Самозащита прав - новый институт в российском праве

(Казакова Е. Б.) ("Нотариус", 2010, N 3) Текст документа

САМОЗАЩИТА ПРАВ - НОВЫЙ ИНСТИТУТ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ <*>

Е. Б. КАЗАКОВА

-------------------------------- <*> Kazakova E. B. Self-defense of rights - new institute in russian law.

Казакова Е. Б., доцент кафедры частного права, кандидат юридических наук, Пензенский государственный университет.

В статье показывается развитие института самозащиты. Особо подчеркивается межотраслевой характер самозащиты, выявляются ее особенности, вскрываются проблемы ее правового регулирования на практике. В заключение делается вывод о необходимости дальнейшего изучения и совершенствования института самозащиты.

Ключевые слова: самозащита, самостоятельные действия по защите своих прав, расправа, потерпевший, виновный, самоуправства, права человека, расправа, спор, суд, Конституция РФ.

The article shows development of the institute of self-defense; specially stresses inter-branch character of self-defense; reveals its peculiarities, the problems of its legal regulation in practice. At the end the author makes a conclusion on the necessity of further study and improvement of the institute of self-defense.

Key words: self-defense, independent actions on protection of one's own rights, outrage, suffered person, guilty, arbitrariness, human rights, dispute, court, Constitution of the RF.

Самозащита - это межотраслевой комплексный институт права. Юридическую основу самозащиты составляют нормы Конституции РФ (ст. 45), а также отраслевые нормы: о самозащите гражданских прав (ст. 14 ГК РФ), о самозащите трудовых прав (ст. 379 ТК РФ), о необходимой обороне (ст. 37 УК РФ и ст. 1066 ГК РФ), о крайней необходимости (ст. 39 УК РФ, ст. 1067 ГК РФ и ст. 2.7 КоАП РФ). Целью правового института самозащиты прав является выработка и совершенствование механизма обеспечения гарантий реализации прав и свобод гражданина и надежной, эффективной их защиты в случае нарушения либо несвоевременного предоставления <1>. -------------------------------- <1> См.: Горбачева С. В. Самозащита прав по российскому законодательству: Дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2005. С. 12.

Самозащита издавна привлекала внимание исследователей. Истоки самозащиты можно обнаружить в предправовых представлениях и обычаях первобытного общества <2>. -------------------------------- <2> См.: Веретенникова С. Н. Меры самозащиты в российском гражданском праве: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 11.

Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались под воздействием мифологических представлений, в частности о том, что полис (город-государство) и его законы имеют божественное происхождение и опираются на божественную справедливость. Поиски объективной нормы справедливости и права для полиса и граждан вели в свое время пифагорейцы (VI - V вв. до н. э.), в высказываниях которых также можно усмотреть зачатки идеи самозащиты <3>. Пифагор и его последователи стояли у истоков широко распространившегося представления о том, что жизнь людей должна быть реформирована и приведена в соответствие с выводами философии о полисе, справедливости и "надлежащей мере" в человеческих взаимоотношениях <4>. Пифагорейцы сформулировали весьма важное для последующих сторонников естественных прав человека положение о том, что "справедливое состоит в воздаянии другому равным" <5>, которое можно считать философской абстракцией и интерпретацией принципа талиона. Причем пифагорейцы под равенством подразумевали изменчивую меру для каждого отдельного случая, а не единую меру и общий масштаб для различных случаев <6>. -------------------------------- <3> См.: Там же. С. 12. <4> См.: Нерсесянц В. С. Права человека в истории политико-правовой мысли // Права человека: Учеб. для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1998. С. 39. <5> Аристотель. Афинская полития. М., 1996. С. 17 - 18. Цит. по: Нерсесянц В. С. Философия права: Учеб. для вузов. М., 2000. С. 401. <6> См.: Зорькин В. Д. Политические и правовые учения Древней Греции и Древнего Рима. Раннее христианство // История политических и правовых учений: Древний мир / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М.: Наука, 1985. С. 219.

