Проблемы правового регулирования выполнения субподрядных строительных работ во взаимосвязи со структурой договорных связей по строительным подрядам
(Макаров О. В.) ("Правовые вопросы строительства", 2010, N 1) Текст документаПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СУБПОДРЯДНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ СО СТРУКТУРОЙ ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ ПО СТРОИТЕЛЬНЫМ ПОДРЯДАМ
О. В. МАКАРОВ
Макаров О. В., кандидат юридических наук, доцент, г. Липецк.
Вопросы рационализации структуры обязательственных связей по строительству возникают тогда, когда строительство объектов осуществляется подрядным или смешанным способом. Возможны случаи, когда строительство объектов осуществляется одной строительной организацией. Здесь нет необходимости прибегать к использованию системы генподряда. Строительная организация берет на себя выполнение всех строительно-монтажных работ и осуществляет их своими силами без привлечения субподрядных организаций. Такая структура обязательственных связей по строительству является простой, поскольку она состоит из двух субъектов - заказчика и подрядчика. При простой структуре обязательственных связей по строительству, которая опосредует строительство технически несложных объектов, значительно легче организовать взаимоотношения участников строительства и исполнения договора строительного подряда; решение этих вопросов значительно затрудняется при сложной - с участием субподрядных и подсубподрядных организаций - структуре обязательственных связей, поскольку здесь возникают проблемы наиболее рациональной организации и эффективного нормативно-правового регулирования отношений всех участников строительства. Действующее законодательство допускает несколько вариантов сложной структуры обязательственных связей в строительстве: 1) генподрядчик - субподрядчики, такая структура обязательственных связей в строительстве является наиболее распространенной; 2) генподрядчик - субподрядчики - подсубподрядчики, такая структура обязательственных связей на практике встречается тогда, когда возводимые строительными организациями объекты отличаются техническими сложностями; 3) наиболее сложным является вариант, когда наряду с субподрядными договорами заключаются прямые договоры (заказчик - специализированная строительная организация). Например, на электрификации Транссибирской магистрали от станции Сибирцево до Уссурийска участвовали генподрядные организации - Дорожный строительный трест и АО "Дальэлектросетьстрой" и 13 подрядных организаций <1>. Для выполнения крупных объемов строительно-монтажных работ привлекаются несколько заказчиков <2>, в связи с чем необходима координация их (заказчиков) деятельности в строительстве. -------------------------------- <1> См.: По всему Транссибу - на электротяге // Тихоокеанская звезда. 2000. 6 января. С. 2. <2> См.: Глушко Е. Мосты соединяют берега на благо экономики // Приамурские ведомости. 1999. 26 октября. С. 1. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное). ------------------------------------------------------------------ Возможна ситуация, когда на стороне подрядчика могут выступать несколько организаций, однако ничего нового в этой конструкции, как это пытаются показать М. И. Брагинский и В. В. Витрянский (см.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. М.: Статут, 1998. С. 347), нет.
Говоря о первом варианте структуры обязательственных связей, необходимо отметить, что по общему правилу в строительстве применяется в основном система единого генерального подряда, т. е. законодательство устанавливает возможность заключения генерального договора строительного порядка на весь период строительства с одной строительной организацией - генподрядчиком. Это вытекает из содержания ст. 706 ГК РФ, предусматривающей, что с согласия генерального подрядчика заказчик вправе заключить договоры на выполнение отдельных работ с другими лицами. В этом случае указанные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работ непосредственно перед заказчиком. В основе рациональной правовой организации субподрядных отношений должно лежать правильное определение правовой природы договора субподряда и субподрядных отношений в строительстве. С. А. Верб, наиболее подробно исследовавший договор субподряда в строительстве, полагает, что каждый субподрядный договор заключается на основе и в частичное исполнение главного подрядного договора <3>. Между тем, на наш взгляд, существующее нормативно-правовое регулирование и предпринимательская практика пока не дают оснований для такого вывода. -------------------------------- <3> См.: Верб С. А. Правовое регулирование отношений производственного кооперирования строительных организаций. Свердловск, 1974. С. 32 - 33, 153; Хозяйственное право / Под ред. В. П. Грибанова и О. А. Красавчикова. М.: Юрид. лит., 1977. С. 387.
