Правоохранительный потенциал современного казачества

(Усатов С. В.)

("Общество и право", 2010, N 2)

Текст документа

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО КАЗАЧЕСТВА

С. В. УСАТОВ

Усатов Сергей Валентинович, заместитель начальника отдела кадров Краснодарского университета МВД России.

В статье описывается система традиционных ценностей казачества и особенности трудового, этического, эстетического, интеллектуального и физического воспитания. Также представлены результаты социологического опроса, проведенного автором в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, свидетельствующие о военно-патриотическом и культурно-нравственном потенциале современного казачества.

Ключевые слова: казаки, воспитание в казачьем социуме, ментальность казаков, современное казачество, кубанское казачество, донское казачество, терское казачество, казачьи традиции.

In the article is described system of traditional valuables cossacks and particularities labor, ethical, aesthetic, intellectual and physical education. Is it also presented results of the sociological questioning, called on by author in Krasnodar region and Stavropol edge, Rostovskoy area, being indicative of military-patriotic and cultural-moral potential modern cossacks.

Key words: cossacks, education in cossacck socium, mentality cossacks, modern cossacks, kuban cossacks, don cossacks, tersk cossacks, traditions of cossacks.

Одним из действительных факторов обеспечения правопорядка в государстве могут стать современные казачьи объединения, которые в последнее время активно возрождаются на юге России. Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края по праву считаются не только житницей страны, но и вотчиной казачьих традиций и ценностей. Не смотря на то что сегодня юг России населяет огромное количество этнокультурных групп, казачество является серьезной политической силой, уникальным культурным феноменом и действенным институтом патриотического воспитания.

Существует достаточно обширное количество этнографических, культурологических и педагогических исследований на тему казачества. Описана и подвергнута анализу история казачьих войск (Б. В. Виноградов, В. Б. Виноградов, В. А. Колесников, В. Н. Ратушняк, В. П. Трут, К. В. Чистов, Ф. А. Щербина), охарактеризованы ритуалы, обряды, символьно-сакральное содержание традиций казаков (Ю. Н. Бахмет, Н. И. Бондарь, С. А. Голованова, И. Я. Куценко, О. В. Матвеев, С. В. Моисеев, Б. Е. Фролов), система передачи культурного наследия казаков от поколения к поколению (С. Г. Александров, А. В. Дюкарев, Ю. Н. Емельянов, В. И. Лях), изучена роль женщины в казачьем сообществе (А. А. Кулинич, А. Н. Мануйлов, А. А. Цыбульникова) и многое другое. До сих пор ведутся аргументированные со всех сторон споры о том, является ли казачество военным сословием или этносом (П. Кузнецов, А. Н. Малукало, П. Федосов).

Однако в большинстве исследований единодушно подчеркивается наличие в менталитете казаков сплава патриотизма, православной веры и свободолюбивости [1 - 12]. Яростная преданность государям причудливо сочетается с независимым нравом; толерантность к чужим верованиям и традициям не противоречит казачьему высокомерию по отношению к "иногородним" и "кацапам"; истовое соблюдение заповедей Божьих согласуется с воинственностью и самоубийственной готовностью пожертвовать собой на поле боя. Эти характеристики казачества позволили стать ему одной из самых мощных стабилизирующих сил на южных границах Российского государства.

В данной работе хотелось бы подробно рассмотреть систему воспитания в казачьем социуме. Обозначим традиционно выделяемые направления воспитания: нравственное, эстетическое, интеллектуальное и трудовое, физическое, а также патриотическое. Все эти направления в казачьей этнопедагогике имеют своеобразие.

Нравственное воспитание, конечно же, теснейшим образом связано с православной верой. Заповеди Божьи, каноны христианской религии являются основными морально-нравственными регулятивами в казачьем социуме. Нарушение предписаний "не убий", "не укради", "не прелюбодействуй" и т. д. каралось жестко и неотвратимо [1].

Другим столпом морали стало почитание старших. Старший (дед, отец, брат) являлся беспрекословным авторитетом и априори наделялся объемной жизненной мудростью. Старшие принимали все важные для общины решения, определяли меру поощрений и наказаний; без благословления старших нельзя было приступить ни к одному обряду инициации. В быту же не полагалось приступать к еде пока первым не начнет старший мужчина; считалось недопустимым окликать старшего и просить остановиться - следовало догнать, поравняться и лишь тогда приветствовать[1; 2; 4; 12]. Этнографических примеров уважения, даже можно сказать благоговения перед старшими, великое множество.

