Совершенствование законодательства о предпринимательской деятельности: межотраслевой аспект

(Челышев М. Ю.) ("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2010, N 3) Текст документа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АСПЕКТ <1>

М. Ю. ЧЕЛЫШЕВ

-------------------------------- <1> Настоящая статья подготовлена в рамках работы по проблеме "Совершенствование правового обеспечения спорта в современной России: межотраслевое правовое регулирование с гражданско-правовой составляющей, правовой режим инноваций и образовательной деятельности" по грантовой программе по конкурсу N НК-585П в рамках Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - 2013 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. N 568.

Челышев М. Ю., заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права ФГАОУ ВПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", доктор юридических наук, профессор.

С легкой руки авторов Концепции развития гражданского законодательства РФ <2> в юридической науке сейчас все больше говорят о различных правовых концепциях, посвященных совершенствованию тех или иных участков нормативного материала. Причем это могут быть не только концепции, касающиеся законодательных источников и норм, в них выраженных, но и затрагивающие проблематику совершенствования целых отраслей права. -------------------------------- <2> См.: URL: http://www. privlaw. ru.

Подобный подход вполне оправдан. В рамках соответствующей Концепции можно довольно емко сформулировать стратегию развития законодательства, правовой отрасли, являющуюся в своей основе системой предложений по модернизации действующих правовых норм. Данные предложения, и в этом их особая ценность, представляют собой "совокупный глас" юридической практики и науки, в ряде случаев - соответствующих государственных органов, обращенный в правовое будущее. Следовательно, в рамках единой концепции совершенствования законодательства в сфере рыночной экономики возможно выработать систему унифицированных научно-практических рекомендаций по модернизации названного законодательства. С учетом всего этого разработка обозначенной Концепции представляется в настоящее время весьма ценной. Думаю, что сегодня нужно исходить из того, что модернизировать следует именно законодательство о предпринимательской деятельности. Название же "Концепция совершенствования законодательства в сфере рыночной экономики" не то чтобы неудачное, нет, оно просто довольно широкое. Действительно, у нас практически все законодательство действует в сфере рыночной экономики. Даже уголовное законодательство, которое запрещает соответствующие экономические деяния в этой области, например, связанные с несостоятельностью (банкротством), - неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство. Следовательно, разрабатываемая Концепция должна именоваться Концепцией развития законодательства о предпринимательской деятельности (далее - Концепция). Как же строить данную Концепцию? Известно, что область предпринимательства является межотраслевой сферой правового регулирования. Отношения, складывающиеся в данной области, носят как частный, так и публичный характер. С одной стороны, механизмы извлечения прибыли действуют в частных отношениях, складывающихся между частными лицами; такие отношения построены на трех принципах организации гражданских отношений, обозначенных в ст. 2 ГК РФ: равенство сторон, их имущественная самостоятельность и автономия воли. С другой стороны, эти механизмы должны сдерживаться и ограничиваться разного рода публичными инструментами, что влечет возникновение публичных отношений, основанных на власти и подчинении. К подобным публичным инструментам относятся разного рода формы предварительного, текущего и последующего контроля за предпринимательской деятельностью. В первом случае отношения оформляются договорными средствами. Собственно говоря, предпринимательская деятельность ничего иного собой и не представляет: это систематическое заключение и исполнение возмездных договоров по передаче товаров, предоставлению имущества в пользование, выполнению работ, оказанию услуг. Такую правовую форму, договорную форму, имеет указанная деятельность. Тем не менее данная деятельность имеет не только гражданско-правовое оформление, но и иной отраслевой антураж, в том числе и публично-правовое закрепление. Однако это не собственно предпринимательство, а, так сказать, его правовое окружение. Вместе с тем оно в ряде случаев, что называется, "правит бал", оказывая существеннейшее влияние на частноправовую составляющую предпринимательства. В настоящее время отмеченная ситуация (две составляющие предпринимательства - частноправовая и публично-правовая) понятна и ясна практически всем, но почему-то в праве, при регламентации отношений по поводу предпринимательской деятельности, это представление не находит пока еще должного отражения - системного и целостного. Кроме того, в наших российских условиях при формировании анализируемой Концепции нужно учитывать довольно высокую степень огосударствления в сфере крупного предпринимательства (функционирование государственных корпораций, государственных акционерных обществ и проч.). Как показывает практика, это иногда плохо, иногда хорошо. В любом случае такое положение нужно учитывать при формировании нового законодательства о предпринимательской деятельности. Практически любая область предпринимательства может быть охарактеризована как межотраслевая сфера правового регулирования. Приведем лишь несколько примеров. Так, сюда относится торговля, в частности область розничной торговли. Одной из составляющих торговли в правовом отношении выступает сфера защиты прав потребителей, что находит отражение в законодательстве о защите прав потребителей и, естественно, непосредственно в Законе РФ "О защите прав потребителей" (далее - Закон о ЗПП). Этот акт включает в себя нормы гражданского, административного, финансового и гражданского процессуального права. Тут использован прием, который мною именуется приемом межотраслевого правового регулирования. Если произвести подсчет гражданско-правовых и иных отраслевых норм Закона о ЗПП, то в итоге окажется, что три четверти норм это акты - гражданско-правовые, а одна четверть - все остальные (административные и пр.). Наряду с этим область профессионального спорта представляет собой также межотраслевое правовое явление. Здесь сочетается гражданско-правовое, трудоправовое, иное отраслевое регулирование. Причем одна из основных правовых проблем в названной сфере - это поиск и установление оптимального баланса между гражданско-правовой и трудоправовой регламентацией отношений в рамках профессионального спорта. Довольно ярким проявлением необходимости именно такого решения в спорте является область разрешения так называемых спортивных споров - споров с участием спортсменов и других индивидуальных субъектов профессиональных спортивных отношений (тренеров, спортивных судей). Тут масса проблем, связанных с межотраслевой компетенцией специализированных органов по рассмотрению и разрешению спортивных споров - разного рода спортивных арбитражей, дисциплинарных комиссий и комитетов и пр. при спортивных организациях и др. Для цели эффективной защиты прав участников профессиональных спортивных отношений названная компетенция должна формироваться на стыке гражданского и трудового права, что должно найти свое отражение в действующем законодательстве о физкультуре и спорте, в законодательстве о третейских судах и медиации. Только отмеченные примеры показывают, что в праве в целом и в той его области, которая регламентирует предпринимательские отношения, есть такие явления, которые нельзя рассматривать только с позиции одной отрасли права (гражданского, административного и пр.). Это так называемые межотраслевые правовые явления. Скажем, известный пример с лицензированием - с одной стороны, это категория гражданского права в части ее взаимосвязи с правоспособностью субъектов предпринимательской деятельности <3>. С другой стороны, лицензирование предполагает осуществление лицензионного процесса (лицензионные процедуры получения лицензии и др.), что относится к области административного права. Кроме того, лицензирование по своей сути представляет собой одну из форм публично-правового воздействия на предпринимательство. Другими словами, зачастую применительно к подобным явлениям нет возможности точно определить их отраслевую природу. Иногда говорят, что этого не нужно делать. Наверное, это правильно. Но верно такое утверждение лишь тогда, когда не возникают правовые коллизии и другие правовые проблемы. Если они есть, то указанную природу следует установить по крайней мере для цели разрешения конфликтной ситуации. -------------------------------- <3> Сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, сопровождаемое заменой в ряде случаев лицензирования на саморегулирование, приводит к выводу, что саморегулирование, например в области строительства, также тесно связано с категорией правоспособности субъектов предпринимательства.

