Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения: типовая учетная политика при наличии простого товарищества

(Семенихин В. В.)

("Налоги" (газета), 2010, N 29)

Текст документа

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО

УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

ПРИ НАЛИЧИИ ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА

В. В. СЕМЕНИХИН

В целях реализации совместных проектов субъекты хозяйственной деятельности могут не только зарегистрировать новую фирму, но и заключить договор о совместной деятельности, который традиционно называют договором простого товарищества. Бухгалтерский и налоговый учет операций в рамках простого товарищества имеет свою специфику, следовательно, и учетная политика организации при наличии простого товарищества имеет свои особенности. В данной статье мы расскажем о нюансах учетной политики фирмы, которая помимо своей основной деятельности является участником простого товарищества, ведущим общие дела.

Вначале немного напомним читателю гражданско-правовые основы договора простого товарищества, регулируемого гл. 55 "Простое товарищество" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1041 ГК РФ договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) признается договор, согласно которому двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели. В силу п. 2 ст. 1041 ГК РФ сторонами данного договора, заключаемого в предпринимательских целях, могут быть только субъекты предпринимательской деятельности - индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие фирмы. При этом товарищи несут солидарную ответственность по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения.

Все ресурсы (в том числе денежные средства, имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи), внесенные товарищами в общее дело, признаются вкладами в простое товарищество, причем в общем случае они предполагаются равными по стоимости.

В простом товариществе ведение общих дел может осуществляться в следующих формах:

- совместно всеми товарищами;

- каждым из товарищей, действующим от имени всех;

- одним товарищем, ведущим общие дела от имени всех участников.

Практика показывает, что чаще всего ведение общих дел возлагается договором на конкретного участника. Если участниками договора простого товарищества являются организации и коммерсанты, то ведение общих дел может быть возложено только на организацию. На нее же обычно возлагается и ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей, на что указывает ст. 1043 ГК РФ.

При этом от ведения бухгалтерского учета в рамках простого товарищества участники не освобождаются даже в том случае, если все товарищи применяют упрощенную систему налогообложения. На это указывает Минфин России в своем письме от 26 мая 2005 г. N 03-03-01-04/1/301.

При ведении бухгалтерского учета операций простого товарищества организация, ведущая общие дела, руководствуется Положением по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" ПБУ 20/03, утвержденным Приказом Минфина России от 24 ноября 2003 г. N 105н (далее - ПБУ 20/03).

Обратите внимание!

В отличие от "рядовых" товарищей такая организация применяет нормы п. п. 17 - 21 ПБУ 20/03.

Как уже было отмечено, объединение субъектов предпринимательства, ведущих совместную деятельность в рамках простого товарищества, не является юридическим лицом и, соответственно, не может рассматриваться в качестве самостоятельного плательщика налогов. Вместе с тем в силу общего правила, установленного ст. 1043 ГК РФ, имущество, которым товарищи обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью.

В свою очередь, ст. 249 ГК РФ определено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Следовательно, налоги в рамках совместной деятельности уплачиваются, а это говорит о том, что в рамках простого товарищества необходим не только бухгалтерский, но и налоговый учет.

Ведение указанных видов учетов невозможно осуществлять без такого документа, как учетная политика организации, в которой организацией определены способы бухгалтерского и налогового учета, избранные ею для своей учетной работы. Понятно, что фирма, ведущая общие дела, не может иметь отдельную учетную политику, применяемую исключительно для ведения бухгалтерского учета и налогообложения простого товарищества, она руководствуется своей методикой учета, применяемой ею в части своей основной деятельности.

Вместе с тем в своем нормативном документе организация, ведущая общие дела, должна учесть наличие договора простого товарищества (совместной деятельности).

Приведем пример оформления типовой учетной политики организации, уплачивающей налоги в соответствии с общим режимом налогообложения в условиях наличия договора простого товарищества (совместной деятельности).

Напомним, что сегодня формировать свою учетную политику может не только главный бухгалтер компании, но и иные лица, ведущие в организации бухгалтерский учет. На это указывает п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008).

Причем обычно она оформляется в виде приказа руководителя, содержащего три больших раздела:

- организационно-технического;

- методологического в части ведения бухгалтерского учета;

- методологического в части налогообложения.

