Взаимодействие органов финансового контроля при признании должника банкротом
(Безбородова Т. И.) ("Юрист", 2010, N 6) Текст документаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПРИЗНАНИИ ДОЛЖНИКА БАНКРОТОМ <*>
Т. И. БЕЗБОРОДОВА
-------------------------------- <*> Bezborodova T. I. Interaction of bodies of financial control at the recognition of the debtor the bankrupt.
Безбородова Т. И., доцент ВЗФЭИ, филиал в г. Пензе, кандидат экономических наук.
Создание постоянно действующих рабочих групп при взаимодействии таможенного управления и управления Федеральной налоговой службы на территории России позволит скоординировать их действия по проведению процедур банкротства должников и, возможно, затормозит процесс появления отсутствующих должников.
Ключевые слова: банкротство, уполномоченные органы, налоги, таможенные платежи, отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды, должники.
Creation of constantly active working groups at interaction of customs office and management of a federal internal revenue service in territory of the Russian Federation will allow to co-ordinate their actions on realisation of procedures of bankruptcy of debtors, and will probably brake process of occurrence of absent debtors.
Key words: bankruptcy, the authorised bodies, taxes, customs payments, deductions in the state social off-budget funds, debtors.
Государство является составной частью рыночной экономики и осуществляет воздействие на поведение хозяйствующих субъектов и на экономику в целом несколькими путями: - изменение законодательства, налогообложения, таможенных пошлин, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, валютных курсов; - принятие Правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей; - добровольная ликвидация предприятий-должников; - создание института арбитражных и конкурсных управляющих [1]. Система налогообложения во всех ее проявлениях является объективной финансовой категорией и имеет принудительно-обязательную форму и вне этой формы перестает быть налоговым отношением. Через налоги государство поддерживает неплатежеспособные предприятия по их оздоровлению или ликвидирует отсутствующие предприятия-должники. Органом контроля в соответствии с таможенным законодательством РФ и НК РФ выступает Министерство финансов РФ, оно обеспечивает полноту поступлений налоговых доходов в бюджет и создает условия через Федеральную налоговую службу и таможенные органы, препятствующие уходу налогоплательщика от уплаты налога [6]. В отличие от налогов государственные социальные внебюджетные фонды предназначены для финансового обеспечения функций государства по социальной защите населения и решения других конкретных вопросов и представляют собой вторую по значимости форму образования и использования целевых денежных средств [2, с. 369 - 371]. Нормативное регулирование обязанностей органов контроля по взиманию налогов, таможенных платежей и отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды представлено в табл. 1 [6, 9, 10, 11].
Таблица 1
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Показатели Обязанности органов Обязанности Обязанности контроля за уплатой налоговых органов по налоговых страховых взносов взиманию налогов при органов по в государственные перемещении товаров взиманию социальные через таможенную налогов и внебюджетные фонды границу сборов
1. Нормативно - Федеральный закон от - Таможенный кодекс НК РФ правовое 24 июля 2009 г. N РФ; регулирование 212-ФЗ "О страховых - Федеральный закон взносах в Пенсионный от 8 декабря фонд РФ, Фонд 2003 г. N 164-ФЗ социального "Об основах страхования РФ, государственного Федеральный фонд регулирования обязательного внешнеторговой медицинского деятельности" страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
2. Органы, - Пенсионный фонд РФ и Таможенные органы Налоговые осуществляющие его территориальные (пользуются правами органы контроль органы; и несут обязанности - Фонд социального налоговых органов) страхования РФ и его территориальные органы
3. Плательщики - лица, производящие - декларанты; - физические выплаты и иные - иные лица лица; вознаграждения - юридические физическим лицам; лица - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой <1>
4. Платежи страховые взносы: - ввозная (вывозная) - федеральные - в Пенсионный фонд; таможенная пошлина; налоги; - в Фонд социального - НДС и акцизы, - региональные страхования; взимаемые при ввозе налоги; - в Федеральный и товаров на - местные территориальные фонды таможенную налоги обязательного территорию РФ; медицинского - таможенные сборы страхования
-------------------------------- <1> Если в ФЗ о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Налогоплательщики призваны самостоятельно исполнять обязанности по уплате обязательных платежей в срок, установленный законодательством, при несоблюдении которого производится принудительное взыскание за счет денежных средств налогоплательщика или его имущества. Однако в силу тех или иных причин у хозяйствующего субъекта может возникать просроченная задолженность в бюджет по налогам и сборам, таможенным пошлинам и платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов готовится пакет документов к уведомлению уполномоченному органу о наличии задолженности должника по обязательным платежам (рис. 1) [4].
