплату налога. Достаточно будет только счета-фактуры с выделенной суммой НДС и документов, подтверждающих принятие этих активов на учет. Однако это правило не распространяется на товары, ввезенные на таможенную территорию России. Для вычета сумм НДС, уплаченных на таможне, налогоплательщик должен иметь документы, которые подтверждают фактическую уплату налога таможенному органу.

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций (далее - НПО) взимается в соответствии с гл. 25 НК РФ. Объектом налогообложения НПО признается прибыль, которая определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами <10>. Расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными. Для предприятий ЖКХ плата за содержание и ремонт жилья является выручкой от реализации продукции, работ, услуг <11>. Соответственно она облагается налогом на прибыль организаций как доход организации ЖКХ. -------------------------------- <10> Статья 247 НК РФ. <11> В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н.

У организации ЖКХ появляется положительная разница в тарифах, когда производитель тепла отпускает тепло по тарифам, утвержденным региональной энергетической комиссией, а предприятие ЖКХ взимает с населения плату по тарифам, утвержденным местной администрацией. В данном случае разницу в тарифах можно рассматривать как увеличение экономической выгоды для предприятия ЖКХ и как выручку от посреднической деятельности облагать НПО. Плата за наем жилого помещения является доходом собственника жилья от предоставления жилого помещения в наем <12>. Следовательно, она не является доходом организации ЖКХ, так как соответствует принципам определения доходов, указанным в ст. 41 НК РФ: не увеличивает его экономические выгоды в денежной или натуральной форме. Исключение составляет истечение срока исковой давности, в течение которого предприятие ЖКХ не перечисляло плату за наем собственнику. Собственник жилого помещения должен уполномочить предприятие ЖКХ собирать плату за наем <13>. -------------------------------- <12> В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики". <13> Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 августа 2002 г. N А33-4083/02-С3-Ф02-2316/02-С1.

Имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не подлежит амортизации <14>. При определении налоговой базы не учитываются средства, полученные в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений <15>. Другие ограничения по включению имущества, купленного за счет целевого финансирования, в базу, уменьшающую НПО, в Налоговом кодексе РФ отсутствуют. Однако для признания расходов следует учитывать принцип зеркальности отражения доходов и расходов налогоплательщика, предусмотренный ст. 252 НК РФ и нашедший отражение в письме Минфина РФ <16>. По мнению Минфина РФ, расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, не уменьшают налоговую базу НПО. -------------------------------- <14> Подпункт 3 п. 2 ст. 256 НК РФ. <15> Пункт 22 ст. 270 НК РФ. <16> Письмо МФ РФ от 5 декабря 2002 г. N 04-02-06/3/86.

Организации ЖКХ имеют в своем распоряжении средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в форме субсидий и субвенций на финансирование определенных расходов. На практике возникают спорные вопросы при налогообложении активов, поступающих из бюджета при участии организаций ЖКХ в целевых программах. Если в качестве целевого финансирования поступили денежные средства, то уменьшают ли налоговую базу НПО материально-производственные затраты, купленные за счет целевого финансирования? В налоговом учете активы, полученные в рамках целевого финансирования, если они получены из бюджета, не учитываются при исчислении налоговой базы НПО <17>. -------------------------------- <17> Пункт 2 ст. 251 НК РФ.

В налоговом законодательстве отсутствуют какие-либо ограничения по включению имущества, купленного за счет субсидий и субвенций, в базу, уменьшающую НПО, при выполнении прочих равных условий, предусмотренных гл. 25 НК РФ. По мнению Минфина РФ, имущество, приобретенное за счет субсидий и субвенций, не уменьшает налоговую базу НПО <18>. -------------------------------- <18> Письмо МФ РФ от 5 декабря 2002 г. N 04-02-06/3/86.

