Стадии производства по делу о банкротстве юридических лиц, их классификация и характеристика

(Умань И. Н.) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2010, N 5) Текст документа

СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О БАНКРОТСТВЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА <*>

И. Н. УМАНЬ

Умань И. Н., судья Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.

В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 г. содержится понятие "стадия арбитражного процесса по делу о банкротстве". Характеристика и классификация вышеназванного понятия не приведены законодателем ни в ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", содержащей перечень основных понятий, которые в нем используются, ни в каком-либо ином нормативном правовом акте. В статье предлагается выделять с процессуальной точки зрения конкретные стадии производства по делу о банкротстве, которые не следует смешивать с процедурами, применяемыми в деле о банкротстве к должнику, приводится перечень и дается характеристика отдельным стадиям.

Ключевые слова: банкротство, стадии производства по делу о банкротстве.

In the Federal law "About an inconsistency (bankruptcy)" the concept 2002 contains: "a stage of arbitration process on the case of bankruptcy". The characteristic and classification of the above-named concept is not resulted by the legislator in article of the Federal law "About an inconsistency (bankruptcy)", containing the list of the basic concepts which in it are used, in any other standard legal certificate. In article it is offered to allocate from the remedial point of view concrete stages of manufacture on the case of bankruptcy which should not be mixed with the procedures applied in business about bankruptcy to the debtor, the list is resulted and the characteristic is given to separate stages.

Key words: bankruptcy, manufacture stages on the case of bankruptcy.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон о банкротстве) содержит ряд понятий, характеристика и классификация которых не приведены законодателем в ст. 2, включающей перечень основных понятий, используемых в вышеназванном Федеральном законе. Примером тому является понятие "стадия арбитражного процесса по делу о банкротстве", которое содержится в п. 1 ст. 150 Федерального закона о банкротстве, предусматривающем возможность заключения мирового соглашения на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. С процессуальной точки зрения предлагается выделять следующие стадии производства по делу о банкротстве: - принятие заявления; - проведение судебного заседания по проверке обоснованности поданного заявления; - подготовка дела к рассмотрению; - проведение заседания по рассмотрению дела по существу, позволяющее установить, является ли банкротом конкретный должник; - принятие судебного акта о введении определенной процедуры банкротства или об отказе в признании должника банкротом либо о прекращении производства по делу; - обжалование судебного акта; - исполнение принятого судебного акта; - завершение производства по делу о банкротстве. Давая характеристику отдельным стадиям производства по делу о банкротстве, следует отметить, что единственным основанием для возбуждения такого дела является заявление о признании должника банкротом, при этом арбитражный суд не может инициировать дело о банкротстве по собственной инициативе. Согласно ст. 224 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник (ст. ст. 37, 38), конкурсный кредитор (ст. ст. 39, 40), уполномоченные органы (ст. 41). Заявление о признании должника банкротом может быть подано в арбитражный суд и иными лицами в случаях, предусмотренных Федеральным законом о банкротстве, в частности ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 224), собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника (п. 3 ст. 224). При банкротстве кредитных организаций правом на обращение с заявлением о признании должника банкротом обладает Центральный банк России даже и тогда, когда он не является кредитором кредитной организации (ст. 50.4 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в ред. Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ)). Заявление о признании должника банкротом следует рассматривать как самостоятельное средство правовой защиты интереса заявителя, его нельзя отождествлять с исковым заявлением, выступающим средством правовой защиты в делах искового производства. В качестве самостоятельного документа заявление о признании должника банкротом особо выделено в ч. 4 ст. 4 АПК РФ. После поступления заявления в арбитражный суд судья единолично принимает одно из следующих решений: - о принятии заявления; - об отказе в принятии заявления; - об оставлении заявления без движения. Принятие заявления, представляющее собой первую стадию производства по делу о банкротстве, осуществляется в течение пяти дней со дня его поступления в арбитражный суд и оформляется определением. Заявление о признании должника банкротом принимается в случае его соответствия требованиям, предусмотренным АПК РФ и Федеральным законом о банкротстве, при наличии внешних признаков банкротства, установленных п. 2 ст. 33 Федерального закона о банкротстве - по сумме (требования к должнику - юридическому лицу в совокупности должны составлять не менее 100000 рублей, а к должнику-гражданину не менее 10000 рублей) и по сроку (указанные требования не погашены в течение трех месяцев). Применительно к отдельным категориям должников внешние признаки банкротства могут быть иными. Так, заявление о признании банкротом субъекта естественной монополии, под которым понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров, работ, услуг в условиях естественной монополии, принимается арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) по уплате обязательных платежей к организации-должнику в совокупности составляют не менее чем 500000 рублей и указанные требования не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (ст. 197 Федерального закона о банкротстве). При принятии заявления судья определяет кандидатуру арбитражного управляющего и (или) саморегулируемую организацию, из числа членов которой утверждается арбитражный управляющий для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а также назначает дату судебного заседания для рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом и соответственно для решения вопроса о наличии или отсутствии оснований для введения наблюдения. Федеральный закон о банкротстве, воспринявший правовую позицию Конституционного Суда РФ, содержащуюся в Постановлении от 12 марта 2001 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также статей 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц" <1>, установил следующий порядок введения процедуры наблюдения. В определении арбитражного суда о принятии заявления о признании банкротом должника указывается время и место судебного заседания, назначаемого для рассмотрения обоснованности требования заявителя (п. 3 ст. 42). В силу абз. 2 п. 6 ст. 42 Федерального закона о банкротстве такое специальное заседание арбитражного суда должно состояться не ранее чем через 15 и не позднее чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2001. N 12. Ст. 1138.

