Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Часть 2 (Окончание)

(Косорукова И. В., Родин А. Ю., Рутгайзер В. М.) ("Административное и муниципальное право", 2010, N 8) Текст документа

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 29 ИЮЛЯ 1998 Г. N 135-ФЗ "ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". ЧАСТЬ 2

И. В. КОСОРУКОВА, А. Ю. РОДИН, В. М. РУТГАЙЗЕР

(Окончание. Начало см. "Административное и муниципальное право", 2010, N 7)

Косорукова Ирина Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой Оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения, центра профессиональной переподготовки Московской финансово-промышленной академии.

Родин Александр Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры оценочной деятельности фондового рынка и налогообложения, консультант по оценке стоимости.

Рутгайзер Валерий Максович, доктор экономических наук, профессор, заместитель председателя национального Совета по оценочной деятельности.

Продолжение комментария к Федеральному закону об оценочной деятельности, опубликованного в предыдущем номере. Рассмотрены вопросы презумпции определения рыночной стоимости, связь оценки с бухгалтерским учетом. Значительная часть посвящена обязательным случаям проведения оценки.

Ключевые слова: юриспруденция, оценка, рыночная стоимость, оценщик, заказчик, СРО, приватизация, изъятие, имущество.

Academic and research comment to the Federal Law N 135 from July, 29, 1998 "On valuation activities in the Russian Federation". Part 2. I. V. Kosorukova, A. Yu. Rodin, V. M. Rutgaizer

This is the continuation of comments to the Federal Law on valuation activity published in the previous issue of the journal. This time the authors viewed the questions of presumption of market-value assessment and its connection with accounting. Significant part of the article is devoted to obligatory cases of evaluation procedure.

Key words: legal science, evaluation, market value, evaluator, customer, SRO, privatization, seizure, property.

Статья 6. Право РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки

Комментарий к статье 6

Федеративное устройство РФ предполагает деление государственной власти ее органов на Федерацию (федеральные органы власти), субъекты Федерации и органы местного самоуправления (муниципальные образования). За всеми перечисленными уровнями власти закреплена, соответственно, федеральная собственность, собственность субъектов Федерации и собственность муниципальных образований. Очевидно, что под принадлежностью объектов оценки в рамках комментируемого Закона предполагается право собственности или иное вещное право. Право собственности состоит из трех правомочий - владение, пользование и распоряжение объектом собственности. В отношении объектов интеллектуальной собственности существуют исключительные и неисключительные права. От состава этих правомочий существенно зависит ценность объекта оценки. Исключением из права оценивать принадлежащие объекты оценки является ограничение полномочий ГУП и МУП по заключению договоров на оценку объектов, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, чему будет дан комментарий далее. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с последующими изменениями и дополнениями), бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Согласно ст. 11 указанного Закона, по правилам бухгалтерского учета, оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления. Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем. Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества. Существует ряд нормативных актов, регулирующих переоценку активов и обязательств предприятий и организаций (См. ПБУ 6/01, ПБУ 14/2007). Статистический учет предполагает предоставление сведений о стоимости основных средств, других активов и обязательств в органы государственной статистики. Все эти правила не исключают возможности привлечения оценщика для определения стоимости объектов оценки. Стоит отметить, что возможность корректировки бухгалтерской отчетности оценкой рыночной и иной стоимости не зависит от предполагаемого использования результатов оценки, указанной в отчете об оценке. В практике оценочной деятельности сложились следующие способы обжалования отчета об оценке: - обращение в суд (в том числе и третейский); - обращение с жалобой в саморегулируемую организацию оценщиков (с целью применения дисциплинарных взысканий к оценщику, признанию отчета несоответствующим законодательству об оценочной деятельности, с последующим обращением в суд или обжалованию отчета в досудебном порядке); - проведение экспертизы отчета об оценке (для судебного или досудебного обжалования); - проведение повторной оценки объекта оценки (для использования другого отчета оценщика как документа доказательственного значения).

