Гражданско-правовая природа договора на оказание платных образовательных услуг в вузе: вопросы теории и практики
(Ершов В. С.) ("Российский судья", 2010, N 7) Текст документаГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ВУЗЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ <*>
В. С. ЕРШОВ
Ершов В. С., декан юридического факультета МГОУ, соискатель кафедры гражданского права Российской академии правосудия.
В настоящей статье автор в процессе исследования гражданско-правовой природы договора на оказание платных образовательных услуг в вузе выявляет особенности правового обеспечения возникновения, осуществления и реализации такого договора на практике.
Ключевые слова: Гражданский кодекс РФ, договор, образовательные услуги, вуз, оферта, акцепт.
The author of the article studies the civil-law nature of contract to rendering of paid educational services in the institution of higher education and reveals the peculiarities of legal securing of creation, execution and realization of such a contract in practice.
Key words: Civil Code of the RF, contract, educational services, institution of higher education, offer, accept.
Гражданско-правовая природа договора на оказание платных образовательных услуг в вузе, несомненно, в ближайшее время претерпит существенные изменения. Анализ действующего гражданского законодательства, регулирующего данный вид гражданского договора, т. е. договора на оказание платных услуг в образовательной сфере, с одной стороны, раскрывает нам конструкцию его правового обеспечения на практике. С другой - мы не можем не осознавать, что изменения, внесенные законодателем в Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в ред. ФЗ от 13.01.1996 N 12-ФЗ, с посл. изменениями и дополнениями) <1> в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений <2>, в том числе в области образования, обязательно затронут правовое положение вузов, а также правовую природу гражданско-правовых договоров на оказание образовательных услуг. -------------------------------- <1> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1797; Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150, с посл. изм. и доп. <2> ФЗ от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" // Российская газета. 2010. 12 мая. N 100 (5179).
На самом деле, чтобы уяснить предполагаемые изменения, которые могут коснуться затронутой проблематики, нам хотелось бы раскрыть гражданско-правовое понимание действующего договора на оказание образовательных услуг, показать его специфику и особенности. Заключение договора об оказании платных образовательных услуг подчиняется общим положениям ГК РФ, хотя и имеет свои особенности. Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. В соответствии с п. 1 ст. 435 ГК РФ, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора, тогда она характеризуется как "оферта конкретному лицу". Предложение заключить договор может быть адресовано и неопределенному кругу лиц. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой. Если предложение содержит какие-либо оговорки или иные указания, свидетельствующие о том, что предложивший еще не решил окончательно вопрос о заключении договора, то такое предложение следует рассматривать лишь как предложение, свидетельствующее о намерении вести предварительные переговоры о заключении договора; такое предложение не признается офертой. Полагаем, что не будет являться офертой предложение образовательной организации заключить договор об оказании платных образовательных услуг, содержащее все существенные (необходимые) условия договора и адресованное неопределенному кругу лиц, но свидетельствующее о намерении заключить договор не с каждым отозвавшимся, а лишь с тем, кто имеет среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование и успешно выдержит конкурс по результатам вступительных испытаний, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ об образовании, поскольку такое предложение будет свидетельствовать только о намерении вести предварительные переговоры о заключении договора, поскольку результат предварительных переговоров будет зависеть от результатов вступительных испытаний и конкурса. Однако высшее учебное заведение, желая привлечь как можно больше абитуриентов, объявляет прием в средствах массовой информации, за счет рекламы или иными способами, где, как правило, излагаются и условия приема на обучение по договору. Если из подобной информации понятно и видно, какие требования предъявляются к абитуриентам, какова стоимость обучения и др., то при соблюдении этого требования объявление можно рассматривать как публичную оферту. Если же в объявлении отсутствуют существенные условия договора об оказании платных образовательных услуг или хотя и содержатся, но не все, такое объявление не может быть признано офертой, поскольку оно является лишь приглашением к переговорам о заключении договора оказания образовательных услуг. В ходе таких переговоров абитуриент, а возможно, и лицо, намеренное участвовать в договоре в качестве заказчика, выражают желание заключить договор оказания образовательных услуг, что служит основанием для допуска абитуриента к вступительным испытаниям и, соответственно, к участию в конкурсе поступающих в данное высшее учебное заведение. Конкурс поступающих в высшие учебные заведения (абитуриентов) должен осуществляться на условиях, которые гарантируют соблюдение прав граждан в области образования. В законодательстве не устанавливается никаких льгот для приема граждан на обучение по договору об оказании платных образовательных услуг, поэтому высшие учебные заведения применяют для всех поступающих единый принцип конкурсного отбора <3>. -------------------------------- <3> См.: ФЗ от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135 (с изм. и доп., в том числе ст. ст. 10, 24, 28, 29 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений") // Российская газета. 2010. 12 мая. N 100 (5179).
