Концепция развития российского гражданского законодательства: основные направления
(Вавилин Е. В.) ("Гражданское право", 2010, N 1) Текст документаКОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ <*>
Е. В. ВАВИЛИН
-------------------------------- <*> Vavilin E. V. Conception of Russian Federation civil law development: the main tendencies.
Вавилин Евгений Валерьевич, доцент кафедры гражданского права Саратовской государственной академии права, заведующий сектором отраслевых проблем Саратовского филиала Института государства и права РАН, кандидат юридических наук, доцент.
Статья посвящена исследованию основных тенденций развития действующего гражданского права. Автор анализирует системные изменения, воплощенные в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации.
Ключевые слова: гражданские права, осуществление прав, защита прав, механизм осуществления прав, Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, принципы права, корпоративное право, вещное право.
The article is dedicated to the research of the main tendencies of existing civil law development. The author analyzes the systematic overpatchings, including in the Conception of Russian Federation civil law development.
Key words: civil rights, realization of subjective civil rights, protection of civil law, machinery realization of rights, Conception of Russian Federation civil law development, the law principles, corporate law, proprietary interest.
Указом Президента Российской Федерации "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" <1> Совету при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и Исследовательскому центру частного права было предписано разработать до 1 июня 2009 г. Концепцию совершенствования гражданского законодательства (п. 3 Указа). За этим последовал ряд рабочих проектов Концепции, посвященных общим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), юридическим лицам, ценным и финансовым сделкам, обязательственному праву <2>. -------------------------------- <1> См.: Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3482. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья "Концепция совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации" включена в информационный банк согласно публикации - Бюллетень нотариальной практики, 2009, N 3. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья "О проекте Концепции развития законодательства о вещном праве" включена в информационный банк согласно публикации - Бюллетень нотариальной практики, 2009, N 3. ------------------------------------------------------------------ <2> См.: Концепция совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. 2009. N 4. С. 9 - 87; Концепция развития законодательства о вещном праве // Вестник ВАС РФ. 2009. N 4. С. 88 - 185; Концепция развития законодательства о юридических лицах // Вестник гражданского права. 2009. N 2. С. 6 - 98; Концепция развития законодательства о ценных и финансовых сделках // Вестник гражданского права. 2009. N 2. С. 99 - 143; Концепция совершенствования общих положений // Хозяйство и право. 2009. Приложение к N 3. С. 1 - 64.
7 октября 2009 г. Концепция развития гражданского законодательства (далее - Концепция) <3> была одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Она явилась результатом кропотливой аналитической работы по воплощению доктринальных научных разработок и обобщению значительного массива правоприменительной практики <4>. Полномасштабная работа по трансформации ГК РФ на всем своем протяжении сопровождалась активной научной дискуссией, в результате которой некоторые положения проектов Концепции подвергались изменениям. -------------------------------- <3> См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступ. ст. А. Л. Маковского. М., 2009. <4> См.: Вавилин Е. В. Развитие российского законодательства в сфере осуществления и защиты гражданских прав // Гражданское право. 2009. N 1. С. 11 - 14.
Основными чертами предложенных в ГК РФ изменений являются детализация гражданского законодательства и в ряде случаев его унификация с зарубежными правопорядками. Эти трансформации направлены на укрепление нравственных начал гражданско-правового регулирования, усиление компенсаторной функции гражданского законодательства, смещение баланса в пользу частных элементов по отношению к публичным, обеспечение стабильности гражданско-правового регулирования и устойчивости гражданского оборота, упорядочение всей системы гражданского законодательства (ч. I Концепции). Такой опыт оперативного реагирования стал первым для отечественного законодателя и интересен в первую очередь с точки зрения эффективности содействия развития российской экономике и оправданности предложенных путей реформирования. Не ставя целью исчерпывающе представить все изменения, предложенные в Концепции, сосредоточимся на положениях, вызвавших наиболее активную полемику. Концепция содержит серьезные инновации по трем основным блокам гражданского законодательства: по общим положениям части первой ГК РФ, в некоторой степени особенной части ГК РФ, а также федеральным законам, основанным на ГК РФ. Первый этап работы связан с совершенствованием общих положений ГК РФ. Одним из принципиальных изменений общей части ГК РФ является необходимость включения в круг отношений, регулируемых гражданским правом и определяющих его предмет, корпоративных отношений. О существе этих отношений, равно как и об особенностях их регулирования, высказывались разноречивые мнения <5>. В настоящее время интенсивно развиваются отношения, связанные с созданием юридических лиц корпоративного типа, с участием в них, соответственно возникают определенные виды обязательств. Это порождает необходимость создания четкой унифицированной системы норм, регулирующих данные отношения. -------------------------------- <5> См., например: Яковлев В. Ф. Вся работа проходила в дискуссиях // Закон. 2009. N 5. С. 7 - 13; Мозолин В. П. О юридической природе внутрикорпоративных отношений // Государство и право. 2008. N 3. С. 28 - 37; Гутников О. В. Концепция совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации: основные идеи // Закон. 2009. N 5. С. 27 - 47; Корпоративное право. М., 2007.
