Информационное законодательство в Республике Молдова

(Петрова О. М.)

("Информационное право", 2010, N 2)

Текст документа

ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА

О. М. ПЕТРОВА

Петрова Ольга Моисеевна, сотрудник компании Dekart (Кишинев, Молдова).

Рецензент - заведующий лабораторией "Энергоэффективность и системы управления" Института энергетики АН Молдовы, доктор технических наук М. Л. Шит.

Статья содержит обзор законодательства Республики Молдова в области регулирования информационных технологий, Интернета и интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: информационное законодательство, интеллектуальная собственность, Интернет, Республика Молдова.

Informational Legislation in the Republic of Moldova

Petrova O. M.

The article contains review of legislation of the Republic of Moldova in the sphere of regulation of informational technologies, Internet and intellectual property.

Key words: informational legislation, intellectual property, Internet, Republic of Moldova.

Регулирование в области информации.

В 2004 г. Президентом Республики Молдова был подписан Указ РМ "О создании информационного общества в Республике Молдова". Юридическая база заложена в следующих документах:

1. Закон Республики Молдова "Об электронном документе и цифровой подписи" (2004 г.).

2. Положение о порядке применения цифровой подписи в электронных документах органов публичной власти.

3. Постановление "О центрах сертификации открытых ключей" (2006 г.).

4. Закон Республики Молдова "Об электронной торговле" (2004 г.).

5. Закон Республики Молдова "Об электронных коммуникациях" (2007 г.).

6. Постановление об утверждении Положения о механизме реализации Плана действий "Электронная Молдова" (2006 г.).

7. Закон Республики Молдова "О доступе к информации" (2000 г.).

8. Закон Республики Молдова "Об информатизации и государственных информационных ресурсах" (2003 г.).

9. Постановление "Об официальных страницах органов публичного управления в сети Интернет" (2006 г.).

Можно отметить, что в 2002 - 2007 гг. ИТ-законодательство в РМ, особенно связанное с защитой информации, разрабатывалось на основе принятой концепции развития. Этому благоприятствовало наличие заинтересованных квалифицированных специалистов в области информационных технологий в ГП "Центр специальных телекоммуникаций", МИТС и ряде коммерческих организаций. По нашему мнению, ИТ-законодательство РМ близко к аналогичным юридическим актам стран СНГ.

Регулирование в области интеллектуальной собственности.

Республика Молдова на сегодняшний день обладает также развитым законодательством в области интеллектуальной собственности.

Законодательство в области интеллектуальной собственности включает в себя следующие акты:

1. Закон об авторском праве и смежных правах (1994 г.).

2. Закон об охране товарных знаков, заменивший в 2008 г. Закон о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров (в закон внесены следующие изменения в процедуру регистрации: сначала в Бюллетене AGEPI публикуется текст заявки на регистрацию, затем, при отсутствии претензий со стороны возможных правообладателей, проводится экспертиза заявки специалистами Агентства. В случае положительного решения выдается сертификат).

3. Закон об охране географических указаний, наименований мест происхождения и гарантированных традиционных продуктов (2008 г.).

4. Закон об охране топографий интегральных схем.

5. Закон об охране сортов растений (был заменен в 2008 г.).

6. Закон об охране промышленных рисунков и моделей (был заменен в 2007 г.).

7. Закон о распространении экземпляров произведений и фонограмм (2003 г.).

8. Кодекс Республики Молдова о правонарушениях (принят в 2008 г.).

9. Уголовный кодекс РМ (принят в 2002 г. и переопубликован в 2009 г. (преступления в сфере нарушения авторских прав)).

10. Гражданский процессуальный кодекс Республики Молдова (2003 г.).

11. Кодекс о науке и инновациях Республики Молдова от 15 июля 2004 г. N 259-XV.

12. Положение о государственной регистрации и учете результатов научно-исследовательской деятельности (приложение N 5 к Договору о партнерстве между Правительством и Академией наук Молдовы на 2009 - 2012 годы, утвержденному Постановлением Правительства от 22 января 2009 г. N 27).

Республика Молдова подписала международные соглашения по интеллектуальной собственности - Конвенцию, учреждающую ВОИС (1991 г.), Парижскую конвенцию (1991 г.), Мадридское соглашение (1991 г.), Всемирную конвенцию об авторском праве (1993 г.), Гаагское соглашение (1994 г.), Договор о законах по товарным знакам - ТЛТ (1996 г.), Ниццкое соглашение (1997 г.), Венское соглашение (1997 г.), Локарнское соглашение (1997 г.), Страсбургское соглашение (1998 г.), Лиссабонское соглашение (2001 г.), Евразийскую патентную конвенцию (1996 г.), Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (1999 г.), Сингапурский договор о законах по товарным знакам (2009 г.).

