Изменения в налогообложении в 2010 году
(Тимошенко В. А.)
("Право и экономика", 2010, N 4)
Текст документа
ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ В 2010 ГОДУ
В. А. ТИМОШЕНКО
Тимошенко Владимир Александрович, профессор кафедры финансов Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина, доктор исторических наук, почетный работник МНС России.
В статье представлен обзор важнейших изменений налогового и финансового законодательства, вступивших в силу в 2010 г. Изменения коснулись налогового администрирования в области налога на прибыль, НДС, акцизов, НДФЛ, госпошлины, а также специальных налоговых режимов. Особое внимание уделено рассмотрению механизма замены ЕСН страховыми платежами во внебюджетные фонды. Достаточно подробно описаны изменения форм платежных и отчетных документов, новые налоговые ставки и сроки сдачи отчетности.
Ключевые слова: изменения налогового и финансового законодательства; налоговые льготы; страховые взносы; налоговое администрирование; НДС; акцизы; налог на прибыль.
Changes in taxation in 2010
V. A. Timoshenko
The article summarizes the most important amendments to tax and finance legislation which have come into force in 2010. Changes are related to administration of profit tax, value-added tax, excise duties, citizen-income tax, state duties and special tax regimes. Special attention is paid to a substitution of a joint social tax with insurance payments to offbudget funds. Changes to form of payment and accounting documents, new tax rates and terms are demonstrated.
Keywords: amendments to tax and finance legislation, tax discounts, insurance payments, tax administration, value-added tax, excise duties, profit tax.
Представляем читателям обзор изменений налогового и финансового законодательства, вступивших в силу с 2010 г. Изменения затронули первую часть Налогового кодекса, а также главы об НДС, акцизах, НДФЛ, госпошлине, спецрежимах, транспортном и земельном налогах, налоге на имущество организаций, а также кардинально изменили размеры пособий. Самым значительным изменением 2010 г. стала отмена ЕСН и замена его на страховые взносы в ПФР, ФОМС и ФСС России.
Налоговое администрирование
Из перечня федеральных налогов и сборов исключен ЕСН.
В связи с отменой ЕСН и передачей функций администрирования страховых взносов ПФР и ФСС России из первой части НК РФ исключены упоминания об этом налоге и внебюджетных фондах.
***
Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 114-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" признан утратившим силу.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2009 г. N 810 "Об отдельных полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службы" налоговое ведомство передало Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка следующие функции:
по установке и пломбированию контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;
по лицензированию деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
по контролю за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40% объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции;
по контролю за фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
по ведению в установленном порядке ЕГАИС;
по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. N 310-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ" установлено, что ООО, не успевшие в прошедшем году перерегистрировать свои уставы, смогут это сделать в любое время. Эту процедуру ООО могут отложить до того момента, пока потребуется что-то поменять в уставе.
Федеральным законом от 30 октября 2009 г. N 239-ФЗ внесено изменение в абз. 1 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в соответствии с которым крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2013 г.
***
С 2010 г. вступил в силу п. 5 ст. 93 НК РФ о том, что в ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Это ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Но сканироваться будут лишь те документы, которые представляются в инспекции с 2010 г. Документы, представленные до этой даты, налоговые органы вправе запросить при проверках снова.
***
Налогоплательщик вправе не подавать уточненную декларацию, если в результате ошибки налог был переплачен (п. 1 ст. 54 НК РФ).
***
Если налоговая инспекция задержит разблокировку счетов (своевременно не отменит принятое решение о приостановлении операций или нарушит срок направления в банк решения о разблокировке счета), плательщик вправе требовать проценты за нарушение сроков (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).
***
Федеральным законом от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ" внесены изменения в ст. 198, ч. 2 ст. 199 Уголовного кодекса, в соответствии с которыми увеличен размер неуплаченной суммы налогов и сборов, влекущий уголовную ответственность налогоплательщиков.
