Основные направления противодействия рейдерским захватам в России
(Федоров А. Ю.) ("Предпринимательское право", 2010, N 2) Текст документаОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЙДЕРСКИМ ЗАХВАТАМ В РОССИИ <*>
А. Ю. ФЕДОРОВ
-------------------------------- <*> Fedorov A. Yu. The basic ways of the ridering holdups resistance in Russia.
Федоров А. Ю., начальник кафедры совершенствования деятельности ОВД Уральского юридического института МВД РФ, кандидат юридических наук.
Научная статья посвящена проблеме неправомерных захватов собственности (рейдерства) в России. Обоснована актуальность разработки мер по противодействию рейдерству, сформулированы предложения по совершенствованию законодательства.
Ключевые слова: рейдерство, захват собственности, общественная опасность, экономическая безопасность.
Scientific article is devoted to the problem of illegal seizure of property (raids) in Russia. In the article actuality of resistance measures was worked of raids, and law improvement suggestions were formulated.
Key words: raids, seizure of property, public danger, economic security.
На современном этапе развития России одной из угроз экономической безопасности является феномен рейдерства, который, по свидетельству экспертов, в последние годы получил широкое распространение на всей территории страны <1>. Многочисленные рейдерские акции потрясают экономику государства, в результате чего происходит очередной криминальный передел собственности <2>. -------------------------------- <1> См., напр.: Клейменов М. П. Криминология: Учебник. М., 2008. С. 420; Клейменов М. П. Рейдерство в России // Криминальная экономика и организованная преступность. М., 2007. С. 20 - 22; Кашепов В. П. Корпоративный шантаж: квалификация, ответственность // Российская юстиция. 2006. N 10 и др. <2> См.: Пронников А. В. Уголовно-правовая политика в сфере противодействия экономической преступности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2008. С. 4.
Несмотря на то что рейдерство является изначально западным ноу-хау, оно прижилось и в современной рыночной России, став основной формой перераспределения собственности после периода насильственного ее передела преступными сообществами в 90-х годах прошлого века <3>. -------------------------------- <3> См.: Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: ЮрИнфоР, 2008. С. 57.
По словам Председателя Совета Федерации С. Миронова, ежегодно в России фиксируется свыше 60 тыс. рейдерских атак, в результате которых разрушаются стратегические предприятия, банкротятся эффективные производства, снижается инвестиционная привлекательность целых отраслей; при этом давление рейдеров на бизнес ежегодно отнимает у страны до 1% экономического роста <4>. -------------------------------- <4> См.: Миронов С. Рейдерство и коррупция - братья-близнецы // URL: http://www. rosbalt. ru/2008/11/21/543773.php.
Целью захвата могут быть как мелкие, так и градообразующие предприятия, как стратегические и социально значимые, так и те, ценность которых сводится к рыночной стоимости земельного участка, на котором они расположены. Даже если захваченное предприятие потом начинает работать, то в период захвата, который может быть довольно длительным, оно не работает и разоряется. Во всяком случае, работники предприятия в это время лишены заработной платы, а их трудовые перспективы становятся неопределенными. Рентабельность криминального бизнеса рейдеров доходит до 1000% <5> и измеряется миллиардами долларов <6>, нанося огромный ущерб промышленным предприятиям и экономическому росту России. Доходы от рейдерства во много раз превосходят доходы от продажи наркотиков. Потратив 1 млн. на корпоративный захват успешной компании, рейдер получает до 40 млн. прибыли <7>. Поэтому не случайно рейдерство называют экономическим бандитизмом <8>, или экономическим терроризмом <9>. Сегодня практически любой предприниматель в стране живет под страхом рейдерского захвата. По мнению экспертов, рейдерство может полностью уничтожить малый и средний бизнес, если ему не будут противопоставлены превентивные меры законодательного характера <10>. -------------------------------- <5> См.: Ждакаев И. Вот вам и "священная" собственность // Российская Федерация сегодня. 2005. N 17. С. 14. <6> См.: Котырев Е. Н. Повышение эффективности управления акционерным промышленным предприятием с использованием результатов внешнего аудита: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. С. 19. <7> См.: Фаенсон М. И., Пиманова А. А. Рейдерство (недружественный захват предприятий): практика современной России. М., 2007. С. 19; Чуясов А. В. Механизмы незаконного поглощения предприятий // Право и экономика. 2007. N 3. С. 34. <8> См.: Желнорович А. В. Рейдерство в России - показатель институционального дефицита российской экономики // Российская юстиция. 2007. N 8. С. 42. <9> См.: Сычев П. Г. Уголовно-правовой анализ недружественных поглощений // Корпоративный юрист. 2006. N 2. С. 27. <10> См.: Ждакаев И. Вот вам и "священная" собственность // Российская Федерация сегодня. 2005. N 17. С. 14 - 15.