Статья 7. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки

Комментарий к статье 7

Данная статья устанавливает так называемую "презумпцию" установления рыночной стоимости объекта оценки. Случаи обязательного проведения оценки регулируются ст. 8 комментируемого Закона, а также другими законами и нормативными правовыми актами. Термин "действительная стоимость" упоминается в ст. 93 Гражданского кодекса РФ (выплачивается в отдельных случаях при выходе участника из общества с ограниченной ответственностью) <1> и в Федеральном законе от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (с последующими изменениями и дополнениями) при оценке пая в рамках процесса выхода из членства жилищного накопительного кооператива. Также данный термин упоминается в ч. 2 ст. 91 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) и в Федеральном законе "Об обществах с ограниченной ответственностью" <2>. Так, согласно этой норме в случае несоответствия цены иска действительной стоимости истребуемого имущества ее определяет судья при принятии искового заявления. Очевидно, что в данном случае для оценки цены иска может быть привлечен оценщик. В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона о страховании <3> при осуществлении страхования имущества страховая сумма не может превышать его действительную стоимость (страховую стоимость) на момент заключения договора страхования. Практика применения данной нормы сводится к привлечению независимого оценщика для определения рыночной стоимости объекта страхования, в соответствии с презумпцией установления рыночной стоимости. Понятие действительной стоимости упоминается в Кодексе торгового мореплавания РФ <4>. Статья 259 этого Кодекса ограничивает страховую сумму грузов их действительной стоимостью на момент страхования. Похожая дефиниция указана в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ <5>. Аналогично данный термин указан в Уставе железнодорожного транспорта РФ <6>. Грузополучатель или грузоотправитель имеет право возмещения действительной стоимости утраченного груза при перевозке железнодорожным транспортом. Согласно ч. 1 ст. 61.6 Федерального закона о банкротстве <7> все, что было передано должником или иным лицом за счет должника или в счет исполнения обязательств перед должником, а также изъято у должника по сделке, признанной недействительной, подлежит возврату в конкурсную массу. Запрет на выплату действительной стоимости доли в коммерческом банке регулируется законодательством о несостоятельности кредитных организаций и другим законодательством, регулирующим банковскую деятельность. В случае невозможности возврата имущества в конкурсную массу в натуре приобретатель должен возместить действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с последующими изменениями и дополнениями) также упоминает термин "действительная стоимость" - оценка в соответствии с данным Законом прямо подпадает под сферу регулирования Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". -------------------------------- <1> Методика определения действительной стоимости отличается от методов оценки рыночной. Так, действительная стоимость доли участника в обществе с ограниченной ответственностью (ООО) определяется на основе балансовой стоимости чистых активов ООО. Авторам настоящего комментария представляется, что в данном случае применению подлежит Закон об оценочной деятельности, так как по своей сути правовая норма, изложенная в ст. 7 комментируемого Закона, является специальной нормой права. <2> От 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). <3> Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями). <4> От 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). <5> От 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). <6> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" (с последующими изменениями и дополнениями). <7> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с последующими изменениями и дополнениями).

Термин "разумная стоимость" упоминается в Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 28 мая 1988 г.) <8>. Согласно ч. 4 ст. 12 этого документа при осуществлении лизингополучателем права расторгнуть договор лизинга он вправе получить обратно любые периодические платежи и другие суммы, выплаченные им авансом, за вычетом разумной стоимости тех выгод, которые арендатор извлек из лизингового оборудования. -------------------------------- <8> Конвенция вступила в силу 1 мая 1995 г. Согласно Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. N 16-ФЗ Российская Федерация присоединилась к настоящей Конвенции с заявлением.

Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки

Комментарий к статье 8

Случаи обязательного проведения оценки являются услугой, за ненадлежащее исполнение которой (несоблюдение законодательства и Федеральных стандартов оценки) оценщик несет ответственность перед заказчиками и третьими лицами, так как стоимость, определенная оценщиком по этим случаям, является обязательной для заключения сделки с объектом оценки. Статья 153 ГК РФ определяет сделкой действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделки могут быть односторонними и многосторонними. Многосторонние сделки также именуются договорами. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц <9>. Согласно ч. 2 ст. 12 указанного Закона начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. -------------------------------- <9> Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с последующими изменениями и дополнениями).

