История кодификации отечественного хозяйственного законодательства в советский и постсоветский периоды

(Ишутин В. Ю.) ("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2010, N 3) Текст документа

ИСТОРИЯ КОДИФИКАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

В. Ю. ИШУТИН

Ишутин В. Ю., адъюнкт кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России.

В условиях современной внутриполитической доктрины отечественного государства, направленной на проведение комплекса институциональных реформ в экономической жизни общества, чрезвычайно важное значение приобретает проблема совершенствования правового инструментария, посредством которого публичная власть сможет оказывать должное воздействие на соответствующий объект регулирования и тем самым реализовать заявленную модернизацию экономики. Представляется очевидным, что в качестве основы такого инструментария выступают нормативно-правовые акты, имеющие, как известно, различную юридическую силу, временные и пространственные отличия в пределах действия. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему <1>. -------------------------------- <1> Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 233.

В качестве основной формы такого упорядочения в настоящее время выступает кодификация. С. С. Алексеев кодификацию рассматривает в качестве первоочередного, ключевого фактора развития права как системы, так как при кодификации не только упорядочивается действующее право и в него вносятся необходимые изменения, но и достигается развитие согласованной, гармоничной системы <2>. -------------------------------- <2> Алексеев С. С. Советское право как система: Методологические принципы исследования // Советское государство и право. 1974. N 7. С. 15.

Интересующая нас проблема кодификации хозяйственного законодательства до сих пор не нашла единого понимания в юридической науке, в связи с чем представляется крайне интересным проследить динамику ее развития. Исследование кодификации отечественного хозяйственного законодательства в советский и постсоветский периоды призвано сформировать четкое представление о наиболее важных ее проблемных моментах и дать ответ на ряд вопросов, и по сей день вызывающих дискуссию в правовой доктрине.

Проблемы кодификации советского хозяйственного законодательства в период нэпа

В условиях советской многоукладной экономики 20-х годов вопросы хозяйственного права находились в тесной связи с важнейшими проблемами экономической политики государства. Структура хозяйственного права как особой отрасли отражала структуру переходной экономики, а связанные с этим идеолого-правовые построения - динамику хозяйственных процессов "смешанного" хозяйства. Поэтому исследование процесса возникновения и развития хозяйственного права как отрасли права и юридической науки представляет значительный интерес для историков советского права. Некоторые аспекты дискуссии о хозяйственном праве, развернувшейся в 20-е годы, опять приобретают актуальность, поскольку спор о самостоятельности хозяйственного права возобновился в наши дни, хотя аргументы в этой дискуссии существенно изменились. В октябре 1923 г. Комиссией по внутренней торговле при Совете труда и обороны РСФСР был внесен в законодательные органы проект Торгового свода <3>. Необходимость издания этого акта, в частности, мотивировалась тем, что "торгово-промышленная стихия, резко обособленная в плане государственно-политических и социально-хозяйственных построений, не должна остаться без внешнего обособления регламентирующего ее правового режима". Идея о специальном торговом кодексе в советской литературе оказалась тесно связанной с дискуссией о соотношении гражданского и торгового права. В качестве объективной предпосылки отраслевой самостоятельности торгового права указывалось на процесс "коммерциализации" гражданского права в условиях переходной экономики. Именно в нем якобы и заключалось социальное назначение торгового права, особая (торгово-промышленная) социальная функция. Поскольку Советское государство использовало в своих целях механизм торговли, оно было вынуждено вырабатывать и нормы торгового права. Формируемое государством торговое право приобрело, таким образом, публичный характер, отличающий его от права гражданского, всегда имеющего частноправовой характер. -------------------------------- <3> Исаев И. А. Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР (20-е годы). М., 1986. С. 109 - 111.

В. Н. Шретер, в свое время возражавший против специальной кодификации торгового права, высказывался за непременную систематизацию норм промышленного права и их кодификацию. Он предлагал разделить всю систему промышленного права на статику (организационное строение предприятий, распределение имущества и пр.) и динамику (организационное строение предпринимательства, промышленный оборот, его регулирование и пр.) <4>. -------------------------------- <4> Абрамов А. В. Хозяйственный кодекс Украины: основные понятия и субъекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 12.

В качестве мотива создания специального промышленного права и здесь на первый план выдвигались конкретные потребности промышленности, для удовлетворения которых было необходимо выработать специальные правовые формы. Инициаторы создания специального Промышленного кодекса <5> указывали на то, что пробелы в промышленном законодательстве (обилие актов, утративших силу, но не отмененных, несогласованность актов, принятых в разное время, и пр.) не позволяют ограничиться его простой систематизацией, а непременно требуют кодификации. Этому способствовал и систематический характер законодательных актов о промышленности, применяемых на практике. Сторонники промышленного кодекса подчеркивали при этом, что если его разработка задержится, то ряд вопросов все равно будет разрешен в отдельных актах, независимо от общего развития кодификационной работы. -------------------------------- <5> Исаев И. А. Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР (20-е годы). М., 1986. С. 112 - 114.