При этом не запрещено оформлять учетную политику организации и в виде отдельного Положения об учетной политике (с той же структурой), прилагаемого к приказу руководителя об ее утверждении.

Какой бы вариант оформления учетной политики ни использовала компания, утвердить ее следует не позднее последнего рабочего дня уходящего года. Так как правила бухгалтерского и налогового учета, избранные организацией при формировании своей учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом ее утверждения. В частности, учетная политика организации на 2010 г. должна быть утверждена не позднее 31 декабря 2009 г.!

Приказ

N ____

об учетной политике организации ООО "А"

г. ___________ "____" ______________ ________ г.

На основании Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, ПБУ 1/2008, а также в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации утвердить Положение об учетной политике организации на 2010 г. (Приложение N 1).

Приложения:

1. Положение об учетной политике организации на 2010 г.

Генеральный директор

__________________ ___________________

Приложение N 1

к Приказу N __

от 31.12.2009

Положение

"Об учетной политике организации на 2010 год"

1. Организационно-технический раздел

1. Отчетный год.

Отчетным годом организации признается календарный год, под которым понимается период времени с 1 января по 31 декабря включительно.

2. Организация бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 6 Закона N 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет ее руководитель.

Бухгалтерский учет в организации ведется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером.

3. Рабочий план счетов.

Бухгалтерский учет в организации ведется в соответствии с рабочим планом счетов, разработанным на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета, рекомендуемого организациям к использованию Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".

Рабочий план счетов с необходимым количеством уровней субсчетов и аналитических счетов приведен в приложении N 1 к настоящему Положению об учетной политике.

4. Формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Для документального подтверждения фактов хозяйственной деятельности организации применяются унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России.

В случае отсутствия унифицированного аналога применяются самостоятельно разработанные формы документов, отвечающие требованиям ст. 9 Закона N 129-ФЗ. Организацией используются следующие самостоятельно разработанные формы первичных документов:

- бухгалтерская справка;

- заявление на проведение взаимозачета;

- претензионное письмо.

Самостоятельно разработанные формы первичной учетной документации, используемые организацией, приведены в приложении N 2 к настоящему Положению об учетной политике.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утвержденный руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером, приведен в приложении N 3 к настоящему Положению об учетной политике.

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистрами бухгалтерского учета организации являются:

- журналы-ордера и ведомости по счетам;

- оборотно-сальдовая ведомость;

- анализ счетов;

- прочие регистры.

Регистры бухгалтерского учета ведутся на машинных носителях информации по формам, принятым для журнально-ордерной формы учета, а также предусмотренным автоматизированной системой ведения бухгалтерского учета "1С: Бухгалтерия 8.1".

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Регистры бухгалтерского учета, составленные автоматизированным способом, выводятся на бумажный носитель по окончании отчетного периода, а также по мере необходимости и по требованию проверяющих органов.

5. Правила документооборота и технология обработки учетной информации.

В целях обеспечения необходимого качества ведения бухгалтерского учета организация ведет документооборот в соответствии с графиком документооборота, утвержденным руководителем. График документооборота, применяемый в организации, приведен в приложении N 3 к настоящему Положению об учетной политике.

В соответствии с договором простого товарищества организация в порядке и в сроки, установленные договором, предоставляет участникам совместной деятельности информацию, необходимую им для формирования бухгалтерской и налоговой отчетности, а также иной документации. При этом предоставление информации, включаемой в бухгалтерскую отчетность, осуществляется в сроки, указанные в договоре, но не позднее сроков, указанных в п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ.

Обработка учетной информации осуществляется в организации автоматизированным способом с помощью бухгалтерской программы (лицензия N _) "1С: Бухгалтерия 8.1".

6. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организация проводит инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Помимо случаев обязательного проведения инвентаризации, перечисленных в ст. 12 Закона N 129-ФЗ, организация ежеквартально проводит выборочные инвентаризации материальных ценностей по местам их хранения. Порядок проведения ежеквартальной инвентаризации приведен в приложении N 4 к настоящему Положению об учетной политике.

Состав инвентаризационной комиссии, сроки и порядок ее деятельности определяются приказом руководителя.