На стадии возбуждения дела о банкротстве решаются вопросы принятия мер по обеспечению заявления о признании должника банкротом. Возможность принятия обеспечительных мер на данной стадии является еще одной из особенностей процесса по делу о банкротстве (в соответствии с общими нормами АПК РФ судебный акт о принятии обеспечительных мер принимается в рамках следующей стадии производства по делу - подготовки дела к судебному разбирательству (п. 4 ч. 1 ст. 135)). В действующую редакцию АПК РФ не вошли нормы ранее действовавшего АПК РФ 1995 г., предусматривавшие возможность отказа от принятия поданного в суд заявления. Исключение этих норм из АПК РФ обусловлено тем, что, по сути, отказ в принятии заявления означает отказ в предоставлении судебной защиты, а это противоречит ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому возможность судебной защиты его прав и свобод. При соответствии заявления требованиям, предъявляемым к нему процессуальным законом, оно должно быть принято к производству, возбуждено дело с назначением его к рассмотрению. При этом у суда сохраняются полномочия прекратить производство по возбужденному делу при наличии соответствующих оснований, предусмотренных ст. 150 АПК РФ. Несмотря на исключение из АПК РФ процессуальных норм, предусматривающих отказ в принятии заявления к производству, в Федеральном законе о банкротстве эти нормы сохранились. В соответствии со ст. 43 Федерального закона о банкротстве судья отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом при отсутствии внешних признаков банкротства и в случае подачи заявления о признании должника банкротом, в отношении которого арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве и введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве. Иных оснований для отказа в принятии заявления о признании должника банкротом не имеется. Отказ в принятии заявления оформляется соответствующим определением арбитражного суда. Необходимо отметить, что в Федеральном законе о банкротстве прямо не говорится о вынесении определения об отказе в принятии заявления, однако из содержания ст. 15 АПК РФ вытекает, что указанное процессуальное действие может быть оформлено только определением. Оставление заявления без движения представляет собой самостоятельное процессуальное действие, введенное Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" <2>. Основания для оставления заявления без движения, предусмотренные ст. 44 Федерального закона о банкротстве, соответствуют основаниям для оставления заявления без движения, установленным АПК РФ (ст. 128). Возвращение заявления в соответствии с нормами Федерального закона о банкротстве может последовать при неустранении заявителем обстоятельств, препятствующих принятию заявления к производству, что соответствует положениям ст. 129 АПК РФ. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 4.

