Новое в корпоративном законодательстве о правовом статусе общества с ограниченной ответственностью: создание механизма корпоративного и публичного контроля
(Илюшина М. Н.) ("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2010, N 2) Текст документаНОВОЕ В КОРПОРАТИВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ: СОЗДАНИЕ МЕХАНИЗМА КОРПОРАТИВНОГО И ПУБЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ
М. Н. ИЛЮШИНА
Илюшина М. Н., заведующая кафедрой предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса РПА МЮ РФ, доцент, кандидат юридических наук.
В настоящее время общество с ограниченной ответственностью (ООО) является наиболее распространенной организационно-правовой формой существования организации, особенно в практике организации мелкого и среднего бизнеса. Однако в отличие от других организационно-правовых форм юридических лиц, таких, как акционерное общество, для данной организационно-правовой формы отсутствовал какой-либо публичный контроль внутрикорпоративной деятельности, не существовало механизма учета и индивидуализации долей участия в уставном капитале обществ. Общеизвестны и открыто обсуждаются факты создания фиктивных юридических лиц в форме обществ с ограниченной ответственностью. Кроме того, несовершенство корпоративного законодательства усугубилось наличием такого явления в современной России, как рейдерство (от англ. raid - "налет", "набег"). Об этом много и подробно писалось в юридической литературе, и указывались основные направления совершенствования законодательства в отношении обществ с ограниченной ответственностью <1>. Названные проблемы потребовали принятия законодательных мер, связанных с созданием механизма, позволяющего прежде всего сохранять и восстанавливать корпоративный контроль за отчуждением долей в обществах с ограниченной ответственностью. -------------------------------- <1> См.: Сарбаш С. В. Основные положения Федерального закона "О регистрации юридических лиц" // Хозяйство и право. 2002. N 1. С. 20 - 31; Он же. Направления совершенствования законодательства о регистрации юридических лиц // Вестник гражданского права. 2006. N 1.
С этой целью 24 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный законодательный акт установил новые требования к порядку, процедуре и форме отчуждения долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Для создания целостного механизма правового регулирования отчуждения долей в уставном капитале общества указанным Законом внесены изменения в Гражданский кодекс РФ <2>, в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" <3> (далее - Закон "Об ООО"), в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 <4>, в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <5>. Позднее с целью уточнения новых положений и устранения противоречий с действующим законодательством в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" были внесены значительные поправки (далее - 205-ФЗ и 217-ФЗ) <6>. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 1999. N 28. Ст. 3471. <3> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785, N 28. Ст. 3261; 1999. N 1. Ст. 2; 2002. N 12. Ст. 1093; 2005. N 1. Ст. 18; 2006. N 31. Ст. 3437, N 52. Ст. 5497; 2008. N 18. Ст. 1941. <4> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357. <5> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565, N 52. Ст. 5037; 2005. N 27. Ст. 2722; 2007. N 7. Ст. 834, N 30. Ст. 3754, N 49. Ст. 6079; 2008. N 30. Ст. 3616. <6> См.: ФЗ от 19.07.2009 N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ФЗ от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности".
В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон "Об ООО") ООО признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Из текста ранее существовавшей редакции изъято словосочетание, уточняющее место указания доли участников ООО и ее размера: "...размеры которых определены учредительными документами". Такое изменение логично вытекает из новой редакции п. 8 ст. 11 Закона "Об ООО", где установлено, что "сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. При этом сведения о номинальной стоимости долей участников общества при его учреждении определяются исходя из положений договора об учреждении общества или решения единоличного учредителя общества, в том числе в случае, если эти доли не оплачены в полном объеме и подлежат оплате в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом". Следует также отметить в ряду изменений законодательства об ООО, что произошло изъятие из состава учредительных документов ООО, в котором участвуют несколько учредителей, учредительного договора и придание ему статуса классического гражданско-правового договора об учреждении юридического лица. С 01.07.2009 уставы всех уже существующих ООО будут применяться только в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ и Закону "Об ООО" в новых редакциях. Изменить уставы ООО, созданных до 01.07.2009, приведя их в соответствие с обновленным законодательством, и зарегистрировать эти изменения в налоговом органе нужно до конца 2009 г. (п. 2, 3 ст. 5 Закона N 312-ФЗ). За регистрацию изменений нужно заплатить госпошлину в размере 400 руб. (пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Закон "Об ООО", в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, вступил в силу с 01.07.2009. Таким образом, уставы и учредительные договоры обществ, созданных до этого дня, подлежат приведению в соответствие с обновленной редакцией Закона "Об ООО" и ГК РФ не позднее 01.01.2010. С момента вступления в силу изложенных выше поправок и до момента приведения уставов и учредительных договоров в надлежащее состояние (т. е. в период с 01.07.2009 до 01.01.2010) положения указанных документов применяются в части, не противоречащей вступившей в силу редакции Закона "Об ООО" и ГК РФ. Вместе с тем с 01.07.2009 учредительные договоры обществ утрачивают силу учредительных документов. В свою очередь, одновременно с государственной регистрацией изменений, вносимых в уставы обществ, регистрирующему органу предписано занести в ЕГРЮЛ сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников обществ на основании учредительных договоров в редакции, действующей на момент государственной регистрации указанных изменений. Так как с 01.07.2009 налоговые органы не вправе проверять сведения, содержащиеся в уставе, на предмет их соответствия закону (п. 4.1 ст. 9 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред., действующая с 01.07.2009)), а иных правовых последствий законодательство не предусматривает, то можно сделать вывод, что ни штраф, ни иные санкции за несвоевременное приведение устава общества в соответствие с измененным законодательством применяться не могут, нельзя по этой причине отказать и в совершении нотариального действия. Отказ законодателя от учредительного договора как одного из учредительных документов, а также увеличение количества диспозитивных правил, вводимых законодателем для регулирования внутрикорпоративных отношений, потребовали создания некой внутренней структуры локальных актов, призванных создать механизм правового регулирования отношений участников общества с ограниченной ответственностью. На сегодняшний день локальные акты общества с ограниченной ответственностью, которые необходимо изучить нотариусу, проводящему нотариальные действия в отношении общества с ограниченной ответственностью, выглядят соответствующим образом.