7. Способы оценки активов и обязательств.

В соответствии с п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в рублях и копейках.

8. Выдача денежных средств под отчет.

Денежные средств на хозяйственные нужды организации выдаются на срок 30 календарных дней. Лица, получившие деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении указанного срока, предъявить в бухгалтерию организации авансовый отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Перечень лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет, приведен в приложении N 5 к настоящему Положению об учетной политике.

Лица, получившие деньги под отчет на командировочные расходы, обязаны не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

9. Критерий существенности.

При формировании показателей бухгалтерского и налогового учета, а также во всех случаях использования в нормативно-правовых актах принципа существенности, в организации устанавливается уровень существенности, который служит основным критерием признания фактов существенными.

Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность отчетности.

Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5% (пяти процентов).

10. Ведение бухгалтерского учета операций, совершенных в рамках простого товарищества.

В соответствии с договором простого товарищества организация является товарищем, ведущим общие дела, на нее же возложено ведение бухгалтерского учета и налогового учета (в части НДС).

Учет операций, осуществляемых в рамках простого товарищества, ведется обособленно (на отдельном балансе) от операций, связанных с основной деятельностью компании.

Показатели отдельного баланса в бухгалтерский баланс организации не включаются.

Отражение хозяйственных операций по договору простого товарищества, в том числе учет расходов и доходов, а также расчет и учет финансовых результатов по отдельному балансу, осуществляются в общеустановленном порядке.

Вклады участников учитываются организацией на отдельном балансе по учету вкладов товарищей в оценке, предусмотренной договором.

В бухгалтерском учете приобретенное или созданное в ходе осуществления договора о совместной деятельности имущество отражается в сумме фактических затрат на его приобретение (изготовление).

Учет приобретения или создания новых объектов основных средств, нематериальных активов и других вложений во внеоборотные активы ведется в общеустановленном порядке.

Начисление амортизации по амортизируемому имуществу в рамках отдельного баланса осуществляется в общеустановленном порядке вне зависимости от фактического срока полезного использования и применяемых ранее способов начисления амортизации до заключения договора простого товарищества.

По окончании отчетного периода полученный финансовый результат - нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) распределяется между всеми участниками в порядке, установленном договором. На дату принятия решения о распределении нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) в отдельном балансе отражается кредиторская задолженность перед товарищами в сумме причитающейся им доли нераспределенной прибыли, либо дебиторская задолженность за товарищами в сумме их доли непокрытого убытка, причитающегося к погашению.

Методологические аспекты учетной политики в части

ведения бухгалтерского учета

1. Учет основных средств (далее - ОС)

1.1. Критерии отнесения активов в состав основных средств.

Критериями отнесения имущества в состав основных средств являются условия, перечисленные в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01).

Активы, удовлетворяющие условиям п. 4 ПБУ 6/01, стоимость которых за единицу не превышает 20 000 руб., учитываются организацией в качестве материально-производственных запасов.

В целях обеспечения сохранности "малоценных" ОС первичные учетные документы по движению (приему, выдаче, перемещению и списанию) оформляются в порядке, предусмотренном для учета материально-производственных запасов.

Приобретенные книги, брошюры и т. п. издания учитываются в составе материально-производственных запасов и списываются на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

В целях обеспечения сохранности указанных активов первичные учетные документы по движению (приему, выдаче, перемещению и списанию) оформляются в порядке, предусмотренном для учета материально-производственных запасов.

1.2. Состав инвентарного объекта.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Инвентарным объектом признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями.

Если сроки полезного использования составных частей объекта ОС существенно различаются, то составные части объекта ОС учитываются как самостоятельные инвентарные объекты.

Основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности.

Объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету 01 "Основные средства".

1.3. Срок полезного использования ОС.

Срок полезного использования основных средств определяется комиссией, назначаемой приказом руководителя, при принятии объекта к бухгалтерскому учету с учетом Классификации основных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

Определение конкретного срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:

- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

В случае приобретения ОС, бывших в употреблении, организация определяет норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

В том случае, если предмет невозможно отнести ни к одной амортизационной группе, организация самостоятельно определяет срок его полезного использования на основании приказа руководителя.