Часть 4 ст. 209 ГК РФ устанавливает, что собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. В соответствии со ст. ст. 1012 и 1013 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Для ГУП и МУП важно отметить что имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление. Передача в доверительное управление имущества, находившегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого имущество находилось, либо прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом и поступления его во владение собственника по иным предусмотренным законом основаниям. Поэтому ГУП и МУП, государственные и муниципальные учреждения, за которыми закреплено имущество на указанных выше правах, не могут передавать это имущество в доверительное управление. Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. В аренду могут быть переданы любые непотребляемые вещи. Для некоторых объектов аренды могут быть введены специальные правовые арендные условия (например, для аренды объектов недвижимости). Согласно ч. 2 ст. 614 ГК РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде: - определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно; - установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов; - предоставления арендатором определенных услуг; - передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду; - возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества. Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. По сложившейся оценочной практике оценка государственного и муниципального имущества для передачи в аренду производится как оценка рыночной стоимости права собственности на объект оценки, рыночного размера годовой арендной платы. Встречается также оценка права аренды, если рынок объекта оценки предполагает возмездное отчуждение данного вещного права в качестве единовременного платежа, выплачиваемого помимо арендной платы. Согласно ст. 334 ГК РФ в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя). Статья 336 определяет, что предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена. В силу ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением государственного регулирования цен (ст. 424 ГК РФ). Часть 3 ст. 424 ГК РФ формирует правовое поле оценочной деятельности при оценке сравнительным подходом для задач совершения сделок: в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Переуступка долговых обязательств регулируются положениями гражданского права о цессии. Так, согласно ч. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования). Вклады в уставные капиталы и фонды юридических лиц регулируются Гражданским кодексом, законами, регулирующими порядок создания и правовое положение отдельных видов юридических лиц. Некоторые из этих нормативных правовых актов также устанавливают обязательные случаи проведения оценки при внесении неденежных вкладов в уставные капиталы и фонды юридических лиц, о чем будет пояснено ниже. Часть 3 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) определила национализацию как "обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц" и установила, что национализация "производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ". В ГК не указаны причины национализации. Они определяются государственными интересами, не зависят от воли собственника имущества. Национализация возможна только на основании специального закона с возмещением стоимости имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК. Однако ссылка на ст. 306 ГК не полностью соответствует положениям ст. 35 Конституции о том, что принудительное изъятие имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного его возмещения. Поскольку положения Конституции имеют приоритет перед другими законами и непосредственное применение, нужно сделать вывод, что в случае принятия федерального закона о национализации определенного имущества в нем необходимо определить порядок предварительного и равноценного возмещения стоимости национализированного имущества. Понятие "национализация" носит характер изъятия крупных объектов и даже классов собственности - предприятий, земель, отраслей, носит коренной и политический характер. Насущная необходимость обращения отдельного имущества (в основном объектов недвижимости) в государственную и муниципальную собственность для решения инфраструктурных задач, государственных и общественных нужд не регулируется отношениями национализации. Для этих отношений в российском праве существуют нормы о выкупе и ином изъятии имущества для государственных нужд. Так, согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 29 мая 2003 г. N 311 "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства" в случае передачи имущества, обращенного в собственность государства, без установленной учетной стоимости Российский фонд федерального имущества (его отделение) либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти в срок не позднее месяца со дня передачи имущества организует его оценку в порядке, установленном законодательством РФ об оценочной деятельности. Ипотека регулируется законодательством об ипотеке и соответствующими нормами гражданского законодательства. Так, согласно Федеральному закону от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя. Оценка предмета ипотеки определяется по соглашению залогодателя с залогодержателем, за исключением земельных участков, стоимость которых определяется в порядке независимой оценки (в порядке законодательства об оценочной деятельности). При ипотеке государственного и муниципального имущества его оценка осуществляется также в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "Об оценочной деятельности". Согласно п. 3 ст. 9 Закона об ипотеке, в случае залога не завершенного строительством недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется оценка рыночной стоимости этого имущества. Семейный кодекс РФ устанавливает возможность судебного рассмотрения споров о разделе имущества разводящихся супругов (ст. 24) по их (одного из них) требованию. Согласно ст. 38 данного Кодекса раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов. При разделе общего имущества супругов суд по требованию супругов определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов. В случае если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация. Согласно ч. 1 ст. 39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами. Согласно ст. 40 СК РФ брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Согласно ст. 42 данного Кодекса брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Он может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов. Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов. Права и обязанности, предусмотренные брачным договором, могут ограничиваться определенными сроками либо ставиться в зависимость от наступления или от ненаступления определенных условий. Выкуп и иное изъятие имущества для государственных нужд регулируется Земельным и Жилищным кодексами РФ, законодательством об ипотеке, о рынке ценных бумаг и о приватизации. Распространенным случаем обязательного проведения оценки является определение рыночной стоимости объекта оценки для решения спора о величине налогооблагаемой базы. Данные правоотношения регулирует ст. 40 Налогового кодекса РФ. Пока не доказано обратное, предполагается, что цена сделки налогоплательщика соответствует уровню рыночных цен. Когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. Связанная с оценкой для целей налогообложения является кадастровая оценка объектов недвижимости, которая регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (с последующими изменениями и дополнениями). Действие статьи 8 комментируемого Закона не распространяется на вовлечение в сделку или отчуждение имущества ГУП и МУП, а также государственных и муниципальных учреждений при реализации ими полномочий хозяйственного ведения и оперативного управления. То есть, если, например, общеобразовательной школе необходимо продать школьные завтраки своим учащимся, она не обязана заказывать оценку этого имущества. Однако, если ГУП, МУП, ГУ, МУ имеют право отчуждать или совершать действия с закрепленным за ними имуществом только с согласия публичного собственника (РФ, субъекта РФ или муниципального образования) при совершении действий, указанных в ст. 8, требуется привлечение независимого оценщика. При этом заказчиком по договору об оценке может быть лицо, уполномоченное публичным собственником. Согласно п. 10 ч. 1 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях <10> собственник имущества ГУП и МУП дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок. -------------------------------- <10> Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с последующими изменениями и дополнениями).

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (ст. 1027 ГК РФ). В случаях вовлечения в сделку процессов коммерческой концессии интеллектуальной собственности ГУП, МУП, ГУ и МУ привлечение оценщика не требуется. Также привлечение оценщика не требуется при передаче, объединении, разделении и реорганизации государственного и муниципального имущества между публичными субъектами, при формировании капитала ОАО "Российские железные дороги" и Госкорпорации "Росатом". При этом ст. 4 Федерального закона от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что вносимое в капитал ГК "Росатом" имущество вносится по балансовой стоимости, а при ее отсутствии - по стоимости при существующем использовании, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 519 "Об утверждении стандартов оценки", которые, как известно, утратили свою силу. Также оценщик не привлекается при передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства". Профессиональная оценка не производится при формировании капитала государственной компании "Российские автомобильные дороги", однако оценщик привлекается при выкупе имущества для строительства автомобильных дорог (см. далее). Оценщик привлекается для оценки изымаемого недвижимого имущества в рамках проведения саммита АТЭС <11>. -------------------------------- <11> Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 г., о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Ст. ст. 19 - 21.

