Российская государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" и ее роль в урегулировании последствий мирового финансового кризиса
(Саркисов А. К.) ("Административное и муниципальное право", 2010, N 4) Текст документаРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "БАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" И ЕЕ РОЛЬ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
А. К. САРКИСОВ
Саркисов Андрей Константинович - доктор юридических наук, профессор кафедры международного частного права и гражданского процесса Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ.
В статье рассматриваются правовой статус российского Внешэкономбанка как государственной корпорации с исполнением функций агента в кредитно-финансовой сфере государственного управления и его роль в урегулировании последствий мирового финансового кризиса в России в связи с использованием этих функций.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, банк, функции агента государства, государственная корпорация, иностранные инвестиции, мировой финансовый кризис.
Russian state corporation "bank for development and foreign economic affairs" and its role in regulation of consequences of the world financial crisis A. K. Sarkisov
The article considers the legal status of the Russian Bank for Foreign Economic Affairs as a state corporation and its functions of a state agent in the sphere of credits and finances. The author also described the role of the Bank in regulating consequences of the world financial crisis in Russia.
Key words: foreign economic affairs, bank, functions of a governmental agent, state corporation, foreign investments, world financial crisis.
В 2007 г. в России в сфере как публично-правовых, так и частноправовых отношений появилась (в качестве новой организационно-правовой формы некоммерческой организации) государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (иначе - Внешэкономбанк) в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О Банке развития" <1>. -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.
Деятельность Внешэкономбанка имеет свою историю. Постановлением Совета Министров СССР от 7 июня 1982 г. N 500 был утвержден Устав Банка для внешней торговли СССР (Внешторгбанка СССР) <2>. Постановлением Совета Министров СССР от 14 июня 1988 г. N 745 был утвержден Устав Банка внешнеэкономической деятельности СССР в качестве правопреемника Внешторгбанка СССР, с переходом всех активов и обязательств последнего <3>. Внешэкономбанк СССР был сохранен на территории РФ в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 13 января 1992 г. N 2172-1; банку было поручено выполнять функции агента по обслуживанию внешнего долга и управлению активами бывшего Союза ССР и руководствоваться в своей деятельности решениями Центрального банка РФ <4>. В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 16 марта 1992 г. N 2524-1 на банк были возложены функции агента РФ по обеспечению банковского обслуживания централизованных внешнеэкономических операций России, "включая новые кредиты и гарантии" <5>. -------------------------------- <2> СП СССР. 1982. N 18. Ст. 95. <3> СП СССР. 1988. N 22. Ст. 65. <4> Российская газета. 30.01.1992. <5> Ведомости Российской Федерации. 1992. N 14. Ст. 732.
В настоящее время Внешэкономбанк <6> действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства. -------------------------------- <6> Надо сказать, что статус Внешэкономбанка до 2007 г. оставался неопределенным. По существу, это был банк СССР, то есть банк несуществующего государства, не имеющий лицензии Банка России на осуществление банковских операций на территории России и являвшийся своеобразным государственным агентством.
