Кошелек или веб-суррогат?

(Шахунян М.)

("ЭЖ-Юрист", 2010, N 24)

Текст документа

КОШЕЛЕК ИЛИ ВЕБ-СУРРОГАТ?

М. ШАХУНЯН

Марина Шахунян, главный советник Комитета Государственной Думы по финансовому рынку.

Быстрое развитие экономики Интернета, в том числе операций дистанционной купли-продажи, привело к появлению новых электронных систем осуществления расчетов между экономическими субъектами, поскольку традиционные механизмы не поспевали за растущими потребностями рынка.

Широкую популярность приобрели, в частности, так называемые электронные деньги, о которых мы расскажем в этой статье.

Электронные деньги (ЭД), а точнее электронные платежи, представляют собой оплату товаров и услуг третьим лицам, совершаемую покупателем через электронную платежную систему при помощи средств, учитываемых на пользовательском счете в платежной системе.

Сфера применения ЭД в мировой практике весьма широка: оплата товаров и услуг в интернет-магазинах; оплата цифрового контента, электронных билетов, игр; осуществление регулярных платежей, например за доступ в Интернет, телефонию или коммунальные услуги.

Быстрое развитие индустрии ЭД в условиях правовой неурегулированности этой новой сферы экономических отношений привлекло пристальное внимание надзорных органов развитых стран в середине 1990-х гг. Перспектива частичного замещения традиционных средств платежа ЭД вызывала волнение в связи с угрозой необеспеченной эмиссии, способной оказать дополнительное инфляционное давление и снизить эффективность национальной кредитно-денежной политики. Очевидной была и правовая незащищенность пользователей платежных систем. К сожалению, технологии электронных платежей нашли применение также в рамках операций по легализации незаконно полученных доходов и уходу от налогообложения. Критики указывали на сомнительные преимущества ЭД, в том числе возможность уклонения от требований, установленных законодательством для безналичных расчетов (требований об открытии счета, идентификации и др.).

Проблемы регулирования

В Европе первые шаги к урегулированию сферы электронных платежей были сделаны в 2000 г. с принятием Европейской комиссией двух директив (2000/28/EC и 2000/46/EC). В данных документах институты, занимающиеся эмиссией ЭД, были отнесены к категории специфических кредитных организаций, что означало распространение на них ряда пруденциальных норм банковского надзора.

В США индустрия ЭД регулируется на основе общих принципов, применяемых к небанковским организациям, оказывающим расчетные и платежные услуги и лишенным права привлекать депозиты. В 2000 г. был принят Универсальный закон о денежных услугах (Uniform Money Services Act), определивший единые для всех штатов подходы к регулированию деятельности провайдеров платежных сервисов. Эмиссия ЭД с позиции данного законодательного акта подпадает под понятие денежных переводов, в то время как деятельность по их погашению классифицируется как операции обналичивания чеков.

В России индустрия ЭД развивается в условиях правовой неопределенности и наличия ряда законодательных пробелов. Деятельность провайдеров интернет-платежей регулируется на основе общих принципов гражданского права, но сложившаяся практика использования ЭД не позволяет гарантировать соблюдение законных прав и интересов клиентов, а также требований публично-правового характера, в частности в сфере валютного регулирования, валютного и налогового контроля, а также в сфере противодействия отмыванию незаконных доходов и финансированию терроризма.

От теории к практике

Для юридического оформления деятельности платежных систем на практике используется ряд договорных схем, которые зачастую имеют неопределенные правовые последствия.

Первая схема - агентская: платежная система (например, "Яндекс. Деньги") является агентом поставщиков товаров и услуг, с которыми у платежной системы заключены договоры по сбору платежей у пользователей.

До недавнего времени такие платежные системы существовали под страхом признания их деятельности банковской, осуществляемой без соответствующей лицензии. Принятие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" частично сняло проблему законодательного пробела, но не урегулировало все вопросы деятельности электронных платежных систем. Дело в том, что операция пополнения электронного кошелька не всегда напрямую связана с возникновением денежных обязательств физического лица перед поставщиком.

Второй распространенный вариант организации деятельности платежных систем связан с привлечением кредитных организаций для эмиссии инструментов, посредством которых осуществляются расчеты между клиентами. Так, WebMoney Transfer использует в качестве инструмента расчета в рублях электронные чеки на предъявителя. Правовые риски чековой схемы расчетов обусловлены признанием в российском законодательстве электронных чеков на предъявителя и возможностью трактовки их в качестве денежных суррогатов, расчеты которыми запрещены.

