Комментарий Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

(Гришаев С. П.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 8 МАЯ 2010 Г. N 83-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРАВОВОГО

ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 28 мая 2010 года

С. П. ГРИШАЕВ

Гришаев Сергей Павлович, к. ю.н., доцент кафедры гражданского права МГЮА.

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ внес изменения в целый ряд правовых актов, среди которых можно назвать Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Бюджетный кодекс Российской Федерации и ряд других правовых актов.

Наиболее важные и многочисленные изменения затронули Гражданский кодекс РФ, Закон о некоммерческих организациях, Бюджетный кодекс Российской Федерации. В связи с этим Комментарий будет ограничен тремя указанными правовыми актами.

Как следует из названия комментируемого Закона, изменения касаются правового положения государственных (муниципальных) учреждений. В частности, закреплен правовой статус бюджетного и казенного учреждений, которые либо ранее законодательством только упоминались (бюджетные учреждения в п. 2 ст. 120 ГК), либо являются принципиально новой правовой формой (казенные учреждения). Таким образом, можно говорить о наличии трех типов государственных (муниципальных) учреждений - бюджетные, казенные, автономные. Что касается последних, то их правовое положение достаточно подробно урегулировано Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", поэтому в комментируемом Законе внимания им уделяется мало.

При этом упомянутые типы учреждений не являются какими-то застывшими формами; комментируемый Закон допускает трансформацию одного типа в другой. Так, согласно вновь введенной ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.

Изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения, а также изменение типа казенного учреждения в целях создания бюджетного учреждения осуществляются в порядке, устанавливаемом:

1) Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения, а также изменение типа существующего автономного учреждения в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Появление такой градации учреждений обусловлено тем, что существовавшая ранее в Российской Федерации система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и не отвечала современным требованиям, поскольку была чрезмерно затратной. По существу, органы публичной власти на всех уровнях осуществляли содержание бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг, оплачивая их деятельность по смете. При этом некоторые бюджетные учреждения активно занимались предпринимательской деятельностью, оказывая дополнительные платные услуги, но не производя соответствующие отчисления в бюджет. Правовой статус доходов от такой деятельности, а также права и обязанности учреждений не были четко определены.

Прежде всего, законодатель регулирует порядок создания указанных типов учреждений. В отношении бюджетного или казенного учреждения решение об их учреждении согласно п. 2 ст. 13 Закона о некоммерческих организациях принимается в порядке, установленном:

1) Правительством Российской Федерации - для федеральных бюджетных или казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - для бюджетных или казенных учреждений субъектов Российской Федерации;

3) местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Другими словами, порядок создания бюджетного или казенного учреждения путем учреждения должен быть регламентирован специальными правовыми актами, принятыми указанными выше органами, однако до настоящего времени такие правовые акты не были приняты.

Бюджетные или казенные учреждения действуют на основании устава, который утверждается указанными выше органами. Они же принимают решение о внесении изменений в устав и о реорганизации казенных или бюджетных учреждений (п. 2.1 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях).

Иногда возникает вопрос о возможности образования учреждений юридическими лицами, не являющимися собственниками принадлежащего им имущества, в частности государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. В данном случае следует исходить из того, что собственник учреждений, в том числе и государство, может выступать в гражданском обороте как непосредственно, так и опосредованно через созданные им учреждения. Таким образом, с согласия собственника - публичного образования это возможно в определенных законом случаях.

Аналогичным образом законодатель решил этот вопрос в комментируемом Законе, разграничив права бюджетных и казенных учреждений. Так, согласно вновь введенному п. 4 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

Таким образом, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное имущество в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника. При этом казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Хотя ранее понятие бюджетного учреждения упоминалось в целом ряде правовых актов, и прежде всего в п. 2 ст. 120 ГК, однако его легального определения и четкого правового статуса не существовало. Ситуация изменилась в связи с принятием комментируемого Закона, которым были внесены изменения в целый ряд правовых актов, и в частности в Закон о некоммерческих организациях. Согласно вновь введенной ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию. Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания они не могут.

