Порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров акционерного общества: административная ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации
(Вавулин Д. А., Федотов В. Н., Скандаков Р. В.)
("Право и экономика", 2010, N 2)
Текст документа
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д. А. ВАВУЛИН, В. Н. ФЕДОТОВ, Р. В. СКАНДАКОВ
Вавулин Денис Александрович, начальник отдела по организации взаимодействия с субъектами Российской Федерации регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России в ЮЗР). Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и финансов Института бизнеса и права ОрелГТУ. Специалист по корпоративному управлению.
Родился 5 декабря 1972 г. в г. Орле. В 1995 г. окончил экономический факультет ОрелГТУ.
Автор ряда научных статей.
Федотов Вячеслав Николаевич, генеральный директор ОАО "Тульская инвестиционная компания". Кандидат экономических наук, кандидат технических наук. Специалист в области управления обновлением технологического оборудования на машиностроительных предприятиях, фондового рынка, антикризисного управления.
Родился 16 сентября 1957 г. в г. Карачеве Брянской области. В 1980 г. окончил Тульский политехнический институт.
Автор ряда научных трудов.
Скандаков Роман Васильевич, начальник отдела организации и проведения надзорных мероприятий на финансовых рынках регионального отделения ФСФР России в Юго-Западном регионе. Старший преподаватель кафедры "Инвестиции и финансовый менеджмент" Орловского государственного аграрного университета. Специалист в области вертикальной интеграции в экономике.
Родился 18 января 1982 г. в г. Орле. В 2004 г. окончил Орловский государственный аграрный университет.
Как следует из статьи 103 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Такая же норма содержится и в п. 1 ст. 47 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон "Об акционерных обществах"). Придание общему собранию акционеров такого статуса представляется вполне закономерным. Дело в том, что именно акционеры являются собственниками акционерного общества и именно они рискуют собственным капиталом. При этом право на участие в общем собрании - это основное неимущественное право акционера, которое предоставляет принадлежащая ему акция. Участвуя в общем собрании, акционеры реализуют свое право на управление акционерным обществом, акциями которого они владеют. Проведение общего собрания акционеров предоставляет акционерному обществу возможность информировать акционеров о результатах своей деятельности, привлекать их к обсуждению и принятию решений по нк отдела организации и проведения надзорных мероприятий на финансовых рынках регионального отделения ФСФР России в Юго-Западном регионе. Старший преподаватель кафедры "Инвестиции и финансовый менеджмент" Орловского государственного аграрного университета. Специалист в области вертикальной интеграции в экономике.
Родился 18 января 1982 г. в г. Орле. В 2004 г. окончил Орловский государственный аграрный университет.
Как следует из статьи 103 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Такая же норма содержится и в п. 1 ст. 47 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон "Об акционерных обществах"). Придание общему собранию акционеров такого статуса представляется вполне закономерным. Дело в том, что именно акционеры являются собственниками акционерного общества и именно они рискуют собственным капиталом. При этом право на участие в общем собрании - это основное неимущественное право акционера, которое предоставляет принадлежащая ему акция. Участвуя в общем собрании, акционеры реализуют свое право на управление акционерным обществом, акциями которого они владеют. Проведение общего собрания акционеров предоставляет акционерному обществу возможность информировать акционеров о результатах своей деятельности, привлекать их к обсуждению и принятию решений по наиболее важным вопросам деятельности общества. Для акционера, владеющего небольшим количеством акций, общее собрание подчас является основной возможностью получить информацию о деятельности акционерного общества.
Как показывает анализ практики осуществления ФСФР России и РО ФСФР России надзорных мероприятий в сфере соблюдения акционерными обществами Закона "Об акционерных обществах", нарушения порядка подготовки и проведения общего собрания акционеров являются одним из наиболее часто встречающихся нарушений. Достаточно отметить, что нарушения выявляются более чем в 90% проверенных акционерных обществах. Данный показатель свидетельствует о нежелании менеджмента акционерных обществ уделять должное внимание такому немаловажному вопросу, как корпоративные отношения. Во многом данная ситуация была обусловлена фактически полной безнаказанностью совершения правонарушений при подготовке и проведении общих собраний акционеров.
Ситуация коренным образом изменилась после того, как в 2009 г. произошло существенное ужесточение административной ответственности за нарушение требований законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров акционерного общества. Напомним, что с 13 апреля 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 9-ФЗ, внесший изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части усиления административной ответственности за нарушение требований корпоративного законодательства, в том числе в части подготовки и проведения общих собраний акционеров. Далее в рамках данной статьи будут рассмотрены основные требования законодательства РФ к порядку подготовки и проведения общего собрания акционеров акционерного общества, а также административная ответственность за их нарушение.
Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок созыва
и проведения общего собрания акционеров
акционерного общества
Основными нормативными актами, регламентирующими порядок созыва и проведения общего собрания акционеров акционерного общества, являются:
1) ГК РФ;
2) Закон "Об акционерных обществах". Следует отметить, что положения Закона "Об акционерных обществах", касающиеся порядка проведения общего собрания акционеров, не распространяются на акционерные общества, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру (п. 3 ст. 47 Закона "Об акционерных обществах"). Только одно требование законодателя применимо в данной ситуации - это требование о сроках проведения собрания. При этом единственный акционер единолично принимает решения, которые обычно принимаются общим собранием акционеров;
3) Постановление ФКЦБ России от 31 мая 2002 г. N 17/пс "Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров" (далее - Положение о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров).
Рассматривая нормативно-правовую базу, регламентирующую порядок созыва и проведения общего собрания акционеров, необходимо упомянуть Кодекс корпоративного поведения, утв. распоряжением ФКЦБ России от 4 апреля 2002 г. N 421/р. Этот документ не является обязательным для соблюдения нормативным правовым актом, а лишь рекомендован к применению российскими акционерными обществами. Однако в нем содержится ряд рекомендаций относительно практики надлежащего корпоративного поведения, в том числе в части порядка организации и проведения общего собрания акционеров.
Этапы подготовки и проведения собрания
Действия акционеров и органов управления акционерного общества при подготовке и проведении годового общего собрания акционеров можно разделить на следующие этапы:
подготовка и направление предложений в повестку дня общего собрания и списка кандидатов в органы управления и контроля, рассмотрение советом директоров предложений в повестку дня и кандидатур в органы управления и контроля;
проведение заседания совета директоров общества по вопросам созыва общего собрания;
сообщение акционерам о собрании;
предоставление акционерам информации (материалов), необходимой для подготовки к общему собранию;
рассылка бюллетеней для голосования (при необходимости);
проведение общего собрания, подведение итогов голосования;
составление протокола общего собрания и протокола об итогах голосования.
