Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного преступлением, по законодательству США

(Дубровин В. В., Волеводз А. Г.) ("Юридический мир", 2010, N 4) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕМ, ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ США <*>

В. В. ДУБРОВИН, А. Г. ВОЛЕВОДЗ

Дубровин В. В., преподаватель, кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО(У) МИД РФ.

Волеводз А. Г., профессор, доктор юридических наук, кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО(У) МИД РФ.

Возмещение вреда, причиненного преступлением, является серьезной проблемой для каждого государства, независимо от того, в какой правовой системе оно действует. Многие отечественные ученые и правоведы полагают, что использование гражданского иска в уголовном процессе для возмещения вреда от преступлений нуждается в иных мерах, в первую очередь связанных с его компенсацией со стороны государства. В статье анализируются актуальные вопросы в данной сфере.

Ключевые слова: вред от преступлений, США, законодательство, деликты, гражданское и уголовное судопроизводство, реституция обязательная.

Compensation of harm caused by the crime is a serious problem for each state regardless of the fact in which legal system it acts. Many russian scholars and legal scientists believe that use of civil claim in criminal procedure for compensation of harm does not need other measures related to its compensation by the state. The article analyses topical issues in this sphere.

Key words: harm form crimes, USA, legislation, delicts, civil and criminal judicial proceeding, obligatory restitution.

Главным субъектом, заинтересованным в возмещении вреда, причиненного преступлением, в США является потерпевший (жертва преступления). Вместе с тем в уголовном судопроизводстве США потерпевший практически заменен обвинителем (атторнеем) и в уголовно-процессуальном смысле неправоспособен. Реально он выполняет функцию свидетеля (служит "ходячей уликой" обвинения) и самостоятельно защитить свой интерес в большинстве случаев может лишь при активной помощи обвинителя либо вне рамок уголовного процесса. Это обусловлено тем, что потерпевший в уголовном судопроизводстве США не обладает специальным процессуальным статусом. Несмотря на это, в распоряжение потерпевшего как лица, которому преступлением причинен вред, в США предоставлены широкие возможности для возмещения такого вреда с использованием различных правовых институтов. Положение раздела 2 статьи 3 Конституции США о том, что "судебная власть распространяется на все дела, решаемые по закону и праву справедливости" <1>, предопределяет судебный порядок рассмотрения и разрешения вопросов возмещения вреда, причиненного преступлением. Опора на право справедливости и исторически предопределившаяся рецепция английского права явились причиной того, что в США, как и в Великобритании, дела по искам о возмещении вреда от преступлений традиционно подлежат рассмотрению в рамках гражданского процесса на основе норм деликтного права. -------------------------------- <1> См.: Конституция США // Современные зарубежные конституции: Учеб. пособие / Сост. д. ю.н. В. В. Маклаков; Под ред. Б. А. Страшун. М.: МЮИ, 1992. С. 33.

Возмещение вреда от преступлений по деликтному праву США

Основными источниками правового регулирования деликтной ответственности в США являются судебные прецеденты, среди которых специалисты прежде всего называют McPherson v. Buick Motor Co. 1916 г., Turner v. Big Lake Oil Co. 1936 г., Cepeda v. Cumberland Engineering Co. 1978 г. и другие <2>. Кроме того, американскими судами широко применяются английские судебные прецеденты. -------------------------------- <2> См.: Гражданское и торговое право зарубежных государств: Учебник. С. 321.

Рассмотрение дел об обязательствах, возникающих из причинения вреда или деликтов, осуществляется в рамках гражданского процесса на основании деликтных исков, основным из которых является иск из причинения вреда (trespass). Правосудие по таким делам осуществляется судами общей юрисдикции (районными судами - federal district courts). Кроме того, на уровне отдельных штатов их могут рассматривать мировые суды (justice courts) при цене иска до 3000 долларов США или суды ограниченной юрисдикции, например Суд по гражданским делам города Нью-Йорка (The Civil Court of the City of New York). Таким судам подсудны иски с ценой до 25 000 долларов США. Нормы общего права, выработанные судебной практикой при рассмотрении деликтных исков, систематизированы в официально издаваемом Американским институтом права Своде деликтного права (Restatement of the Law on Torts). Иски о возмещении вреда в порядке гражданского судопроизводства на основании норм деликтного права являются институтом, наиболее часто используемым для возмещения вреда от преступлений в системе американского правосудия. Наряду с этим для США характерно и использование иска о возмещении вреда, заявляемого и рассматриваемого непосредственно в уголовном судопроизводстве, - гражданского иска в уголовном процессе.