Вместе с тем деятельность бюджетных учреждений не ограничивается указанными заданиями. Согласно п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в п. 1 статьи 9.2, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Применительно к бюджетным учреждениям законодатель оперирует термином "финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания" (ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). В данном случае имеется в виду то, что, ставя перед бюджетным учреждением задания, публичные образования принимают на себя необходимые расходы по его выполнению. Так, согласно п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Вместе с тем в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Очевидно, законодатель исходит из того, что полученных денежных средств будет достаточно для того, чтобы учреждение могло бы осуществлять возложенные на него функции без получения субсидий со стороны публичных образований. Следует отметить, что это справедливо только для бюджетных учреждений, расположенных в крупных городах (прежде всего, в Москве). Поэтому для большинства бюджетных учреждений будет стоять нелегкий выбор - либо отказаться от аренды как источника дополнительных доходов даже при наличии неиспользуемой площади, либо потерять финансовое обеспечение со стороны публичных образований.

Конкретная процедура финансового обеспечения будет устанавливаться в правовых актах, принимаемых Правительством РФ, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (до настоящего времени такие правовые акты не были приняты).

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями Кодекса. Более конкретно об этом говорится в п. 8 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, согласно которому бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом). Очевидно, еще более детализированная процедура будет установлена в подзаконных актах.

Особым образом регулируется вопрос о вещном праве, на основании которого предоставляется земельный участок бюджетному учреждению. Таким вещным правом является право постоянного (бессрочного) пользования (п. 9 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). Следует отметить, что законодательству других стран наличие подобного права неизвестно. Субъектами постоянного (бессрочного) права пользования земельным участком могут быть как юридические лица (независимо от формы собственности), так и физические лица. Согласно п. 2 ст. 20 ЗК РФ в настоящее время гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Возможности по распоряжению таким земельным участком ограничены. Владелец участка имеет право только передавать его другим лицам в аренду или в безвозмездное срочное пользование и только с согласия собственника. Однако если на таком участке есть здание или сооружение, принадлежащее владельцу участка на праве собственности, то, произведя отчуждение такого здания или сооружения, осуществляется передача приобретателю и принадлежащего ему права пользования этим земельным участком. Таким образом, можно говорить о том, что субъект права постоянного бессрочного пользования, совершая сделки по распоряжению недвижимостью, может в определенной степени распоряжаться и земельным участком.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в ст. 3 регулирует этот вопрос. Согласно указанной статье к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Таким образом, под памятниками истории и культуры понимаются только объекты недвижимого имущества.

Следует отметить, что понятию памятника истории и культуры законодатель придает особый смысл, который заключается в том, что объекты, признаваемые памятниками истории и культуры, подчиняются особому правовому режиму и находятся под особой правовой охраной. Для того, чтобы тот или иной объект получил особую правовую охрану, необходимо, чтобы он был признан таковым в установленном законом порядке. При этом следует иметь в виду, что каких-либо объективных признаков для признания их таковыми не существует. Каждый раз этот вопрос решается в индивидуальном порядке на основании заключения специалистов.

Таким образом, бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. При этом государственным (муниципальным) заданием является документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг.

Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

При нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом.

Некоторые виды бюджетных учреждений обладают определенной хозяйственной самостоятельностью, предусмотренной и другими правовыми актами. Так, согласно п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям).

Кроме того, согласно п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук научные учреждения имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям).

Что касается казенного учреждения, понятие которого введено комментируемым Законом, то его статус по сути совпадает с закрепленным в ранее действовавшем законодательстве статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 г. всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.

Так, согласно новой редакции п. 4 ст. 298 ГК казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Принятое положение положит конец спорам относительно судьбы заработанных учреждением дополнительных денежных средств, которые возникали ранее в практике. Однако очевидно, что стимула у казенных учреждений заниматься приносящий дополнительный доход деятельностью не будет.

В этом же пункте сказано, что казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Таким образом, о какой-либо имущественной самостоятельности казенного учреждения говорить не приходится.

Определение казенного учреждения дано в Бюджетном кодексе РФ. Согласно абзацу 39 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Государственное (муниципальное) задание формируется для казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Согласно п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Учредителями казенных учреждений могут быть только публичные образования: Российская Федерация - в отношении федерального казенного учреждения; субъект Российской Федерации - в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта Российской Федерации; муниципальное образование - в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.

Учредительным документом казенных учреждений является устав, который утверждается в порядке, установленном руководителями соответствующих публичных образований:

1) Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении казенных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных казенных учреждений.

Следует отметить, что до настоящего времени этот порядок не был установлен.

Устав казенного учреждения должен содержать наименование учреждения с указанием типа (соответственно казенное учреждение), сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов. Изменения в устав вносятся теми же органами, что и утверждают устав (п. 4 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях).

