Интерес публично-правовых образований в гражданском праве
(Крылова Е. Б.) ("Юридический мир", 2010, N 3) Текст документаИНТЕРЕС ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ <*>
Е. Б. КРЫЛОВА
-------------------------------- <*> Krylova E. B. Interest of public-law formations in the civil law.
Крылова Е. Б., аспирантка кафедры гражданского права и процесса Российского государственного социального университета.
В статье рассматривается актуальная проблема взаимодействия публичных и частных интересов в процессе участия публично-правовых образований в гражданском обороте. В качестве результата исследования автор формулирует собственный подход к определению сущности и структуры интересов публично-правовых образований в гражданском праве.
Ключевые слова: интерес, публичный интерес, частный интерес, публично-правовые образования, гражданское право.
The article considers topical problem of interaction of public and private interests in the process of participation of public-law formations in civil turnover. As a result of the research the author formulates his own approach to determination of the essence and structure of the interests of public-law formations in the civil law.
Key words: interest, public interest, private interest, public-law formations, civil law.
Публично-правовые образования <1> являются прежде всего институтами публичного права, субъектами властвования и, как политические организации, обладают рядом признаков, определяющих особенности и сущность их участия в гражданских правоотношениях. Такие существенные особенности рассматриваемых субъектов, как возникновение и прекращение на основе публичных актов, преследование публичных интересов в своей деятельности и обладание публичной властью, порождают напряженную научную полемику относительно правовой природы участия публично-правовых образований в гражданском обороте. Плюрализм в научных кругах, увы, не способствует выработке емких универсальных дефиниций, что, в свою очередь, создает проблему для правоприменителей. Особую актуальность вопросы участия публично-правовых образований в регулируемых гражданским правом отношениях приобретают в связи с тем, что их разрешение является своего рода способом разрешения задачи общего характера - разграничения отраслей публичного и частного права. -------------------------------- <1> Под публично-правовыми образованиями нами понимаются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Наиболее существенной особенностью публично-правовых образований, определяющей вектор их участия в гражданских правоотношениях, является то обстоятельство, что исследуемые субъекты созданы для достижения публичных интересов того или иного уровня (общегосударственных, региональных либо местных) и преследуют их в своей деятельности, что коренным образом отличает их от иных участников гражданского оборота - физических и юридических лиц, в той или иной форме преследующих частные интересы. Вся деятельность публично-правовых образований подчинена публично-правовому интересу, так как оно изначально синтезируется для осуществления публичных задач. Исследование интереса публично-правовых образований в гражданском праве является весьма актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане, так как согласно современным научным воззрениям "особенность публичных образований как субъектов гражданского права обусловлена, во-первых, специфичным способом организации их существования (коллективные субъекты) и, во-вторых, функциональной направленностью их деятельности (участие в гражданском обороте постольку, поскольку это необходимо для реализации задач публичной власти)" <2>. Кроме того, дальнейшее развитие механизма правового регулирования участия публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, должно быть выстроено с учетом необходимости поддержания справедливого баланса публичных и частных интересов в правовой системе современной России как основы сохранения достигнутого уровня развития правовой системы и ее модернизации. -------------------------------- <2> Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1 / Под ред. А. П. Сергеева. Москва: Велби, 2008. С. 348.
Основной вопрос рассматриваемой области правоотношений составляет проблема соотношения публичных интересов изучаемых субъектов при их участии в гражданских правоотношениях на равных началах с иными субъектами гражданского оборота. Не вдаваясь в освещение всех теорий, объясняющих сущность понятия интереса в праве, отметим наиболее существенные моменты научных подходов к данному вопросу. Ю. А. Тихомиров, глубоко исследовавший категорию "публичный интерес", определил его как "признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит гарантией ее существования и развития" <3>. В самом общем виде, по мнению Ю. А. Тихомирова <4>, соблюдение общественных интересов призвано обеспечить: незыблемость основ конституционного строя; охрану общественных границ, оборону страны, общественную безопасность; устойчивость организации власти и ее институтов; гарантированную возможность действий общественных институтов; легальное разграничение компетенции органов - по всем уровням; политическую самодеятельность и активность граждан. Представляется интересной позиция А. В. Костина, который указывает, что "под публичным интересом следует понимать принявшую форму сознательного побуждения и проявляющуюся в жизни в виде желаний, намерений и стремлений общую и ничью в отдельности потребность всего народа государства" <5>, при этом автор считает, что "только государство в своей деятельности руководствуется публичным интересом" <6>. -------------------------------- <3> Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995. С. 55. <4> См.: Там же. С. 65. <5> Костин А. В. Интерес публично-территориальных образований в гражданском праве (окончание) // Законодательство. М., 2002. N 4. С. 15. <6> Там же. С. 16.