После того как судом принято заявление, у должника возникает обязанность представить отзыв, в котором он обозначает все имеющиеся у него возражения относительно требований заявителя. Должник может реализовать свое право на предоставление отзыва в течение десяти дней со дня получения определения о принятии заявления конкурсного кредитора (уполномоченного органа) о признании должника банкротом. Отсутствие отзыва должника не препятствует дальнейшему рассмотрению дела о банкротстве. После принятия заявления о признании должника банкротом судья назначает дату рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику. Судебное заседание, которое проводится судьей единолично, должно быть назначено не ранее 15 и не позднее 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления. По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений: - о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения; - об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения; - об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение о введении наблюдения выносится в случае, если у должника имеются внешние признаки банкротства. Определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения выносится в случае, если арбитражный суд признал требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, необоснованным или установил отсутствие у должника внешних признаков банкротства, при условии, что имеется заявление иного кредитора. Арбитражный суд выносит определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по рассмотрению заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с таким заявлением, удовлетворено, или требование такого кредитора признано необоснованным либо установлено отсутствие у должника внешних признаков банкротства. Третьей стадией производства по делу о банкротстве является подготовка дела к судебному разбирательству. Правовое регулирование данной стадии процесса осуществляется на основании ст. ст. 133 - 137 АПК РФ с особенностями, установленными ст. 50 Федерального закона о банкротстве. О подготовке дела к судебному разбирательству судья единолично выносит соответствующее определение в соответствии со ст. 133 АПК РФ. При подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству судья должен совершить следующие процессуальные действия: провести судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику; рассмотреть заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве; установить обоснованность требований кредиторов в порядке, определенном ст. 71 Федерального закона о банкротстве. Кроме того, судья вправе назначить экспертизу, в том числе по своей инициативе, для решения вопросов, требующих специальных знаний, а также принять меры для примирения сторон. В соответствии со ст. 134 АПК РФ подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена проведением предварительного судебного заседания в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд. Однако по делам о банкротстве предварительное заседание не проводится. В соответствии со ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ стадия подготовки дела к судебному разбирательству заканчивается вынесением определения о назначении дела к судебному разбирательству. В деле о банкротстве назначение судебного разбирательства производится определением о введении наблюдения. Судебное разбирательство представляет собой следующую, четвертую, стадию процесса. Задача судебного разбирательства состоит в рассмотрении дела по существу. Рассмотрение дела о банкротстве осуществляется коллегиально тремя профессиональными судьями, участие арбитражных заседателей не допускается. Федеральным законом о банкротстве установлен максимальный срок рассмотрения дела - семь месяцев с даты поступления заявления в арбитражный суд. В рамках судебного разбирательства допускается совершение судом таких процессуальных действий, как приостановление производства по делу, оставление заявления без рассмотрения и прекращение производства по делу. Общие основания для совершения указанных процессуальных действий определяются нормами АПК РФ, а специальные - нормами Федерального закона о банкротстве. Судебное разбирательство заканчивается принятием решения по существу. При этом принимается один из следующих судебных актов: - решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; - решение об отказе в признании должника банкротом; - определение о введении финансового оздоровления; - определение о введении внешнего управления; - определение о прекращении производства по делу о банкротстве; - определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения; - определение об утверждении мирового соглашения. Все вышеперечисленные судебные акты подлежат немедленному исполнению. Федеральный закон о банкротстве предусматривает обязательную публикацию сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, формирование и ведение которого возложено на регулирующий орган, в качестве которого выступает Минэкономразвития РФ. Опубликованию подлежат сведения о вынесении определения о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве, об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего, об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника, о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов, информация об отмене или изменении вышеперечисленных сведений и (или) судебных актов, которые их содержат. Эта информация публикуется в официальном издании, определенном регулирующим органом. Распоряжением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 1049-р в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом о банкротстве, определена газета "Коммерсантъ" <3>. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3674.

