Финансово-правовые основы обязательного пенсионного страхования

(Шафигуллин Э. Н.) ("Российская юстиция", 2010, N 5) Текст документа

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Э. Н. ШАФИГУЛЛИН

Шафигуллин Э. Н., преподаватель кафедры правовых дисциплин Бугульминского филиала Института экономики, управления и права.

Настоящая статья посвящена рассмотрению финансово-правовой природы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. В результате исследования соответствующих нормативно-правовых актов автором выявляются причины, по которым и проявляется финансово-правовая сущность отношений в системе обязательного пенсионного страхования.

Ключевые слова: обязательное пенсионное страхование, финансово-правовые основы.

The present article is devoted consideration of the financially-legal nature of obligatory pension insurance in the Russian Federation. As a result of research of corresponding regulatory legal acts by the author the reasons on which the financially-legal essence of relations in system of obligatory pension insurance is shown are established.

Как правило, финансово-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Поэтому именно они определяют основы функционирования всей финансовой системы России. В науке финансового права под финансовой деятельностью понимается урегулированная нормами права организационная деятельность, направленная на образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих функционирование государства и муниципальных образований <1>. Как отмечает Ю. А. Крохина, разновидностями финансовой деятельности выступают бюджетная, налоговая, страховая деятельность и т. д. <2>. -------------------------------- <1> Химичева Н. И. Финансовое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 19. <2> Крохина Ю. А. Финансовое право: Учебник для вузов. М., 2004. С. 9.

На сегодня финансовая деятельность государства является важной и необходимой составной частью механизма социального управления, а осуществление эффективной финансовой деятельности государства является фактором, необходимым для проведения справедливой социальной политики <3>. -------------------------------- <3> Химичева Н. И. Финансовое прав: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 95 - 96.

Финансово-правовая природа отношений в системе обязательного социального страхования, среди которых особое место занимают отношения по обязательному пенсионному страхованию, проявляется в следующем. Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие государственные внебюджетные фонды - Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд РФ. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования формально не являются страховщиками, однако выполняют часть их функций - аккумулируют и распределяют средства на обязательное медицинское страхование. Тем не менее все эти фонды - самостоятельные финансово-кредитные учреждения, их денежные средства не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, императивным требованием эффективного функционирования социального страхования, в том числе обязательного пенсионного страхования, выступает отделенность (автономность) бюджетов фондов социального страхования от государственных бюджетов всех уровней <4>. Бюджеты государственных внебюджетных фондов включены в бюджетную систему Российской Федерации. Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов производится по правилам бюджетного процесса (ст. ст. 10, 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации <5>). -------------------------------- <4> Белицкая Г. Н., Гафурова Г. Т. Государственные внебюджетные фонды: Учеб. пособие. Казань: Познание, 2008. С. 12. <5> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. от 27 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823; Российская газета. 2009. 29 декабря. N 252.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов являются страховые взносы, дотации и другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации, штрафные санкции и пени, доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования, иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Таким образом, если рассматривать внебюджетные фонды как финансовую категорию, то они представляют собой совокупность денежных распределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов, предназначенные для осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет. Иначе говоря, внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей. Средства фондов комплексно расходуются на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевым назначением фондов <6>. -------------------------------- <6> Годин А. М., Горегляд В. П., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. 8-е изд., испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2009. С. 394.

По правовой природе основной источник средств обязательного пенсионного страхования - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - являются обязательными платежами, хотя формально не входят в систему налогов и сборов (ст. ст. 13 - 15 Налогового кодекса Российской Федерации <7> (далее - НК РФ)). -------------------------------- <7> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824; Российская газета. 2009. 31 декабря. N 255.

Отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж, характеризующийся признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности. В противоположность страховому взносу налог не имеет индивидуальной привязки; при поступлении в бюджет смешивается с другими денежными средствами и обезличивается; не дожидаясь какого-либо специально оговоренного случая, постоянно и непрерывно вливается обратно в экономику страны в виде государственных и муниципальных расходов; при этом напрямую налогоплательщику обратно не выплачивается. Единство структуры также не подразумевает обязательное единство природы платежей. Обладая идентичными структурами, построенными на основе универсального перечня элементов, страховой взнос и налог тем не менее сохраняют свои отличительные признаки и различаются по критериям строгой персонификации уплачиваемых средств, постоянного накопления взносов и последующей их индивидуальной возвратности в строго установленных законом случаях. Поэтому, несмотря на идентичность моделей, страховой взнос на обязательное пенсионное страхование не может рассматриваться в качестве налогового платежа и не является составной частью налоговой системы. Основными принципами обязательного пенсионного страхования, которое по воле законодателя должно осуществляться в соответствии с общими для всех видов обязательного социального страхования принципами, закрепленными в ст. 4 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", являются единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования; всеобщность; обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования; государственная гарантия для всех застрахованных; солидарность материальных обязательств (между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами); федеральный (общенациональный) характер собственности на уплаченные страховые взносы (межотраслевое и межрегиональное перераспределение финансовых ресурсов); автономность бюджета пенсионной системы от государственного бюджета; поддержание уровня жизни пенсионеров (осовременивание пенсий путем сохранения покупательной способности начисленной пенсии в течение всего периода жизни); эквивалентность страховых платежей и пенсионных выплат; зависимость размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительности трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсии (с целью предотвращения уравнительности пенсий); целевое использование страховых взносов на выплаты пенсий и пособий; возвратность пенсионных платежей; индивидуальный учет (персонификация) уплаченных страховых взносов; и другие <8>. -------------------------------- <8> Белицкая Г. Н., Гафурова Г. Т. Указ. соч. С. 52.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание, что правоотношения в сфере обязательного пенсионного страхования лишены диспозитивности и подчинены исключительно императивным началам. Страхователь лишен возможности отклониться от модели поведения, установленной законом, в частности, выбрать страховщика, повлиять на определение страхового случая, размер страховых взносов и т. д. Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод, что нормами финансового права регулируются основанные на властном подчинении имущественные и связанные с ними неимущественные отношения по планомерному образованию, распределению и использованию целевых денежных фондов в системе обязательного пенсионного страхования. Ядро законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании составляют нормы финансового права. Именно они определяют права и обязанности участников системы обязательного пенсионного страхования, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за невыполнение предписаний государства. Кроме того, правила размещения страховщиками страховых резервов, осуществление государственного финансового контроля за расходованием денежных средств, а также группа финансовых отношений, складывающихся между бюджетом и страхователем, имеет, бесспорно, финансово-правовую природу. Эти отношения возникают в ходе использования государством финансовых ресурсов на основе закона и регулируются в императивном порядке <9>. -------------------------------- <9> Ипатов А. Б. О финансово-правовой природе института страхования // Финансовое право. 2006. N 6. С. 28; Рукавишникова Н. В. Финансовое право: Учеб. пособие. М.: Норма, 2007. С. 373.

Таким образом, основным цементирующим началом данного института выступает идея публичного страхования, то есть распределение в публичных интересах, в том числе на началах социальной справедливости, рисков несения возможных убытков и иных неблагоприятных последствий вследствие наступления социально значимых страховых случаев. В современном мире не только деятельность отдельных лиц, но и общества, государства в целом связана с риском возникновения непредвиденных неблагоприятных обстоятельств, поэтому публичный аспект страховых отношений будет только актуализироваться.

------------------------------------------------------------------

Название документа