Право на участие в общем собрании акционеров
В годовом собрании акционеров могут принимать участие акционеры, включенные в реестр акционеров, их представители; лица, к которым права указанных акционеров перешли в порядке наследования или реорганизации.
В соответствии с п. 2.11 Положения о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров правом на участие в собрании акционеров обладают:
акционеры - владельцы обыкновенных акций общества (п. 2 ст. 31 Закона "Об акционерных обществах");
акционеры - владельцы привилегированных акций общества, в случае если в повестку дня общего собрания включен вопрос о реорганизации или ликвидации общества (п. 4 ст. 32 Закона "Об акционерных обществах");
акционеры - владельцы привилегированных акций общества определенного типа, предоставляющих в соответствии с его уставом право голоса, если такие привилегированные акции были размещены до 1 января 2002 г. или в такие привилегированные акции были конвертированы размещенные до 1 января 2002 г. эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в привилегированные акции;
акционеры - владельцы привилегированных акций общества определенного типа, размер дивиденда по которым определен в уставе общества (за исключением кумулятивных привилегированных акций общества), в случае если на последнем годовом общем собрании независимо от основания не было принято решение о выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа;
акционеры - владельцы кумулятивных привилегированных акций общества определенного типа, в случае если на последнем годовом общем собрании, на котором в соответствии с уставом общества должно было быть принято решение о выплате по этим акциям накопленных дивидендов, независимо от основания такое решение не было принято или было принято решение о неполной выплате накопленных дивидендов;
акционеры - владельцы привилегированных акций общества определенного типа, в случае если в повестку дня общего собрания включен вопрос о внесении в устав общества изменений или дополнений (об утверждении устава общества в новой редакции), ограничивающих права акционеров - владельцев этого типа привилегированных акций, а также о принятии решения, являющегося в соответствии с Законом "Об акционерных обществах" основанием для внесения в устав общества изменений или дополнений, ограничивающих права акционеров - владельцев этого типа привилегированных акций;
представители Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, в случае если в отношении общества используется специальное право на участие Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция").
В случае если акции общества составляют имущество паевых инвестиционных фондов, в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, включаются управляющие компании этих паевых инвестиционных фондов.
Если акции общества переданы в доверительное управление, в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, включаются доверительные управляющие.
Таким образом, по всем вопросам, рассматриваемым на общем собрании акционеров, имеют право голосовать владельцы обыкновенных акций.
Право голоса владельца привилегированных акций зависит как от типа привилегированных акций, так и от рассматриваемых на общем собрании вопросов.
Согласно требованиям п. 1 ст. 51 Закона "Об акционерных обществах" список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров общества. Дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 50 дней, а в случае, предусмотренном п. 2 ст. 53 Закона "Об акционерных обществах", - более чем за 65 дней до даты проведения общего собрания акционеров.
Пунктом 7.4.5 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ России от 2 октября 1997 г. N 27 (далее - Положение о ведении реестра), установлено, что по распоряжению эмитента или лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством РФ, регистратор предоставляет список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, составленный на дату, указанную в распоряжении. Ответственность за соответствие установленной даты требованиям законодательства РФ несет обратившееся лицо.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 51 Закона "Об акционерных обществах" список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, содержит:
имя (наименование) каждого такого лица;
данные, необходимые для его идентификации;
данные о количестве и категории (типе) акций, правом голоса по которым оно обладает;
почтовый адрес в Российской Федерации, по которому должны направляться сообщения о проведении общего собрания акционеров, бюллетени для голосования в случае, если голосование предполагает направление бюллетеней для голосования, и отчет об итогах голосования.
При этом указанная норма Закона "Об акционерных обществах" уточняется требованиями п. 7.4.5 Положения о ведении реестра, в соответствии с которыми список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, должен содержать следующие данные:
фамилия, имя, отчество (полное наименование) акционера;
вид, номер, серия, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность, орган, выдавший документ (номер государственной регистрации, наименование органа, осуществившего регистрацию, дата регистрации);
место проживания или регистрации (место нахождения);
адрес для направления корреспонденции (почтовый адрес);
количество акций с указанием категории (типа).
Сроки, форма и место проведения годового общего
собрания акционеров
Согласно требованиям ст. 47 Закона "Об акционерных обществах" акционерное общество самостоятельно определяет срок для проведения годового собрания акционеров. При этом обязательно должны соблюдаться требования Закона "Об акционерных обществах", который ограничивает период для его проведения сроком с 1 марта по 31 июня (не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года). Конкретное решение о сроках созыва зависит от особенностей общества, например объема его деятельности, структуры и т. п.
Закон "Об акционерных обществах" предусматривает две формы проведения общих собраний акционеров: очную и заочную (ст. 50 Закона "Об акционерных обществах").
Годовое собрание акционеров проводится в очной форме, на собрании должны совместно присутствовать акционеры, чтобы непосредственно принимать в нем участие.
Необходимо отметить, что на практике нередко в акционерных обществах с большим числом акционеров допускается смешанная форма проведения собрания акционеров - очно-заочная. Несмотря на то что Закон "Об акционерных обществах" прямо не предусматривает такую форму, п. 3 ст. 60 Закона "Об акционерных обществах" предусматривается возможность акционеров либо принимать участие в собрании непосредственно, либо направлять заполненные бюллетени.
В заочной форме может быть проведено только внеочередное собрание акционеров, и то только по тем вопросам, которые не отнесены к исключительной компетенции годового собрания акционеров.
Согласно п. 2.9 Положения о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров общее собрание должно проводиться в поселении (городе, поселке, селе), являющемся местом нахождения общества, если иное место его проведения не установлено уставом общества или внутренним документом общества, регулирующим порядок деятельности общего собрания.
Компетенция общего собрания акционеров
Под компетенцией собрания акционеров следует понимать круг вопросов, которые выносятся на повестку дня и по которым акционеры должны принять решения.
Закон "Об акционерных обществах" устанавливает закрытый перечень вопросов, составляющих компетенцию общего собрания.
