Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в отношении юридического лица

(Хавин А. Л.) ("Административное право и процесс", 2010, N 4) Текст документа

ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОТНОШЕНИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА <*>

А. Л. ХАВИН

-------------------------------- <*> Khavin A. L. Execution of decrees on the cases of administrative violations with regard to juridical person.

Хавин А. Л., аспирант кафедры административного права Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

В статье рассматриваются проблемы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях в отношении юридического лица. Автор выявляет имеющиеся в законодательстве пробелы и предлагает варианты их решения.

Ключевые слова: исполнение, производство, административное правонарушение, постановление, юридическое лицо.

The article considers the issues of execution of decrees on the cases of administrative violations with regard to juridical person. The author reveals the existing lacunas in the legislation and proposes the variants of solution thereof.

Key words: execution, proceeding, administrative violation, decree, juridical person.

Полное и своевременное исполнение административного наказания играет важнейшую роль в производстве по делам об административных правонарушениях. Исполнение постановлений - заключительная стадия производства по делам об административных правонарушениях. Неотъемлемым признаком любого административного правонарушения является его наказуемость. С нашей точки зрения наказуемость как признак административного правонарушения неразрывно связана с исполнением постановлений об административной ответственности. Ведь неисполнение постановлений об административной ответственности фактически лишает само правонарушение, совершенное лицом, одного из важнейших его признаков, лишает смысла административную ответственность. Об этом же непосредственно после издания информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.10.2006 N 115 "О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях" говорил и один из его разработчиков, советник Управления анализа и обобщения судебной практики Высшего Арбитражного Суда РФ В. А. Корнеев <1>. -------------------------------- <1> Интервью: Проблемы исполнения административных наказаний // ЭЖ-Юрист. 2006. N 46.

Крайне важное значение имеет оперативное и своевременное исполнение постановлений об административных правонарушениях именно в отношении юридических лиц. Это связано с особенностями самого института юридического лица, которое зачастую становится субъектом административного правонарушения. Особенности юридического лица как субъекта административного правонарушения заключаются в том, что в отличие от физических лиц юридическое лицо по своей природе фиктивно. И в случае недобросовестности администрации юридического лица такая задача производства по делам об административных правонарушениях, как обеспечение исполнения вынесенного постановления, может не быть выполнена. А это, в свою очередь, приведет к невыполнимости задач административного законодательства. В настоящее время действующее законодательство РФ (КоАП РФ), а также постановления и информационные письма высших судов содержат ряд существенных пробелов, которые значительно усложняют исполнение постановлений об административных правонарушениях в отношении юридических лиц. Однако прежде чем перейти к вопросу о возможных мерах по совершенствованию действующего законодательства в вопросе исполнения постановлений об административных правонарушениях в отношении юридических лиц, рассмотрим, какими положениями КоАП РФ регулируется исполнение по делам об административных правонарушениях. Раздел V КоАП РФ - "Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях" состоит из двух глав, в которых содержатся общие положения (глава 31 КоАП РФ) и положения, регулирующие порядок исполнения отдельных видов административных взысканий, а именно: - исполнение постановления о назначении наказания в виде предупреждения; - исполнение постановления о наложении административного штрафа; - исполнение постановления о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения; - исполнение постановления об административном аресте; - исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; - исполнение постановления о дисквалификации; - исполнение постановления об административном приостановлении деятельности. Обратимся к некоторым общим положениям КоАП РФ об исполнении по делам об административных правонарушениях, которые, с нашей точки зрения, имеют ряд существенных недостатков и пробелов. Так, ст. 31.1 КоАП РФ определяет момент, с которого постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу. И именно с этого момента оно подлежит исполнению <2>. -------------------------------- <2> Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Н. Г. Салищевой (ком. к ст. 31.1). М., 2009.

В соответствии со ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в том числе (ст. 31.1 КоАП РФ предусматривает и другие моменты вступления постановления об административном правонарушении в силу) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. Согласно ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Как известно, в целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым <3>. -------------------------------- <3> Пост. Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 (в ред. Пост. Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 N 42, от 26.07.2007 N 46, от 20.11.2008 N 60).