Думается, что предпринимательская деятельность в общем и различные ее стороны в частности представляют собой именно межотраслевое правовое явление. Следовательно, это обстоятельство среди прочих и должно приниматься в расчет при совершенствовании законодательства о предпринимательской деятельности <4>. Поэтому Концепция должна исходить из отмеченной межотраслевой правовой природы предпринимательства. -------------------------------- <4> На это обстоятельство мною уже было обращено внимание в 2008 г. на конференции в МГЮА; см.: Челышев М. Ю. Систематизация законодательства о предпринимательской деятельности: межотраслевой подход, поиск баланса частноправовогразличающихся уровнем обобщения. Концепции могут касаться как отдельных отраслей законодательства в целом, так и лишь некоторых его подразделений (правового режима недвижимости и др.). С учетом всего этого можно заключить, что указанная выше Концепция развития законодательства о предпринимательской деятельности должна по своей сути представлять систематизированное изложение предложений по совершенствованию названного законодательства. Основным стратегическим направлением формирования данной Концепции должен быть межотраслевой прием. В ней должны содержаться предложения по совершенствованию правил различных отраслей права, в той или иной степени затрагивающих предпринимательскую деятельность. Причем, как представляется, в первую очередь нужно предложить обоснованные рекомендации по модификации публично-правового режима предпринимательской деятельности. Так, сегодня очень часто говорят о необходимости устранения административных барьеров названной деятельности. Это, безусловно, нужно делать. Однако такую работу, включая и совершенствование законодательства, следует проводить сбалансированно, поскольку данные барьеры нужны, а порой их просто не хватает (в области строительного бизнеса и пр.). Не считаю, что нужно сколько-нибудь существенным образом менять частноправовой (гражданско-правовой) режим данной деятельности. Он достаточно полно урегулирован в ГК РФ. Хотя, естественно, кое-что совершенствовать нужно. Сейчас назрела необходимость частичной модернизации гражданско-правовых правил о предпринимательской деятельности. На это обращено внимание в Концепции развития гражданского законодательства РФ. Так, в указанной Концепции предлагается повысить степень дифференциации правового регулирования применительно к отдельным отношениям с участием предпринимателей, что является одним из средств модернизации гражданского законодательства. Например, в п. 4.1.1 раздела V обозначенной Концепции отмечается, что целесообразно дифференцировать правила уступок права (требования), совершаемых в рамках предпринимательской деятельности и вне рамок такой деятельности. Однако думается, что Концепции развития гражданского законодательства РФ нужно идти дальше в плане развития гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности. Скажем, в части закрепления общей обязанности субъектов предпринимательской деятельности об информировании своих контрагентов о реальном правовом и экономическом положении, хотя бы об основных его параметрах. Правильно было бы закрепить в законодательстве не только положение о значительном уставном капитале соответствующих хозяйственных обществ, но и их прямую обязанность под страхом ответственности предоставлять отмеченную информацию при помощи сети Интернет (иметь свой сайт с определенным информационным содержанием либо размещать соответствующую информацию на каких-либо специальных сайтах и пр.). Кроме того, почему бы не сделать общедоступными, размещенными в сети Интернет, разного рода публичные реестры, касающиеся сферы предпринимательства (реестры юридических лиц и др.)? Конечно, нужно использовать и иные принципы организации материала Концепции. В частности, это принцип единства и дифференциации. В соответствии с ним положения Концепции удобно разделить на общую и особенную часть. Первая должна быть посвящена общим вопросам предпринимательской деятельности - самим правилам правового регулирования ("правила о правилах" - о принципах и пр.), правовому статусу предпринимателей и пр. Во второй части нужно сформировать предложения по модернизации законодательства об отдельных сферах предпринимательской деятельности - о торговле, о сфере услуг и т. д.

Название документа