Нижегородские строители: новая эра без лицензий

(Сипатов С.)

("Жилищное право", 2010, N 6)

Текст документа

НИЖЕГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛИ: НОВАЯ ЭРА БЕЗ ЛИЦЕНЗИЙ

С. СИПАТОВ

С началом нового 2010 года в Нижегородской области, как и в других регионах страны, наступил эпохальный момент для строительного рынка: государство сложило с себя полномочия по выдаче лицензий на строительные работы, инженерные изыскания и проектирование. Теперь входной билет на рынок будут выдавать сами строители, объединившиеся полутора годами ранее в саморегулируемые организации. Представители крупного бизнеса и власти утверждают, что такие изменения позволят строительной отрасли выйти на новый более качественный уровень развития. Однако большинство предприятий, получивших ранее лицензию, не поспешило вступать в СРО, а мелкие строители вообще задумались о способах выживания на рынке.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

На самом деле государственное лицензирование хотели отменить окончательно и бесповоротно еще год назад. Незадолго до этого Президент страны подписал Закон о внесении поправок в Градостроительный кодекс РФ согласно Закону о саморегулировании. Однако отменить допуск на рынок с помощью гослицензий тогда так и не удалось - функционирование федерального лицензионного центра пролоббировали до 1 января 2010 года. Наступил так называемый переходный период, когда одновременно на рынок допускались и те предприятия, которые стали членами саморегулируемых организаций, и те, действие лицензий которых еще не закончилось. По идее, к 2010 году предполагалось разработать и утвердить предусмотренные Законом "О техническом регулировании" регламенты, функции по контролю за соблюдением которых планировалось передать из ведения государства непосредственно в СРО. Именно эти документы, по замыслу сторонников замены советских ГОСТов, должны были обеспечить безопасность и качество строительства.

Нижегородские строители практически первыми среди своих коллег из других регионов подготовились к этим существенным изменениям в отрасли. Еще в мае 2008 года прошло учредительное собрание саморегулируемой организации нижегородских строителей, на котором ее президентом был избран Дмитрий Кузин, генеральный директор компании "ДСК N 2" и ГК "Кварц". СРО была создана на базе Нижегородского союза строителей и уже после своей регистрации как некоммерческого партнерства одной из первых разработала стандарты и правила по контролю за ее членами и допуску на рынок. В итоге отличие саморегулирования от государственного лицензионного контроля, как заявил президент новой СРО, стало заметным и значительным. Введена процедура материальной ответственности членов саморегулируемой организации. СРО будут обязаны (если их члены примут такое постановление) ввести процедуру страхования гражданской ответственности. При этом отдельные виды ответственности будут подлежать обязательному страхованию, другие - добровольному. Во-вторых, введена материальная ответственность посредством компенсационного фонда, созданного на базе саморегулируемой организации. Таким образом, члены СРО собирают компенсационный фонд, а он уже, в свою очередь, является гарантией материальной ответственности за риски, полученные при проведении строительно-монтажных работ. Так, например, все помнят случай, когда в Нижнем Новгороде кран упал на жилой дом, разрушив его и унеся жизни людей. Если бы компания - виновник происшествия была на тот момент членом СРО, то сначала заработала бы страховка перед гражданами и организациями, которые понесли ущерб. Затем виновная организация обеспечила бы материальную помощь пострадавшим. А если бы средств у компании не хватило, они были бы изъяты из компенсационного фонда.

...НЕ ВСЕМ ПО КАРМАНУ

Именно вступительные взносы и стали первым камнем преткновения для нижегородских строителей. Особенно волновались руководители небольших организаций. Только в компенсационный фонд каждому члену, если он страхует свою гражданскую ответственность, нужно вносить по 300 тыс. рублей. И один миллион рублей, если не страхует. Больше "повезло" изыскателям и проектировщикам - для них компенсационные взносы составили 150 и 500 тыс. рублей соответственно.

