Бесспорное списание по договору энергоснабжения
(Садыков Реналь Р., Садыков Ришат Р.)
("ЭЖ-Юрист", 2006, N 47)
Текст документа
БЕССПОРНОЕ СПИСАНИЕ ПО ДОГОВОРУ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ
РЕНАЛЬ Р. САДЫКОВ, РИШАТ Р. САДЫКОВ
Реналь Р. Садыков, РАГС при Президенте РФ.
Ришат Р. Садыков, независимый эксперт - сотрудник коммерческого банка.
Вопрос о бесспорном (безакцептном) списании денежных средств за поставку энергии в той или иной форме представлен в цивилистике как вопрос решенный. Доминирующей в юридической литературе является позиция о бесспорном (безакцептном) порядке списания средств за отпущенную энергию. Вместе с тем существует и иной подход к данной проблеме.
Аргументируя правомерность бесспорного порядка списания средств за отпущенную энергию, Б. М. Сейнароев указывает: "В соответствии с п. 2 ст. 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Однако реализация этой нормы наталкивается на коллизию между нею и ст. 854 ГК РФ. Согласно последней без распоряжения клиента списание банком денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда. А также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором, заключенным между банком и клиентом. Из анализа указанных статей Кодекса надлежит сделать заключение о правомерности применения безакцептной формы расчетов, если она предусмотрена правовыми актами или соглашением сторон" (Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения // Вестник ВАС РФ. 2000. N 7. С. 118).
Судебно-арбитражная практика также признает безакцептный порядок списания средств в счет погашения задолженности за отпущенную энергию правомерным. Например, информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.02.98 N 30 закрепляется: энергоснабжающая организация вправе произвести взыскание задолженности за отпущенную энергию в безакцептном порядке в соответствии с Указом Президента РФ от 18.09.92 N 1091, а при невозможности списания с потребителя стоимости отпущенной ему энергии по вине третьего лица энергоснабжающая организация вправе взыскать ее в судебном порядке.
Представляется, что никакого противоречия (коллизии) между положениями ст. 854 и ч. 2 ст. 544 ГК РФ нет. Дело в том, что в ч. 2 ст. 544 ГК РФ содержится норма, которая по своему содержанию значительно превосходит норму ст. 854 ГК РФ. Если в последней речь идет лишь о случаях списания средств без согласия клиента, в ч. 2 ст. 544 - о порядке расчетов. Понятием "порядок расчетов" охватываются не только случаи бесспорного (безакцептного) списания, но и расчеты авансовыми платежами, посредством взаимозачетов, а также формы безналичных расчетов.
Можно возразить, что авансовые платежи, взаимозачеты - это порядок не расчетов, а оплаты. Однако в данном случае совпадение является закономерным, поскольку и безналичные расчеты, и взаимозачеты, и авансовые взносы направлены на погашение денежного обязательства, задолженности перед государством и т. п.
В. В. Витрянский также настаивает на признании правомерности бесспорного (безакцептного) списания средств со счета при расчетах за отпущенную энергию. "Порядок расчетов за энергию, подаваемую по договору энергоснабжения, определяется законом, иными правовыми актами или договором (п. 2 ст. 544 ГК РФ). Указом Президента РФ от 18.09.92 N 1091 установлено, что энергоснабжающие организации производят расчеты с потребителями, кроме населения и бюджетных организаций, в безакцептном порядке. Данный порядок расчетов подлежит применению и после введения в действие части второй ГК РФ: с формально-юридической точки зрения он корреспондирует правилу, содержащемуся в упомянутом п. 2 ст. 544 ГК РФ, согласно которому порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Предоставление энергоснабжающим организациям права безакцептного списания средств со счета абонентов в оплату отпущенной энергии объясняется в названном Указе особенностями процесса энергоснабжения, представляющего собой "непрерывный цикл производства, транспортировки и реализаций", как отмечено в мотивировочной части данного правового акта. Но данное обстоятельство не может служить основанием для установления безакцептного порядка списания денежных средств" (Витрянский В. В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М.: Статут, 1999. С. 194).
Вероятно, формально-юридический подход в данном случае неприменим, поскольку в п. 2 ст. 544 ГК РФ под "иными правовыми актами", скорее всего, понимаются нормативно-правовые акты, которые:
- не противоречат общим положениям ГК РФ;
- были приняты после введения ГК РФ в действие.
Сказанное не исключает возможности введения списания средств по договору энергоснабжения за отпущенную энергию без согласия и распоряжения владельца счета подзаконным нормативно-правовым актом, например Постановлением Правительства РФ. Однако данный подзаконный акт будет по всем признакам подпадать под категорию "иного правового акта" в смысле п. 2 ст. 544 ГК РФ, поскольку будет принят после введения его в действие.
Правовое регулирование отпуска газа
Указом Президента РФ от 18.09.92 N 1091 был установлен безакцептный порядок расчетов с потребителями за отпускаемые энерго - и газоснабжающими организациями электрическую и тепловую энергию и газ. Вместе с тем данный порядок расчетов применительно к отпуску газа был правомерным лишь до принятия ФЗ от 31.03.99 N 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ" (далее - Закон), поскольку с этого времени вопросы оплаты и расчетов за поставку газа регулировались ст. 25 Закона, а она не предусматривает бесспорного списания даже в случае нарушения обязательств.