Крупным размером уклонения от уплаты налогов и сборов признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 тыс. руб. для физических лиц и более 2 млн. руб. для организаций (ранее соответственно 100 и 500 тыс. руб.). В отношении подозреваемого или обвиняемого в уклонении от уплаты налогов или сокрытии доходов не может применяться мера пресечения в виде заключения под стражу. Кроме того, поправки предусматривают в некотором роде амнистию тем, кто совершает налоговое преступление впервые: если обвиняемый добровольно выплачивает весь причиненный бюджету страны ущерб, он полностью освобождается от уголовной ответственности.
Согласно изменениям Налогового кодекса в случае, если налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в требовании недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны направлять материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, при этом в направляемом налогоплательщику требовании должно содержаться предупреждение об этой обязанности налогового органа. Закон РФ "О милиции" также дополнен новыми положениями, устанавливающими, в частности, обязанность милиции уведомлять налоговые органы о результатах рассмотрения полученных от них материалов.
***
ФНС России решила меньше беспокоить налогоплательщиков "убыточными, зарплатными" и прочими комиссиями. Заместитель руководителя налогового ведомства Т. Шевцова пояснила, что на "убыточные" комиссии вызовут только тех налогоплательщиков, которых заподозрят в сокрытии значительных сумм налогов. Опасными являются убытки при значительной выручке, очень низкие зарплаты (ниже 1000 руб.), а также наличие среди контрагентов организаций-однодневок.
***
Госдума в феврале текущего года приняла проект федерального закона о трансфертном ценообразовании в первом чтении. Закон упраздняет ст. ст. 20 и 40 Налогового кодекса РФ и вводит новый раздел, состоящий из шести глав, регулирующий вопросы взаимозависимости лиц для целей налогообложения, общие положения о ценах и налогообложении, методы, используемые при определении соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения, и круг контролируемых сделок, а также вопросы налогового контроля и соглашений о ценообразовании.
Подконтрольными для налоговиков будут сделки между взаимозависимыми лицами на сумму свыше 1 млрд. руб. в год, а также если одна из сторон платит ЕНВД или ЕСХН или же предметом сделки является товар, облагаемый НДПИ. Кроме того, под пристальным вниманием лучших юристов и экономистов ФНС России окажутся внешнеторговые операции с биржевыми товарами и сделки с участием компаний, зарегистрированных в офшоре, из "черного" списка Минфина России.
Налог на прибыль
Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации":
не признаются внереализационными доходами и расходами курсовые разницы, возникающие от переоценки выданных и полученных авансов в иностранной валюте (п. 11 ст. 250; подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ);
стоимость выявленных при инвентаризации излишков, а также имущества, полученного при демонтаже и ремонте основных средств, полностью включается в доходы. Реализация прочего имущества в виде активов, полученных после инвентаризации, ликвидации и т. д., может быть полностью уменьшена на его стоимость, которая была ранее включена в состав внереализационных доходов (в 2009 г. в расходы включалось только 20%) (п. 2 ст. 254, подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ);
с 2010 г. проценты по займам и кредитам организациям необходимо признавать на конец каждого месяца отчетного периода и включать во внереализационные доходы и расходы (п. 6 ст. 271, п. 8 ст. 272 НК РФ);
увеличивается налог с дивидендов, так как теперь в формулу по расчету налога на прибыль будет включаться общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей, в том числе ПИФов и комитетов по управлению имуществом (п. 1 ст. 275 НК РФ). В 2009 г. в этот показатель дивиденды таких организаций не включались, так как они не являлись плательщиками налога на прибыль или НДФЛ;
даются определения: финансового инструмента, производного финансового инструмента, договора РЕПО. Производным финансовым инструментом признается договор (кроме РЕПО), содержащий одну или несколько из следующих обязанностей: уплачивать деньги в зависимости от изменения цен, курса валюты, уровня инфляции и т. д.; купить или продать ценные бумаги, валюту, товар либо заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом; передать ценные бумаги, валюту, товар в собственность другой стороне не ранее третьего дня после заключения договора;
при обложении прибыли клиринговых организаций не учитываются доходы и расходы от операций с финансовыми инструментами, обеспечивающими клиринг;
внесена поправка о возможности амортизировать неотделимые улучшения исходя из реальных сроков их эксплуатации (абз. 6 п. 1 ст. 258 НК РФ). У арендаторов появилось право выбрать срок амортизации исходя из срока полезного использования, определяемого для арендованного объекта или произведенных капитальных вложений.