Рейдерство в России связано с такими угрозами экономической безопасности, как увеличение коррумпированности государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и представителей судейского корпуса; повышение уровня безработицы; уклонение от уплаты налогов; монополизация ряда сегментов рынка; утрата конкурентоспособности; разрушение и спад производства; дискредитация представителей федеральной и региональной власти, правоохранительных органов и судов; ухудшение инвестиционного климата, снижение инвестиционной привлекательности российской экономики; деформация правовой идеологии и распространение правового нигилизма; активизация процессов отмывания денег, полученных преступным путем. В 2008 - 2009 гг. вопросы криминального захвата предприятий стали объектом внимания высших государственных органов. Правительство РФ одним из приоритетных направлений своей деятельности на период до 2012 г. в сфере обеспечения национальной безопасности определило: "Осуществить комплекс мероприятий по противодействию криминальным захватам имущественных комплексов (рейдерству), наносящим значительный ущерб экономике России и имеющим большой общественный резонанс" <11>. Д. Медведев 11 ноября 2008 г. на встрече с президиумом Торгово-промышленной палаты отметил необходимость скорейшего принятия антирейдерского пакета законов. Позднее, 2 февраля 2009 г., на заседании коллегии ФСБ России Д. Медведев также заявил, что в настоящее время главными проблемами в стране являются рейдерство и коррупция, при этом проблема рейдерства становится наиболее актуальной во время кризиса <12>. -------------------------------- <11> См.: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р "Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации" // СПС "Гарант". <12> По мнению Д. А. Медведева, в стране две проблемы: рейдерство и коррупция // Акционерный вестник. 2009. N 1-2(61).
По нашему мнению, в условиях мирового финансового кризиса действительно стоит ожидать, что число незаконных захватов собственности будет расти и, как следствие, значительно увеличится количество уголовных дел по таким преступлениям, как рейдерский захват и легализация преступных доходов. Это обусловлено тем, что кризис является благоприятной почвой для рейдеров, так как предприятия в условиях кризиса будут ослабевать, особенно те из них, спрос на продукцию которых будет снижаться, вследствие чего такие предприятия будут обесцениваться и на этом фоне будут осуществляться рейдерские захваты. По мнению специалистов, увеличению количества рейдерских атак способствует отсутствие развитой экономической системы и авторитетной судебной системы, а также коррупция и низкая культура правоприменения <13>. -------------------------------- <13> См.: Леонтьев И. А. Проблемы противодействия рейдерам // Гражданин и право. 2008. N 3.
Распространению рейдерства способствуют и другие обстоятельства. Россия - страна с переходной экономикой. В ней не устоялись, слабо функционируют рыночные институты, прежде всего - институт собственности, предпринимательства. Многие предприятия не имеют чистой и прозрачной истории приватизации, рассматриваются как нелегитимные, имеют плохой имидж. Не добавляет стабильности и структура собственности, при которой контрольный пакет целевой компании принадлежит руководству. Систематически нарушаются права акционеров, не выплачиваются дивиденды миноритарным акционерам. Низок уровень предпринимательской культуры, ведется "черная" бухгалтерия, отсутствует корпоративная социальная политика. Предприятия работают в условиях слабой конкурентной среды, плохо развитого фондового рынка. Все это - благоприятная почва для рейдерского передела собственности. В настоящий момент для захвата предприятий рейдеры в основном используют пробелы корпоративного законодательства. Корпоративному праву в нашей стране всего 15 лет. За такой короткий срок ни одному государству в мире не удалось бы создать полноценную правовую защиту собственника. Развитые государства строили эти отношения столетиями, у них корпоративное право на 80% вообще не право, а обычаи делового оборота. В связи с этим следует согласиться с А. В. Желнорович в том, что способствуют рейдерству нечеткость, противоречивость, фрагментарность нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения собственности, функционирование хозяйственных (акционерных) обществ, обращение ценных бумаг, правоприменительную практику. Корпоративное право до сих пор не стало системным, охватывающим все многообразие и сложность отношений в корпоративной сфере, не определено понятие рейдерства, без чего нельзя отделить недружественное поглощение от бандитского захвата. Наиболее очевидными конфликтными зонами остаются: компетенция и ответственность органов управления хозяйственного общества, отношения между мажоритарными и миноритарными акционерами, конфликт интересов между акционерами и обществом <14>. -------------------------------- <14> См.: Желнорович А. В. Указ. соч.