Процесс становления и углубления теоретических концепций прав человека в Древней Греции выразился в обосновании объективных естественно-правовых основ полиса и его законов. Впервые идея естественного равенства и свободы всех людей высказана софистами (V - IV вв. до н. э.). Она получила дальнейшее обоснование в трудах Сократа, Платона и других мыслителей. Так, характеризуя справедливость в идеальном государстве, Платон писал, что она (справедливость) состоит в том, "чтобы никто не захватывал чужого и не лишался своего" <7>. -------------------------------- <7> Нерсесянц В. С. Указ. соч. С. 43.

Позднее возможность осуществления самостоятельных действий по защите своих прав нашла отражение в идеях обеспечения индивидуальной свободы и взаимной безопасности людей Эпикура (341 - 270 гг. до н. э.). Дальнейшее развитие греческая мысль получила у римлян. Цицерон видел значение справедливости в плане прав человека в том, что "она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними" <8>. -------------------------------- <8> Веретенникова С. Н. Указ. соч. С. 14.

Существенный вклад в развитие юридических представлений о правах человека внесли римские юристы. В своих теоретических построениях они использовали естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и политической справедливости и т. д. Однако они не ограничились простым заимствованием положений своих предшественников, а применяли их творчески и развивали дальше. Одними из главных достижений римских ученых были создание самостоятельной науки юриспруденции и разработка отдельных юридических дисциплин (в частности, гражданского права). Так, в римском праве в рамках цивилистики появилось понятие "самоуправство" (первоначальная форма защиты прав), которое в настоящее время считается прародителем самозащиты. Римский народ подобно многим другим народам до образования государственного суда пережил эпоху частной расправы с нарушителями права. Длительное время потерпевшие защищали свои права сами. Частная саморасправа на определенном этапе общественного развития постепенно ограничивается, и устанавливается некоторый порядок применения насилия к обидчику - действуй по принципу "Зуб за зуб, око за око". Подтверждением этому являлась закрепленная законом форма защиты нарушенного права в виде непосредственной расправы потерпевшего с виновным. Каждый считавший свое право неправомерно нарушенным расправлялся с обидчиком собственными силами и силами своей семьи, ближайших родственников и др. Правым был победивший в схватке, поскольку считалось, что боги давали ему силу для достижения победы в борьбе за справедливость. Над обидчиком чинилась расправа. Если возникали имущественные споры, вытекавшие из сделок между лицами, то государственные органы защищали права граждан лишь в случае, когда для данной категории дел была установлена возможность предъявления иска. Иными словами, несмотря на существовавшие права, их судебная защита не всегда обеспечивалась государством <9>. -------------------------------- <9> См.: Подопригора А. А. Основы римского гражданского права. Киев, 1990. С. 43 - 45.

Постепенно формы и способы частной саморасправы с нарушителями прав и имущественных интересов стали меняться. Проходит время, и государство провозглашает: "Прекратите саморасправу!" <10>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Римское частное право" (под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского) включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004. ------------------------------------------------------------------ <10> Римское частное право / Под ред. И. Б. Новицкого. М., 2006. С. 51.

С этого момента частная саморасправа полностью прекращается, а рассмотрение и разрешение споров независимо от их характера переходят в компетенцию государственного суда. Защита прав и интересов граждан становится делом государства, хотя некоторые элементы частной саморасправы, отдельные ее следы еще долго сохраняются даже в развитом римском праве. Так, в Дигестах Юстиниана было зафиксировано правило, согласно которому насилие дозволяется отражать силой (Д.43.16.1.27). По этому поводу Ульпиан повторяет записанное еще Кассием правило: vim vi repellere licet (насилие дозволено отражать силой), и добавляет, что оно приравнивается к предписаниям естественного права - naturae comporatur. Это означало, что насильственные действия могут предприниматься заинтересованными лицами в своих интересах лишь в чрезвычайных случаях как состояние необходимой обороны, когда самоуправство было лишь средством защиты против неправомерного нападения, направленного против лица или его имущества (Д.43.16.1.28). Наиболее активно самозащита изучалась в конце XIX - начале XX в. В отечественном гражданском законодательстве появление норм о самозащите стало результатом огромных научных исследований, проведенных отечественными учеными, которые и подготовили почву для внедрения в российское законодательство этого нового для него института. И естественно, что для более полного и всестороннего изучения природы и сущности такой правовой категории в современном праве России, как самозащита, необходимо ознакомиться с историей становления и развития данного института в российской цивилистике. Попытки определения понятия "самозащита" предпринимались и в проекте Гражданского уложения 1910 г., в котором нормы ст. 99 - 101, находящихся в главе о способах охранения прав, были посвящены вопросам необходимой обороны и крайней необходимости <11>. -------------------------------- <11> См.: Гражданское уложение. Проект / Под ред. И. М. Тютрюмова. Т. 1. СПб., 1910. С. 104 - 108.

