Саморегулирование - инструмент против чиновничьего произвола и коррупции

(Федосеев В. В.)

("Жилищное право", 2010, N 6)

Текст документа

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ - ИНСТРУМЕНТ

ПРОТИВ ЧИНОВНИЧЬЕГО ПРОИЗВОЛА И КОРРУПЦИИ

В. В. ФЕДОСЕЕВ

Федосеев Виктор Викторович, председатель Московской муниципальной коллегии адвокатов, член Федерального союза адвокатов России.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности - эффективный механизм регулирования профессионального рынка, внедряемый в Российской Федерации.

Данный механизм был заимствован из зарубежной практики. Саморегулируемые организации возникают в различных областях предпринимательской и профессиональной деятельности в результате роста самосознания участников экономических отношений, что позволяет вытеснить государство из тех сфер регулирования, где его присутствие представляется излишним и неоправданным.

По замыслу пионеров создания СРО саморегулирование - это инструмент против чиновничьего произвола и коррупции, бюрократизации российской экономики и создание основ для формирования гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности. Во многих развитых странах мира механизм саморегулирования профессиональной деятельности и соответствующие частные институты сложились естественным образом в ходе исторического развития уже давно и на сегодняшний день эффективно используются в качестве альтернативы государственного регулирования (государственного лицензирования). Основная идея СРО - переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определенной сфере с государства на самих участников рынка. При этом с государства снимались бы явно избыточные функции и, как следствие, снижались бы бюджетные расходы, а фокус собственно государственного надзора смещался бы с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом деятельности. В связи с внедрением института СРО постепенно будет отменяться лицензирование отдельных видов деятельности.

Саморегулируемая организация - некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

В России порядок образования и деятельности саморегулируемой организации, основные цели и задачи регулируются Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", а также федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.

Саморегулируемая организация разрабатывает и устанавливает требования к членству в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в СРО; в отношении членов применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, может образовывать третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами СРО, а также между ними и потребителями; представляет интересы членов СРО в их отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления; организует профессиональное обучение, аттестацию работников организаций - членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных ими товаров (работ, услуг).

СРО существует за счет поступлений от членов организации (вступительные, членские и целевые взносы), добровольных имущественных взносов и пожертвований, доходов от оказания различных видов деятельности - образовательной, информационной, реализации товаров, услуг, размещения денежных средств на банковских депозитах, других не запрещенных законом видов деятельности.

Самый распространенный и наиболее проблематичный вид саморегулируемой организации - это саморегулируемая организация строителей, основной задачей которых является строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Главная цель существования саморегулируемых организаций - взять на себя стандартизацию той или иной профессиональной или предпринимательской деятельности. В первую очередь это должно произойти в тех видах предпринимательской деятельности, которые регулируются государством. Во вторую очередь речь пойдет о становлении стандартов для тех организаций, отношения которых государство не считает нужным регулировать. Практика показывает, что механизмы госрегулирования через лицензирование совершенно безответственны и неэффективны.

Например, любая строительная компания имеет лицензию, которая не является гарантией соответствия деятельности организации лицензионным требованиям. Существующая форма государственного лицензирования не в состоянии обеспечить приемлемую ответственность строительных компаний за многочисленные нарушения в сфере строительства. В цивилизованном мире основными институтами регулирования являются не государственные органы, а ассоциации строителей - саморегулируемые организации. По замыслу инициаторов создания СРО в России механизм саморегулируемых организаций создаст инструмент репутационного, материального воздействия самой СРО на ее членов, который в любом случае гораздо эффективнее, чем надзор со стороны чиновников.

Надо сказать, что у СРО сегодня много как сторонников, так и противников. Как показывает практика, последние - это в основном те, кто просто не разобрался в механизме действия СРО. Но есть и "идейные" противники, например чиновники, которые прекрасно понимают, что с внедрением саморегулирования их полномочия функционально резко уменьшаются. Еще хуже - часть предпринимателей, являющихся недобросовестными участниками рынка, например строительные компании, которые, работая с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, ликвидируются по завершении строительства.

Процесс появления СРО отнюдь не был быстрым и безболезненным. Оправдают ли они возложенные надежды? Ведь, прежде всего, введение СРО затеяно с расчетом на оптимизацию современного строительного процесса, налаживание диалога бизнес-аудитории с властными структурами и повышение качества конечного продукта при минимизации издержек в итоге. Лицензирование не смогло гарантировать надлежащее исполнение этих пунктов, наоборот, нареканий в плане бюрократизированности госмашины, подверженности коррупции, возможностей для мошенничества было предостаточно. Но почему-то то же самое строительное сообщество, так отрицательно высказывавшееся о существующей практике лицензирования, теперь упорно за него цепляется.