Для отдельных категорий граждан предусмотрены льготы по оплате коммунальных услуг <19>. Источником компенсации льгот по оплате коммунальных услуг согласно законодательству, в котором затронуты вопросы о льготах отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг, определены средства федерального бюджета или средства бюджетов субъектов Российской Федерации. В связи с этим организациям, реализующим коммунальные услуги населению, сумма выпадающих доходов, образовавшаяся в результате установления отдельным категориям граждан льгот по оплате коммунальных услуг, возмещается из федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. -------------------------------- <19> Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и другие законодательные акты Российской Федерации.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы) <20>. Организации, реализующие услуги населению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по льготным тарифам, выручку за оказанные услуги учитывают по регулируемому тарифу без применения льгот, установленных для отдельных категорий населения. При этом уменьшение налоговой базы НПО на суммы недопоступивших из бюджета средств для компенсации выпадающих доходов в связи с применением льготных тарифов за оказанные услуги для отдельных категорий населения гл. 25 НК РФ не предусмотрено <21>. Задолженность бюджета, возникшая перед организацией, учитывается в составе сомнительных и безнадежных долгов <22>. -------------------------------- <20> Пункт 13 ст. 40 НК РФ. <21> Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 16 февраля 2004 г. N 02-3-07/21 "О налогообложении бюджетных средств, получаемых организациями ЖКХ на покрытие убытков, образовавшихся в результате реализации услуг населению по регулируемым ценам (тарифам)". <22> Статья 266 НК РФ.

Если организации реализуют коммунальные услуги населению по регулируемым ценам, то средства, полученные из федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации на покрытие сумм превышения расходов над доходами, учитываются в составе внереализационных доходов, в том числе и в случаях, когда сумма полученных из бюджета средств больше суммы превышения расходов над доходами. Глава 25 НК РФ не содержит положения об уменьшении налоговой базы НПО, применяющие регулируемые тарифы за оказанные услуги населению, на суммы недопоступивших из бюджета средств на покрытие сумм превышения расходов над доходами.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций (далее - НИО) взимается в соответствии с гл. 30 НК РФ. НИО является региональным, поэтому помимо льгот, установленных на федеральном уровне, можно дополнительно пользоваться теми, которые предусмотрены региональными законодателями <23>. При этом льготы, указанные в НК РФ, применяются независимо от того, прописаны они в региональных законах или нет <24>. -------------------------------- <23> Пункт 2 ст. 372 НК РФ. <24> Письмо МНС России от 9 июня 2004 г. N 21-3-05/233 "О налоге на имущество организаций".

Объектом налогообложения НИО для российских организаций является движимое и недвижимое имущество, включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, и имущество, внесенное в совместную деятельность <25>. Имущество учитывается на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКХ считаются, в частности, водопровод и канализация, котельные, тепловые сети, линии электропередач и т. д. <26> -------------------------------- <25> Статья 374 НК РФ. <26> Письмо Минфина РФ от 16 августа 2005 г. N 03-06-01-02/27 "По вопросу применения пункта 6 статьи 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в отношении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса".

В 2006 г. произошли значительные изменения в порядке налогообложения имущества предприятий ЖКХ. Отменены льготы по НИО в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов <27>. Ранее эти объекты освобождались от налогообложения. К таким основным средствам можно было применять налоговую льготу по НИО, если они находились на балансе организации, работающей в жилищно-коммунальной сфере; были включены в состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; использовались при оказании жилищно-коммунальных услуг; полностью или частично финансировались из бюджета. -------------------------------- <27> Пункт 3 ст. 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ.

С 2006 г. подлежит уплате налог со всей стоимости имущества на основании федерального законодательства. Однако если региональным законом отмена этих льгот не предусмотрена, то организация продолжит пользоваться уступками субъекта РФ. Например, в Москве организации освобождаются от уплаты НИО в отношении объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета города Москвы и (или) бюджетов муниципальных образований в городе Москве <28>. -------------------------------- <28> Статья 4 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 (в ред. Закона г. Москвы от 26 октября 2005 г. N 51).