Пробелы в правовом регулировании данного вопроса пыталась восполнить судебная практика. Кроме того, хотелось бы отметить, что российские цивилисты досоветского времени (Д. И. Мейер, К. Н. Анненков, Ю. С. Гамбаров, В. И. Синайский) <12> внесли неоценимый вклад в дело изучения института самозащиты гражданских прав. -------------------------------- <12> См.: Мейер Д. И. Русское гражданское право. М., 2000. С. 301 - 302; Анненков К. Система русского гражданского права. Т. 1. Введение и Общая часть. СПб., 1894. С. 564; Гамбаров Ю. С. Курс гражданского права. Т. I. Часть Общая. СПб., 1911. С. 400; Синайский В. И. Русское гражданское право. Вып I. Общая часть. Вещное право. Авторское право. Киев, 1917. С. 131.

Рассматривая и анализируя работы видных юристов конца XIX - начала XX в. по вопросам самозащиты, нельзя не сказать о проекте Гражданского уложения Российской империи, который по праву считается памятником российской цивилистической мысли. В нем воплотились научные разработки дореволюционных российских цивилистов, в том числе и в области исследования института самозащиты гражданских прав. И хотя проекту так и не суждено было стать законом, первые попытки законодательного закрепления норм о самозащите были предприняты. Таким образом, следует отметить, что научные разработки российских цивилистов досоветского времени явились неоценимым вкладом в дело изучения института самозащиты гражданских прав. Многие идеи, высказанные ими, не потеряли своей актуальности и сегодня и могут быть использованы для исследования этого правового института, который наконец-то законодательно закреплен в нашей стране. Основу правового регулирования права на самозащиту составляют конституционные нормы, которые закрепляют институт защиты (возможность защиты) прав граждан и юридических лиц в целом, а также устанавливают правовые гарантии его реального осуществления. В России в соответствии с Конституцией признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; при этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Согласно ст. 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Статья 45 Конституции гарантирует право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Самозащита во всех своих проявлениях есть правовая конституционная гарантия осуществления права на защиту, закрепленная в ч. 2 ст. 45 Конституции. Во всех случаях это односторонние действия управомоченного лица, направленные на защиту своих прав и интересов, которые осуществляются без обращения за помощью в государственные органы. Данные действия признаются всеми отраслями права правомерными. Сложность в анализе нового для России института самозащиты прав вызвана тем фактом, что в действующем российском законодательстве отсутствует четкое определение данного правового института. В Российской Федерации самозащита впервые признана конституционным правом человека (ст. 30 Декларации прав и свобод человека и гражданина, ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). В 1994 г. в Гражданском кодексе РФ (ст. 14) было закреплено право на самозащиту гражданских прав, в 2001 г. в Трудовом кодексе РФ (гл. 59) были урегулированы формы самозащиты работниками трудовых прав. Таким образом, в России начинает формироваться законодательство, регламентирующее правоотношения по самостоятельной защите человеком своих прав и свобод. Тем не менее самозащита как отдельный комплексный институт права фактически пока не имеет фиксированных, четко установленных границ. Современный российский законодатель определяет самозащиту в общих чертах, не пытаясь ее детализировать. Поэтому исследование правового регулирования самозащиты прав является особенно актуальным для России как с теоретической, так и с практической точки зрения. Анализ правовых норм и изучение практики их применения помогут выработать предложения, реализация которых будет способствовать единообразному толкованию соответствующих норм, что, безусловно, важно для правильного их применения.

------------------------------------------------------------------

Название документа