Объективной причиной существования рейдерства служит слабость государственных институтов, призванных поддерживать правила цивилизованного социально-экономического развития страны. Административная реформа и реформа государственной службы, направленные на совершенствование процесса управления в современном обществе, пока не дали ощутимых результатов. Другая причина рейдерства связана с оборотом акций. В настоящий момент в России института защиты прав собственника акций, по сути, нет, и захват предприятия в нашей стране сводится по большому счету к захвату реестра. В законодательстве акции определены как нематериальный объект. Это прогрессивно, позволяет совершать сделки в режиме реального времени, ведь скорость оборота акций неуклонно растет. Однако с обретением такого нематериального инструмента, который должен учитываться в реестре, мы получили огромное количество проблем. На сегодняшний день в России, по статистике, 186 тыс. юридических лиц существует в форме акционерных обществ. Для сравнения: в Германии их только 900 <15>. Это, без сомнения, ошибка приватизации, когда большинство предприятий преобразовывалось именно в АО. Во всем мире данная публичная форма собственности используется в исключительных случаях, как правило, крупными обществами, когда, например, необходимо привлечь достаточные финансовые средства акционеров. У нас же из 186 тыс. юридических лиц лишь около тысячи полностью соответствуют реальным мировым параметрам. Это означает, что у 185 тыс. предприятий - конфликт формы и содержания, что, в свою очередь, значительно повышает риски. -------------------------------- <15> См.: Чуясов А. В. Механизмы незаконного поглощения предприятий // Право и экономика. 2007. N 3.
Вот один из самых циничных способов захвата таких акционерных обществ. Накануне выходных или праздников рейдеры силой вторгаются на предприятие, уничтожают реестр, пишут новый, в ближайшие рабочие дни получают решение суда о действительности этого реестра, после чего у бывшего собственника нет никаких шансов доказать свои права. Эксперты отмечают, что рейдерству способствует и то, что в настоящее время не регламентировано использование инсайдерской информации, в результате чего на фондовом рынке часто происходит манипулирование ценами на акции <16>. -------------------------------- <16> См.: Желнорович А. В. Указ. соч.
Важную роль в распространении рейдерства играет коррупция. В отчете о результатах исследования, проведенного Центром политических технологий (г. Москва, 2008 г.) <17>, указано, что криминальные рейдерские захваты в 99% случаев проходят с помощью органов государственной власти. Участники брифинга "Рейдерство как сектор коррупционного рынка" (г. Москва, 2008 г.) - Национальный антикоррупционный комитет и Следственный комитет при МВД РФ - также отмечают, что коррупция играет ключевую роль в рейдерских захватах <18>. На тесную коррупционную связь рейдеров и судей прямо указано в Постановлении Совета Федерации РФ от 19 марта 2008 г.: "Коррупционные явления получили распространение и в судебной системе. Отмечаются случаи затягивания дел по ходатайствам заведомо проигрывающей стороны процесса, что часто используется рейдерами для удержания незаконно захваченной собственности" <19>. Поэтому в современной России рейдерство, в отличие от традиционного бизнеса по слиянию и поглощению, по своему существу является криминальным бизнесом. -------------------------------- <17> См.: Филимонова В. Рейдерство как социально-экономический и политический феномен современной России // Общество и экономика. 2008. N 5. С. 101 - 139. <18> См.: Эксперты: Рейдерство - составляющая коррупции // URL: http://www. rosbalt. ru/2008/09/11/522728.php. <19> Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 марта 2008 г. N 86-СФ "О докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 13. Ст. 1206.