Общее собрание вправе рассматривать и принимать решения только по тем вопросам, которые прямо отнесены Законом к его компетенции (п. 3 ст. 49 Закона "Об акционерных обществах").
Никакой иной орган акционерного общества не может рассматривать вопросы, отнесенные Законом "Об акционерных обществах" к компетенции общего собрания акционеров. Исключение составляют вопросы, которые могут быть переданы на рассмотрение совета директоров акционерного общества.
Вопросы, подлежащие рассмотрению на годовом собрании, можно подразделить на вопросы, подлежащие обязательному рассмотрению, и на факультативные вопросы, которые могут и не выноситься на годовое собрание акционеров.
Обязательному рассмотрению (п. 1 ст. 47 Закона "Об акционерных обществах") подлежат следующие вопросы:
избрание совета директоров (наблюдательного совета) общества;
избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества;
утверждение аудитора общества;
утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества;
распределение прибыли и убытков по результатам финансового года.
Кроме того, можно выделить вопросы, которые могут быть переданы на рассмотрение совету директоров (в том случае, если это предусмотрено уставом):
увеличение уставного капитала общества (подп. 5 п. 1 ст. 65 Закона "Об акционерных обществах");
образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий (подп. 9 п. 1 ст. 65 Закона "Об акционерных обществах").
Остановимся более подробно на вопросах, подлежащих обязательному рассмотрению на годовом общем собрании акционеров.
Избрание совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества (подп. 4 п. 1 ст. 48 Закона "Об акционерных обществах").
Пунктом 1 ст. 64 Закона "Об акционерных обществах" установлено, что совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных Законом "Об акционерных обществах" к компетенции общего собрания акционеров. Он должен создаваться во всех акционерных обществах, кроме тех, в которых число акционеров - владельцев голосующих акций менее 50.
Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием на срок до следующего годового общего собрания акционеров. Именно поэтому на каждом годовом собрании акционерам необходимо заново решать вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета). При этом, согласно п. 1 ст. 66 Закона "Об акционерных обществах", если годовое общее собрание акционеров не было проведено в сроки, установленные п. 1 ст. 47 Закона "Об акционерных обществах", полномочия совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества прекращаются, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров.
На практике возможно возникновение такой ситуации, когда годовое общее собрание акционеров акционерного общества было проведено в сроки, установленные Законом "Об акционерных обществах", полномочия прежнего состава совета директоров прекращены в силу положений ст. 66 Закона "Об акционерных обществах", а решение по вопросу об избрании членов совета директоров акционерного общества не было принято в силу судебного запрета. При этом, поскольку фактически годовое общее собрание акционеров было проведено в сроки, установленные п. 1 ст. 47 Закона "Об акционерных обществах", у совета директоров, полномочия которого прекращены, также отсутствуют полномочия по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров и внеочередного общего собрания акционеров.
Вместе с тем в силу Закона "Об акционерных обществах" единственным органом акционерного общества, уполномоченным на созыв годового общего собрания акционеров, является совет директоров (наблюдательный совет). Ни один другой орган или лицо не вправе принимать решение о созыве годового общего собрания акционеров.
Согласно п. 1 ст. 55 Закона "Об акционерных обществах" внеочередное общее собрание акционеров проводится по решению совета директоров (наблюдательного совета) на основании его собственной инициативы, требования ревизионной комиссии (ревизора), аудитора, а также акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10% голосующих акций акционерного общества на дату предъявления требования. Созыв внеочередного общего собрания акционеров по требованию ревизионной комиссии (ревизора), аудитора или акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10% голосующих акций акционерного общества, осуществляется советом директоров (наблюдательным советом).
В соответствии с п. 4 ст. 55 Закона "Об акционерных обществах" в требовании о проведении внеочередного общего собрания акционеров должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. В требовании о проведении внеочередного общего собрания акционеров могут содержаться формулировки решений по каждому из этих вопросов, а также предложение о форме проведения общего собрания акционеров. В случае если требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров содержит предложение о выдвижении кандидатов, на такое предложение распространяются соответствующие положения ст. 53 Закона "Об акционерных обществах". Таким образом, в целях избрания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества внеочередное общее собрание акционеров может быть проведено по требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, а также акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10% голосующих акций акционерного общества на дату предъявления требования. Такое требование должно содержать сформулированные вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания.
Согласно п. 6 ст. 55 Закона "Об акционерных обществах" в течение пяти дней с даты предъявления требования ревизионной комиссии (ревизора), аудитора или акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10% голосующих акций акционерного общества, о созыве внеочередного общего собрания акционеров советом директоров (наблюдательным советом) должно быть принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров либо об отказе в его созыве.
В соответствии с п. 8 ст. 55 Закона "Об акционерных обществах" в случае, если в течение установленного срока советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества не принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров или принято решение об отказе в его созыве, внеочередное общее собрание акционеров может быть созвано органами и лицами, требующими его созыва. При этом органы и лица, созывающие внеочередное общее собрание акционеров, обладают предусмотренными Законом полномочиями, необходимыми для созыва и проведения общего собрания акционеров. В этом случае расходы на подготовку и проведение общего собрания акционеров могут быть возмещены по решению общего собрания акционеров за счет средств общества.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, поскольку в течение установленного Законом "Об акционерных обществах" срока советом директоров (наблюдательным советом) общества в силу отсутствия у него соответствующих полномочий не будет принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров, внеочередное общее собрание акционеров может быть созвано органами и лицами, требующими его созыва. В случае принятия на таком внеочередном общем собрании акционеров решения по вопросу об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества избранный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества будет вправе осуществлять свои полномочия в соответствии с Законом "Об акционерных обществах", в том числе по вопросу созыва годового общего собрания акционеров.
Общее собрание вправе переизбирать членов совета директоров (наблюдательного совета) общества неограниченное число раз.
При этом п. 1 ст. 66 Закона "Об акционерных обществах" общему собранию акционеров предоставлено право досрочно прекращать полномочия всех членов совета директоров (наблюдательного совета).
По решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.
Согласно п. 2 ст. 66 Закона "Об акционерных обществах" членом совета директоров (наблюдательного совета) общества может быть только физическое лицо. Член совета директоров (наблюдательного совета) общества может не быть акционером общества. Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Пунктом 3 ст. 66 Закона "Об акционерных обществах" установлено, что количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее пяти членов.
