Особенности возникновения исключительного права на товарный знак

(Кононенко Р. О.)

("Общество и право", 2010, N 2)

Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА

НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Р. О. КОНОНЕНКО

Кононенко Роман Олегович, аспирант кафедры гражданского права Института экономики, права и гуманитарных специальностей г. Краснодара.

Статья посвящена исследованию момента возникновения исключительного права на товарный знак. Автор рассматривает различные мнения по вопросу определения момента возникновения права на товарный знак. В статье рассмотрены подходы судебной практики к определению момента возникновения права на товарный знак. Автор делает вывод о необходимости совершенствования законодательства в сфере регулирования момента возникновения исключительного права на товарный знак.

Ключевые слова: товарный знак, гражданские правоотношения, возникновение права на товарный знак, регистрация права, срок действия права.

The article is dedicated to the investigation of an origin of exclusive right for a trademark. The author considers variant opinions on the matter of definition a moment of an origin of exclusive right for a trademark. There is considered juridical practice approaches towards definition a moment of an origin of exclusive right for a trademark. The author deduces that there is a necessity of legislation improvement in the field of regulating a moment of an origin of exclusive right for a trademark.

Key words: trademark, civil matter, an origin of exclusive right for a trademark, copyright, duration of a copyright.

Специфической особенностью исключительных прав на товарный знак является ограниченный срок их действия. Пункт 1 статьи 1230 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указывает на это их свойство, подчеркивая, что, как правило, они действуют в течение определенного срока. Согласно статье 1490 ГК РФ исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет, кроме того срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз. Таким образом, исключительное право на товарный знак является срочным правом.

Однако когда же возникает исключительное право на товарный знак? Момент возникновения исключительного права на товарный знак имеет важное и иногда даже первостепенное и решающее значение, ведь с ним связано появление возможности у правообладателя права использовать, распоряжаться и защищать указанное право.

В юридической литературе существует несколько точек зрения по вопросу момента возникновения исключительного права на товарный знак.

Ю. Т. Гульбин [1. С. 85] в качестве момента возникновения права на товарный знак называет дату подачи заявки на регистрацию товарного знака (дату приоритета).

Моментом возникновения права на товарный знак является дата публикации сведений о зарегистрированном товарном знаке в официальном бюллетене Роспатента, считают Э. П. Гаврилов [2. С. 17], В. Н. Дементьев [3. С. 8] и Е. А. Жалнина [4. С. 43]. Кроме того, В. Н. Дементьев указывал, что правомочия использования и распоряжения возникают с факта регистрации обозначения, а правомочие запрета на использование товарного знака третьими лицами без разрешения правообладателя возникает с фактом публикации сведений о регистрации [3. С. 5].

Некоторые правоведы [5] момент возникновения права на товарный знак определяют по дате внесения товарного знака в государственный реестр.

А. П. Сергеев [6. С. 631] считает, что моментом возникновения права на товарный знак является дата выдачи свидетельства на товарный знак.

Необходимо отметить, что существующая судебная практика по-разному определяет момент возникновения исключительного права на товарный знак и единый подход в судебной практике еще не сложился.

Законодатель связывает момент возникновения исключительного права на товарный знак со днем подачи заявки (дата приоритета) на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (пункт 1 статьи 1491 ГК РФ). Указанный подход также нашел свое применение и в судебной практике [7]. Что нам представляется совершенно неверным. В качестве иллюстрации изложенного представим ситуацию, в которой юридическое лицо (заявитель) подает заявку на государственную регистрацию словесного товарного знака "А" и в последующем ввиду отсутствия различительной способности и уникальности представляемого на регистрацию обозначения в регистрации заявителю отказано. Однако, если следовать смыслу пункта 1 статьи 1490 ГК РФ, право на товарный знак у заявителя возникло уже с момента подачи заявки.

Следует отметить, что подобное исчисление срока действия регистрации товарного знака (момента возникновения исключительного права на товарный знак) не является общепринятым. В ряде зарубежных стран срок действия исключительного права на товарный знак исчисляется с момента его внесения в реестр товарных знаков.