На следующем этапе развития советской правовой науки преимущественное влияние получила концепция единого хозяйственного права. В пользу этой теории говорил целый ряд новых фактов: высокая степень организационного единства и типизации отношений в различных секторах народного хозяйства; всеохватывающий характер планирования в условиях реконструктивного периода, когда эти начала проникают и в необобществленный сектор, и др. В связи с изменившимися хозяйственными условиями встал вопрос о создании особого Хозяйственного кодекса. "Намеченная система советского Хозяйственного кодекса должна исходить из тезиса о едином хозяйственном праве", из того, что "все советское хозяйственное право во всех его отраслях - форма политики одного класса". Однако при обсуждении проекта Хозяйственного кодекса вновь возник вопрос об особенностях правового регулирования частного сектора. Некоторые ученые предлагали исключить регулирование этих отношений из Хозяйственного кодекса или хотя бы передать их на усмотрение союзных республик, чтобы не регулировать их в общесоюзном масштабе. Проект Хозяйственного кодекса СССР <6> был разработан в соответствии с решением секции общественных наук Президиума Академии наук СССР N 9 от 4 апреля 1969 г. сектором хозяйственного права и проблем управления промышленностью Института государства и права АН СССР. Разделы 6 и 8 подготовлены Институтом экономики промышленности АН УССР. Авторами разделов проекта являлись: 1, 2 - В. В. Лаптев; 3, 4 - З. М. Заменгоф; 5, 9 - И. А. Таньчук; 6, 8 - В. К. Мамутов, В. В. Овсиенко, Г. Л. Знаменский, 7 - В. П. Рассохин; 10, 13 - Т. Е. Абова; 11 - Н. С. Малеин; В. Ф. Кузьмин; 12 - В. П. Ефимочкин. -------------------------------- <6> Хозяйственный кодекс СССР (проект основных положений). Институт государства и права АН СССР. М., 1970. С. 260.

Работой руководил доктор юридических наук, профессор В. В. Лаптев. Необходимость разработки проекта Хозяйственного кодекса была вызвана тем, что хозяйственное законодательство отставало от развития экономики, некоторые его нормы были приняты до экономической реформы и не соответствовали новым условиям хозяйствования. В действующем законодательстве не всегда учитывалось единство отношений по руководству хозяйством и осуществлению хозяйственной деятельности, эти отношения в ряде случаев регулировались раздельно, что приводило к противоречиям в законодательстве. К тому же хозяйственное законодательство было весьма громоздко, что затрудняло его практическое применение и создавало почву для нарушений законности в хозяйственной деятельности. Составители проекта исходили из необходимости принятия Хозяйственного кодекса как общесоюзного закона. В СССР хозяйственное законодательство исторически сложилось как законодательство общесоюзное. В этой отрасли законодательства не было оснований для принятия общесоюзных основ и на их базе республиканских кодексов, как было сделано в области гражданского, уголовного и некоторых других отраслей законодательства. Проект состоял из разделов, которые подразделялись на главы и статьи. Всего в проекте 13 разделов, 70 глав, 587 статей. Разделы проекта таковы: 1) общие положения; 2) участники хозяйственных отношений; 3) имущество хозяйственных органов; 4) планирование хозяйственной деятельности; 5) общие положения о хозяйственных обязательствах; 6) хозяйственные санкции; 7) хозяйственные обязательства, связанные с выполнением научно-технических работ; 8) хозяйственные обязательства в области строительства; 9) хозяйственные обязательства в области снабжения и сбыта; 10) хозяйственные обязательства, связанные с перевозками грузов; 11) хозяйственные обязательства, возникающие при кредитовании и расчетах; 12) иные хозяйственные обязательства; 13) защита хозяйственных прав.

Проекты Предпринимательского (Хозяйственного) кодекса России

Проект Предпринимательского кодекса России 1995 - 1996 гг. В Программе развития реформ и стабилизации экономики, утвержденной Правительством Российской Федерации 6 августа 1993 г., указывалось на необходимость улучшения хозяйственного законодательства, издания не только Гражданского, но и Торгового кодекса. В Указе Президента Российской Федерации об исследовательской программе "Пути и формы укрепления Российского государства" от 29 апреля 1994 г. предусматривается разработка Предпринимательского кодекса. Из необходимости принятия специального кодификационного акта предпринимательской деятельности исходит и Государственная Дума, поручившая Институту государства и права РАН подготовить проект Хозяйственного (Предпринимательского, Торгового) кодекса. В указанных актах применяются разные термины. Наиболее предпочтительным, по мнению разработчиков, следует признать название кодекса "Предпринимательский" или "Хозяйственный", поскольку имеется в виду издание основополагающего закона в области предпринимательской деятельности, название же "Торговый кодекс" наводит на мысль, что речь идет о законе, регулирующем куплю-продажу <7>. -------------------------------- <7> Правовое регулирование предпринимательской деятельности / Под ред. акад. В. В. Лаптева. М., 1995. С. 4 - 6.