При этом для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более 1000 количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества не может быть менее семи членов, а для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более 10000 - менее девяти членов.
В соответствии с требованиями п. 4 ст. 66 Закона "Об акционерных обществах" выборы членов совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляются кумулятивным голосованием, при котором число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) общества, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами.
Избранными в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.
Избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества (подп. 9 п. 1 ст. 48 Закона "Об акционерных обществах").
Правовое регулирование деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества осуществляется на основании требований ст. 85 Закона "Об акционерных обществах", в п. 1 которой предусмотрено, что ревизионная комиссия (ревизор) создается общим собранием для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества.
При этом общее собрание (при создании ревизионной комиссии (назначении ревизора) либо в последующем отдельным решением) может предусмотреть выплату членам ревизионной комиссии (ревизору) общества в период исполнения ими своих обязанностей вознаграждения и (или) компенсации расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций также устанавливаются решением общего собрания.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 48 Закона "Об акционерных обществах" общее собрание также обладает правом на досрочное прекращение полномочий членов ревизионной комиссии (ревизора) общества. Оно может это сделать в любое время в течение года, собравшись на внеочередное общее собрание.
Необходимо отметить, что согласно требованиям п. 6 ст. 85 Закона "Об акционерных обществах" члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.
Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 85 Закона "Об акционерных обществах" акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества. Таким образом, счетной комиссии при подведении итогов голосования по данному вопросу следует обратить внимание на наличие или отсутствие кворума для принятия решения.
Утверждение аудитора общества (подп. 10 п. 1 ст. 48 Закона "Об акционерных обществах").
Аудитором является индивидуальный аудитор или аудиторская организация.
Индивидуальный аудитор должен отвечать квалификационным требованиям к аудитору, иметь квалификационный аттестат аудитора и лицензию на проведение аудиторских проверок. Для осуществления аудиторских проверок аудиторская организация также должна обладать лицензией на их проведение и иметь в своем составе не менее пяти аттестованных аудиторов.
Необходимо обратить внимание, что в силу ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" открытые акционерные общества подлежат обязательному аудиту.
Согласно п. 2 ст. 5 того же Закона обязательный аудит проводится ежегодно. При этом обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
При утверждении аудитора общее собрание не решает вопрос оплаты его услуг. Это полномочие п. 2 ст. 86 Закона "Об акционерных обществах" отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.
Также общее собрание не решает вопрос об иных условиях договора на проведение аудиторской проверки, сроке ее проведения и т. п. В силу п. 2 ст. 69 Закона "Об акционерных обществах" эти функции выполняет исполнительный орган.
Утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества (подп. 11 п. 1 ст. 48 Закона "Об акционерных обществах").
В Законе "Об акционерных обществах" четко не сказано, что собой представляет годовой отчет. При этом в п. 3.6 Положения о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров установлено, что годовой отчет акционерного общества должен содержать:
положение общества в отрасли;
приоритетные направления деятельности общества;
отчет совета директоров (наблюдательного совета) общества о результатах развития общества по приоритетным направлениям его деятельности;
перспективы развития общества;
отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям общества;
описание основных факторов риска, связанных с деятельностью общества;
перечень совершенных обществом в отчетном году крупных сделок, а также иных сделок, на совершение которых в соответствии с уставом общества распространяется порядок одобрения крупных сделок, с указанием по каждой сделке ее существенных условий и органа управления общества, принявшего решение о ее одобрении;
перечень совершенных обществом в отчетном году сделок с заинтересованностью, с указанием по каждой сделке заинтересованного лица (лиц), существенных условий и органа управления общества, принявшего решение о ее одобрении;
состав совета директоров (наблюдательного совета) общества, включая информацию об изменениях в составе совета директоров (наблюдательного совета) общества, имевших место в отчетном году, и сведения о членах совета директоров (наблюдательного совета) общества, в том числе их краткие биографические данные и владение акциями общества в течение отчетного года;
сведения о лице, занимающем должность единоличного исполнительного органа (управляющем, управляющей организации) общества, и членах коллегиального исполнительного органа общества, в том числе их краткие биографические данные и сведения о владении акциями общества в течение отчетного года;
критерии определения и размер вознаграждения (компенсации расходов) лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа (управляющего, управляющей организации) общества, каждого члена коллегиального исполнительного органа общества и каждого члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или общий размер вознаграждения (компенсации расходов) всех этих лиц, выплаченного или выплачиваемого по результатам отчетного года;
сведения о соблюдении обществом Кодекса корпоративного поведения;
иную информацию, предусмотренную уставом общества или иным внутренним документом общества.
Годовой отчет общества подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа общества, а также главным бухгалтером общества.
Годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) общества, а в случае отсутствия в обществе совета директоров (наблюдательного совета) - лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров (п. 4 ст. 88 Закона "Об акционерных обществах").
Достоверность содержащихся в годовом отчете данных должна быть также подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества (п. 3 ст. 88 Закона "Об акционерных обществах").
В состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) входят:
бухгалтерский баланс;
отчет о прибылях и убытках;
приложения к ним, предусмотренные нормативными актами (ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утв. Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н; Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций");
аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту;
пояснительная записка.
Перед передачей годовой бухгалтерской отчетности на утверждение общим собранием достоверность содержащихся в ней данных должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества (п. 3 ст. 88 Закона "Об акционерных обществах").
Следует обратить внимание, что п. 2 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете установлено, что годовая бухгалтерская отчетность должна представляться в уполномоченные органы в течение 90 дней по окончании года. Это означает, что такая отчетность должна быть и утверждена общим собранием не позднее 90 дней по окончании года. Однако в соответствии с п. 1 ст. 47 Закона "Об акционерных обществах" годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Таким образом, может получиться, что утверждение бухгалтерской отчетности общим собранием может пройти с соблюдением срока, установленного п. 1 ст. 47 Закона "Об акционерных обществах", но с нарушением срока, предусмотренного п. 2 ст. 15 Закона "О бухгалтерском учете". Очевидно, оптимальным было бы проведение общего собрания в течение 90 дней по окончании года, чтобы это не вызвало нареканий со стороны налоговых органов.
Распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов по итогам финансового года) и убытков общества по результатам финансового года (подп. 11 п. 1 ст. 48 Закона "Об акционерных обществах").