1.4. Амортизация объектов ОС.

Амортизация по всем группам однородных объектов основных средств начисляется линейным способом по нормам, рассчитанным исходя из срока полезного использования объекта.

Начисление амортизации приостанавливается в случаях перевода объектов на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев. Приостановление начисления амортизации оформляется приказом руководителя организации.

1.5. Переоценка объектов ОС.

Организация не осуществляет переоценку объектов ОС.

1.6. Восстановление объектов ОС.

Восстановление ОС осуществляется посредством ремонта, модернизации и реконструкции. В случае реконструкции или модернизации ОС сроки полезного использования ОС пересматриваются только в отношении полностью самортизированных объектов. Начисление амортизации после реконструкции или модернизации объекта ОС производится исходя из остаточной стоимости объекта и оставшегося срока полезного использования (с учетом его увеличения).

1.7. Ремонт основных средств.

Ремонт основных средств осуществляется без создания резерва на ремонт ОС.

Фактические затраты на ремонт ОС включаются в состав затрат на производство по мере выполнения ремонтных работ в том периоде, в котором они были осуществлены, без отражения затрат в составе расходов будущих периодов.

2. Учет нематериальных активов (далее - НМА)

2.1. Критерии отнесения активов в состав НМА.

При отнесении объектов в состав нематериальных активов организация руководствуется критериями, перечисленными в п. 3 ПБУ 14/2007 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденного Приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н.

2.2. Состав инвентарного объекта.

Единицей бухгалтерского учета НМА является инвентарный объект, под которым понимается совокупность прав, возникающих из одного охранного или иного документа, предназначенных для определенных самостоятельных функций.

2.3. Определение срока полезного использования НМА.

Срок полезного использования НМА определяется комиссией, назначаемой приказом руководителя организации при принятии НМА к учету. Определение срока полезного использования производится исходя из:

- срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

- ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.

2.4. Амортизация НМА.

Амортизация нематериальных активов с определенным сроком полезного использования производится линейным методом.

2.5. Переоценка и обесценение объектов НМА.

Организация не осуществляет переоценку объектов НМА и не проводит проверку на обесценение НМА.

3. Учет материально-производственных запасов (далее - МПЗ)

3.1. Критерии отнесения имущества в состав материально-производственных запасов.

В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01), к бухгалтерскому учету в качестве МПЗ принимаются активы:

- используемые в качестве сырья, материалов и тому подобное при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

- предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;

- используемые для управленческих нужд организации.

3.2. Единица учета МПЗ.

На основании п. 3 ПБУ 5/01 учет МПЗ в организации ведется по номенклатурным номерам.

3.3. Оценка МПЗ и порядок принятия их к учету.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, формирование которой осуществляется с применением счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

Учет материалов ведется по учетным (договорным) ценам, в силу чего все иные затраты, входящие в фактическую себестоимость материалов, учитываются в составе ТЗР.

3.4. Метод оценки при списании МПЗ в производство и ином выбытии.

На основании п. 16 ПБУ 5/01 отпуск МПЗ в производство осуществляется методом средней себестоимости. При этом средняя оценка определяется методом взвешенной оценки.

3.5. Порядок списания ТЗР по материалам, отпущенным в производство, на управленческие и иные цели.

Списание отклонений в стоимости материалов (ТЗР) по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы отклонений на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.

Удельный вес ТЗР или величины отклонений (в процентах к учетной стоимости материала) округляется до целых единиц.

3.6. Оценка МПЗ, находящихся в пути, а также переданных в залог.

Материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.

3.7. Оценка незавершенного производства.

Оценка незавершенного производства осуществляется по прямым статьям затрат.

3.8. Учет готовой продукции.

Учет готовой продукции ведется по нормативной себестоимости без применения счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)".

3.9. Учет специальной одежды.

В составе специальной одежды учитываются: специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды).

С целью снижения трудоемкости учетных работ бухгалтерский учет специальной одежды (спецодежды) осуществляется по правилам, установленным для учета основных средств.

Если сроки выдачи специальной одежды не превышают 12 месяцев, то ее стоимость списывается на затраты единовременно. В целях контроля организацией ведется забалансовый учет спецодежды.