Представители малого бизнеса даже высказывали мнение о том, что СРО хотят "вытащить" именно за их счет, назначая непомерные вступительные взносы. Также строителей волновало нецелевое использование их взносов. Президенту саморегулируемой организации нижегородских строителей Дмитрию Кузину пришлось успокаивать членов организации. По его словам, все вопросы об использовании фонда будут решаться только на общем собрании, будет открыт расчетный счет в Сбербанке, деньги из фонда могут быть потрачены только по решению суда. И даже если суд вынес решение о выплате из фонда, то убытки в первую очередь покрывает страховая компания, во вторую - сам строитель, причинивший ущерб, и только в третью - компенсационный фонд, причем наравне с бюджетом субъекта Федерации.

Кроме того, собственников малых предприятий волновал тот факт, что компенсационный фонд им нужно будет пополнять каждый раз при наступлении страхового случая у любого члена СРО. А это деньги, которые вновь придется где-то находить и платить за "чужого дядю".

Также поползли слухи о монополизации строительного рынка по примеру московского, удорожании услуг и падении конкуренции. Позиция же членов правления СРО, куда, кстати, вошел и министр строительства Нижегородской области, была однозначной: переход к СРО, наоборот, избавит рынок от фирм-однодневок, которые задерживают или не выплачивают зарплату своим сотрудникам, работают на ворованных материалах и не платят налоги, в результате чего страдают как раз нижегородцы (не расходуется бюджет на развитие города и области, остаются неотремонтированными те или иные дороги или жилые дома). Что же касается "малышей", неспособных внести сумму в триста тысяч рублей, - они не могут влиять на рынок. Да и работа государственных органов затрудняется при проведении аукционов на муниципальный заказ, так как конкурс выигрывается за счет более низкой стоимости материалов, требуемых для проведения строительства. Малым предприятиям было предложено объединяться либо становиться субподрядчиками более крупных компаний.

СРО НЕ ПАНАЦЕЯ

Беспокоило строительное сообщество и то, как на практике будет реализована сама идея саморегулирования. По мнению генерального директора завода строительных материалов "Нижегородский дом" Андрея Баранова, СРО должна стать хорошим барьером для вхождения на строительный рынок непрофессионалов. Однако для бизнесмена остается открытым вопрос, будет ли она эффективно работать в российских условиях. "На словах механизм саморегулируемых организаций выглядит обоснованно и разумно,- говорит он.- Потому что существовавший порядок выдачи лицензий в России являлся только способом отъема денег. Но застройщик смирился с этим, он готов пожертвовать своими средствами, чтобы избавиться от лишних проблем. Грамотно действующая саморегулируемая организация могла бы работать профессионально. Главное, чтобы идея не была загублена на корню. Важно, что СРО будет работать на базе Нижегородского союза строителей, а не на основе коммерческой структуры".

По мнению директора Нижегородского центра научной экспертизы Татьяны Романчевой, при переходе к саморегулированию в строительном бизнесе большую роль должны сыграть крупные общественные организации, при этом они должны быть изначально достаточно сильными. Кроме того, наш эксперт уверена, что СРО не является абсолютной панацеей. "Пока переход к СРО в полной мере произошел только в риэлтерской деятельности, - говорит она. - Сегодня практика показала, что сертифицирование не является панацеей от всех бед. Более того, несертифицированных компаний на нижегородском рынке очень много, и все они имеют свой кусок хлеба. Отмена лицензирования привела к тому, что агентств недвижимости на рынке стало еще больше. А альтернативы сертифицированию пока нет. Количество членов Нижегородской гильдии риелторов в последние два-три года выросло совсем незначительно. Это значит, что профессиональные игроки рынка пока не видят острой необходимости вступления в состав общественных саморегулируемых структур". Ранее, как отмечает Татьяна Романчева, к СРО относились общественные организации, которые не вели коммерческую деятельность или имели некую клубность, но значимость их была невысока.