Полученная по итогам финансового года чистая прибыль может быть распределена акционерным обществом различными способами. Она полностью или в части может быть реинвестирована в производство, направлена на создание резервного и других фондов или распределена иным образом.
Наиболее распространенным способом распределения прибыли является выплата дивидендов акционерам.
В силу п. 1 ст. 42 Закона "Об акционерных обществах" общее собрание акционеров вправе принять решение о выплате дивидендов по результатам финансового года. Размер дивидендов не может быть больше рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) общества (п. 3 ст. 42 Закона "Об акционерных обществах").
В своем решении общее собрание устанавливает:
необходимость уплаты дивидендов;
их размер;
форму выплаты по акциям каждой категории (типа);
срок (он не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о выплате дивидендов) и порядок выплаты (если срок и порядок не определены в уставе),
а также утверждает список лиц, имеющих право на получение дивидендов (он составляется на дату составления списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров, на котором принимается решение о выплате соответствующих дивидендов). Для составления списка лиц, имеющих право на получение дивидендов, номинальный держатель акций представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет акциями.
При этом в ст. 43 Закона "Об акционерных обществах" перечислены основания, по которым акционерное общество не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям. Так, акционерное общество не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям:
до полной оплаты всего уставного капитала общества;
до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 76 Закона "Об акционерных обществах";
если на день принятия такого решения общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов;
если на день принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате принятия такого решения;
в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
Общество также не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов (в том числе дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) по обыкновенным акциям и привилегированным акциям, размер дивидендов по которым не определен, если не принято решение о выплате в полном размере дивидендов (в том числе накопленных дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям) по всем типам привилегированных акций, размер дивидендов (в том числе дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) по которым определен уставом общества.
Общество не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по привилегированным акциям определенного типа, по которым размер дивиденда определен уставом общества, если не принято решение о полной выплате дивидендов (в том числе о полной выплате всех накопленных дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям) по всем типам привилегированных акций, предоставляющим преимущество в очередности получения дивидендов перед привилегированными акциями этого типа.
Кроме того, общество не вправе выплачивать объявленные дивиденды по акциям:
если на день выплаты общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов;
если на день выплаты стоимость чистых активов общества меньше суммы его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом общества ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше указанной суммы в результате выплаты дивидендов;
в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
По прекращении указанных обстоятельств общество обязано выплатить акционерам объявленные дивиденды.
Подготовка и направление предложений в повестку дня
общего собрания и списка кандидатов в органы управления
и контроля, рассмотрение советом директоров предложений
в повестку дня и кандидатур в органы управления и контроля
В соответствии с требованиями ст. 53 Закона "Об акционерных обществах" акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций общества, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа. Такие предложения должны поступить в общество не позднее чем через 30 дней после окончания финансового года, если уставом общества не установлен более поздний срок.
При этом предложение о внесении вопросов в повестку дня общего собрания акционеров и предложение о выдвижении кандидатов вносятся в письменной форме с указанием имени (наименования) представивших их акционеров (акционера), количества и категории (типа) принадлежащих им акций и должны быть подписаны акционерами (акционером). Предложение о внесении вопросов в повестку дня общего собрания акционеров должно содержать формулировку каждого предлагаемого вопроса, а предложение о выдвижении кандидатов - имя и данные документа, удостоверяющего личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ) каждого предлагаемого кандидата, наименование органа, для избрания в который он предлагается, а также иные сведения о нем, предусмотренные уставом или внутренними документами общества. Предложение о внесении вопросов в повестку дня общего собрания акционеров может содержать формулировку решения по каждому предлагаемому вопросу.
Положением о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров (п. 2.1) установлено, что предложения о внесении вопросов в повестку дня и предложения о выдвижении кандидатов в органы управления и иные органы общества (далее - предложения в повестку дня) могут быть внесены путем:
направления почтовой связью по адресу (месту нахождения) единоличного исполнительного органа (по адресу управляющего или адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа управляющей организации) общества, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, по адресам, указанным в уставе общества или в ином внутреннем документе общества, регулирующем деятельность общего собрания;
вручения под роспись лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа общества, председателю совета директоров (наблюдательного совета) общества, корпоративному секретарю общества, если в обществе предусмотрена такая должность, или иному лицу, уполномоченному принимать письменную корреспонденцию, адресованную обществу;
направления иным способом (в том числе электрической связью, включая средства факсимильной и телеграфной связи, электронной почтой с использованием электронной цифровой подписи) в случае, если это предусмотрено уставом или иным внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания.
При этом предложения в повестку дня общего собрания признаются поступившими от тех акционеров, которые (представители которых) их подписали.
Пунктом 2.5 Положения о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров установлено, что доля голосующих акций, принадлежащих акционеру (акционерам), требующему проведения внеочередного общего собрания, определяется на дату предъявления такого требования.
Следует отметить, что согласно п. 2.7 Положения о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров в случае, если предложение в повестку дня общего собрания или требование о проведении внеочередного общего собрания подписано представителем акционера, к такому предложению (требованию) должна прилагаться доверенность (копия доверенности, засвидетельствованная в установленном порядке), содержащая сведения о представляемом и представителе, которые в соответствии с Законом "Об акционерных обществах" должны содержаться в доверенности на голосование, оформленная в соответствии с требованиями Закона "Об акционерных обществах" к оформлению доверенности на голосование.
В случае если предложение в повестку дня общего собрания или требование о проведении внеочередного общего собрания подписано акционером (его представителем), права на акции которого учитываются по счету депо в депозитарии, к такому предложению (требованию) должна прилагаться выписка со счета депо акционера в депозитарии, осуществляющем учет прав на указанные акции.
Согласно требованиям п. 5 ст. 53 Закона "Об акционерных обществах" совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан рассмотреть поступившие предложения и принять решение о включении их в повестку дня общего собрания акционеров или об отказе во включении в указанную повестку дня не позднее пяти дней после окончания сроков, установленных для внесения таких предложений.
При этом в соответствии с п. 7 ст. 53 Закона "Об акционерных обществах" помимо вопросов, предложенных для включения в повестку дня общего собрания акционеров акционерами, а также в случае отсутствия таких предложений, отсутствия или недостаточного количества кандидатов, предложенных акционерами для образования соответствующего органа, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе включать в повестку дня общего собрания акционеров вопросы или кандидатов в список кандидатур по своему усмотрению.