К еще одному важному моральному устою можно отнести уважение к женщине. Роль женщины в казачьем обществе достаточно уникальна для тех времен. Летописцы отмечали, что казачки славились неукротимой гордостью, силой духа и удивительной самостоятельностью [7]. Психотип женщины-казачки, вероятно, сформировался в связи вынужденным принятием на себя всей полноты ответственности за семью, что было обусловлено частым отсутствием воюющих мужчин, необходимостью самой справляться с воспитанием малых детей, ведением хозяйства и т. д. Во время отсутствия или в случае смерти старшего хозяина всей полнотой власти наделялась его жена, отношение к ней устанавливалось подобающее. Статус женщины в обществе зависел не только от статуса мужа, но и определялся количеством и полом рожденных ею детей, хозяйственностью, умом и добродетельными качествами. Гордость за принадлежность к казачьему роду девочке прививали сызмальства, как и формировали готовность взвалить на себя все бремя главенства и хозяйствования [11].

Система эстетического воспитания у кубанских и терских казаков сложилась в результате синтеза преимущественно украинских и горских культурных традиций. В одежде, обмундировании, символике, оружейной атрибутике, в танцах и песнях четко прослеживается их влияние. В песнях воспевание красоты родных мест выступает фоном для описания военных успехов, удали, храбрости казаков, для описания душевных переживаний женщин. Хоровое пение в обязательном порядке присутствовало на всех общинных и семейных мероприятиях. А вот танцы мужчин можно отнести не только к элементам эстетической культуры, но и физической тоже, т. к. они требуют серьезной физической подготовки, гибкости и координированности движений.

В аспекте эстетического воспитания следует также подчеркнуть фанатичную аккуратность казаков. Историки отмечали, что чистота, ухоженность казачьих хат и подворий приводила в восторг всех заезжих людей, а опрятность одежды у казаков считалось делом чести [3; 12].

Интеллектуальное воспитание в основном было направлено на развитие сообразительности, воинской хитрости и простых умений читать, писать. Одним из воспитательных принципов у казаков был следующий: дать задание ребенку, а он должен сам сообразить, какими путями его выполнить. Наиболее сообразительные мальчики брались на примету и рекомендовались атаману как наиболее перспективные в ратном деле [5].

Трудовое воспитание у казаков было одним из приоритетных. Умение хозяйствовать и содержать семью в достатке выступало главной целью трудового воспитания. Трудолюбие рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая дальнейшее благополучие. К труду дети приучались с малых лет, доля участия в трудовой жизни семьи определялась разным детским возрастом - детям поручали посильную работу, за выполнением которой взрослые строго следили. В случае невыполнения или пренебрежительного отношения к трудовым обязанностям к детям применяли достаточно суровые наказания [4].

За лень сурово карались и взрослые с помощью материального наказания (неприбранное подворье - штраф в казну поселения) [12] или общественного порицания ("у его грязюки в хате як у кацапа"). Наиболее суровые трудовые повинности были у "примака", "завчуха" - заведующего чужим хозяйством (т. е. зятя без своего подворья, живущего с родителями жены) и у младшей невестки. В целом трудовое воспитание казаков можно дифференцировать на внешнее, "надворное" (трудовые обязанности по двору, посеву, жатве, птице - и скотоводству) и внутреннее, "хатное" (убранство в доме, готовка пищи, ткачество и т. д.). Мужчин обучали только внешнему хозяйствованию, а женщин - и тому, и другому [3]. Это опять же объясняется военизированным укладом жизни мужчин и необходимостью владения женщинами премудростями как внутреннего, так внешнего хозяйствования. Девочек приучали вставать гораздо раньше мужчин, готовить пищу, убирать в доме; ориентировали на то, чтобы до совершеннолетия они успели сами себе приготовить приданое (подготовить пряжу, соткать, сшить).

Физическое воспитание велось в основном в отношении лиц мужского пола. Хотя в казачке также ценились здоровье, выносливость, внешняя привлекательность. Но если казачку оценивали с позиций пригодности к здоровому материнству и трудоспособности, то казака с позиций пригодности к военной службе. Физическое воспитание подкреплялось формированием у юных казачат осознания высокого сыновнего долга перед Родиной, и здесь оно тесно переплетается с патриотическим воспитанием. Серьезное физическое воспитание мальчиков начиналось в 7 лет с обряда перевода мальчика на мужскую половину хаты (изымалась прежняя детская мягкая подушка, воспитанием ребенка теперь занималась не мать, а дед, отец и старшие братья), начинались тренировки в верховой езде, джигитовке, фехтовании, стрельбе и т. д. С этого возраста для казачат устраивают соревнование между собой во всех взрослых видах состязаний. С 13 лет подростки учатся фехтовать тупыми саблями, а в возрасте 14 - 15 лет отправляются обучаться военным премудростям в специальные лагеря [6; 10]. Обучение верховой езде юных казаков дополнялось изучением нетрадиционных боевых приемов, которые, видимо, были заимствованы у кочевых народов. Например, военнослужащие из армий различных европейских стран свидетельствовали, что терялись и не могли адекватно реагировать, если казаки в бою применяли "лаву", т. е. охват противника в рассыпном строю. Также вызывала восхищение оригинальная система разведочной и сторожевой службы у казаков [3; 8].

