Создание и деятельность организаций с иностранными инвестициями на территории закрытого административно-территориального образования: особенности правового регулирования

(Байдаров Д. Ю.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2010, N 3) Текст документа

СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Д. Ю. БАЙДАРОВ

Байдаров Дмитрий Юрьевич, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного университета, директор инженерно-маркетингового центра Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный научно-производственный центр "Производственное объединение "Старт" имени М. В. Проценко".

Привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику и развитие внешнеэкономических связей, несомненно, оказывает положительное влияние на состояние экономики любого государства. Признавая полезность иностранных инвестиций для целей экономического роста <1>, Россия также заинтересована в их привлечении и стремится создать наиболее благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности. Значительные усилия направляются на совершенствование национального законодательства, занимающего главенствующую роль в регулировании инвестиционных отношений, устанавливающего правила допуска иностранного инвестора в национальную экономику, организационно-правовые формы осуществления инвестиций <2>. Это особенно актуально в отношении правового регулирования создания и деятельности организаций с иностранными инвестициями на территории закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО). -------------------------------- <1> См.: Доронина Н. Г. Привлечение иностранных инвестиций: контуры государственной политики (рецензия на монографию С. Е. Нарышкина "Привлечение иностранных инвестиций: экономическая стратегия и развитие регионов России") // Журнал российского права. 2009. N 8. <2> См.: Пушкин А. В. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. М.: Юрист, 2007.

Распространенными формами осуществления инвестиционной деятельности, которые и подлежат четкой правовой регламентации, являются: долевое участие в организациях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами Российской Федерации; создание организаций, полностью принадлежащих иностранным инвесторам; создание филиалов иностранных юридических лиц <3>. -------------------------------- <3> См.: Лукашова Е. В. Создание организаций с иностранными инвестициями в РФ // Международное публичное и частное право. 2007. N 1.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Во исполнение данной нормы принят Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <4>, который регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации (ст. 1). Цель принятого Закона - не только создание правовой основы для привлечения и эффективного использования в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, но и обеспечение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. -------------------------------- <4> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

Правовой режим иностранных инвестиций предопределяет совокупность принципов и правил международного и внутреннего права, которые определяют режим иностранных инвестиций с момента их учреждения до момента их ликвидации. Международное право не обязывает, чтобы иностранный инвестор пользовался по сравнению с национальным более благоприятным режимом <5>. Основополагающим при регулировании иностранных инвестиций является внутреннее право. Но внутреннее право есть право государства, на территории которого осуществляются инвестиции, а не право государства, из которого происходит инвестор. Однако нестабильность национального законодательства и в целом отсутствие политической и экономической стабильности вынуждают иностранного инвестора искать защиту в международно-правовых формах регулирования международных инвестиций. Под механизмом инвестиционных гарантий понимается совокупность механизмов, которые переносят с международного инвестора на специальный орган внутреннего или местного права финансовые последствия, вытекающие из некоторых политических рисков <6>. -------------------------------- <5> См.: Саркисян Г. Р. Особенности правового режима иностранных инвестиций в России // Право и политика. 2006. N 11. <6> См.: Карро Д., Жюар П. Международное экономическое право / Пер. с фр.; Науч. ред. В. М. Шумилов. М.: Международные отношения, 2002.

Национальное законодательство Российской Федерации нацелено на предоставление иностранным инвесторам максимально благоприятного режима деятельности. Оно предельно приближает статус иностранного инвестора к статусу инвестора российского, делая ссылку на национальный режим. В соответствии с этим, казалось бы, иностранные инвесторы могут осуществлять свои капиталовложения, заниматься коммерческой деятельностью напрямую, через свои филиалы или организации с иностранным участием наравне с российскими лицами <7>. В то же время, создавая благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, не следует забывать и об обеспечении защиты государственных интересов. Многие государства устанавливают целый ряд барьеров иностранным гражданам и компаниям в ходе их допуска к осуществлению инвестиционной деятельности на их территории. Государства опасаются активного внедрения иностранного капитала в те отрасли экономики, которые имеют особое значение для национальной безопасности и составляют ее базовые отрасли <8>. -------------------------------- <7> См.: Старженецкий В. В. Режим иностранных инвесторов в России // Арбитражная практика. 2002. N 7. <8> См.: Саркисян Г. Р. Указ. соч.