Особые правила действуют в отношении реорганизации, изменения типа казенного учреждения и его ликвидации. Во всех этих случаях должен быть установлен и утвержден особый порядок руководителями соответствующих публичных образований:

1) Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении казенных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных казенных учреждений.

При реорганизации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Таким образом, все расходы казенного учреждения должны возмещаться за счет бюджета. Однако согласно п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Как уже было отмечено, доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Следует обратить внимание на то, что казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ).

Согласно п. 2.2 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях при реорганизации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Следует иметь в виду, что по общему правилу согласно п. 2 ст. 60 ГК кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.

В данном случае речь как раз и идет о таком исключении. Очевидно, законодатель исходил из того, что поскольку казенные учреждения полностью финансируются за счет бюджета, то для досрочного исполнения соответствующего обязательства казенного учреждения у последнего может не быть дополнительных денежных средств, поскольку они не были выделены из бюджета.

Изменения были внесены в ст. 298 ГК, которая называется "Распоряжение имуществом учреждения". В соответствии с этими изменениями законодатель установил свои границы правомочия распоряжения для каждого типа учреждения (ранее таких границ не существовало). Наибольшая свобода предоставлена автономным учреждениям, которые согласно измененной редакции п. 2 ст. 298 ГК не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Что касается казенного учреждения, то оно не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Таким образом, имущество автономного или бюджетного учреждения, находящееся у него на праве оперативного управления, не имеет общего правового режима. Можно выделить два специальных правовых режима, в зависимости от того, к какой категории относится то или иное имущество.

Первый режим - это недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество.

Понятие недвижимости выводится из пункта 1 статьи 130 ГК РФ, который гласит: "К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания и сооружения".

К недвижимому имуществу также относятся морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, К отличительной особенности недвижимости относится ее неразрывная связь с землей (при этом сами по себе земельные участки также рассматриваются в качестве недвижимости), что, в свою очередь, предполагает ее значительную стоимость. Перечень объектов, указанных в ст. 130 ГК, которые являются недвижимыми, чисто юридически не является исчерпывающим, поскольку, как следует из п. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам может быть отнесено и другое имущество (так называемая недвижимость по закону). В качестве примера можно привести предприятия (ст. 132 ГК).

Спецификой недвижимого имущества является возможность использования этого имущества только в условиях более или менее постоянного нахождения на определенном земельном участке, а для объектов, не связанных с землей и предназначенных для перемещения людей и грузов, особым условием является место их использования - это водное, воздушное или космическое пространство.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона об автономных учреждениях под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (это оценочное понятие). Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение. В развитие положений п. 3 ст. 3 Закона об автономных учреждениях Правительством Российской Федерации принято Постановление от 31 мая 2007 г. N 337 "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения".

Отнесение имущества, переданного учредителем федеральному автономному учреждению, к особо ценному движимому имуществу определяется совместным решением соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, и федерального органа исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом (п. 1 Постановления). Имущество (материальная база) для осуществления уставной деятельности учреждения предоставляет собственник, являющийся учредителем автономного учреждения, т. е. Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование. За автономным учреждением переданное собственником имущество закрепляется на праве оперативного управления (п. 1 ст. 3 Закона об автономных учреждениях). Это положение ст. 296 ГК РФ распространяется на все виды учреждений, включая автономные.

В ряде ведомственных правовых актов понятие особо ценного движимого имущества конкретизируется. Так, можно назвать Приказ Минобрнауки РФ N 72, Росимущества N 58 от 4 марта 2009 г. "О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных образовательных учреждений" и Приказ Минобрнауки РФ N 385, Росимущества N 416 от 16 декабря 2008 г. "О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных научных учреждений".

Кроме того, согласно ст. 26 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" предметы Музейного фонда Российской Федерации, документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда, находящиеся в оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений культуры, подлежат отнесению к особо ценному движимому имуществу государственных (муниципальных) учреждений культуры.

Второй режим - это остальное имущество, в том числе недвижимое имущество (приобретенное за счет собственных доходов), которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, кроме внесения входящих в него денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передачи этого имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника, что возможно для автономного учреждения только с согласия своего учредителя (п. 6 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).

Некоторое внимание в комментируемом Законе было уделено частным учреждениям. Напомним, что согласно п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 2 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

Согласно измененному комментируемым Законом п. 1 ст. 298 ГК частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

Таким образом, права и обязанности частного учреждения сформулированы достаточно определенно.

Название документа