Азартные игры в сети Интернет
(Степанова О.)
("Законность", 2010, N 3)
Текст документа
АЗАРТНЫЕ ИГРЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
О. СТЕПАНОВА
Степанова О., старший помощник прокурора Псковской области по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе.
С 1 июля 2009 г. на территории Российской Федерации запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр вне законодательно установленных игорных зон. Между тем этот сегмент рынка, активно функционировавший длительный период времени и приносивший регулярный и значительный доход его владельцам, сегодня старается найти новые псевдолегальные формы жизнедеятельности.
Одна из активных форм развития нелегального игорного бизнеса в РФ, в том числе в Псковской области, - использование интернет-кафе, оказывающих услуги доступа к онлайн интернет-казино и другим интернет-ресурсам, предлагающим услуги проведения азартных игр в условиях реального времени, в том числе организация такой деятельности на базе уже созданных до 1 июля 2009 г. общественных интернет-заведений.
В силу ч. 3 ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной, запрещена. Эта норма императивна и фактически устанавливает прямой запрет проведения азартных игр в сети Интернет.
Однако ввиду некоторой законодательной неурегулированности форм и механизма обеспечения запрета, открытости вопроса ответственности не только организаторов азартных игр, но и иных участников игрового процесса, непосредственно в него вовлеченных и получающих от этой деятельности доход (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), добиться реального исполнения этой нормы на практике затруднительно.
Вместе с тем эти обстоятельства не могут быть причинами снижения активности прокурорского надзора в указанной сфере, а наоборот - служат стимулом к поиску и использованию нестандартных решений и методов в надзорной деятельности органов прокуратуры.
Благодаря как ранее принятым правоохранительными органами, так и принимаемым сегодня конкретным и последовательным мерам, на территории Псковской области в целом не допущено массового появления после 1 июля лотерейных и покерных клубов, подпольных залов игровых автоматов и казино.
Комплексом организационных и надзорных мероприятий удалось сдвинуть с мертвой точки и проблему реального противодействия организации и проведения азартных игр в сети Интернет на территории области.
Достижению поставленных задач способствует активная роль органов прокуратуры по организации взаимодействия и координации контролирующих и правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, направленного на профилактику правонарушений в указанной сфере.
Начиная с 1 июля 2009 г. органы внутренних дел совместно с сотрудниками прокуратуры и налоговых органов ежедневно проводят рейды на тех объектах, где ранее проводились азартные игры, а также в предполагаемых местах осуществления игорной деятельности.
Случаев функционирования после 1 июля 2009 г. покерных клубов не установлено. Прекращена незаконная лотерейная деятельность в помещении одного из торговых комплексов г. Пскова.
Прокуратура области наладила взаимодействие с отделом "К" УВД по Псковской области, в рамках которого ежедневно осуществляется обмен информацией о состоянии законности в рассматриваемой сфере правоотношений.
В прокуратуре области проведен расширенный учебно-методический семинар в режиме видеоконференцсвязи с участием правоохранительных и контролирующих органов районного уровня.
В конце июля 2009 г. состоялось совещание, посвященное вопросу принятия правоохранительными органами комплекса мер, направленных на предупреждение незаконной игорной деятельности в сети Интернет. Совещание проведено прокурором области совместно с руководством администрации Псковской области, УВД по Псковской области, управления Роскомнадзора по Псковской области. Участие в нем приняли операторы связи и владельцы интернет-клубов и интернет-кафе области, которым разъяснены требования действующего законодательства, актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, рекомендовано разъяснять клиентам запрет на осуществление игорной деятельности через сеть Интернет, подготовить соответствующие вывески и иные сигнальные обозначения.
На совещании 10 владельцам интернет-клубов и интернет-кафе объявлены предостережения о недопустимости нарушения требований ФЗ от 29 декабря 2006 г. в принадлежащих им клубах (кафе).
Существенная составляющая принятых мер - проведение отделом "К" при УВД по Псковской области оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление фактов незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр в сети Интернет, снятие информации с технических каналов связи.
В результате совместной профилактической работы в прошлом году случаев организации и проведения азартных игр с использованием региональных интернет-ресурсов, в том числе путем создания сайтов онлайн-казино, не допущено.