Стоит отметить и иные случаи оценки стоимости, когда оценщик не привлекается: это оценка активов банка, производимая Агентством по страхованию вкладов в рамках законодательства о стимулировании роста капитализации банковской системы, а также стоимостная оценка недр в соответствии с законодательством о недропользовании. Иные случаи обязательного проведения оценки регулируются следующими нормативными правовыми актами: 1. Оценка в рамках законодательства об акционерных обществах <12>. Данные отношения требуют привлечения оценщика, как при формировании акционерного капитала, сделках с крупным имуществом АО, так и при некоторых сделках и корпоративных действиях с акциями общества. Согласно ч. 3 ст. 34 ФЗ "Об акционерных обществах" при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено федеральным законом. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком. Также оценщик привлекается при обоснованном требовании о выкупе акций акционерного общества, в соответствии со ст. 75 вышеприведенного Закона. При этом оценка акций должна производиться оценщиком без учета обстоятельств, повлекших его привлечение. То есть на стоимость акций не должно влиять сообщение об обязательном выкупе у акционеров (обычно такое сообщение влияет на котировки цен акций на фондовом рынке). -------------------------------- <12> Основополагающим документом для данных правоотношений является Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно ст. 77 указанного Закона в случаях, когда цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяются решением совета директоров (наблюдательного совета) общества, они должны определяться исходя из их рыночной стоимости. При определении цены размещения ценных бумаг, цена покупки или цена спроса и цена предложения которых регулярно опубликовываются в печати, привлечение независимого оценщика необязательно, а для определения рыночной стоимости таких ценных бумаг должна быть принята во внимание эта цена покупки или цена спроса и цена предложения. Как представляется авторам настоящего комментария, в случае, если цены акции не публикуются в печати, необходимо привлечение независимого оценщика. В рамках законодательства об акционерных обществах при оценке акций, находящихся в публичной (государственной или муниципальной) собственности, возникают правоотношения, связанные с экспертизой отчета об оценке. Инициацию такой экспертизы осуществляет ее федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, которым является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) <13>, саму экспертизу осуществляет СРОО, членом которой является оценщик, осуществивший оценку акций, принадлежащих государственным или муниципальным образованиям. -------------------------------- <13> См.: Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом".

В случае направления в саморегулируемую организацию оценщиков мотивированного заключения о проведении экспертизы отчета оценщика, уполномоченный орган выносит предписание о приостановлении исполнения решения совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества об определении цены объектов оценки на срок проведения экспертизы соответствующего отчета об оценке и одновременно уведомляет общество об обращении в саморегулируемую организацию оценщиков для проведения такой экспертизы с приложением указанного предписания и копии направленного мотивированного заключения. Саморегулируемая организация оценщиков проводит экспертизу отчета и по ее итогам направляет заключение в уполномоченный орган и общество в срок, не превышающий 20 дней со дня получения мотивированного заключения. В случае направления саморегулируемой организацией оценщиков по итогам экспертизы отрицательного заключения цена объектов оценки, определенная советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со ст. 77 Закона об акционерных обществах, признается недостоверной. Согласно ФСО N 2 в данном случае обязательного проведения оценки, оценке подлежит рыночная стоимость. Также оценке по рыночной стоимости подлежат выкупаемые акции народных предприятий <14>. -------------------------------- <14> Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)". Ст. 3.

2. Оценка неденежных взносов в уставные капиталы (фонды) юридических лиц. По общим положениям Гражданского кодекса РФ в отношении хозяйственных обществ денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке (ч. 6 ст. 66). В соответствии со ст. 15 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <15>, если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем двадцать тысяч рублей, в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не предусмотрено федеральными законами <16>. Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком. -------------------------------- <15> Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с последующими изменениями и дополнениями). <16> Об исключениях из этого правила см. далее.

В случае оплаты долей в уставном капитале общества неденежными средствами участники общества и независимый оценщик солидарно <17> несут при недостаточности имущества общества субсидиарную <18> ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости имущества, внесенного для оплаты долей в уставном капитале общества в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества предусмотренных ст. 19 настоящего Федерального закона изменений. -------------------------------- <17> Категория солидарной ответственности регулируется ст. ст. 322 - 323 ГК РФ. При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. <18> Субсидиарной ответственности посвящена ст. 399 ГК: до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

При формировании уставного капитала банка развития (ВЭБ) вклады в уставный капитал этой организации оцениваются в соответствии с законодательством об оценочной деятельности <19>. -------------------------------- <19> Статья 18 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития".

При организации фондов негосударственного пенсионного страхования <20>. -------------------------------- <20> Часть 2 ст. 7.1 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

При организации фондов обществ взаимного страхования (некоммерческой организации) <21>. -------------------------------- <21> Часть 2 ст. 18 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании" (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с законодательством РФ происходит оценка вкладов в уставный капитал коммерческих организаций с иностранными инвестициями <22>. Как представляется авторам настоящего комментария, оценка неденежных вкладов в уставные капиталы для данных организаций происходит в соответствии с организационно-правовой формой юридического лица, в уставный капитал которого вносятся такие вклады. -------------------------------- <22> Статья 6 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

Независимый оценщик производит оценку паевого взноса при создании производственного кооператива, если размер такого взноса превышает 250 установленных законом минимальных размеров оплаты труда <23>. В соответствии с Федеральный законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" расчетный МРОТ установлен в размере 100 руб. Таким образом, в случае вклада в производственный кооператив оценщик оценивает имущество стоимостью свыше 25000 руб. -------------------------------- <23> Статья 10 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах".