Погашение стоимости специальной одежды производится линейным способом, исходя из сроков полезного использования специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

4. Учет финансовых вложений

4.1. Единица бухгалтерского учета финансовых вложений.

Единицей учета финансовых вложений является серия, партия, однородная совокупность финансовых вложений.

Аналитический учет финансовых вложений ведется на счете 58 "Финансовые вложения" по организациям, в которые осуществлены эти вложения. Учет по единице бухгалтерского учета ведется в отдельном журнале.

4.2. Порядок учета затрат на приобретение ценных бумаг.

На основании п. 11 ПБУ 19/02 несущественные по сравнению с договорной стоимостью ценных бумаг затраты на их приобретение включаются в состав расходов организации в том отчетном периоде, когда ценные бумаги приняты к учету.

4.3. Периодичность проведения корректировки оценки финансовых вложений, по которым определяется рыночная стоимость.

В соответствии с п. 20 ПБУ 19/02 указанная корректировка финансовых вложений производится организацией ежеквартально.

4.4. Возможность равномерного доведения первоначальной стоимости ценных бумаг, по которым не определяется рыночная стоимость до их номинальной стоимости.

На основании п. 22 ПБУ 19/02 по долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, разница между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения относится на финансовые результаты по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода.

4.5. Способ оценки финансовых вложений при их выбытии.

В соответствии с п. 26 ПБУ 19/02 при выбытии финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, организацией оценка финансовых вложений производится по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений.

4.6. Периодичность проведения проверки наличия устойчивого снижения стоимости финансовых вложений.

На основании п. 38 ПБУ 19/02 организация проводит указанную проверку один раз в квартал по состоянию на дату составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

5. Организация учета расходов

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств. Расходы подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

5.1. Расходы по обычным видам деятельности.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, приобретением и продажей товаров.

Обычным видом деятельности для организации является производство товарной продукции.

Бухгалтерский учет расходов ведется с использованием счетов:

- 20 "Основное производство";

- 26 "Общехозяйственные расходы";

- 44 "Расходы на продажу".

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежном выражении или иной форме или величине кредиторской задолженности.

5.2. Учет затрат на производство.

По способу включения в себестоимость продукции затраты для целей бухгалтерского учета группируются на прямые и косвенные.

Прямые затраты - это расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть непосредственно (прямо) включены в их себестоимость. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, отражаются по дебету счета 20 "Основное производство". К ним относятся:

- материальные затраты, непосредственно связанные с производством продукции;

- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве продукции.

Расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", списываются в конце каждого месяца в качестве условно-постоянных в дебет счета 90 "Продажи".

На счете 44 "Расходы на продажу" учитываются коммерческие расходы, связанные с продажей готовой продукции. В их составе учитываются:

- расходы на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;

- расходы по доставке продукции до пункта, обусловленного договором, расходы по погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;

- комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;

- расходы по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи;

- расходы на рекламу;

- представительские расходы;

- другие аналогичные по назначению расходы.

Суммы расходов, учтенные на счете 44 и относящиеся к продаже собственной готовой продукции, списываются ежемесячно в дебет счета 90 "Продажи". При этом расходы на упаковку и транспортировку списываются частично. Распределение указанных расходов осуществляется исходя из объема отгруженной продукции.

5.3. Учет расходов будущих периодов (далее - РБП).

В составе РБП учитываются расходы, произведенные в отчетном периоде, которые обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов.

Расходы будущих периодов подлежат списанию равномерно в течение периода, к которому они относятся.

Сроки списания РБП регулируются организацией самостоятельно (устанавливаются приказом руководителя), если иное не следует из законодательных или иных нормативных актов, относящихся к данному объекту учета.

К расходам будущих периодов относятся следующие виды расходов:

- расходы на страхование;

- отпускные;

- лицензии;

- расходы на приобретение программного обеспечения без передачи исключительных прав на программы;

- расходы на сертификацию продукции;

- прочие расходы, относящиеся к будущим периодам.

6. Формирование резервов в целях бухгалтерского учета

Организация не создает резерв по сомнительным долгам, а также не резервирует суммы предстоящих расходов и платежей.