Таким образом, криминологическая обстановка в рассматриваемой сфере является напряженной и диктует необходимость принятия быстрых и решительных мер, направленных на противодействие рейдерству. Традиционный, классический подход к предупреждению преступлений, основанный на социальной профилактике, является оптимальным в условиях стабильного государства с уверенной и последовательной социальной политикой. В современной России, где процессы криминализации экономики имеют запущенный характер, на первый план выходит декриминализация экономических отношений. В этом отношении эффективно проведение оперативно-профилактических операций. Оперативно-профилактическая операция - это совокупность оперативно-розыскных, контрольно-надзорных, предупредительно-профилактических и иных мероприятий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством и иными нормативными актами РФ в масштабах страны, одного или нескольких субъектов Федерации по единому замыслу для достижения конкретной цели. Первые комплексные мероприятия по декриминализации были проведены на предприятиях акционерного общества "АвтоВАЗ". Выбор Тольятти был не случаен: действовавшие в городе преступные группировки через учрежденные или запуганные ими дилерские фирмы фактически контролировали отгрузку 80% продукции автогиганта. Многие из дилерских компаний принадлежали родственникам руководителей властных структур, правоохранительных органов города, депутатам Законодательного Собрания. При этом большая часть вырученных за автомобили средств предприятию не возвращалась, а оно, в свою очередь, не могло в полном объеме платить федеральные налоги. Оперативно-профилактическая операция получила наименование "Циклон". В сентябрьский день 1997 г. три тысячи работников МВД, прокуратуры и налоговой полиции одновременно блокировали выходы с завода и завладели компьютерными базами данных. На первом этапе все члены преступных организаций были уволены с завода, было изъято более 60 пропусков, дающих право бесконтрольного вывоза продукции, и 400 пропусков у лиц, не работающих на заводе. За время оперативно-профилактической операции понизился общий уровень преступности в Тольятти, возросли раскрываемость преступлений и налоговые отчисления в бюджет. Успешный опыт декриминализации автогиганта в Тольятти затем был использован при осуществлении других масштабных операций: в морских портах Дальневосточного региона, Азово-Черноморского побережья, в Санкт-Петербурге, в Астраханской, Калининградской и Мурманской областях. В 2000 г. в Калининградской области проведена специальная операция "Цунами", которая предполагала: разобщение действующего преступного сообщества, подрыв его экономической базы, привлечение к уголовной ответственности криминальных лидеров, декриминализацию региона в целом. В ходе операции разобщено 25 преступных группировок, приостановлена деятельность 9 подконтрольных им коммерческих структур, из криминального оборота изъято материальных ценностей на сумму 173 млн. руб. <20>. -------------------------------- <20> См.: Состояние правопорядка в стране и результаты работы органов внутренних дел и внутренних войск в 2000 году. М., 2001. С. 17.
В 2003 г. осуществлялся комплекс профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по вытеснению криминальных структур из сферы добычи и реализации водных биологических ресурсов в Дальневосточном федеральном округе. В ходе проведения операции было выявлено 8,5 тыс. преступлений, привлечены к уголовной ответственности 6,2 тыс. человек. Сумма причиненного государству ущерба составила 3,8 млрд. руб., из которых 2,6 млрд. руб. возмещено <21>. -------------------------------- <21> См.: Состояние правопорядка в стране и результаты работы органов внутренних дел и внутренних войск в 2003 году. М., 2004. С. 18.
В 2004 - 2006 гг. была проведена специальная оперативно-профилактическая операция "Энергия" на объектах ТЭК Уральского федерального округа. Только в 2004 г. в ходе операции выявлено 1,2 тыс. преступлений, в том числе экономической направленности - 948, налоговых преступлений - 107, должностных - 197. За их совершение к уголовной ответственности привлекались 1211 человек, направлено в суд 559 уголовных дел в отношении 561 обвиняемого. После проведения операции экономические показатели федерального округа по сравнению с 2003 г. улучшились более чем в два раза, в 1,5 раза возросли налоговые платежи за пользование природными ресурсами <22>. -------------------------------- <22> См.: Состояние правопорядка в стране и результаты работы органов внутренних дел и внутренних войск в 2005 году. М., 2006. С. 20.
