"Белый бизнес" (Окончание)

(Туров В.)

("Налоги" (газета), 2010, N 15)

Текст документа

"БЕЛЫЙ БИЗНЕС"

В. ТУРОВ

(Продолжение. Начало см. "Налоги" (газета),

2010, NN 13, 14)

Примечание: подробно все варианты законной оптимизации налогов, со всеми ссылками, примерами, рассматриваются в моей книге, которая, я надеюсь, скоро появится в книжных магазинах. Некоторые главы из книги будут доступны в рассылке.

Вот некоторые из возможных вариантов (каждое лицо может быть ИП, ООО, ЗАО и т. д. Каждое лицо может работать на любом узаконенном режиме налогообложения. Я показываю лишь возможные варианты, которые в малом и среднем бизнесе позволяют значительно снижать налоговую нагрузку):

ИП/ООО. Хранитель

активов. УСН - 6%

ИП "учредитель", ИП Аутсорсинговая компания.

консультирование, Управляющий УСН - 15%

УСН - 6% УСН - 6%

ООО - Основная

Аутстаффинговая компа-. компания. Агент, комиссионер.

ния УСН - 15% Традиционная УСН - 6%

система налогов

Обоснуем некоторые из приведенных на схеме примеров.

1. Существование и взаимоотношения основной компании (принципал) и агента (УСН - 6%).

Скажу сразу: в связи с экономией на налоге на прибыль налоговые органы могут попробовать оспорить применение договора агентирования, попытавшись исследовать возможности принципала по выходу на конечных потребителей напрямую, чтобы доказать отсутствие деловой цели в посреднике агенте. Но подобное развитие событий более вероятно, если принципал и агент "сидят" в одном здании и при этом имеют одних и тех же учредителей.

На мой взгляд, если же агент находится в другом городе и при этом он не является зависимым по причине родства, плюс соблюдаются все вышеизложенные принципы самостоятельности, то опасаться негативного воздействия со стороны ИФНС не нужно.

Деловые цели использования агента в другом регионе очевидны.

А. Агент напрямую занимается коммерческой деятельностью: сам ищет потребителей, сам договаривается с ними, ведет базы данных потребителей и так далее. И в данном случае не принципиально, действует ли агент от своего имени (что все же более предпочтительно) или от имени и за счет принципала.

Б. Агент реально извлекает прибыль и имеет прямую заинтересованность в расширении рынка сбыта.

В. Имеет ограниченную зону работы (город, область, край), что полностью соответствует обычаям делового оборота при применении подобных договоров.

2. Существование перепродавца на ЕНВД и Основной компании и их взаимоотношения.

Деловые цели.

А. Расширение рынка сбыта за счет розничных покупателей.

Б. Разделение потока покупателей (розничных и оптовых) в силу разной специфики их обслуживания.

В. Розничный покупатель не является основным "покупателем" в силу доли от оборота головной компании, и данный вид покупателей нужен только для имиджа и небольшой дополнительной прибыли.

Г. Розница необходима также по условиям компании владельца авторских прав.

Д. Снижение НДС и налога на прибыль в головной компании за счет переноса прибыли в ИП (ООО) на ЕНВД.

3. Аналогично перепродавец на УСН - 15% и головной компании.

Безусловно, применение второго и третьего вариантов в том числе направлено на снижение НДС в головной компании.

При достаточности оборотных средств в головной компании можно использовать еще один способ снижения НДС, особенно при торговле с "чужими" лицами, работающими на спец. режимах и не нуждающимися во входном налоге. Организация, работающая на ОСН и продающая товар по сниженным ценам "чужим" лицам, одновременно с этим предоставляет им займы под большие проценты на пополнение оборотных средств. Проценты по займам, предоставляемым в денежной форме, получаемые фирмой на ОСН, не образуют налогооблагаемую базу по НДС. Но налоговики для применения правильности этой льготы будут проводить камеральные проверки и будут требовать договоры займа, подтверждение разнесения общехозяйственных расходов, аналитические данные о вычетах по облагаемым и не облагаемым операциям, регистры по учету реализации и иные данные.

В конце года (любое иное время по договоренности) займы возвращаются или прощаются или зачитываются в счет будущих платежей. Прощение займа не будет облагаться НДС, так как эти отношения не вытекают из договора реализации.

Серия "Белый бизнес", статья N 5.

Всем руководителям компаний.

Ценовая политика

Цитата ст. 40 НК: "...для целей налогообложения принимается цена товара, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен".

Налоговые органы имеют право проверять рыночность цен, в том числе между взаимозависимыми лицами и "при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в пределах непродолжительного периода времени".

При определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между не взаимозависимыми лицами надбавки к цене или к скидке. В частности, учитываются (обратите внимание на слово "в частности". Это означает, что приведенный ниже список не является ограниченным) скидки, вызванные:

- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;

- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

При определении рыночности цен рекомендую отделу маркетинга использовать положения п. п. 9 и 11 ст. 40 НК:

9. При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

11. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

В любом случае, при наличии взаимозависимости, когда цены реализации отличаются от рыночных более чем на 20%, (на практике подобное отклонение цен никто не замечает. Проблемы начинаются, когда цена отклоняется от рыночной в разы. Самое малое, что я встречал в судебной практике, когда фирма проиграла суд, отклонение цены составляло 90% и более), рекомендую иметь результаты маркетинговых исследований и приказ по маркетинговой политике, обосновывающий торговую наценку в 1 - 2% (либо, так лучше, скидку в X%, соответствующую наценке в 1 - 2%).

Как правило, делается это в следующей последовательности.

1. Директор издает приказ отделу маркетинга (маркетологу) провести исследование спроса на ____________________, с указанием предельных границ спроса и предложения (предельных границ рыночности цен). Либо руководитель предприятия заключает договор с консалтинговой компанией на проведение подобных исследований.

2. Отдел маркетинга (консалтинговая компания) проводит исследования и табулирует результаты минимум по трем направлениям.

Сбор, исследование и табуляция данных, опубликованных в СМИ в виде конкретных предложений своих товаров (работ, услуг) компаниями, торгующими аналогичными (однородными) товарами (работами и услугами). Исследуются рекламные модули, факс-рассылка, реклама на щитах, телевизионная реклама, реклама по радио.

Сбор и исследование прайс-листов фирм конкурентов.

Прямое исследование через обзвон конкурентов.

Идеально - провести опросы потенциальных потребителей на предмет покупательского спроса с точки зрения цены на товары (работы, услуги).

3. Отдел маркетинга готовит аналитическую записку на имя директора организации с указанием параметров спроса и предложения с точки зрения цен и дает свои рекомендации по ценовой политике организации.

4. Директор подписывает приказ (подготовленный отделом маркетинга) по ценовой политике организации.

Серия "Белый бизнес", статья N 6.

Всем руководителям компаний.

Размеры агентского вознаграждения (цена услуги агента)

Данный вопрос регулируется исключительно рынком, и вознаграждение должно быть рыночным.

Вместе с тем стоит обратить внимание на следующее:

4. Безопасным с точки зрения судебной практики является вознаграждение до 20% от торговой наценки. Вознаграждение от 20 до 50% торговой наценки можно считать приемлемым, но никто не застрахован от дополнительных вопросов проверяющих. Вознаграждение выше этого уровня я считаю неприемлемым просто потому, что будет сложно обосновать деловую цель подобного вознаграждения. Идеально делать так, как указано в примере. Пример: себестоимость товара равна 1000 руб. Конечный покупатель готов платить за товар 1500 руб. Принципал устанавливает для агента правило, в соответствии с которым агент обязан продать товар не дешевле 1100 руб., и с этой наценки (в сто рублей) он будет иметь 20% - 20 руб. вознаграждение. При этом в договоре указывается, что, если агент продаст товар дороже (а понятно, что он продаст его за 1500 руб.), вся торговая наценка, превышающая установленный лимит, будет поделена между принципалом и агентом пополам. Именно такое правило было установлено в предыдущей редакции ГК РФ (сейчас его там нет, но есть сложившаяся практика отношений). В нашем примере вознаграждение агента составит 20 руб. + 200 руб. = 220 руб., что составляет 44% от торговой наценки.

5. Размер торговой наценки остается в распоряжении принципала. Если в результате выплат вознаграждений агентам налогооблагаемая база по налогу на прибыль сводится к нулю (на уменьшение базы ставится все вознаграждение и прочие экономически обоснованные расходы принципала), то однозначно могут возникнуть проблемы с проверяющими. Нормально, когда в распоряжении принципала остается налогооблагаемая база, равная рынку. В нашей стране (сейчас 2009 г.) при массовой обналичке эта планка не столь уж и высокая. Во многих случаях при торговой наценке в 30% достаточно оставлять под налогообложение прибылью 3 - 5% наценки, чтобы не привлекать к себе внимание проверяющих.

6. И конечно, вознаграждение должно быть заплачено за реально оказанную услугу, и все лица, имеющие к этому отношение, должны подтвердить, что услуга была оказана.

------------------------------------------------------------------

Название документа