Глава 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ требует включать все активы, учитываемые в качестве основных средств, в объект налогообложения НИО <29>. Поэтому для организаций, сдающих объекты в аренду, сумма НИО увеличивается, поскольку в объект налогообложения с 2006 г. входит все имущество, учитываемое в составе доходных вложений в материальные ценности, независимо от даты приобретения. В частности, затраты на уплату НИО по имуществу, учитываемому на балансе ЖКХ в качестве основных средств, образуют наряду с другими налогами, сборами, платежами и другими обязательными отчислениями, установленными в соответствии с законодательством, внеэксплуатационные расходы предприятия, учитываемые при формировании тарифа <30>. Если раньше сумма налога была невелика, то с 1 января 2006 г. льгота, выводившая из-под налогообложения жилищный фонд, перестала действовать, и вышеуказанная статья расхода существенно выросла. -------------------------------- <29> Пункт 1 ст. 374 НК РФ. <30> Пункт 2.8 Приказа Госстроя РФ от 28 декабря 2000 г. N 303 "Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда".

С начала 2006 г. содержание и ремонт жилищного фонда по соответствующим образом рассчитанному тарифу оплачивает все население: собственники (купившие или приватизировавшие жилье) и наниматели муниципального жилья. Однако НИО облагается именно муниципальный жилищный фонд, который стоит на балансе ЖКХ. Собственники жилья со стоимости своего жилья и так платят налог на имущество физических лиц <31>. Это означает, что затраты на уплату НИО в части муниципального жилищного фонда являются составной частью тарифа на содержание и ремонт жилищного фонда. И эти затраты должны нести только наниматели муниципального жилищного фонда, а не собственники квартир. Стоимость и износ ветхого жилья отличаются от стоимости нового жилья. И для того чтобы наниматели недорогого жилья не переплачивали за нанимателей дорогого жилья, целесообразно выделять эти затраты отдельной строкой и рассчитывать отдельно по каждому дому. -------------------------------- <31> Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1.

После отмены данной льготы по НИО нанимателям относительно нового и дорогого жилья выгодно приватизировать свои квартиры. Как собственники они должны будут платить налог на имущество физических лиц: один раз в год и по гораздо меньшим ставкам, нежели ежемесячно компенсировать предприятию ЖКХ уплату НИО. Приватизация жилья выгодна и ЖКХ, поскольку сильно возросший тариф, включающий НИО, повлечет рост неплатежей нанимателей жилья, и ситуация обернется убытками для предприятия. С 1 марта 2005 г. действует новая редакция ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", согласно которой не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г. Это значит, что, если гражданин заключит договор социального найма жилого помещения после указанного срока, приватизировать его он уже не сможет. Сама по себе приватизация жилых помещений - процедура для граждан бесплатная, оформляется она договором передачи квартиры (дома) в собственность, который заключается между органами государственной власти или органами местного самоуправления с гражданином. При этом нотариального удостоверения договора не требуется, государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за которую взимается государственная пошлина. НИО подлежит уплате по итогам налогового периода <32>. Налоговым периодом признается календарный год <33>. В течение года по итогам каждого отчетного периода плательщики налога вносят авансовые платежи <34>. Отчетными периодами по НИО являются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Порядок и сроки перечисления налога и авансовых платежей устанавливают субъекты РФ своими законодательными актами. Например, в Московской области установлен следующий порядок уплаты налога: авансовые платежи организации перечисляют ежеквартально, не позднее 30 дней с даты окончания каждого отчетного периода. По итогам года налог платится не позднее 30 марта года, следующего за прошедшим налоговым периодом <35>. -------------------------------- <32> Пункт 1 ст. 383 НК РФ. <33> Статья 379 НК РФ. <34> Пункт 2 ст. 383 НК РФ. <35> Статья 2 Закона Московской области от 21 ноября 2003 г. N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области".

