Законодательство о предпринимательской деятельности: состояние и направления совершенствования

(Губин Е. П.) ("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2010, N 3) Текст документа

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Е. П. ГУБИН

Губин Е. П., заведующий кафедрой предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор.

Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. отмечал: "Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы. По моему убеждению, это вопрос выживания нашей страны в современном мире" <1>. -------------------------------- <1> Российская газета. N 214. 13 ноября 2009 г.

Совершенно ясно, что достижение поставленных целей модернизации российской экономики возможно лишь при надлежащем правовом обеспечении сформулированных в Послании Президента Российской Федерации направлений модернизации с учетом реально сложившейся экономической ситуации. Современная же экономическая ситуация характеризуется наличием последствий глубокого экономического кризиса мирового масштаба, затронувшего в том числе и Россию. В Послании Президента Российской Федерации также отмечалось, что в качестве одного из системных шагов, направленных на решение основных задач модернизации, следует рассматривать выход на необходимый уровень изменений в законодательстве и в государственном управлении. В этой связи представляется необходимым остановиться на проблеме совершенствования правовых основ рыночной экономики в целом. Кризис подтолкнул к осознанию необходимости модернизации как экономики, так и законодательства о рыночной экономике, предпринимательстве, принятия оперативных мер правового реагирования, что не исключает, а, наоборот, предполагает его системное совершенствование. Закрепление в Послании Президента Российской Федерации экономической политики государства, направленной на модернизацию рыночной экономики и внесение необходимых изменений в законодательство, предполагает выявление направлений совершенствования законодательства, определение соотношения таких категорий, как "отрасль права" и "отрасль законодательства", при этом учитывая, что основная роль в совершенствовании законодательства в связи с модернизацией современной российской экономики принадлежит законодательству о предпринимательской деятельности. В современной юридической литературе существует практически единодушное мнение о существовании в качестве самостоятельной отрасли законодательства - законодательства о предпринимательской (хозяйственной) деятельности. И. Н. Синякин выделяет "комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство" <2>. -------------------------------- <2> Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Под ред. М. Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М.: Изд-во "Зерцало", 1998. С. 238.

В. Ф. Яковлев в работе "Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики)" пишет: "Если объединить... отрасли законодательства, которые используются в сфере предпринимательской деятельности, то мы получим законодательный массив, который условно можно было бы назвать предпринимательским правом" <3>. Существование предпринимательского (хозяйственного) законодательства признается и другими авторами <4>. -------------------------------- <3> Яковлев В. Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. С. 165. <4> См.: Мицкевич А. В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчество. В кн.: Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М.: Городец, 2000. С. 43; Суханов Е. А. Источники гражданского права. Гражданское право: В 2 т. Т. 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЭК, 2000. С. 65; Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О. М. Олейник. М.: Юристъ, 1999. С. 71 и др.; Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. М.: Юристъ, 2001. С. 42.

Одним из основных вопросов, возникающих при исследовании проблемы законодательства о предпринимательской деятельности, является вопрос об основаниях (основах) формирования законодательства <5>. -------------------------------- <5> См.: Мицкевич А. В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчества. В кн.: Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М.: Городец, 2000. С. 37.

С. С. Алексеев утверждает, что строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей системы права <6>. То есть в основе законодательства лежит деление права на отрасли. Аналогичной точки зрения придерживается А. В. Мицкевич, утверждая, что научная структура отраслей права представляет собой основу для практического выделения отраслей действующего законодательства <7>. -------------------------------- <6> Алексеев С. С. Структура советского права. М., 1975. С. 61. <7> См.: Мицкевич А. В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчество. В кн.: Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М.: Городец, 2000. С. 37.

Однако другие авторы подчеркивают, что основой формирования законодательства являются определенные сферы деятельности государства и общества <8>. При этом, как правильно отмечал в своей работе В. Ф. Яковлев, "законодательные акты объединяют нормы не по признаку юридической однородности, определяемой однородностью регулируемых отношений, а по признаку объединения норм в законодательном акте, предназначенном для регулирования отношений определенной сферы" <9>. -------------------------------- <8> Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Под ред. проф. М. Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М.: Изд-во "Зерцало", 1998. С. 238. <9> Яковлев В. Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. С. 164.