В процессе военной, физической подготовки много внимания уделяется воспитанию дисциплинированности у казаков. Все эти мероприятия имели своей целью сформировать ментальность воина, самоотверженного служителя царского престола и защитника Отечества.

В настоящее время казачество интересует ученых, политиков, культурных деятелей, работников системы образования. Культурный, военно-патриотический и педагогический потенциал казачества сегодня не используется в полной мере. Федеральная законодательная база в поддержку казачьих объединений становится достаточно объемной: Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. "О реабилитации репрессированных народов"; Указы Президента РФ от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества"; от 15 марта 1993 г. "О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества"; Постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. N 355 "О концепции государственной политики по отношению к казачеству" и "Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству"; Указ Президента РФ от 20 января 1996 г. "О Главном управлении казачьих войск при Президенте Российской Федерации".

На уровне субъектов Федерации, находящихся на "исконно казачьих" территориях, также издаются нормативно-правовые акты, связанные со стремлением властей к возрождению и развитию казачества. Однако все региональные попытки зачастую выглядят рекламными акциями по созданию "казачьего бренда" региона. Казаки позиционируются в основном как символ местного колорита, а к серьезным региональным и государственным делам доступ у казачества ограничен.

Актуальным остается вопрос о потенциале современного казачества в обеспечении правопорядка, в охране государственности от внешних и внутренних угроз, а также в нравственном, патриотическом и трудовом воспитании молодежи.

На территории Ростовской области, Кубани и ряда населенных пунктов Ставрополья (традиционно считающимися казачьими поселениями) нами в 2009 г. проведен опрос среди лиц, идентифицирующих себя с казаками. В опросе приняли участие 500 человек, начиная с 16-летнего возраста. При выборе респондентов была соблюдена гендерная равнопропорциональность. Предварительная пилотажная анкета состояла в основном из открытых вопросов, что впоследствии позволило сформулировать полузакрытые вопросы, вошедшие в итоговую версию опросного листа.

Большая часть респондентов (66%) считают, что являются продолжателями казачьих традиций. 21% не считают себя продолжателями казачьих традиций, однако отмечают неосознанное копирование поведения своих предков-казаков; 9% опрошенных считают, что отошли от казачьих традиций, но одобряют "придерживающихся". Среди респондентов, признающих свои казачьи корни, лишь 4% утверждают, что полностью отошли от традиций казаков; что казачьи ценности устарели и нет смысла их культивировать. Данные результаты говорят о том, что пресловутая казачья ментальность до сих пор присутствует в сознании потомков казаков.

Более половины респондентов (61%) думают, что современное казачество может стать мощной защитой государства от внешних угроз; сомневающихся, что казачеству можно доверить защиту внешних границ страны, - 22% опрошенных. 17% выступают противниками охранной деятельности казаков в отношении внешних угроз.

В ответах на вопрос о возможностях участия казачества в обеспечении внутреннего порядка были получены следующие результаты: 54% утверждают, что казачество способно самостоятельно охранять общественный порядок на вверенной ему территории; 23% считают, что казаки могут стать союзниками правоохранительным органов в обеспечении общественной безопасности; 16% сомневаются, что казакам можно доверить охрану общественного порядка. Есть и мнения, в соответствии с которыми современным казакам не стоит вмешиваться в профессиональную правоохранительную деятельность, а следует лишь выполнять функцию охраны культурных традиций - 7%. Исходя из этих результатов следует заключить, что большинство современных казаков воспринимает казачество как вполне реальную и действенную силу в отношении охраны государства от внутренних и внешних угроз.

На вопрос, предназначенный только мужчинам, были получены следующие ответы: 84,8% выразили полную готовность в случае общественной опасности надеть казачью форму и выполнять правоохранительные действия; 15,2% мужчин-респондентов считают, что лишь в крайнем случае вступят в казачьи формирования и примут участие в охране общественного порядка.

Женщинам также задавался специально предназначенный вопрос, касающейся женской роли в сохранении казачьих традиций. 72,4% женщин-респондентов считают себя обязанными передать детям (хотя бы частично) казачьи традиции; 19,2% считают, что следует передавать традиции лишь при наличии искреннего интереса к ним у ребенка; и лишь 8,4% не считают нужным соблюдать, передавать информацию детям о казачьем укладе.