О неспешности вступления нижегородских строителей в саморегулируемую организацию говорят и цифры. Буквально за шесть месяцев до полной отмены действия лицензий в СРО было принято только сто три строительных организации (причем половине из них пришлось для этого взять кредит). При этом федеральный лицензионный центр выдал 4200 лицензий предприятиям, работающим на нижегородском строительном рынке. То есть только 4% (160 компаний) работавших на рынке региона изъявили желание вступить в СРО. Кроме этого, как сообщил министр строительства региона Владимир Челомин, помимо уже зарегистрированных СРО, в регионе создано еще восемь некоммерческих партнерств, которые в будущем, после прохождения всех установленных процедур, выйдут на рынок выдачи допусков к строительной деятельности.

НУЖНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЕ

Долгое время оставался открытым вопрос, где же взять необходимое количество организаций, для того чтобы в принципе создать саморегулируемую организацию. По закону в одну региональную СРО должно входить минимум 100 строительных организаций, 50 проектировщиков и 50 изыскателей. Если необходимое количество строителей и проектировщиков собрать удалось, то с изыскателями все оказалось сложнее. Изыскателям Нижегородской области удалось договориться с коллегами из Мордовии и Чувашии - всего около 30 изыскательских организаций, необходимый минимум членов саморегулируемой организации все равно набрать не получилось. Велись переговоры и с ижевскими компаниями, но в Республике Марий Эл решили создавать собственную СРО. В итоге вместе с саратовскими изыскателями некоммерческому партнерству "Саморегулируемое объединение инженеров-изыскателей в строительстве" удалось собрать 52 члена.

Новшества саморегулирования ударили и по карману крупных организаций. По закону компания, специализирующаяся на всех трех указанных выше видах деятельности, должна быть зарегистрирована во всех трех соответствующих СРО. А это, надо сказать, достаточно нелегко, к тому же весьма накладно. По этой причине министр строительства Нижегородской области выразил надежду на то, что в законодательстве появятся изменения. "У СРО нижегородских строителей и у министерства строительства Нижегородской области позиция не этот счет совершенно четкая: организация должна быть единой, - заявил он. - Разорвать процесс от изыскания до сдачи объекта в эксплуатацию невозможно. Это единый комплекс. Все должно быть под единым контролем, а не так, как предусматривает сегодняшнее законодательство".

СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ

В заключение хотелось бы отметить, что относительно молодая СРО нижегородских строителей будет обладать всеми правами той общественной организации, которые имел Союз нижегородских строителей, на основе которого она создана. В ее функции по-прежнему будет входить защита прав и интересов предприятий - членов саморегулируемой организации, в том числе и лоббирование их интересов. В законе, например, четко прописано, что при планировании проведения проверок государственными контролирующими органами они обязаны уведомлять об этом СРО. Таким образом, строительная компания, получая информацию о проведении проверки, имеет возможность привлечь саморегулируемую организацию на помощь по ходу данной проверки.

Кроме аттестации специалистов, в правилах и стандартах деятельности СРО наверняка будут введены технические регламенты, которые предусмотрены нашими отечественными стандартами ГОСТ или ИСО. Будут в том числе введены экономические и этические правила. К первым относится контроль финансовой устойчивости предприятия и всех требований, которые предъявляют страховые компании и банки к выдаче кредитов, то есть контроль экономической составляющей строительного бизнеса. К этическому контролю будет относиться сбор информации о чистоте ведения бизнеса компанией на строительном рынке.

Новая саморегулируемая организация также обещает окончательно решить вопрос обманутых дольщиков. Если вспомнить о "Социальной инициативе", которая у всех на слуху, то, по словам Дмитрия Кузина, как только она появилась на Нижегородской земле, все строители и риелторы в один голос говорили: это финансовая пирамида. "Если бы в то время у нас был институт саморегулирования, который действует уже во всем мире, то эта организация, в которой были непонятны ни ценообразование, ни мотивы ведения бизнеса, на наш рынок не получила бы допуск никогда", - убежден он.