Таким образом, можно утверждать, что система законодательства носит объективный характер, как носят объективный характер и соответствующие элементы этой системы, в том числе и законодательство о предпринимательской деятельности. Еще раз следует подчеркнуть, что основа российского законодательства объективна, однако сам процесс формирования законодательства носит субъективный характер, поскольку формируется органами законодательной власти, поэтому в целом категория "законодательство" является объективно-субъективной категорией. Большинство авторов рассматривают отраслевую систему права как объективную категорию. Тем не менее, как справедливо отмечает А. В. Мицкевич, "система права" и у нас, и за рубежом есть не что иное, как доктринальная научная категория" <10>. Следовательно, эта категория также носит объективно-субъективный характер. Однако тогда возникает вопрос: почему система законодательства и законотворческая практика должны, с точки зрения названного автора, следовать системе права? <11> На наш взгляд, ответ должен быть отрицательным. Наоборот, система права должна следовать за системой законодательства. -------------------------------- <10> См.: Мицкевич А. В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчество. В кн.: Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М.: Городец, 2000. С. 34 - 35. <11> См.: Мицкевич А. В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчество. В кн.: Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М.: Городец, 2000. С. 35.

На сегодняшний день, в современных условиях развития общества и права, большинство законодательных образований составляют правовые акты, включающие разнородные нормы, в целом, однако, составляющие неразрывное единство. Таким образом, учитывая объективный характер системы российского законодательства, основанной на объективных отношениях, составляющих ту или иную сферу государственной, экономической, социальной жизни общества, можно говорить о системе законодательства как основополагающей категории в праве, на что неоднократно указывалось в литературе <12>. -------------------------------- <12> См.: Лившиц Р. З. Современная теория права. М., 1992. С. 51 - 58.

Как уже отмечалось, применительно к регулированию предпринимательской деятельности и в целом экономики в условиях рынка, важнейшую роль в регулировании возникающих в этих сферах отношений играет законодательство о предпринимательской деятельности. В связи с утверждением рыночного уклада в российской экономике, появлением значительного числа коммерческих организаций корпоративного типа <13> в теории права дискуссионным остается вопрос об отнесении корпоративных отношений к предмету правового регулирования гражданского или предпринимательского права. -------------------------------- <13> В российской правовой доктрине к юридическим лицам корпоративного типа относят коммерческие организации, для достижения уставных целей которых необходимо соединение усилий нескольких участников, уставный (складочный) капитал которых поделен на определенные доли. См.: Корпоративное право: Учебник / Под ред. И. С. Шиткиной. М., 2007. С. 12.

В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации корпоративные отношения отнесены к предмету гражданского права <14>. -------------------------------- <14> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. М., 2009. С. 48, 49 и др.

На наш взгляд, корпоративные формы предпринимательской деятельности должны быть отнесены к предмету предпринимательского права. С развитием в России корпоративных форм организации бизнеса выделилась особая группа отношений - корпоративные отношения (или отношения участия или членства <15>), которые нельзя отнести к гражданским правоотношениям. -------------------------------- <15> Под членством в литературе понимают "комплекс связей участников организаций, как между собой, так и с самой организацией, что проявляется в наличии у них субъективных прав и обязанностей, то есть членское правоотношение". См.: Ломакин Д. В. Акционерные правоотношения. М., 1997. С. 15.

Сомнения в чисто имущественной природе корпоративных отношений возникают у многих авторов. Общепризнанным является деление членских отношений корпоративного права на имущественные и неимущественные. Однако попытки отнести неимущественные права участников к числу личных неимущественных неотчуждаемых прав, регулируемых ст. 150 ГК РФ, чтобы оставить их в сфере правового регулирования гражданского права, вызывают критику даже у самих сторонников включения корпоративных отношений в предмет регулирования гражданского права <16>. Действительно, личные неимущественные права в понимании, содержащемся в ст. 150 ГК РФ, являются неотчуждаемыми и не передаваемыми иным способом, чего нельзя сказать о корпоративных правах, передаваемых в полном комплексе имущественных и неимущественных прав одновременно с передачей акций (долей в уставном капитале). -------------------------------- <16> См.: Белов В. А., Пестерева Е. В. Хозяйственные общества. М., 2002. С. 144; Степанов П. В. Корпоративные отношения в гражданском праве // Законодательство. 2002. N 6. С. 35 - 36.

