Как снизить размер платы за коммунальные услуги для населения

(Рыжов А. Б.) ("Жилищное право", 2006, N 12) Текст документа

КАК СНИЗИТЬ РАЗМЕР ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

А. Б. РЫЖОВ

А. Б. Рыжов, консультант аппарата комитета Законодательного Собрания Нижегородской области по жилищной политике и градостроительству.

Плата за коммунальные услуги занимает существенное место в бюджете большинства российских семей, ее снижение посредством осуществления мер государственного регулирования и проведения структурных изменений в жилищно-коммунальном комплексе имеет важное общественное значение. В настоящей статье обсуждаются меры законодательного регулирования, которые позволят снизить плату за коммунальные услуги посредством проведения структурных изменений в жилищно-коммунальном комплексе. Рассмотрим ситуацию, складывающуюся в сфере цен на коммунальные услуги для населения, на примере Нижегородской области. Согласно данным государственной статистики, средние цены на жилищно-коммунальные услуги по регионам Приволжского федерального округа в июне 2006 года сложились следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1

Наимено - Средняя Верхний Регионы Нижний Регионы Спра - вание цена в диапазон с более диапа - с более вочно: услуг Нижего - средних высоким зон низким средняя родской цен, уровнем средних уровнем цена в области в руб. цен цен, цен Москве (респуб - в руб. (респуб - лики, лики, области) области)

Плата за Удмуртия, Чувашия, жилье (со - Татарстан, Марий-Эл, держание Пермский Киров - и найм) край, ская, в домах 8,7 - Самарская, 5,7 - Ульянов - муници - 8,2 12,0 Оренбург - 6,5 ская 5,8 пального ская жилищного фонда, 1 кв. м общ. площади

Содержание Башкор - Марий-Эл, и ремонт тостан, Чувашия, жилья для 8,5 - Татарстан, 5,4 - Киров - граждан 8,0 12,1 Пермский 6,2 ская, 5,1 собствен - край, Ульянов - ников Самарская ская жилья, 1 кв. м общей площади

Электро - Кировская, Башкорто - энергия - Самарская, стан, основной Саратов - Чувашия, тариф в 112,0 130,0 - ская 98,0 - Орен - 184,0 квартирах 140,0 110,0 бургская без элект - роплит, 100 кВт/ч

Электро - Самарская, Башкор - энергия - Кировская, тостан, основной Саратов - Нижего - тариф в 78,0 92,0 - ская 69,0 - родская, 130,0 квартирах 98,0 79,0 Оренбург - с электро - ская, плитами, Пензен - 100 кВт/ч ская

Плата за Удмуртия, Башкор - отопление, Нижегород - тостан, 1 кв. м 11,1 - ская, 6,4 - Мордовия, общей 12,8 12,8 Кировская, 8,0 Татар - 8,4 площади Пермский стан, край Пензен - ская

Плата за Самарская, Башкор - горячее Нижегород - тостан, водо - 122,2 - ская, 59,9 - Татар - снабжение, 127,8 160,7 Саратов - 90,3 стан, 154,4 с 1 чел. ская, Мордовия, Ульянов - Оренбург - ская ская

Плата за Ульянов - Башкор - водо - ская, тостан, снабжение Орен - Марий - и канали - 99,4 - бургская, 59,3 - Эл, зацию, 94,4 120,0 Саратов - 72,7 Чувашия 167,9 с 1 чел. ская, Пермский край, Кировская

Газ Башкор - Удмур - сетевой, 29,0 - тостан, 15,5 - тия, с 1 чел. 31,9 33,7 Нижегород - 16,4 Чувашия, 14,1 ская, Пермский Самарская край

Согласно данным государственной статистики, цены на жилищно-коммунальные услуги в июне 2006 года на территории Нижегородской области сложились следующим образом (см. табл. 2).

Таблица 2

В В % к декабрю рублях 2005 г.