Внешэкономбанк осуществляет предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, установленных перед ним, и соответствует этим целям. Прибыль Внешэкономбанка, полученная по результатам его деятельности, направляется в фонды Внешэкономбанка и используется исключительно для достижения установленных целей. Внешэкономбанк реализует следующие основные функции: 1) осуществляет финансирование инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры и реализацию инновационных проектов, в том числе в форме предоставления кредитов или участия в капитале коммерческих организаций; 2) выпускает облигации и иные ценные бумаги в соответствии с законодательством РФ; 3) организует привлечение займов и кредитов и привлекает займы и кредиты, в том числе на финансовых рынках; 4) приобретает доли (акции, паи) в уставном капитале хозяйственных обществ, а также инвестиционных и паевых инвестиционных фондов; 5) осуществляет права и исполняет обязанности агента валютного контроля, установленные для уполномоченных банков; 6) выдает поручительства юридическим лицам за третьих лиц (за исключением физических лиц, индивидуальных предпринимателей); 7) приобретает у третьих лиц права требования исполнения обязательств в денежной форме и выпускает эмиссионные ценные бумаги, обеспеченные указанными требованиями; 8) осуществляет страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков в порядке, устанавливаемом Правительством РФ; 9) участвует в сделках, предусматривающих обязательства сторон уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары и ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентной ставки и уровня инфляции, в целях снижения рисков по осуществляемым операциям; 10) участвует в реализации федеральных целевых программ и государственных инвестиционных программ, проектов, включая внешнеэкономические, в том числе по государственной поддержке экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг); 11) в порядке, определяемом Правительством РФ, участвует в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства <7>, а также проектов по созданию объектов инфраструктуры и объектов для обеспечения функционирования особых экономических зон; -------------------------------- <7> Для реализации этих задач был создан Центр государственно-частного партнерства Внешэкономбанка. См.: Баженов А., Кабашкин В. Повышение эффективности управления финансами в рамках ГЧП // Бюджет. N 7. Июль. 2009.
12) осуществляет лизинговые операции; 13) осуществляет банковское обслуживание бюджетных кредитов в случае, если эти кредиты предоставляются в целях поддержки экспорта промышленной продукции российских организаций, в том числе при сооружении объектов за рубежом и осуществлении поставок комплектного оборудования, выдачу банковских гарантий при участии российских организаций в международных торгах и реализации заключенных экспортных контрактов; 14) организует и проводит экспертизу инвестиционных проектов и проектов экспортных контрактов российских экспортеров, включая организацию экспертизы инженерно-технических решений; 15) участвует в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства; 16) контролирует соблюдение требований, предусмотренных условиями проектов, реализуемых с участием Внешэкономбанка; 17) взаимодействует с международными организациями развития, корпорациями и институтами развития зарубежных стран и принимает участие в реализации международными организациями развития проектов на территории РФ; 18) участвует в ассоциациях, союзах и иных некоммерческих организациях, которые создаются на территории РФ и за рубежом и целью деятельности которых является содействие экономическому развитию и инвестициям; 19) создает филиалы и открывает представительства, а также создает юридические лица на территории РФ и за рубежом; 20) участвует в обеспечении финансовой и гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции организаций России, включая предоставление государственных гарантий российским экспортерам промышленной продукции российским и иностранным банкам, кредитующим российских экспортеров, иностранных импортеров, банки-нерезиденты и иностранные государства при осуществлении экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг); 21. участвует в выполнении операций по учету использования, обслуживанию и погашению государственных кредитов и займов, предоставленных РФ иностранным государствам, иностранными государствами Российской Федерации, и совершает международные расчеты по таким кредитам и займам; 22) осуществляет в установленном порядке работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и иных видов конфиденциальной информации, и обеспечивает защиту таких сведений. Внешэкономбанк осуществляет следующие банковские операции: 1) привлекает во вклады денежные средства юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка; 2) открывает и ведет банковские счета юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка, корреспондентские счета в Центральном банке РФ, кредитных организациях на территории РФ, иностранных банках и международных расчетно-клиринговых центрах; 3) размещает привлеченные средства от своего имени и за свой счет; 4) осуществляет расчеты по поручению юридических лиц, включая банки-корреспонденты, по их банковским счетам; 5) осуществляет куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 6) осуществляет инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц; 7) выдает банковские гарантии юридическим лицам, участвующим в реализации проектов Внешэкономбанка. В целях реализации проектов, обеспечения собственной ликвидности и управления рисками Внешэкономбанк осуществляет на рынке ценных бумаг дилерскую, депозитарную деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, доверительное управление денежными средствами и имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности. Имущество Внешэкономбанка формируется за счет имущества, полученного в результате реорганизации Банка внешнеэкономической деятельности СССР, имущественного взноса Российской Федерации, доходов от деятельности Внешэкономбанка, добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также за счет других законных поступлений. На Внешэкономбанк не распространяются положения законодательства России, регулирующие порядок государственной регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий на осуществление банковских операций; ликвидации или реорганизации кредитных организаций; предоставления информации о деятельности кредитных организаций; осуществления отдельных видов банковских операций и сделок; обеспечения требований устойчивости и финансовой надежности кредитных организаций; однако, в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <8>, он вправе осуществлять банковские операции (изменения внесены 17 мая 2007 г.). -------------------------------- <8> Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 06.12.1990. N 27. Ст. 357.