Проблемы налогообложения ЖКХ

Основной проблемой является наличие разных условий налогообложения для организаций различных форм собственности. На сегодняшний день большинство предприятий, обслуживающих жилищный фонд, являются муниципальными унитарными предприятиями (коммерческие организации), на балансе которых находятся жилые дома. Они получают целевые дотации из бюджета. Организации ЖКХ требуют значительных ассигнований, которые в ряде муниципальных образований составляют до 40 - 50% доходной части бюджета. Однако средств местных бюджетов зачастую недостаточно для того, чтобы возместить издержки предприятий ЖКХ. В 2005 г. средства на погашение дотаций на возмещение убытков на содержание объектов ЖКХ, которые ушли в субъекты Российской Федерации как задолженность федерального бюджета по принятому жилому фонду, составили 12,9 млрд. руб. Активы, полученные в рамках целевого финансирования, если они получены из бюджета, не учитываются при исчислении налоговой базы по НПО <36>. Поступление активов в рамках целевого финансирования не облагается НДС, так как отсутствует объект налогообложения. Частные предприятия таких источников финансирования не имеют. Следовательно, налогообложение в ЖКХ носит дискриминационный характер по отношению к негосударственным предприятиям, действующим в данном секторе экономики. Нет не только стимулов для инвестирования, но и отсутствуют равные конкурентные возможности для организаций различных форм собственности. -------------------------------- <36> Пункт 2 ст. 251 НК РФ.

Не менее сложной проблемой, требующей решения при определении налоговой политики в сфере ЖКХ, является вопрос о налогообложении инвестиций, идущих на модернизацию основных фондов и капитальное перевооружение коммунальной инфраструктуры. Так, при том уровне износа основных фондов, который существует сегодня в ЖКХ, доля амортизации в структуре затрат составляет 1 - 3%. Очевидно, что замена оборудования автоматически увеличивает долю амортизации до 30 - 40%, что приведет к резкому увеличению издержек, росту НДС и соответственно к росту тарифов для населения. Проблема стимулирования притока инвестиций в модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры требует изменения режимов взимания НДС. В научно-практических кругах поднимается проблема отмены НДС на услуги ЖКХ. В частности, по мнению председателя правления ОАО "Российские коммунальные системы" (РКС) С. Яшечкина <37>, налогообложение инвесторов и частных предпринимателей, работающих в сфере ЖКХ, должно учитывать социальную направленность этого бизнеса. Условия концессионных соглашений, предусмотренные в формирующемся законодательстве по жилищной политике, дают возможность предпринимателям временно выступать в качестве условного собственника объектов ЖКХ. Следовательно, спор о возможности получения ими амортизационной прибыли является необоснованным. Специальный режим налогообложения будет стимулировать бизнес вкладывать свои средства в ЖКХ. "Инвестор и так несет на себе крупные финансовые риски в условиях отсутствия их страхования", - подчеркнул он. -------------------------------- <37> ИА "Бюро правовой информации" // http://www. bpi. ru/.

