Взаимодействие органов опеки и попечительства с амбулаторной психиатрической службой при назначении опекуна (попечителя)
(Замятина И. И., Левкин Р. В., Поплавская О. В.)
("Социальное и пенсионное право", 2013, N 4)
Текст документа
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
С АМБУЛАТОРНОЙ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ
ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ОПЕКУНА (ПОПЕЧИТЕЛЯ)
И. И. ЗАМЯТИНА, Р. В. ЛЕВКИН, О. В. ПОПЛАВСКАЯ
Замятина Инна Игоревна, главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной клинический психоневрологический диспансер".
Левкин Роман Владимирович, начальник отдела судебной работы государственно-правового управления аппарата губернатора и правительства Волгоградской области.
Поплавская Ольга Викторовна, ассистент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии с курсом ФУВ ГБОУ ВПО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России, кандидат медицинских наук.
В статье анализируются проблемы действующего федерального законодательства в части отсутствия необходимых психиатрических противопоказаний для лиц, назначаемых опекунами (попечителями), а также проблемы в области взаимодействия амбулаторной психиатрической службы (психоневрологических диспансеров) и органов опеки и попечительства при осуществлении мероприятий, необходимых для назначения опекуна (попечителя).
Ключевые слова: недееспособность, опека, органы опеки, врачебная тайна, психиатрические противопоказания для назначения опекуна.
Interaction of agencies of trusteeship and guardianship with the outpatient psychiatric service in appointment of a trustee (a guardian)
I. I. Zamyatina, R. V. Levkin, O. V. Poplavskaya
The article analyses the problems of the current Federal legislation in the absence of the necessary psychiatric contraindications for persons appointed by the guardian (custodian), as well as problems in the field of interaction outpatient mental health services (psycho-neurological dispensaries) and guardianship bodies in the implementation of measures necessary for the appointment of a guardian (trustee).
Key words: legal incapacity, guardianship, guardianship agencies, medical secrecy, psychiatric contraindications for appointment of a guardian.
Крупнейшие отечественные психиатры С. С. Корсаков и В. А. Гиляровский подчеркивали, что правильная организация психиатрической помощи включает решение не только клинических и организационных, но обязательно и правовых вопросов. Существенно изменившееся за последние десятилетия законодательство, регулирующее отношения в сфере психиатрии, значительно ужесточило регламент работы с психически больными гражданами, расширило их права, усилило контроль за данной сферой деятельности. Законодательно установлен порядок работы с лицами, признанными вследствие психического расстройства недееспособными, правовое положение которых определено, прежде всего Гражданским кодексом РФ. Внимание к проблеме правового регулирования оказания психиатрической помощи недееспособным лицам объясняется необходимостью оценки состояния соблюдения норм, закрепленных в международных и внутригосударственных нормативных правовых актах, а также инициирования принятия системы мер, реализация которых позволит повысить уровень защиты законных прав и интересов лиц с психическими расстройствами, признанных недееспособными [1, 3, 4, 6].
Понятие дееспособности закреплено в ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность).
В случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, граждане могут иметь ограниченную дееспособность в силу закона (малолетние и несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет), дееспособность гражданина может быть ограничена по решению суда (по причине пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами) или гражданин может быть признан недееспособным (вследствие психического заболевания). Над малолетними гражданами при определенных обстоятельствах и гражданами, признанными недееспособными, устанавливается опека. Над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет при определенных обстоятельствах и гражданами, ограниченными в дееспособности по решению суда, устанавливается попечительство.
Ограничение дееспособности гражданина или признание его недееспособным влияет на его правовое положение. Прежде всего это касается ограничения возможности самостоятельно распоряжаться имуществом, а также совершать некоторые юридически значимые действия [5]. Например, сделки, совершенные такими лицами самостоятельно, являются или ничтожными, или могут быть оспорены в суде (ст. ст. 171, 172, 175, 176 Гражданского кодекса РФ).
От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун, а ограниченным в дееспособности гражданам для совершения сделки со своим имуществом (за некоторыми исключениями) необходимо получение согласия опекуна или попечителя.