------------------------------------------------------------------

Название документа

Интервью: Малый бизнес грубо выталкивают с рынка легальных строительных услуг

("Жилищное право", 2010, N 6)

Текст документа

МАЛЫЙ БИЗНЕС ГРУБО ВЫТАЛКИВАЮТ С РЫНКА

ЛЕГАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

А. ШАМУЗАФАРОВ

Президент СРО "Объединение генеральных подрядчиков в строительстве" Анвар Шамузафаров уверен, что современная политика по регулированию строительной деятельности, декларируемая борьба за уменьшение административных барьеров и снятие ограничений на самом деле умножают эти барьеры в геометрической прогрессии и снижают безопасность возводимых объектов. Подробности - в беседе Анвара Шамухомедовича с нашим корреспондентом.

- Анвар Шамухомедович, успешно ли, на Ваш взгляд, проходит внедрение принципов самоуправления в сфере строительства?

- По состоянию на апрель текущего года в Ростехнадзоре в статусе СРО зарегистрировано около 400 саморегулируемых организаций, объединяющих порядка 75 тысяч участников. Это примерно 30% от 268 тысяч организаций, обладавших лицензиями на изыскательную, проектную и строительную деятельность, и примерно 50% от числа организаций, отраженных в данных статистики, фактически занимающихся изысканиями, проектированием и строительством. То есть в результате включения предприятий в состав саморегулируемых организаций происходит естественный отсев "липовых" предприятий.

Можно констатировать, что саморегулирование состоялось и что назад к государственному лицензированию дороги уже нет. Хотя процесс вовлечения строительных организаций в сферу саморегулирования еще будет продолжаться. И важная задача сегодняшнего дня состоит в том, чтобы не допустить уход в теневой сегмент экономики средних и малых предприятий, а такая опасность есть. Другая важная задача - не позволить под шумок перехода отрасли на саморегулирование снизить требования к безопасности строительства.

- Такие попытки предпринимаются?

- Да. Под видом защиты интересов бизнеса Министерство экономического развития и Федеральная антимонопольная служба настаивают на отмене норм права, направленных на недопущение брака при строительстве. Сегодня представители этих ведомств фактически выступают за отмену регулирования качества строительных работ на объектах социальной сферы при условии возмещения ущерба. То есть, исходя из экономических интересов отдельных представителей бизнеса, допускается уменьшение требований по обеспечению безопасности для граждан, проживающих или пребывающих в объектах градостроительной деятельности. Озвучивается даже такой тезис: для защиты интересов бизнеса на объектах капитального строительства "безопасность необходимо обеспечить для неограниченного числа лиц, а возможная гибель в объектах градостроительной деятельности отдельных людей является проблемой самих людей". Это в конце концов просто антиконституционно. Снижение или исключение в правовых актах ранее существовавших требований по обеспечению безопасности населения противоречит статье 20 Конституции России, гарантирующей право каждого гражданина на жизнь.

Приведу несколько примеров. В разряд не влияющих на безопасность объектов капитального строительства уже сейчас отнесены работы по разборке конструктивных элементов зданий и сооружений, а также работы по полному сносу объектов строительства. Выполнение этих работ нередко сопровождается гибелью людей. Не влияющими на безопасность считаются геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений и устройство грунтовых оснований фундаментов объектов, монтаж оборудования сооружений связи, монтаж оборудования учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности, пусконаладочные работы котельного оборудования и другие работы.

Сейчас ФАС и Минэкономразвития настаивают на исключении из списка влияющих на безопасность объектов капитального строительства для всех видов зданий и сооружений - кроме уникальных и особо опасных объектов - таких видов работ, как монтаж и пусконаладочные работы внутренних систем жизнеобеспечения объектов - водопровод, канализация, теплоснабжение, вентиляция, дымоудаление, кондиционирование, системы пожаротушения, системы электрооборудования и энергоснабжения, системы автоматики и управления системами жизнеобеспечения, монтаж подвесных потолков, возведение конструкций из камня и кирпича, усиление и монтаж деревянных конструкций, облицовка фасадов и работы по монтажу навесных фасадных систем, устройство всех видов кровель. Но при нарушении требований по этим видам работ могут массово погибнуть либо пострадать люди, может быть нанесен непоправимый материальный ущерб.

Можете себе представить, какие непрекращающиеся катастрофы и аварии в зданиях и сооружениях и объектах жизнеобеспечения начнутся в ближайшие годы при условии введения этих "новшеств".