Существует и другой подход, при котором неимущественные права участников корпоративных отношений, связанные с участием в управлении, выделяют в отдельную группу организационных прав и опять же относят к предмету гражданского права <17>. -------------------------------- <17> См.: Советское гражданское право / Под ред. О. А. Красавчикова. М., 1985. Т. 1. С. 12 - 16; Степанов П. В. Корпоративные отношения в коммерческих организациях как составная часть предмета гражданского права: Автореф. дис. ... к. ю.н. М., 1999. С. 13.

Как образно выразился Г. Л. Знаменский, "сущей же бедой являются представления, вытекающие из концепции "единого гражданского права", которое объявляет сферой гражданско-правового регулирования все разнообразие отношений в экономике" <18>. -------------------------------- <18> Хозяйственное право / Под ред. акад. В. К. Мамутова. Киев: Юринком Интер, 2002. С. 17.

На наш взгляд, корпоративные отношения являются предметом предпринимательского права, поскольку для них характерно сочетание частноправового и публично-правового методов регулирования. Кроме того, неимущественные отношения участников хозяйственных товариществ и обществ, связанные с участием в управлении, получением информации о деятельности корпораций, мы относим к числу организационно-управленческих, поскольку такое определение в наибольшей степени характеризует их правовую природу. В связи с этим возникает вопрос о месте корпоративного законодательства (корпоративных правовых актов). Исходя из анализа ст. 3 ГК РФ, их нельзя отнести по чисто формальным соображениям к гражданскому законодательству. Если рассматривать корпоративные отношения с содержательной точки зрения, то и в этом случае их невозможно отнести к гражданско-правовым отношениям, а корпоративное законодательство - к гражданскому, поскольку корпоративное (акционерное) право содержит нормы не только и не столько имущественного характера, сколько управленческого, организационного. Выделение частного и публичного права, анализ особенностей обособления в науке частного и публичного не должны сказываться на формировании законодательства. Законодательство в сфере предпринимательства, экономики в принципе не может быть только частным или только публичным. Соответствующие сферы жизнедеятельности общества не предполагают возможности формирования частного или публичного законодательства. Поэтому представляется неверной точка зрения, в соответствии с которой основой формирования законодательства является разграничение норм частного и публичного права <19>. Законодательство о предпринимательской деятельности имеет свою особую структуру, куда, как уже отмечалось, включаются в качестве элемента внутренние (локальные) нормативные акты, в том числе корпоративные акты, а также акты саморегулируемых организаций. -------------------------------- <19> Литовкин В. Н., Рахмилович В. А., Садиков О. Н. Концепция развития гражданского законодательства. См.: Концепция развития российского законодательства. 3-е изд., перераб. и доп. / Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. М., 1998. С. 108 - 116.

В отличие от иных законодательных образований (отраслей законодательства), значительную роль в правовом регулировании экономических, предпринимательских отношений будут играть акты рекомендательного характера. Так, например, Кодекс корпоративного поведения <20> и иные подобные акты со временем будут занимать важное место в саморегулировании предпринимательских отношений. -------------------------------- <20> Вестник ФКЦБ России. 2002. N 4.

Изменения в законодательстве, регулирующем экономику и предпринимательство, затронут многие отрасли права, в том числе и гражданское. Восемнадцатого июля 2008 г. Президент Российской Федерации подписал Указ N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" <21>. -------------------------------- <21> СЗ РФ. 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3482.