На Внешэкономбанк не распространяются также нормы Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <9>, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций: -------------------------------- <9> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
- подконтрольность территориальным органам Министерства юстиции РФ; обязанность представлять документы, содержащие отчет о деятельности и о персональном составе руководящих органов; обязанность информировать об изменениях в учредительных документах и т. д.; - подконтрольность иным контролирующим органам - федеральным органам государственного финансового контроля, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма <10>, по установлению соответствия расходования денежных средств целям, предусмотренным учредительными документами. -------------------------------- <10> Однако во Внешэкономбанке создана соответствующая Система противодействия. См.: Ильин И. Е. Новое в борьбе с отмыванием "грязных" денег // Управление в кредитной организации. N 4. Июль - август. 2009.
На основании Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <11>, по Правилам предоставления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, то есть Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, необходимых документов и информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 166 <12>, Внешэкономбанк в пределах компетенции предоставляет имеющиеся в его распоряжении документы и информацию, связанные с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов по запросу этого органа. -------------------------------- <11> Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4859. <12> Собрание законодательства РФ. 2009. N 9. Ст. 1129.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27 июля 2007 г. N 1007-р <13> принят Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка (со сроком действия до июля 2010 г.). -------------------------------- <13> Собрание законодательства РФ. 2007. N 32. Ст. 4166.
В соответствии с Меморандумом деятельность Внешэкономбанка основывается на следующих принципах: - отсутствие конкуренции с коммерческими финансовыми институтами (при осуществлении инвестиционной деятельности Внешэкономбанк отдает предпочтение инвестиционным проектам, при реализации которых он не конкурирует с коммерческими финансовыми институтами. Как правило, Внешэкономбанк участвует в реализации инвестиционных проектов, если они не могут быть профинансированы коммерческими финансовыми институтами на условиях, сопоставимых с условиями финансирования, осуществляемого Внешэкономбанком); - публичность (деятельность Внешэкономбанка осуществляется на основе публичности и открытости инвестиционной и финансовой деятельности с использованием лучшей практики корпоративного управления); - безубыточность (Внешэкономбанк принимает участие в реализации инвестиционных проектов при условии, что такие проекты не являются убыточными); - частногосударственное партнерство (предпочтение отдается проектам, реализация которых основана на механизмах частногосударственного партнерства); - экологическая ответственность (Внешэкономбанк не участвует в реализации инвестиционных проектов, не соответствующих требованиям охраны окружающей среды и стандартам экологической эффективности). Основными направлениями финансовой деятельности банка являются: увеличение ресурсной базы; управление временно свободными денежными средствами (ликвидностью); управление рисками. В целях увеличения ресурсной базы и управления временно свободными денежными средствами (ликвидностью) и рисками банк вправе: привлекать заимствования на внутреннем и внешнем рынках, в том числе на рынке межбанковского кредитования; размещать временно свободные денежные средства на внутреннем и внешнем рынках, в том числе на рынке межбанковского кредитования; участвовать в сделках, предусматривающих обязательства сторон уплачивать денежные средства в зависимости от изменения цен на товары и ценные бумаги, курса валюты, величины процентной ставки и уровня инфляции; осуществлять куплю-продажу иностранной валюты. Внешэкономбанк вправе привлекать заимствования путем выпуска и размещения облигаций и других ценных бумаг на внешнем и внутреннем рынках в соответствии с законодательством РФ о рынке ценных бумаг и применимым иностранным законодательством. Принятие решения о выпуске облигаций и порядка выпуска Внешэкономбанком ценных бумаг осуществляется наблюдательным советом Внешэкономбанка. Внешэкономбанк может участвовать в уставном капитале финансовых организаций (кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций). По Постановлению Правительства РФ от 22 января 2003 г. N 34 <14> Внешэкономбанк, кроме того, осуществляет функции государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений <15>. Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2008 г. N 970 <16> срок осуществления функций государственной управляющей компании Внешэкономбанком по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений продлен до 1 января 2014 г. -------------------------------- <14> Российская газета. 2003. 25 января. <15> Выбор Внешэкономбанка подвергался критике со стороны частных управляющих компаний. См.: Афанасьев М. Инвестирование накопительной части трудовой пенсии // Кадровик. N 8. Август. 2006. <16> Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (часть I). Ст. 6404.
Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2008 г. N 100 <17> установлены Правила осуществления Внешэкономбанком страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков. -------------------------------- <17> Собрание законодательства РФ. 2008. N 8. Ст. 756.
Страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков осуществляется на основании договора страхования, заключенного Внешэкономбанком со страхователем (п. 2). Страхователем могут являться российский экспортер, заключивший контракт с иностранным юридическим лицом на экспорт российской продукции (товаров, работ, услуг), и (или) банк, осуществляющий кредитование экспорта российской продукции (п. 3). Страхованию подлежат экспортные кредиты, которые предоставляются иностранному юридическому лицу для кредитования экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), или кредит, предоставляемый российским экспортером иностранному юридическому лицу на условиях экспортного контракта в виде отсрочки или рассрочки платежа в целях оплаты экспортируемой им продукции (п. 4). Страхованию подлежат экспортные кредиты со сроком погашения не менее 2 лет, но не более 15 лет (п. 5) <18>. -------------------------------- <18> См. также: Смирнов Е. Е. Страхование экспортных кредитов в России сегодня и завтра // Международные банковские операции. N 1. Январь - февраль. 2009.
В качестве объекта страхования должны выступать имущественные интересы российского экспортера и (или) банка, осуществляющего кредитование экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), связанные с полным или частичным неисполнением иностранным юридическим лицом обязательств, принятых на себя по кредитному договору (п. 7). Страховая сумма по договору страхования не может превышать 95% суммы экспортного кредита при страховании коммерческих рисков и 100% суммы экспортного кредита при страховании политических рисков (п. 13). К ним, в частности, относятся: действия государственного органа иностранного государства, на территории которого зарегистрировано иностранное юридическое лицо, либо страны назначения поставки российской продукции, либо иностранного государства, через которое российские товары перемещаются под таможенным контролем органов этого государства, взимающих или не взимающих таможенные пошлины, налоги и применяющих различные меры нетарифного регулирования, по изъятию, экспроприации, конфискации, реквизиции, аресту, уничтожению, ограничению прав собственности на продукцию, принадлежащую на праве собственности российскому экспортеру; незаконные действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления страны назначения поставки российской продукции либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате принятия указанными органами и должностными лицами решений, не соответствующих законам или иным нормативным правовым актам, в отношении поставок российской продукции, ограничивающие и (или) запрещающие экспорт указанной продукции, а также препятствующие исполнению обязательств иностранного юридического лица по кредитному договору, и т. д. <19>. -------------------------------- <19> Батрова Т. А. Государственная корпорация как форма участия государства в торговом обороте // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 4. С. 19.
Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2007 г. N 488 <20> было утверждено Положение о наблюдательном совете - высшем органе управления этой государственной корпорацией. -------------------------------- <20> Собрание законодательства РФ. 2007. N 32. Ст. 4147.