В 2006 г. в результате комплексных мероприятий, проведенных совместно органами МВД, ФСБ, прокуратуры, таможни, налоговой службы, выявлено 490 преступлений, по которым возбуждено 320 уголовных дел по экономическим, налоговым и должностным преступлениям. По сообщению ГУ МВД России по УрФО, размер выявленного ущерба составил 47 млрд. 907 млн. руб., из которых возмещено 4,5 млрд. руб., к уголовной ответственности привлечены 300 лиц. Целевой комплексной операцией антирейдерской направленности следует признать арест в Санкт-Петербурге в августе 2008 г. криминального лидера (в 1990-х гг.) тамбовской группировки, ныне - крупного предпринимателя Барсукова-Кумарина. Следственные органы обвиняют Барсукова и его подельников в организации рейдерских захватов нескольких петербургских предприятий, а также причастности к заказным убийствам. Примером эффективности целевой операции антирейдерской направленности является направление в суд в 2009 г. уголовного дела в отношении рейдерской группы, возглавляемой Р. Вахитовым. Подсудимые обвиняются в хищении более 91 млн. руб. с предприятий Татарстана и легализации преступных доходов (27 млн. руб.). В числе жертв рейдеров фигурируют ГУП "Завод "Стройпласт", ЗАО "Завод железобетонных конструкций", ФГУ "Казанское протезно-ортопедическое предприятие", ОАО "Нижнекамский завод строительных и металлических конструкций", ОАО "Нижнекамский МУС-1". Следствие длилось 2,5 года, материалы дела составили 246 томов. В то же время число объектов, требующих декриминализации, остается весьма значительным. Кроме того, не все оперативно-профилактические операции позволяют добиться поставленных целей. Это требует дальнейшего изучения условий эффективности их проведения. К приоритетным мерам по противодействию рейдерству можно отнести: 1) разработку комплекса превентивных мер индивидуально для каждого предприятия, с учетом его специфики, затрагивающих различные аспекты деятельности - юридический, финансовый, социальный и пр., что позволит исключить или существенным образом снизить вероятность незаконного захвата; 2) выстраивание четкой схемы управления предприятием, регулярный мониторинг текущего состояния документов, формирование позитивного имиджа организации, работу со СМИ, укрепление связей с местными регистрирующими органами (рейдеры не смогут осуществить захват объекта, если его корпоративная история безупречна и нет ни малейшего повода для судебного иска); 3) реализацию ряда "оборонных" мер: четкая налоговой и финансовой отчетности; консолидация пакета акций или долей, обременение активов, регулярное внесение изменений в учредительные документы акционерного общества; разъяснительная работа с трудовым коллективом, профсоюзами, пенсионерами организации, обладающими акциями предприятия; надежная и эффективная охрана здания и др.; 4) использование возможностей системы страхования применительно к защите прав собственности, приняв угрозу рейдерства за потенциальный предпринимательский риск. Так, в соответствии со ст. 933 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей страхование предпринимательского риска, это будет правовой гарантией от угрозы потери доходности бизнеса, в данном случае - возможности лишения части долей на предприятии; 5) ведение бизнеса на основе прозрачности собственности и адекватной капитализации стоимости актива предприятия (так как рейдеры идут на захват тех организаций, которые можно задешево купить, а затем задорого продать); 6) принятие соответствующих мер по снижению прибыли от рейдерских захватов (сейчас в России, по экспертным оценкам, она нередко составляет более 1000%, поэтому, если снизить ее хотя бы до 100%, уже это само по себе резко ограничит незаконные захваты); 7) осуществление постоянного внутреннего аудита фирмы с привлечением сторонних юристов с целью тщательного исследования документации предприятия за последние несколько лет, определения пробелов, подлежащих устранению, и разработки мер по укреплению безопасности предприятия; 8) создание специальных служб при управлениях по экономической политике администраций различных территориальных формирований (такие структуры сегодня функционируют в Москве, Санкт-Петербурге), которые будут заниматься оперативными расследованиями фактов криминальных поглощений; 9) разработку системы мер по тщательной проверке документов по факту смены владельцев бизнеса, поступающих на регистрацию в Федеральную регистрационную службу РФ и Федеральную налоговую службу РФ; 10) определение государственного органа, которому будут переданы функции упраздненной Федеральной службы финансового оздоровления России по проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятий-банкротов и изданию нормативного документа, регламентирующего порядок его участия в процедуре банкротства; 11) разработку и принятие законодательных нормативно-правовых актов по борьбе с рейдерством, в том числе позволяющих пресекать представление в регистрирующий орган недостоверных сведений; 12) создание единой базы данных компаний и бизнесменов, использующих рейдерские захваты, опубликование данной информации на специально созданных либо уже существующих сайтах в сети Интернет; 13) выработку единого механизма информирования органов внутренних дел Межрегиональной инспекцией ФНС России, арбитражными судами о выявленных фактах нарушений текущего законодательства о банкротстве; 14) организацию подготовки специалистов по борьбе с рейдерством на экономических факультетах вузов, в том числе в образовательных учреждениях