Если рассматривать основания, в силу которых заключается договор субподряда, то оказывается, что в ряду этих оснований договор генерального подряда не фигурирует. Это убедительно показывают С. А. Верб и С. А. Говорков <4>. С. А. Верб не указывает договор генерального подряда в числе рассматриваемых им предпосылок договора субподряда <5>. Не делает этого и С. А. Говорков, анализируя лишь административные предпосылки заключения договора субподряда <6>. В этой связи необходимо отметить, что гражданско-правовое субподрядное обязательство по строительству возникает при наличии еще более сложного юридического состава, чем обязательство, опосредующее систему генподряда. Дополнительно к обоснованным выше правовым основаниям возникновения обязательства по строительному подряду в него входит заключенный договор субподряда. Таким образом, договор генерального подряда выпадает из сложного юридического состава, порождающего субподрядное обязательство по строительству; не случайно, что в соответствии с действующим законодательством и иными правовыми актами для составления проекта договора субподряда генподрядчик (или субподрядчик) не обязан в числе прочей документации передавать какие-либо сведения о заключенном договоре генподряда. Этот факт отражает то, на наш взгляд, неблагоприятное положение, что договор субподряда в строительстве слабо увязывается с договором генерального подряда, хотя, безусловно, именно на данном участке правоотношений в строительном комплексе РФ необходима наибольшая координация. Сформулированный вывод подтверждается некоторыми данными судебно-арбитражной практики, обобщенной в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" <7>. В соответствии с п. 9 указанного информационного письма оплата генеральным подрядчиком выполненных субподрядчиком работ должна производиться независимо от оплаты работ заказчиком генеральному подрядчику. -------------------------------- <4> См.: Верб С. А. Указ. соч. С. 157 - 160; Говорков С. А. Договор субподряда в капитальном строительстве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1972. С. 3. <5> См.: Верб С. А. Указ. соч. С. 157 - 160. <6> См.: Говорков С. А. Указ. соч. С. 3. <7> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2000. N 3. С. 32 - 43.
Что касается положения С. А. Верба о том, что договор субподряда заключается в частичное исполнение договора генерального подряда, то совершенно очевидно, что исполнение договора субподряда вовсе не означает, что договор генерального подряда исполнен хотя бы частично. Здесь необходимо отметить, что действующее гражданское законодательство допускает частичное исполнение обязательства лишь с согласия кредитора, и то только в том случае, когда частичное исполнение обязательства не противоречит закону, иным правовым актам, не вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства (ст. 311 ГК РФ). Решение вопроса о природе субподрядного договора зависит также от того, что признавать объектом договора генерального подряда, а что объектом субподрядного обязательства. Если объектом договора генподряда являются полностью законченные строительством и сданные в эксплуатацию предприятия, пусковые комплексы, очереди и объекты, подготовленная к выпуску продукция и оказание услуг, то объектом договора субподряда выступают отдельные виды и комплексы работ. Это вытекает из того, что готовой строительной продукцией признаются вводимые в эксплуатацию строительные объекты и комплексы, а готовой строительной продукцией специализированных строительно-монтажных организаций являются законченные конструктивные элементы зданий и сооружений или комплексы соответствующих видов работ. Несовпадение объектов рассматриваемых договоров не позволяет исполнение договора субподряда признать частичным исполнением договора генерального подряда. В литературе справедливо указано на то, что исполнение договора субподряда производится не в адрес кредитора по договору генподряда, а в адрес главного должника - генподрядчика, что порождает невозможность применения конструкций, предусмотренных ст. 313 ГК РФ <8>. -------------------------------- <8> В литературе представлено и иное мнение. См.: Договоры в социалистическом хозяйстве / Отв. ред. О. С. Иоффе. М.: Юридическая литература, 1964. С. 234; Мухитдинов Н. Б. Правовые основы хозяйственной деятельности межколхозных строительных организаций. Алма-Ата: Наука Казахской ССР, 1969. С. 140; Семенова Л. И. Возложение исполнения договорной обязанности на третьих лиц в отношениях по капитальному строительству. Ученые записки Дальневосточного университета. Т. 21. Ч. 2. Владивосток, 1969. С. 99 - 100; Сулейменов М. К. Указ. соч. С. 102; Комментарий к ГК РСФСР. М.: Юрид. лит., 1970. С. 558; Ершов О. Г. О договоре дубльсубподряда в строительстве // Право и экономика. 2008. N 4.