***
Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 368-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" продлен порядок включения в расходы процентов по долговым обязательствам (п. 1 ст. 269 НК РФ). С 1 августа 2009 г. предельная величина процентов, признаваемых расходом, принималась равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 2 раза - при займах в рублях, и равной 22% - в иностранной валюте. Ранее этот порядок распространялся на период до конца 2009 г., а теперь пролонгирован по 30 июня 2010 г. Правда, на этот период снижено ограничение по долговым обязательствам в иностранной валюте с 22 до 15%.
***
Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что налогоплательщики вправе применять к норме амортизации коэффициент, но не выше 2 в отношении основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность (по перечню, установленному Правительством РФ), или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.
***
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлен перечень условий, которым должны соответствовать организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, чтобы воспользоваться правом не амортизировать электронно-вычислительную технику, а учитывать ее в материальных расходах:
организацией получен документ о государственной аккредитации в порядке, установленном Правительством РФ;
доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70%;
среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.
Этим же Законом организации вправе списать в расходы на оплату труда платежи по договорам с медицинскими учреждениями, заключенным на срок не менее одного года, затраты не должны превышать 6% от ФОТ (абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ).
***
Минфин России письмом от 13 ноября 2009 г. N 03-03-06/2/224 указал, что суммы больничных и декретных, выплаченные сотрудникам-иностранцам, которые временно пребывают в России, в расходах на оплату труда не учитываются в целях налогообложения прибыли. По мнению ведомства, это материальная помощь, которая не уменьшает налог на прибыль (п. 23 ст. 270 НК РФ). К временно пребывающим относятся иностранцы, у которых нет вида на жительство или разрешения на проживание в России.
НДС
Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. N 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость" установлено, что крупнейшие налогоплательщики могут получать возмещение по НДС начиная с отчетности за I квартал 2010 г. в заявительном порядке, т. е. до окончания камеральной проверки, что сократит сроки возврата налога в несколько раз.
Организация вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о применении заявительного порядка возмещения НДС. Инспекция обязана в течение 5 дней принять решение и сообщить его в 5 дней. На всю процедуру возврата налога отводится 12 дней. При нарушении сроков за каждый день просрочки начисляются проценты.
Этим порядком может воспользоваться незначительное число организаций, лишь те, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующие году подачи заявления о возмещении налога, составляет не менее 10 млрд. руб. Кроме того, такая организация должна существовать не менее трех лет.
Обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется камеральной проверкой на основе представленной налогоплательщиком декларации. Если при проведении проверки не выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый орган в течение 7 дней обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме об окончании проверки и об отсутствии нарушений законодательства о налогах и сборах (ст. 176.1 НК РФ).
Этим же законом установлено, что ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров, наименование товаров, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).
***
Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ не признаются объектом обложения НДС оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного и муниципального имущества, не закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями.
С 2010 г. вступила в силу новая редакция подп. 4 ст. 150 НК РФ, предусматривающая освобождение от НДС при ввозе из-за рубежа любых культурных ценностей, как полученных государством в дар, так и приобретенных за счет бюджетных средств. Ранее при ввозе уплачивался НДС по ставке 18% от стоимости ввозимых культурных ценностей.
***
Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации":
расширен перечень операций, освобождаемых от обложения НДС (операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими компаниями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребкооперативами, по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) перечисленными организациями). Освобождение от НДС действует, если указанные работы (услуги) были приобретены у организаций и ИП коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии и газа, непосредственно выполняющих (оказывающих) их;
в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные специализированными управляющими организациями на формирование резерва на проведение текущего и капремонта общего имущества в многоквартирном доме.
***
Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения" предусмотрено, что новая форма декларации по НДС вступила в силу начиная с представления налоговой декларации за четвертый квартал 2009 г. - не позднее 20 января. В новой форме нашли отражение НДС с авансов.