Вместе с конституционными гарантиями прав иностранных граждан предусмотрена возможность ограничения федеральным законом или международным договором Российской Федерации их правового статуса. Конституция РФ не связывает предоставление иностранным гражданам национального режима с требованием взаимности. Однако это не лишает Российскую Федерацию права вводить соответствующие ограничения для граждан тех государств, которые устанавливают ограничения для российских граждан <9>. -------------------------------- <9> См.: Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Л. В. Лазарева. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Новая правовая культура; Проспект, 2009.

Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 4 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"). В большинстве своем это касается отраслей, так или иначе связанных с деятельностью военно-промышленного комплекса. Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" <10> установлены: -------------------------------- <10> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1940.

ограничения для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами; запрет иностранным государствам, международным или находящимся под их контролем организациям на совершение сделок, которые повлекут за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. п. 1, 2 ст. 2). Вопрос о доступе иностранных инвесторов в стратегические отрасли решается в Законе на основании двух критериев. Одним из них является перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности РФ (42 вида деятельности). Причем для признания коммерческой организации организацией, имеющей стратегическое значение, достаточно, чтобы такое лицо осуществляло хотя бы один из видов деятельности. В список входят виды деятельности, в основном связанные с производством вооружения, военной техники и ядерных материалов. Вторым критерием, на основании которого ограничивается доступ иностранных инвесторов, является получение ими в результате сделки прямо или косвенно права распоряжаться более чем 25% (в случае пользования участками недр федерального значения более чем 5%) общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал коммерческой организации, имеющей стратегическое значение, или приобретение иной возможности блокировать решения органов управления <11>. -------------------------------- <11> См.: Ручкина Г. Ф. Иностранное участие в предпринимательской деятельности: правовое регулирование требований и ограничений // Предпринимательское право. 2008. N 2.

Сделки приватизации с участием иностранных юридических лиц, совершенные с нарушением российского законодательства, признаются недействительными на условиях двусторонней реституции <12>. Отсутствие предварительного согласования сделок, связанных с инвестициями в стратегические общества, будет основанием для признания их ничтожными <13>. -------------------------------- <12> См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18 января 2001 г. N 58 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов". <13> См.: письмо Минэкономразвития РФ от 23 марта 2009 г. N Д06-761 "О применении пункта 5 статьи 84.3 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства".

Однако это не первый законодательный акт, которым введено ограничение на иностранные инвестиции. Законом РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" <14> установлено, что особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в ЗАТО: -------------------------------- <14> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 33. Ст. 1915.

запрещает создание и деятельность на территории ЗАТО организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также деятельность международных организаций (объединений организации) с иностранными инвестициями; разрешает создание и деятельность организаций с иностранными инвестициями в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (п. п. 2.1, 2.2 ст. 3). На основании и во исполнение вышеназванного Закона Правительством РФ были разработаны и утверждены Правила создания и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями с учетом требований обеспечения особого режима на территории этих образований <15> (далее - Правила). -------------------------------- <15> Постановление Правительства РФ от 22 мая 2006 г. N 302 "О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями" // СЗ РФ. 2006. N 22. Ст. 2334.