Острая критика в адрес конструкции возложения договорных обязанностей на третье лицо <9> привела, однако, к малоприемлемым предложениям. Попытка других специалистов закончить исследование природы субподрядных отношений объявлением их сложными отношениями <10> оказалась неудачной и достаточно уязвимой. Здесь необходимо отметить, что существующая в литературе тенденция рассматривать отношения в строительстве как сложные, не укладывающиеся в обычные представления о гражданско-правовых отношениях <11>, размывает научное исследование соответствующих вопросов, не вполне увязано с положениями теории гражданского права и не имеет того значения, которое ей пытаются придать отдельные авторы. Более верным представляется установление правовой природы договора субподряда в строительстве с позиции концепции единого гражданского права. -------------------------------- <9> См.: Занковский С. С. План и договор в отношениях субподряда по капитальному строительству // Проблемы государства и права. М., 1974. Вып. 9. С. 156. <10> См.: Занковский С. С. Указ. соч. С. 158; Лаптев В. В. Предмет и система хозяйственного права. М.: Юрид. лит., 1969. С. 107. <11> См., например: Верб С. А. Структурные особенности гражданского правоотношения по капитальному строительству. Сборник научных трудов Свердловского юрид. института. Свердловск, 1970. Вып. 39. С. 27.
Таким образом, в рамках науки гражданского и предпринимательского права отсутствует единый подход в понимании природы субподрядных отношений в строительстве. Помимо уже упоминавшихся позиций Ю. К. Толстого и М. К. Сулейменова можно выделить точку зрения О. С. Иоффе, по мнению которого вручение исполнения должнику, передающему его затем кредитору (привлечение генподрядчиком к производству специализированных работ субподрядчика), является одним из способов исполнения обязательства, возложенного на третье лицо должником <12>. Однако то, что положение О. С. Иоффе противоречит в настоящее время п. 1 ст. 313 ГК РФ, очевидно. По смыслу ст. 313 ГК РФ исполнение должно быть вручено именно кредитору по главному обязательству, а не его должнику. Поэтому предложение О. С. Иоффе рассматривать договор субподряда как один из частных случаев применения ст. 313 ГК РФ не соответствует, на наш взгляд, действующему (и действовавшему) законодательству. Таким образом, из приведенных подходов и точек зрения по вопросу о правовой природе субподрядных отношений в строительстве ясно, что удовлетворительного решения этой проблемы не предложено. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное). ------------------------------------------------------------------ <12> См.: Комментарий к ГК РСФСР. М.: Юрид. лит., 1970. С. 258. В этом же духе см.: Брагинский М. И. Договорное право. Общие положения / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. М.: Статут, 1998. С. 302.