При непосредственном выявлении фактов нарушения требований ФЗ от 29 декабря 2006 г. принятие мер прокурорского реагирования должно следовать незамедлительно. В этих целях прокуратура области разработала пошаговые Методические рекомендации по проведению проверок соблюдения требований ФЗ от 29 декабря 2006 г., по результатам которых в каждом конкретном случае вопрос ответственности виновных лиц решается с использованием следующих мер реагирования:
- вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП, и направление в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности;
- направление в суд общей юрисдикции искового заявления о запрете незаконной деятельности юридического лица по организации и проведению азартных игр в конкретном помещении;
- направление в налоговые органы информации о необходимости инициирования процедуры ликвидации юридического лица в связи с грубым нарушением им п. 1 ст. 49 ГК, ч. 1 ст. 13 ФЗ от 29 декабря 2006 г.;
- направление в органы следствия, при наличии признаков состава преступления, постановления в порядке ч. 2 ст. 37 УПК.
В частности, 7 октября 2009 г. следователь СО при ОВД по Плюсскому району на основании постановления прокурора района о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании от 7 октября 2009 г. возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 171 УК.
В ходе осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства об организации и проведении азартных игр прокуратурой Плюсского района установлено, что 16 сентября 2009 г. индивидуальный предприниматель Б. под видом компьютерного интернет-клуба открыл зал для проведения азартных игр.
Прокурор района на основании письменного запроса от 21 сентября 2009 г. в порядке ст. 22 Закона о прокуратуре к проверочным мероприятиям привлек должностных лиц отдела "К" УВД по Псковской области.
Негласная проверочная закупка и анализ информации, полученной в ходе перехвата трафика компьютерного клуба, осуществленного на основании судебной санкции, выявили факт оказания услуг по возмездному доступу к ресурсам сети Интернет. Через 6 ПЭВМ клуба до 5 октября 2009 г. внесено 1067270 руб., из которых 279420 руб. остались в клубе в качестве дохода за оказанные услуги (организация посещения виртуального казино посредством доступа в сеть Интернет).
В соответствии со ст. 29 Закона от 7 июля 2003 г. "О связи" деятельность по возмездному оказанию услуг доступа в Интернет осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг связи.
По информации управления Роскомнадзора по Псковской области ИП Б. не имеет соответствующих документов на осуществление указанной деятельности.
По имеющимся сведениям Б. помещение под компьютерный клуб арендовал у ИП П., который, в свою очередь, 4 сентября 2009 г. (за 11 дней до открытия компьютерного клуба) заключил договор с ОАО "Северо-Западный Телеком" о предоставлении пакета услуг на пользование сетью Интернет "АльянсPRO СТАНДАРТ".
В октябре 2009 г. на основании приказа прокурора Плюсского района от 6 октября 2009 г. N 11 совместно с сотрудниками отдела "К" проведена проверка компьютерного клуба ИП Б., в ходе которой на основании протоколов осмотра и изъятия, составленных в порядке ст. ст. 27.8, 27.10 КоАП, изъято: 6 ПЭВМ, модем и документация.
С учетом изложенного были достаточные основания полагать, что предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии) в случае, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, с извлечением дохода в крупном размере, осуществлялась организованной группой лиц, в том числе и неустановленных. В их действиях были признаки состава преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 171 УК.
В настоящее время по уголовному делу проводятся следственные действия. Расследование дела взято на контроль прокуратурой области.
Следует отметить, что привлечение физических и юридических лиц за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в сети Интернет к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП, связано с некоторыми проблемами, возникающими в ходе доказывания объективной стороны административного правонарушения.
В частности, решением Арбитражного суда Псковской области от 29 сентября 2009 г. по делу N А52 - 4748/2009 прокурору г. Великие Луки отказано в привлечении ООО "Ахиллес" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, когда такое разрешение обязательно.
Принимая решение, суд исходил из того, что прокурор не доказал, что деятельность общества по предоставлению посетителям интернет-клуба доступа к конкретному сайту азартных игр - www. goodman-network. com - является деятельностью по организации и проведению азартных игр в смысле, придаваемом этой деятельности ФЗ от 29 декабря 2006 г.
По мнению суда, действующее на основании агентских договоров общество, оказывающее клиентам услуги доступа к сети Интернет, в том числе оплаты услуг с помощью "электронного кошелька", не может нести ответственность за действия клиента, решившего воспользоваться услугами интернет-казино и использующего при этом электронные средства оплаты, предварительно принятые от него этим обществом и зачисленные на его счет.