Необходимость совершенствования Гражданского кодекса Российской Федерации действительно давно назрела, что признается многими специалистами в области права: трудно найти хотя бы одно диссертационное или монографическое исследование по специальности 12.00.03: "Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право", которое бы не содержало обоснованных предложений по внесению в ГК РФ тех или иных изменений и дополнений. Однако необходимо обратить внимание на преамбулу Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108, определяющую цели принятия вышеназванного Указа, - это совершенствование законодательных основ рыночной экономики, правового обеспечения международных экономических и гуманитарных связей Российской Федерации. Представляется, что только лишь совершенствование Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданского законодательства не сможет достичь поставленных Президентом Российской Федерации целей. Требуется разработка концепции совершенствования не только гражданского законодательства - законодательства частного права, но и всего законодательства, регулирующего рыночную экономику, в том числе и законодательства о предпринимательской (хозяйственной) деятельности в целом. Учитывая объективно существующие недостатки рыночной системы хозяйствования, подтверждением чего служит глобальный кризис экономики, и необходимость создания адекватной системы законодательства, следует, на наш взгляд, создать Совет при Президенте Российской Федерации по совершенствованию законодательства, регулирующего рыночную экономику России, включив туда как специалистов в области частного - гражданского права, так и специалистов, работающих в иных отраслях права, в том числе предпринимательского. Создание такого Совета совсем не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость использовать огромный потенциал цивилистов в целом, Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации. В качестве организаций, которые могли бы быть использованы как базовые для работы предлагаемого Совета, наряду с Исследовательским центром частного права при Президенте Российской Федерации, видятся: Институт государства и права Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, юридический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, юридический факультет Санкт-Петербургского университета, Московская государственная юридическая академия, Уральская государственная академия и другие юридические центры России. Представители науки предпринимательского права готовы предложить обществу и государству (если только они заинтересованы в этом) конкретные идеи, принять участие в законотворческой деятельности и представить практические наработки, направленные на совершенствование законодательства в сфере экономической, предпринимательской деятельности. В качестве основного звена, ключевого нормативного акта в системе совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности и основ рыночной экономики можно было бы предложить разработать федеральный закон "О предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей". Структура федерального закона "О предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей" в первом приближении видится следующей. Преамбула Раздел 1. Общие положения Цели и задачи правового регулирования. Предмет правового регулирования. Основные понятия, используемые в законодательном акте. Принципы правового регулирования предпринимательской деятельности. Права и обязанности предпринимателей. Раздел 2. Участники предпринимательской деятельности Виды субъектов предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели. Предпринимательские и непредпринимательские организации. Предприятия с участием государства. Объединения в сфере предпринимательской деятельности. Специальные участники предпринимательской деятельности: субъекты малого и среднего предпринимательства, обособленные подразделения коммерческих организаций и др. Раздел 3. Взаимодействие государства и предпринимательства Принципы государственного регулирования рыночной экономики. Правовые средства и формы государственного регулирования рыночной экономики (регистрация, лицензирование, государственный заказ и т. д.). Взаимоотношения государственных органов и предпринимателей. Права предпринимателей при проведении государственными органами контроля за предпринимательской деятельностью. Обязанности государственных органов при проведении проверок участников предпринимательской деятельности. Правовые формы государственно-частного партнерства. Гарантии государства в сфере предпринимательской деятельности. Раздел 4. Договоры в сфере предпринимательской деятельности (предпринимательские договоры) Понятие и система предпринимательских договоров. Виды предпринимательских договоров. Особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения предпринимательских договоров. Особенности ответственности в предпринимательских договорах. Раздел 5. Защита прав предпринимателей Гарантии защиты прав предпринимателей. Способы и формы защиты. Раздел 6. Заключительные и переходные положения Изложенная выше структура предлагаемого для разработки Федерального закона, конечно же, требует значительной доработки, однако она вполне может быть основой для дальнейшей работы по совершенствованию законодательства в сфере рыночной экономики. Понятно, что разработки и принятия приведенного выше ключевого нормативного акта в сфере предпринимательства будет явно недостаточно для серьезного улучшения правового обеспечения экономики. Потребуется также разработать и принять комплекс иных законодательных актов, в том числе Федеральный закон "О корпоративных формах предпринимательской деятельности", новый Закон "О финансовом рынке", Федеральный закон "О планировании", Федеральный закон "О ценообразовании" и др. Законодательство должно опосредовать отдельные сферы рынка, а также пронизывающие все экономику ее функциональные составляющие. Законодательство идет именно по такому пути развития, что подтверждается, например, принятием Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <22>. -------------------------------- <22> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

Основные положения Концепции модернизации законодательства в сфере экономики и предпринимательства были обсуждены на заседании секции предпринимательского права УМО по юридическому образованию и получили в целом поддержку. Развитие законодательства о предпринимательской деятельности должно проходить на основе соблюдения определенных принципов, важнейшим из которых является принцип свободы предпринимательской деятельности и другие принципы рыночной экономики. Сегодня предприниматель хочет одного - свободной деятельности в рамках норм действующего законодательства. Как отмечает В. В. Лаптев, "одним из принципов хозяйственного права является свобода предпринимательства, однако она не безгранична, должна быть направлена на удовлетворение не только частных, но и публичных интересов. А это может быть достигнуто только с помощью государственного регулирования экономики" <23>. -------------------------------- <23> Лаптев В. В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. М., 2002. С. 7.

Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 34 Конституции РФ, устанавливающей, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом предпринимательской деятельности. В этой же норме Конституции РФ устанавливается запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В философии имеется множество определений свободы, различные точки зрения на сущность этого сложного явления <24>. В Большой советской энциклопедии свобода определяется как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости <25>. -------------------------------- <24> По данному вопросу см., напр.: Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2001. С. 443 - 483. <25> Большая советская энциклопедия. Т. 23. М., 1976. С. 84.

Конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в действующих нормативных актах Российской Федерации. По мнению В. Ф. Попондопуло, принцип свободы предпринимательской деятельности легально закреплен в определении предпринимательской деятельности в ст. 2 ГК РФ <26>. Однако Гражданский кодекс РФ говорит не о свободе как признаке предпринимательской деятельности и вообще не упоминает такого понятия, а о самостоятельности предпринимательской деятельности. Таким образом, возникает вопрос о соотношении свободы и самостоятельности при характеристике и осуществлении предпринимательской деятельности. Представляется, что самостоятельность можно охарактеризовать как персонифицированную свободу, реализуемую в деятельности предпринимателя. Самостоятельность - элемент свободы, дающий возможность предпринимателю самому принимать решения. -------------------------------- <26> См.: Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. М., 2003. С. 217.

Конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности тем или иным образом закреплен в конституциях многих стран с развитой рыночной экономикой. Свобода предпринимательской деятельности рассматривается в качестве публичной свободы, публичного права. Г. А. Гаджиев отмечает, что, "говоря о публичных свободах, мы имеем в виду такую сферу отношений государства и личности, в которую вторгается государство, поскольку реализация этих свобод человеком затрагивает интересы общества. В связи с этим законодатель, регулируя публичные свободы, может пойти в своей регламентации дальше, чем при регламентации личных свобод" <27>. -------------------------------- <27> Гаджиев Г. А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателем за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). М., 1995. С. 51.

Д. И. Дедов также отмечает, что свобода экономической деятельности не принадлежит к абсолютным и неотчуждаемым правам, не подлежащим ограничению <28>. -------------------------------- <28> См.: Дедов Д. И. Соразмерность ограничения свободы предпринимательства. М., 2002. С. 76.

"Свободные и равные товаровладельцы, встречающиеся на рынке, являются таковыми только в абстрактном отношении приобретения и отчуждения. В действительной жизни они связаны друг с другом многообразными отношениями зависимости", - писал Е. Б. Пашуканис <29>. -------------------------------- <29> Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории права. М., 1980. С. 138.

Свобода имеет границы, всегда ограничена. "Внешняя свобода лица всегда была ограничена свободою других лиц в той именно мере, в какой этого требует добро" <30>. -------------------------------- <30> Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 101.

Важно определить взаимоотношения государства, права и свободы. В этом вопросе исходное положение заключается в том, что предназначение государства и права состоит не только и не столько в ограничении свободы, сколько в способствовании ее достижению, обеспечению и реализации. Государство совсем не обязательно противостоит свободе, свобода и государство не антагонистические, взаимоисключающие явления, они дополняют друг друга <31>. -------------------------------- <31> См.: Комаров К. Б. Государственное управление: средства в экономической сфере: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 8.

Учитывая определяющую роль государства в формировании права, закона, следует сделать вывод и об отсутствии антагонизма между свободой и правом, поскольку свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы <32>. -------------------------------- <32> См.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 101.

Право как особая область социальной деятельности возникает в виде особого механизма социальной регуляции свободы <33>. -------------------------------- <33> См.: Лабезный Л. И. Политическое сознание: Социально-философский анализ. М., 1999. С. 26.

