Развитие коммерческого (торгового) права в свете принятия Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности

(Андреева Л. В.) ("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2010, N 3) Текст документа

РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО (ТОРГОВОГО) ПРАВА В СВЕТЕ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л. В. АНДРЕЕВА

Андреева Л. В., профессор кафедры предпринимательского (хозяйственного) права МГЮА им. О. Е. Кутафина, доктор юридических наук.

Преподавание коммерческого права ведется в юридических вузах уже в течение многих лет, но до сих пор в научной и учебной литературе наблюдается широкий разброс мнений о существе коммерческого права и содержании данного учебного курса. Не ставя целью рассмотрение различных точек зрения по данному вопросу, можно привести только один пример. В новом учебнике по гражданскому праву под редакцией профессора О. Н. Садикова коммерческое (торговое) право рассматривается как часть гражданского права, обособляемая для более глубокого изучения вопросов, относящихся к предпринимательской деятельности <1>. В научной и учебной литературе до сих пор отсутствует единое понимание коммерческого права, но при этом мнение о его частноправовой природе является преобладающим. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Гражданское право" (том 1) (под ред. О. Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006. ------------------------------------------------------------------ <1> Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. д. ю.н., проф. О. Н. Садикова. М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ"; ИНФРА-М, 2009. С. 21 (автор главы - О. Н. Садиков).

Следует сказать, что до принятия Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <2>, по существу, отсутствовало специальное законодательство о торговле, что способствовало нарастанию таких негативных тенденций, как распространение нецивилизованных форм торговли и уход от налогов, монополизация и захват товарных рынков торговыми сетями и др. Пренебрежительное отношение к торговле как виду человеческой деятельности сложилось уже в Древнем Риме, в котором данным видом деятельности занимались рабы, вольноотпущенники и иностранцы. Такое отношение к торговле во многом не изжито и до настоящего времени. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