Согласно ст. 25 Закона потребители оплачивают поставки газа на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством РФ. Данную возможность следует признать мерой защиты имущественных прав.
Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (и использованных ими) топливно-энергетических ресурсов утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.01.98 N 1.
При несоблюдении условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке "неотключаемыми" потребителями, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ, ответственность за оплату поставок газа и оказание услуг по газоснабжению возлагается на соответствующего государственного заказчика. Гарантии в отношении обязательств государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета, предоставляет Правительство РФ в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 25 Закона. Данная мера по своей юридической природе является способом обеспечения обязательства.
Более того, Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294, не содержит указаний о возможности безакцептного списания средств. Начиная с 1 апреля 2000 г. оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено договором энергоснабжения. Рассматриваемая норма корреспондирует положению ст. 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" об оплате отпущенной энергии за фактически поставленное количество, если иное не установлено федеральным законом, иными нормативно-правовыми актами или соглашением сторон. Попытка признания незаконным порядка оплаты, установленного Постановлением Правительства N 294, в Верховном Суде РФ успехом не увенчалась (решение Верховного Суда РФ от 14.10.2003 N ГКПИ03-1046).
Вопросы оплаты потребления различных видов источников энергии организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, регулируются Порядком взаимодействия главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром" и их дочерних и зависимых обществ по осуществлению контроля за своевременной оплатой потребления электрической и тепловой энергии и газа, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 296.
Как следует из п. 2 ст. 544 ГК РФ, порядок расчетов по договору энергоснабжения по общему правилу определяется законом и лишь затем - иными правовыми актами и договором. При отсутствии указания на бесспорный (безакцептный) порядок расчетов в Законе о газоснабжении и в ФЗ от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" за отпущенные виды энергии следует, на наш взгляд, исходить из ст. 854 ГК РФ, закрепляющей принцип списания средств со счета лишь по распоряжению владельца счета как общего правила.
Почему отказывают банки?
В настоящее время безакцептный порядок расчетов не только за отпуск газа, но и по иным источникам энергии применим только в случае, если он нашел отражение в договоре с энергоснабжающей организацией. Указ Президента РФ N 1091, а также совместное Постановление Правительства РФ и ЦБ РФ от 22.10.92 N 811, которыми устанавливался безакцептный порядок списания средств, следует признать фактически прекратившими свое действие.
Следовательно, отказ банков произвести списание средств со счетов в бесспорном порядке по расчетным документам за отпущенную энергию является правомерным, поскольку:
- банк согласно правилам безналичных расчетов обязан проверить правильность составления расчетного документа (платежного требования, инкассового поручения), в том числе наличие ссылки на норму права, которой предусматривается возможность списания средств без наличия распоряжения владельца счета;
- наличие действующего нормативно-правового акта уровня федерального закона по вопросам отпуска энергии является основанием для отказа от руководства нормативно-правовыми актами подзаконного уровня. В этом случае действует общее правило ст. 854 ГК РФ.
Высказанное в публикациях мнение о неправомерности такого отказа представляется необоснованным. Например, О. В. Дучевич полагает, что действия банка по отказу от совершения в данных случаях операций по списанию средств и возврату расчетных документов являются неправомерными. Обоснование: банковскими правилами определено, что "при приеме платежных требований на безакцептное списание денежных средств в обязанности банка входит проверка лишь наличия ссылки на законодательный акт, которым получателю средств предоставлено право безакцептного списания, и наличия показаний измерительных приборов и действующих тарифов либо записи о расчетах на основании измерительных приборов и действующих тарифов... ответственность за правильность взыскания, а также ссылки на нормативный акт, являющийся основанием для безакцептного списания средств со счета, несет взыскатель, а банк обязан проверить платежный документ лишь формально и не имеет права рассматривать возражения плательщиков касательно безакцептного порядка списания денежных средств" (Дучевич О. В. Безакцептное списание на основании закона: теория и практика // Арбитражная практика. Тематический выпуск. Безналичные расчеты. Апрель 2002. С. 47).
Однако данная точка зрения противоречит действующим банковским правилам. Банк по общему правилу действительно не рассматривает возражений плательщиков по существу, однако он не может списать средства по норме права, которая не действует. Положение о безналичных расчетах, равно как и все предыдущие банковские правила, предписывает в платежном требовании давать ссылку на закон с указанием его номера, даты принятия (п. 11.1). С позиции "формального характера" проверки, проводимой банком, можно признать правильным и списание средств по недействующим законодательным актам, вплоть до инструкций Госбанка. Поэтому действия банка, списавшего средства по акту недействующему, будут неправомерными. При этом на банк не возлагаются контрольные функции в нарушение п. 3 ст. 845 ГК РФ, поскольку от банка не требуется определения того, на какие цели списываются средства.
------------------------------------------------------------------
Название документа