Правовое регулирование договоров международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов

(Дадашова Ф. Д.) ("Законодательство и экономика", 2010, N 5) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

Ф. Д. ДАДАШОВА

Аспирантка кафедры гражданского и предпринимательского права Московского гуманитарного университета Ф. Д. Дадашова обосновывает практическую необходимость принятия в Российской Федерации как в государстве, относящемся к числу крупнейших экспортеров нефти и нефтепродуктов, специального закона о нефти.

Первой специфической особенностью правового регулирования экспортного договора международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов является возможность широкого применения для этого международных договоров (соглашений). К числу международных конвенций, наиболее часто применяемых для регулирования отношений по внешнеэкономическим сделкам, в настоящее время относится Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров, подписанная в 1980 г. в Вене. Нормами данной Конвенции, что типично для большинства ныне действующих международных договоров, обеспечивающих унификацию норм гражданского и торгового права, регулируются только отношения, связанные с международным оборотом нефти и нефтепродуктов и не затрагиваются операции, осуществляемые внутри страны. Большое практическое значение Конвенции для рассматриваемой сферы определяется уже тем обстоятельством, что она имеет довольно значительное число участников (более 60), среди которых находятся и государства - основные торговые партнеры Российской Федерации по нефтяному бизнесу. Как вполне справедливо отмечается в зарубежной литературе, "Венская конвенция отвечает современным требованиям международной торговой практики, сочетая в себе гибкость, прагматизм и нейтральность" <1>. Это высокая оценка вызвана тем, что Конвенция 1980 г. "закрепляет в себе элементы как континентальной, так и англо-американской системы права, тонко сбалансировав интересы покупателей и продавцов всех стран. Данная черта Конвенции позволяет избегать сложной коллизии законов, когда встает вопрос, право какой страны будет применяться в результате возникновения разногласий. Конвенция существует для облегчения соглашения сторон, а не для диктовки условий" <2>. -------------------------------- <1> Reid Alan S. International Sale of Goods Contracts in the 21st Century // Business Law Review. 2004. May/june P. 120. <2> The new rules for International Contracts // ABA JOURNAL. 1988. March, 1. P. 64.

Наблюдаемое иногда отсутствие у государств большой заинтересованности во введении в свое право международных правовых инструментов сделало весьма популярными и иные формы унификации. Так, наряду с Венской конвенцией в регулировании международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов существенную роль могут выполнить документы, которые вместе с тем носят рекомендательный характер. Например, Принципы международных коммерческих договоров, одобренные Унидруа в 1994 г., значение которых заключается в том, что "они представляют собой руководство для составления контрактов, что особенно полезно при ведении переговоров партнерами, говорящими на разных языках: на Принципы стороны могут ссылаться при переговорах в ходе исполнения контрактов при возникновении спорных вопросов или взаимных претензий" <3>. -------------------------------- <3> Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2004. С. 210.

М. Г. Розенберг отмечает: поскольку "Принципы охватывают значительно большее число вопросов регулирования договорных отношений, чем Конвенция, думается, что в практическом смысле наиболее полезным образом сосуществования анализируемых международных документов в тех случаях, когда Конвенция подлежит применению, было бы включение в договор условия о том, что Принципы будут применяться по вопросам, не урегулированным Конвенцией" <4>. -------------------------------- <4> Венская конвенция ООН 1980 г. "О договорах международной купли-продажи товаров". К 10-летию ее применения Россией / Сост. М. Г. Розенберг. М., 2001 // www. consultant. ru.

Принципы опубликованы практически на всех основных языках мира, они играют все более важную роль в оказании содействия сторонам в переговорах и подготовки международных коммерческих контрактов. Так, в 1999 г. Центром по транснациональному праву среди заинтересованных профессиональных кругов (бизнесменов, адвокатов, арбитров) был проведен опрос, результаты которого оказались следующими. Одна треть респондентов указала, что Принципы позволили им преодолеть языковые барьеры. Еще треть использовала их в качестве ориентира для выявления основных правовых вопросов, которые будут рассматриваться в каждом конкретном случае. Оставшаяся же часть использовала их в качестве модели при разработке отдельных положений международного договора <5>. -------------------------------- <5> The Principles of International Commercial Contracts. Unification of Private Law. Michael Joachim Bonell. Rev. DR. UNIF. 2004-1. P. 9.

Нельзя не упомянуть и Свод международных торговых терминов Инкотермс 2000. Инкотермс является одним из важнейших международных документов неофициальной кодификации, где сформулированы унифицированные правила по толкованию торговых терминов, получивших наиболее широкое распространение в мировой торговле <6>. -------------------------------- <6> Ануфриева Л. П., Бекяшев К. А., Дмитриева Г. К. Международное частное право. М., 2003. С. 418.

Общепризнано, что "применение базисных условий упрощает составление и согласование контрактов, помогает контрагентам найти равноправные способы решения возникающих разногласий" <7>. -------------------------------- <7> Попов С. Г. Внешнеэкономическая деятельность российских предпринимателей: Учеб. пособие. М., 1998. С. 23; Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 390.