Председателем наблюдательного совета является Председатель Правительства РФ. В совет входят председатель Внешэкономбанка (по должности) и 8 членов. Члены наблюдательного совета назначаются Правительством РФ сроком на 5 лет; за исключением председателя банка, они не вправе состоять в трудовых отношениях с Внешэкономбанком; не являющиеся государственными служащими члены наблюдательного совета осуществляют свою деятельность на договорной основе. Им в период исполнения своих обязанностей выплачивается вознаграждение и (или) компенсируются расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета, утверждаемые Правительством РФ. Увольнение члена наблюдательного совета с государственной службы не является основанием для прекращения его членства в наблюдательном совете. Полномочия члена наблюдательного совета могут быть прекращены досрочно по решению Правительства РФ. Решение Правительства РФ о досрочном прекращении полномочий члена наблюдательного совета, не являющегося государственным служащим, служит основанием для прекращения договора. Коллегиальным исполнительным органом Внешэкономбанка является правление. В состав правления Внешэкономбанка входят Председатель Внешэкономбанка по должности и восемь членов правления. Председатель Внешэкономбанка руководит работой правления. Члены правления банка назначаются на должность и освобождаются от должности наблюдательным советом Внешэкономбанка по представлению председателя банка. Члены правления работают во Внешэкономбанке на постоянной основе. Единоличным исполнительным органом Внешэкономбанка является Председатель Внешэкономбанка; он осуществляет руководство его текущей деятельностью. Председатель назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Председатель назначается на должность по представлению Председателя Правительства РФ на срок не более пяти лет. Кандидатура нового председателя Внешэкономбанка представляется Президенту РФ за один месяц до дня истечения срока полномочий действующего Председателя Внешэкономбанка. Полномочия Председателя банка могут быть прекращены досрочно. Введение в правовой оборот в России такой формы некоммерческой организации, как государственная корпорация, вызывает нарекания ряда экспертов. Такие формы можно именовать государственно-частными: в плане целеполагания и функционального назначения они исполняют роль государственных органов, в связи с чем наделяются некоторыми властными полномочиями; в плане хозяйственной деятельности они выступают в роли частных организаций. Можно при этом говорить об исключительном статусе государственной корпорации в сфере как публично-правовых, так и частноправовых отношений. О такой исключительности упоминается, например, в проекте концепции развития законодательства России о юридических лицах, который представлен Советом при Президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства <21>. -------------------------------- <21> Фролова А. В. Обзор проекта концепции законодательства о юридических лицах // Арбитражное правосудие в России. 2009. N 6.
Использование исключительного статуса такого рода целесообразно в тех случаях, когда речь идет об уникальном юридическом лице, которое не укладывается в какую-либо классификацию юридических лиц, например о Центральном банке. Авторы проекта считают, что следует преобразовать государственные корпорации в организации тех форм, которыми они, по сути, и являются, как-то: в органы публичной власти ("Росатом" и "Олимпстрой"), фонд (Фонд содействия развитию ЖКХ) и хозяйственные общества со 100-процентным государственным участием ("Роснанотех", "Ростехнологии", Внешэкономбанк и Агентство по страхованию вкладов). Президент РФ Д. А. Медведев, судя по всему, с этим согласен. В своем Послании Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. он сказал: "Я считаю эту форму в современных условиях в целом бесперспективной. Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе, там, где нам это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам" <22>. Такая позиция представляется наиболее разумной в условиях современной российской действительности - наша страна пока не готова к использованию подобных форм. -------------------------------- <22> Российская газета. 2009. 13 ноября.
Однако ситуация может выглядеть не столь однозначно в кризисных условиях, в частности, при нынешней необходимости урегулирования последствий мирового финансового кризиса. Так, Федеральным законом от 13 октября 2008 г. "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ" <23> Внешэкономбанку были предоставлены дополнительные полномочия. -------------------------------- <23> Собрание законодательства РФ. 2008. N 42. Ст. 4698.