Таким образом, в жизни недееспособных (ограниченно дееспособных) лиц с юридической стороны ведущую роль играет опекун (попечитель), назначаемый органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке (попечительстве) или, при определенных обстоятельствах, - по месту жительства опекуна (попечителя).
Требования к опекуну определены ст. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. При этом должны учитываться их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ними и лицами, нуждающимися в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечных.
Часть оснований, исключающих назначение лица опекуном (попечителем) в отношении несовершеннолетних граждан, содержится в Перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью", а именно: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность [7].
Иных требований к опекуну действующее законодательство не содержит. Таким образом, для кандидатов в опекуны (попечители) недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан прямо не предусмотрены медицинские психиатрические противопоказания. Включение в указанный перечень психических заболеваний, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, фактически повторяет положение ст. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой опекунами могут быть только дееспособные граждане.
В то же время в целях оценки органом опеки и попечительства личных качеств опекуна, его способности к выполнению обязанностей опекуна или попечителя и выяснения отношений, существующих между опекуном и гражданином, нуждающимся в опеке или попечительстве (то есть требований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации), органу опеки и попечительства, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", предоставлено право требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях [14].
Перечень сведений, которые гражданин обязан предоставить в орган опеки и попечительства, установлен Постановлениями Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" и от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" и в числе прочих включает в себя медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации [8, 9].
При этом следует обратить внимание, что Приказом Минздрава Российской Федерации от 10 сентября 1996 г. N 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями" установлены порядок медицинского освидетельствования и форма справки, включающая в себя прохождение в т. ч. врача-психиатра только в отношении граждан, желающих стать опекунами (попечителями) несовершеннолетних. Так как указанный Приказ издан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью", которое принято на основании ст. 127 Семейного кодекса РФ [7, 11, 13].
Однако и в данном случае всего лишь разовое прохождение врача-психиатра соответствующего амбулаторно-поликлинического учреждения, без учета сведений соответствующего психоневрологического медицинского учреждения (больницы или диспансера) в отношении лица, претендующего на назначение его опекуном (попечителем), по нашему мнению, является недостаточным, т. к. при разовом осмотре некоторые психические заболевания, по которым такое лицо может находиться на диспансерном наблюдении, выявить невозможно. В статье 27 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" предусмотрены основания для установления диспансерного наблюдения. Такой вид наблюдения устанавливается за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Определить или исключить критерий "хроническое" заболевание возможно в процессе динамического наблюдения за состоянием здоровья лица. Понятие "стойкость" предполагает, что болезненные проявления существуют не менее года или есть основания полагать, что они будут существовать в течение года или дольше, т. е. также необходим период наблюдения. Определение частоты обострения представляется возможным исключительно в рамках динамического наблюдения за пациентом. В то же время необходимо учитывать и заболевания, относящиеся к пограничным психическим нарушениям. Пациент, страдающий психопатией, может получать в диспансере консультативно-лечебную помощь, не являться инвалидом с ограничением возможности трудоустроиться. При этом, по мнению ученых, при возбудимой психопатии человек склонен к выраженным приступам гнева, резким аффективным разрядам, в т. ч. в адрес членов семьи [12].
Таким образом, при определении вопроса о психиатрических противопоказаниях для кандидата в опекуны необходим комплексный подход с учетом сведений о динамическом наблюдении, а также анализе имеющейся медицинской документации.
Следует отметить, что если в отношении граждан, претендующих на назначение их опекунами (попечителями) несовершеннолетних, установлен хоть какой-то перечень заболеваний, исключающих их назначение опекуном (попечителем), и предусмотрен порядок прохождения медицинского освидетельствования, то в отношении установления опеки (попечительства) над совершеннолетними лицами перечень противопоказаний отсутствует, а порядок их медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения Минздравом Российской Федерации не утверждены до настоящего времени [7, 8, 9, 11].