Несмотря, однако, на всеобщее признание вышеперечисленных документов, обобщение договорной практики российских фирм в сфере заключения договоров международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов показывает, что они не придают им должного значения. Из 52 договоров международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов: - лишь в одном контракте поставки нефтепродуктов специально сделана ссылка на Венскую конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. как регулятора "любых вопросов, относящихся к контракту и не получивших отражения в явно выраженной или подразумеваемой форме в предписаниях контракта". С другой стороны, ни в одном контракте стороны не воспользовались предоставленной им статьей 6 Конвенции правом исключить применение ее норм к договору. В текстах проанализированных контрактов нигде не оговариваются исключения или изменения отдельных положений Конвенции, но содержатся конкретные условия, отличающиеся от них. Встречаются и случаи, когда условия договора охватывают лишь часть положений, содержащихся в Конвенции. Давно известна рекомендация, что в практических целях желательно "четко оговаривать в договоре намерение сторон о частичном отступлении от положений Конвенции" <8>; -------------------------------- <8> Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров: Комментарий. М.: Юридическая литература, 1994. С. 23.

- ни в одном договоре международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов не упомянуты Принципы Унидруа; - в 28 договорах международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов стороны подчиняют свои обязательства нормам Инкотермс. Не менее важную роль в правовом регулировании международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов играют нормы публичного права, в частности экспортного, валютного, таможенного и налогового законодательства. Регулирование наиболее общих публично-правовых аспектов международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов осуществляется Федеральным законом от 21 ноября 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". В данном акте дается понятие экспорта товара (п. 28 ст. 2), определяется круг субъектов, обладающих правом осуществления внешнеторговой деятельности (ст. ст. 10 и 11), определяются методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (п. 1 ст. 12) и т. д. <9>. -------------------------------- <9> Федеральный закон от 21 ноября 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в ред. от 2 февраля 2006 г.) // http://www. consultant. ru.

В ряду наиболее значимых нормативно-правовых актов следует указать также Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле". В статье 1 данного Закона определено понятие экспортного контроля. Под ним понимается "комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров" <10>. В целях развития внешнеэкономических связей, Закон четко формулирует и цель экспортного контроля, под которой понимается "создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику" <11>. Положения Закона лежат в основе практических мер Правительства РФ по совершенствованию организации поставок нефти на экспорт. -------------------------------- <10> Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (в ред. от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ) // http://www. consultant. ru. <11> http://www. consultant. ru

В соответствии со статьей 7 Закона N 183-ФЗ одним из методов осуществления экспортного контроля является "...таможенный контроль и таможенное оформление контролируемых товаров и технологий, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации". Таможенное законодательство, например, учитывает, что экспорт нефти и нефтепродуктов зачастую сопряжен с процессом транспортировки трубопроводным транспортом, принадлежащим естественным монополиям <12> ОАО "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" и ОАО "Акционерная компания "Транснефтепродукт" <13>. -------------------------------- <12> Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в ред. от 25 декабря 2008 г.) // www. consultant. ru/. <13> www. transneft. ru

Соответственно, под транспортировкой нефти и нефтепродуктов Таможенный кодекс РФ понимает "процесс перемещения нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включающий в себя совокупность услуг субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов", предусмотренных Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественной монополии по транспортировке нефти и нефтепродуктов (вместе с Правилами государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам)" (в ред. от 16 декабря 2009 г. N 1022) <14>. -------------------------------- <14> Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественной монополии по транспортировке нефти и нефтепродуктов (вместе с Правилами государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам)" (в ред. от 16 декабря 2009 г. N 1022) // http://www. consultant. ru/.

Указанным Постановлением утверждены Правила государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также порядок государственного контроля над правильностью применения субъектами естественных монополий регулируемых тарифов на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов. Экспорт товаров согласно пункту 1 ст. 166 ТК РФ осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом, соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и выполнения иных требований и условий, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации <15>. -------------------------------- <15> www. consultant. ru

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2010 г. N 32 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации и территории государств-участников соглашений о Таможенном союзе" с 1 февраля 2010 г. повышаются ставки экспортных пошлин на сырую нефть и отдельные категории товаров, выработанные из нее <16>. -------------------------------- <16> www. lawtek. ru

Элементами системы нормативно-правового регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации являются также: - Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1994 г. N 1446 "О вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 года (вместе с "Основными условиями использования системы магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации)" <17>; -------------------------------- <17> http://www. consultant. ru

- Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. N 209 "О регулировании доступа к системе магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации" <18>; -------------------------------- <18> www. consultant. ru

- Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 697 "Об использовании системы магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории" <19>. -------------------------------- <19> http://www. consultant. ru

В целях совершенствования процедуры таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, и обеспечения эффективности контроля соблюдения таможенного законодательства издан Приказ Федеральной таможенной службы от 4 мая 2006 г. N 422 "О контроле документов, связанных с применением процедуры перемещения товаров трубопроводным транспортом" <20>. -------------------------------- <20> www. consultant. ru