Удивительно, что опыт Перми, где в результате пожара в декабре прошлого года погибло 156 человек, опыт Павловского посада, где в марте текущего года при выполнении отделочных работ на трехэтажном жилом доме произошел взрыв и погибло несколько человек, не кажутся убедительными. Трагедии с гибелью людей при строительстве, реконструкции и эксплуатации зданий в последние годы происходят с пугающей периодичностью - снижать требования к безопасности объектов капитального строительства нельзя.

Отмечу, что немотивированное сокращение гарантий безопасности на объектах массового пребывания людей может привести и к напряженности в отношениях с мировым сообществом, в том числе из-за строительства по заниженным требованиям объектов для Саммита АТЭС во Владивостоке и для зимней Олимпиады в Сочи.

- Действующая законодательная база строительной деятельности не защищает от таких "перегибов"?

- К сожалению, не всегда. В декабре 2002 года в России заработало законодательство по техническому регулированию. Его базовая идея - все технические требования по проектированию и строительству объектов должны приниматься не техническими специалистами - профессионалами, а в виде законов. С тех пор последовательно отменяется существовавшая в строительстве система технических нормативов, система подготовки и принятия технических нормативов уничтожена, но новой адекватной системы отрасли не предложено. Отменена государственная система сертификации строительных материалов и компонентов, из которых производятся эти материалы и строительные изделия, обязательная сертификация сохранена только для окон и замковых систем.

Только после вмешательства высшего руководства страны был принят Федеральный закон N 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", по которому вводится утверждаемый Правительством перечень обязательных для исполнения национальных стандартов и сводов правил.

Еще одна правовая проблема связана с непродуманностью норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующего с декабря 2004 года. Кодекс снял требования по обеспечению безопасности объектов капитального строительства - в части государственной экспертизы проектов, контроля качества строительства и приемки объектов этажностью менее 3 этажей и площадью менее 1500 кв. метров. Предполагалось, что эта мера позволит стимулировать строительство малоэтажного жилья, облегчить оформление его ввода в эксплуатацию и регистрацию прав собственности. Наверное, простимулировала и облегчила. Но одновременно были сняты требования по обеспечению безопасности населения во многих объектах социальной сферы: в детских садах, в школах, в интернатах для детей и престарелых, в отдельно стоящих или пристроенных магазинах и предприятиях общественного питания и др. объектах массового пребывания людей.

- Как Вы думаете, что является источником непоследовательности законодателей и органов исполнительной власти?

- Корень проблемы - противоречивость требований отдельных представителей Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы. Они совершенно запутали заместителей Председателя Правительства России Д. Н. Козака и И. И. Шувалова. Анализ посвященных вопросам строительства протокольных решений Дмитрия Николаевича и Игоря Ивановича, принятых за последние полтора года, показывает, что все они противоречат друг другу. То лоббируется, то резко отрицается идея саморегулирования в строительстве. То поддерживается, то не поддерживается идея страхования ответственности участников строительной деятельности. То провозглашается борьба за повышение безопасности объектов капитального строительства, то снимаются всякие требования по обеспечению безопасности. Наконец, то мы видим попытки защитить малый бизнес через снижение его взносов в компенсационный фонд, то малый бизнес грубо выталкивают с рынка легальных строительных услуг, поддерживаются только крупные генподрядные организации.

Ни один из действующих вице-премьеров, отвечающих за жилищную политику, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, не является специалистом в этих вопросах. Нельзя допускать, чтобы и дальше противоречивые требования отдельных представителей Минэкономразвития и ФАС запутывали представителей власти, не имеющих профессиональных знаний в строительстве.

Думаю, что решения по обеспечению безопасности населения в объектах градостроительства будут более взвешенными, если центром их принятия вновь станет Минрегион России, а Минэкономразвития и ФАС займутся вопросами, находящимися в пределах их профессиональной компетенции.

- Достаточно ли уже у саморегулирующихся организаций сил, чтобы препятствовать процессу снижения требований к безопасности строительства?