Сейчас складывается парадоксальная ситуация, когда государство, "заманивающее" частников в ЖКХ, ставит их в дискриминационные условия по сравнению с муниципальными предприятиями. Российское законодательство освобождает от уплаты НДС муниципальные организации, обслуживающие жилой фонд, но эта льгота не распространяется на частные компании, что препятствует их выходу на рынок. Получается, что уже только благодаря этому муниципалы имеют возможность выставлять тарифы на 18% (ставка НДС) ниже. На наш взгляд, освобождение от НДС должно происходить лишь при условии выполнения определенных требований, направленных на стимулирование развития данной отрасли. Например, при использовании современных технологий, оборудования, при проведении реконструкции инфраструктуры ЖКХ. Положительно может отразиться также предоставление предприятиям ЖКХ налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек на период реформирования. Это позволит существенно снизить тарифы, а значит, увеличить собираемость платежей, следовательно, привлекательность для новых субъектов деятельности в этой сфере. Снижение тарифов может быть достигнуто путем ресурсосбережения, оптимизации финансовых потоков, льготного налогообложения и развития конкуренции. Ресурсосбережение требует времени, значительных капитальных вложений на установку измерительной, регулирующей аппаратуры, замену низкопроизводительных устройств и аварийных инженерных коммуникаций. Развитие конкуренции сдерживается высокой степенью износа жилищного фонда, внутридомовых и наружных сетей, что влечет большие расходы и ответственность перед потребителями; несовершенством законодательства; низким уровнем платежеспособности потребителей; высокими налогами, регулируемыми тарифами и недоверием населения службам отрасли. Сторонники отмены налогов в сфере ЖКХ исходят из того, что предприятия, выполняющие четко определенный набор услуг по утвержденным тарифам, не должны платить налоги наравне с коммерческими структурами и предпринимателями <38>. Они считают, что внутренние резервы предприятий ЖКХ исчерпаны. Чтобы не привести как их, так и жизненно важную сферу к полному банкротству, законодатели должны для начала объявить мораторий на взимание налогов с ЖКХ, списать значительную часть бюджетных долгов, остановить волну изъятия оборотных средств в виде пени и штрафов. Такая поддержка, по их мнению, в сочетании с проводимыми на уровне города реформами системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, сделает его по-настоящему прибыльной отраслью, успешно решающей задачи по обслуживанию населения и планомерному развитию городского хозяйства. -------------------------------- <38> Кадария Ф. Д., генеральный директор МУП "СЕЗ", г. Таганрог.

На наш взгляд, отмена налогов - не панацея. Прежде всего необходима демонополизация сферы ЖКХ, развитие системы жилищных кооперативов, установление режима прозрачности тарифов, другие меры, направленные на структурные изменения всей системы управления ЖКХ. Экономический потенциал ЖКХ достаточно велик и предлагает предпринимателям пусть не сверхприбыльный, но зато стабильный и надежный бизнес. Сегодня эксперты оценивают приход частных инвесторов в ЖКХ, как региональные и даже муниципальные коммерческие проекты, которые интересны прежде всего малому и среднему бизнесу. Отчасти это связано с долгосрочностью инвестиций в отрасль и относительно низкой рентабельностью. Сфера ЖКХ нуждается в комплексном реформировании, нацеленном в первую очередь на полную реструктуризацию отрасли в целом и каждого предприятия в отдельности. Необходимы жесткий контроль над денежными потоками предприятий ЖКХ, анализ эффективности и налоговое стимулирование их деятельности.