Комментирует: Дмитрий Карпухин, к. и.н.

Одной из ключевых проблем функционирования саморегулируемых организаций в сфере строительства является их аффилированность, то есть заинтересованность в доминировании на строительном рынке исключительно своих членов при одновременном существовании жестких и дорогостоящих условий членства в СРО. Следует подчеркнуть, что СРО в строительной сфере могут стать не только препятствием для допуска недобросовестных компаний на строительный рынок, но и средством монополизации строительного рынка ограниченным числом фирм - членов СРО. Кроме того, не исключена гегемония в СРО крупных строительных корпораций, что объективно будет препятствовать добросовестной конкуренции в данной отрасли народного хозяйства.

Мы находимся в начальной стадии проработки процесса саморегулирования. Эта непроработанность дает основания полагать, что не исключены попытки махинаций в этой сфере. До тех пор пока не будет определен механизм страхования и гражданской ответственности, вероятно появление пирамид-однодневок, созданных исключительно для получения прибыли, главной целью которых является внесение компаниями-участниками денежных средств по уставу, после чего учредители исчезают вместе с компенсационным фондом. И тогда к обманутым дольщикам присоединятся обманутые строительные компании, что вряд ли "оптимизирует современный строительный процесс".

Для малого бизнеса, по статистике составляющего до 80% строительной отрасли, в СРО тоже много противоречивых моментов. Лицензии оформлялись один раз в пять лет, их стоимость была доступна. А членство в СРО дорого и вечно. Однако, может быть, это позволит оградить рынок от недобросовестных его участников, заинтересованных лишь в скором получении прибылей, ведь увеличенный размер "входного" капитала якобы должен подтвердить серьезность намерений застройщика.

Таким образом, при практической реализации системы саморегулирования еще долгое время будут возникать вопросы. Например, для тщательной проверки каждой компании, претендующей на вступление в СРО, на предмет качества работ и квалификации сотрудников потребуется немалое время. Единственный выход - допускать компании в СРО без проверок, в противном случае большая часть из них останется не у дел. В сложившейся ситуации о высоком качестве предоставляемых компаниями услуг речь идти не может, так как без надлежащей проверки в СРО без труда попадут недобросовестные строительные компании. С другой стороны, потеряв большое количество участников, рынок не сможет нормально функционировать или вообще остановится.

С помощью СРО любая компания, внеся свою денежную лепту, может свободно функционировать на рынке России, переходя из одной в другую СРО в случае возникновения проблем с предыдущей.

Не исключены случаи фальсификации сертификатов СРО, допускающих к работе. Некоторые недобросовестные юридические фирмы могут способствовать вступлению компаний в СРО в обход закона.

Злоупотребления возможны и со стороны местных администраций, которые могут стимулировать формирование местных СРО. Последние, находясь под полным контролем властей, смогут рассчитывать на преимущество при распределении госзаказов. Эта ситуация является вариацией монополизма, вероятность которого весьма велика в условиях саморегулирования.

Появление специализированных СРО исключает возможность выполнения работ повышенной сложности (железнодорожных, автомотостроительных, электромонтажных и подземных) компаниями, не входящими в их ряды. С одной стороны, всем понятно, что не любая организация сможет выполнить такие работы, с другой - отрицательным моментом является то, что, испортив по каким бы то ни было причинам отношения с СРО, компания полностью теряет выход на рынок услуг.

Отмена гослицензирования вполне способна привести к появлению монополий нескольких крупных частных или государственных компаний. Они будут стремиться к созданию подконтрольных им СРО, что приведет к монополизации распределения рынка работ и проектных услуг.

На сегодняшний день в России уже существуют следующие саморегулируемые организации (СРО):

- саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих);

- саморегулируемые организации оценщиков (СРО оценщиков);

- саморегулируемые организации строителей (СРО строителей, СРО в строительстве, СРОС);

- саморегулируемые организации изыскателей (СРО изыскателей, СРО в изысканиях, СРОИ);

- саморегулируемые организации проектировщиков (СРО проектировщиков, СРО в проектировании, СРОП);

- саморегулируемые организации аудиторов (СРО аудиторов);

- саморегулируемые организации в сфере рекламы (СРО в сфере рекламы);

- саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО профучастников рынка ценных бумаг);

- саморегулируемые организации управляющих компаний (СРО управляющих компаний);

- саморегулируемые организации перевозчиков (СРО перевозчиков, СРО автоперевозчиков);

- саморегулируемые организации актуариев (СРО актуариев, СРО в страховании, СРО на страховом рынке);

- саморегулируемые организации в области энергетического обследования (СРО в энергетике, СРО в области энергетического обследования, СРОЭ);

- саморегулируемая организация коллекторов (СРО коллекторов, СРОК);

- саморегулируемые организации в области медицины (СРО в медицине, СРО врачей, СРО медицинских специалистов, СРОМ).