Статьей 53 Закона "Об акционерных обществах" установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым вопрос, предложенный акционерами (акционером), не подлежит включению в повестку дня общего собрания акционеров, равно как выдвинутые кандидаты не подлежат включению в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества:
акционерами (акционером) не соблюдены сроки, установленные п. п. 1 и 2 ст. 53 Закона "Об акционерных обществах";
акционеры (акционер) не являются владельцами предусмотренного п. п. 1 и 2 ст. 53 Закона "Об акционерных обществах" количества голосующих акций общества;
предложение не соответствует требованиям, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 53 Закона "Об акционерных обществах";
вопрос, предложенный для внесения в повестку дня общего собрания акционеров общества, не отнесен к его компетенции и (или) не соответствует требованиям Закона "Об акционерных обществах" и иных правовых актов Российской Федерации.
Проведение заседания совета директоров
акционерного общества по вопросам созыва годового
общего собрания акционеров
Собрание созывается по решению совета директоров (подп. 2 п. 1 ст. 65 Закона "Об акционерных обществах"). Решения совета директоров принимаются на его заседаниях. Следовательно, в целях подготовки к собранию необходимо провести заседание совета директоров общества, на котором он определяет (п. 2 ст. 54 Закона "Об акционерных обществах" и п. 2.10 Положения о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров):
форму проведения общего собрания акционеров (собрание или заочное голосование);
дату, место, время проведения общего собрания акционеров и в случае, когда в соответствии с п. 3 ст. 60 Закона "Об акционерных обществах" заполненные бюллетени могут быть направлены обществу, почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо в случае проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования дату окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;
дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
повестку дня общего собрания акционеров;
порядок сообщения акционерам о проведении общего собрания акционеров;
перечень информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров, и порядок ее предоставления;
форму и текст бюллетеня для голосования в случае голосования бюллетенями;
время начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании;
тип (типы) привилегированных акций, владельцы которых обладают правом голоса по вопросам повестки дня общего собрания.
Необходимо отметить, что в бюллетене для голосования на общем собрании акционеров в соответствии с требованиями п. 4 ст. 60 Закона "Об акционерных обществах" должны быть указаны:
полное фирменное наименование общества и место нахождения общества;
форма проведения общего собрания акционеров (собрание или заочное голосование);
дата, место, время проведения общего собрания акционеров и в случае, когда в соответствии с п. 3 ст. 60 Закона "Об акционерных обществах" заполненные бюллетени могут быть направлены в общество, почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо в случае проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;
формулировки решений по каждому вопросу (имя каждого кандидата), голосование по которому осуществляется данным бюллетенем;
варианты голосования по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался";
упоминание о том, что бюллетень для голосования должен быть подписан акционером.
В случае осуществления кумулятивного голосования бюллетень для голосования должен содержать указание на это и разъяснение существа кумулятивного голосования.
Кроме того, согласно требованиям п. п. 2.13 и 2.14 Положения о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров в бюллетене для голосования напротив каждого варианта голосования должны содержаться поля для проставления числа голосов, отданных за каждый вариант голосования, а также может содержаться указание числа голосов, принадлежащих лицу, имеющему право на участие в общем собрании. При этом, если таким бюллетенем осуществляется голосование по двум или более вопросам повестки дня общего собрания и число голосов, которыми может голосовать лицо, имеющее право на участие в общем собрании, по разным вопросам повестки дня общего собрания не совпадает, в таком бюллетене должно быть указано число голосов, которыми может голосовать лицо, имеющее право на участие в общем собрании, по каждому вопросу повестки дня общего собрания.
В бюллетене для голосования должны содержаться разъяснения о том, что:
голосующий вправе выбрать только один вариант голосования, кроме случаев голосования в соответствии с указаниями лиц, которые приобрели акции после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, или в соответствии с указаниями владельцев депозитарных ценных бумаг;
если в бюллетене оставлены более одного варианта голосования, то в полях для проставления числа голосов, отданных за каждый вариант голосования, должно быть указано число голосов, отданных за соответствующий вариант голосования, и сделана отметка о том, что голосование осуществляется в соответствии с указаниями приобретателей акций, переданных после даты составления списка, имеющих право на участие в общем собрании, и (или) в соответствии с указаниями владельцев депозитарных ценных бумаг;
голосующий по доверенности, выданной в отношении акций, переданных после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, в поле для проставления числа голосов, находящемся напротив оставленного варианта голосования, должен указать число голосов, отданных за оставленный вариант голосования, и сделать отметку о том, что голосование осуществляется по доверенности, выданной в отношении акций, переданных после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании;
если после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, переданы не все акции, голосующий в поле для проставления числа голосов, находящемся напротив оставленного варианта голосования, должен указать число голосов, отданных за оставленный вариант голосования, и сделать отметку о том, что часть акций передана после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании. Если в отношении акций, переданных после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, получены указания приобретателей таких акций, совпадающие с оставленным вариантом голосования, то такие голоса суммируются.
В бюллетене для голосования, которым осуществляется кумулятивное голосование по вопросу об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, помимо разъяснения существа кумулятивного голосования должно содержаться также следующее разъяснение: "Дробная часть голоса, полученная в результате умножения числа голосов, принадлежащих акционеру - владельцу дробной акции, на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) общества, может быть отдана только за одного кандидата".
Сообщение акционерам о собрании
Согласно требованиям п. 1 ст. 52 Закона "Об акционерных обществах" сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 20 дней, а сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, - не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.
В указанные сроки сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть направлено каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, заказным письмом, если уставом общества не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, либо вручено каждому из указанных лиц под роспись, либо, если это предусмотрено уставом общества, опубликовано в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества. Таким образом, в случае если уставом акционерного общества не определено конкретное печатное издание, акционеры общества подлежат обязательному уведомлению либо путем почтового отправления, либо лично под роспись.
При этом сообщение о проведении общего собрания акционеров должно содержать информацию, установленную п. 2 ст. 52 Закона "Об акционерных обществах":
полное фирменное наименование общества и место нахождения общества;
форма проведения общего собрания акционеров (собрание или заочное голосование);
дата, место, время проведения общего собрания акционеров и в случае, когда в соответствии с п. 3 ст. 60 Закона "Об акционерных обществах" заполненные бюллетени могут быть направлены обществу, почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо в случае проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;
дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
повестка дня общего собрания акционеров;
порядок ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению общего собрания акционеров, и адрес (адреса), по которому с ней можно ознакомиться.