В Концепции под корпоративными отношениями понимаются "отношения, связанные с "правом участия" в корпорации, а также соответствующие обязательственные отношения между учредителями (участниками) и корпорацией" (п. 1.2 ч. II Концепции). Подобное понимание отграничивает эти отношения от иных (вещных, обязательственных, исключительных, личных, неимущественных) гражданских прав и сужает их до внутренних правоотношений, вопреки высказанным мнениям об их более сложной природе <6>. -------------------------------- <6> См.: Боголюбов С. А., Мухина Э. В. Гражданско-правовые подходы к природопользованию. Аналитический обзор // Аграрное и земельное право. 2009. N 9. С. 139 - 147; Мозолин В. П. Указ. соч. С. 28 - 37.
Во исполнение п. 1 Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г., предписывающего "дальнейшее развитие основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений" <7>, разработчики подвергли пересмотру общие положения ГК РФ, и в частности состав принципов гражданского права. Принципы права, являясь идейной основой всей системы, представляют собой генеральный уровень императивов для всех ее элементов. Их практическая значимость состоит в способности выступать критерием надлежащей и ненадлежащей реализации прав и исполнения обязанностей, они способны разрешить возникающие в процессе реализации коллизии норм и определить иерархию законодательных установлений. Данные начала служат ориентиром в осуществлении прав и обязанностей для всех субъектов правоотношений. Тем существеннее своевременный пересмотр и совершенствование этой части ГК РФ. -------------------------------- <7> Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2008. Июль.
Так, своевременным и справедливым представляется введение в гражданское законодательство принципа добросовестности в качестве одного из наиболее общих и важных начал. Это позволит соответствующим образом конкретизировать более частные положения ГК РФ: об иных формах злоупотребления правом, введения института преддоговорной ответственности по принципу culpa in contrahendo, многих норм о недействительности сделок. Такой подход соответствует развитым зарубежным правопорядкам. Определены сферы его действия: установление прав и обязанностей, приобретение прав и обязанностей, осуществление прав и исполнение обязанностей, защита прав. Концепция не дает определения принципа добросовестности (п. 1.1 ч. II Концепции). Сложность состоит в установлении четкого содержания и границ данного понятия, поскольку добросовестность относится к числу оценочных категорий, включает в себя элемент субъективного восприятия (оценки) того или иного действия (бездействия). На наш взгляд, в ходе правоприменения будут сформированы устойчивые представления об имманентности принципа добросовестности тем или иным фактическим и (или) юридически значимым действиям. Второе направление работы - модернизация отдельных специальных норм Кодекса (в особенности в отношении возмездного оказания услуг, финансовых сделок). Предложено внести в п. 1 ст. 307 ГК РФ в понятие обязательства такое действие, как оказание услуг. Это позволит, по мнению разработчиков, отграничить в ряде случаев обязательство от иных видов относительных правоотношений (реституционных и корпоративных) (п. 1.1 ч. V Концепции). Согласно п. 2 ст. 307 ГК РФ основаниями возникновения обязательств являются договор, причинение вреда и иные основания, указанные в Кодексе. Представляется своевременным и необходимым предложение расширить перечень оснований возникновения обязательств и сделать его по возможности исчерпывающим. Третий блок изменений - приведение в соответствие с ГК РФ норм специальных законов. Устранение из ГК РФ планово-административной регламентации имущественных отношений не привело к становлению стабильного правопорядка, не обеспечило в должной мере развитие цивилизованных рыночных отношений с участием юридических лиц. По мнению авторов, необходимо переосмыслить роль государства в развитии рыночной экономики <8>. В связи с этим особенное внимание в Концепции разработчики уделили проблемам собственности и статусу юридических лиц разных видов. -------------------------------- <8> См.: Маковский А. Л. О Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации // Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. М., 2009. С. 7.
