Договор теплоснабжения и смежные с ним договоры

(Чибис А. В.) ("Гражданское право", 2010, N 2) Текст документа

ДОГОВОР ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ И СМЕЖНЫЕ С НИМ ДОГОВОРЫ <*>

А. В. ЧИБИС

-------------------------------- <*> Chibis A. V. Contract of heating supply and neighboring contracts.

Чибис Андрей Владимирович, директор по правовым и корпоративным вопросам ОАО "Российские коммунальные системы", кандидат юридических наук.

В статье рассматривается вопрос о правовой природе договора теплоснабжения и смежных с ним договоров. Автор критикует теоретическое и нормативно-правовое отождествление договора теплоснабжения с энергоснабжением.

Ключевые слова: договор, энергоснабжение, теплоснабжение, оказание услуг по передаче тепловой энергии.

The article considers the issue on legal nature of the contract of heating supply and neighboring contracts. The author criticizes theoretical and normative law identification of the contract of heating supply and energy supply.

Key words: contract, energy supply, heating supply, rendering services related to transfer of heating energy.

В гражданском праве теплоснабжение традиционно рассматривается как вид энергоснабжения, поэтому ученые концентрировали свое внимание лишь на договоре снабжения электрической энергией, автоматически распространяя практически все теоретические положения о нем на договор теплоснабжения. Отождествлению договоров снабжения электрической и тепловой энергией во многом способствует законодательная практика, поскольку как ранее, так и в настоящее время договор теплоснабжения легально определен в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) как вид (разновидность) договора купли-продажи (§ 6 "Энергоснабжение" гл. 30 "Купля-продажа"), несмотря на то, что в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. они получили название договоров по передаче ресурсов через присоединенную сеть. Позиция о самостоятельности договоров снабжения товарами через присоединенную сеть, высказанная многими советскими цивилистами, не нашла одобрения законодателя. Однако, если в 60-е годы, когда принимались Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и Гражданский кодекс РСФСР 1964 г., отношения снабжения ресурсами через присоединенную сеть в них не нашли отражения, то Основы гражданского законодательства СССР и республик 1991 г., а затем и Гражданский кодекс РФ 1996 г. отнесли договор по передаче ресурсов через присоединенную сеть к купле-продаже. При обсуждении указанного вопроса высказывались мнения, что договор поставки и снабжения энергетическими и другими ресурсами не только различаются между собой, но и отличаются от понятия купли-продажи, следовательно, помещая их вместе с куплей-продажей в гл. 9 Основ, ее следует назвать "Договоры на передачу имущества в собственность или полное хозяйственное ведение" <1>. Однако точка зрения сторонников консолидации возобладала. -------------------------------- <1> Пятая сессия Верховного Совета СССР: Стенографический отчет. Ч. V. 21 - 26 марта 1991 г. С. 34. Цит. по: Калмыков Ю. Х. Избранное: Труды. Статьи. Выступления / Предисловие В. Ф. Яковлева; Сост. О. М. Козырь, О. Ю. Шилохвост; Исследовательский центр частного права. М.: Статут, 1998. С. 130.

Между тем § 6 гл. 30 ГК РФ, получивший наименование "Энергоснабжение" и выделивший его в самостоятельный вид наряду с розничной куплей-продажей, поставкой, контрактацией, продажей недвижимости и предприятия, содержит регулирование исключительно отношений по снабжению электрической энергией с распространением этого правового режима на отношения теплоснабжения. Другие ресурсы (товары), такие, как газ, нефтепродукты, вода, вынесены за пределы отношений энергоснабжения, хотя, как указывает п. 2 ст. 548 ГК, правила о договоре энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. На наш взгляд, § 6 гл. 30 ГК РФ содержит нормы, регулирующая функция которых связана исключительно со снабжением через присоединенную сеть электрической энергией, несмотря на то, что современная цивилистическая доктрина исходит из обратного <2>. Другие ресурсы (товары), такие, как газ, нефтепродукты, вода, вынесены за пределы отношений энергоснабжения, хотя, как указывает п. 2 ст. 548 ГК, правила о договоре энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. В отношении теплоснабжения законодательно исключена возможность иного правового регулирования, обусловленного существом обязательства теплоснабжения, что нами признается необоснованным в силу производственной природы отношений теплоснабжения, которые ближе к водоснабжению, чем к снабжению электрической энергией. -------------------------------- <2> См.: Осипчук Е. Л. Договор энергоснабжения в свете нового законодательства об электроэнергетике // Юрист. 2003. N 8. С. 27 - 29; Витрянский В. Договор энергоснабжения и структура договорных связей по реализации и приобретению электроэнергии // Хозяйство и право. 2005. N 3. С. 34 - 49; Хаснутдинов А. И. Обязательства по энергоснабжению в Гражданском кодексе Российской Федерации // Академический юридический журнал. 2004. N 1. С. 38 - 40; Серветник А. А. Правовая природа договора энергоснабжения // Российский судья. 2005. N 3. С. 10 - 14; Карповская П. В. Правовая природа и правовое регулирование договора энергоснабжения // Вестник Саратовской государственной академии права. 2004. N 4. Ч. 2. С. 36 - 38.