- У отдельных СРО вряд ли есть ресурсы для этого, но их национальные ассоциации такую работу начали. Ранее Межрегиональное объединение строителей под руководством Е. В. Басина и Объединение генеральных подрядчиков в строительстве, в котором Наблюдательный совет возглавляет В. А. Яковлев, договорились о совместном финансировании с Минрегионом России разработки перечня обязательных для исполнения национальных стандартов и сводов правил.

В марте 2010 года для улучшения взаимодействия профессионального сообщества и власти Е. В. Басин - от имени Национального объединения строителей, я - от имени Национального объединения проектировщиков и представитель Национального объединения изыскателей подписали с Министром регионального развития В. Ф. Басаргиным соглашение о взаимодействии. В этом соглашении уже все три национальных объединения взяли обязательства по совместной разработке нормативных актов.

------------------------------------------------------------------

Название документа

Интервью: Саморегулирование внедряется в российский бизнес

("Жилищное право", 2010, N 6)

Текст документа

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕДРЯЕТСЯ В РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС

Т. ШАЛИНА

СРО - новая аббревиатура, вошедшая в лексикон строителей России совсем недавно. Шесть месяцев строительная отрасль работает в условиях саморегулирования. Самое время подвести предварительные итоги и оценить дальнейшие перспективы на рынке организаций, занимающихся строительством, проектированием и инженерными изысканиями, в качестве членов саморегулируемых организаций (СРО).

На вопросы (ЛОГО ЖП) отвечает директор НП "СРО "Альянс строителей" Татьяна Шалина.

Кор.: Татьяна, расскажите, пожалуйста, о новой системе регулирования деятельности и саморегулируемых организациях в данной сфере.

- Для начала подчеркну, что мы говорим о саморегулировании и деятельности саморегулируемых организаций исключительно в строительной отрасли. Базовый Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" регулирует деятельность СРО и в других сферах, например в области оценки и аудита. У строителей, кроме того, есть специальный Федеральный закон от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который конкретизирует порядок работы именно в строительстве.

Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемые организации. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль соблюдения требований принятых стандартов и правил.

Саморегулируемыми признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг). В нашем случае речь идет о трех видах СРО: в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях.

Кор.: Чем занимаются СРО?

- Государство передало им функции, которые ранее осуществляли лицензирующие органы. Саморегулируемые организации проводят проверку кандидата в ее члены, устанавливая соответствие его деятельности требованиям законодательства и непосредственно самой СРО. Данная процедура занимает 30 дней. Если все в порядке, в течение трех дней саморегулируемая организация выдает компании свидетельство о допуске к работам, которое является основанием работы компании на рынке с 1 января 2010 года. Одно из принципиальных отличий свидетельства от лицензии в том, что оно выдается на неопределенный срок: действует до тех пор, пока компания соответствует всем требованиям СРО. В дальнейшем каждый член СРО подвергается ежегодной плановой проверке, кроме того, возможны и внеплановые контрольные мероприятия.

Кор.: Что конкретно Вы проверяете?

- Организационный аспект вступления и членства в СРО предусматривает требования к наличию определенного количества квалифицированного штатного персонала и материально-технической базы. С 1 июля 2010 года вступает в силу Приказ Министерства регионального развития России от 30.12.2009 N 624, который содержит 33 вида работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, 13 видов по подготовке проектной документации и 7 видов работ по инженерным изысканиям. Чтобы получить свидетельство о допуске, в штате организации должно быть не менее трех человек с высшим профессиональным образованием и стажем работы по специальности не менее трех лет либо не менее пяти специалистов со средним специальным образованием и стажем не менее пяти лет по каждому виду работ. Соблюсти это требование вступающим сложнее всего, не секрет, что в отрасли ощущается острая нехватка квалифицированного персонала. Это основная причина возможного отказа или сокращения перечня видов работ, на получение свидетельства о допуске к которым претендует компания. Не будем также забывать о соответствующей материально-технической базе, необходимой для осуществления каждого вида работ. Без соблюдения всех этих требований стать членом СРО не получится.