Экспортные операции, связанные с международной куплей-продажей нефти и нефтепродуктов, как правило, осуществляются с использованием иностранной валюты. В связи с этим необходимо отметить существенные правила валютного регулирования и валютного контроля, имеющие прямое отношение к экспорту нефти и нефтепродуктов. Нормативную базу валютного регулирования и контроля составляет Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". В соответствии с пунктом 4 ст. 23 этого Закона в числе документов (копий документов), которые имеют право запрашивать агенты в целях валютного контроля, является паспорт сделки <21>. Паспорт сделки "должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами". -------------------------------- <21> www. consultant. ru

Порядок оформления, переоформления и закрытия паспортов сделки установлен Инструкцией Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банком документов и информации при осуществлении валютных операций, порядка учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" <22>. -------------------------------- <22> www. consultant. ru

Заслуживает внимания также налоговое регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов, поскольку отлаженный налоговый механизм является одним из гарантов развития экспорта энергоресурсов. При экспортных операциях применяются следующие виды налогов: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и акцизы. Реализация товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, облагается НДС по ставке 0% при условии представления документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ. В частности, к ним относятся: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке, таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России. При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта. Законодателем предусмотрена возможность применения нулевой ставки, если документы, ее обосновывающие будут представлены в налоговый орган впоследствии, в данном случае уплаченные суммы налога можно будет возместить в общем порядке, установленном статьей 176 НК РФ <23>. -------------------------------- <23> www. consultant. ru

Если между Российской Федерацией и государством, в которое реализуется товар, действует соглашение об избежании двойного налогообложения, то налог уплачивается с учетом положений данного соглашения. Реализация нефтепродуктов на экспорт организациям, не являющимися производителями товара, не подпадает под налогообложение акцизами, установленными статьей 182 НК РФ, следовательно, обязанность по исчислению и уплате акцизов в рассматриваемом случае не возникает. Вместе с тем при совершении операций с нефтепродуктами плательщик акцизов обязан предъявлять покупателю к оплате соответствующую сумму акциза (в соответствии с пунктом 1 ст. 198 НК РФ), которая будет выделяться в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах (в соответствии с пунктом 2 ст. 198). По оценке известного в мире специалиста в сфере налогообложения в нефтегазовом секторе Педро ван Мерса, "в России применяется высокоэффективная система налогообложения, соответствующая современным международным тенденциям. Однако вместе с этим для увеличения доходов от добычи нефти в течение следующих десятилетий в российскую структуру налогообложения нефтегазовой отрасли следовало бы внести поправки" <24>. -------------------------------- <24> Материалы лекции Педро Ван Мерс "Тенденции в международном налогообложении в нефтегазовой отрасли" // www. gubkin. ru.

В частности, предложено снизить экспортные пошлины на нефть (в связи с тем что высокие ставки не стимулируют разработку высокозатратных запасов на новых и уже действующих месторождениях, в результате чего замедляется дальнейшее увеличение нефтедобычи в России). Таким образом, став более "диверсифицированной и гибкой", налогообложение нефтегазовой отрасли в России будет способствовать разработке запасов, а значит, привлекать внимание инвесторов, что позволит поднять уровень добычи нефти, следовательно, увеличатся объемы экспорта энергоресурсов. Следуя мировому опыту правового регулирования нефтяной отрасли, полагаю, что Российской Федерации как крупнейшему экспортеру энергоресурсов просто необходим специальный закон о нефти (который принят уже во многих странах как ближнего зарубежья (Туркмения, Казахстан), так и дальнего зарубежья (Великобритания, США, Канада, Норвегия). Попытка принять специальное законодательство о нефти была предпринята в 1995 г., однако оказалась безуспешной (причиной тому послужили нестыковки проекта с действовавшим тогда законодательством) <25>. -------------------------------- <25> www. rg. ru

Данный закон упростит работу российским партнерам по заключению договоров международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов, став для них ключевым ориентиром в нефтяном законодательстве, а также позволит более четко представлять правовые рамки сотрудничества с иностранными контрагентами. В заключение хотелось бы отметить: во многих крупных нефтяных компаниях также действуют локальные акты, в которых нормативно установлена процедура администрирования договоров международной купли-продажи. Например, в ОАО "ТНК-ВР" это нормативная база контрактования.

Библиография

1. Ануфриева Л. П., Бекяшев К. А., Дмитриева Г. К. Международное частное право. М., 2003. 2. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. 3. Венская конвенция ООН 1980 г. "О договорах международной купли-продажи товаров". К 10-летию ее применения Россией / Сост. М. Г. Розенберг. М., 2001 // www. consultant. ru. 4. Венская конвенция О договорах международной купли-продажи товаров: Комментарий. М.: Юридическая литература, 1994. 5. Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2004. 6. Материалы лекции Педро Ван Мерс "Тенденции в международном налогообложении в нефтегазовой отрасли"// www. gubkin. ru. 7. Попов С. Г. Внешнеэкономическая деятельность российских предпринимателей: Учеб. пособие. М., 1998. 8. Reid Alan S. International Sale of Goods Contracts in the 21st Century // Business Law Review. 2004. May/june.

------------------------------------------------------------------

Название документа