Государство и право в определенных правовых формах способствуют достижению свободы. Право, с одной стороны, условие и гарантия свободы, а с другой - основание и мера ограничения свободы. Однако основной вывод заключается в том, что цель государства и права заключается не в ограничении свободы, а в создании условий, способствующих ее реализации, что в сфере экономики означает создание условий для эффективного функционирования рыночной экономики. Право ограничивает не только предпринимательскую деятельность, но и деятельность государства в сфере регулирования экономики. По существу, государство ограничивает само себя, и в этом особенность взаимоотношений государства и права в контексте проблемы свободы предпринимательской деятельности. В литературе было высказано мнение о том, что "именно нормы частного права гарантируют свободу в экономической сфере" <34>. -------------------------------- <34> Гаджиев Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики (развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М., 2002. С. 154.

Столь однозначное мнение вряд ли соответствует действительности, учитывая хотя бы роль и значение норм Конституции РФ в обеспечении свободы экономической деятельности. Принцип свободы предпринимательской деятельности в изложенном выше понимании должен пронизывать все законодательство о предпринимательской деятельности, в том числе и предлагаемый к разработке и принятию федеральный закон "О предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей". Государственное регулирование рыночной экономики носит объективный характер, выражая определенную закономерность развития экономики, экономических отношений <35>. Поэтому представляется вполне обоснованным закрепить в предлагаемом нормативном акте в качестве одного из принципов рыночной экономики и предпринимательского права принцип участия государства в регулировании экономики и предпринимательства. -------------------------------- <35> Подробнее см.: Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2006.

Выявленный принцип нашел правовое закрепление и признание в нормах действующей Конституции РФ (ст. 71, 72) и в нормах действующего законодательства. Поскольку государственное регулирование имеет различные формы реализации, в том числе и ограничения, то подтверждением закрепления принципа участия государства в регулировании экономики и предпринимательства служат нормы ч. 3 ст. 55 и ч. 2 ст. 74 Конституции РФ. "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). "Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей" (ч. 2 ст. 74 Конституции). Принцип государственного регулирования нашел закрепление не только в нормах Конституции РФ, но и в нормах конституций, уставов субъектов Федерации, федеральных законов, законах субъектов Федерации, других нормативных правовых актов. Следует подчеркнуть, что деятельность государства по регулированию экономики закрепляется и проявляется не только в сформулированном выше принципе, но и во всех других принципах рыночной экономики. Сам принцип участия государства в регулировании рыночной экономики следует отнести к принципам рыночной экономики, которые тесно взаимодействуют и составляют единую основу функционирования рынка. Проявление и содержание экономического принципа участия государства в регулировании предпринимательства и экономики, который, будучи закреплен в праве, становится и правовым принципом, раскрывается в средствах и методах государственного регулирования экономики. К сожалению, принципы государственного регулирования экономики и предпринимательства в целом не нашли закрепления в каком-либо законе. Законодатель пошел по пути их формулирования и закрепления в нормативных актах, регулирующих отношения в отдельных сферах экономической, предпринимательской деятельности. Одним из важнейших принципов рыночной экономики и предпринимательского права является принцип единства экономического пространства. В соответствии со ст. 8 и 74 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Указом Президента от 12 декабря 1991 г. N 269 "О едином экономическом пространстве РСФСР" установил, что нормативные акты органов власти и управления, решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем республиканском рынке, противоречащие законодательству РСФСР, признаются недействительными и подлежат немедленной отмене в установленном порядке. Должностные лица, ограничивающие в нарушение законодательства свободное перемещение товаров, работ и услуг, подлежат привлечению к ответственности в порядке, установленном Законом <36>. -------------------------------- <36> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 51. Ст. 1830.

Основной способ, обеспечивающий реализацию рассматриваемого принципа, - это единство законодательного регулирования рыночной экономики. Именно поэтому законодательство о предпринимательской деятельности является федеральным. Законодатель в ряде случаев особо подчеркивает в нормативных правовых актах цель регулирования - обеспечение единства экономического пространства. Так, в ст. 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" определено, что Закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Принципы предпринимательского права составляют основу отрасли права и законодательства, определяют их единство и являются необходимой составляющей законодательства о предпринимательской деятельности.

Название документа