"Некоммерческий" руководитель
(Шеленков С.)
("ЭЖ-Юрист", 2010, N 6)
Текст документа
"НЕКОММЕРЧЕСКИЙ" РУКОВОДИТЕЛЬ
С. ШЕЛЕНКОВ
Сергей Шеленков, партнер, директор юридического департамента ООО "Авант Консалтинг".
Следуя законодательству, посвященному деятельности коммерческих организаций, руководитель последней приобретает полномочия с момента принятия соответствующего решения учредителями самой организации. Законодательство о некоммерческих организациях не уделяет данному вопросу детального внимания и не содержит специальной статьи на этот счет.
Неужели в рассматриваемой ситуации необходимо применять аналогию закона или на крайний случай аналогию права? Представляется, что с аналогией можно и повременить...
Корень проблемы
Минюст России полагает, что руководитель некоммерческой организации (НО) приобретает полномочия с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи по результатам принятого Минюстом решения, основанного на положительной правовой экспертизе документов на назначение (смену) руководителя НО, представленных самой НО. Если руководитель, по данным Минюста, в ЕГРЮЛ не значится, то и полномочий руководителя НО у него не возникает.
В результате любое действие такого руководителя, а равно лиц, которым он выдал соответствующие доверенности, признается Минюстом России вне закона.
Где скрыта правда
Что же следует из действующего законодательства о некоммерческих организациях?
Согласно ст. 28 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Закон) структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления НО, порядок принятия ими решений и выступления от имени НО устанавливаются учредительными документами НО на основании самого Закона о НО и иных федеральных законов.
В силу ст. 29 Закона к компетенции высшего органа управления НО относится решение ряда вопросов, в том числе образование исполнительных органов НО и досрочное прекращение их полномочий. При этом в ст. 30 Закона указано, что исполнительный орган НО может быть коллегиальным и (или) единоличным и именно он осуществляет текущее руководство деятельностью НО и подотчетен высшему органу управления НО.
Деятельность НО, помимо Закона, также в ряде случаев подчиняется Федеральному закону от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Исходя из ст. 8 Закона об общественных объединениях такая форма НО, как общественная организация, является основанным на членстве общественным объединением, созданным для совместной деятельности в целях защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Высшим руководящим органом общественной организации выступает съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации считается выборный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
Как следует из ст. ст. 15 - 16 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", органами управления саморегулируемой организации являются:
- общее собрание членов саморегулируемой организации;
- постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации;
- исполнительный орган саморегулируемой организации.
При этом к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации относятся вопросы избрания членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочное прекращение полномочий указанного органа или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов, а также назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, и досрочное освобождение такого лица от должности.
В соответствии со ст. ст. 33 - 34 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" органами кооператива выступают:
- общее собрание членов кооператива;
- правление кооператива;
- ревизионная комиссия (ревизор) кооператива;
- исполнительные органы кооператива.
В исключительную компетенцию общего собрания членов кооператива входят избрание или назначение исполнительных органов кооператива (единоличного исполнительного органа, управляющей организации или управляющего, а также членов коллегиального исполнительного органа кооператива), досрочное прекращение их полномочий, если уставом кооператива решение этих вопросов не отнесено к компетенции правления кооператива.
Согласно ст. ст. 20 - 21 Федерального закона от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" исключительную компетенцию общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного НО (собрания уполномоченных) составляют избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное.
Очевидно, что во всех перечисленных законодательных актах Минюст России, а равно другой орган власти не принимают участия в вопросе приобретения полномочий руководителя НО.
Практические выводы
Как следствие, с позиции действующего законодательства о НО руководитель НО предстает выборным должностным лицом, которое приобретает и утрачивает полномочия с момента принятия об этом решения высшего руководящего органа НО - совета, конференции, президиума, правления и т. д.
Таким образом, для приобретения полномочий руководителю НО не требуется внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ о том, что он является законно избранным единоличным исполнительным органом НО. Запись в ЕГРЮЛ лишь подтверждает факт приобретения полномочий, но не считается правоустанавливающей.
Если бы законодатель хотел прямо связать момент приобретения полномочий руководителя НО с моментом внесения записи в ЕГРЮЛ об избрании его руководителем, он предусмотрел бы на этот счет прямую норму.
Однако ни в одном законодательном акте Российской Федерации нет указания на то, что решения, не связанные с изменением учредительных документов организации (в том числе решение о назначении руководителя НО), вступают в силу только после их государственной регистрации (внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ).
------------------------------------------------------------------
Название документа