***
В письме от 3 ноября 2009 г. N 03-07-09/53 Минфин России указал, что счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения (п. п. 5, 5.1, 6 ст. 169 НК РФ), не могут регистрироваться в книге покупок. В случае обнаружения нарушений в порядке их составления продавец вносит в счет-фактуру необходимые исправления, которые заверяются подписью руководителя и печатью организации с указанием даты изменений. Исправленный счет-фактура регистрируется в период его получения.
***
Для многих читателей представляет интерес сообщение ФНС России о том, что в настоящее время осуществляются организационные и нормотворческие мероприятия по внедрению системы электронного документооборота счетов-фактур.
Проведенный с января по июнь 2009 г. в налоговых органах Москвы пилотный проект показал, что использование счетов-фактур в электронном виде существенно повышает качество и оперативность сбора информации, упрощает и ускоряет процедуры проверок деятельности налогоплательщиков, в целом положительно сказывается на эффективности администрирования налога на добавленную стоимость.
Акцизы
Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 282-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 и главу 28 части 2 Налогового кодекса" проиндексировал ставки акцизов на 2010 - 2012 гг. на все подакцизные товары в среднем на 10% (ст. 193 НК РФ). В то же время по сигаретам с фильтром индексация произведена на 20%, а по сигаретам без фильтра и папиросам - на 28 - 30%.
Ставка акциза на спирт этиловый из всех видов сырья в 2010 г. увеличится с 27,7 руб. до 30,5 руб. за один литр. Ставки акцизов на алкогольную продукцию с долей спирта свыше 9% в 2010 - 2012 гг. будут увеличиваться на 10% ежегодно. Акциз на спиртосодержащую продукцию установлен на одинаковом уровне со ставкой акциза на алкогольную продукцию с долей этилового спирта до 9%. Ставки по натуральным винам, шампанским, игристым, газированным и шипучим также будут ежегодно увеличиваться.
На пиво с содержанием спирта свыше 0,5 и до 8,6% с 2010 г. ставки акциза повысятся почти в три раза, а на пиво с содержанием спирта свыше 8,6% - более чем в четыре раза.
На легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 90 л. с. и по мотоциклам с мощностью двигателя свыше 150 л. с. ставки акцизов в 2010 - 2012 гг. будут повышаться на 10% ежегодно.
В связи со снижением доходов возрастают ставки акцизов и на нефтепродукты и моторные масла. С 2011 г. система исчисления акцизов на нефтепродукты будет построена в увязке с повышением качественных показателей (классов), предусмотренных техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утв. Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118.
Существенные изменения вступили в порядок исчисления и уплаты акцизов. При исчислении акциза на крепкую алкогольную продукцию (свыше 25%) ограничивается право плательщиков на налоговый вычет акциза, уплаченного при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья (ст. 200 НК РФ). С 2010 г. при использовании в качестве сырья спиртосодержащей продукции вычет будет меньше акциза, уплаченного при приобретении такого сырья, так как вычет определяется из ставки акциза на этиловый спирт.
Законом установлена единая дата уплаты акциза - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем (вместо двух дат в 2009 г.).
НДФЛ
Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определен предельный размер суммы, полученной налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, но не превышающей в целом 1 млн. руб.
Статья 217 НК РФ дополнена п. 17.1, согласно которому не подлежат налогообложению доходы, получаемые физическими лицами - налоговыми резидентами РФ от продажи имущества (в том числе и жилья), находившегося в собственности налогоплательщика в течение трех и более лет. Данное положение не распространяется на доходы от реализации ценных бумаг, а также на доходы от продажи имущества, используемого ИП в предпринимательской деятельности. При получении таких доходов у налогоплательщика больше не возникает обязанности по представлению налоговой декларации.
Имущественный налоговый вычет в отношении имущества граждан, не являющегося недвижимым, которое было в собственности у физического лица менее трех лет, увеличен со 125 тыс. руб. до 250 тыс. руб. Вне зависимости от количества продаваемых объектов вычет не должен превышать 250 тыс. руб. (ранее ограничение применялось к каждому объекту - письмо Минфина России от 23 марта 2009 г. N 03-04-05-01/137).