Кроме того, в соответствии с п. 3.1 Положения о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров в сообщении о проведении общего собрания, проводимого в форме собрания, в качестве места проведения общего собрания должен быть указан адрес, по которому будет проводиться собрание.
В сообщении о проведении общего собрания, проводимого в форме собрания, помимо сведений, предусмотренных п. 2 ст. 52 и п. 2 ст. 76 Закона "Об акционерных обществах", должно быть указано время начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании.
Предоставление акционерам информации (материалов),
необходимой для подготовки к собранию
Информация (материалы), представляемая при подготовке к проведению общего собрания лицам, имеющим право на участие в нем, в течение 20 дней должна быть доступна этим лицам для ознакомления в помещении акционерного общества и иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания. Эта информация также должна быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании, во время его проведения.
В соответствии с п. 3 ст. 52 Закона и п. п. 3.2, 3.3 Положения о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров к представляемой информации (материалам) относятся:
годовая бухгалтерская отчетность, в том числе заключение аудитора, заключение ревизионной комиссии (ревизора) акционерного общества по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности;
сведения о кандидатах в совет директоров акционерного общества, ревизионную комиссию (ревизоры) акционерного общества, счетную комиссию акционерного общества;
проекты решений общего собрания;
годовой отчет акционерного общества;
заключение ревизионной комиссии о достоверности данных, содержащихся в годовом отчете акционерного общества;
рекомендации совета директоров общества по распределению прибыли, в том числе по размеру дивидендов по акциям и порядку их выплаты, и убытков акционерного общества по результатам финансового года;
информация о наличии либо отсутствии письменного согласия выдвинутых кандидатов на избрание в соответствующий орган акционерного общества.
В соответствии с п. 3.8 Положения о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров общество обязано по требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров, предоставить ему копии указанных документов в течение пяти дней с даты поступления в общество соответствующего требования, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества или внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания.
При этом плата, взимаемая обществом за предоставление копий документов, содержащих информацию (копий материалов), подлежащую предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания общества, не может превышать затраты на их изготовление.
Проведение собрания, подведение итогов голосования
Собрание проводится в дату, время и месте, которые определены советом директоров и указаны в сообщении о проведении общего собрания, направленном акционерам (доведенном до их сведения).
Участники собрания регистрируются по месту его проведения счетной комиссией. Регистрация лиц, имеющих право на участие в собрании, заканчивается не ранее завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня, по которому имелся кворум (п. 4.9 Положения о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров).
В соответствии с п. 2 ст. 67 Закона "Об акционерных обществах" председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества председательствует на общем собрании акционеров, если иное не предусмотрено уставом общества.
При этом п. 4.14 Положения о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров определено, что в случае, если на внеочередном общем собрании, проводимом по решению лиц, имеющих право требовать проведения внеочередного общего собрания, отсутствуют лица, которые председательствуют на общем собрании в соответствии с Законом "Об акционерных обществах", председателем общего собрания является лицо, принявшее решение о проведении внеочередного общего собрания (его представитель), или, если решение о проведении внеочередного общего собрания принято несколькими лицами, - одно из них, определенное их решением.
Согласно требованиям п. 4.9 Положения о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров акционеры и их представители, зарегистрировавшиеся для участия в общем собрании, имеют право голосовать по всем вопросам повестки дня с момента открытия общего собрания и до его закрытия, а в случае если в соответствии с уставом общества, внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания, или решением общего собрания, определяющим порядок ведения общего собрания, итоги голосования и решения, принятые общим собранием, оглашаются на общем собрании, - с момента открытия общего собрания и до момента начала подсчета голосов по вопросам повестки дня общего собрания.
С момента завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня и до закрытия общего собрания (начала подсчета голосов) лицам, до этого не проголосовавшим, должно быть предоставлено время для голосования.
В соответствии с п. 4 ст. 62 Закона "Об акционерных обществах" решения, принятые общим собранием акционеров, а также итоги голосования оглашаются на общем собрании акционеров, в ходе которого проводилось голосование, или доводятся не позднее 10 дней после составления протокола об итогах голосования в форме отчета об итогах голосования до сведения лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров.
Собрание закрывается после оглашения результатов голосования по вопросам повестки дня, а в случае, если результаты голосования на собрании не оглашаются, а доводятся до акционеров в форме отчета об итогах голосования, - после окончания времени, предоставленного акционерам для голосования.
Составление протокола собрания и протокола
об итогах голосования
По результатам проведения собрания составляется протокол. Общие требования к содержанию протокола установлены Законом "Об акционерных обществах" (ст. 63), дополнительные требования - ФКЦБ России (п. 5.1 Положения о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров). В соответствии с требованиями законодательства в протоколе общего собрания указываются:
полное фирменное наименование и место нахождения общества;
вид общего собрания (годовое или внеочередное);
форма проведения общего собрания (собрание или заочное голосование);
дата проведения общего собрания;
место проведения общего собрания, проведенного в форме собрания (адрес, по которому проводилось собрание);
повестка дня общего собрания;
время начала и время окончания регистрации лиц, имевших право на участие в общем собрании, проведенном в форме собрания;
время открытия и время закрытия общего собрания, проведенного в форме собрания, а в случае, если решения, принятые общим собранием, и итоги голосования по ним оглашались на общем собрании, также время начала подсчета голосов;
почтовый адрес (адреса), по которому направлялись заполненные бюллетени для голосования при проведении общего собрания в форме заочного голосования, а также при проведении общего собрания в форме собрания, если голосование по вопросам, включенным в повестку дня общего собрания, могло осуществляться путем направления в общество заполненных бюллетеней;
число голосов, которыми обладали лица, включенные в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, по каждому вопросу повестки дня общего собрания;
число голосов, которыми обладали лица, принявшие участие в общем собрании, по каждому вопросу повестки дня общего собрания с указанием, имелся ли кворум по каждому вопросу;
число голосов, отданных за каждый из вариантов голосования ("за", "против" и "воздержался") по каждому вопросу повестки дня общего собрания, по которому имелся кворум;
формулировки решений, принятых общим собранием по каждому вопросу повестки дня общего собрания;
основные положения выступлений и имена выступавших лиц по каждому вопросу повестки дня общего собрания, проведенного в форме собрания;
председатель (президиум) и секретарь общего собрания;
дата составления протокола общего собрания.