Между тем статистические данные свидетельствуют о большом вкладе торговли в создание ВВП (около 20%). Не случайно около 40% иностранных инвестиций вкладывается в торговлю. Современное коммерческое право имеет глубокие исторические корни. Его наименование основывается на латинском термине commercium, что означает "торговля". Обособление торгового права от гражданского права произошло уже в Средние века, когда выявилась неприспособленность гражданского права регулировать торговые договоры. Первый кодифицированный акт торгового права - Торговый кодекс - был принят во Франции в 1807 г. почти одновременно с Гражданским кодексом. Торговый кодекс Франции действовал до 1999 г. до принятия нового Торгового кодекса. Принятие торговых кодексов наряду с Францией в Германии и других европейских странах привело к так называемому дуализму частного права, параллельному развитию как гражданского, так и торгового права. Действительно, торговое право возникло и развивалось как частное право. Именно тогда и сложилось мнение о его частноправовой природе. Однако переход от ремесленнического и мануфактурного производства товаров к промышленному производству, вызванный научно-техническим прогрессом резкий рост производства, обострение конкуренции и кризисы перепроизводства обусловили необходимость государственного вмешательства в экономику. Государство перестало играть только роль "ночного сторожа". Оно стало устанавливать "правила игры" в интересах потребителей и в целях развития добросовестной конкуренции. Усложнились договорные связи, появились новые специализированные виды коммерческой деятельности и новые субъекты. Обеспечение процесса товародвижения от производителей к конечным потребителям потребовало от государства содействия в создании торговой инфраструктуры и публично-правового регулирования коммерческих отношений. Значение принятого Закона об основах государственного регулирования торговли трудно переоценить. До его принятия, по существу, отсутствовала государственная торговая политика. В Законе определены основные понятия в сфере внутренней торговли, предусмотрены методы государственного регулирования торговой деятельности, установлены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования торговли. Закон установил требования к организации и осуществлению торговой деятельности. Данный Закон регулирует две группы предпринимательских отношений - между органами государственной власти и местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговли и между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. На отношения между торговцами и гражданами-потребителями в сфере розничной торговли его действие не распространяется. Принятие данного Закона, содержащего публично-правовые правила о торговле, подтверждает положение о необходимости правового регулирования торговых отношений не только частноправовыми методами, но и публично-правовыми. Закон определяет методы государственного регулирования торговли, к которым относятся установление требований к организации и осуществлению торговли; антимонопольное регулирование; информационное обеспечение; государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль в этой области (ст. 4). Указанные методы государственного регулирования определены Законом в качестве исчерпывающих, применение иных методов регулирования торговли не допускается. Использование указанных методов регулирования в отношении торговли представляется необходимым, а вмешательство государства в торговую деятельность - соразмерным. Так, Законом установлены специальные антимонопольные требования к хозяйствующим субъектам, осуществляющим розничную торговлю путем организации торговой сети, на практике именуемых ритейлерами. Если доля такого субъекта превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, то он не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговли по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Такие сделки признаются ничтожными (ст. 14). Следует отметить, что Закон не устанавливает, что такие субъекты признаются занимающими доминирующее положение на рынке; следовательно, признание их положения доминирующим должно осуществляться антимонопольным органом в соответствии с правилами ст. 6 (1) Закона о защите конкуренции при наличии в совокупности указанных в данной статье соответствующих условий. Впервые в законодательном порядке определяется понятие торговой сети, хотя и приведенное в Законе понятие нуждается в разъяснении. Понятие торговой сети основывается на определении понятия торгового объекта, который рассматривается в Законе в качестве здания или части здания, строения или части строения, сооружения или части сооружения, специально оснащенных оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (ст. 2). Объекты, используемые для торговли, могут быть как стационарными, т. е. прочно связанными фундаментом с землей, и нестационарными, представляющими собой временное сооружение или временную конструкцию. Исходя из законодательного определения торговых объектов, можно сделать вывод, что торговый объект, как стационарный, так и нестационарный, является имущественным комплексом, специально предназначенным и оборудованным для проведения торговых операций, осуществления торговли, т. е. в соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятием. Признанию торгового объекта в качестве функционирующего предприятия соответствует и содержащееся в п. 7 ст. 2 Закона о торговле понятие площади торгового объекта, которое определяется как помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. Данный вывод подтверждается также и тем, что в качестве средства индивидуализации торгового объекта в Законе о торговле указано прежде всего коммерческое обозначение, используемое согласно ст. 1538 Гражданского кодекса РФ для индивидуализации принадлежащих предпринимателям предприятий. Вместе с тем общему понятию предприятия, предусмотренному ст. 132 ГК РФ, которое в целом признается недвижимостью, не соответствует понятие торгового предприятия, действующего в качестве нестационарного торгового объекта, в связи с чем особенности торговых предприятий необходимо отразить в ст. 132 ГК РФ. Торговая сеть определяется Законом как совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (п. 8 ст. 2). Таким образом, создание торговой сети может происходить путем общего управления торговыми предприятиями либо путем индивидуализации двух и более торговых предприятий с помощью единого коммерческого обозначения и иного средства индивидуализации, что соответствует правилам параграфа 4 главы 76 части IV ГК РФ. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 1539 ГК РФ хозяйствующий субъект вправе заключить договор аренды предприятия (ст. 656 ГК РФ) либо договор коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ), в соответствии с которыми он может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения. Следовательно, при таком варианте организации торговой сети в ее создании принимают участие несколько субъектов. Реализация этого варианта построения торговой сети без внесения изменений в ст. 132 ГК РФ невозможна, поскольку договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации (ст. 658 ГК РФ). По существу, единственной договорной формой, специально предназначенной для организации торговой сети, является договор коммерческой концессии. Именно данный договор позволяет использовать пользователя в качестве одного из звеньев правообладателя и обеспечить единые условия продажи товаров для покупателей. Вторым, не менее важным методом государственного регулирования торговли является установление требований к ее организации и осуществлению. Они касаются прежде всего договорных отношений субъектов, осуществляющих торговую деятельность путем организации торговой сети с поставщиками продовольственных товаров. Введенные Законом правила представляют собой изъятие из норм ГК РФ о договоре поставки, имеющих в основном диспозитивный характер, являющиеся императивными и направленные на защиту поставщиков продовольствия. Новые правила распространяются не только на содержание договора поставки продовольственных товаров, но и на заключение и исполнение договорных обязательств. Как поставщик, так и (что особенно важно) ритейлер обязаны обеспечить доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и о существенных условиях такого договора путем размещения информации в сети Интернет или безвозмездного предоставления такой информации по запросу заинтересованных лиц. Для исключения ранее распространенных случаев необоснованного взимания с поставщиков различных выплат (бонусов) в Законе предусмотрена только одна возможность включения в цену товара выплачиваемого поставщиком "ритейлеру" вознаграждения - за определенное количество поставляемого товара. Причем размер указанного вознаграждения Законом ограничен и не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. До принятия Закона размеры различных выплат достигали 15 - 20% и тяжким бременем ложились на поставщиков <3>. При этом не допускается выплата указанного вознаграждения за поставки отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, внесенных в перечень, установленный Правительством РФ. -------------------------------- <3> Тараканова Т. Не доросли // Экономика. Приложение к "Российской газете" от 26 мая 2010 г. N 112 (5191). А8.

В соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона не допускается включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение ритейлером условий договора и (или) его изменение. Законом установлено императивное требование о сроках оплаты поставленных товаров в зависимости от установленного срока годности на соответствующие товары (п. 7 ст. 9). До введения такого правила из-за систематической задержки оплаты поставленных товаров поставщики испытывали значительные трудности, связанные с нехваткой оборотных средств. В целях защиты прав поставщиков Закон установил запрет на возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством (пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13). Таким образом, убытки от непроданных товаров должны нести торговцы. Торговцам-сетевикам запрещено также при заключении договора поставки понуждать поставщиков к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров на рынке (ч. 12 ст. 9). В п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона установлено правило, запрещающее осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии. Дело в том, что распространенный на практике так называемый договор на реализацию товаров, заключаемый с поставщиками, в большинстве случаев является договором комиссии, в котором предусматривается возврат не реализованного в течение определенного срока товара, поскольку право собственности на товары, переданные на реализацию комиссионеру, к нему не переходит. Таким образом, заключение вместо договора поставки договора комиссии может существенно нарушить права поставщиков. С введением запрета на заключение договора комиссии права поставщиков будут соблюдены. Рассмотренные, а также некоторые другие правила, установленные Законом, позволяют сделать вывод о том, что, по существу, Законом о государственном регулировании торговли предусмотрена новая разновидность договора поставки - договор поставки продовольственных товаров в торговые сети, правила о котором носят специальный характер. Содержащиеся в Законе правила о договоре поставки продовольственных товаров направлены в конечном счете на защиту интересов потребителей, поскольку они позволяют снизить цены на продовольственные товары первой необходимости. Впервые в Законе определено понятие торговли, а также оптовой торговли и розничной торговли. Торговая деятельность, или торговля, определяется как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (п. 1 ст. 2). Торговое предпринимательство осуществляется в форме оптовой торговли или розничной торговли. Оптовая торговля определяется в Законе как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (п. 2 ст. 2). Таким образом, при осуществлении оптовой торговли товары продаются и приобретаются в целях переработки, перепродажи, но не для реализации гражданам-потребителям. Розничная торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Этот же критерий, т. е. цели использования приобретаемых товаров, применяется в ГК РФ для разграничения основных договоров, опосредующих реализацию товаров в оптовой и розничной торговле, - договора поставки и договора розничной купли-продажи (ст. 506 и ст. 492). Определение торговли как одного из видов предпринимательской деятельности означает, что к торговому предпринимательству применяются правила о предпринимательской деятельности, характеризующиеся сочетанием частноправовых и публично-правовых методов правового регулирования. Закон о госрегулировании торговли подтверждает данный вывод. Особенность торговли заключается в высокой социальной значимости данной отрасли. Однако целью субъектов, осуществляющих торговую деятельность, является систематическое получение прибыли от продажи товаров. При осуществлении оптовой торговли взаимная направленность контрагентов договорных отношений на получение прибыли приводит в ряде случаев к ущемлению прав конечных потребителей - граждан, поэтому вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов в сфере торговли с целью правового регулирования их отношений является оправданным и целесообразным. Применение как специальных, так и общих, рассчитанных на любые виды предпринимательской деятельности правил служит обоснованием того, что коммерческое право является относительно обособленной частью предпринимательского права. Гражданское право индифферентно к типу экономических отношений, хотя в ст. 2 ГК РФ и дается определение предпринимательской деятельности, но оно в данной статье выглядит как "чужеродный элемент", поскольку не соотносится с имущественными и неимущественными отношениями, регулируемыми ГК РФ. Развернутое правовое регулирование отношений между предпринимателями, в том числе договоров, в ГК РФ отсутствует, а некоторые основные коммерческие договоры (дистрибьюторский, на оказание маркетинговых услуг) в нем даже не упомянуты. Принятие Закона о государственном регулировании торговли хотя и имеет большое значение для развития торговли, а реализация предусмотренных в нем мер должна способствовать снижению зависимости российского рынка от импортных товаров, однако данный Закон регулирует узкий круг отношений в сфере торговли, в основном оборот продовольственных товаров. Проведение же основных мероприятий по развитию торговли, в том числе принятие региональных программ развития торговли, Закон возлагает на субъектов Российской Федерации. Исходя из предпринимательской природы торговой деятельности, необходимости системного применения правил о предпринимательской деятельности к организации и осуществлению торговли, развитие коммерческого права должно происходить в общем русле совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности. В настоящее время назрела потребность в определении государственной политики в отношении предпринимательской деятельности в России. Как представляется, оптимальным вариантом совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности должен стать федеральный закон об основах государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации, в котором были бы сформулированы цели, принципы и методы государственного регулирования предпринимательства, определены основные формы взаимодействия государства и бизнеса, отражен социальный характер предпринимательства, определены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области государственного регулирования предпринимательской деятельности, предусмотрены формы участия общественных объединений (союзов, ассоциаций), саморегулируемых и других некоммерческих организаций в реализации государственной политики в отношении предпринимательства в Российской Федерации и др.

Название документа