системы МВД России. Система защиты прав акционеров должна быть выстроена таким образом, чтобы обеспечивались основные интересы управомоченного лица (акционера), которые он связывает с закрепленными за ним субъективными правами. Защита прав акционеров в России сегодня должна отвечать объективно существующим потребностям в обеспечении не только общего для всех акционеров интереса, но также интересов мелких и крупных акционеров общества. С учетом имеющейся потребности в выработке системного подхода в вопросах защиты прав акционеров полагаем важным построение системы защиты прав акционеров. Предпосылкой же ее создания является конфликт интересов, возникающий между различными группами акционеров. Элементами системы защиты прав акционеров следует признать: 1) защиту прав акционеров вне зависимости от количества принадлежащих им акций; 2) защиту прав мелких (миноритарных) акционеров; 3) защиту прав крупных (мажоритарных) акционеров. Практика корпоративных конфликтов свидетельствует о том, что сегодня распространены случаи приобретения незначительного пакета акций лишь с целью максимального осложнения деятельности АО многочисленными исками новоиспеченного акционера (такие действия активно используются в ходе корпоративного шантажа). Для искоренения подобной практики необходимо в акционерном законодательстве закрепить положение, согласно которому все акционеры вне зависимости от доли принадлежащих им акций не могут оспаривать решения или действия органов управления АО, принятые или совершенные до того момента, как лицо приобрело акции общества. Приобретение незначительного пакета акций общества может быть обусловлено стремлением получить доступ к внутренней информации АО с последующим ее использованием для корпоративного шантажа или рейдерского поглощения. В связи с этим актуально установить правило о том, что отдельные правомочия акционера возникают не сразу после приобретения им акций, а по истечении определенного периода времени. Так, право акционера на получение информации в соответствии с определенным п. 1 ст. 89 Закона об АО перечнем и с ограничениями, закрепленными в п. 1 ст. 91 данного Закона, должно возникать у акционера по истечении 6 месяцев со дня приобретения им акций общества. Данный срок является оптимальным, так как, с одной стороны, не позволяет оперативно получить информацию, став акционером общества (между тем успешность большинства действий агрессора предопределена именно временным фактором), а с другой стороны, не лишает акционера возможности реального ознакомления с документацией общества до момента ее уничтожения. Данное ограничение должно распространяться на владельцев небольшого пакета акций (5 - 7%), поскольку покупка большего количества акций только для целей получения доступа к информации является экономически невыгодной, а следовательно, такие случаи скупки акций будут сведены к минимуму. Целесообразным является внесение изменений в Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Предложения по совершенствованию процедуры регистрации юридических лиц и предупреждению внесения в ЕГРЮЛ недостоверной информации следующие: введение обязательной явки заявителя в ИФНС и удостоверения его личности; отказ от пересылки документов по почте; обязательное уведомление постоянно действующего исполнительного органа юридического лица о производстве регистрационных действий и участников, имеющих долю в уставном капитале более 50%; направление в МВД материалов, содержащих признаки фальсификации. Необходимо законодательно закрепить, что при внесении в Реестр изменений, касающихся сведений об участниках юридических лиц, заявление, помимо подписи заявителя, должно удостоверяться подписью лица, чья доля уменьшается. А при внесении в Реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице или ином лице, уполномоченном действовать от имени юридического лица без доверенности, заявление должно дополнительно удостоверяться подписью со стороны одного из участников юридического лица, уполномоченного на это компетентным органом управления данной организации, принявшим решение о смене руководителя. Также дополнительно должна быть представлена нотариально удостоверенная копия документа, на основании которого изменяются сведения о юридическом лице. Бесспорно, эффективное предупреждение рейдерства возможно только при четко выраженном желании властных структур активно противодействовать этому явлению. Такую позицию занимает, в частности, в Москве Ю. Лужков. В структуре московского Правительства создано Управление экономической безопасности, в компетенцию которого входит разработка превентивных мер в рассматриваемом направлении. Мэрия Москвы приняла постановление, запрещающее произвольное перепрофилирование предприятий, многие ранее захваченные объекты выставлены на продажу, так как рейдеры не могут вместо фабрики построить, например, бизнес-центр, в результате чего рентабельность рейдерства в столице резко снизилась. В августе 2008 г. в Москве был создан Антирейдерский штаб, работу которого возглавил Ю. Лужков <23>. Задача была поставлена весьма амбициозная: не допустить ни одного случая рейдерства по отношению к малому бизнесу (к малому бизнесу относятся предприятия с ежегодной выручкой до 400 млн. руб. и числом работников от 16 до 100). А таких предприятий в столице более 250 тыс. Именно они чаще всего в Москве становятся объектом атаки рейдеров. -------------------------------- <23> См.: Велетминский И. Операция "Антирейдер" // Российская бизнес-газета. 2008. 9 декабря.