Более того, учитывая, что в соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2006 г. деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной, запрещена, то получение лицензии (разрешения) на этот вид деятельности по объективным причинам невозможно. Следовательно, административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП, юридическое лицо не подлежит.
В настоящее время решение Арбитражного суда Псковской области обжалуется в кассационном порядке.
В этой связи до законодательного урегулирования пробелов правоприменения в указанной сфере представляется целесообразным и эффективным проведение проверок и привлечение физических и юридических лиц к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП, за осуществление без лицензии деятельности по оказанию услуг телематической связи. При этом в каждом случае игровое оборудование подлежит безусловному изъятию на основании соответствующего протокола и последующей конфискации по решению суда.
Кроме того, прокуратура области разработала пошаговую методику проведения проверок соблюдения законодательства в сфере организации и проведения азартных игр в связи с поступившей в правоохранительные органы информации о нарушении законодательства в указанной сфере с использованием игровых автоматов путем организации лотерейных и компьютерных клубов.
При этом эффективность и своевременность надзорной деятельности во многом обусловлена уровнем организации работы по оперативному обмену информацией с уполномоченными органами.
Контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных ФЗ от 29 декабря 2006 г. требований к игорным заведениям осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах - Федеральной налоговой службой. Она же в силу п. 5.3.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г., наделена полномочиями по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
При этом для целей государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств Федеральная налоговая служба использует Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г.
Видам экономической деятельности, тем или иным способом связанным с предоставлением услуг доступа в Интернет и деятельностью в Интернете, классификатором присвоены коды 52.61.2, 64.20.12, 72.60.
В этой связи при регистрации вновь (после 1 июля 2009 г.) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, намерения которых включают занятие указанными видами деятельности, налоговым органам рекомендовано незамедлительно уведомлять прокуратуру области об этих фактах в целях проведения правоохранительными органами после регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в установленном Законом порядке мероприятий по проверке соблюдения требований ч. 3 ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2006 г.
Осуществление действенного прокурорского надзора требует активного вовлечения в процесс мониторинга состояния законности и проведения проверок всех контролирующих органов, расположенных на территории области и реализующих полномочия в указанной сфере.
Так, по запросу прокуратуры области управление Роскомнадзора по Псковской области предоставило список лицензиатов, имеющих разрешения на эксплуатацию сооружений связи, которые могут использоваться для доступа к сети Интернет на территории Псковской области, УВД области - сведения об уже действующих на территории области интернет-клубах (интернет-кафе).
Информация об операторах связи, провайдерах, владельцах интернет-кафе актуализируется по мере ее текущего обновления, а также по запросам прокуратуры области.
Вместе с тем необходимо отметить, что качественному улучшению надзорной деятельности, существенному повышению эффективности деятельности контролирующих и правоохранительных органов в сфере противодействия организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, будет способствовать скорейшее устранение пробелов в действующем федеральном законодательстве.
В настоящее время ни ФЗ от 29 декабря 2006 г., ни другими правовыми актами не предусмотрен механизм реализации запрета на осуществление игорной деятельности через сеть Интернет.
Субъекты предпринимательской деятельности, занятые в предоставлении услуг доступа к сети Интернет, напрямую не занимаются организацией запрещенной законом игорной деятельности, предоставляя лишь возможность доступа к сети Интернет, в том числе к тем сайтам, на которых осуществляется игра.
В этой связи действенным представляется введение законодательного запрета доступа к конкретным сайтам, предоставляющим услуги проведения азартных игр, установление ответственности не только организаторов азартных игр, но и лиц, занятых в процессе подготовки, организации и обеспечения проведения азартной игры, в том числе по месту выявления нарушения, а также ответственности конкретных физических лиц, непосредственно нарушающих требования ФЗ от 29 декабря 2006 г. путем личного участия в процессе игры (посредством внесения ставок).
Существенный вклад в дело противодействия незаконной организации и проведению азартных игр в сети Интернет внесет законодательное вменение в обязанности операторов связи федерального уровня обеспечения запрета доступа к конкретным интернет-ресурсам, предлагающим услуги организации и проведения азартных игр, в том числе к интернет-ресурсам, собственникам которых дисковое пространство (хостинг) предоставлено на серверах зарубежных стран.
При этом законодатель должен также определить орган государственной власти, уполномоченный на формирование перечня интернет-ресурсов, подпадающих под такой запрет, с учетом мониторинга изменения интернет-пространства.
------------------------------------------------------------------
Название документа