Таким образом, процесс заключения договора возмездного оказания образовательных услуг состоит из следующих стадий: 1) предварительные переговоры о заключении договора и согласование воли субъектов; 2) подача абитуриентом заявления о допуске к вступительным испытаниям; 3) проведение вступительных испытаний и конкурса по их результатам (в случае, если количество мест приема меньше количества поданных заявлений); 4) оформление договора. Согласно Порядку приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и данному Порядку. Организацию приема для обучения в филиале осуществляет приемная комиссия высшего учебного заведения в порядке, определяемом ежегодными правилами приема. Прием в высшие учебные заведения лиц для обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования осуществляется на основе ежегодных правил приема, разрабатываемых в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Согласно п. 24 прием документов на первый курс начинается не позднее 20 июня. Поскольку в соответствии с изменениями законодательства РФ обязательным при поступлении является предъявление результатов ЕГЭ, поступающие, не имеющие результатов ЕГЭ, должны до 5 июля зарегистрироваться на сдачу ЕГЭ в соответствии с Порядком проведения Единого государственного экзамена, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации. Прием в высшие учебные заведения для обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования проводится по личному заявлению граждан. Взимание платы с поступающих при подаче документов, а также требование от поступающих представления оригиналов документа государственного образца об образовании, свидетельства о результатах ЕГЭ или представления иных документов, не предусмотренных Порядком, запрещается. При этом п. 40 устанавливает, что перечень вступительных испытаний в вуз утвержден Приказом Минобрнауки РФ N 365, а вуз имеет право устанавливать не менее трех вступительных испытаний из Перечня вступительных испытаний. Количество, перечень, программы и форму проведения вступительных испытаний при приеме для обучения по программам магистратуры вуз устанавливает самостоятельно. Таким образом, несмотря на введение системы Единого государственного экзамена, вузы имеют право устанавливать определенные критерии отбора абитуриентов, поступающих в данный вуз, что не отменяет проведение конкурса среди абитуриентов. С учетом действия нормативных актов во времени следует сделать вывод, что прием во все образовательные учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования независимо от формы собственности должен осуществляться на конкурсной основе. Данный порядок связан в первую очередь с тем, что не каждый человек в силу своих способностей в состоянии освоить образовательные программы названных выше уровней. Следует отметить, что для поступающих на места с оплатой стоимости обучения устанавливается тот же набор вступительных испытаний, что и для лиц, поступающих на данную программу и курс для обучения за счет средств федерального бюджета, т. е. договор может быть заключен только с лицом, прошедшим конкурсный отбор по итогам вступительных испытаний. Такое положение вещей представляется достаточно справедливым, поскольку гарантирует прием в высшее учебное заведение наиболее способных и подготовленных к обучению в вузе. Однако на практике для абитуриентов, подавших заявление на платную форму обучения, высшие учебные заведения изначально устанавливают более легкие испытания, отбирая среди них тех, которые более способны среди таких же "платников". Полагаем, что в данной ситуации следует прямо определить в Порядке приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования положение о том, что образовательная организация имеет право устанавливать отдельные конкурсы и испытания на основании разработанных ею образовательных программ для абитуриентов, подавших заявления на платную форму обучения. Закрепление такого положения позволило бы увеличить формально количество мест, финансируемых за счет бюджетов различных уровней, предложив абитуриентам, способным оплатить учебу на коммерческой основе, заключив договор об оказании платных образовательных услуг, более льготные условия поступления в высшее учебное заведение. По отношению к абитуриентам, выдержавшим испытания и конкурсный отбор среди претендентов на заключение договора, у образовательного учреждения возникает обязанность заключить договор об оказании платных образовательных услуг. Абитуриенты, не выдержавшие вступительных испытаний, не подлежат