Жилищно-коммунальные услуги 118,2

Жилищные услуги 118,6

Содержание и ремонт жилья для граждан собственников жилья, 1 кв. м общей площади 7,97 119,2

Услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ, 1 кв. м общей площади 7,01 112,9

Оплата жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов, 1 кв. м общей площади 8,20 119,2

Проживание в студенческом общежитии, за месяц с 1 человека 182,90 121,9

Коммунальные услуги 117,9

Водоснабжение и канализация, за месяц с 1 чел. 94,43 125,5

Отопление, 1 кв. м общей площади 12,75 115,6

Горячее водоснабжение, за месяц с 1 чел. 127,83 114,9

Плата за электричество в квартирах без электроплит, 100 кВт. ч 112,00 124,4

Плата за электричество в квартирах с электроплитами, 100 кВт. ч 78,00 123,8

Плата за газ сетевой, за месяц с 1 человека 31,92 107,7

Плата за газ сжиженный, за месяц с 1 человека 86,05 115,0

Средние по муниципальному образованию цены на отдельные виды коммунальных услуг в пределах Нижегородской области отличаются в несколько раз. На рисунке 1 (рисунок 1 - не приводится) показана цена центрального отопления для населения в муниципальных образованиях Нижегородской области в 2006 году, руб./кв. метр. Наличие существенных различий в ценах на коммунальные услуги в муниципальных образованиях сигнализирует, что перед органами государственной власти области открыто широкое поле для обеспечения комплексного социально-экономического развития Нижегородской области, в том числе для деятельности по стимулированию развития коммунальной сферы муниципальных образований. Проблема высокого размера платы за коммунальные услуги должна рассматриваться в комплексе проблем социально-экономического развития территории. Так, например, по северным не газифицированным районам Нижегородской области, где размер платы за отопление достигает 30 руб. с кв. метра общей площади жилого помещения, может быть принята программа развития промышленности, реализация которой сделает рентабельным строительство газопровода в данные районы. Как альтернативный вариант может быть принята программа переселения, обеспечивающая приведение численности населения в соответствие с обеспеченностью высокооплачиваемыми рабочими местами, что позволит привести доходы населения в соответствие высокой плате за жилое помещение и коммунальные услуги. Численность и оплата труда работников бюджетной сферы также должны будут приведены в соответствие с новыми реалиями. Важно учитывать, что Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р, содержит указание на сценарий развития теплоэнергетики, связанный с возможностью радикального изменения условий обеспечения топливом тепловых электростанций в европейской части страны. В частности, возможно существенное изменение сегодняшнего соотношения цен на уголь и природный газ. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года предлагает для решения накопившихся проблем в теплоснабжении: в области совершенствования организационной, нормативной и правовой базы: - объединение тепловых сетей акционерных обществ энергетики и электрификации и муниципальных тепловых сетей в рамках одного предприятия (от коллекторов источников тепловой энергии до конечных потребителей), что определит ответственность таких предприятий за надежное и экономически эффективное теплоснабжение конечных потребителей со всеми вытекающими из этого правовыми, экономическими и технологическими последствиями. При этом в процессе реформирования жилищно-коммунального хозяйства должны быть решены вопросы создания контролируемых потребителями организационных структур, ответственных перед населением за оказание услуг по теплоснабжению; - обновление, расширение и при необходимости создание нормативной базы, регулирующей решение проблем теплоснабжения силами и средствами всех производителей тепловой энергии. При этом должны быть созданы организационно-правовые и экономические механизмы разработки и реализации новых комплексных генеральных планов электро-, газо - и теплоснабжения городов с учетом оптимальной структуры энергоресурсов, степени централизации теплоснабжения и теплофикации, что должно обеспечить минимизацию тарифов на производство и передачу тепловой энергии; - создание информационно-аналитической базы данных и организация мониторинга всех действующих систем теплоснабжения для определения реальных затрат энергоресурсов, расходуемых на теплоснабжение, с последующей корректировкой (при необходимости) направлений развития теплоснабжения в городах, регионах и стране в целом; в области разработки новых подходов к тарифному регулированию, управлению спросом и развитию рыночных отношений: - введение системы тарифов на тепловую энергию с выделением ставок за мощность и энергию, а также дифференцированных тарифов по объемам потребления, времени года, числу часов использования максимума нагрузок, и главное - отдельно по городам (возможно, и по отдельным источникам) с целью исключения перекрестного субсидирования неэкономичных источников тепла за счет высокорентабельных; - повышение эффективности функционирования энергоисточников и тепловых сетей за счет снижения издержек системы теплоснабжения в целом, привлечения частных инвестиций, создания условий для превращения теплоснабжения в сферу, привлекательную для бизнеса; - обеспечение управления спросом на тепловую энергию силами и средствами потребителей (а не поставщиков тепла, как это до сих пор принято в России), для чего потребуется массовое внедрение систем автоматического