Общий размер имущественного вычета при приобретении недвижимости, предусмотренного подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, не может превышать 2 млн. руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них и по кредитам, предоставленным банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на указанные цели.
***
Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен новый вид налоговых вычетов (ст. 220.1 НК РФ) при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке в соответствии с п. 15 ст. 214.1 НК РФ. Размер налоговых вычетов определяется исходя из сумм убытков, полученных налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах (в течение десяти лет считая с налогового периода, за который производится определение налоговой базы). Этот вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при представлении им налоговой декларации по окончании налогового периода.
Введена новая ст. 214.4, где описаны правила определения налоговой базы по операциям займа с ценными бумагами.
В статье 213.1 НК РФ изложен порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке. Даны определения ценным бумагам и финансовым инструментам срочных сделок.
***
Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. N 276-ФЗ "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что некоторые компенсационные выплаты спортивным судьям освобождаются от обложения НДФЛ и страховыми взносами (выплаты, связанные с компенсацией стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях).
***
ФНС России на своем сайте www. nalog. ru в разделе "Программные средства" разместила бесплатную обновленную программу "Налогоплательщик 2009" (версия 13.28) по доходам работников за 2009 г. для формирования отчетности по форме 2-НДФЛ. Для работы с новой программой необходим Классификатор адресов (КЛАДР). Его можно получить в разделе "Классификаторы ФНС России" сайта ГНИВЦ (www. gnivc. ru). В новой программе все данные необходимо вносить вручную, но она позволяет распечатывать заполненные в ней справки 2-НДФЛ.
***
Минфин России обнародовал проект новой декларации по форме 4-НДФЛ о предполагаемом доходе и порядке ее заполнения. Она предназначена для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, глав фермерских хозяйств. Эта форма заменит декларацию, утвержденную Приказом МНС России от 15 июня 2004 г. N САЭ-3-04/366.
Госпошлина
Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" внесены изменения в гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ. Госпошлины за различные виды юридически значимых действий значительно увеличились.
Так, пошлины за регистрацию юридического лица и физического лица в качестве предпринимателя увеличатся вдвое и составят 4 тыс. руб. и 800 руб. соответственно. Внесение изменений в учредительные документы также подорожает вдвое. Пошлина за регистрацию транспортных средств составит 1,5 тыс. руб. (сейчас - 400 руб.).
В Минфине России признают, что повышение пошлин - "непопулярное решение", но оно необходимо для "создания дополнительного источника поступлений в бюджеты в связи с ростом цен на потребительские товары и с учетом уровня инфляции" и обеспечат дополнительные поступления в бюджет в размере 30 млрд. руб.
Налог на имущество организаций
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 30 октября 2009 г. N 242-ФЗ "О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", плательщиками налога на имущество будут являться лишь те организации, которые имеют на своем балансе облагаемые основные средства. Поэтому исключена обязанность представления "нулевых" деклараций по налогу на имущество организациями, не имеющими на балансе основных средств. Это изменение подлежит применению начиная с первого квартала 2010 г.
Транспортный налог
Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" региональные власти могут увеличивать или снижать ставки транспортного налога не в пять, а в десять раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).
Налог на имущество физических лиц
Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в порядок обложения налогом на имущество физических лиц долей. Инвентаризационной стоимостью будет считаться суммарная инвентаризационная стоимость, умноженная на размер доли.
В 2009 г. налог на имущество граждан был выше, так как при его расчете по жилью, находящемуся в долевой собственности, бралась общая стоимость и, исходя из нее, определялась ставка налога.
Например, квартира инвентаризационной стоимостью 600 тыс. руб. находилась в равной собственности двух владельцев. В районе установлены ставки: для стоимости 600 тыс. руб. и выше - 2%, для стоимости 300 тыс. руб. - 0,3%. Налог в 2009 г. составит 600 тыс. руб. x 2% : 2 = 6 тыс. руб. По новым правилам - в шесть раз ниже: 600 тыс. руб. x на 1/2 x 0,3% = 0,9 тыс. руб.