зачислению в состав студентов, договор с ними не заключается. Таким образом, основанием возникновения договора об оказании платных образовательных услуг является одностороннее обязательство образовательной организации высшего профессионального образования. При уклонении от этой обязанности абитуриент может в судебном порядке требовать понуждения образовательного учреждения к заключению указанного договора. Зачисление в состав обучающихся должно заканчиваться не позднее чем за 10 дней до начала занятий в высшем учебном заведении. В этот же срок должно состояться и подписание договора об оказании платных образовательных услуг. Процедура зачисления поступающих, успешно прошедших вступительные испытания, осуществляется поэтапно и включает в себя: - подведение итогов вступительных испытаний и объявление полного пофамильного, ранжированного по мере убывания количества набранных баллов (с их указанием) перечня лиц, успешно прошедших вступительные испытания, зачисление которых может рассматриваться приемной комиссией по различным условиям приема (далее - пофамильный перечень); - прием у поступающих, рекомендованных к зачислению, оригиналов документов, предусмотренных п. 76 настоящего Порядка (далее - документы); - издание приказа о зачислении. Слушатели зачисляются на места по договорам с оплатой стоимости обучения. Зачисление студентов на первый курс производится по результатам вступительных испытаний приказом ректора на основании поданных заявлений и подписания гражданином договора возмездного оказания образовательных услуг. Издание приказа о зачислении является необходимым компонентом для установления административных отношений между студентом и образовательным учреждением. В то же время обязанность учебного заведения оказывать соответствующие образовательные услуги возникает после заключения договора возмездного оказания образовательных услуг и на его основании. Следует отметить, что на практике возникают случаи, когда студент после заключения договора об оказании платных образовательных услуг желает перевестись на другую специальность, изменить форму обучения. В таких ситуациях возникает необходимость заключения нового договора, поскольку изменение указанных условий означает изменение предмета договора. Моментом заключения такого договора является момент возникновения у сторон взаимных прав и обязанностей, а поскольку данный договор является консенсуальным, то фактически с момента его подписания. В сроки, установленные вузом после завершения вступительных испытаний, поступающий представляет при зачислении на места с оплатой стоимости обучения на договорной основе для обучения в качестве студента оригинал документа государственного образца об образовании или его заверенную ксерокопию. Исполнение договора выражается в совершении или воздержании от совершения комплекса действий, которые составляют его предмет. При оценке исполнения необходимо учесть, было ли совершено действие, а если было, то соответствует ли оно требованиям закона и условиям договора. Договор в большинстве случаев направлен к установлению обязательственного отношения, поэтому договор и обязательство чаще всего находятся в связи как причина и следствие. Таким образом, поскольку образование в целом, а высшее в особенности, ориентируется на законодательство, которое регулирует образовательную деятельность, а соответственно, и гражданское законодательство, мы в следующей нашей статье хотели затронуть проблемы, которые могут возникнуть в сфере высшего образования в свете новых законодательных новелл.
Литература
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 25.12.1993. N 237. 2. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" // Российская газета. 31.07.1992. N 172. 3. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // СЗ РФ. 26.08.1996. N 35. Ст. 4135. 4. Федеральный закон от 10.04.2000 N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" // СЗ РФ. 17.04.2000. N 16. Ст. 1639. 5. Закон РФ от 25.02.1993 N 4547-1 "О реорганизации федеральных органов управления высшим образованием" // Российская газета. 06.03.1993. N 45. 6. Федеральный закон от 12.07.1995 N 100-ФЗ "Об исключительном праве на поступление в учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования выпускников школ, пострадавших от землетрясения в Охтинском районе Сахалинской области" // СЗ РФ. 17.07.1995. N 29. Ст. 2756. 7. Федеральный закон от 10.02.2009 N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" // СЗ РФ. 16.02.2009. N 7. Ст. 786.
Название документа