Представляется, что договор субподряда можно охарактеризовать как особый подвид договора строительного подряда, одна из целей которого заключается в создании необходимых предпосылок для исполнения генерального договора строительного подряда. По своей правовой природе договор субподряда выступает гражданско-правовым договором, но поскольку он связан с генеральным договором строительного подряда и создает некоторые предпосылки для исполнения последнего, стороны по договору субподряда обладают правами и обязанностями не только имущественного, но и неимущественного - организационного характера. С. С. Занковский справедливо обращает внимание на то, что генподрядчик преследует иные цели; права заказчика необходимы ему не для присвоения результата труда субподрядчиков, а для организации их работ <13>. В соответствии с заключаемыми договорами субподряда генподрядчик обязан: 1) обеспечить строительную готовность объекта, конструкций и отделочных видов работ для производства субподрядчиком последующих монтажных и специальных работ; 2) координировать работу всех субподрядчиков, участвующих в строительстве; 3) составлять с участием субподрядчиков и утверждать по согласованию с ними графики производства работ, обязательные для всех организаций, участвующих в строительстве; 4) осуществлять контроль за соответствием объема, стоимости и качества выполняемых субподрядчиком работ проектам и сметам. -------------------------------- <13> Занковский С. С. Субподряд в капитальном строительстве. Правовые вопросы. С. 25.
На субподрядчика возлагаются следующие основные обязанности: 1) участвовать в рассмотрении технической документации, составлении генподрядчиком договора строительного подряда с заказчиком в части определения сроков и условий производства монтажных и иных специальных строительных работ и поставки заказчиком оборудования и материалов; 2) разрабатывать на основе графиков производства работ годовые, квартальные и месячные планы работ по согласованным с генподрядчиком срокам начала и окончания строительства; 3) участвовать в разработке графиков поставки оборудования, металлоконструкций, сборного железобетона и других изделий и материалов, увязанных со сроками строительства и графиками производства работ; 4) обеспечивать готовность выполняемых им монтажных и иных специальных строительных работ для производства последующих работ генподрядчиком или другими субподрядчиками. Организационные права и обязанности могут встречаться и встречаются в договоре генерального строительного подряда. К примеру, п. 7.2 договора подряда на капитальный ремонт от 17 марта 1997 г. N 15 между администрацией Центрального района г. Хабаровска (заказчик) и ООО "ОВНК" (подрядчик) фиксирует, что между представителем заказчика и подрядчиком на объекте будут регулярно производиться (такой глагол употребляется в тексте договора. - О. М.) совещания по согласованию возникающих вопросов. Пунктом 2.1.6 договора подряда от 18 июня 1998 г. между муниципальным инвестиционно-строительным предприятием "Хабаровскинвестстройсервис" (заказчик) и СУ-277 (подрядчик) предусмотрено: заказчик передает подрядчику: разрешение на строительство, копии приказа о назначении ответственного за производство работ, копии лицензии, журнала работ, пронумерованного, прошнурованного и скрепленного печатью подрядчика, согласованного стройгенплана. По мнению С. А. Говоркова, эти обязанности генподрядчика и субподрядчика относятся к числу административно-правовых. Он пишет: "Основанием отнесения этих отношений к категории административно-правовых является то, что они возникают из административного акта, закрепляющего правовое положение строительных организаций на объекте, и что эти обязанности у сторон существуют по отношению к их вышестоящим органам" <14>. Однако из административного акта могут возникать не только административно-правовые, но и гражданско-правовые обязанности, а положение о том, что эти обязанности стороны имеют перед вышестоящим органом, выглядит неточно и может не соответствовать рыночным реалиям, в соответствии с которыми частные организации бизнеса не имеют вышестоящих органов. По крайней мере существование обязанности субподрядчика по обеспечению готовности выполняемых работ перед генподрядчиком не вызывает сомнений. -------------------------------- <14> Говорков С. А. Указ. соч. С. 10.