7. Учет расходов по займам и кредитам

7.1. Учет процентов, причитающихся к оплате заимодавцу.

Проценты за пользование заемными средствами включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов исходя из условий предоставления займа (кредита).

7.2. Порядок признания дополнительных затрат по займам.

В соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 107н (далее - ПБУ 15/2008) дополнительные затраты по займам включаются в состав прочих расходов единовременно.

8. Учет активов и обязательств,

стоимость которых выражена в иностранной валюте

На основании п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утвержденного Приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. N 154н, организация не производит пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации и средств на банковских счетах (банковских вкладах), выраженной в иностранной валюте на дату изменения курса.

9. Организация учета доходов

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

- доходы от обычных видов деятельности;

- прочие доходы.

9.1. Учет доходов от обычных видов деятельности организации.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от реализации товарной продукции.

Выручка признается в том отчетном периоде, в котором организация признает задолженность покупателя согласно условиям договора, независимо от фактического поступления средств или иного имущества и (или) имущественных прав в оплату за отгруженную продукцию.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

9.2. Прочие доходы.

Доходы, отличные от доходов по обычным видам деятельности, считаются прочими поступлениями организации. Доходы, полученные организацией от операций простого товарищества, признаются прочими доходами.

10. Особенности учета, связанные с отнесением организации

к субъектам малого предпринимательства

На основании ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" организация признается субъектом малого предпринимательства и не применяет в бухгалтерском учете:

- Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н;

- Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01, утвержденное Приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 96н;

- Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. N 48н.

11. Бухгалтерская отчетность организации

Организация является субъектом малого предпринимательства и представляет бухгалтерскую отчетность в следующем составе:

- бухгалтерский баланс (форма N 1);

- отчет о прибылях и убытках (форма N 2);

- пояснительная записка.

В соответствии с ПБУ 20/03 в бухгалтерской отчетности организация раскрывает, в том числе следующую информацию:

- цель совместной деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и т. д.) и вклад в нее;

- способ извлечения экономической выгоды или дохода (совместно осуществляемые операции, совместно используемые активы, совместная деятельность);

- классификация отчетного сегмента (операционный или географический);

- стоимость активов и обязательств, относящихся к совместной деятельности;

- суммы доходов, расходов, прибыли или убытка, относящихся к совместной деятельности.

Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности организации об участии в договоре простого товарищества осуществляется в пояснительной записке в соответствии с правилами, установленными Положением по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2000), утвержденным Приказом Минфина России от 27 января 2000 г. N 11н.

Методологические аспекты учетной политики в части

ведения налогового учета

1. Общие положения

Налоговый учет в организации ведется бухгалтерской службой в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.

При ведении налогового учета организацией используется принцип максимального сближения налогового учета с существующей в компании системой бухгалтерского учета.

Налоговый учет ведется в рамках единой учетной системы бухгалтерского учета и налогового учета. План счетов бухгалтерского учета адаптирован для налогового учета на уровне организации аналитического учета доходов и расходов. При формировании рабочего плана счетов, расходы, признаваемые для целей бухгалтерского и налогового учета в различном порядке, учитываются на обособленных субсчетах.

Подтверждением данных налогового учета являются:

- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

- аналитические регистры налогового учета;

- расчет налоговой базы.

В качестве налоговых регистров организацией используются все формы отчетов, составленные в единой системе бухгалтерского и налогового учета.

Аналитическими регистрами налогового учета являются регистры бухгалтерского учета по всем счетам с номером субсчета, снабженные дополнительной информацией. В отдельных случаях ведутся самостоятельные регистры налогового учета. Перечень самостоятельных регистров налогового учета приведен в приложении N 7 к настоящему Положению об учетной политике организации.

Реквизиты регистров налогового учета:

- наименование регистра;

- период (дату) составления;

- измерители операции в натуральном (при необходимости) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Регистры налогового учета в течение налогового периода ведутся в электронном виде, по окончании налогового периода (года) регистры выводятся на печать.

2. Налог на прибыль организаций

2.1. Порядок признания доходов и расходов для целей налогообложения.

Доходы и расходы для целей налогообложения признаются организацией методом начисления.

2.2. Классификация доходов.