Профессором В. П. Грибановым достаточно подробно была исследована категория интереса в гражданском праве, ученый пришел к выводу, что "интерес представляет собой известное единство объективного и субъективного" <7>. Автор отметил, что "условия общественной жизни с необходимостью порождают определенные, соответствующие этим условиям потребности. Эти потребности, проходя через сознание людей, принимают ту или иную форму сознательных побуждений, определяющих целенаправленность и волевой характер их деятельности" <8>. "Проявление воли, в свою очередь, предполагает наличие интереса. Поэтому интерес, - заключил Грибанов, - является также и предпосылкой осуществления субъективных гражданских прав" <9>. С. В. Михайлов, рассматривая интерес как общенаучную категорию, пишет: "...по-видимому, интерес все же можно отнести к объективным категориям. Это подчеркивает важность двух моментов: 1) интересы существуют на основе объективных потребностей субъекта, т. е. потребность является сущностью интереса; 2) интересы обусловлены общественными отношениями, которые сами по себе тоже являются объективным явлением, что подтверждается существованием интересов вне их осознания" <10>. Относительно природы интереса Михайлов заключает, что "интерес в юриспруденции можно понимать как потребность субъекта, носящую общественный характер и проявляющуюся в деятельности по установлению, изменению, прекращению, защите субъективных прав и обязанностей в правовом отношении с использованием юридических средств для достижения поставленных целей" <11>. В итоге С. В. Михайлов приходит к выводу, что "интерес входит в сущность субъективного права" <12>. -------------------------------- <7> Грибанов В. П. Интерес в гражданском праве // Советское государство и право. 1967. N 1. С. 52. <8> Там же. С. 52 - 53. <9> Там же. С. 54. <10> Михайлов С. В. Интерес как общенаучная категория и ее отражение в науке гражданского права // Государство и право. 1999. N 7. С. 88. <11> Там же. <12> Там же. С. 90.
Рассматривая категорию "интерес" через призму действующего законодательства, отметим, что пункт 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации <13> (далее - ГК РФ) гласит, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права "своей волей и в своем интересе". Данное положение по правилу ст. 124 ГК РФ распространяется также и на публично-правовые образования. Воля публично-правового образования носит публичный характер и порождает соответственно публичный интерес, который представляет собой пропущенный и олицетворенный через публичный аппарат интерес общественный. Поскольку публичные политические организации - это общее благо. Публичный интерес является побудительной силой и осознанной целью формирования воли публично-правового образования. Цель и интерес - это взаимосвязанные моменты волевых действий, диалектическое единство цели и интереса состоит в том, что интерес в нем составляет внутреннее содержание цели <14>. -------------------------------- <13> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. <14> См.: Рамзаев П. В. О соотношении категорий "цель", "интерес", "право" // Акт. вопросы советской юридической науки. Саратов, 1978. Ч. 2. С. 4.