На наш взгляд, эти обязанности генподрядчиков и субподрядчиков носят гражданско-правовой организационный характер. Их существование в действующем законодательстве и конкретных обязательствах является объективной необходимостью, поскольку иначе невозможно организовать производственные процессы в строительстве. Возникающие правовые субподрядные отношения в строительстве составляют единое целое с производственными отношениями, существующими в строительстве как отрасли народного хозяйства <15>, в силу этого обстоятельства в содержание договора, посредующего субподрядные отношения, - договора субподряда - должны включаться определенные организационные права и обязанности. Таким образом, в силу обязательственных правоотношений между генподрядчиком и субподрядчиком возникают не только имущественные, но и организационные права и обязанности. -------------------------------- <15> О производственно-правовых отношениях см.: Кравцов А. К. План и право. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976. С. 76 - 77.
Понятие гражданско-правовых организационных отношений, выдвинутое в литературе <16>, заслуживает вовсе не отрицания <17>, а дальнейшего изучения и развития. С. Н. Братусь разграничение имущественных и организационных отношений применял для различия гражданского и административного права <18>, однако В. А. Тархов справедливо указывает, что управленческие (организационные) отношения могут обладать имущественным характером и "организация деятельности в области народного хозяйства может осуществляться как путем административных предписаний, так и путем различного рода соглашений, носящих не только административно-правовой, но и гражданско-правовой характер" <19>. -------------------------------- <16> См.: Красавчиков О. А. Гражданские организационно-правовые отношения // Советское государство и право. 1966. N 10. С. 50 - 57; Советское гражданское право: Учебник для вузов. Том первый / О. А. Красавчиков и др.; Под ред. О. А. Красавчикова. М.: Высшая школа, 1972. С. 13 - 14, 65. <17> См.: Иоффе О. С. Развитие цивилистической мысли в СССР. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1975. Ч. 1. С. 95 - 97. <18> См.: Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. М.: Юрид. лит., 1963. С. 44. <19> Тархов В. А. Гражданское право. Общая часть. Чебоксары, 1997. С. 67.
Гражданско-правовые организационные отношения могут сопутствовать не только процессу формирования имущественных отношений (например, заключение договора строительного подряда), но и процессу реализации уже возникших и существующих имущественных отношений (например, исполнение договора строительного подряда). Правовая природа договора строительного субподряда как раз в том и заключается, что это такой гражданско-правовой договор, который опосредует не только выполнение субподрядчиком строительно-монтажных работ, но и некоторые стороны процесса организации строительного производства (строительного менеджмента). Это выражается в том, что в содержание договора субподряда входят права и обязанности имущественного и неимущественного организационного характера. Таким образом, в целом правовая природа договора субподряда определяется тем, что он является как гражданско-правовым договором имущественного характера, так и особым организационным договором в сфере строительства. В связи с этим обстоятельством классификация гражданско-правовых организационных отношений, выдвинутая О. А. Красавчиковым <20>, нуждается в дополнении гражданско-правовыми организационными отношениями, которые сопутствуют непосредственно процессу исполнения тех или иных обязательств, например субподрядным обязательствам в строительстве. -------------------------------- <20> См.: Красавчиков О. А. Указ. соч. С. 50 - 57.
По договору субподряда генподрядчик, выступающий в качестве заказчика, вправе не только требовать выполнения субподрядных работ, но и обязан координировать работу всех субподрядных организаций, составлять с участием субподрядчиков и утверждать по согласованию с ними графики производства работ, обязательные для всех организаций, участвующих в строительстве, и т. д. Эти организационные обязанности исполняются одновременно с обязанностями имущественного содержания и могут существовать лишь в отношениях с субподрядчиками. В литературе выдвинута классификация договора, в соответствии с которой допускается существование организационно-товарных договоров <21>. А. К. Кравцов пишет об организационных отношениях участников планового (по его терминологии) обязательства, причем эти организационные отношения - это отношения управления, когда одна сторона диктует свою волю другой <22>. Некоторые авторы говорят просто об организационных возможностях хозяйственных договоров <23>. Однако более правильным представляется выделение организационных отношений и организационных прав и обязанностей в гражданско-правовых обязательствах. С этой точки зрения договор субподряда необходимо, на наш взгляд, отнести к группе организационно-товарных договоров, поскольку содержанием этого договора охватываются имущественные и организационные права и обязанности сторон. -------------------------------- <21> См.: Николов Хр. Планирование и хозяйственные договоры / Хр. Николов, Т. Петков. М., 1978. С. 153; Быков А. Г. Система хозяйственных договоров // Вестник Московского университета. Серия "Право". 1974. N 1. С. 6. <22> См.: Кравцов А. К. Плановые обязательства по советскому гражданскому праву. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1980. С. 14. <23> См.: Пугинский Б. И. Правовые средства обеспечения эффективности производства. М.: Юрид. лит., 1980. С. 20.