При создании организации с иностранными инвестициями на территории ЗАТО ее учредитель представляет (непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением) в федеральный орган исполнительной власти или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано соответствующее закрытое административно-территориальное образование, заявление о государственной регистрации юридического лица в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей". Правилами установлен следующий регламент проведения согласования и принятия решения: 1. Федеральный орган исполнительной власти или Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (далее - заинтересованный орган) в течение трех рабочих дней с даты получения заявления направляет его копию для согласования в Федеральную службу безопасности РФ и Министерство внутренних дел РФ. 2. Федеральная служба безопасности РФ и Министерство внутренних дел РФ в течение 30 дней с даты получения копии заявления принимают одно из следующих решений, которое доводится до заинтересованного органа: о даче согласия на создание организации с иностранными инвестициями на территории ЗАТО; об отказе в ее создании. 3. Заинтересованный орган в течение пяти рабочих дней после получения информации о принятом решении от Федеральной службы безопасности РФ и Министерства внутренних дел РФ: либо проставляет в соответствующем разделе заявления отметку о согласовании с указанием должности, фамилии, имени, отчества лица, действующего от имени заинтересованного органа, заверяет ее подписью, скрепляет гербовой печатью заинтересованного органа и возвращает заявление учредителю организации с иностранными инвестициями; либо выдает (направляет) учредителю организации с иностранными инвестициями соответствующее уведомление с мотивированным отказом. 4. Учредитель организации с иностранными инвестициями после получения согласованного заявления представляет его в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствующий территориальный орган Федеральной налоговой службы. Следует отметить, что в связи с вступлением в силу с 1 июля 2009 г. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральная налоговая служба России рекомендовала новые формы заявлений для государственной регистрации, которые также содержат раздел согласования в случае создания организации с иностранными инвестициями на территории ЗАТО <16>. -------------------------------- <16> Письмо ФНС России от 25 июня 2009 г. N МН-22-6/511@.

Деятельность организаций с иностранными инвестициями, зарегистрированными с соблюдением установленной процедуры, осуществляется на территории ЗАТО в соответствии с требованиями Постановлений Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 693 "Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии" и от 26 июня 1998 г. N 655 "Об утверждении Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации". Таким образом, изъятия ограничительного характера устанавливаются только на стадии создания на территории ЗАТО организаций с иностранными инвестициями, а в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности их режим максимально приближен к правовому режиму российских организаций. Проведенный анализ особенностей правового регулирования создания и деятельности на территории ЗАТО организаций с иностранными инвестициями позволяет сделать вывод, что национальное законодательство РФ нацелено на предоставление иностранным инвесторам максимально благоприятного режима деятельности. Однако любое государство (Россия отнюдь не является исключением) должно проводить сбалансированную, рациональную внешнюю экономическую стратегию путем совершенствования соответствующего правового механизма. Государства в силу собственного экономического суверенитета вольны устанавливать свою инвестиционную политику исходя из национальных интересов <17>. В связи с этим федеральные законы в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, устанавливают определенные ограничения в отношении правового режима деятельности иностранных инвесторов на территории ЗАТО. -------------------------------- <17> См.: Воропаев А. В. О гражданско-правовой природе иностранных инвестиционных отношений // Право и политика. 2007. N 1.

Библиографический список

1. Воропаев А. В. О гражданско-правовой природе иностранных инвестиционных отношений // Право и политика. 2007. N 1. 2. Доронина Н. Г. Привлечение иностранных инвестиций: контуры государственной политики (рецензия на монографию С. Е. Нарышкина "Привлечение иностранных инвестиций: экономическая стратегия и развитие регионов России") // Журнал российского права. 2009. N 8. 3. Карро Д., Жюар П. Международное экономическое право / Пер. с фр.; Науч. ред. В. М. Шумилов. М.: Международные отношения, 2002. 4. Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Л. В. Лазарева. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Новая правовая культура; Проспект, 2009. 5. Лукашова Е. В. Создание организаций с иностранными инвестициями в РФ // Международное публичное и частное право. 2007. N 1. 6. Пушкин А. В. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. М.: Юрист, 2007. 7. Ручкина Г. Ф. Иностранное участие в предпринимательской деятельности: правовое регулирование требований и ограничений // Предпринимательское право. 2008. N 2. 8. Саркисян Г. Р. Особенности правового режима иностранных инвестиций в России // Право и политика. 2006. N 11. 9. Старженецкий В. В. Режим иностранных инвесторов в России // Арбитражная практика. 2002. N 7.

------------------------------------------------------------------

Название документа