Гражданские иски в уголовном судопроизводстве

Соответствующие правовые институты в уголовно-процессуальном праве США именуется терминами "гражданская санкция" (civil penalty), "гражданский иск" (civil action) или "гражданские средства защиты" (civil remedies). При этом гражданский иск может являться одним из элементов гражданских средств защиты. Гражданские средства защиты представляют собой совокупность: (1) исков о взыскании ущерба (а в отдельных случаях и убытков), заявляемых в уголовном судопроизводстве непосредственно лицами, которым причинен вред в результате преступления, и (2) обеспечительных мер по таким гражданским искам. Правом заявления иска в уголовном судопроизводстве США с требованием о возмещении вреда может воспользоваться любое лицо, которому причинен вред следующими перечисленными в уголовном законе преступлениями, связанными: - с незаконным воспрепятствованием свободному доступу на получение или предоставление услуг в области охраны репродуктивного здоровья, ответственность за которые предусмотрена § 248 раздела 18 Свода законов США; - с отмыванием (легализацией) денежных средств, предусмотренных § 1956 раздела 18 Свода законов США; - с преступлениями, предусмотренными Законом о борьбе с коррумпированными и находящимися под рэкетирским влиянием организациями (Racketeer Influenced and Corrupt или RICO) (далее - Закон РИКО), консолидированным в § 1961 - 1968 раздела 18 Свода законов США; - с актами международного терроризма (§ 2331 раздела 18 Свода законов США); - с преступлением геноцида (§ 2332 раздела 18 Свода законов США); - с терроризмом и связанными с ним преступлениями (§ 2332a, 2332b, 2332c, 2332d b, 2332e раздела 18 Свода законов США); - с незаконным получением, раскрытием или использованием персональных данных о правонарушениях, совершенных конкретным лицом, находящихся в распоряжении компетентных правоохранительных органов США (§ 2720 - 2724 раздела 18 Свода законов США); - с уклонением от уплаты налогов (§ 3613 раздела 18 Свода законов США). Краткость приведенного перечня не свидетельствует об ограниченности допустимости применения гражданских мер защиты в уголовном судопроизводстве, поскольку количество параграфов Свода законов США не находится в прямой зависимости от числа составов преступлений, предусмотренных ими. Например, Законом РИКО предусмотрено более 100 составов различных преступлений, а § 2331 содержит нормы об 11. Рассмотреть особенности применения гражданских санкций и гражданских мер защиты в случаях причинения вреда каждым из перечисленных видов преступлений в рамках одной статьи невозможно. Для примера рассмотрим особенности их правового регулирования по Закону РИКО. Закон о борьбе с коррумпированными и находящимися под рэкетирским влиянием организациями (Racketeer Influenced and Corrupt или RICO) был принят и введен в действие § 901(а) Закона о контроле над организованной преступностью от 15 октября 1970 г. и в консолидированном виде включен § 1961 - 1968 в раздел 18 Свода законов США <3>. -------------------------------- <3> См.: Organized Crime Control Act, Public Law N 91-452, § 901, 84 Stat. 922 (15 October 1970) (codified at 18 U. S.C. § 1960 - 1968 [Закон о контроле над организованной преступностью, Публичный закон N 91-452, § 901, том 84 Сборника федеральных законов США, с. 922 (15 октября 1970)]).

В соответствии с § 1964 раздела 18 Свода законов США "(a) районные суды Соединенных Штатов наделены компетенцией предупреждать и ограничивать нарушения § 1962 <4> настоящей главы... -------------------------------- <4> § 1962 ("Запрещенная деятельность") и корреспондирующий с ним § 1961 ("Определения") раздела 18 Свода законов США содержат описание признаков более 100 составов т. н. предикатных преступлений, наказуемых по федеральному уголовному праву и уголовному законодательству отдельных штатов США. Они определены общим родовым понятием "рэкетирская деятельность" (racketeering activity), а каждое из них запрещено уголовными законами Федерации и штатов, перечисленными в § 1961(1). Нарушение любого из этих законов является преступлением по уголовному праву США и наказуемо в уголовном порядке. Каждое такое нарушение по отдельности может являться предметом рассмотрения в порядке уголовного судопроизводства и влечь за собой вынесение обвинительного приговора или иного окончательного судебного решения. Однако для квалификации actus reus по Закону РИКО как "рэкетирского образа действий" (pattern of racketeering activity) его обязательной "внутренней" составной частью должны являться "предикатные" преступления, без систематического и длящегося совершения которых содеянное не подпадает под действие Закона РИКО. В силу этого "предикатные преступления" - предварительные уголовно-противоправные деяния, совершение которых является необходимым условием для ответственности за "главное" преступление, наказуемое по Закону РИКО. Необходимость доказывания совершения обвиняемым (подозреваемым) предикатных преступлений из перечня, приведенного в § 1961 раздела 18 Свода законов США (18 U. S.C.), а также совершенного им рэкета, является обязательным условием его привлечения к уголовной ответственности по Закону РИКО.