регулирования на тепловых пунктах у конечных потребителей с поэтапным переходом на независимые схемы присоединения к сети и внедрением количественного и количественно-качественного регулирования отпуска тепловой энергии, которая может быть поставлена (подана) в сеть от различных источников; - развитие рыночных отношений и изменение структуры собственности, что повлияет на структуру производства тепловой энергии в направлении децентрализации и меньшей зависимости от акционерных обществ энергетики и электрификации; в области технического перевооружения отрасли: - осуществление реконструкции, модернизации и развития действующих систем централизованного теплоснабжения с целью максимально возможного использования комбинированного производства электрической и тепловой энергии; - обеспечение совершенствования технологий в области теплоснабжения и теплофикации, снижение себестоимости производства тепловой энергии за счет внедрения газотурбинных, парогазовых, газопоршневых и газовинтовых ТЭЦ различной мощности с вытеснением действующих газовых котельных в зону пиковых тепловых нагрузок; - принятие мер по повышению надежности тепловых сетей за счет перехода на предварительно изолированные трубы, совершенствования оборудования, используемого в системах централизованного и децентрализованного теплоснабжения; - обеспечение с учетом суровых климатических условий и кризисных явлений в секторе муниципального теплоснабжения в каждой системе теплоснабжения резервных мощностей и запасов топлива в зависимости от продолжительности сверхнизких температур и их абсолютного значения. В пределах одного поселения, г. Нижнего Новгорода, также наблюдается существенный разброс цен на тепловую энергию, например (по горячей воде): ОАО "Нижегородская генерирующая компания" 301,22 руб/Гкал; ОАО "Нижегородский масложировой комбинат" 360,0 руб/Гкал; ООО "Автозаводская ТЭЦ" 242,70 руб/Гкал; МП г. Н. Новгорода ЖЭРП "Дом" 731,3 руб/Гкал; ООО "ЦТО "Меркурий" 1023,3 руб/Гкал; НШ ЗАО "Маяк" 512,4 руб/Гкал; ОАО "Нижфарм" 363,1 руб/Гкал; ОАО "Молочный комбинат "Нижегородский" 261,4 руб/Гкал. То, что цены теплоснабжения отличаются в несколько раз и в пределах крупного поселения г. Нижний Новгород, означает наличие большого потенциала для модернизации коммунальной энергетики, создания условий для конкуренции в целях оптимизации теплоснабжения многоквартирных и индивидуальных жилых домов. Для планирования деятельности органов государственной власти по созданию условий для увеличения инвестиций в газификацию Нижегородской области, осуществлению государственных инвестиций и стимулированию частных инвестиций в развитие коммунальной сферы муниципальных образований, развитие сетевого хозяйства, обновление и обеспечение прироста генерирующих мощностей, внедрение новой техники и технологий производства и распределения электроэнергии и тепла, а также для формирования конкуренции в тех сегментах рынка коммунальных услуг, где это возможно и экономически, представляется целесообразным разработать и принять: - энергетическую стратегию Нижегородской области на период до 2020 года; - перспективную схему теплоснабжения Нижегородской области; - перспективную схему водоснабжения и водоотведения Нижегородской области; - перспективную схему вывоза, переработки и утилизации отходов производства и потребления в Нижегородской области. В связи с изложенным, необходимо создание организационно-правовых и экономических механизмов разработки и реализации новых комплексных генеральных планов электро-, газо - и теплоснабжения городов с учетом оптимальной структуры энергоресурсов, степени централизации теплоснабжения и теплофикации, в целях минимизации тарифов на производство и передачу тепловой энергии. Необходимо и продолжение работы по созданию условий для развития конкурентного рынка услуг управления многоквартирными домами в соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 24 мая 2006 года N 79-IV "О необходимых мерах по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Нижегородской области" и Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 24 августа 2006 года N 182-IV "О работе органов местного самоуправления г. Н. Новгород по реализации требований Жилищного кодекса Российской Федерации и о практике договорной работы организаций, управляющих многоквартирными домами в г. Н. Новгород, с собственниками помещений в таких домах". В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по предоставлению гражданам коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством. Согласно части 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса. Согласно статье 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - это лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд. В жилищном секторе ими являются: а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений; б) в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги. Жилищным кодексом РФ предусмотрен институт управляющих многоквартирным домом организаций, выбираемых общим собранием собственников помещений. Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Следует отметить, что Жилищный кодекс РФ не включил условия организации снабжения граждан, проживающих в многоквартирном доме, в перечень существенных условий договора управления многоквартирным домом (за исключением порядка определения размера и порядка внесения платы за коммунальные услуги, пункт 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ). Тем самым, по существу, снабжение коммунальными услугами оказалось вне предмета, по которому управляющие организации конкурируют друг с другом. Рассматривая снабжающие коммунальными услугами организации и их предложения как наперед заданные, законодатель снизил потенциально высокую мотивацию управляющих многоквартирным домом организаций активно действовать в интересах собственников помещений в таких домах. Чтобы управляющая многоквартирным домом организация, товарищество собственников жилья требовали повышения эффективности работы снабжающих коммунальными услугами организаций, добиваясь снижения размеров платы за отдельные виды коммунальных услуг, искали оптимальные альтернативные способы обеспечения жителей многоквартирного дома коммунальными услугами, выполняли мероприятия по оптимизации снабжения коммунальными услугами, включая создание новых элементов общего имущества, замену невыгодных поставщиков коммунальных услуг более эффективными, а собственники помещений получили больше ресурсов для реализации своей свободы выбора, необходимо внести в Жилищный кодекс РФ следующие дополнения: 1. Введение норм о признании сумм, выплаченных собственниками помещений предприятиям коммунального комплекса по инвестиционным надбавкам, общим имуществом многоквартирного дома, а также норм о возвращении собственникам помещений таковых сумм при прекращении отношений с предприятием коммунального комплекса по снабжению данного дома коммунальными услугами. Проведенный комитетом Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства анализ норм Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", иного гражданского и финансового законодательства Российской Федерации о введении надбавок к тарифам в виде инвестиционной составляющей позволяет сделать следующий вывод: введение Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" обязательных платежей потребителей товаров, услуг организаций коммунального комплекса в целях финансирования инвестиций в системы коммунальной инфраструктуры и объекты, используемые для утилизации твердых бытовых отходов, приводит к созданию объектов собственности, право на которые приобретают все потребители соразмерно своей доле инвестиций. Помимо этого, по действующему законодательству, потребители-инвесторы вправе требовать возврата им сумм инвестиций с владельца соответствующих объектов. 2. Включение в ЖК РФ норм, обеспечивающих, в соответствии с Законом РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и со статьей 165 ЖК РФ, равные условия для всех управляющих многоквартирными домами организаций при принятии органами государственной власти, органами местного самоуправления, являющимися крупнейшими собственниками помещений в многоквартирных домах, решений о выборе управляющей организации и утверждении условий договора управления, - посредством введения правила, согласно которому представитель органов власти голосует на основании утвержденных результатов соответствующего конкурса. Решения органов государственной власти, органов местного самоуправления по голосованию по выбору управляющей организации и утверждению условий договора управления на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме необходимо сделать прозрачными по следующим причинам: 1) велика возможность опасных с социальной точки зрения злоупотреблений со стороны должностных лиц; 2) органы местного самоуправления сейчас могут использовать власть собственника помещений в целях оказания давления на управляющие организации, желающие отказаться от услуг муниципальных предприятий, оказывающих коммунальные услуги, в пользу более выгодных для граждан решений. 3. Дополнения перечня существенных условий договора управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 162 ЖК РФ) программой обеспечения коммунальными услугами граждан, проживающих в многоквартирном доме. Благодаря введению этого требования управляющие организации будут вынуждены предлагать гражданам конкурентоспособные предложения о реальном повышении эффективности снабжения дома коммунальными услугами. 4. Предоставление сторонам договора управления многоквартирным домом права предусмотреть в таком договоре порядок оплаты одного или нескольких видов коммунальных услуг, в большей степени соответствующий специфике их взаимоотношений, чем установленный статьей 157 ЖК РФ. Дело в том, что Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Жилищный кодекс Российской Федерации, статья 539 "Договор энергоснабжения" Гражданского кодекса Российской Федерации исходят из того, что плата за коммунальную услугу взимается исходя из потребленного ее объема, а тариф на коммунальную услугу устанавливается исходя из некоторого планируемого на будущее объема ее потребления, на который относят планируемые переменные и постоянные издержки предприятия коммунального комплекса. При этом, если предприятие не выполнит планируемый объем потребления, оно не получит планируемый объем выручки и окажется в убытке. Тем самым предприятие стимулируется в предоставлении возможно большего объема коммунальных услуг вне зависимости от того, нужны ли они потребителям. Если плановый объем будет превышен (например, зима холодная), то потребители переплачивают, так как тариф был рассчитан из тех же постоянных издержек, отнесенных на меньший (плановый) объем потребления. Следовательно, необходимо разрешить разделять плату за коммунальные услуги на абонентскую плату и плату исходя из объема потребления. Размер абонентской платы должен обеспечивать покрытие постоянных издержек, а размер платы исходя из объема потребления - возмещение переменных издержек предприятия. Соответствующие статьи Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом предлагаемых изменений могут выглядеть следующим образом (дополнения выделены прописными буквами, исключения - зачеркиванием): Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме 1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. 