Поправки распространяются на правоотношения, возникшие с 2009 г., таким образом, граждане, уплатившие налог на имущество за 2009 г. в увеличенном размере, вправе обратиться в налоговые органы за пересчетом налога и его возвратом.
ЕНВД
Приказом Минэкономразвития России от 13 ноября 2009 г. N 465 на 2010 г. установлен коэффициент-дефлятор К1, равный 1,295 (в 2009 г. он составлял 1,148). На этот коэффициент умножается базовая доходность при расчете единого налога, поэтому налог в текущем году возрастет с ростом коэффициента К1.
Декларацию по ЕНВД за первый квартал 2010 г. необходимо представить по обновленной форме, утвержденной Приказом Минфина России от 19 ноября 2009 г. N 119н. Плательщики ЕНВД вправе уменьшать единый налог не только на взносы, уплаченные на пенсионное страхование, а также на взносы в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования от несчастных случаев на производстве и другие взносы в ФСС России.
Налоговое ведомство пришло к выводу, что нужно отказаться от ЕНВД и вместо него ввести УСН на основе патента. Такие изменения планируется принять уже в 2010 г.
УСН
Напоминаем плательщикам, применяющим УСН: Законом Саратовской области от 30 сентября 2009 г. N 130-ЗСО ставки единого налога с 2010 г. для многих категорий значительно уменьшены.
Так, для плательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов при осуществлении оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий, гостиничного и ресторанного бизнеса, установлена ставка единого налога - 10%; для плательщиков, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи и др., эта ставка составляет 7%.
Право применять эти ставки наступает при условии, что доля дохода по этим видам экономической деятельности в общем доходе составляет за налоговый период не менее 70%.
***
Многим организациям, перешедшим на УСН, если они не выбирают варианты учета доходов и расходов, можно не утверждать учетную политику.
Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами и занимается производством или торговлей, ей следует определить способ оценки материалов (п. 2 ст. 346.16; п. 8 ст. 254 НК РФ) и покупных товаров (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Если организация платит единый налог с доходов, то у нее также может возникнуть необходимость вести раздельный учет, например, при поступлении средств в порядке целевого финансирования. Формы регистров для ведения раздельного учета также утверждаются в учетной политике.
ЕСХН
Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. N 275-ФЗ "О внесении изменений в статьи 346.5 и 346.6 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" уточнен перечень расходов, учитываемых при определении базы для исчисления ЕСХН. В состав расходов, на которые уменьшается налоговая база, включены потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотии и других чрезвычайных ситуаций, в том числе связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий. Также при определении базы теперь учитываются расходы в виде потерь от вынужденного убоя птицы и животных в пределах утверждаемых Правительством РФ норм (до внесения изменений учитывались только потери от падежа).
Введено дополнительное правило для организаций, которые до перехода на ЕСХН использовали при исчислении налога на прибыль метод начислений. Они должны включать в налоговую базу затраты на приобретение квот вылова водных биоресурсов, фактически оплаченные до перехода и не отнесенные на расходы при определении налоговой базы. Расходы учитываются на дату перехода. Указанная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 2009 г.
Страховые взносы
Страховыми взносами в ПФР, ФОМС, ФСС России в 2010 г. облагаются выплаты в пределах 415 тыс. руб. в год на каждого работника, в дальнейшем этот предел будет ежегодно индексироваться. Размер ставок взносов оставлен на уровне ставок ЕСН. Страховые взносы нужно перечислять отдельными "платежками" в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС до 15-го числа каждого месяца, следующего за тем, за который они начислены.
Если среднесписочная численность работников организации за 2009 г. превысила 100 человек, то страхователь обязан представлять расчеты с электронно-цифровой подписью. С 2011 г. аналогичная обязанность будет у страхователей со среднесписочной численностью 50 и более работников.