Основной упор в работе штаба будет сделан на реализацию превентивных мер. По оценкам московских властей, такой подход более эффективен, чем меры, применяемые уже по факту случившегося захвата. С 1 августа 2008 г. по 1 января 2009 г. в штаб обратились более сотни предпринимателей. Штаб принимает информацию, систематизирует ее, вырабатывает предложения, которые направляются в Правительство Москвы; предлагает предпринимателям схемы выхода из сложной финансовой ситуации. В Москве также эффективно работает телефонная горячая линия в рамках проекта "Неотложная правовая помощь малому бизнесу Москвы". По сведениям руководителя Московского агентства по развитию предпринимательства А. Маштакова, менее чем за три месяца на линию поступило 182 обращения от субъектов малого предпринимательства Москвы <24>. После обработки обращений предпринимателей выявились главные методы криминальных захватов, используемые рейдерами в Москве. Чаще всего захватывают предприятия малого и среднего бизнеса, имеющие форму общества с ограниченной ответственностью. От них поступило 59% всех обращений. Проект "Неотложная правовая помощь малому бизнесу Москвы" также предусматривает возможность оказания неотложной правовой помощи предпринимателям, предоставления бесплатных юридических консультаций, а при необходимости - выезд бригады юристов на предприятие, подвергшееся рейдерской атаке, чтобы на месте разобраться в возникшей ситуации. -------------------------------- <24> Там же.
Антирейдерский штаб Ю. Лужкова тесно взаимодействует с МВД РФ, вырабатывая стратегию противодействия рейдерству. В качестве примера эффективности такого взаимодействия можно рассматривать пресечение деятельности Инвестиционной компании "Россия", на счету которой было более 50 рейдерских захватов, в основном в Восточном административном округе г. Москвы. Обвинительные приговоры также вынесены в отношении организаторов рейдерских захватов: организатор захвата Сокольского целлюлозно-бумажного комбината и "Тулабумпром" г-н Хазанов, известный в определенных кругах экстравагантной идеей организовать "Бал хищников", осужден на 8,5 года лишения свободы; известный рейдер П. Федулев получил 9 лет лишения свободы за организацию масштабных рейдерских захватов, в том числе предприятия "Оборонснабсбыт", в захвате которого участвовали около 200 человек; "ликвидатор" ОАО "МММ" К. Глотьев за совершение захвата ООО "Культура - XXI век" был осужден на 15 лет лишения свободы. Введенные в Москве ноу-хау по борьбе с рейдерством перенимаются регионами, правда, с разной степенью успешности. В 2008 г. ярославские предприниматели создали Союз противодействия рейдерам. Это было обусловлено тем, что в 2008 г. более 100 предприятий региона подверглось рейдерским захватам. Борьба здесь предстоит прежде всего с рейдерами, объектом атаки которых являются права собственности на землю. К примеру, одно из крупнейших сельхозпредприятий Ярославской области, "Михайловское", уже три года ведет "войну" с рейдерами. Его земли расположены в живописном месте у Волги, у федеральной автомагистрали Москва - Вологда, где имеются все коммуникации. Обращения в правоохранительные органы о возбуждении в отношении рейдеров уголовных дел, скупающих паи, не дали результатов (главная причина - пробелы в законодательстве). В этой связи следует отметить положительные результаты в деятельности правоохранительных органов Татарстана по противодействию попыткам захвата земель. В конце 2008 г. в Татарстане завершено расследование уголовного дела о рейдерском захвате 6 тыс. га земли у 708 жителей 5 сел Алькеевского района. Потребность в новых и гибких методах борьбы, во многом базирующихся на столичных наработках, как видим, в регионах становится все острее. Москва, которая стала источником возникновения нового криминального бизнеса - рейдерства, показывает, как следует бороться с этим явлением. Актуально изучение международного опыта борьбы с рейдерскими захватами, так как на Западе уровень рейдерства значительно ниже, чем в России. Этому способствует законодательство, в котором либо присутствует статья, предусматривающая уголовное наказание за рейдерство, как это сделано в Италии, либо, как в большинстве стран, предусмотрены статьи, обеспечивающие защиту системы корпоративного управления в юридическом лице (например, французское уголовное право, в котором целый ряд статей уголовного закона регулирует корпоративные правоотношения). Зарубежное законодательство тщательно