По вопросу признания даты публикации сведений о товарном знаке как момента возникновения прав на него следует отметить, что в ГК РФ отсутствует правовая норма, из которой бы следовал вывод о правоустанавливающем значении даты публикации сведений о зарегистрированном товарном знаке. Кроме того, законодатель попытался максимально сблизить во времени момент внесения сведений о товарном знаке в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации и момент публикации в официальном бюллетене Роспатента. Так, согласно статье 1506 ГК РФ сведения, относящиеся к государственной регистрации товарного знака и внесенные в Государственный реестр товарных знаков публикуются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене незамедлительно после регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков. Однако на практике бывает, что момент публикации значительно отстает во времени от внесения сведений в Реестр, в связи с чем представляется, что дата публикации сведений о товарном знаке не может являться моментом возникновения прав на товарный знак.

Почему указанный подход не применим на практике, рассмотрим на следующем примере: товарный знак будет уже зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, но не опубликован в официальном бюллетене. В данной ситуации пришлось бы признать, что товарный знак не зарегистрирован и исключительное право у правообладателя на него не возникло, что, в свою очередь, противоречит факту государственной регистрации.

Интересной является ситуация, при которой право на товарный знак уже зарегистрировано за правообладателем, сведения о зарегистрированном товарном знаке еще не опубликованы и в этот момент иное лицо использует его товарный знак (или обозначение, сходное с ним до степени смешения). В таком случае, как отмечает Э. П. Гаврилов [2. С. 17], владелец товарного знака может направить лицу, которое использует его товарный знак (или обозначение, сходное с ним до степени смешения), уведомление о наличии регистрации. После получения такого уведомления лицо, продолжающее использовать товарный знак, будет считаться нарушителем исключительного права.

На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак. Свидетельство на товарный знак выдается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков (статья 1504 ГК РФ). Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, то есть свидетельство подтверждает уже возникшее исключительное право на товарный знак. На основании изложенного рассматривать дату выдачи свидетельства в качестве момента возникновения права на товарный знак представляется просто не логичным.

Нам же представляется, что моментом возникновения права на товарный знак следует считать факт регистрации товарного знака, при этом такая судебная практика тоже имеет место [8]. И с этого момента возникает право на защиту зарегистрированного товарного знака. Отметим, что возникновение права или правоспособности с момента государственной регистрации является общим принципом российского гражданского права для случаев, когда возникновение права или правоспособности связывают с государственной регистрацией. При этом моментом государственной регистрации признается дата внесения записи в соответствующий государственный реестр. Так, например, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав. При этом датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

На основании вышеизложенного представляется, что моментом возникновения исключительного права на товарный знак является момент его государственной регистрации в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, в связи с чем в пункт 1 статьи 1491 ГК РФ следует внести изменения, изложив его в следующей редакции: "Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня государственной регистрации в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации".

В отношении международной регистрации следует отметить, что Международное бюро ВОИС регистрирует знак в Международном реестре, незамедлительно уведомляет о международной регистрации ведомства, указанные в заявке стран ("территориальное расширение"), в которых испрашивается охрана и публикует информацию об этом в ежемесячном и периодическом бюллетене (ст. 3 ter, 4 bis Мадридского соглашения). "Территориальное расширение" вступает в силу с даты соответствующей записи в Международном реестре; оно прекращает свое действие по истечении срока международной регистрации знака, к которому она относится. Согласно статье 6 (1) Мадридского соглашения, международная регистрация действует 20 лет вне зависимости от регистрации, предусмотренной национальным законодательством.

Литература

1. Гульбин Ю. Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. М.: Статут, 2007.

2. Гаврилов Э. П. Исключительные права на нематериальные объекты // Патенты и лицензии. 2001. N 3.

3. Дементьев В. Н. Временные границы действия права на товарный знак // Патенты и лицензии. 2002. N 7.

4. Жалнина Е. А. Правовая охрана товарных знаков и право на защиту от недобросовестной конкуренции: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2006.

5 Сергеев В. М. Действие права на товарный знак во времени // Вопросы изобретательства. 1978. N 4; Мещеряков В. А. Осуществление и защита исключительного права на товарный знак // Современное право. 2000. N 6; Белов В. А. Гражданское право: общая и особенная части. М., 2003.

6. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. М., 2004.

7. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2008 по делу N А52-947/2007; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 января 2002 года по делу N А44-2882/99-С11; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2008 по делу N А56-6407/2007; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по делу N А56-51664/2006.

8. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.03.2004 N Ф08-155/2004 по делу N А32-2897/2003-1/43; Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.08.2008 N А74-2729/2007-03АП-2259/2008 по делу N А74-2729/2007; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2009 N 09АП-1132/2009-АК, 09АП-2453/2009-АК по делу N А40-31339/08-110-208.

Название документа