Согласно ФСО N 2 в случаях внесения неденежных взносов в уставные капиталы (фонды) юридических лиц оценке подлежит рыночная стоимость объекта оценки. 3. Оценка в рамках правоотношений банкротства. В соответствии со ст. 130 Закона о банкротстве <24> арбитражный управляющий для проведения оценки предприятия должника, иного имущества должника привлекает оценщиков и производит оплату их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Оценка имущества должника проводится оценщиком, который должен соответствовать требованиям, установленным законодательством об оценочной деятельности, и не может являться заинтересованным лицом в отношении арбитражного управляющего, должника и его кредиторов. Собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе определить лицо, на которое с его согласия возлагается обязанность по оплате оказанных услуг оценщиков с последующей внеочередной компенсацией произведенных им расходов за счет имущества должника. -------------------------------- <24> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с последующими изменениями и дополнениями).

Как представляется авторам настоящего комментария, в рамках процедуры оценки должника отдельными объектами оценки должны выступать: имущественный комплекс должника (как отдельно состав имущества, так и комплекс в совокупности, при возможности его эксплуатации для извлечения доходов), залоговое имущество (должно быть отдельным объектом оценки в соответствии со ст. 131 Закона о банкротстве), имущество, передаваемое как вклад в открытое акционерное общество (общества) в рамках процедуры замещения активов в рамках конкурсного производства. В случаях оценки имущества должника в рамках процедуры банкротства также могут возникнуть отношения, связанные с экспертизой отчетов об оценке. Отчет оценщика об оценке предприятия должника или имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в Росимущество. В течение тридцати дней со дня получения отчета об оценке Росимущество вправе направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету. В случае получения по истечении установленного срока положительного заключения или отсутствия заключения собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия, иного имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке. Отрицательное заключение Росимущество, содержащее обоснование несоответствия отчета об оценке законодательству РФ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки или недостоверности сведений, используемых в отчете об оценке, направляется арбитражному управляющему и в СРОО, составивший данный отчет, с приложением копии отчета об оценке, представленного в ФАУГИ. В течение четырнадцати дней с даты получения такого отрицательного заключения СРОО обязана представить арбитражному управляющему и в Росимущество экспертное заключение по отчету об оценке с обоснованием его соответствия или несоответствия требованиям к данному отчету. В случае если СРОО представила экспертное заключение о несоответствии отчета об оценке требованиям к данному отчету, рыночная стоимость имущества, определенная в соответствии с данным отчетом, признается недостоверной и не может быть использована для утверждения начальной цены продажи предприятия должника, иного имущества должника. В случае если указанная СРОО представила экспертное заключение о соответствии отчета об оценке требованиям к данному отчету или отчет об оценке был переработан оценщиком с учетом полученного экспертного заключения, арбитражный управляющий направляет указанное экспертное заключение по отчету об оценке и (или) переработанный отчет об оценке в Росимущество и собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия должника, иного имущества должника на основании рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке. На основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч рублей, может быть проведена без привлечения оценщика. Учредители (участники) должника или собственник имущества должника - унитарного предприятия, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы вправе обжаловать результаты оценки имущества должника в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии со ст. 50.32 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с последующими изменениями и дополнениями), в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Согласно ФСО N 2 в данном случае обязательного проведения оценки, оценке подлежит рыночная стоимость. Как представляется авторам комментария, привлечение независимого оценщика необходимо для оценки имущества должника вне зависимости от стадии банкротства. 5. Оценка имущества в целях исполнительного производства. Согласно ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности. Статья 85 этого же Закона устанавливает, что оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством РФ. Оценка для целей исполнительного производства является проблемной сферой регулирования оценки с позиции практического применения норм права. Проблема порождена формулировкой статьи 85 Закона об исполнительном производстве, она устанавливает, что оценка имущества производится по рыночным ценам, и не использует термин "рыночная стоимость". На практике оценщики зачастую оценивают имущество в рамках исполнительного производства с учетом скидок на укороченные сроки экспозиции объектов оценки и на низкую ликвидность объектов оценки в связи с тем, что они реализуются на торгах. Фактически, оценщики оценивают объекты по ликвидационной стоимости, хотя подготавливают отчеты об оценке рыночной. Это связано с тем, что в законодательстве об исполнительном производстве не зафиксирована терминологическая разница понятий "цена" и "стоимость". В результате в практической деятельности государственные и судебные органы не принимают отчеты оценщика о ликвидационной стоимости имущества. При этом характер правоотношений требует от оценщика оценивать имущество со значительными ликвидационными скидками, именуя полученную стоимость рыночной. Рыночной же стоимостью оценка с ликвидационными скидками именоваться не может. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки: - недвижимого имущества; - ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов); - имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах); - драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий; - коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте; - предметов, имеющих историческую или художественную ценность; - вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей. Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке. Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке. В случае истечения срока, в течение которого рыночная стоимость объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть рекомендована для совершения сделки, в течение одного месяца со дня истечения указанного срока проводится повторная оценка имущества должника. 6. Оценка в рамках производства дел об административных правонарушениях и уголовного преследования. Статья 27.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Изъятые вещи подлежат оценке в случае, если: - нормой об ответственности за административное правонарушение предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей; - изъятые вещи подвергаются быстрой порче и направляются на реализацию или уничтожение; - изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат направлению на переработку или уничтожение. Стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. Пересчет иностранной валюты, изъятой в качестве предмета административного правонарушения, в валюту РФ производится по действующему на день совершения административного правонарушения курсу Центрального банка РФ. В остальных случаях стоимость изъятых вещей определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости, стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта. При рассмотрении дел о нарушении таможенных правил в определенных случаях допускается возможность применения фактурной стоимости товаров. Фактурная стоимость товара - это стоимость товара в валюте, указанная в контракте. В случае невозможности установления стоимости изъятых товара или иных ценностей в указанном порядке их оценка должна быть произведена на основании заключения эксперта <25>. -------------------------------- <25> Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. Ю. М. Козлова. М.: Юристъ, 2002.