Устав С 01.09.2009 является единственным учредительным документом ООО (п. 1 ст. 12 Закона "Об ООО")
Договор о создании Заключение его обязательно по п. 5 ст. 11 Закона общества "Об ООО". Форма договора - обязательная письменная. Заключается между учредителями и определяет деятельность учредителей при создании общества, размер уставного капитала общества, размер долей учредителей в уставном капитале, иные условия, установленные законом. Договор об учреждении не является учредительным документом общества.
Договор об Заключение договора не является обязательным, но осуществлении прав учредители (участники) вправе его заключить. участников Форма - письменная, путем составления одного документа, подписанного сторонами. В договоре определяются права или необходимость воздержаться от каких-либо прав. Например, голосование на общем собрании участников, особенности продажи доли, определение цены продажи доли и т. д. (п. 3 ст. 8 Закона "Об ООО") <7>.
-------------------------------- <7> Таблица составлена по материалам лекций для нотариусов, подготовленных О. А. Терновой.
Устав, таким образом, является единственным учредительным документом ООО. Как и ранее, устав ООО должен содержать: - полное и сокращенное фирменное наименование общества; - сведения о месте нахождения общества; - сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; - сведения о размере уставного капитала общества; - права и обязанности участников общества; - сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества; - сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу; - сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам. С 1 июля 2009 г. утрачивает силу положение, предусматривающее необходимость включения в устав ООО сведений о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества. К числу новых требований к содержанию устава можно отнести обязанность указывать в нем сведения о порядке и последствиях выхода участника из общества только в том случае, если само право выхода отдельно оговорено уставом. Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. Нотариусу важно знать также, что ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", определяющая порядок представления документов при государственной регистрации, дополнена пп. 1.1 - 1.5, которая ввела обязательное нотариальное засвидетельствование подписи лица, подающего заявление о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель должен указывать свои паспортные данные или, если это допускается законодательством, данные иного удостоверяющего личность документа, а также идентификационный номер налогоплательщика (только при его наличии). При государственной регистрации ООО заявителями могут быть следующие физические лица: - руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого ООО или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого общества; - учредитель или учредители ООО при его создании; - руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; - конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; - иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления. Регистрирующему органу запрещено требовать от регистрируемого юридического лица представления документов, кроме документов, не перечисленных выше. Кроме того, в новом п. 4.1 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подчеркивается, что регистрирующий орган не должен проверять форму представленных документов на предмет соответствия законодательству (за исключением заявления о государственной регистрации), а также достоверность сведений, указанных в представленных документах (кроме случаев, прямо указанных в законодательстве). В связи с этим внесены изменения и в ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", устанавливающую основания для отказа в государственной регистрации. Таковыми основаниями являются: - несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; - подписание заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице неуполномоченным лицом; - выход участников ООО из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход из ООО единственного участника. В письме МНС России от 20 сентября 2004 г. N 09-0-10/3733@ о свидетельствовании нотариусом подлинности подписи заявителя на заявлении по данному вопросу указывается, что Федеральная нотариальная палата разделяет позицию МНС России, что при свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица на заявлении о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя нотариус обязан проверить, надлежащее ли лицо обратилось за совершением нотариального действия, предусмотренного ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". За совершением такого нотариального действия, как свидетельствование подлинности подписи на заявлении о государственной регистрации, может обратиться только лицо, имеющее право быть заявителем при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 9 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Проверка нотариусом полномочий заявителя в данном случае служит основанием для совершения названного нотариального действия или для отказа в таковом. Учредители общества могут заключить также в письменной форме договор об учреждении общества, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества. Порядок оплаты долей в уставном капитале при учреждении ООО, предусмотренный ст. 16 Закона "Об ООО", в целом аналогичен существовавшему ранее порядку оплаты вклада в уставный капитал. Каждый из учредителей ООО должен полностью оплатить свою долю в уставном капитале общества в течение срока, который определен договором об учреждении общества, а если оно учреждено одним лицом, полная оплата доли должна быть произведена в срок, не превышающий одного года с даты государственной регистрации ООО. При этом оплата доли осуществляется учредителями по цене не ниже ее номинальной стоимости. Освобождение учредителя от оплаты доли, в том числе путем зачета требований учредителя к обществу, не допускается. Статья 16 Закона "Об ООО" дополнена п. 3, согласно которому доля в уставном капитале, не оплаченная учредителем в течение установленного срока до случая неполной оплаты доли в уставном капитале общества в течение срока, переходит непосредственно к ООО и подлежит реализации в порядке, установленном ст. 24 Федерального закона. Договором об учреждении общества может быть предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пени) за неисполнение обязанности по оплате долей в уставном капитале общества. Договор об учреждении общества, как подчеркивается п. 5 ст. 11 Федерального закона, не является учредительным документом общества (соответственно, он не подлежит представлению в ИФНС в числе документов, необходимых для государственной регистрации ООО). Такого рода предписания в совокупности с внесенными изменениями в законодательство об обществах с ограниченной ответственностью создают возможность защиты прав участников общества и самого общества, обеспечивают достоверность внесения изменений в уставные документы обществ с ограниченной ответственностью и в целом направлены на соблюдение баланса частных и публичных интересов в корпоративных отношениях.
------------------------------------------------------------------
Название документа