Резюмируя вышеизложенное, мы признаем обоснованной трактовку интереса как результата сочетания объективных и субъективных моментов и приходим к выводу, что интерес нужно рассматривать как результат осознания потребности, поскольку возникновение и реализация интересов, в основе которых лежат объективные потребности, невозможны без осознания последних. Поэтому не только осуществление, но и формирование интереса требует единства объективного и субъективного. Данный вывод в целом применим и к интересам публично-правового образования, однако интересы последних обладают существенной спецификой, требующей раскрытия. Специфика состоит в том, что, попадая в область гражданского права, интересы публично-правового образования становятся в разноречивое положение. Вступая в гражданско-правовые отношения ради удовлетворения публичного интереса, публично-правовые образования прибегают к нормам непосредственно частного права для вхождения в эти отношения наряду с другими участвующими в них лицами и для защиты публичного интереса в случае его нарушения, тем самым проявляя двойственное положение публично-правового образования. Следует разделить мнение Д. Н. Горшунова, правда, несколько видоизменив его, и разрешить эту теоретическую контроверзу путем признания двойственности, а именно двухуровневой структуры интереса публично-правового образования в гражданских правоотношениях. Горшунов пишет: "Первоначальный интерес государства или другого публичного субъекта, выступающего в гражданско-правовых отношениях в качестве казны или в лице унитарных предприятий, носит частный характер и тождествен интересу частных (непубличных) субъектов гражданских правоотношений" <15>, "в свою очередь, после удовлетворения первоначального интереса возникают отношения, безусловно носящие публично-правовой характер и направленные на удовлетворение общих интересов. Отношения... (последующий интерес) носят публично-правовой характер и реализуются при помощи публично-правовых средств и методов" <16>. А. А. Клячин также признает две разновидности государственного интереса в частном праве: 1) государственный интерес Российской Федерации, субъектов и муниципальных образований как обладателей определенных имущественных прав (своего рода частный интерес); 2) государственный интерес как интерес публичный, т. е. интерес субъекта, обладающего властью по отношению к другим участникам гражданских правоотношений <17>. -------------------------------- <15> Горшунов Д. Н. Интерес в частном праве: Вопросы теории: Монография / Под общ. ред. Ю. С. Решетова. Казань, 2005. С. 101. <16> Там же. <17> См.: Клячин А. А. Государственный и общественный интерес в частном праве // Проблемы развития российского законодательства: Сб. статей. Пермь, 2002. С. 168 - 169.
На наш взгляд, Горшунов при безусловной ценности его концепции не совсем верно отобразил в своих представлениях причинно-следственную связь между отдельными составляющими участия публично-правовых образований в общественной жизни и гражданских правоотношений в частности. Первоначальным интересом, по нашему убеждению, является именно интерес публичный, который носит объективный характер, так как исходит из объективно существующих потребностей, от которых зависит существование и развитие общества. Именно ими определяется и в то же время должна ограничиваться сфера вмешательства в частные дела публично-правовых образований, при этом публичный интерес находится за рамками сферы гражданско-правовых отношений, его бытие протекает в другой правовой плоскости. Последующий - частный интерес публично-правовых образований исходит, вырастает из публичного как из базиса, основы, далее отделяясь от нее и обретая самостоятельное значение и существование в конкретном гражданском правоотношении. Данное обстоятельство подтверждается также каузальностью большинства гражданско-правовых сделок. Тем самым публичный интерес приобретает субъективный, частный характер, принадлежа публично-правовому образованию через конкретное лицо - орган, юридическое или физическое лицо, вступающее от имени публично-правового образования во вполне определенное частноправовое отношение. Частный интерес публично-правового образования имеет место в случае, когда существуют субъективные гражданские права конкретных лиц - публично-правовых образований, в качестве участников конкретного гражданского правоотношения. Будучи реализован, частный интерес возвращается, вливается в публичный как в исходную детерминанту своего бытия и, таким образом, завершает свой правовой круг. Интересен также механизм нормативного закрепления интересов публично-правовых образований. Отметим, что согласно справедливому высказыванию О. Ю. Кравченко "законодательство... фиксирует публичные интересы и средства их обеспечения через компетенцию государственных органов всех уровней, призванных отстаивать их в пределах своих полномочий" <18>. Кроме того, "публичные интересы, - пишет А. В. Кряжков, - всегда выражаются в правовых нормах" <19>. Представляется бесспорным, что главенствующую роль в определении публичных интересов играют Конституция России, законодательство о бюджете, кроме того, определение государством публичных интересов и средств их обеспечения происходит через компетенцию государственных органов, призванных отстаивать их в рамках полномочий. -------------------------------- <18> Кравченко О. Ю. Публичный интерес и государственно-правовые основы его реализации // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Тольятти, 2004. Вып. 45. С. 52. <19> Кряжков А. В. Публичный интерес: понятие, виды и защита // Государство и право. 1999. N 10. С. 92.
На основании проведенного в настоящей статье исследования следует сделать вывод, что интерес публично-правовых образований в гражданском праве обладает двухуровневой структурой. Первоначальным интересом является публичный интерес, носящий объективный характер. Последующим интересом является частный интерес, носящий, в свою очередь, субъективный характер. При этом механизм реализации и обеспечения публичных интересов при реализации гражданской правосубъектности публично-правовых образований главным образом состоит в закреплении фиксированной компетенции за государственными и муниципальными органами.
------------------------------------------------------------------
Название документа