Федеральный закон "Об автономных учреждениях" в контексте административной реформы

(Палагин Д. Н.) ("Административное право и процесс", 2010, N 4) Текст документа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ" В КОНТЕКСТЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ <*>

Д. Н. ПАЛАГИН

-------------------------------- <*> Palagin D. N. The Federal law "About independent establishments" in a context of administrative reform.

Палагин Д. Н., аспирант кафедры административного и муниципального права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права".

Реформирование статуса государственных (муниципальных) учреждений стало насущной потребностью более гибкого взаимодействия государства с отраслевыми объектами всего социально-культурного комплекса. От ведомственной опеки государство намерено перейти к механизму партнерства, поощрению их самоуправления. Такое изменение правовой основы деятельности государственных и муниципальных учреждений напрямую связано с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях".

Ключевые слова: автономные учреждения, государство, государственные услуги, бюджетные учреждения, некоммерческие организации.

Reforming of the status of the state (municipal) establishments became a pressing need of more flexible interaction of the state with branch objects of all welfare complex. From departmental guardianship the state intends to pass to the partnership mechanism, encouragement of their self-management. Such change of a legal basis of activity state and municipal authorities directly is connected with acceptance of the Federal law "About independent establishments".

Key words: independent establishments, the state, the state services, budgetary establishments, the noncommercial organisations.

Принятие и введение в действие ФЗ "Об автономных учреждениях" позволят автономному учреждению поставить во главу угла интересы потребителей услуг, получить дополнительные доходы, повысить уровень материально-технического обеспечения, ввести достойную оплату труда своим работникам. Благодаря реформированию социальной сферы государство освобождается от чрезмерной нагрузки в области социальных обязательств и стремится повысить качество государственных услуг. Сферу деятельности учреждений нового типа следует рассматривать как конкурентную среду, но, чтобы ее создать, необходимо дистанцироваться от государства, которое способно применять средства давления на конкурентов бюджетных учреждений. Процессы "отмежевания" от государства в настоящее время идут в Англии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, где автономные учреждения (полуавтономные некоммерческие организации) выполняют функции оператора между государственными органами и частным сектором. В качестве второго типа автономных учреждений можно рассматривать российский вариант данной некоммерческой организации. Будучи результатом радикальных преобразований сложившейся сети бюджетных учреждений, государственные автономные учреждения остаются некоммерческими организациями, призванными оказывать государственные услуги в отраслях социальной сферы. Услуга, оказываемая государственным автономным учреждением, - это персонифицированная, правомерная, нормативно закрепленная деятельность автономного учреждения в рамках заданий, которые устанавливаются учредителем автономного учреждения, исходя из предусмотренной в его уставе основной деятельности, и по запросу граждан или организаций, направленная на реализацию их прав и законных интересов, удовлетворение духовных и материальных потребностей в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, в других социокультурных сферах. В качестве основных факторов, определяющих направление стратегического развития деятельности автономных учреждений, можно назвать следующие: - региональная принадлежность, определяющая уровень социально-экономического и промышленного развития, наличие платежеспособного спроса на услуги автономных учреждений; - саморегулируемая управленческая деятельность автономных учреждений, определяющих направление, темпы развития, его результаты; - исходный на момент получения автономии уровень ресурсного обеспечения автономного учреждения; - уровень спроса и предложения на рынке предлагаемых автономными учреждениями услуг. Введенный Законом N 174-ФЗ институт автономного учреждения должен способствовать рационализации управления в государственном секторе (формируется, внедряется и изменяется структура и механизмы управления, соответствующие нуждам потребителей) и повышению внебюджетного финансирования (доходы от оказания платных услуг, кредитные ресурсы и др.). Посредством введения данного института учреждение становится более самостоятельным, упрощается ряд административных процедур, создаются условия для легализации соучастия населения в оплате социальных услуг, создаются необходимые стимулы и условия для существенного повышения эффективности использования кадровых, финансовых, материально-технических ресурсов. Особенность административно-правового статуса автономного учреждения заключается в том, что государство осуществляет в отношении его не управление, а государственное регулирование его деятельности (посредством законодательной регламентации, определения задания, отвечающего интересам государства в сфере деятельности данного учреждения, осуществления административного надзора и т. д.). Для автономного учреждения характерно самоуправление, в сфере которого и реализуется его статус как субъекта административного права. Специфика административно-правового статуса государственного автономного учреждения проявляется в том, что автономное учреждение, осуществляющее функции по предоставлению государственных услуг, это своего рода промежуточное состояние между общественными организациями и государственными учреждениями. Наделение автономных учреждений правом предоставления государственных (муниципальных) услуг требует осуществления за ними государственного контроля качества и правового режима оказания услуг, обеспечивающего реализацию социальных гарантий и прав граждан на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище, социальное обеспечение, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и получение квалифицированной юридической помощи и других прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Для достижения эффективности контроля необходимо создание обособленных структурных подразделений в профильных органах исполнительной власти, обеспечивающих организационно-методическую поддержку автономных учреждений и контроль в сфере законодательства об автономных учреждениях. На сегодняшний день следует признать востребованным появление в социальном секторе автономных учреждений, которые должны занять свое достойное место при формировании новой, более оптимальной системы работы в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Все это свидетельствует о необходимости адекватного складывающимся социально-экономическим потребностям развития российского общества административно-правового регулирования деятельности этого нового типа государственных (муниципальных) учреждений. В рамках административной реформы необходимо также решить задачи по подготовке нормативно-правовой и методической базы для внедрения стандартов государственных услуг, созданию и ведению реестров государственных услуг, разработке стандартов государственных услуг и их внедрению, отработке механизмов дистанционного предоставления государственных услуг на основе современных информационно-коммуникационных технологий <1>. -------------------------------- <1> См.: Административная реформа в РФ: основные этапы реализации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2006. N 22(310). С. 16.

Курс на автономные учреждения в сфере государственного управления, обозначенный с принятием Закона N 174-ФЗ, есть часть большой проблемы повышения эффективности государственного управления (в том числе посредством предоставления населению качественных публичных услуг) и заимствования ряда методов частного сектора (в частности, ориентация на клиента, конкуренция и др.). Развитие гражданского общества, повышение требований к качеству предоставляемых услуг обусловили понимание необходимости повышения эффективности управленческого процесса, увеличение заинтересованности государственных структур в конечных результатах своей деятельности. Этим объясняется необходимость разработки и принятия Федерального закона "Об автономных учреждениях".

------------------------------------------------------------------

Название документа