Вступительное слово

(Лаптев В. В.)

("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2010, N 3)

Текст документа

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

В. В. ЛАПТЕВ

Лаптев В. В., академик РАН.

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Проведение конференции своевременно, так как происходят изменения в экономике и законодательстве, которые необходимо теоретически осмыслить. Конференция посвящена Концепции совершенствования законодательства в сфере рыночной экономики, но было бы правильным рассмотреть главным образом проблемы, относящиеся к предпринимательскому (хозяйственному) законодательству.

Тем более что недавно была принята Концепция развития гражданского законодательства. Однако она является односторонней, ориентированной на развитие гражданского законодательства в "чистом" виде, как законодательства частноправового. Между тем правовое регулирование предпринимательских (хозяйственных) отношений осуществляется на основе сочетания частноправовых и публично-правовых начал. Поэтому важнейшая задача совершенствования предпринимательского (хозяйственного) законодательства состоит в обеспечении рационального соотношения этих двух начал. В четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации появились отдельные публично-правовые нормы, например, предусматривается, что при передаче права на общую технологию правообладатель не только вправе, но и обязан использовать технологию. Такой подход соответствует задачам модернизации производственно-хозяйственной деятельности, но не укладывается в рамки традиционных цивилистических представлений и поэтому не нашел отражения в указанной Концепции.

Между тем переход к инновационной экономике требует усиления государственного регулирования предпринимательской деятельности, поскольку слабое развитие конкуренции в нашей стране не создает достаточных стимулов, побуждающих предпринимателей к внедрению инноваций. О необходимости государственного регулирования производственно-хозяйственной деятельности свидетельствуют и уроки экономического кризиса.

Для обеспечения единого регулирования отношений по осуществлению и организации предпринимательской деятельности важно издать Предпринимательский (Хозяйственный) кодекс или иной обобщающий закон. Это подтверждается как доводами, высказанными ранее в ходе дискуссий, так и практикой других государств. Имеется в виду не только издание Хозяйственного кодекса на Украине, но и опыт Австрии, где Торговое уложение было преобразовано в Предпринимательское уложение. Издание Предпринимательского (Хозяйственного) кодекса Российской Федерации или иного обобщающего закона по регулированию предпринимательских (хозяйственных) отношений - перспективная стратегическая задача, которая должна быть учтена при разработке концепции совершенствования предпринимательского (хозяйственного) законодательства, хотя эта задача не может быть решена быстро в условиях, сложившихся в нашей стране.

Сейчас большое значение приобретает разработка законов "второго уровня", регулирующих отдельные наиболее важные вопросы предпринимательской (хозяйственной) деятельности. Такие законы издавались и ранее, к ним относится, например, Закон о техническом регулировании, составляющий существенный элемент предпринимательского законодательства. Издание других подобных законов неоднократно предлагалось в литературе. К ним может быть отнесен Закон о государственном регулировании предпринимательской (хозяйственной) деятельности, регламентирующий хозяйственные отношения по вертикали. Далее следовало бы издать Закон о производственно-хозяйственных комплексах, определяющий правовую организацию хозяйственных систем, включающих предприятия, управляемые единым центром (речь идет о холдингах и других подобных комплексах).

В условиях экономического кризиса большое внимание стало уделяться хозяйствующим субъектам реального сектора экономики, т. е. предприятиям сферы материального производства. Им выделялись огромные государственные средства, но банки, которые должны были доводить данные средства до предприятий, использовали их в своих интересах. Это в значительной степени объясняется отсутствием законодательного определения понятия и особенностей деятельности предприятий сферы материального производства, что должно быть исправлено путем издания Закона о реальном секторе экономики.

В последнее время широко используется договорная форма организации хозяйственных отношений. Казалось бы, предпринимательские договоры подробно регулируются в Гражданском кодексе, но нормы о них рассредоточены в разных частях этого закона, законодательно не определены общие положения о таких договорах. Некоторые из предпринимательских договоров, в которых ярко выражены публично-правовые элементы, вообще не предусмотрены в ГК РФ. Все это показывает целесообразность издания Закона о предпринимательских договорах.

Вместе с тем в законодательном регулировании договорных отношений имеются и положительные моменты. В последнее время стали законодательно регулироваться внутрихозяйственные договоры - акционерные соглашения, договоры между участниками обществ с ограниченной ответственностью. Это требует хозяйственно-правового осмысления и приводит к выводу о необходимости дальнейшего развития концепции правовой организации внутрихозяйственных отношений, которая сложилась в шестидесятые годы прошлого столетия, когда в промышленности нашей страны не было корпоративных предприятий. Теперь же следует рассматривать внутрихозяйственные отношения как включающие два вида: внутрипроизводственные отношения между подразделениями, а также между ними и предприятием в целом; внутрикорпоративные отношения между участниками корпоративного предприятия, а также между ними и предприятием.

Важной задачей является активизация хозяйственно-правовых исследований современных теоретических проблем. Только на этой основе могут быть разработаны рациональные предложения по совершенствованию предпринимательского (хозяйственного) законодательства.

------------------------------------------------------------------

Название документа