Трактовка договора субподряда как относительно самостоятельного договора по отношению к договору генерального подряда исключает, на наш взгляд, возможность рассмотрения структуры обязательственных связей по строительству как некоего сложного правоотношения, которое, в свою очередь, состоит из следующих правоотношений: 1) заказчик - генподрядчик, 2) генподрядчик - субподрядчик <24>. В. В. Лаптев полагает, что "практическое значение конструкции сложного правоотношения состоит в том, что она позволяет устанавливать непосредственную связь между начальным и конечным звеном цепочки правоотношения" <25>. Между тем, хотя заказчик и субподрядчик вступают в фактические отношения в процессе строительства (что широко практикуется в ходе строительства по самым различным вопросам), какого-либо юридического значения эти контакты не имеют. И. В. Федоров справедливо пишет: "Что касается заказчика, то он не только не имеет субъективного права, но и фактически не в состоянии принимать меры по обеспечению надлежащего исполнения субподрядных договоров" <26>. -------------------------------- <24> См.: Лаптев В. В. Предмет и система хозяйственного права. М.: Юрид. лит., 1969. С. 108. <25> Лаптев В. В. Предмет и система хозяйственного права. С. 108. <26> Федоров В. И. Некоторые вопросы исполнения хозяйственно-договорных обязательств в капитальном строительстве. Труды Томского университета. Серия юридическая. 1969. Т. 194. С. 137.
На условиях, установленных ст. 706 ГК РФ, договор строительного подряда заключается с одним или несколькими лицами, ответственность за выполнение всех работ перед заказчиком несет только генподрядчик, но не субподрядчик. В договорной практике устанавливается, что в случае, когда в переданную субподрядчику проектно-сметную документацию заказчик вносит в установленном порядке изменения, генподрядчик обязан не позднее чем за определенное количество дней до начала производства работ дополнительно передать субподрядчику установленное количество экземпляров измененной документации и перечень аннулированных чертежей. Иногда записывается условие о том, что мероприятия субподрядчика, вызывающие необходимость изменения проектных решений, передаются через генподрядчика для рассмотрения заказчиком. Таким образом, участие субподрядчика в каких-либо правовых отношениях с заказчиком действующим законодательством не предусмотрено (см.: п. 2 ч. 3 ст. 706 ГК РФ). Если же с позиции В. В. Лаптева сделать предложение о нормативном закреплении каких-то отношений между заказчиком и субподрядчиком, минуя генподрядчика, то это приведет к размыванию системы генерального подряда в строительстве. Поэтому представляется, что конструкция сложного правоотношения применительно к строительству не соответствует действующему законодательству и лишена практического значения <27>. -------------------------------- <27> См. также: Теоретические проблемы хозяйственного права / Под ред. В. В. Лаптева. С. 223; Сулейменов М. К. Указ. соч. С. 69.
Помимо определения правовой природы договора субподряда в литературе спорными продолжают оставаться вопросы оснований, на которых генподрядчик привлекает субподрядчика для выполнения монтажных и иных специальных работ, и тех правовых норм, которые надлежит применять при регулировании рассматриваемых отношений <28>. -------------------------------- <28> См.: Басин Ю. Г. Указ. соч. С. 141; Толстой В. С. Исполнение обязательств. М.: Юрид. лит., 1973. С. 71.