В письме ПФР от 8 декабря 2009 г. N 30/187 приводятся образцы заполнения платежных поручений, памятка для руководителей и работников бухгалтерских служб организаций по заполнению расчетных документов на перечисление страховых взносов в ПФР и в ФОМС с 2010 г. и информационный материал по кодам бюджетной классификации (КБК).
Пенсионный фонд на своем сайте www. pfrf. ru также разъяснил, что при перечислении страховых взносов в ПФР с 2010 г. нужно указывать новые КБК (для платежей, произведенных в 2010 г. за 2009 г., действуют старые КБК). При заполнении платежных поручений изменился подвид доходов КБК (14 - 17 цифры), в зависимости от его характера: взносы (1000), пени и проценты по нему (2000), штрафы (3000). Первые три цифры - администратор доходов, налоговые органы - 182, ПФР - 392, ФСС - 393.
Кратко об изменениях "платежек":
в поле получателя (16) следует указывать не налоговую инспекцию, а соответствующее отделение ПФР;
перечислены новые КБК, которые указываются в поле 104. Предприниматели в расчетных документах на уплату пенсионных взносов указывают другие КБК, нежели предусмотрены для организаций. Специальные коды установлены для перечисления штрафов за неуплату взносов и несдачу отчетности;
недоимка по пенсионным взносам, образовавшаяся на 31 декабря 2009, а также пени и штрафы, - в качестве получателя указывается налоговый орган и те же КБК, что и в 2009 г.;
заполняется поле 101, в котором указывается статус плательщика. Организации в данном поле проставляют код 01, а индивидуальные предприниматели - 09;
в поле назначения платежа (24) рекомендуется вносить дополнительную информацию, которая необходима для идентификации назначения платежа, и регистрационный номер плательщика в ПФР или ФОМС (федеральный и территориальный).
Минздравсоцразвития России разработало специальные формы документов для зачета и возврата излишне уплаченных страховых взносов (сайт www. minzdravsoc. ru в разделе "Банк документов").
***
В соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 297-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 годов" порядок и условия уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не меняются.
Перечислять страховые платежи нужно в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год". На период 2010 - 2012 гг. сохраняются 32 класса профессионального риска, от которых зависит и страховой тариф организации: чем выше класс риска, тем выше тариф. Размер тарифов также сохранен - от 0,2 до 8,5% к начисленной оплате труда застрахованных работников. Остаются в силе льготы по уплате тарифов (например, для работников-инвалидов).
Для подтверждения своего тарифа организациям до 15 апреля 2010 г. следует в отделение ФСС представить заявление, справку-подтверждение об основном виде деятельности, копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за 2009 г. и копию лицензии при ее наличии.
Отчетность по страховым взносам
Отчетными периодами по всем фондам считаются первый квартал, полугодие, 9 месяцев и календарный год.
Расчет по взносам в части ПФР, ФФОМС и ТФОМС представляется по форме РСВ-1 ПФР, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. N 894н, в управление ПФР по месту регистрации. Срок сдачи расчета - ежеквартально до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом. Таким образом, за I квартал 2010 г. плательщикам предстоит отчитаться не позднее 30 апреля.
Для предпринимателей другим Приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. N 895н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам" утверждена форма расчета РСВ-2 ПФР. Данный расчет представляется ежегодно до 1 марта также в территориальный орган ПФР.
Не нужно забывать, что сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованных лиц по формам АДВ-11, СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2 за 2009 г. нужно представить в ПФР не позднее 1-го марта 2010 г.
Срок сдачи отчетности по взносам на обязательное социальное страхование представляется в отделение ФСС не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, за первый квартал расчет нужно представить по 15 апреля.
По начисленным и уплаченным предпринимателями в 2010 г. страховым взносам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством необходимо отчитаться в ФСС не позднее 17 января 2011 г. Использовать для этого следует новую форму отчета 4а-ФСС РФ, утвержденную Приказом Минздравсоцразвития России от 26 октября 2009 г. N 847н "Об утверждении формы отчета (расчета), представляемого лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, порядка и сроков его представления". Изменена периодичность представления отчета - теперь его следует подавать ежегодно, а не ежеквартально.
------------------------------------------------------------------
Название документа