Во-первых, предложено ликвидировать законы общего характера об отдельных видах юридических лиц <9> как неэффективные в практическом применении. На наш взгляд, законодатель идет по пути формирования правового механизма реализации прав юридических лиц. На данном этапе создается система норм о статусе юридического лица, общих положений, регламентирующих их деятельность. Следующей мерой должна стать переработка типовых уставов юридических лиц, в которых должны быть четко регламентированы цели и виды их деятельности, а также соотношения этих видов деятельности. В указанный механизм должна входить система налоговых норм, предусматривающая существенные налоговые льготы для некоммерческих организаций, ведущих предпринимательскую деятельность, при условии полного соответствия этой организации ее целевому назначению, добросовестного ведения предпринимательской деятельности и ее прозрачности. Экономические условия и ответственность лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, должны подчиняться принципу равенства участников гражданско-правовых отношений. Неравенство здесь возможно только в сфере налогообложения по отношению к некоммерческим организациям. В этом случае не затрагиваются интересы кредиторов. Предложенные в Концепции меры во многом способствуют формированию такого механизма. -------------------------------- <9> Речь идет о таких нормативных актах, как, например, Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3611) и Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801).
Учитывая многочисленные злоупотребления в сфере деятельности юридических лиц, вызванные как неопределенностью организационно-правовых форм и статуса отдельных видов юридических лиц, так и неурегулированностью складывающихся отношений с их участием, намечены меры по усилению и повышению их гражданско-правовой ответственности. Предложено детализировать в ГК РФ все виды разрешенной некоммерческим организациям деятельности. Мера вполне оправданная, сомнения может вызывать предложенная терминология, характеризующая предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций в сферах, соответствующих профилю их основной деятельности. Было бы целесообразнее назвать эту деятельность не терминологическими новообразованиями ("вспомогательная хозяйственная деятельность" или "деятельность, приносящая дополнительные доходы"), а устоявшимся определением "предпринимательская деятельность" с известным пояснением - "соответствующая профилю основной деятельности" (п. 1.4 ч. III Концепции). Это уточнение связано не с лежащими на поверхности лингвистическими аспектами, а с сущностным определением деятельности некоммерческих юридических лиц. На наш взгляд, целесообразно унифицированно подходить к виду деятельности, нацеленной на получение прибыли. Нет необходимости усложнять нормы ГК РФ дополнительными установлениями, характеризующими критерии деятельности, приносящей дополнительные доходы, или вспомогательной хозяйственной. Справедливо также введение для некоммерческих организаций, предполагающих осуществлять предпринимательскую деятельность, обязанности формирования соответствующего уставного капитала (п. 1.4 ч. III Концепции). Рекомендуется ввести институт солидарной ответственности лиц, составляющих орган юридического лица (п. 3 ст. 53 ГК РФ), возможность "снятия корпоративных покровов" независимо от наступления несостоятельности юридического лица (ст. 56 ГК РФ), ответственность юридического лица за несвоевременную и ненадлежащую актуализацию данных в Едином реестре юридических лиц. Предлагается включить в раздел II ГК РФ правила о публичных акционерных обществах, положения о возможности и последствиях оспаривания незаконной реорганизации юридических лиц, системы норм о бездокументарных ценных бумагах, о залоге прав по договору банковского счета и вклада, о "металлических счетах" и т. д. Серьезным изменениям подвергается общая часть вещного права. В частности, сформирована отдельная глава, посвященная владению. Эта глава предшествует общим положениям о вещных правах и включает в себя определение, виды и признаки владения, перечень законных владельцев, положения, регламентирующие владельческую защиту. Владение признается авторами Концепции не правом, а фактом (фактическим отношением). Трансформация также связана с предложениями о переносе в ГК РФ правил о правах на землю и другие природные ресурсы из иных кодифицированных нормативно-правовых актов (Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Водного кодекса РФ). Эта мера вызвала массу критичных откликов, в том числе и упреков в механистичности подобного подхода <10>. Безусловно, эта часть ГК РФ нуждается в дальнейшей доработке и конкретизации. Но как первый шаг в развитии и упорядочении экономического оборота в указанной сфере ее следует признать успешной. Справедливо, что субъективные по своей сути права на землю и другие природные ресурсы будут реализовываться по единым для всех гражданских прав принципам. Таковы наиболее значимые системные изменения, предложенные авторами Концепции. -------------------------------- <10> См.: Боголюбов С. А., Мухина Э. В. Указ. соч. С. 139 - 147; Мозолин В. П. Указ. соч. С. 28 - 37.
В целом можно констатировать, что наиболее продуктивные изменения ГК РФ связаны с последовательными, системными мерами по формированию механизмов осуществления гражданских прав (вещных, обязательственных, корпоративных). Когда система норм регламентирует выверенную последовательность действий, приводящих субъекта к фактическому получению блага. Это задача любого развитого правопорядка, связанная с колоссальными интеллектуальными, материальными, временными затратами. И если законодательную базу, провозглашающую широкие гражданские права и их защиту, можно создать сравнительно быстро, обращаясь к накопленному отечественному, зарубежному и международному правовому материалу, то элементы механизма осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей могут быть сформированы лишь за довольно продолжительный срок кропотливой работы: научной, правотворческой, просветительской, правоприменительной, организационной.
------------------------------------------------------------------
Название документа