Правила поведения

Отсутствие четких норм в сфере электронных платежей создает возможность для разного рода злоупотреблений, а также ставит добросовестных участников в условия повышенных правовых рисков. В целях достижения прозрачности и предсказуемости новой сферы деятельности целесообразно урегулировать ее определенными правилами поведения. Однако на текущем этапе формирования режима регулирования ЭД с формальной точки зрения не дано даже их понятие.

Как уже было отмечено в определении выше, следует говорить об электронных платежах, а не электронных деньгах. Электронные платежи по своей экономической сущности скорее относятся к инструментам, то есть лишь техническим средствам проведения расчетов, а не к деньгам как таковым. ЭД можно рассматривать только как эквивалент национальной валюты, поскольку они не являются законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории государства. Они обращаются при условии добровольного согласия участников системы. Кроме того, электронные платежные системы не осуществляют эмиссию, во всяком случае, не должны этого делать.

Из определения экономической сущности ЭД вытекает дальнейшее содержание регулирования данной сферы. При формировании законодательной базы можно было бы отнести ЭД к иным формам безналичных расчетов, предусмотренных ст. 861 ГК РФ.

Отношения, возникающие при выпуске и использовании ЭД, по своей природе схожи с отношениями по договору банковского счета (вклада) при осуществлении безналичных расчетов. Использование ЭД, так же как и проведение безналичных расчетов, связано с передачей определенной суммы денежных средств оператору - лицу, осуществляющему прием денежных средств, их хранение и учет. "Предоплаченность" ЭД означает, что при их выдаче не происходит денежной эмиссии, как не происходит эмиссии и при внесении денежных средств на банковский счет.

Отношения по поводу ЭД, как и отношения по осуществлению безналичных расчетов, имеют обязательственную природу. С учетом того что денежные средства передаются клиентом оператору без какого-либо встречного удовлетворения, у клиента возникает денежное требование к оператору. Передача ЭД от одного клиента другому означает передачу денежного требования от одного кредитора оператора другому его кредитору.

В том случае, если ЭД будут признаны лишь одним из способов платежа, практическая целесообразность создания специального закона, регулирующего новое явление, не столь велика, поскольку ГК РФ достаточно четко регулирует безналичные расчеты.

Вместе с тем не следует однозначно ставить знак равенства между ЭД и безналичными расчетами, тем более банковскими безналичными расчетами. Ограничение круга субъектов, через которые можно будет осуществлять расчеты с использованием ЭД, банковскими организациями, вызывает критику со стороны иных участников рынка и не в полной мере отвечает интересам пользователей ЭД. Область применения ЭД отличается от области применения расчетов, производимых через банки: ЭД возникли в противовес подобным расчетам как инструмент более легкий и гибкий.

Некоторые специалисты предлагают с точки зрения права приравнять ЭД и предоплаченный финансовый продукт. Предоплаченный финансовый продукт - это денежное обязательство банка в электронной форме, заменяющее в процессе его обращения требования физических или юридических лиц по оплате товаров, работ и услуг. Как уже отмечено выше, предоплаченность - одна из характеристик ЭД, но она не императивна для всех без исключения разновидностей ЭД. В ряде случаев на счете пользователя в платежной системе появляется некая ценность, способная выступать в качестве ЭД, но не предполагающая предварительного внесения на счет эквивалента в национальной валюте (бонусные программы "Аэрофлот Бонус", "МегаФон-Бонус" и т. д.).

Описанные выше моменты - это только часть юридических загвоздок, которые возникли при попытке определить сущность и понятие ЭД. Для создания эффективной законодательной базы предстоит решить еще множество различных вопросов.

Необходимо определить субъектный состав участников рынка, их правоспособность, требования к их системам управления рисками, механизм надзора. Нужно урегулировать механизм трансформации ЭД в наличную валюту. В случае банкротства платежной системы физическое лицо должно иметь возможность доказать свои права требования и получить денежный эквивалент ЭД.

Новые правовые рамки должны содержать нормы, исключающие возможность неконтролируемой (необеспеченной) эмиссии ЭД, а также дополнительные механизмы, гарантирующие соблюдение валютного и налогового законодательства, законодательства в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Задача государства состоит в том, чтобы урегулировать сложившуюся положительную практику рынка, но не подавить ее "зарегулированностью", поэтому поставленные цели должны восприниматься через призму создания стимулов для легального и прозрачного ведения бизнеса.

------------------------------------------------------------------

Название документа