Со своими казачьими корнями респонденты обоих полов связывают наличие у себя следующих характеристик: трудолюбие - 74%; честность, справедливость - 62%; патриотизм - 61%; готовность защищать государство в случае опасности - 57%; ценность крепких семейных связей - 55%; почтение к старшим - 55%; аккуратность - 52%; смелость - 49%; хозяйственность - 48%; выносливость - 47%; православная вера - 44%; гордость - 43%; гостеприимство - 42%. Практически все респонденты (96%) называют себя жизненно успешными людьми и считают данное обстоятельство следствием "казачьей крови".

Становится видно, что образ мышления, мировосприятие, духовная настроенность современных казаков представляют собой "сословное" самосознание, которое при необходимости может стать объединяющим и стабилизирующим социальным фактором.

Особого внимания заслуживает опыт формирования казачьих классов в некоторых (чаще всего, сельских, станичных) школах. Занятия в специальных казачьих классах ведутся в рамках факультативных занятий. Учебная программа предполагает знакомство казачат с началами военной подготовки и гражданской обороны, историей казачества, основами психологии. Действительно заметное влияние на сознание юных казачат оказывает изучение генеалогии кубанского казачества; взаимосвязи истории казачьих семей и родов с общим ходом развития кубанской истории; выявление особенностей происхождения и становления казачьего рода, к которому принадлежит учащийся.

Большой объем занятий выделяется на физическую подготовку. Военно-патриотическую эффективность подобных классов можно будет проверить по достижению выпускниками призывного возраста, а вот нравственно-культурные результаты видны уже сейчас - по данным отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, дети - учащиеся казачьих классов на порядок меньше демонстрируют девиантное и противоправные поведение. Органы управлений образования и культуры подтверждают высокую просоциальную активность этих учащихся; педагоги школ фиксируют у детей развитие нравственных, патриотических, волевых качеств и таких характеристик, как ответственность, справедливость и т. д. Безусловно, роль внутришкольного казачьего обучения-воспитания велика, но не всеобъемлюща. Основная воспитательная нагрузка, конечно же, ложится на семью. Применение в семье традиционных методов воспитания (убеждения, упражнения, стимулирования, личного примера), основывающихся на казачьих ценностях, может оказать колоссальный эффект оздоровления социальной ситуации. Это особенно актуально в век пагубного распространения потребительских установок в обществе.

Подводя итоги, следует сказать, что современное казачество обладает мощным социально-стабилизирующим потенциалом. С одной стороны, неутраченная казачья ментальность свидетельствует о готовности современных казаков выступить в роли защитников государственности и внутреннего порядка. С другой стороны, возрождение нравственных, патриотических ценностей казачества среди подрастающего поколения позволит противодействовать наметившимся тенденциям моральной деградации общества.

Литература

1. Бондарь Н. И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества // Из культурного наследия славянского населения Кубани: Сборник статей. Краснодар, 1999.

2. Дюкарев А. В. К генеалогии кубанских казачьих родов // Вторые кубанские литературно-исторические чтения: Материалы научно-теоретической конференции. Краснодар, 2000.

3. Емельянов Ю. Н. Генезис и региональные особенности сословной ментальности кубанского казачества (конец XVIII - 30-е гг. XX вв.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2006.

4. Куценко И. Я. Кубанское казачество. Краснодар, 1993.

5. Лях В. И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. Краснодар, 1997.

6. Манузин Е. В. Образование и воспитание кубанского казачества в XIX - начале XX вв.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2004.

7. Мануйлов А. Н. Статус женщины в обычно-правовой системе казачьей семьи и станичного общества на Кубани (вторая половина XIX - 20-е годы XX века). Армавир; Краснодар, 1998.

8. Матвеев О. В. Враги, союзники, соседи: этническая картина мира в исторических представлениях кубанских казаков. Краснодар, 2002.

9. Трут В. П. Современная историография истории казачества юга России XX века и актуальные проблемы дальнейших исследований // Гуманитарная мысль юга России в XX веке: Тезисы межрегиональной научной конференции. Краснодар, 2000.

10. Фелицин Е. Д., Щербина Ф. А. Кубанское казачье войско. Репринтное издание. Краснодар, 1996.

11. Цыбульникова А. А. Некоторые особенности приграничной жизни кубанских казачек в конце XVIII - середине XIX в. // Россия и Северный Кавказ: Сборник научных статей. Армавир, 2003.

12. Чернышов В. Н. Казачество и его традиции. Минеральные воды, 1992.

------------------------------------------------------------------

Название документа