Название документа

Интервью: Отложенный спрос начинает реализовываться

("Жилищное право", 2010, N 6)

Текст документа

ОТЛОЖЕННЫЙ СПРОС НАЧИНАЕТ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ

А. ДУВАКИНА, С. СИПАТОВ

Финансовый кризис и, как следствие, колебания курсов валют ожидаемым образом сказались на выплатах по ипотечным кредитам. Сейчас у банков в собственности немалое количество недвижимости недобросовестных заемщиков, но продавать эту недвижимость банки не торопятся. Мы попросили прокомментировать эту ситуацию руководителя офиса Городского ипотечного банка в Нижнем Новгороде Анну Дувакину.

- Анна, почему банки не спешат продавать недвижимость должников: ждут повышения цен или опасаются обвалить и без того "слабый" рынок недвижимости?

- При возникновении проблем у заемщиков банки в первую очередь стараются найти вместе с клиентом варианты, которые позволили бы заемщику продолжить обслуживать кредит. Реализация имущества должника - это крайняя мера, которая необходима для погашения кредитных обязательств, когда все остальные способы по восстановлению платежеспособности клиента использованы.

С другой стороны, как показывает статистика, реализация "залоговых" квартир на рынке недвижимости не достигает даже 1 - 2% от общего количества сделок и оказывает, соответственно, несущественное влияние на изменение трендов.

А если говорить о возможном повышении цен на недвижимость в период реализации залогового имущества, то это, конечно же, положительный момент и для банка, и должника в том плане, что процесс реализации будет иметь с большей долей вероятности положительный результат. Причем, может быть, даже в более короткие сроки.

- В конце 2009 - начале 2010 г. у большинства воспользовавшихся госпрограммой Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов заемщиков закончится льготный период в 12 месяцев. Что будет дальше?

- Для большинства заемщиков помощь оказалась результативной, то есть реструктуризация кредита позволила клиентам восстановить платежеспособность и вернуться к обслуживанию кредита.

Но также очевидно, что для другой части заемщиков необходимость помощи продолжает оставаться актуальной. Поскольку целью госпрограммы АРИЖК является, прежде всего, помощь проблемным заемщикам, то, скорее всего, критерии данной помощи будут и дальше пересматриваться и уточняться по актуальности и охватывать все более широкий круг заемщиков. Поэтому, возможно, и те, кто уже обращался за реструктуризацией, останутся в поле зрения данной господдержки. Главное, что должны помнить клиенты при возникновении проблем с обслуживанием кредита, это своевременность и открытость обращения с подобными вопросами как к первичному кредитору, так и в АРИЖК.

- Какие потери понес рынок ипотечного кредитования в связи с кризисом? Насколько уменьшился рынок ипотечного кредитования? Как бы Вы оценили объем потерь с середины 2008 года по конец 2009?

- Объем выданных в Нижегородской области ипотечных кредитов в 2009 году оказался в 4,8 раз меньше, чем в 2008 году.

Количество ипотечных программ в Нижнем Новгороде сократилось до 5 - 10 по сравнению с 80 - 100 в 2006 - 2008 гг.

Большая часть потенциальных заемщиков в прошлом году отложили покупку недвижимости в кредит, формируя, таким образом, серьезную массу отложенного спроса. Однако начиная с конца 2009 года наметилось некоторое оживление как рынка недвижимости, так и ипотечной сферы. Постепенно стали восстанавливаться кредитные программы банков, медленно, но верно снижаться ставки и накопившийся отложенный спрос начал понемногу реализовываться.

- На Ваш взгляд, каковы краткосрочные перспективы рынка ипотеки? Эффективно ли снижение процентных ставок?

- Доступность ипотеки для населения определяется не только уровнем процентной ставки. Среди прочих факторов можно назвать: размер первоначального взноса, способ подтверждения доходов, принимаемый банком, уровень платежеспособности основной массы населения, ценовая ситуация на рынке недвижимости. Поэтому возможное снижение процентной ставки на 0,5 - 1,5-процентных пункта, конечно, будет иметь положительное влияние на рынок ипотечного кредитования, но вряд ли вызовет кардинальные изменения.

При этом можно полагать, что у ипотечного рынка России есть основания для постепенного восстановления и наращивания объемов.

Название документа