(c) любое лицо, предпринимательской деятельности или имуществу которого причинен вред в результате (вследствие) <5> нарушения § 1962 настоящей главы, может судить за это в любом соответствующем районном суде Соединенных Штатов и должно взыскать тройной размер убытков, которые оно понесло, и судебные расходы, включая разумный гонорар для адвоката...". -------------------------------- <5> В данном случае и далее при изложении на русском языке имеется в виду два значения английского термина "by reason of" для более точной передачи его существа - "в результате" и "вследствие".

Иными словами, иск непосредственно может быть обусловлен только совершенным преступлением, в результате которого причинен вред, в силу чего является институтом публичного права (уголовного права и процесса), лишь по внешней атрибуции обозначенным как "гражданское средство защиты" (но, внимание, не как "гражданско-правовое"!). В уголовном законодательстве США подобное использование прилагательного "гражданский" не может свидетельствовать об отнесении обозначенных таким образом правовых институтов к сфере регулирования гражданским правом и гражданским процессом. Например, прилагательное "гражданский" употребляется для характеристики одного из видов такого института уголовного права, как конфискация, которая по законодательству США может быть: - гражданской (civil forfeiture), предусмотренной § 981 раздела 18 Свода законов США <6> и § 881 раздела 21 Свода законов США <7>, и -------------------------------- <6> См.: Federal Criminal Code and Rules / Title 18 - Crime and Criminal Procedure (amendment received to February 15, 1999), West Group, St. Paul, Minn, 1999. P. 609. <7> См.: Op. cit. P. 1203 - 1206.

- уголовной (criminalforfeiture), общие положения о которой содержатся в § 982 раздела 18 Свода законов США <8> и § 853 раздела 21 Свода законов США <9>. -------------------------------- <8> См.: Op. cit. P. 613. <9> См.: Op. cit. P. 1203 - 1206.

Отнесение исков на основании § 1964(c) раздела 18 Свода законов США к сфере уголовного судопроизводства обусловлено тем важным обстоятельством, что без использования доказательств совершения "предикатных" и "основных" преступлений невозможно должным образом доказать цену иска и обосновать его. А собирание доказательств преступной деятельности относится к исключительной компетенции правоохранительных органов США. Не случайно рекомендации, которые содержатся в имеющейся в распоряжении авторов работе "Законы RICO - теория проведения расследования", подготовленной под редакцией специального агента Группы по борьбе с организованной преступностью Отдела уголовного расследования ФБР Дональда В. Норфа, гласят: "После всех упомянутых выше действий (имеется в виду раскрытие преступлений и представление суду доказательств в порядке уголовного судопроизводства. - Прим. авт.) потерпевшие материальный ущерб... могут предъявить в суд гражданский иск на возмещение убытков в тройном размере на основании доказательств, представленных обвинением..." <10>. -------------------------------- <10> См.: Дональд В. Норф. Законы RICO - теория проведения расследования // Сборник материалов для занятий с российскими прокурорами и следователями. Департамент юстиции США: Управление по уголовным делам, 1997. С. 49 - 57.

Сложно представить, что без участия в уголовном судопроизводстве истец сможет, например, самостоятельно установить характер, объем и размер материальных и нематериальных доходов от преступной деятельности, самостоятельно установить в денежном выражении размер убытков, которые он понес вследствие причинения вреда его предпринимательской деятельности или имуществу, что необходимо для установления и взыскания их трехкратного размера в порядке, допускаемом § 1964(c). Без установления этих двух обстоятельств иск не может быть рассмотрен, что подтверждается судебной практикой и прецедентами судов США, которыми указывалось, что: - истец не вправе обращаться с требованиями по Закону РИКО, если он не может доказать причинение ему конкретных финансовых убытков <11>; -------------------------------- <11> См.: Patterson v. Mobil Oil Corp., 335 E3d 476, 492 (5th Cir.2003) [Федеральный вестник, Третья серия. 2003. N 335. С. 476, 492].

- истец, предъявляющий требования в соответствии с Законом РИКО, не может претендовать на возмещение ему гипотетического убытка, если его размер не может быть доказан <12>; -------------------------------- <12> См.: World Wrestling Entertainment, Inc. v. Jakks Pacific, Inc. 530 F. Supp.2d 486, 519 (S. D.N. Y.2007) [Сборник решений окружных судов США. 2007. N 530. С. 486, 519 (Южный округ штата Нью-Йорк)].

- требования отклоняются, когда истцы не могут заявить точный размер убытка в результате якобы имевшего место нарушения Закона РИКО <13>. -------------------------------- <13> См.: Laborers Local 17 Health and Benefit Fund v. Philip Morris, Inc., 191 F.3d 229, 244 (2d Cir. 1999) [Сборник решений окружных судов США, Третья серия. 1999. N 191. С. 229, 244 (2-й Судебный округ)].