Статьей 30.3 КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Однако на практике у юридических лиц возникают серьезные проблемы с применением положений указанных норм КоАП РФ. Так, анализ юрисдикционной практики показывает, что у юридических лиц возникают определенные проблемы с реализацией своих прав и законных интересов, закрепленных в действующем законодательстве. Приведем ряд примеров из судебной практики (решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 ноября 2008 г. по делу N А40-60133/08-84-505; от 25.11.2008 по делу N А40-72316/08-152-529). В частности, постановление по делу об административном правонарушении было в установленный срок направлено заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес законного представителя юридического лица, однако в действительности законный представитель получил постановление (а соответственно, и обжаловал его) с большим опозданием. В то же время за получение постановления в уведомлении стояла подпись некоего неустановленного лица, которое не только не являлось законным представителем юридического лица, но и вообще не являлось работником юридического лица, в отношении которого было вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Несмотря на указанные обстоятельства, суд отказал юридическому лицу в восстановлении пропущенных процессуальных сроков на подачу жалобы на постановление, сославшись на то, что со стороны органа, вынесшего оспариваемое постановление, какие-либо нарушения отсутствуют, а в соответствии с действующим законодательством в области почтовой связи работник почты не мог передать почтовое отправление лицу, не имевшему соответствующих полномочий на получение корреспонденции. Таким образом, суд посчитал, что законный представитель юридического лица был уведомлен надлежащим образом. При этом суд фактически проигнорировал не только положения КоАП РФ, но и соответствующие разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ. Необходимо отметить, что если рассматривать действующее законодательство, регулирующее исполнение постановлений об административных правонарушениях именно в отношении юридических лиц, то оно содержит не только пробелы, которые приводят к нарушению охраняемых законом прав и интересов юридического лица, но и пробелы, которые зачастую позволяют юридическому лицу избегать применения к ним мер административной ответственности, т. е. мешают или не дают возможности государству в лице уполномоченных на то лиц и органов исполнять постановления об административной ответственности. Так, по данным статистической отчетности судов общей юрисдикции, в 2006 г. штрафы по делам об административных правонарушениях были уплачены добровольно на сумму, составляющую 22,5% от общей суммы, наложенной судами, а взыскано принудительно судебными приставами-исполнителями всего 13,9% от суммы штрафов, направленных им на принудительное исполнение <4>. -------------------------------- <4> Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2006 году // Российская юстиция. 2007. N 5.

Приведенная статистика, конечно, не отражает, какое количество постановлений по делам об административных правонарушениях именно в отношении юридических лиц было приведено в ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Данное положение закона справедливо, однако нередко его бывает недостаточно, чтобы исполнить постановление по делу об административном правонарушении. С нашей точки зрения, существует два возможных метода существенно повысить исполнение постановлений об административных правонарушениях в отношении юридических лиц. Первый метод - метод позитивного воздействия. Так, в работах некоторых авторов, посвященных вопросу исполнения постановлений об административных правонарушениях, встречается мнение о необходимости стимулирования добровольного исполнения постановлений об административных правонарушениях, в том числе стимулирования добровольной уплаты административного штрафа <5>. Однако в этих работах не предлагается, как именно это сделать. -------------------------------- <5> Гараев А. А. Повышение эффективности исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях // Исполнительное право. 2009. N 2.

Если учитывать упомянутую выше позицию представителей государства о том, что "целью взыскания административного штрафа является не пополнение бюджета, а наказание нарушителей" <6>, то, с нашей точки зрения, очевидным способом стимулировать добровольное исполнение постановлений является пропорциональное уменьшение штрафа в зависимости от скорости добровольного исполнения юридическим лицом постановления об административном правонарушении. -------------------------------- <6> Интервью: Проблемы исполнения административных наказаний // ЭЖ-Юрист. 2006. N 46.

Второй метод - метод негативного воздействия. Так, считаем целесообразным введение обеспечительных мер (наложение ареста на денежные средства или имущество юридического лица) при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица. Важную роль в вопросе исполнения постановлений об административных правонарушениях в отношении юридических лиц может сыграть и введение субсидиарной ответственности участников некоторых юридических лиц (хозяйственных товариществ и обществ). С нашей точки зрения, очевидно, что в действующем на настоящий момент законодательстве имеются определенные пробелы: - неурегулированность и неоднозначность толкования судами вопросов, связанных с вручением постановления по делу об административном правонарушении юридическому лицу; - связанная с этим неоднозначность в вопросе о моменте вступления постановления по делу об административном правонарушении в силу; - отсутствие в законодательстве механизмов, стимулирующих юридическое лицо исполнять постановления по делу об административном правонарушении в добровольном порядке; - отсутствие в законодательстве механизма обеспечения исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Неустранение указанных недостатков приводит не только к нарушению прав и охраняемых законом интересов юридических лиц, но и, с другой стороны, к неэффективности применения КоАП РФ, неисполнению его задач и целей. В то же время, с нашей точки зрения, у законодателя существует возможность не только исправить имеющиеся ошибки, но и усовершенствовать действующее законодательство, сделать его более эффективным.

------------------------------------------------------------------

Название документа