Кор.: Строительных организаций в стране тысячи. Но не все они стали членами СРО. На каком основании они продолжают свою деятельность сегодня?

- На дату прекращения выдачи лицензий на строительную деятельность в России, то есть 31 декабря 2008 года, количество таких организаций составляло около 260 тысяч. К сегодняшнему дню членами СРО стали порядка 70 тысяч организаций отрасли. Разница, как видите, значительная. При этом необходимо учитывать, что изначально вступать в СРО обязаны были не все строители, а лишь те, кто занимаются или планируют проводить работы, указанные в Приказе Минрегиона России от 09.12.2008 N 274, вместо которого ныне действует Приказ N 624. Так, например, для проведения текущего ремонта или строительства отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей, организации не требуется быть членом СРО. Кроме того, реализована одна из основных задач саморегулирования - очистить отрасль от недобросовестных компаний. Они ушли с рынка, поскольку не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним СРО. Остаются только реально работающие организации, нацеленные на долгосрочную работу, а не на обман партнеров и потребителей своих товаров, работ и услуг.

Кор.: Как строителям, проектировщикам и изыскателям выбрать "свою" СРО, оптимально подходящую для конкретной компании?

- Ростехнадзором зарегистрировано довольно-таки много СРО: 222 в области строительства, 155 в проектировании и 27 в инженерных изысканиях. Тем не менее все достаточно просто. Первое, на что обращают внимание компании-кандидаты, - размер взносов. Размер главного взноса - взноса в компенсационный фонд СРО - установлен законом и не может быть снижен. Для строительных компаний он составляет 1 млн. рублей, для проектных и изыскательских организаций - 500 тыс. рублей. При условии страхования рисков гражданской ответственности его размер уменьшается до 300 тыс. рублей для строителей и до 150 тыс. рублей - для проектировщиков и изыскателей. Второй вид - единовременный вступительный взнос. Его размер в различных СРО колеблется от 0 до 300 000 рублей. Последний вид платежа - ежегодные членские взносы. Их размер составляет от 10 000 до 1 млн. рублей.

Кор.: Дело, безусловно, не только в деньгах.

- Совершенно верно. При выборе СРО необходимо также обращать внимание на требования, которые она предъявляет. Например, все члены нашего СРО обязательно страхуют свою гражданскую ответственность перед третьими лицами. В других СРО могут быть предусмотрены иные виды страхования (профессиональной ответственности, строительно-монтажных рисков и т. д.). В многих СРО обязательным является наличие сертификата соответствия системы управления качеством работ.

Кор.: Мировой опыт показывает, что будущее за саморегулированием, но всем известна пословица "Что русскому хорошо, то немцу смерть". Насколько, на Ваш взгляд, приживется мировая практика в России?

- Действительно, за рубежом никто не может осуществлять предпринимательскую деятельность, не будучи членом соответствующих профессиональных объединений. Саморегулирование - это обязательный элемент и условие развития гражданского общества. Да, сегодня в России оно переживает сложный период становления, но в то же время обратного пути нет. Несмотря на то что переход произошел по указке законодателя, можно утверждать, что в строительной отрасли саморегулирование успешно заменило лицензирование. Вслед за строителями на принципы СРО перешли медики, полагаю, что эта практика будет только набирать обороты.

Кор.: С какими трудностями пришлось столкнуться?

- Последние полгода постоянно вносятся поправки в нормативную базу, на основании которой ведут свою деятельность саморегулируемые организации. Только упомянутый выше Приказ Минрегиона N 624 возвращался Минюстом на доработку в Минрегион три раза. Очередные поправки вносятся в статью 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Они предполагают дифференциацию размера взноса в компенсационный фонд СРО для генподрядчиков в зависимости от планируемой стоимости работ по одному договору. С этим связаны определенные трудности - правила игры меняются постоянно. Однако надеюсь, что в ближайшее время, когда эти необходимые изменения вступят в силу, работа войдет в нормальное русло и строительная отрасль сможет планомерно развиваться в новых условиях саморегулирования.

------------------------------------------------------------------

Название документа