К налогооблагаемым доходам организации относятся:

- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации).

- внереализационные доходы.

Доходами от реализации признается выручка от реализации собственной продукции.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованную продукцию, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Датой получения доходов от реализации признается дата реализации, определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ. Доходы организации, отличные от доходов от реализации, признаются внереализационными доходами, учитываемыми в соответствии с требованиями ст. 271 НК РФ.

Информация для налогового учета доходов, относящихся к текущему отчетному (налоговому) периоду, берется из данных бухгалтерского учета, который позволяет выделить доходы в соответствии с классификацией доходов, изложенной в настоящем пункте.

По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются организацией самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов, на основе приказа руководителя.

Доходы, полученные организацией от участия в договоре простого товарищества, включаются в состав внереализационных доходов в последний день отчетного (налогового) периода (пп. 5 п. 4 ст. 271 НК РФ).

2.3. Порядок признания расходов для целей налогообложения.

Расходами организации признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ) убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Основанием для признания в целях налогового учета некоторых расходов является наличие приказа руководителя организации с указанием цели производимых затрат.

В случае, когда обоснованность расходов требует доказательства, то решение о включении указанных расходов в уменьшение налогооблагаемой прибыли принимается на основании специальных расчетов.

2.4. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию.

В силу ст. 318 НК РФ расходы организации на производство и реализацию делятся на прямые и косвенные.

В составе прямых затрат организацией учитываются:

- материальные затраты, непосредственно связанные с производством продукции;

- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве продукции.

Все иные расходы налогоплательщика, осуществленные организацией в течение отчетного (налогового) периода, за исключением внереализационных расходов признаются косвенными расходами.

Сумма косвенных расходов в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода и внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, в стоимости которой они учтены с учетом положений настоящего пункта Положения об учетной политики организации.

Информация для налогового учета расходов, относящихся к текущему отчетному (налоговому) периоду берется из данных бухгалтерского учета, который позволяет выделить расходы в соответствии с указанной выше группировкой.

2.5. Порядок оценки остатков НЗП и готовой продукции на складе.

Оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится на основании данных о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НЗП.

Оценка остатков готовой продукции на складе определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток НЗП), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию.

2.6. Оценка сырья и материалов.

Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей (п. 2 ст. 254 НК РФ).

2.7. Метод оценки сырья и материалов при списании их стоимости на расходы.

При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве продукции, применяется метод оценки по средней стоимости.

2.8. Учет спецодежды.

Если стоимость специальной одежды превышает 20 000 руб. и срок ее выдачи превышает год, то специальная одежда включается в состав амортизируемого имущества. Погашение стоимости спецодежды производится посредством начисления амортизации линейным методом.

2.9. Налоговый учет амортизируемого имущества.

2.9.1. Основные средства.

Под основными средствами в целях налогообложения понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальная стоимость которого превышает 20 000 руб.

Имущество, первоначальной стоимостью до 20 000 руб. включительно и сроком полезного использования до 12 месяцев, не входит в состав амортизируемого имущества. Стоимость такого имущества включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Первоначальная стоимость ОС определяется как сумма расходов организации на его:

- приобретение (сооружение, изготовление);

- доставку;

- доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Сумма возмещаемых налогов (НДС и акцизов) в первоначальную стоимость ОС не включается.

В целях максимального сближения учетов во всех возможных случаях организация использует "бухгалтерский" порядок формирования первоначальной стоимости ОС.

Срок полезного использования основных средств определяется комиссией, назначаемой приказом руководителя, при вводе ОС в эксплуатацию на основании Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Классификация ОС).

По ОС, не указанным в Классификации ОС, срок полезного использования устанавливается организацией самостоятельно в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей (п. 5 ст. 258 гл. 25 НК РФ).

В случае приобретения основных средств, бывших в употреблении, организация определяет норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником (п. п. 7, 12 ст. 258 НК РФ).

Амортизация ОС производится линейным методом. Смена метода начисления амортизации производится с начала очередного налогового периода (в части перехода с линейного метода на нелинейный метод временных ограничений не установлено).

Организация не использует право амортизационной премии.