На наш взгляд, основания привлечения генподрядчиком субподрядчика для производства монтажных и иных специальных работ совпадают с основаниями возникновения субподрядных обязательств. Ведь привлечение той или иной специализированной строительной организации к осуществлению строительно-монтажных работ означает, что она обязана выполнить эти работы. Вопрос об основаниях привлечения генподрядчиком субподрядчика к строительству равносилен вопросу об основаниях привлечения поставщика к поставке, перевозчика - к перевозке. Во всех случаях надлежащими основаниями будут являться договоры и иные юридические факты (либо их совокупность), предусмотренные ст. 8 ГК РФ. В связи с этим ст. 706 ГК РФ подлежит уточнению. Здесь необходимо указать, что генподрядчик вправе поручать выполнение отдельных комплексов работ специализированным организациям не только на основе договора субподряда, а с учетом правовых оснований строительства и заключенных договоров субподряда. Исходя из развиваемых положений, трудно согласиться с тем, что "основанием возложения исполнения обязательства на третье лицо в отношениях по капитальному строительству (как было, правда, обосновано, здесь нет возложения исполнения в смысле ст. 313 ГК РФ. - М. О.) может быть либо административная подчиненность, либо договор. Причем административная подчиненность может служить только основанием возложения, но не может служить основанием возникновения субподрядных обязательств" <29>. -------------------------------- <29> Говорков С. А. Указ. соч. С. 5.
На наш взгляд, напротив, основания привлечения генподрядчиком субподрядчика к производству работ тождественны основаниям возникновения субподрядных обязательств, а в ряду этих оснований необходимо указывать предусмотренные законом правовые основания строительства в РФ. Что же касается вопроса об источниках правового регулирования субподрядных отношений, то в соответствии с их гражданско-правовой природой эти отношения регулируются нормами гражданского права. Переходя к рассмотрению второго варианта структуры обязательственных связей по строительству, необходимо заметить, что практически она встречается редко. Тем не менее это не освобождает от изучения вопросов, связанных с подсубподрядными отношениями. В литературе, как известно, некоторыми авторами высказано отрицательное отношение к двойному субподряду <30>. Основной аргумент против участия подсубподрядчиков сводится к тому, что "при этой системе генподрядчик не находится в договорных правоотношениях с частью специализированных организаций, а поэтому лишен возможности выступать на строительной площадке в качестве организатора работ, координирующего деятельность всех субподрядных организаций. При такой системе функции генерального подрядчика оказываются еще более ограниченными, а деятельность субподрядных организаций еще более разобщенной" <31>. -------------------------------- <30> См.: Договоры в социалистическом хозяйстве / Отв. ред. О. С. Иоффе. М.: Юридическая литература, 1964. С. 236. <31> Там же.
При более глубоком рассмотрении этой проблемы оказывается, что вопрос стоит так: что является предпочтительней - либо привлечение в строительный процесс подсубподрядчиков, либо ликвидация подсубподрядчиков, перевод их на положение простых субподрядчиков и в конечном итоге увеличение количества субподрядчиков, работу которых должен координировать генподрядчик. Таким образом, отказ от подсубподрядных отношений означает увеличение количества субподрядных отношений, что вызывает известные сложности и не всегда желательно. Поэтому вопрос о привлечении к строительству подсубподрядных организаций должен решаться в зависимости от экономических и организационных особенностей. Вопрос о создании подсубподрядных звеньев в строительном производстве может решаться, на наш взгляд, одновременно с вопросом уменьшения числа и укрепления субподрядчиков. Действительно, если ликвидация подсубподрядчиков означает их перевод на положение субподрядчиков и увеличение количества последних, то, наоборот, создание подсубподрядчиков означает уменьшение числа субподрядчиков, за что иногда выступают в литературе <32>, и некоторое упрощение структуры обязательственных связей в строительстве. Оптимизация структуры обязательственных связей таким путем иногда может быть полезна и целесообразна. -------------------------------- <32> См.: Мухитдинов Н. Б. Правовые основы хозяйственной деятельности межколхозных строительных организаций. С. 140; Хозяйство и право. 1977. N 12. С. 37; 1980. N 5. С. 29.