В правоприменительной практике ведения уголовных дел достаточно часто для квалификации преступления привлекается независимый оценщик. Объектами оценки выступает имущество, имущественный ущерб, составляющий объективную сторону преступлений. Оценка применяется правоохранительными органами для квалификаций преступлений, состав которых предполагает различную степень ответственности преступников за причиненный ими ущерб. Оценщик своим отчетом определяет, относится ли причиненный ущерб украденного, утраченного имущества уголовно преследуемым, крупным либо особо крупным. Оценщик в рамках данных правоотношений привлекается как судебный эксперт, либо с ним напрямую составляют договоры на проведение оценки правоохранительные органы. Привлечение эксперта в уголовный процесс регулируется ст. 80 Уголовно-процессуального кодекса РФ. 7. Оценка в рамках правоотношений страхования. Согласно ч. 1 ст. 945 ГК РФ при заключении договора страхования имущества страховщик вправе произвести осмотр страхуемого имущества, а при необходимости назначить экспертизу в целях установления его действительной стоимости. Статья 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с последующими изменениями и дополнениями) регулирует деятельность по оценке и экспертизе транспортных средств. Фактически оценочная деятельность и экспертиза при ДТП идут в одной "связке" услуг, оказываемых при правоотношениях обязательного страхования. При этом следует отметить, что оценщик, не имеющий аттестацию в качестве автоэксперта, не может заниматься оценкой ущерба в отношениях ОСАГО. При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков. В случае если осмотр и (или) независимая экспертиза (оценка) представленных потерпевшим поврежденного имущества или его остатков не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования, для выяснения указанных обстоятельств страховщик вправе осмотреть транспортное средство страхователя, при использовании которого потерпевшему был причинен вред, и (или) за свой счет вправе организовать и оплатить проведение независимой экспертизы в отношении этого транспортного средства. Страхователь обязан предоставить это транспортное средство по требованию страховщика. Размер подлежащих возмещению убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется: - в случае полной гибели имущества потерпевшего - в размере действительной <26> стоимости имущества на день наступления страхового случая. Под полной гибелью понимаются случаи, когда ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна его стоимости или превышает его стоимость на дату наступления страхового случая; -------------------------------- <26> В соответствии со ст. 7 комментируемого Закона этот термин должен толковаться как "рыночная стоимость".

- в случае повреждения имущества потерпевшего - в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая; к расходам относятся также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и (или) организовать его независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня соответствующего обращения потерпевшего, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. В случае если характер повреждений или особенности поврежденного имущества исключают его представление для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки) по месту нахождения страховщика и (или) эксперта (например, повреждения транспортного средства, исключающие его участие в дорожном движении), указанные осмотр и независимая экспертиза (оценка) проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в этот же срок. Договором обязательного страхования могут предусматриваться иные сроки, в течение которых страховщик обязан прибыть для осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, с учетом территориальных особенностей их проведения в труднодоступных, отдаленных или малонаселенных местностях. В случае если по результатам проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества страховщик и потерпевший достигли согласия о размере страховой выплаты и не настаивают на организации независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, такая экспертиза может не проводиться. Если после проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страховой выплаты, страховщик обязан организовать независимую экспертизу (оценку), а потерпевший - предоставить поврежденное имущество для проведения независимой экспертизы (оценки). Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество и (или) не организовал его независимую экспертизу (оценку) в установленный срок, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за такой экспертизой (оценкой), не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра. Стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования. Страховщик вправе отказать потерпевшему в страховой выплате или ее части, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, проведенные до осмотра и (или) независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества в соответствии с требованиями настоящей статьи, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования. В целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства. Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, требования к экспертам-техникам, в том числе условия и порядок их профессиональной аттестации и ведения государственного реестра экспертов-техников, утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Министерство юстиции РФ <27>). -------------------------------- <27> Приказ Минюста РФ от 30 июня 2003 г. N 155 "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников".

Оценщики привлекаются при формировании капитала негосударственных пенсионных фондов и фондов взаимного страхования. 8. Оценка при наследовании и дарении объектов оценки. Независимый оценщик привлекается при принятии мер по охране наследства (ст. 1172 ГК РФ). При отсутствии соглашения оценка наследственного имущества или той его части, в отношении которой соглашение не достигнуто, производится независимым оценщиком за счет лица, потребовавшего оценки наследственного имущества, с последующим распределением этих расходов между наследниками пропорционально стоимости полученного каждым из них наследства. 9. Оценка лесов. В соответствии с Лесным кодексом РФ <28> оценка лесных участков и оценка имущественных прав, возникающих при использовании лесов, производится в рамках законодательства об оценочной деятельности (ст. 95 ЛК). -------------------------------- <28> Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