Предоставление возможности применения к договорам теплоснабжения положений ГК РФ о договоре энергоснабжения при отсутствии специального правового регулирования указанных договоров является лишь приемом законодательной техники и никак не влияет на квалификацию указанных договоров в качестве его разновидностей. Анализ указанного специального регулирования свидетельствует, что большая часть статей содержит специальные правила, которые детализируют содержание статей ГК РФ об энергоснабжении и отличаются между собой, что также исключает как квалификацию указанных договоров в качестве разновидностей энергоснабжения, так и "одновидность" указанных договоров. Общая правовая природа может свидетельствовать только об однородности указанных договоров снабжения товарами через присоединенную сеть. В отношении теплоснабжения законодательно исключена возможность иного правового регулирования, обусловленного существом обязательства теплоснабжения, что необоснованно в силу производственной природы отношений теплоснабжения, которые ближе к водоснабжению, чем к снабжению электрической энергией. В силу этого целесообразно было бы исключить п. 1 ст. 548 ГК РФ, а ст. 548 ГК РФ представить в целом в следующем виде: "К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства". Таким образом, договор теплоснабжения наряду с энергоснабжением, газоснабжением, водоснабжением и снабжением иными ресурсами (товарами) через присоединенную сеть являются самостоятельными видами одного типа договора - договора снабжения товарами (ресурсами) через присоединенную сеть. До законодательного установления единой конструкции договора о снабжении ресурсами (товарами) через присоединенную сеть называть какой-либо из них системообразующим (модельным) нельзя. Создание рынка тепловой энергии требует разработки нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное взаимодействие производителей тепла, организаций, осуществляющих его транспортировку и распределение, а также потребителей в рыночных условиях функционирования отрасли. Даже неглубокая ревизия действующих в настоящее время нормативных правовых актов в этой сфере свидетельствует о необходимости централизации правового массива, стержнем которого должен стать специальный закон <3>. Практически полное распространение правового режима электроснабжения на отношения по снабжению тепловой энергией и, более того, законодательное исключение (п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации) возможности иного правового регулирования показало свою определенную несостоятельность. Разработка специального закона в области теплоснабжения вошла в План мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2005 - 2006 годы, утвержденный Постановлением Правительства России от 15 апреля 2005 г., во исполнение чего была создана рабочая группа из Минпромэнерго, МЭРТа, ФАС, ФСТ, РАО "ЕЭС России" и профильного комитета Госдумы России. -------------------------------- <3> См.: Блинкова Е. В. Правовая реформа в теплоснабжении (в аспекте Энергетической стратегии России на период до 2030 года) // Энергетическое право. 2010. N 1. С. 60 - 62.

Проект Федерального закона "О теплоснабжении" (далее - проект), принятый Государственной Думой Федерального Собрания в первом чтении 11 ноября 2009 г., устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей и потреблением тепловой энергии (мощности) и теплоносителя в системах теплоснабжения, создания, функционирования и развития таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения. При разработке концепции правового регулирования отношений в сфере производства, распределения и потребления тепловой энергии основным (главным) средством достижения цели формирования конкурентного рынка тепловой энергии (теплоносителя) в системе реформирования электроэнергетики Российской Федерации признавалось установление оптимальных договорных отношений между участниками. Проект Закона в отличие от уже принятых актов в сфере электроэнергетики выделил только две используемые в этой сфере модели договора - договор теплоснабжения (ст. 16) и договор оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя (ст. 17). Проект Закона определяет договор теплоснабжения как соглашение, по которому теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю тепловую энергию и (или) теплоноситель, соответствующие количественным и качественным параметрам, установленным нормативными правовыми актами и договором теплоснабжения, а также поддерживать указанную в договоре тепловую мощность, а потребитель обязуется оплачивать полученные тепловую энергию и (или) теплоноситель, поддерживаемую теплоснабжающей организацией мощность, а также обеспечивать соблюдение установленного договором режима потребления и надлежащую эксплуатацию принадлежащих ему теплопотребляющих установок. В качестве теплоснабжающей организации может выступать лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии или тепловыми сетями в данной системе теплоснабжения. Договор теплоснабжения заключается потребителем с теплоснабжающей организацией, к чьим тепловым сетям теплопотребляющие установки или тепловые сети потребителя подключены непосредственно или через тепловые сети теплосетевых организаций. При этом теплоснабжающая организация обязана самостоятельно урегулировать договорные отношения с теплосетевыми организациями, через тепловые сети которых должна осуществляться поставка тепловой энергии для потребителя. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и теплоносителя по сетям теплосетевых организаций включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителю. Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя определяется проектом как соглашение, по которому теплосетевая организация обязуется осуществлять комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным нормативными правовыми актами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и подачу теплоносителя в соответствии с установленными договором требованиями, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги. Подобный договор смело можно отнести к договорам возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ).

------------------------------------------------------------------

Название документа