Учитывая присоединение Республики Молдова к ВОИС, подписание многих международных соглашений в области защиты интеллектуальной собственности, внутреннее законодательство РМ в данной сфере соответствует общемировой практике.

Регулирование в области интернет-отношений.

В Законе "Об электронных коммуникациях" закреплено, что домен высшего уровня. md в глобальной сети Интернет признается собственностью государства и не может быть предметом купли-продажи или аренды. В 2001 г. Национальным агентством по регламентированию в области электросвязи и информатики принято Постановление "Об администрировании имен в домене высшего уровня. md".

В 2008 г. упростилась процедура получения лицензий на деятельность в области информационных технологий. В соответствии с действующим законодательством НАРЭКИТ выдает лицензии на следующие два вида деятельности в области информационных технологий: предоставление услуг по разработке, содержанию и внедрению программных продуктов, оборудования и информационных систем государственного значения; предоставление услуг по проектированию, разработке и внедрению автоматизированных информационных систем и ресурсов государственного значения (создание и эксплуатация баз данных, услуги по предоставлению информации) и услуг по обеспечению их функционирования. Данные лицензии выдаются на основе заявления руководителя компании бесплатно сроком на один год с правом продления.

Поскольку в Государственных регистрах накоплено большое количество персональных данных, то предприняты специальные меры по защите доступа. Правда, при этом возникла другая проблема - регистры могли бы упростить некоторые процедуры обслуживания населения в других министерствах (например, Министерстве здравоохранения или труда, социальной защиты и семьи), но этого, к сожалению, не происходит.

С 14 июля 2006 г. в ГП "Центр специальных телекоммуникаций" действует Центр сертификации открытых ключей органов публичного управления. Таким образом, была заложена техническая база по созданию инфраструктуры открытых ключей, внедрению технологий и механизмов применения цифровой подписи в Республике Молдова.

В 2009 г. начался прием в электронной форме деклараций о доходах физических и юридических лиц в государственную налоговую службу, а также прием заявлений в AGEPI. Подаваемые электронные документы должны быть подписаны цифровой подписью заявителя.

Сдана в эксплуатацию правительственная интернет-сеть (защищенная телекоммуникационная инфраструктура, протяженностью свыше 50 километров оптического волокна, объединяющая на современном технологическом уровне в единую телекоммуникационную среду свыше 100 государственных учреждений и их подразделения, в том числе Аппарат Президента, Парламент и Правительство, а также все центральные органы публичной власти). Сформирована защищенная сеть для обмена сообщениями в органах законодательной и исполнительной власти РМ.

Ведутся работы по созданию правительственного центра киберзащиты. В его функции входит сбор и анализ информации, касающейся компьютерных инцидентов, угроз, вирусов, быстрое реагирование на попытки несанкционированного входа в защищенные информационные ресурсы государственных учреждений и частных структур. Центр также отслеживает и анализирует попытки и факты нарушения законодательства Молдовы и международных нормативных актов по обработке информации в государственных телекоммуникационных сетях.

Органы власти.

Национальное агентство по регулированию в области электронных коммуникаций и информационных технологий (НАРЭКИТ) создано 14 марта 2008 г. в результате реорганизации Национального агентства по регламентированию в области электросвязи и информатики (НАРЭИ). НАРЭИ было создано 17 августа 2000 г. Оно стало одним из первых регулирующих органов в области электросвязи в бывшем советском пространстве. НАРЭКИТ является правопреемником НАРЭИ. Агентство регулирует деятельность в области электронных коммуникаций и информационных технологий, обеспечивающих реализацию стратегий развития указанных областей и осуществляющих надзор за соблюдением законодательства в области электронных коммуникаций поставщиками сетей и услуг электронных коммуникаций.

Органом, уполномоченным разработать переход Республики Молдова к информационному обществу, является Министерство информационных технологий и связи РМ (МИТС). Базовыми направлениями деятельности министерства являются следующие:

- разработка стратегии развития информационного пространства, государственных программ, реализация проектов в области информатизации страны;

- создание концепции по созданию и использованию государственных информационных ресурсов, по созданию и эксплуатации подведомственных и территориальных информационных систем органов публичного управления, а также разработка приоритетных направлений в области информатизации;

- организация информационного обеспечения местных органов публичного управления, включая создание единой системы оборота электронных документов.