В разработке проекта принимали участие ведущие специалисты Института государства и права РАН, преподаватели кафедры предпринимательского права МГУ им. М. В. Ломоносова и преподаватели кафедры предпринимательского (хозяйственного) права Московской государственной юридической академии, представители других вузов, а также практические работники. Проект состоял из следующих разделов: первый - "Общие положения", второй - "Субъекты предпринимательских отношений", третий - "Имущество субъектов предпринимательской деятельности", четвертый - "Предпринимательский договор и иные обязательства", пятый - "Государственное регулирование предпринимательской деятельности", шестой - "Финансирование предпринимательской деятельности", седьмой - "Инновационная деятельность", восьмой - "Инвестиционная деятельность", девятый - "Ответственность предпринимательских отношений", десятый - "Защита прав и интересов предпринимателей". Проект Хозяйственного кодекса России 2006 г. <8>. При кодификации гражданского законодательства, проведенной в 1994 - 1996 гг., за основу была принята односторонняя частноправовая модель, согласно которой экономика должна строиться на саморегулируемой основе, без какого-либо государственного вмешательства. Такой подход связан с развитием рыночной стихии, с идеями "шоковой терапии". -------------------------------- <8> Дойников И. В. О кодификации предпринимательского законодательства // Современное законодательство России и бывших республик СССР: Материалы Международной научно-практической конференции. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006.

В стране возник цивилистический экспансионизм частного права, игнорирующий необходимость публично-правового регулирования экономики. При этом не учитывается, что эта экономика находится в кризисном состоянии, когда отсутствие государственного регулирования приводит к господству олигархических, зачастую криминальных структур. Пример строительства национального государства на просторах СНГ показывает Украина, принявшая Хозяйственный кодекс <9>. Украина заимствовала современный опыт правового регулирования хозяйственной деятельности, вошла в семью стран с дуалистической системой частного права. -------------------------------- <9> Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий / Под общ. ред. А. Т. Бобковой. Харьков, 2008.

Цели разработки проекта ХК можно определить следующим образом: 1) установление, согласно Конституции РФ, правовых основ экономической (хозяйственной) деятельности, предусматривающей разнообразие субъектов хозяйствования разных форм собственности; 2) социальная направленность хозяйственной деятельности; 3) развитие предпринимательства и на этой основе эффективность функционирования народного хозяйства РФ в рыночном режиме хозяйствования; 4) утверждение в стране публичного экономического правопорядка. Концепция законопроекта должна содержать разделы, в которых даются: а) обоснование необходимости принятия нового акта, включая анализ имеющейся по теме научной юридической литературы, состояние действующего в данной сфере законодательства, а также зарубежного опыта; б) обоснование возможности принятия конкретного закона с учетом экономических, политических, юридических, организационных, финансовых и иных аспектов; в) определение цели будущего акта; г) определение предмета (круга регулируемых общественных отношений) будущего акта; д) обоснование формы будущего акта; е) обоснование его названия; ж) определение места проекта будущего акта среди других законопроектов по данной проблеме (связанные и смежные, альтернативные и дублирующие и т. д.); з) подготовка рабочего словника (термины и определения) для целей разработки проекта; и) определение структуры будущего акта; к) развернутая характеристика основных положений будущего акта; л) предложения по мерам, обеспечивающим реализацию акта в случае его принятия, включая предложения по разработке новых актов, отмене действующих актов и (или) внесению в них изменений и др.; м) оценка социальных, правовых, экономических и иных последствий принятия и применения предлагаемого акта. Отношения, регулируемые Хозяйственным кодексом Российской Федерации, - это отношения между лицами, осуществляющими хозяйствующую деятельность. Под такой деятельностью понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере народного хозяйства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостью характера, которые имеют ценовую определенность. В качестве одного из видов деятельности выделяется предпринимательство (хозяйственная коммерческая деятельность) - хозяйственная деятельность, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли. Хозяйственная деятельность некоммерческих организаций осуществляется для достижения целей, ради которых они созданы, образует хозяйственную некоммерческую деятельность. Сферу хозяйственных отношений составляют хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения. Хозяйственно-производственными являются имущественные и прочие отношения, возникающие между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности. Под организационно-хозяйственными отношениями понимаются отношения, складывающиеся между субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью. Внутрихозяйственными отношениями являются отношения, складывающиеся между структурными подразделениями субъекта хозяйствования, и отношения субъекта хозяйствования, и отношения субъекта хозяйствования с его структурными подразделениями. Хозяйственный кодекс РФ состоит из преамбулы и восьми разделов, включающих в себя: "Общие положения", "Субъекты хозяйственной деятельности", "Имущественная основа хозяйствования", "Хозяйственные обязательства", "Государственное регулирование хозяйственной деятельности", "Внешнеэкономическая деятельность", "Специальные режимы хозяйствования", "Заключительные положения".

------------------------------------------------------------------

Название документа