Именно с учетом этого, а также ряда иных факторов рассмотрение исков по Закону РИКО отнесено к компетенции судов уголовной юрисдикции, иными словами, они являются гражданскими исками в уголовном судопроизводстве. В силу вышеизложенного вряд ли можно согласиться с распространенным в отечественной научной и учебной литературе категоричным мнением о том, что в США нет института гражданского иска в уголовном процессе <14>. -------------------------------- <14> См.: Кухта К. И., Махов В. Н. Правовой статус жертвы преступления (потерпевшего) в уголовном процессе США. М.: Издательство "Юрлитинформ", 2008. С. 95.

Ограниченный характер правового регулирования, допускающего применение гражданских санкций (civil penalty), гражданского иска (civil action) и гражданских средств защиты (civil remedies) в уголовном судопроизводстве лишь по некоторым делам о тяжких преступлениях, предопределен следованию американской правовой традиции: в классической правовой системе общего права смешение в одном процессе уголовного и гражданского судопроизводства не допускается.

Реституция в уголовном судопроизводстве США

Законом о защите жертв и свидетелей преступлений 1982 г. (Victim and Witness Protection Act of 1982) <15> впервые установлено, что в тех случаях, когда это возможно, правоохранительные органы и суды должны принимать максимальные меры для возмещения вреда от преступлений в рамках правового института реституции в уголовном судопроизводстве. -------------------------------- <15> См.: 3 Wright, Federal Practice and Procedure 528 (1995 Supp.); Twenty-Fifth Annual Review of Criminal Procedure, 84 Georgetown Law Journal 641, 1322 - 326 (1996).

Реституция по праву США - это требование суда, на основании которого обвиняемый или осужденный выплачивает денежные средства или совершает определенные действия в пользу жертвы преступления <16>. Для реализации этого института согласно § 1501, 1512 - 1514 и 3663 раздела 18 Свода законов США <17> суд в уголовном судопроизводстве вправе издавать судебный приказ о реституции (order of restitution). -------------------------------- <16> См.: Schmalleger F. Criminal justice today: an introductory text for the twenty-first century. Upper Saddle River, New Jersey, 2006. P. 460. <17> См.: Julie Breslow. Why (and what) do prosecutors need to know about victims' rights? // USA Bulletin, January 1999. Volume 47. Number 1. P. 3.

Следующим шагом в правовом регулировании реституционных процедур стало принятие Закона о жертвах преступлений 1984 г. (Victims of Crime Act of 1984, VOCA) <18>. Этим Законом было предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного преступлением, может осуществляться не только за счет средств осужденных лиц, непосредственно виновных в совершении преступлений, но и за счет компенсационных выплат от государства, если возмещение вреда за счет виновных объективно невозможно. С учетом этого устанавливалось федеральное финансирование программ компенсаций жертвам преступлений из Фонда жертв преступлений (Crime Victims Fund, CVF). А на Атторнейскую службу США возложены обязанности по организации работы с потерпевшими и контролю за деятельностью Фонда жертв преступлений <19>. С учетом общефедерального характера Закон включен в раздел 42 (§ 10601 - 10603) и раздел 18 (§ 3013) Свода законов США <20>. -------------------------------- <18> См.: Victims of Crime Act of 1984 [Electronic resource] // Website of New Mexico District Attorney's Association. Electronic data (1 file). URL: http:// www. da. state. nm. us/ Victims%20of%20Crime% 20Act. pdf. 25.08.2009. <19> См.: Schmalleger F. Op. cit. P. 422. <20> См.: Julie Breslow. Op. cit. P. 3.

Законом о правах жертв преступлений и реституции 1990 г. (Victims Rights and Restitution Act of 1990) <21>, с одной стороны, всем потерпевшим предоставлено право на реституцию причиненного преступлениями ущерба, а с другой стороны, введено общее правило о допустимости по усмотрению суда использования института реституции в качестве главного механизма взыскания ущерба с лиц, виновных в совершении преступления, в пользу потерпевших по уголовным делам о всех "федеральных" преступлениях, составы которых определены общефедеральным уголовным законодательством. -------------------------------- <21> См.: 42 U. S.C. § 10606(a). US Code - Title 42: The public health and welfare [Electronic resource] // Website of FindLaw. Electronic data (1 file). URL: http:// codes. lp. findlaw. com/ uscode/42. 11.06.2009.