1.1. В СОСТАВ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ ТАКЖЕ ВХОДЯТ: А) ТЕХНИЧЕСКАЯ И ИНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НА МНОГОКВАРТИРНЫЙ ДОМ; Б) СУММЫ ИНВЕСТИЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЕННЫХ ПРИ ОПЛАТЕ СОБСТВЕННИКАМИ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, В СОСТАВЕ ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, НАДБАВОК, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ ПРЕДПРИЯТИЯМИ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА. 2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. 3. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. 4. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. 5. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие настоящего Кодекса. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме. Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке. 6. ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ ОТНОШЕНИЙ ПО СНАБЖЕНИЮ КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, СНАБЖАЮЩАЯ КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАНА В СРОК НЕ БОЛЕЕ ДЕВЯНОСТА ДНЕЙ С МОМЕНТА ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ВЕРНУТЬ СУММУ ИНВЕСТИЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЕННЫХ ПРИ ОПЛАТЕ СОБСТВЕННИКАМИ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, В СОСТАВЕ ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, НАДБАВОК, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЕЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ, УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВУ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ ЛИБО ЖИЛИЩНОМУ КООПЕРАТИВУ ИЛИ ИНОМУ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМУ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ КООПЕРАТИВУ ЛИБО В СЛУЧАЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТАКИМ ДОМОМ СОБСТВЕННИКАМИ ПОМЕЩЕНИЙ В ТАКОМ ДОМЕ ОДНОМУ ИЗ ДАННЫХ СОБСТВЕННИКОВ, УКАЗАННОМУ В РЕШЕНИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ДАННЫХ СОБСТВЕННИКОВ. Статья 44. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме 1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. 2. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 1.1) ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ О СОЗДАНИИ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В ТАКОМ ДОМЕ, КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ; 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 3) принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме; 4) выбор способа управления многоквартирным домом; 4.1) ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ О РАСПОРЯЖЕНИИ СУММАМИ ИНВЕСТИЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЕННЫХ ПРИ ОПЛАТЕ СОБСТВЕННИКАМИ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, В СОСТАВЕ ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, НАДБАВОК, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ ПРЕДПРИЯТИЯМИ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА, И ВОЗВРАЩЕННЫХ СНАБЖАЮЩИМИ КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С НАСТОЯЩИМ КОДЕКСОМ И ИНЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ; 5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Статья 48. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме 1. Правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. 2. Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально. 2.1. ПРИ РАССМОТРЕНИИ ОБЩИМ СОБРАНИЕМ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ ВОПРОСОВ О ВЫБОРЕ СПОСОБА УПРАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИИ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ ТАКИМ ДОМОМ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВЫСТУПАЮЩИХ В КАЧЕСТВЕ СОБСТВЕННИКА ПОМЕЩЕНИЙ И ОБЛАДАЮЩИХ БОЛЕЕ 25 ПРОЦЕНТОВ ГОЛОСОВ НА ТАКОМ СОБРАНИИ, ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ ОТБОРУ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТАКОГО КОНКУРСА УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 3. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. 4. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. 5. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. 6. При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом. Статья 137. Права товарищества собственников жилья 1. Товарищество собственников жилья вправе: 1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества; 2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; 3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; 4) выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги; 5) пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством; 6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги; 7) продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу; 8) ТРЕБОВАТЬ У СНАБЖАЮЩЕЙ КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ С НЕЙ ОТНОШЕНИЙ ПО СНАБЖЕНИЮ КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, ВОЗВРАТА СУММ ИНВЕСТИЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЕННЫХ ПРИ ОПЛАТЕ СОБСТВЕННИКАМИ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, В СОСТАВЕ ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, НАДБАВОК, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЕЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ. 