и всесторонне освещает институт слияний и поглощений, создавая систематизированную, структурированную и основанную на международном праве систему законодательства, регулирующего отношения юридических лиц в процессе поглощения. Поэтому такой опыт будет полезен для России. Необходимо также внести изменения в российское законодательство (по аналогии с законодательством Германии), закрепив, что миноритарный акционер вправе требовать в судебном порядке проведения собрания акционеров в случае, если он полагает, что мотивированный отказ совета директоров в его проведении незаконен. Кроме того, необходимо исключить в российском законе возможность проведения собрания с кворумом в 30% голосов (повторное собрание). Часть 3 книги 4 Закона Германии об акционерных обществах от 6 сентября 1965 г. посвящена уголовно-правовым и административным положениям об ответственности учредителя, члена правления, члена наблюдательного совета, аудитора, помощника аудитора, большое внимание уделяется ответственности за искажение отчетности о деятельности общества. Предусматривается как уголовная, так и административная ответственность с указанием конкретных санкций. Например, если член правления не созывает общее собрание при наличии убытка, составляющего 50% уставного капитала, он может быть лишен свободы на срок до трех лет. За совершение административного правонарушения сумма штрафа может составить до 25 000 евро. Таким образом, Закон Германии сочетает в себе нормы уголовного, гражданского и административного права, т. е., изучив данный Закон, любой акционер, член правления сможет четко представить себе как свои права и обязанности, так и меру ответственности. Российский Закон не содержит норм, предусматривающих санкции за правонарушения в области применения данного Закона, а также отсылочных норм к другим конкретным законам. Опыт Германии в этой части является наиболее оправданным, когда в рамках одного закона раскрываются абсолютно все вопросы, касающиеся прав и обязанностей, а также определяется мера ответственности. Акционеру Германии, в отличие от российского коллеги, нет необходимости изучать уголовный кодекс, гражданский кодекс, кодекс об административных правонарушениях и т. д. Заслуживает внимания опыт Франции и Германии в части регистрации акционерных обществ: внесение общества в торговый реестр производится на основании решения специального регистрационного суда, который проверяет законность создания общества, отчет учредителей, оценщиков, т. е. осуществляет юридическую экспертизу документов, поданных в суд вместе с заявлением на регистрацию. В России, помимо того что регистрация АО не возложена на суды, так еще и регистрирующий орган проверяет документы, поданные на регистрацию, только на их соответствие форме, т. е. по количеству и названию, а не по содержанию, и, таким образом, с формальной точки зрения (строго по законодательству РФ) может быть зарегистрировано акционерное общество (и производиться последующие регистрации изменений) на основании документов, противоречащих законодательству РФ по содержанию. Безусловно, этот недостаток должен быть устранен. Актуален вопрос о введении уголовной ответственности за рейдерство. Он требует широкого обсуждения со стороны представителей юридической общественности в качестве первого шага решения сложной проблемы противодействия криминальным захватам чужой собственности. Однако, исходя из анализа имеющихся предложений по внесению изменений в УК РФ в части установления уголовной ответственности за рейдерство, необходимо отметить, что большая часть авторов предпринимают попытки в диспозиции уголовно-правовой нормы описать все действия, составляющие общественно опасное явление - рейдерство. Но данное явление эволюционирует, постоянно изменяются способы достижения криминальной цели. Поэтому спустя год-два такая уголовно-правовая норма устареет и вообще не будет применяться на практике. С учетом сказанного, а также в связи с тем, что на сегодняшний день отечественное корпоративное право не содержит определения рейдерства, актуально разработать Федеральный закон "О противодействии рейдерству в Российской Федерации", в котором предусмотреть четкое определение такого общественно опасного явления как рейдерство, описать круг деяний, охватываемых данным явлением, и уже на основании данного Закона разработать соответствующую уголовно-правовую норму.
------------------------------------------------------------------
Название документа