Законом о контроле за преступностью (Crime Control Act of 1990) <22> использование реституционных процедур было распространено на дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и дела о преступлениях в отношении несовершеннолетних, хотя далеко не все они отнесены к федеральному уголовному законодательству. Кроме того, данный Закон содержит ряд норм, обязывающих представителей правоохранительных органов информировать потерпевших об их праве на реституцию и оказывать помощь им в реализации такого права, а также требование об издании Генеральным атторнеем США Руководящих принципов (Guidelines) оказания помощи потерпевшим и свидетелям - базового подзаконного акта для атторнеев и государственных обвинителей, которым они должны руководствоваться при оказании помощи потерпевшим, в т. ч. в сфере реализации права на реституцию. Первая редакция (версия) таких Руководящих принципов Генерального атторнея по оказанию помощи потерпевшим и свидетелям была издана в 1983 г., а ныне действует в редакции 2005 г. <23>. -------------------------------- <22> См.: Crime Control Act of 1990, Pub. L. No 101 - 647, Title V, § 502 - 503, 104 Stat. 4820 (codified at 42 U. S.C. § 10606 - 10607 (1990)). <23> См.: Attorney general guidelines for victim and witness assistance 2005 [Electronic resource] // Website of The United States Attorneys. Electronic data (1 file). URL: http:// www. usdoj. gov/ olp/ pdf/ agguidelines. pdf. 26.08.2009.

Законом о контроле за насильственными преступлениями и правоприменении 1994 г. (Violent Crime Control and Law Enforcement Act of 1994) <24> предусмотрено обязательное использование реституционных процедур для возмещения потерпевшим вреда, причиненного преступлениями, связанными с домашним насилием (domestic violence), сексуальными преступлениями (sexual assault), сексуальной эксплуатацией и насилием в отношении детей (sexually-exploited and other abused children), а также потерпевшим от преступлений в сфере электронной торговли (telemarketing fraud victims). -------------------------------- <24> См.: Violent Crime Control and Law Enforcement Act of 1994. Pub. L. 103 - 322, Sept. 13, 1994, 108 Stat. 1796 [Electronic resource] // Website of The United States Government. Electronic data (1 file). URL: http:// usinfo. state. gov/ usa/ infousa/ laws/ ma-jorlaw/ h3355_en. htm. 01.09.2009.

Закон об обязательной реституции 1996 г. (Mandatory Restitution Act of 1996) <25> возложил на суды обязанность назначать полную сумму компенсации (без учета материального положения подсудимого) по большинству федеральных преступлений (это практически все преступления против собственности и тяжкие преступления). Конкретно Закон определил, что судебный приказ об обязательной реституции (order mandatory restitution) подлежит изданию с целью возмещения потерпевшим вреда, причиненного насильственными преступлениями (violent crime), преступлениями против собственности (certain property), мошенничеством (fraud), преступной фальсификацией продуктов питания (consumer product tampering). -------------------------------- <25> См.: Mandatory Restitution Act of 1996 [Electronic resource] // Website of The United States Attorneys. Electronic data (1 file). URL: http:// www. usdoj. gov/ usao/ az/ victimw/ restitut. pdf. 26.08.2009.

Разделом II Закона об эффективном наказании в борьбе с терроризмом 1996 г. (Antiterrorism and Effective Death Penalty Act of 1996) <26> установлена обязательность реституции для возмещения вреда, причиненного преступлениями террористической направленности, как в рамках уголовного судопроизводства, так и за счет средств федерального бюджета для всех потерпевших от преступлений терроризма. -------------------------------- <26> См.: Antiterrorism and Effective Death Penalty Act of 1996 [Electronic resource] // Website of The U. S. Department of State Attorneys. Electronic data (1 file). URL: http:// www. do. ektu. kz/ com/ infousa/ cd1/ government/ branches/ antiterrorism_summary. html. 15.07.2009.

Законом о борьбе с насилием в отношении женщин 2000 г. (Violence Against Women Act of 2000 (VAWA 2000)) <27> в законодательстве США упорядочена система преступлений в отношении женщин, и соответственно они как потерпевшие наделены самым широким кругом прав в уголовном судопроизводстве, в т. ч. правом на обязательную реституцию. -------------------------------- <27> См.: Violence Against Women Act of 2000 (VAWA 2000) [Electronic resource] // Website of Immigration Daily. Electronic data (1 file). URL: http:// www. ilw. com/ immigdaily/ News/ 2000,0928-Vawa. shtm. 10.09.2009.

Статьей 112 Закона о защите жертв торговли людьми 2000 г. (Victims of Trafficking and Violence Protection Act of 2000) <28> в раздел 18 Свода законов США включен новый § 1953 "Обязательная реституция", в соответствии с которым суды при рассмотрении дел о преступлениях, связанных с торговлей людьми, обязаны принимать решения об обязательной реституции в пользу жертв таких преступлений. -------------------------------- <28> См.: Victims of Trafficking and Violence Protection Act of 2000 [Electronic resource] // Website U. S. Department of State. Electronic data (1 file). URL: http:// www. state. gov/ documents/ organization/ 10492.pdf. 10.09.2009.