10. Привлечение оценщика как эксперта в рамках проведения судебной экспертизы в арбитражном и гражданском процессе. Аналогично уголовному процессу в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства производится оценка с привлечением эксперта (ст. 55 АПК и ст. 79 ГПК). 11. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности (ст. 66 Земельного кодекса РФ). Министерством имущественных отношений (в настоящий момент Федеральным агентством по управлению государственным имуществом РФ) установлены Методические рекомендации по оценке рыночной стоимости земельных участков и прав аренды на земельные участки <29>. Данные документы не являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности, однако оценщик может использовать эти документы для обоснования применяемых методов оценки земельных участков, а также для обоснования отказа от затратного подхода в оценке земли (с теоретической точки зрения затратный подход в оценке земельных участков не применяется, что отражено в вышеприведенных Методических рекомендациях). -------------------------------- <29> Распоряжение Минимущества РФ от 6 марта 2002 г. N 568-р "Об утверждении Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков"; распоряжение Минимущества РФ от 10 апреля 2003 г. N 1102-р "Об утверждении Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков".

12. В соответствии с ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" в случае ликвидации кооператива проводится обязательная оценка имущества (ликвидируемого кооператива в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность. Проведение указанной оценки должно предшествовать утверждению промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационная комиссия по требованию членов кооператива обязана предоставить им для ознакомления отчет об оценке имущества ликвидируемого кооператива. 13. Оценка инвестиционных фондов регулируется Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (с последующими изменениями и дополнениями). Оценка активов акционерного инвестиционного фонда осуществляется в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Данный порядок утвержден Положением "о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов и расчетной стоимости инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда (утв. Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 22 октября 2003 г. N 03-42/пс). Стоимость чистых активов акционерного инвестиционного фонда и чистых активов паевого инвестиционного фонда определяется как разница между стоимостью активов такого фонда и величиной обязательств, подлежащих исполнению за счет указанных активов. Стоимость активов акционерного инвестиционного фонда и активов паевого инвестиционного фонда определяется как сумма денежных средств на счетах и во вкладах и оценочной стоимости иного имущества, составляющего указанные активы. Оценочной стоимостью ценных бумаг, допущенных к обращению через организатора торговли на рынке ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, является их признаваемая котировка. Признаваемая котировка ценной бумаги, допущенной к обращению через организатора торговли на рынке ценных бумаг, определяется как ее средневзвешенная цена, рассчитанная в соответствии с правилами, установленными организатором торговли на рынке ценных бумаг, по сделкам, совершенным с этой ценной бумагой в течение одного операционного дня, т. е. периода времени с момента начала торгового дня до момента определения стоимости чистых активов, если число таких сделок составляет не менее десяти. В случае если в течение операционного дня совершено менее десяти сделок с ценной бумагой, признаваемая котировка определяется как ее средневзвешенная цена, рассчитанная по сделкам, совершенным с этой ценной бумагой в течение последних десяти операционных дней, если число таких сделок составляет не менее десяти. В случае если по ценной бумаге в течение последних десяти операционных дней через организатора торговли было совершено менее десяти сделок, то ее признаваемая котировка отсутствует. В этом случае оценочной стоимостью инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда является его расчетная стоимость на момент определения стоимости чистых активов, а оценочной стоимостью иных ценных бумаг - цена их приобретения. Оценочная стоимость ценных бумаг, не допущенных к обращению через организатора торговли на рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда), определяется оценщиком акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда. Оценочной стоимостью инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, не допущенных к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, является расчетная стоимость одного инвестиционного пая на момент определения стоимости чистых активов. Оценочная стоимость объектов недвижимого имущества, прав на недвижимое имущество, строящихся и реконструируемых объектов недвижимого имущества, проектно-сметной документации, долей в уставных капиталах российских обществ с ограниченной ответственностью, векселей определяется оценщиком акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда. При определении стоимости активов акционерного инвестиционного фонда и активов паевого инвестиционного фонда учитывается также дебиторская задолженность, возникшая в результате совершения сделок с указанными активами. Дебиторская задолженность по процентному (купонному) доходу по банковским вкладам и ценным бумагам, составляющим активы акционерного инвестиционного фонда и активы паевого инвестиционного фонда, принимается в расчет стоимости активов в сумме, исчисленной исходя из ставки процента (купонного дохода), установленной в договоре банковского вклада или решении о выпуске ценных бумаг. Не принимается в расчет стоимости активов фонда начисленный процентный (купонный) доход по ценным бумагам, если он включен в оценочную стоимость таких ценных бумаг, а также если существует неопределенность с фактическим получением указанного дохода, в том числе в случаях, когда эмитент ценных бумаг отвечает признакам банкротства или у эмитента имеются просроченные процентные выплаты. Объявленные, но не полученные дивиденды по акциям, составляющим активы акционерного инвестиционного фонда и активы паевого инвестиционного фонда, решение о выплате которых принято общим собранием акционеров акционерного общества, не принимаются в расчет стоимости активов. Активы акционерного инвестиционного фонда и активы паевого инвестиционного фонда, а также обязательства, подлежащие исполнению за счет указанных активов, выраженные в иностранной валюте, принимаются в расчет стоимости чистых активов в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату определения стоимости чистых активов. Оценочной стоимостью ценных бумаг, допущенных к обращению через организатора торговли на рынке ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, является их признаваемая котировка. Признаваемая котировка ценной бумаги, допущенной к обращению через организатора торговли на рынке ценных бумаг, определяется как ее средневзвешенная цена, рассчитанная в соответствии с правилами, установленными