Классификационные критерии деления юридических лиц по цели деятельности

(Серова О. А.) ("Юридический мир", 2010, N 4) Текст документа

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ ДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ <*>

О. А. СЕРОВА

-------------------------------- <*> Serova O. A. Classification criteria of division of juridical persons in accordance with types of activity.

Серова О. А., проректор по учебной работе и качеству Самарской гуманитарной академии, кандидат юридических наук, доцент.

В статье дана оценка современных представлений о критериях разграничения организаций на коммерческие и некоммерческие юридические лица с учетом предстоящих изменений гражданского законодательства.

Ключевые слова: классификация юридических лиц, критерии классификации, коммерческие организации, некоммерческие юридические лица.

The article gives evaluation of contemporary understanding of criteria of delimitation of organizations into commercial and non-commercial juridical persons taking into consideration the forthcoming change of civil legislation.

Key words: classification of juridical persons, criteria of classification, commercial organizations, non-commercial juridical persons.

Основное законодательное разграничение юридических лиц на две самостоятельные группы проводится в ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) путем деления на коммерческие и некоммерческие организации. Основным критерием, применяемым в этом случае, выступает цель деятельности юридического лица, а именно стремление к систематическому извлечению прибыли. Помимо цели деятельности как критерия для разграничения используются и дополнительные признаки: возможность (запрет) распределения полученной прибыли между участниками, закрытость (открытость) перечня организационно-правовых форм на уровне ГК РФ. Отмечается, что наличие критерия цели (функциональный подход) не соответствует международным аналогам и требованиям к системным принципам построения законодательства о юридических лицах. Предлагается перейти к использованию в качестве основного критерия нераспределения прибыли (запрет на распределение прибыли среди участников некоммерческой организации) - в рамках экономического подхода - как более прогрессивному <1>. Т. В. Сойфер также замечает, что критерий запрета на распределение прибыли действительно является более универсальным и значимым, но и он применим не ко всем видам некоммерческих организаций <2>, прежде всего к сфере потребительской кооперации. -------------------------------- <1> См.: Степанов Д. И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на типы и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3. <2> См.: Сойфер Т. В. К вопросу о правовом статусе некоммерческих организаций // Журнал российского права. 2009. N 1.

Анализ соответствующей нормы Гражданского кодекса не позволяет однозначно сделать вывод о наличии в российском праве лишь критерия цели. В соответствии со ст. 50 ГК РФ некоммерческими организациями признаются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Таким образом, использовано одновременное сочетание двух критериев - цели (критерий прибыльности) и экономический критерий (возможность, запрет на распределение прибыли). Последующие отступления, прежде всего на законодательном уровне (отсутствие единого подхода к решению вопроса об ограничении предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, безосновательное расширение перечня организационно-правовых форм, отсутствие системных принципов развития законодательства о некоммерческих организациях), и привели к негативному результату, позволив усомниться в принципиальной необходимости самого разграничения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Таким образом, в основу легальной классификации юридических лиц отечественным законодателем положен критерий, связанный с характером их деятельности, - так называемый критерий прибыльности, который, в свою очередь, имеет две составляющие - "целевую" (направленность на извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности) и "распределительную" (возможность распределения прибыли организации между ее участниками) <3>. -------------------------------- <3> См.: Отчет о научно-исследовательской работе "Разработка Концепции развития корпоративного законодательства и корпоративного управления" от 1 декабря 2004 г. / Научн. рук. Е. В. Макеева; некоммерческое партнерство "Гильдия инвестиционных и финансовых аналитиков". М., 2004 // URL: http:// www. vegaslex. ru/ images/ pubvegas/ 2005/ 04/ 19/ 0000003020/ Kontseptsiya. doc (дата обращения 15.10.2009).