В настоящее время ведутся работы по созданию и поддержке информационных массивов Национальной информационной системы - Государственного регистра населения, Государственного регистра правовых единиц, Государственного регистра "Электронно-цифровая карта Республики Молдова", Государственного регистра транспорта, Государственного регистра водителей и других регистров.

Для решения задач в области информационной безопасности, обеспечения функционирования и развития государственных защищенных информационных и телекоммуникационных систем в 2002 г. было создано Государственное предприятие "Центр специальных телекоммуникаций" (в соответствии с Постановлением Правительства "О специальных телекоммуникационных системах Республики Молдова").

Основными задачами Центра являются:

- обеспечение защищенного обмена информацией между органами публичной власти, зарубежными представительствами Республики Молдова, организациями, учреждениями и предприятиями, органами власти других государств;

- защита важной для государства информации;

- создание, управление, обслуживание и развитие специальных телекоммуникационных систем;

- разработка и внедрение передовых технологий в области информационной безопасности, включая технологии цифровой подписи.

В Министерстве внутренних дел действует Управление по борьбе с кибернетическими, информационными и транснациональными преступлениями.

Вопросами защиты авторского права в РМ занимается Государственное агентство по интеллектуальной собственности (AGEPI). Оно было создано в 2004 г. путем слияния Государственного предприятия "Государственное агентство по охране промышленной собственности" и Государственного агентства по авторским правам и является их правопреемником. Основными функциями Агентства являются: представление Республики Молдова во Всемирной организации интеллектуальной собственности и других международных и межгосударственных организациях по охране интеллектуальной собственности; принятие решений по правовой защите объектов интеллектуальной собственности; выдача от имени государства охранных документов.

В 2006 г. Государственное агентство по интеллектуальной собственности, Министерство внутренних дел РМ, Business Software Alliance (BSA) подписали договор о совместных действиях по защите авторского права (в том числе производителей программного обеспечения). В том же году AGEPI, компания Microsoft Молдова и BSA организовали семинары по разъяснению сути авторского права, по преимуществам, которые дает использование легального ПО. Сотрудники МВД и AGEPI проводили рейды по учреждениям для выявления использования контрафактного программного обеспечения компаний, входящих в BSA.

К сожалению, экономическая ситуация в Республике Молдова приводит к следующим негативным явлениям.

Для большинства обычных пользователей цена на легальный программный продукт компаний-монополистов неподъемна, она сопоставима со стоимостью самого компьютера. Выход из ситуации подготовленный пользователь найдет в замене операционной системы и поиске бесплатных аналогов офисного ПО. Большинство же будет продолжать пользоваться контрафактными программами.

Для небольших же компаний возможность проверки, используется ли их программный продукт легально или нет, практически отсутствует.

Отдельный вопрос - борьба с хищением исходных кодов программ, плагиатом текстового и графического содержания сайтов. Если части текста и графические элементы легко обнаруживаются и с доказательной базой проблем нет, то с программами дело гораздо сложнее. На сегодняшний день при регистрации в AGEPI собственного программного обеспечения по положению нужно представить 25 первых страниц кода и 25 последних страниц либо весь код, если текст программы не превышает 50 страниц. Учитывая модульный характер программного современного обеспечения, данное требование устарело. Для проведения экспертизы правоохранительные органы предлагают изъять системные блоки компьютеров истца и ответчика. И это становится преградой. Ведь очень часто в небольших компаниях (а их большинство) подобное действие ведет к нарушению непрерывности ведения бизнеса и, соответственно, к финансовым потерям. Во-первых, сроки проведения экспертизы могут быть самыми различными, и, во-вторых, само судебное разбирательство не обязательно приведет к желаемому результату. Кроме того, поиск квалифицированного эксперта в небольшом городе может быть весьма затруднен. Если программа распространяется через сеть Интернет (по принципу shareware), то в случае обнаружения "клона" авторской разработки обращение к администрации download-ресурса может принести результат. Для того чтобы избежать возможных конфликтов, данный ресурс, возможно, предпочтет убрать со своих интернет-страниц (из архива) сомнительный продукт (прецеденты были).

Своевременная регистрация в AGEPI основных текстовых материалов, размещаемых на страницах сайта, дает законное право отстаивать свои интересы при разрешении конфликтных ситуаций.

Название документа