Возможность привлечения подсубподрядчиков не предусмотрена действующим законодательством. В соответствии с его содержанием подсубподрядчики необязательно должны входить в систему одного министерства (ведомства) или какого-либо предпринимательского объединения. Критически, на наш взгляд, следует отнестись к высказанному в литературе предложению о совмещении функций заказчика и генподрядчика <33>. По мнению М. А. Амстибовицкого, это повысит заинтересованность строительных организаций в конечных результатах строительства, создаст условия для ритмичной работы строительных организаций <34>. Однако это предложение представляется необоснованным, прежде всего, с экономической точки зрения. Как было показано выше, каждая из сторон по договору строительного подряда является носителем самостоятельного коммерческого интереса. Эти интересы выступают для заказчика и подрядчика внутренним побудительным мотивом их деятельности. Поэтому попытка сделать таким образом, чтобы носителем этих различных интересов стал один субъект - какая-либо строительная организация, не учитывает прежде всего глубинных экономических отношений, существующих между заказчиком и подрядчиком. Положение заказчика и генподрядчика в строительстве можно сравнить с положением изготовителя и потребителя товаров. -------------------------------- <33> См.: Амстибовицкий М. А. Совершенствование управления и планирования в строительстве. Алма-Ата: Наука Казахской ССР, 1972. С. 82. <34> См.: Там же.
Подрядчик по договору строительного подряда - это изготовитель товара, а заказчик - его потребитель. Правовое и организационно-экономическое положение заказчика должно быть таково, чтобы он имел возможность влиять на подрядчика и его предпринимательскую деятельность с тем, чтобы подрядчик производил такую строительную продукцию, которая бы удовлетворяла интересам заказчика и обеспечивала наивысшие конечные результаты. Если же допустить совпадение интересов подрядчика и заказчика в одном субъекте, то, несомненно, произойдет определенный сдвиг во влиянии интересов потребителя на интересы производства. По крайней мере ясно то, что если совмещение функций заказчика и подрядчика осуществлять в сфере строительства, в строительных организациях, то последние отдадут предпочтение собственным коммерческим интересам. В такой ситуации, видимо, потребуется дополнительный правовой механизм сочетания интересов потребления с интересами производства. В литературе справедливо указывалось на то, что заключаемые годовые договоры строительного подряда по своей природе являются генеральными договорами строительного подряда <35>. Как явствует из содержания заключаемых годовых договоров строительного подряда, это тот же самый генеральный договор, рассчитанный только на определенный срок - на один год. Поэтому в действующем законодательстве необходимо закрепить генеральный договор строительного подряда, дополнительные соглашения к нему (для конкретизации объемов работ и других условий), договор субподряда и дополнительные соглашения к нему <36>. -------------------------------- <35> См.: Садиков О. Н. Имущественные споры по капитальному строительству. Комментарий арбитражной практики. М., 1974. Вып. 4. С. 23. <36> Подробнее см.: Чуров В. Н. Правовое регулирование субподрядных договоров / В. Н. Чуров, М. К. Юков // Советское государство и право. 1977. N 6. С. 170.
Выполнение монтажных и специальных работ возможно не только на основе договора субподряда, но и на основе договора заказчика с монтажными и иными специализированными организациями. Это, однако, допускается лишь с согласия генподрядчика (п. 4 ст. 706 ГК РФ). Таким образом, особенностью обязательств по строительству, субъектами которых являются заказчик и специализированная строительная организация, выступает то, что одним из оснований их возникновения признается согласие генподрядчика. Поэтому если даже все прочие правовые и договорные основания имеются, а генподрядчик возражает против такой структуры обязательственных связей, обязательство между заказчиком и специализированной строительной организацией не возникает.
Название документа