Заключение

1. ЖКХ существует в условиях рыночной экономики и подчиняется ее законам. Это означает, что деятельность коммунальных служб должна быть рентабельной, а работы должны выполняться качественно и в полном объеме. Если все непроизводительные затраты в этой сфере не свести к минимуму, то никакие финансовые инъекции и растущие тарифы не помогут. Население оплачивает услуги из собственного кармана, и людей не должны волновать проблемы ЖКХ. Повышение доходности должно сопровождаться снижением затрат в ЖКХ, сокращением убытков и нерациональных издержек. 2. Проблемы ЖКХ нужно решать комплексно, иначе это может привести к полному краху всей коммунальной системы. Например, можно освободить жилищно-коммунальное хозяйство на определенный срок от уплаты некоторых налогов. Тогда у коммунальщиков появилось бы больше своих собственных средств, это сделало бы отрасль привлекательной для бизнеса, для инвестиций. Однако для того, чтобы предложение заработало, необходимо научиться по-новому тратить деньги, строить управление жилищно-коммунальным хозяйством с учетом современных знаний экономики и, естественно, ее требований. Как бы ни была привлекательна идея льготного налогообложения ЖКХ, позитивные сдвиги в реформировании ЖКХ должны начаться с четкого формулирования цели и задач. 3. Ключевой проблемой формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги является монополизм. Отмена дотаций коммунальным предприятиям и замена их адресными субсидиями малоимущим не приведет к снижению тарифов. Институт адресных субсидий не решает проблему монопольно устанавливаемых тарифов. В условиях, когда на адресные субсидии могут рассчитывать от 60 до 90% граждан, в данном секторе экономики уже исчерпаны резервы для повышения тарифов. Выход видится в формировании эффективной конкурентной среды, создании привлекательных условий для инвесторов. 4. По оценкам Госкомстроя, на восстановление жилищно-коммунального хозяйства страны требуется более 600 млрд. рублей. Единственный выход из сложившейся ситуации - привлечение на рынок коммунальных услуг частных компаний, которые не позволят монополистам навязывать населению постоянный рост тарифов. Но для того, чтобы заинтересовать негосударственные компании в работе на жилищном рынке, Правительству необходимо разработать для них комплекс экономических стимулов. Нужна разработка бизнес-проектов, в которых следует учесть объемы необходимых работ, сроки исполнения, источники финансирования и возможный экономический эффект. Лучше всего разработать единые стандартные программы по каждому направлению деятельности ЖКХ (по теплоснабжению, энергетике, содержанию и ремонту жилищного фонда, благоустройству и др.), которые муниципальные органы смогли бы адаптировать к своим условиям. Источниками финансирования этих программ могут стать средства от оплаты населением коммунальных услуг, бюджетное финансирование всех уровней - муниципальное, региональное, федеральное, банковские кредиты, налоговые кредиты, частный капитал. 5. В регионах России активно обсуждают возможности реформирования жилищно-коммунального комплекса за счет частных инвестиций. Основной вопрос, который решают районные и областные власти, как привлечь в ЖКХ частные компании и создать тем самым рыночную конкуренцию, которая должна стать основой жилищной реформы. По официальной версии, частников сдерживает убыточность коммунальных услуг, однако, что более вероятно, инвесторов в первую очередь отпугивают дискриминационные условия работы. Дело в том, что на данный момент российское законодательство освобождает от уплаты НДС муниципальные организации, обслуживающие жилой фонд, но эта льгота не распространяется на частные компании. Эксперты указывают, что привлечение частного капитала в отрасль станет возможным только после внедрения целого ряда стимулирующих мер, в том числе налоговых льгот <39>. С целью повышения эффективности участия малых предприятий в сфере ЖКХ целесообразно организовать учебно-методические центры для малых и средних предприятий, работающих в сфере ЖКХ, и разработать методические рекомендации по формированию договорной документации. Необходимо незамедлительно рассмотреть и принять закон об оздоровлении предприятий, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства. -------------------------------- <39> ИА "Альянс Медиа" по материалам RBC Daily // http://www. almedia. ru.

Необходимо разработать меры, направленные на налоговое стимулирование притока инвестиций в модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры. В первую очередь следует принять меры, направленные на изменение условий налогообложения НДС. Освобождение от НДС должно происходить лишь при использовании современных технологий, оборудования при проведении реконструкции инфраструктуры ЖКХ. Положительно может отразиться также предоставление предприятиям ЖКХ налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек на период реформирования. Это позволит существенно снизить тарифы, а значит, увеличить собираемость платежей, следовательно, повысить привлекательность для новых субъектов деятельности в этой сфере.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты <40>

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть II. Главы 21, 25, 30. 2. Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики". 3. Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации". 4. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 августа 2002 г. N А33-4083/02-С3-Ф02-2316/02-С1. 5. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2004 г. N А52/613/04/2. 6. Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 16 февраля 2004 г. N 02-3-07/21 "О налогообложении бюджетных средств, получаемых организациями ЖКХ на покрытие убытков, образовавшихся в результате реализации услуг населению по регулируемым ценам (тарифам)". 7. О проекте доклада "Экономические проблемы реформы жилищно-коммунального хозяйства регионов" // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2004. N 14(234). 8. ИА "Альянс Медиа" по материалам RBC Daily // http://www. almedia. ru/. 9. ИА "Бюро правовой информации" // http://www. bpi. ru/.

Название документа