2. В случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, товарищество собственников жилья вправе: 1) предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме; 2) в соответствии с требованиями законодательства в установленном порядке надстраивать, перестраивать часть общего имущества в многоквартирном доме, СОЗДАВАТЬ НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В ТАКОМ ДОМЕ, КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ; 3) получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации; 4) осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме застройку прилегающих к такому дому выделенных земельных участков; 5) заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам товарищества действия. 3. В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов. 4. Товарищество собственников жилья может потребовать в судебном порядке полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов. Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги 1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги. 2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. 3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. 4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). 5. СОБСТВЕННИКИ ЖИЛЫХ ДОМОВ ЯВЛЯЮТСЯ СОБСТВЕННИКАМИ СУММ ИНВЕСТИЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЕННЫХ ИМИ ПРИ ОПЛАТЕ, В СОСТАВЕ ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, НАДБАВОК, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ ПРЕДПРИЯТИЯМИ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА. ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ ОТНОШЕНИЙ ПО СНАБЖЕНИЮ КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ, СОБСТВЕННИКИ ЖИЛЫХ ДОМОВ ВПРАВЕ ТРЕБОВАТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ УКАЗАННОЙ СУММЫ ИНВЕСТИЦИЙ, А СНАБЖАЮЩАЯ КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАНА В СРОК НЕ БОЛЕЕ ДЕВЯНОСТА ДНЕЙ С МОМЕНТА ПРЕКРАЩЕНИЯ ОКАЗАНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ВЕРНУТЬ ТАКУЮ СУММУ. Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги 1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. 1.1. ДОГОВОРОМ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ, А ТАКЖЕ ПРИНЯТЫМ НА ОСНОВЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ, СНАБЖАЮЩЕЙ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ, РЕШЕНИЕМ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ЧЛЕНОВ ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ МОЖЕТ БЫТЬ УСТАНОВЛЕН ОТЛИЧНЫЙ ОТ ПРЕДУСМОТРЕННОГО ЧАСТЬЮ 1 НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬИ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ОДИН ИЛИ НЕСКОЛЬКО ВИДОВ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ. ПРИ ЭТОМ ПЛАТА ЗА СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВИДЫ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ: А) ПЛАТУ, РАССЧИТЫВАЕМУЮ ИСХОДЯ ИЗ ПОКАЗАНИЙ ПРИБОРОВ УЧЕТА ОБ ОБЪЕМЕ И ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПОТРЕБЛЯЕМЫХ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ; Б) ФИКСИРОВАННУЮ АБОНЕНТСКУЮ ПЛАТУ; В) ЕДИНОВРЕМЕННЫЕ ВЫПЛАТЫ НА ПОДКЛЮЧЕНИЕ К СИСТЕМАМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ. 2. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом. 3. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги. 4. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 158. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме 1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме, НА СОЗДАНИЕ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В ТАКОМ ДОМЕ, КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. 2. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. 2.1. РЕШЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ ОБ ОПЛАТЕ РАСХОДОВ НА СОЗДАНИЕ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В ТАКОМ ДОМЕ, КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ, ПРИНИМАЕТСЯ НА ОСНОВЕ УСТАНОВЛЕННОГО ДОГОВОРОМ УПРАВЛЕНИЯ ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ С УЧЕТОМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ О СРОКЕ НАЧАЛА РАБОТ, ИХ НЕОБХОДИМОМ ОБЪЕМЕ, СТОИМОСТИ МАТЕРИАЛОВ, ПОРЯДКЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ, СРОКАХ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ И ДРУГИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С УСЛОВИЯМИ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ. 3. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома. 3.1. ПРАВИЛА, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЧАСТЬЮ 3 НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬИ, ТАКЖЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ К ОБЯЗАННОСТИ ПО ОПЛАТЕ РАСХОДОВ НА СОЗДАНИЕ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В ТАКОМ ДОМЕ, КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ. 4. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). Статья 162. Договор управления многоквартирным домом 1. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. 2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. 3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (и размера платы за коммунальные услуги) <*>, а также порядок внесения такой платы; -------------------------------- <*> Текст в скобках в источнике зачеркнут.