Сведения о Уведомления в Решение и направлении уполномоченный орган постановление о судебному о наличии взыскании налога приставу-исполнителю задолженности (сбора) за счет постановления о должника по имущества должника взыскании страховых обязательным или соответствующее взносов, налога > платежам < судебное решение, (сбора) за счет вступившее в имущества должника /\ /\ /\ законную силу, или соответствующего а также исполнительного исполнительный лист листа
Справка о размере задолженности по Документы, Решение о взыскании страховым взносам, подтверждающие денежных средств со по налогу (сбору), основания счетов должника не уплаченным более возникновения чем в 3-месячный задолженности срок
Рис. 1. Перечень документов о наличии задолженности должника по обязательным платежам
О результатах рассмотрения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам перед РФ, а также о включении соответствующих требований в реестр требований кредиторов уполномоченный орган отчитывается перед МФ РФ ежегодно не позднее 30 дней с даты получения запроса (табл. 2) [4].
Таблица 2
СОСТАВ ИНФОРМАЦИИ ОТЧЕТНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА ПЕРЕД МФ РФ
Аналитические отчеты Статистические отчеты
- о практических проблемах применения - об общем количестве возбужденных законодательства о несостоятельности дел о несостоятельности (банкротстве); (банкротстве) с участием уполномоченного органа;
- об участии федеральных органов - о количестве и видах процедур, исполнительной власти в деле о применяемых в деле о банкротстве, банкротстве и в процедурах, на территории каждого субъекта РФ применяемых в деле о банкротстве; и в отношении организаций каждой отрасли экономики - особенности применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) на территории субъектов РФ;
- анализ тенденций развития института банкротства в РФ
В дальнейшем следствием развития ситуации по непогашению задолженности по налогам и сборам является: - либо принятие решения о подаче заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом в 5-дневный срок с момента принятия данного решения (ст. 3 ФЗ N 127 "О несостоятельности (банкротстве)") (табл. 3);
Таблица 3
ПОРЯДОК ОБЪЕДИНЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ РОССИИ ПРИ ПОДАЧЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ДОЛЖНИКА БАНКРОТОМ
Порядок объединения и Период подачи Взаимодействие представления требований заявления с судебным приставом-исполнителем
1. Дата направления судебному не ранее чем через сообщается судебному приставу-исполнителю 30 дней, но не приставу-исполнителю об постановления налогового позднее чем через осуществлении или органа о взыскании налога 90 дней с даты неосуществлении (сбора) за счет имущества направления уполномоченным органом должника или соответствующего заявления действий по возбуждению исполнительного листа в арбитражном суде производства по делу о 2. Дата получения уведомлений в течение 30 дней несостоятельности федеральных органов с даты получения (банкротстве) должника исполнительной власти, уведомления не позднее чем в выступающих кредиторами 30-дневный срок с даты по денежным обязательствам получения указанного перед РФ уведомления
- либо принятие решения отложить подачу заявления на срок до 6 месяцев (единожды) до истечения сроков. Для изменения срока уплаты налога в виде отсрочки или рассрочки платежа, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита должнику необходимы веские причины непогашения долга, такие, как: - угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованному лицу из-за единовременной уплаты им налога; - утверждение арбитражным судом мирового соглашения; - утверждение арбитражным судом графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления (табл. 4) [п. 1 ст. 64 НК РФ].