Более того, предоставленное Федеральным законом органам опеки и попечительства право запрашивать информацию о претенденте в опекуны (попечители) в медицинских организациях в части сведений о психическом состоянии гражданина сталкивается с запретом предоставления таких сведений со стороны медицинских организаций, содержащимся в ст. ст. 8 и 9 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Указанные Законы относят сведения о состоянии психического здоровья граждан к врачебной тайне и требуют от медицинских организаций и врачей неукоснительного ее соблюдения. Предоставление в отношении гражданина сведений, составляющих врачебную тайну, возможно с согласия такого гражданина. Без согласия гражданина такие сведения могут предоставляться медицинскими организациями только в случаях, прямо установленных федеральными законами. При этом предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, органам опеки и попечительства при назначении граждан опекунами (попечителями) действующее законодательство не предусматривает [2, 14, 15].
Таким образом, гражданин, страдающий психическим расстройством, если он не лишен в установленном порядке дееспособности, может быть опекуном (попечителем) недееспособного (ограниченного в дееспособности) гражданина.
В то же время психические расстройства могут нарушать социальное функционирование личности, целенаправленность поведения, способность к принятию осознанных решений, в результате чего поведение психически больного опекуна, не признанного недееспособным, может представлять опасность как для жизни и физического здоровья подопечного, так и для его имущественных интересов.
В случае, когда на роль опекуна претендует лицо, имеющее психическое расстройство, необходимо решать вопрос о возможности осуществления опеки над недееспособным лицом индивидуально, с участием специалиста-психиатра. Для этого считаем необходимым как минимум предоставить право медицинским организациям предоставлять сведения о психическом здоровье граждан по запросам органов опеки и попечительства; а органам опеки и попечительства, с учетом сведений о психическом здоровье претендентов в опекуны (попечители), предоставленных по их запросам, предоставить право направления таких граждан на психиатрическое медицинское освидетельствование. Отказ граждан от прохождения такого освидетельствования необходимо включить в перечень оснований для отказа в назначении претендента опекуном (попечителем) гражданина.
Также считаем возможным ввести в данной сфере правовое регулирование, аналогичное регулированию в отношении работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в т. ч. деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности. Для данной категории работников Правительством Российской Федерации утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности [10]. Аналогичное правовое регулирование в сфере назначения граждан опекунами (попечителями) возможно только после внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части предоставления права Правительству Российской Федерации или уполномоченному федеральному органу исполнительной власти устанавливать перечень медицинских психиатрических противопоказаний для назначения гражданина опекуном (попечителем). Кроме того, потребуется внесение изменений в ряд Федеральных законов и подзаконных актов в сфере здравоохранения и опеки и попечительства, регулирующих вышеуказанные вопросы.
Однако на сегодняшний день очевидно, что действующее законодательство содержит пробел, наличие которого позволяет назначать опекунами (попечителями) граждан, не признанных судом недееспособными, но в то же время страдающих такими формами психических расстройств, в состоянии которых такой опекун (попечитель) может представлять реальную угрозу жизни, здоровью и имущественному положению подопечного.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (текст с изм. и доп. на 20 января 2013 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
2. Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.
3. Замятина И. И., Оруджев Н. Я. О праве душевно больного человека на опекунство // Биоэтика. 2012. N 2. С. 51 - 54.
4. Оруджев Н. Я., Замятина И. И. Не оставим без внимания недееспособных и их опекунов // Биоэтика. 2012. N 1. С. 39 - 41.
5. Петров В. И., Седова Н. Н. Современные проблемы муниципального здравоохранения // Социология города. 2009. N 1.
6. Поплавская О. В., Поплавский А. Э. Этико-правовые аспекты взаимодействия психиатрической и судебно-медицинской служб // Биоэтика. 2013. N 1. С. 49 - 51.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" // СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2304.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" // СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2572.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" // СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6401.
10. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 18. Ст. 1602.
11. Приказ Минздрава Российской Федерации от 10 сентября 1996 г. N 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1996. N 8.
12. Руководство по психиатрии: В 2 т. / Под ред. акад. РАМН А. С. Тиганова. М., 1999.
13. Семейный кодекс Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 183-ФЗ // Российская газета. 2012. 14 нояб.
14. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" // Российская газета. 2008. 30 апр.
15. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Российская газета. 2011. 23 нояб.
------------------------------------------------------------------
Название документа