3.1) ПРОГРАММА СНАБЖЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, НА ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления. 4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. 5. Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет. 6. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором. 7. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания. 8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. 9. Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса. 10. Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме. 10.1. УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗА ТРИДЦАТЬ ДНЕЙ ДО ПРЕКРАЩЕНИЯ ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ ОБЯЗАНА ПЕРЕЧИСЛИТЬ НАХОДЯЩИЕСЯ У НЕЕ СУММЫ ИНВЕСТИЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЕННЫХ ПРИ ОПЛАТЕ СОБСТВЕННИКАМИ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, В СОСТАВЕ ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, НАДБАВОК, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ ПРЕДПРИЯТИЯМИ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ВОЗВРАЩЕННЫХ СНАБЖАЮЩИМИ КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ВНОВЬ ВЫБРАННОЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВУ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ ЛИБО ЖИЛИЩНОМУ КООПЕРАТИВУ ИЛИ ИНОМУ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМУ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ КООПЕРАТИВУ ЛИБО В СЛУЧАЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТАКИМ ДОМОМ СОБСТВЕННИКАМИ ПОМЕЩЕНИЙ В ТАКОМ ДОМЕ ОДНОМУ ИЗ ДАННЫХ СОБСТВЕННИКОВ, УКАЗАННОМУ В РЕШЕНИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ДАННЫХ СОБСТВЕННИКОВ. 11. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. СТАТЬЯ 162.1. ПРОГРАММА СНАБЖЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ В ПРОГРАММЕ СНАБЖЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ УКАЗАНЫ: 1) СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ К СНАБЖЕНИЮ КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ; 2) СРОКИ НАЧАЛА И ОКОНЧАНИЯ ПЕРИОДА, НА КОТОРЫЙ КАЖДАЯ ИЗ УКАЗАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИВЛЕКАЕТСЯ К СНАБЖЕНИЮ КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ; 3) ИСПОЛЬЗУЕМАЯ КАЖДОЙ ИЗ УКАЗАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ; 4) ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА КАЖДЫЙ ИЗ ВИДОВ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ТАКОЙ ПЛАТЫ В КАЖДЫЙ ИЗ ПЕРИОДОВ, УКАЗАННЫХ В ПУНКТЕ 2 НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬИ; 5) ПЕРЕЧЕНЬ, ОБЪЕМ И СМЕТНАЯ СТОИМОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ ИЛИ СОЗДАНИЮ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В ТАКОМ ДОМЕ, КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ, В ЧАСТНОСТИ, В ЦЕЛЯХ: ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ; ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СНАБЖЕНИЯ ОДНИМ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ВИДАМИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ; СОЗДАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАМЕНЫ СНАБЖАЮЩЕЙ ОДНИМ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ВИДАМИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИИ ДРУГОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ; ПОДКЛЮЧЕНИЯ К СИСТЕМАМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.

***

Снижение платы за коммунальные услуги для населения послужит наглядным доказательством эффективности федеральной жилищной политики. Разработка и реализация предложенных мер потребует длительного времени и усилий, однако и результаты будут носить фундаментальный долгосрочный характер.

------------------------------------------------------------------

Название документа