Обжалование судебных актов по делам о банкротстве также имеет свои характерные особенности. В соответствии с Федеральным законом о банкротстве 1998 г. право на обжалование судебных актов, принимавшихся по названной категории дел, было ограничено. Заинтересованные лица могли обжаловать решения и лишь те определения, для которых такая возможность предусматривалась АПК РФ или Федеральным законом о банкротстве 1998 г. Для целого ряда определений обжалование было невозможным, в их числе, например, определения об установлении размера требований кредиторов, определения по результатам рассмотрения жалоб кредиторов, заявлений арбитражных управляющих, при этом перечень не подлежавших обжалованию определений содержится в п. 22 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 6 августа 1999 г. N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике" <4>. -------------------------------- <4> Вестник ВАС РФ. 1999. N 3.

Данное обстоятельство стало предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В его Постановлении от 12 марта 2001 г. N 4-П указано на то, что отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт умаляет и ограничивает право каждого на судебную защиту. В связи с этим Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ нормы Федерального закона о банкротстве 1998 г., препятствовавшие обжалованию определений суда, выносимых при рассмотрении дел о банкротстве. Правовая позиция Конституционного Суда РФ нашла отражение в нормах Федерального закона о банкротстве, предоставивших заинтересованному лицу право обжаловать любой судебный акт, принятый по делу о банкротстве. Судебные акты по делам о банкротстве обжалуются в различном порядке. Источниками правового регулирования процедуры обжалования являются общие нормы АПК РФ, в частности ч. 3 ст. 223, а также ст. 61 Федерального закона о банкротстве. Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы, как это предусмотрено ч. 3 ст. 223 АПК РФ, в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения. Статья 61 Федерального закона о банкротстве устанавливает, в свою очередь, следующий порядок обжалования судебных актов, вынесенных по итогам рассмотрения разногласий в деле о банкротстве: - в порядке, установленном АПК РФ, с особенностями, предусмотренными ст. 61 Федерального закона о банкротстве, обжалуются определения арбитражного суда, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений, ходатайств и жалоб в порядке, установленном ст. ст. 50, 71 и 100 вышеназванного Федерального закона; - в порядке, установленном АПК РФ, обжалуются определения арбитражного суда, устанавливающие размер требований кредиторов; - в порядке апелляционного производства обжалуются иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК РФ и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию. С учетом вышеуказанных норм процессуального права и сложившейся судебной практики судебные акты в делах о банкротстве для целей определения порядка их обжалования делятся на три вида. Первый вид судебных актов - это акты, принимаемые по результатам рассмотрения дел о банкротстве по существу. Указанные акты перечислены в п. 1 ст. 52 Федерального закона о банкротстве. К ним относятся: решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, решение об отказе в признании должника банкротом, определение о введении финансового оздоровления, определение о введении внешнего управления, определение о прекращении производства по делу о банкротстве, определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, определение об утверждении мирового соглашения. Эти судебные акты пересматриваются по общим правилам раздела VI АПК РФ в апелляционной, кассационной инстанциях, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Как следует из разъяснений Пленума ВАС РФ, содержащихся в п. 14 Постановления от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" <5>, к обжалованию судебных актов, перечисленных в п. 1 ст. 52 Федерального закона о банкротстве, не применяется ни ч. 3 ст. 223 АПК РФ, ни ст. 61 Федерального закона о банкротстве. -------------------------------- <5> Вестник ВАС РФ. 2003. N 6.

Второй вид судебных актов - это определения, выносимые арбитражным судом отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства. К числу таких судебных актов относятся определения, выносимые на стадии подготовки дела к судебному разбирательству по результатам рассмотрения заявлений, ходатайств и жалоб лиц, участвующих в деле, определения об установлении размера требований кредиторов, определения о возвращении заявления и ряд других. Данные акты обжалуются на основании п. 3 ст. 223 АПК РФ в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения. При этом, как указано в п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4, названная норма процессуального закона не служит препятствием дальнейшему пересмотру указанных определений в кассационном и надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Третий вид судебных актов - это иные определения арбитражного суда, принятые в рамках дела о банкротстве, не предусмотренные АПК РФ, в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию. К числу таких судебных актов относится, например, определение об отказе в принятии заявления о признании должника банкротом. Они могут быть обжалованы в соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона о банкротстве только в апелляционном порядке в течение 14 дней со дня их вынесения. Постановление суда апелляционной инстанции является окончательным. В таком же порядке обжалуется ряд определений, в отношении которых Федеральным законом о банкротстве прямо предусмотрено применение подобной процедуры обжалования, например, определение о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов (п. 5 ст. 15), определение о продлении срока внешнего управления (п. 2 ст. 93), определение о продлении срока конкурсного производства (п. 3 ст. 124). Особенности седьмой, по существу, заключительной стадии - исполнения судебных актов в деле о банкротстве - определяются спецификой содержания конкретных процедур банкротства. Очевидно, что для лица, в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности и введена процедура банкротства, нормы Федерального закона о банкротстве в части исполнения исполнительных документов являются специальными по отношению к нормам Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <6>, а потому подлежат приоритетному применению. -------------------------------- <6> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