Тем не менее рассматриваемые критерии оказались малопригодными для отграничения коммерческих организаций от некоммерческих. Во-первых, систематическое получение прибыли выступает лишь одним из возможных вариантов осуществляемой деятельности организации. Кроме того, некоммерческим организациям по общему правилу не возбраняется осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности, т. е. фактически стремиться к систематическому извлечению прибыли. Тем не менее в защиту действующей редакции нормы ГК РФ можно отметить, что цель организации в определенном смысле является целью ее учредителей (участников). А для учредителей коммерческой организации истинной целью (как объединяющим фактором) выступает не столько сама по себе возможность создаваемой организации систематически извлекать прибыль, сколько установленное законом право самого участника на распределение прибыли организации, наличие определенной правовой связи с организацией, в том числе имущественного характера, не зависящее от трудового или иного участия в организации. В силу именно этой особенности цели учредителей коммерческой организации именно экономический критерий в современных условиях стал занимать определяющее место при разграничении коммерческих и некоммерческих организаций. В течение последних лет активно обсуждались не только недостатки рассматриваемой классификации, но и вопрос о ее дальнейшем сохранении. Считаем, что отказ от данной классификации несвоевременен в целях сохранения преемственности в развитии отечественной системы юридических лиц. В Концепции развития законодательства о юридических лицах <4> также отражена идея о необходимости уточнения критериев деления (п. 1.3). Выбранный подход вполне объясним желанием авторов концепции сохранить деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, так как "при его отмене последние (различные фонды, учреждения, общественные организации и т. д.) получат неограниченную и необоснованную целевым (ограниченным) характером их правоспособности возможность участия в предпринимательской деятельности" (п. 2.10). С определенной стороны данное утверждение не лишено истинности. Вместе с тем ограничения предпринимательской деятельности и установление специальной правоспособности могут быть осуществлены и на уровне отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. -------------------------------- <4> Вестник гражданского права. 2009. N 2.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях данные юридические лица создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ <5>. Учитывая открытый характер приведенного перечня возможных целей деятельности некоммерческой организации, объединяющим понятием становится достижение некоего общественного блага как общей цели существования всех некоммерческих организаций. Тем не менее и это положение не всегда находит поддержку в науке. В. В. Кванина считает, что данный критерий (достижение общественных благ) не может выступать в качестве квалифицирующего признака, лежащего в основе характеристики некоммерческой организации, указание в законе данной цели "является свидетельством сохранившихся в обществе идеологических догм. Ведь в большинстве случаев легальная деятельность любой организации, коммерческой или некоммерческой, должна являться общественно полезной, и результат ее должен быть направлен на достижение общественных благ. В противном случае она будет признана антисоциальной со всеми вытекающими отсюда последствиями" <6>. Действительно, не существует каких-либо противоречий в отнесении к общественно полезной деятельности унитарных предприятий, производственных кооперативов, акционерных обществ со 100-процентным участием государства и пр. Однако вызывает возражение сама постановка проблемы необходимости четкого формулирования обобщающей цели деятельности некоммерческих организаций с целью установления критерия их разграничения с коммерческими юридическими лицами. В принципе могут быть использованы любые формулировки - от достижения конкретных нематериальных благ до социального служения. -------------------------------- <5> См.: Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145. <6> Кванина В. В. Высшее учебное заведение как субъект права: проблемы частного и публичного права. Челябинск, 2004. С. 38 - 39.

История развития законодательства о юридических лицах свидетельствует о невозможности выработки дефиниций, позволяющих обобщить все признаки таких явлений, как юридическое лицо, в его конкретных проявлениях, в том числе и в рамках выработки единого понятия - цель некоммерческой организации. Как правило, относительно точное определение возможно лишь на уровне характеристики отдельной организационно-правовой формы (так, например, исходя из целей деятельности отдельных государственных корпораций, разработчики Концепции развития законодательства о юридических лицах достаточно четко определили принадлежность каждой государственной корпорации (на уровне ее истинной природы) к конкретной организационно-правовой форме). Основная цель деятельности организации в большей степени представляет собой декларацию. Считаем необходимым четкое закрепление доктринальной позиции, что деление на коммерческие и некоммерческие организации выражает цели их основной деятельности, а не виды деятельности. Это касается в том числе и законодательной практики закрепления перечня видов предпринимательской деятельности для отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, так как именно в данных нормативных актах сосредоточено наибольшее число коллизий и неточностей. В Концепции развития законодательства о юридических лицах предлагается ввести положение об исчерпывающем перечислении в уставах некоммерческих организаций всех разрешенных видов деятельности. Кроме того, предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна быть вспомогательной по отношению к основным, главным видам деятельности и осуществляться исключительно в сферах, соответствующих профилю (характеру) их основной деятельности. В целом данные предложения необходимо поддержать. Однако лишь фактическое наличие соответствующих правил еще не означает их реализацию на практике и достижение позитивного эффекта. Сходные нормы действовали в отношении, например, образовательных организаций, что тем не менее не сняло проблему их коммерциализации. На наш взгляд, необходимо реализовать предлагаемое в литературе включение в нормативные акты исчерпывающего перечня видов деятельности, которыми НКО по тем или иным соображениям заниматься не могут <7>. Наличие соответствующей нормы на уровне ГК позволило бы и в будущем избегать соблазна "отхода" от этого принципа на уровне отдельных законов, регулирующих специальные сферы деятельности некоммерческих организаций. -------------------------------- <7> См.: Степанов Д. И. Указ. раб.

Открытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций стал одной из косвенных причин расшатывания системы некоммерческих организаций. К сожалению, в действиях законодателя в течение всего периода действия Гражданского кодекса отсутствовали признаки последовательности в реализации государственной политики в области некоммерческого сектора. Большинство новых разновидностей некоммерческих организаций включились в существующую систему юридических лиц России без серьезного научного обоснования (как, например, некоммерческое партнерство, государственная корпорация), нередко мнение научного и профессионального сообщества игнорировалось, достаточно вспомнить историю принятия Закона об автономных учреждениях и изменение типологии учреждения как организационно-правовой формы. Определенные недочеты содержались в тексте самого Гражданского кодекса. До сих пор отсутствует определенность в целесообразности отнесения к коммерческим организациям унитарных предприятий, нет единства во мнениях о судьбе кооперативов. Что касается последних, то юридические лица, создаваемые в организационно-правовой форме производственного и потребительского кооператива, вообще не укладываются в традиционное представление о делении организаций на коммерческие и некоммерческие. В чем заключаются принципиальные практические отличия коммерческих организаций от некоммерческих юридических лиц, что, несомненно, оказывает решающее воздействие на выбор учредителями не только организационно-правовой формы, но и классификационного вида создаваемого юридического лица? Как это ни покажется странным, но серьезных работ, посвященных данному аспекту, крайне мало. Наиболее полная характеристика содержится у Д. И. Степанова, ориентирующегося прежде всего на западные источники. 1. Некоммерческим организациям затруднен доступ к капиталу инвесторов и кредитных организаций. 2. В некоммерческих организациях существуют ограничения репутационного характера, так как иные участники предпринимательской деятельности ориентированы на коммерческие организации как на контрагентов. Зарубежные авторы уверены, что даже при ориентации некоммерческой организации на привлечение средств публики вопросы последующего финансирования и развития бизнеса понуждают отказаться от некоммерческой формы для ведения предпринимательства и склониться хотя бы к облегченной, но все же корпоративной форме коммерческой организации <8>. Однако российская практика свидетельствует об обратной тенденции. При наличии определенного финансового ресурса в виде потребителей тех или иных услуг (в сфере образования, медицинской помощи) коммерциализированные некоммерческие организации достаточно эффективно используют имеющиеся у них возможности и не спешат отказаться от своего статуса. Значительного негативного воздействия указанных выше двух факторов не происходит. Проблемы с кредитованием возникли у большинства подобных организаций лишь в период мирового финансового кризиса и изменившейся практики кредитования со стороны банковского сектора. -------------------------------- <8> Цит. по: Степанов Д. И. Указ. раб.

3. В некоммерческих организациях отсутствуют внутренние инвесторы. 4. В некоммерческих организациях отсутствуют формально-юридические основания для сохранения связи между организацией и участником некоммерческой организации либо иным лицом, вовлеченным в ее деятельность, в случае прекращения отношений участия или трудовых правоотношений. Последняя из перечисленных особенностей правового статуса некоммерческих организаций является ключевой, любая форма и степень участия в деятельности некоммерческих организаций не может отчуждаться, переходить по наследству к правопреемникам и иметь последствия имущественного характера. Привлекательность и, главное, экономическая эффективность обладания и пользования собственностью на капитал имеют решающее значение при выборе организационно-правовой формы юридического лица для занятия предпринимательской деятельностью. Учитывая неоднозначность термина "коммерческий", его достаточно узкий характер, считаем целесообразным перейти к использованию более точных категорий - предпринимательские и непредпринимательские организации. Данная классификация из основной должна быть переведена в статус дополнительной, лишь подчеркивающей особенности правового статуса той или иной группы юридических лиц. Переход от понятия "коммерческий" к более точному термину "предпринимательский" станет необходимым шагом в процессе установления системного подхода к выстраиванию всего классификационного ряда юридических лиц. Основная роль должна быть отведена вводимому в настоящее время делению всех организаций на корпорации и иные юридические лица некорпоративного характера. Таким образом, определяющим станет статус организации как корпорации, ее вид - предпринимательская корпорация или непредпринимательская корпорация - будет лишь подчеркивать, какому из перечисленных критериев (и соответствующих ограничений в осуществлении предпринимательской деятельности) будут следовать как участники этого юридического лица, так и сама организация.

------------------------------------------------------------------

Название документа