Закон о правосудии для всех 2004 г. (Justice for All Act of 2004) <29> декларировал, что жертвы всех преступлений имеют право на "полную и своевременную реституцию". Данное положение подчеркивает, что, по мнению Конгресса, реституция является важным аспектом системы уголовного правосудия. -------------------------------- <29> См.: Justice For All Act of 2004 [Electronic resource] // Website of The United States Attorneys. Electronic data (1 file). URL: http:// www. usdoj. gov/ olp/ pdf/ jfaa2004.pdf. 28.08.2009.

Законом о правах жертв преступлений 2004 г. (Crime Victims' Rights Act of 2004 (CVRA)) <30> внесены изменения § 3771 раздела 18 Свода законов США, в котором с этого времени в числе прав потерпевшего (жертвы преступления) в уголовном судопроизводстве закреплено право на полную и своевременную реституцию, установленную законом (full and timely restitution as provided in law). -------------------------------- <30> См.: The Crime Victims' Rights Act of 2004 and the Federal Courts [Electronic resource] // Website of The Federal Judicial Center. Electronic data (1 file). URL: http:// www. fjc. gov/ public/ pdf. nsf/ lookup/ cvra0001.pdf/ $file/ cvra0001.pdf. 09.09.2009.

В настоящее время на рассмотрении Конгресса США находится проект Закона об усилении защиты жертв торговли людьми (Trafficking Victims Protection Reauthorization Act), внесенный в 2007 г., целью которого в числе иного является расширение круга жертв таких преступлений, в отношении которых допускается полная и своевременная реституция <31>. -------------------------------- <31> См.: William Wilberforce Trafficking Victims Protection Reauthorization Act of 2007 [Electronic resource] // Website a civic project to track Congress. Electronic data (1 file). URL: http:// www. govtrack. us/ congress/ bill. xpd? bill=h110-3887. 01.08.2009.

По мнению Генерального атторнея США, "институт реституции является неотъемлемой частью практически каждой системы уголовного правосудия, в любой культуре и в любой момент. Указанный институт устанавливает, что какие бы наказания карающая сила общества ни накладывала на правонарушителей, оно должно также обеспечивать, чтобы нарушитель был обязан в максимально возможной степени восстановить то состояние, в котором находился потерпевший до совершения правонарушения" <32>. -------------------------------- <32> См.: Attorney general guidelines for victim and witness assistance. 2005 [Electronic resource] // Website of The United States Attorneys. Electronic data (1 file). URL: http:// www. usdoj. gov/ olp/ pdf/ agguidelines. pdf. 26.08.2009.

В целом федеральное законодательство США выделяет: - обязательную реституцию, требования о которой предусмотрены в нормах законов об ответственности об отдельных видах преступлений и решение о которой принимается одновременно с приговором по уголовному делу; - факультативную реституцию (по усмотрению суда), которая может быть применена судом в зависимости от конкретных обстоятельств дела и материального положения обвиняемого. По способам реализации реституции законодатель выделяет: - возвращение собственности владельцу или лицу, указанному владельцем; - возвращение стоимости собственности; - возложение судом на осужденного обязанности возместить потерпевшему все расходы, которые он понес в результате преступления; - возложение судом на осужденного обязанности вместо денежной компенсации загладить иным образом причиненный жертве вред <33>. -------------------------------- <33> См.: Волосова Н. Ю., Федорова О. В. Уголовно-процессуальное законодательство США: общая характеристика, законодательство штатов, сравнительный анализ. М.: Издательство "Юрлитинформ", 2008.

По Закону об обязательной реституции 1996 г. (Mandatory Restitution Act of 1996) <34> суды обязаны назначать возмещение ущерба в полной сумме, соответствующей размеру причиненного преступлением вреда по большинству федеральных преступлений. -------------------------------- <34> См.: Mandatory Restitution Act of 1996 [Electronic resource] // Website of The United States Attorneys. Electronic data (1 file). URL: http:// www. usdoj. gov/ usao/ az/ victimw/ restitut. pdf. 26.08.2009.