Прежде всего это право предоставлять организациям, в том числе кредитным организациям, кредиты в иностранной валюте, предназначенные для погашения и обслуживания кредитов и займов, полученных указанными организациями до 25 сентября 2008 года от иностранных организаций (ст. 1). Общая сумма указанных кредитов по состоянию на 31 декабря 2009 года не должна превышать 50 млрд. долл. США. Источником данных средств являются золотовалютные резервы Банка России. В целях обеспечения возможности предоставления Внешэкономбанком кредитов предусмотрено размещение Банком России во Внешэкономбанке депозитов на общую сумму не более 50 млрд. долл. США сроком на 1 год по ставке, превышающей на один процентный пункт ставку ЛИБОР в долларах США на дату размещения депозита, с возможностью дальнейшей пролонгации в соответствии с условиями кредитных соглашений, которые заключены Внешэкономбанком (ст. 2). Средства Фонда национального благосостояния были размещены в нем на депозитах на общую сумму не более 410 миллиардов рублей сроком до 1 июня 2015 г. по ставке 8,5% годовых (ст. ст. 4 и 6.2). Внешэкономбанк до 31 декабря 2009 года предоставлял (и продолжает предоставлять) субординированные кредиты (займы) без обеспечения на срок до 31 декабря 2019 г. по ставке 8% годовых российским кредитным организациям при соблюдении ими следующих условий: наличия у кредитной организации на дату обращения за получением кредита (займа) рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже установленного минимального уровня; получения кредитной организацией после 1 октября 2008 г. от третьих лиц субординированных кредитов (займов) и (или) сумм в оплату взноса в уставный капитал этой кредитной организации. Внешэкономбанк оказал также финансовую поддержку Внешторгбанку и Россельхозбанку, приобрел Связьбанк и банк "Глобэкс" и участвует в их санации. В 2009 г. банк приступил к разработке развернутой концепции деятельности всех дочерних банков группы Внешэкономбанк: Российского банка развития, Российского экспортно-импортного банка, Связьбанка и банка "Глобэкс" <24>. -------------------------------- <24> См.: Горяинова Е. М., Гусева Т. А. Госкорпорации в условиях экономического кризиса (на примере Внешэкономбанка) // Регламентация банковских операций. Документы и материалы. N 2. Март - апрель. 2009.
Таким образом, Внешэкономбанк выполняет государственные функции управления (скорее функции агента государства) в кредитно-финансовой сфере, сочетая их с многосторонней финансовой деятельностью в качестве самостоятельного банка. В области внешнеэкономической деятельности Внешэкономбанк участвует в обеспечении финансовой и гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции организаций России, включая предоставление гарантий российским экспортерам промышленной продукции, российским и иностранным банкам, кредитующим российских экспортеров, иностранных импортеров, банки-нерезиденты и иностранные государства при экспорте промышленной продукции; осуществляет банковское обслуживание бюджетных кредитов, предоставленных в целях поддержки экспорта промышленной продукции российских организаций, выдачу банковских гарантий при участии российских организаций в международных торгах и реализации заключенных экспортных контрактов; осуществляет страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков. Надо при этом признать, что решение комплекса задач, которые ставят перед банком и Правительство РФ, и правила хозяйствования в кризисной ситуации, было бы затруднительно без использования неоднозначной, вызывающей споры и нарекания, но довольно действенной в определенных сложных условиях организационно-правовой формы государственной корпорации. Иными словами, id facere laus est, quod decet, non quod licet <25>. -------------------------------- <25> "Похвально делать то, что подобает, а не то, что позволяется" (лат.).
Библиографический список
1. Афанасьев М. Инвестирование накопительной части трудовой пенсии // Кадровик. 2006. N 8. 2. Батрова Т. А. Государственная корпорация как форма участия государства в торговом обороте // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 4. 3. Горяинова Е. М., Гусева Т. А. Госкорпорации в условиях экономического кризиса (на примере Внешэкономбанка) // Регламентация банковских операций. Документы и материалы. N 2. Март - апрель. 2009. 4. Ильин И. Е. Новое в борьбе с отмыванием "грязных" денег // Управление в кредитной организации. 2009. N 4. 5. Смирнов Е. Е. Страхование экспортных кредитов в России сегодня и завтра // Международные банковские операции. 2009. N 1. 6. Фролова А. В. Обзор проекта концепции законодательства о юридических лицах // Арбитражное правосудие в России. 2009. N 6.
------------------------------------------------------------------
Название документа