организатором торговли на рынке ценных бумаг, по сделкам, совершенным с этой ценной бумагой в течение одного операционного дня, т. е. периода времени с момента начала торгового дня до момента определения стоимости чистых активов, если число таких сделок составляет не менее десяти. В случае если в течение операционного дня совершено менее десяти сделок с ценной бумагой, признаваемая котировка определяется как ее средневзвешенная цена, рассчитанная по сделкам, совершенным с этой ценной бумагой в течение последних десяти операционных дней, если число таких сделок составляет не менее десяти. В случае если по ценной бумаге в течение последних десяти операционных дней через организатора торговли было совершено менее десяти сделок, то ее признаваемая котировка отсутствует. В этом случае оценочной стоимостью инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда является его расчетная стоимость на момент определения стоимости чистых активов, а оценочной стоимостью иных ценных бумаг - цена их приобретения. Оценочная стоимость ценных бумаг, не допущенных к обращению через организатора торговли на рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда), определяется оценщиком акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда. Оценочной стоимостью инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, не допущенных к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, является расчетная стоимость одного инвестиционного пая на момент определения стоимости чистых активов. Оценочная стоимость объектов недвижимого имущества, прав на недвижимое имущество, строящихся и реконструируемых объектов недвижимого имущества, проектно-сметной документации, долей в уставных капиталах российских обществ с ограниченной ответственностью, векселей определяется оценщиком акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда. Оценка недвижимого имущества, прав на недвижимое имущество, иного предусмотренного нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг имущества, принадлежащего акционерным инвестиционным фондам, а также имущества, составляющего паевые инвестиционные фонды, осуществляется оценщиком, соответствующим требованиям Закона об оценочной деятельности. Оценка указанного имущества должна осуществляться при его приобретении и отчуждении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Оценщиками акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда не могут быть аффилированные лица акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании и специализированного депозитария акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда, аудитора акционерного инвестиционного фонда и аудитора управляющей компании паевого инвестиционного фонда. Величина обязательств акционерного инвестиционного фонда по продаже акций или обязательства управляющей компании паевого инвестиционного фонда по выдаче инвестиционных паев считается равной сумме денежных средств и (или) оценочной стоимости иного имущества, поступившего в оплату акций акционерного инвестиционного фонда (инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда). Величина обязательств управляющей компании паевого инвестиционного фонда по выплате денежной компенсации при погашении инвестиционных паев такого фонда считается равной сумме указанной денежной компенсации, подлежащей выплате. Величина обязательств по возмещению управляющей компании паевого инвестиционного фонда за счет имущества, составляющего такой фонд, собственных или заемных средств, использованных для погашения инвестиционных паев, считается равной сумме указанных денежных средств, использованных управляющей компанией для погашения инвестиционных паев. Обязательства по уплате процентов по кредитам и займам, привлеченным управляющей компанией паевого инвестиционного фонда для погашения инвестиционных паев, исполняются за счет собственного имущества управляющей компании и не включаются в расчет стоимости чистых активов фонда. Величина обязательства по выплате владельцам инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда дохода от доверительного управления имуществом, составляющим такой фонд, считается равной сумме подлежащего выплате дохода. Момент возникновения указанного обязательства определяется в соответствии с правилами доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом. Резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждения управляющей компании и оплату услуг специализированного депозитария, аудитора, оценщика акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда, а также лица, осуществляющего ведение реестра акционеров акционерного инвестиционного фонда, и лица, осуществляющего ведение реестра владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, формируется исходя из расчетной величины вознаграждения, определенного на отчетную дату в соответствии с договорами акционерного инвестиционного фонда с указанными лицами и правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом. Резерв предстоящих расходов формируется нарастающим итогом в течение отчетного года в следующем порядке: сумма резерва для акционерных инвестиционных фондов, а также интервальных и закрытых паевых инвестиционных фондов ежемесячно увеличивается на сумму, равную одной двенадцатой части расчетной величины вознаграждения на соответствующую отчетную дату, а для открытых паевых инвестиционных фондов - ежедневно увеличивается на сумму, равную одной триста шестьдесят пятой части расчетной величины вознаграждения на соответствующую отчетную дату. Для целей определения стоимости чистых активов размер сформированного резерва уменьшается на суммы, выплаченные в течение отчетного года в качестве вознаграждения и оплаты услуг указанным в настоящем пункте лицам. Величина иных обязательств, подлежащих исполнению за счет активов акционерного инвестиционного фонда или активов паевого инвестиционного фонда, в том числе обязательств по уплате сумм скидок (надбавок) к расчетной стоимости инвестиционного пая управляющей компании паевого инвестиционного фонда и (или) агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, считается равной сумме кредиторской задолженности на отчетную дату. Результаты определения стоимости чистых активов, а также расчетной стоимости инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда отражаются в справке о стоимости чистых активов и приложениях к ней. 14. В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" Государственная компания "Российские автомобильные дороги" заключает с оценщиком договоры об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием. Отчет о проведении такой оценки направляется Государственной компанией лицам, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. 15. Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" основная сумма долга по обеспеченному ипотекой обязательству по каждому договору или закладной не должна превышать семьдесят процентов определенной независимым оценщиком рыночной стоимости недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки.

------------------------------------------------------------------

Название документа