В силу ст. 318 НК РФ амортизация ОС распределяется на прямые и косвенные расходы. В составе прямых расходов учитываются суммы амортизации ОС, учтенные на счете 20 "Основное производство", в составе косвенных расходов учитываются суммы амортизации, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы".

В налоговом учете резерв на ремонт ОС не создается, "ремонтные" расходы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией по мере выполнения ремонтных работ в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Расходы на модернизацию "малоценных" ОС, включаются в состав расходов, учитываемых при налогообложении, единовременно. Сегодня против этого финансисты не возражают, на что указывает письмо Минфина России от 2 апреля 2009 г. N 03-03-06/2/74.

2.9.2. Нематериальные активы.

В налоговом учете НМА признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Признание объекта учета в качестве НМА производится при условии того, что результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности отвечают следующим условиям:

- объект способен принести организации экономические выгоды (доход);

- у организации имеются документы, подтверждающие существование самого нематериального актива и (или) исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

Определение срока полезного использования объекта НМА производится исходя из срока действия охранных документов и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.

В отношении НМА, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет.

Начисление амортизации по НМА производится линейным методом.

2.9.3. Налоговый учет резервов.

Организация создает резерв по сомнительным долгам в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.

Резервы предстоящих расходов для налогового учета не создаются.

2.9.4. Реализация ценных бумаг.

При реализации или ином выбытии ценных бумаг списание на расходы стоимости выбывших ценных бумаг определяется по стоимости каждой единицы (п. 9 ст. 280 НК РФ).

2.9.5. Отчетный период по налогу на прибыль. Уплата авансовых платежей.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Организация уплачивает квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

3. Налог на добавленную стоимость

Организация на основании ст. 143 НК РФ признается налогоплательщиком НДС.

В соответствии с договором простого товарищества организация является участником, ведущим общий учет операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС.

Налоговый учет по НДС осуществляется бухгалтерской службой компании. Сведения об операциях, осуществленных в рамках простого товарищества, подаются организацией в единой налоговой декларации по НДС в общеустановленном порядке.

В качестве базы, используемой для получения необходимой информации в целях определения объектов налогообложения, используются данные регистров бухгалтерского учета.

3.1. Порядок нумерации счетов-фактур.

Нумерация счетов-фактур производится организацией в порядке возрастания с начала календарного года.

Нумерация "авансовых" счетов-фактур производится с использованием префикса - буквенной приставки, идущей впереди основного номера документа, например: Ав N 00001.

На счетах-фактурах по налогооблагаемым операциям, осуществляемым в рамках договора простого товарищества, проставляется специальная отметка "С. Д".

3.2. Организация раздельного учета по НДС.

В целях применения налоговых вычетов организацией ведется раздельный учет по суммам "входного" НДС в разрезе основной деятельности и суммам "входного" налога, относящимся к совместной деятельности. Раздельный учет ведется на субсчетах второго порядка, открытых к счетам 19, 68 и 76. Входящие счета-фактуры, относящиеся к операциям в рамках совместной деятельности, помечаются специальной отчеткой "С. Д".

Методика ведения раздельного учета по НДС приведена в приложении N 8 к настоящему Положению об учетной политике организации.

3.3. Порядок применения вычетов налога на добавленную стоимость по расходам будущих периодов.

Налог на добавленную стоимость, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг) и имущественных прав, которые будут учтены в расходах будущих периодов, принимается к вычету единовременно при одновременном выполнении условий, перечисленных в ст. 172 НК РФ:

- расходы осуществлены в рамках налогооблагаемой деятельности;

- товары, работы, услуги приняты к учету;

- имеется счет-фактура, оформленный надлежащим образом.

Список приложений к настоящему Положению

об учетной политике организации

Приложение N 1 - рабочий план счетов.

Приложение N 2 - самостоятельно разработанные формы первичных документов, применяемые организацией.

Приложение N 3 - перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов.

Приложение N 4 - график документооборота.

Приложение N 5 - Порядок проведения ежеквартальной инвентаризации.

Приложение N 6 - перечень лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет.

Приложение N 7 - перечень самостоятельных регистров налогового учета.

Приложение N 8 - методика ведения раздельного учета по НДС.

Название документа