Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в сети Интернет

(Паламарчук А. В.) ("Законность", 2010, N 7) Текст документа

ЗАЩИТА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

А. В. ПАЛАМАРЧУК

Паламарчук Анатолий Владимирович, начальник главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ, заслуженный юрист РФ.

В статье рассматриваются проблемы защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности при их использовании в сети Интернет.

Ключевые слова: сеть Интернет; надзор; авторские права; результат интеллектуальной деятельности; исключительные права.

Protection of exclusive rights to the results of intellectual activities on the Internet A. V. Palamarchuk

The article reveals problems of protection of exclusive rights to the results of intellectual activities when in use on the Internet.

Key words: the Internet; supervision; copyright; results of intellectual activities; exclusive rights.

В настоящее время Интернет переполнен материалами, нарушающими авторские и смежные права. Во всемирной Сети сегодня можно скопировать практически любые книги, статьи, аудио - и видеозаписи, а также другие материалы, размещенные с нарушением исключительных прав их создателей.

Решение проблемы несоблюдения авторских прав в интернет-пространстве волнует сегодня все мировое сообщество. В одном из выступлений Президент России указал на необходимость создания такого правового режима, который позволит отстаивать наиболее важные позиции авторского права в интернет-среде <1>. -------------------------------- <1> Выступление Президента РФ Д. Медведева на встрече с руководством Всероссийской политической партии "Единая Россия", www. kremlin. ru.

Россия - участница Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г., Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г., Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция 1961 г.). Согласно ст. 1 Всемирной конвенции об авторском праве каждое Договаривающееся государство обязуется принять все меры по обеспечению соответствующей и эффективной охраны прав авторов и других лиц, обладающих авторским правом, на литературные, научные и художественные произведения, в том числе: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические и др. Развивая положения международно-правовых актов, Конституция РФ гарантирует охрану интеллектуальной собственности (ст. 44). С 1 января 2008 г. введена в действие четвертая часть Гражданского кодекса РФ (далее - ГК), подробно регламентирующая вопросы интеллектуальной собственности в целом и вопросы авторского права в частности. Так, закреплено исключительное право на результат интеллектуальной деятельности: третьи лица не могут использовать произведения без согласия правообладателя (ст. 1229 ГК). Пунктом 1 ст. 1225 ГК установлен исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию перечень охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана. К ним относятся произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; базы данных; исполнения; фонограммы; изобретения; фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; коммерческие обозначения и др. Установлено исключительное право автора на использование произведения путем доведения его до всеобщего сведения (ст. 1270). Аналогичным правом обладают исполнитель, изготовитель фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания (ст. ст. 1317, 1324, 1330). Следовательно, в России закон запрещает размещение в сети Интернет произведений, фонограмм, сообщений радио - или телепередач без разрешения правообладателя. Законодательство РФ предусматривает гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Важна с точки зрения прокурорского надзора ст. 1253 ГК, устанавливающая, что в случае, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд может принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора. Если исключительные права нарушает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке. Автор или иной обладатель исключительного права на произведение вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в размере, определяемом по усмотрению суда (ст. 1301 ГК). В отношении лиц, причастных к незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, применяется административная ответственность по ст. 7.12 КоАП ("Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав"). Этот вид ответственности распространяется на граждан и юридических лиц и влечет наложение административного штрафа. В арсенале прокуроров есть полномочия по возбуждению производства по административным делам. Однако по данным статистики в последнее время значительно снизилось количество лиц, привлекаемых к административной ответственности за нарушения законов об охране интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав по постановлениям прокуроров (2008 г. - привлечено 2001 лицо, 2009 г. - 1574). Постепенно получает развитие и институт уголовно-правовой ответственности за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК). Ежегодно в нашей стране регистрируется около 7 тыс. преступлений этой категории. Таким образом, в настоящее время в России есть нормативно-правовая база для борьбы с "цифровым пиратством", постепенно нарабатывается практика правоприменения, но есть и проблемы, присущие правовым системам большинства стран. Современные "компьютерные пираты" активно используют пробелы национального законодательства и создают новые технологические способы распространения объектов интеллектуальной собственности в сети Интернет. Широкое распространение получили торрент-ресурсы, позволяющие при помощи специальных программ осуществлять обмен информацией большого объема между конечными пользователями. При этом объекты интеллектуальной собственности не размещаются на самих торрент-ресурсах, что дает возможность их владельцам избегать какой-либо ответственности за подобные услуги. В этой связи назрела необходимость установления в национальном законодательстве механизма привлечения к ответственности владельцев торрент-ресурсов. Более эффективной защите исключительных прав в сети Интернет будет служить введение норм о привлечении к ответственности и владельцев сайтов, предоставляющих возможность доведения до всеобщего сведения объектов авторских и смежных прав путем размещения ссылок для доступа к таким объектам ("скачивания"), находящимся на сторонних серверах, не принадлежащих владельцам этих сайтов. Информационное интернет-пространство экстерриториально, а неоднородность законодательства различных стран и отсутствие единых правовых норм создают дополнительные трудности для пресечения незаконного контента и установления виновных лиц. Этим пользуются нарушители, размещая свои ресурсы в странах со слабо развитым законодательством. Даже если нарушающий исключительные права сайт закрывается в соответствии с нормами национального законодательства, он практически сразу "возрождается" в сегментах сети Интернет других стран. Поэтому развитию национального законодательства должна сопутствовать разработка международных процедур для оперативного обмена информацией и закрытия сайтов, нарушающих правовой режим интеллектуальной собственности, в сегменте сети Интернет любой страны. На современном этапе прокурорам необходимо включиться в работу по защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации в интернет-пространстве, используя предоставленные законом полномочия. Прежде всего, для профилактики подобного рода нарушений целесообразно объявлять предостережения о недопустимости нарушения закона юридическим лицам, специализирующимся на размещении информации в сети Интернет. В случае выявления нарушения законодательства об охране интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав при ее использовании в сети Интернет прокурор вправе внести представление об устранении нарушений закона. При наличии в действиях владельца сайта признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.12 КоАП, прокурор может вынести постановление о возбуждении административного производства. В исключительных случаях, когда юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает авторские и иные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, а ранее принятые меры прокурорского реагирования к желаемому результату не привели, прокурору следует использовать предоставленное ст. 1253 ГК полномочие по обращению в суд с заявлением о ликвидации юридического лица. Для такого жесткого реагирования требуются квалифицирующие признаки - "неоднократность" и "грубое нарушение исключительных прав". При выявлении в ходе соответствующих проверок признаков уголовно наказуемого деяния (ст. 146 УК) прокурор должен оперативно вынести постановление о передаче материалов в органы, уполномоченные на проведение проверки в соответствии со ст. ст. 144, 145 УПК. В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов об охране интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав прокурорам следует сосредоточить усилия на мерах упреждающего характера в отношении юридических лиц, которые в массовом порядке тиражируют авторские произведения. Ни в коем случае действия прокуроров не должны направляться против пользователей, которые, добросовестно внося плату за Интернет, обладают правом на доступ к информации и не должны проверять правомерность деятельности владельцев сайтов, обязанных урегулировать свои правоотношения с авторами и правообладателями. При осуществлении надзорной работы прокурорам необходимо наладить взаимодействие с общественными правозащитными организациями, которые могут предоставить информацию о нарушениях исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности при их использовании в сети Интернет.

------------------------------------------------------------------

Название документа