В случае введения в отношении должника конкурсного производства исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Федеральным законом о банкротстве, подлежат передаче судебным приставом-исполнителем конкурсному управляющему на основании п. 1 ст. 126 этого же Федерального закона. Вместе с тем возникала неопределенность в исполнении судебных актов, принимавшихся арбитражными судами по искам об обращении взыскания на имущество должников, выступавших в качестве залогодателей, обремененное залогом по обязательствам третьих лиц в пользу лиц, не являющихся кредиторами в делах о банкротстве. Согласно п. 5 ст. 139 Федерального закона о банкротстве в редакции, которая действовала до 31 декабря 2008 г., при продаже имущества должника на торгах начальная цена продажи определялась независимым оценщиком. В свою очередь, п. 3 ст. 350 Гражданского кодекса РФ возлагал на суд определение начальной продажной цены заложенного имущества в случае обращения взыскания на это имущество в судебном порядке. При рассмотрении Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа (далее - ФАС ВСО) дела N А19-15482/07 было установлено, что конкурсным управляющим закрытого акционерного общества реализовано на открытых торгах имущество должника, являющееся предметом залога, с установлением его начальной продажной цены в 4177788 рублей независимым оценщиком в порядке, установленном п. 5 ст. 139 Федерального закона о банкротстве, тогда как вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Иркутской области по ранее рассмотренным делам начальная продажная цена этого же имущества была определена на основании п. 3 ст. 350 Гражданского кодекса РФ в 82346194 рублей 20 копеек <7>. -------------------------------- <7> См.: Постановление ФАС ВСО от 18 августа 2008 г. N А19-15482/07.

С 11 января 2009 г. законодатель наделил залогодержателей правами конкурсных кредиторов, приняв Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество" <8>, что, по существу, устранило неопределенность в правовом регулировании правоотношений с участием в делах о банкротстве залогодержателей заложенного имущества, предоставляемого залогодателем, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, в обеспечение исполнения обязательств иного лица. -------------------------------- <8> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 14.

С принятием Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <9> продажа предмета залога с 22 июля 2009 г. должна осуществляться в ходе финансового оздоровления и внешнего управления организатором торгов в порядке, установленном п. п. 4, 5, 8 - 19 ст. 110 и п. 3 ст. 111, а в ходе конкурсного производства - ст. 138 Федерального закона о банкротстве (ст. 18.1 Федерального закона о банкротстве). При рассмотрении иска конкурсного кредитора, требование которого обеспечено залогом имущества должника, о признании недействительными торгов по продаже всего принадлежащего должнику недвижимого имущества, проведенных конкурсным управляющим, арбитражный суд, применяя вышеназванные нормы права, пришел к выводу о правомерности включения спорных объектов в конкурсную массу и реализации их на торгах без согласия на это истца <10>. -------------------------------- <9> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3632. <10> См.: Постановление ФАС ВСО от 24 ноября 2009 г. N А19-9337/09.

С 31 декабря 2008 г. в делах о банкротстве участвуют кредиторы по текущим платежам в качестве лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а исполнение судебных актов о взыскании текущей задолженности производится в порядке, предусмотренном законодательством РФ об исполнительном производстве (Определение ВАС РФ от 29 октября 2008 г. N 13856/08 <11>). -------------------------------- <11> См.: Определение ВАС РФ от 29 октября 2008 г. N 13856/08.

Название документа