Одновременно факультативная реституция (по усмотрению суда) может быть назначена за совершение любого преступления, предусмотренного разделом 18 Свода законов США. Факультативная реституция может не назначаться, если, по мнению суда, она усложняет и затягивает вынесение приговора по уголовному делу. Субъектами права на реституцию являются: - жертвы преступления; - члены семьи жертвы преступления; - частные предприниматели; - агентства помощи жертвам преступлений и другие организации, оказывающие помощь жертвам. Общий порядок назначения реституции определен § 3664 раздела 18 Свода законов США. Согласно ему для определения суммы реституции необходимо определить и представить суду: 1. Список объектов, подлежащих реституции. Закон требует, что прокурор, участвующий по делу, должен представить Службе пробации по запросу перечень объектов, подлежащих реституции. При определении такого перечня следует исходить из того, что реституция может быть осуществлена за счет любого имущества осужденного, кроме того, которое освобождается от налогообложения. 2. Сведения об объеме вреда и размере ущерба. Обязанность доказывания суммы ущерба, причиненного жертве преступления, возлагается на правительство. Бремя доказывания несет представляющий в суде обвинение прокурор. 3. Доклад должностного лица Службы пробации. После того как прокурор представляет Службе пробации список объектов, подлежащих реституции, и свое заключение об объеме вреда и размере ущерба, должностное лицо Службы пробации обязано подготовить доклад, который представляется суду перед вынесением приговора (или другой отчет перед вынесением приговора, если доклад не подготовлен), с полным учетом потерь каждого потерпевшего, любого ущерба, подлежащего возмещению в соответствии с соглашением о признании вины, и информацию о материальном положении каждого обвиняемого. 4. Сведения об информировании (извещении) потерпевших (жертв преступлений). Служба пробации обязана уведомить всех потерпевших о: - преступлении, в котором обвиняется подсудимый; - сумме, подлежащей реституции; - праве жертвы представить информацию в Службу пробации о размере своих потерь; - дате, времени и месте судебного заседания, на котором ожидается вынесение приговора; - наличии залога в пользу потерпевших; - праве жертвы заполнить и направить суду через Службу пробации отдельное заявление (по установленной форме) о сумме своих убытков, подлежащих реституции. При принятии решения об обязательной реституции суд издает одновременно с приговором судебный приказ о реституции (order of restitution) каждому потерпевшему в полном объеме его убытков без учета материального положения обвиняемого. После издания судебного приказа о реституции жертва преступления может ходатайствовать перед судом об изменении размера реституции в сторону ее увеличения при обнаружении дополнительных потерь. Судебный приказ о реституции обращается к исполнению в сроки, предложенные обвинителем, который по общему правилу должен настаивать на немедленной оплате ущерба, если интересы правосудия не требуют иного. Если суд сочтет, что этого требуют интересы правосудия, суд может установить выплату к определенной дате. Исковая давность и соответственно обязанность по выплате сохраняется на протяжении 20 лет после отбывания наказания или до его смерти. В целом данный процессуальный порядок ориентирован на то, что институт реституции в уголовном судопроизводстве имеет своей целью возмещение лишь материального ущерба как одной из возможных составляющих причиненного преступлениями вреда. Однако сам институт реституции является не только уголовно-процессуальным, но и институтом более широкой сферы, регулируемой публичным правом.

Государственная компенсация вреда от преступлений

В силу основополагающих положений уже упоминавшегося Закона о жертвах преступлений (Victims of Crime Act of 1984, VOCA) <35> о том, что возмещение вреда, причиненного преступлением, может осуществляться не только за счет средств осужденных лиц, непосредственно виновных в совершении преступлений, но и за счет компенсационных выплат от государства, если возмещение вреда за счет виновных объективно невозможно, реализация института реституции в США выходит за пределы уголовного судопроизводства. -------------------------------- <35> См.: Victims of Crime Act of 1984 [Electronic resource] // Website of New Mexico District Attorney's Association. Electronic data (1 file). URL: http:// www. da. state. nm. us/ Victims%20of%20Crime% 20Act. pdf. 25.08.2009.

Вне уголовного судопроизводства основополагающим принципом является необходимость обеспечения реализации всеми жертвами преступлений права на полную и своевременную реституцию, установленную законом (full and timely restitution as provided in law). Этот принцип провозглашен Законом о правах жертв преступлений 2004 г. (Crime Victims' Rights Act of 2004 (CVRA)) <36>. -------------------------------- <36> См.: The Crime Victims' Rights Act of 2004 and the Federal Courts [Electronic resource] // Website of The Federal Judicial Center. Electronic data (1 file). URL: http:// www. fic. gov/ public/ pdf. nsf/ lookup/ cvra0001.pdf/ $file/ cvra0001.pdf. 09.09.2009.

Возмещение вреда от преступлений, в том числе морального, а также в случаях, когда непосредственно виновные в его причинении лица неизвестны или когда он объективно не может быть возмещен за счет виновных, осуществляется путем выплаты компенсаций за счет средств федеральных программ, аккумулируемых в Фонде жертв преступлений, и аналогичных программ, действующих в большинстве штатов США. В США первая выплата государством компенсации жертвам преступлений была осуществлена в Калифорнии в 1965 г., а в 1970 г. были учреждены первые пять программ компенсации жертвам преступлений в штатах Калифорния, Нью-Йорк, Гавайи, Массачусетс и на Виргинских островах <37>. В настоящее время во всех штатах США, включая Федеральный округ Колумбия, действуют государственные программы помощи жертвам преступлений <38>. -------------------------------- <37> См.: Western north carolina joins 2007 national crime victims' rights week observance: "Victims' rights: every victim. Every time" [Electronic resource] // Website of The United States Attorneys. Electronic data (1 file). URL: http:// www. usdoj. gov/ usao/ ncw/ press/ VictimsRights. html. 09.09.2009. <38> См.: Кухта К. И., Махов В. Н. Указ. соч. С. 65.