Таблица 4
ПРИОСТАНОВКА ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД УПОЛНОМОЧЕННЫМ ОРГАНОМ О ПРИЗНАНИИ ДОЛЖНИКА БАНКРОТОМ
Действия должника Основание Срок рассмотрения документов
1. Должнику предоставлена - решение арбитражного - не более отсрочка или рассрочка исполнения суда, вступившее в силу чем 2 месяца требований РФ по денежным обязательствам
2. Должник осуществляет взыскание - график погашения просроченной дебиторской задолженности; задолженности, сумма которой - документы о погашении превышает сумму кредиторской задолженности задолженности по денежным обязательствам перед РФ
3. Обжалование должником - исковое заявление или требований РФ по обязательным жалоба. Данное действие платежам в арбитражном суде или может привести к в вышестоящем налоговом органе прекращению оснований для подачи заявления о признании должника банкротом
4. Обжалование должником действия - исковое заявление или (бездействия) должностных лиц жалоба. По мнению налоговых органов, таможенных или должника, данные лица иных органов власти создали предпосылки для появления признаков его несостоятельности (банкротства)
Повторное решение о признании должника банкротом принимается в исключительных случаях по решению Президента РФ или Правительства РФ [4]. Перед проведением собрания кредиторов о выборе процедуры банкротства уполномоченной орган запрашивает мнение соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления. По их ходатайству вводятся такие процедуры банкротства, как финансовое оздоровление, мировое соглашение или внешнее управление при наличии гарантии (поручительства) третьих лиц по требованиям об уплате обязательных платежей и по денежным обязательствам в бюджет государства. Однако в случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки или рассрочки утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления [п. 8 ст. 64 НК РФ]. О результатах работы управлениями ФНС РФ составляется отчет по обеспечению процедур банкротства, где раскрываются организационная работа и задолженность организаций-должников по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией. Однако на тот же уполномоченный орган возложены и дополнительные обязанности по ликвидации отсутствующих должников за счет средств, ежегодно выделяемых из федерального бюджета. Отсутствующими должниками считаются должники, у которых место нахождения постоянного органа, а также учредителей, участников, менеджеров и должностных лиц, без которых юридическое лицо не может осуществлять свою деятельность, невозможно установить в течение шести месяцев [12]. Основанием для их ликвидации является непредставление налоговой декларации по истечении одного года после установленного НК РФ срока представления. Аудиторы, проанализировав использование денежных средств из федерального бюджета в 2005 - 2007 гг. на ликвидацию отсутствующих должников, пришли к выводу, что действующая процедура банкротства чрезмерно усложнена, затратна и неэффективна. По оценкам Счетной палаты РФ, только по состоянию на 1 июля 2007 г. "количество отсутствующих должников составило 352 тысячи организаций, а в условиях действующего законодательства о банкротстве их ликвидация займет около восьми лет (без учета банкротства вновь возникших отсутствующих должников), и на это потребуется не менее 5 миллиардов рублей. В России ежегодно образуется порядка 150 - 200 тысяч организаций - отсутствующих должников, причем около 80% из них имеют задолженность менее 10 тысяч рублей, в то время как расходы по их ликвидации в судебном порядке составляют в среднем 15 тысяч рублей" [13]. При этом в 2010 г. прогнозируется увеличение числа банкротств по инициативе налоговой службы [14]. При этом все чаще специалисты высказывают мнение о необходимости внесения статьи в ФЗ N 127 "О несостоятельности (банкротстве)" о привлечении к ответственности руководителя предприятия, приведшего его к банкротству [14]. Создание постоянно действующих рабочих групп при взаимодействии таможенного управления и управления федеральной налоговой службы на территории РФ позволит скоординировать их взаимодействие по проведению процедур банкротства должников и, возможно, затормозит процесс появления отсутствующих должников. Примером тому является работа Центрального таможенного управления и Управления Федеральной налоговой службы Московской области. Созданная ими группа осуществляет коллективное рассмотрение вопросов инициирования процедуры банкротства и в ходе совместных совещаний обменивается информацией, анализируя ее, вырабатывает рекомендации по совершенствованию работы [7].
ЛИТЕРАТУРА
1. Любушин Н. П. Экономический анализ: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 327. 2. Барулин С. В. Финансы: Учебник. М.: КНОРУС, 2010. 640 с. 3. Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп. / Под ред. М. Романовского, О. Врублевской. СПб.: Питер, 2009. 528 с. 4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2009 г. N 663 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве". 5. URL: http:// www. ippnou. ru/ article. php? idarticle= 005692. 6. Налоговый кодекс РФ. 7. Центральное таможенное управление, Управление ФНС по Московской области: Приказ от 7 апреля 2008 г. N 154/01-04-21/67 "О создании постоянно действующей рабочей группы по координации взаимодействия таможенных органов Центрального таможенного управления и налоговых органов Московской области". 8. Подъяблонская Л. М. Финансы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Государственное и муниципальное управление". М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 407 с. 9. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". 10. Таможенный кодекс РФ. 11. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". 12. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". 13. URL: http:// finance. rambler. ru/ news/ economics/ 6768769.php. 14. URL: http:// www. zrpress. ru/ zr/ 2009/ 83/ 21.
------------------------------------------------------------------
Название документа