Федеральная программа помощи жертвам преступлений учреждена на основе Закона о жертвах преступлений (Victims of Crime Act of 1984, VOCA), во исполнение которого создан Фонд жертв преступлений (Crime Victims Fund, CVF). Данный Фонд формируется за счет средств федерального бюджета США, откуда в него, например, в течение 2005 - 2009 гг. перечислено по 5 000 000 долларов США ежегодно <39>. Эти средства составляют лишь основу Фонда, т. к. при формировании отдельных и новых разделов федеральной программы помощи жертвам преступлений он, как правило, целевым порядком пополняется и более значительными средствами. -------------------------------- <39> См.: Victims of crime act of 1984 [Electronic resource] // Website of The Library of Congress. Electronic data (1 file). URL: http:// thomas. loc. gov/ cgi-bin/ cpquery/ ?&dbname=cp108&sid= cp108uo5cr&refer=&r_n= hr711.108&item= &sel=TOC_71658&. 25.08.2009.

Так, Законом о борьбе с насилием в отношении женщин 2000 г. (Violence Against Women Act of 2000 (VAWA 2000)), учитывая распространенность насильственных преступлений в отношении женщин, предусмотрены дополнительные меры по целевым отчислениям из федерального бюджета в Фонд жертв преступлений. В частности, для возмещения вреда, причиненного женщинам в результате насильственных преступлений, и защиты жертв таких преступлений, по окончании 2001 - 2003 финансовых годов было предусмотрено использовать в качестве грантов в этот Фонд по 185 000 000 долларов США, а по завершении 2004 и 2005 гг. - по 195 000 000 долларов США из госбюджета <40>. -------------------------------- <40> См.: Violence Against Women Act of 2000 (VAWA 2000) [Electronic resource] // Website of Immigration Daily. Electronic data (1 file). URL: http:// www. ilw. com/ immigdaily/ News/ 2000,0928-Vawa. shtm. 10.09.2009.

Согласно ст. 113 Закона о защите жертв торговли людьми 2000 г. (Victims of Trafficking and Violence Protection Act of 2000) <41> для финансового обеспечения и исполнения судебных приказов о реституции с 2001 г. в различные фонды, сформированные для оказания помощи жертвам таких преступлений, подлежит перечислению совокупно ежегодно до 15 000 000 долларов США, а согласно ст. 2705 этого же Закона - по 30 000 000 долларов США подлежат перечислению в Фонд жертв преступлений. -------------------------------- <41> См.: Victims of Trafficking and Violence Protection Act of 2000 [Electronic resource] // Website U. S. Department of State. Electronic data (1 file). URL: http:// www. state. gov/ documents/ organization/ 10492.pdf. 10.09.2009.

Статьей 1404D Закона о правосудии для всех 2004 г. (Justice for All Act of 2004) <42> предусмотрено ежегодное выделение в Фонд жертв преступлений на протяжении 2005 - 2009 гг. до 15 000 000 долларов США. -------------------------------- <42> См.: Justice For All Act of 2004 [Electronic resource] // Website of The United States Attorneys. Electronic data (1 file). URL: http://www. usdoj. gov/ olp/ pdf/ jfaa2004.pdf. 28.08.2009.

По общему правилу жертве преступления компенсируются те потери, которые не покрываются возмещением из других источников, таких, как реституция по судебному приказу, выплаты по страховым договорам, суммы, полученные по результатам рассмотрения гражданского иска. Таким образом, для возмещения вреда, причиненного преступлением, по законодательству США используются: (1) институты гражданской санкции (civil penalty), гражданского иска (civil action) или гражданских средств защиты (civil remedies) в уголовном судопроизводстве; (2) урегулированный нормами уголовно-процессуального закона институт реституции в уголовном судопроизводстве, под которым понимается требование суда в форме судебного приказа о реституции (order of restitution), на основании которого обвиняемый или осужденный добровольно или в принудительном порядке выплачивает денежные средства или совершает определенные действия в пользу жертвы преступления; (3) институт государственной компенсации вреда от преступлений, подлежащий применению в случаях, когда восстановление нарушенных прав потерпевшего (жертвы преступления) невозможно в порядке гражданского или уголовного судопроизводства. Применение этих институтов для возмещения вреда от преступлений допускается исключительно в уголовном судопроизводстве или в связи с ним. Кроме того, для возмещения вреда от преступлений используется институт гражданского иска в порядке гражданского судопроизводства, заявляемого в связи с преступлением или после разрешения судом уголовного дела по существу, на основании норм деликтного права.

Название документа