К протоколу приобщаются:
протокол счетной комиссии об итогах голосования на общем собрании акционеров;
документы, принятые или утвержденные решениями общего собрания акционеров.
Протокол собрания составляется не позднее 15 дней после его закрытия в двух экземплярах и подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания (п. 1 ст. 63 Закона "Об акционерных обществах").
Кроме протокола собрания к его документам относится протокол счетной комиссии об итогах голосования на собрании. Общие требования к содержанию данного протокола также установлены Законом "Об акционерных обществах" (ст. 62), а дополнительные требования - ФКЦБ России (п. п. 5.3, 5.4 Положения о дополнительных требованиях к общему собранию). В протоколе счетной комиссии указываются:
полное фирменное наименование и место нахождения общества;
вид общего собрания (годовое или внеочередное);
форма проведения общего собрания (собрание или заочное голосование);
дата проведения общего собрания;
место проведения общего собрания, проведенного в форме собрания (адрес, по которому проводилось собрание);
повестка дня общего собрания;
время начала и время окончания регистрации лиц, имевших право на участие в общем собрании, проведенном в форме собрания;
время открытия и время закрытия общего собрания, проведенного в форме собрания, а в случае, если решения, принятые общим собранием, и итоги голосования по ним оглашались на общем собрании, также время начала подсчета голосов;
число голосов, которыми обладали лица, включенные в список лиц, имевших право на участие в общем собрании, по каждому вопросу повестки дня общего собрания;
число голосов, которыми обладали лица, принявшие участие в общем собрании, по каждому вопросу повестки дня общего собрания с указанием, имелся ли кворум по каждому вопросу;
число голосов, отданных за каждый из вариантов голосования ("за", "против" и "воздержался") по каждому вопросу повестки дня общего собрания, по которому имелся кворум;
число голосов по каждому вопросу повестки дня общего собрания, поставленному на голосование, которые не подсчитывались в связи с признанием бюллетеней (в том числе в части голосования по соответствующим вопросам) недействительными;
имена членов счетной комиссии, а в случае, если функции счетной комиссии выполнял регистратор, - полное фирменное наименование, место нахождения регистратора и имена уполномоченных им лиц;
дата составления протокола счетной комиссии об итогах голосования на общем собрании.
Если голосование по вопросам повестки дня общего собрания осуществлялось без использования бюллетеней для голосования, согласно п. 5.3 Положения о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров к протоколу счетной комиссии об ого в форме собрания (адрес, по которому проводилось собрание);
повестка дня общего собрания;
число голосов, которыми обладали лица, включенные в список лиц, имевших право на участие в общем собрании, по каждому вопросу повестки дня общего собрания;
число голосов, которыми обладали лица, принявшие участие в общем собрании, по каждому вопросу повестки дня общего собрания с указанием, имелся ли кворум по каждому вопросу;
число голосов, отданных за каждый из вариантов голосования ("за", "против" и "воздержался") по каждому вопросу повестки дня общего собрания, по которому имелся кворум;
формулировки решений, принятых общим собранием по каждому вопросу повестки дня общего собрания;
имена членов счетной комиссии, а в случае, если функции счетной комиссии выполнял регистратор, - полное фирменное наименование, место нахождения регистратора и имена уполномоченных им лиц;
имена председателя и секретаря общего собрания.
Признание решений общего собрания акционеров
недействительными
Пункт 7 ст. 49 Закона "Об акционерных обществах" предоставляет акционеру право обжаловать принятое на общем собрании акционеров решение. При этом установлено, что такое право возникает у акционера в двух случаях:
1) акционер не принимал участия в общем собрании акционеров. Этот случай применительно к вопросам созыва и подготовки общего собрания акционеров имеет особое значение. В частности, к нарушениям Закона "Об акционерных обществах", которые могут служить основаниями для удовлетворения иска акционера о признании решения общего собрания акционеров недействительным, могут быть отнесены:
несвоевременное извещение (неизвещение) акционера о дате проведения общего собрания;
непредоставление возможности ознакомиться с необходимой информацией (материалами) по вопросам, включенным в повестку дня собрания;
несвоевременное предоставление бюллетеней для голосования при заочном его проведении.
Безусловно, это не полный перечень тех нарушений, которые могут повлечь признание решения общего собрания недействительным, однако все перечисленные нарушения совершаются именно на стадии его подготовки;
2) акционер голосовал против незаконного решения и таким решением нарушены его права и (или) законные интересы.
Суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков акционеру.
Заявление о признании недействительным решения общего собрания акционеров может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении и об обстоятельствах, являющихся основанием для признания его недействительным. В случае пропуска указанного срока он не подлежит восстановлению. Исключение составляет случай, когда акционер не подавал указанное заявление под влиянием насилия или угрозы.
В свою очередь, п. 10 ст. 49 Закона "Об акционерных обществах" определяет случаи, когда решения общего собрания акционеров не имеют силы независимо от обжалования их в судебном порядке. В частности, к их числу относятся случаи, когда:
1) решения общего собрания акционеров были приняты по вопросам, не включенным в повестку дня общего собрания акционеров (за исключением случая, если в нем приняли участие все акционеры акционерного общества);
2) решения общего собрания акционеров были приняты по вопросам, не входящим в компетенцию общего собрания акционеров;
3) решения общего собрания акционеров были приняты при отсутствии кворума для проведения общего собрания акционеров;
4) решения общего собрания акционеров были приняты без необходимого для принятия решения большинства голосов акционеров (квалифицированного большинства).
Административная ответственность за нарушения требований
законодательства Российской Федерации к порядку созыва
и проведения общего собрания акционеров
Административная ответственность за нарушения требований законодательства РФ к порядку созыва и проведения общего собрания акционеров установлена в ст. 15.23.1 КоАП РФ. В частности, в ней установлены следующие составы административных правонарушений в рассматриваемой сфере:
незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания акционеров, а равно незаконный отказ или уклонение от внесения в повестку дня общего собрания акционеров вопросов и (или) предложений о выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию акционерного общества либо кандидата на должность единоличного исполнительного органа акционерного общества. Такого рода деяния влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 руб.; на должностных лиц - от 20000 до 30000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от 500000 до 700000 руб.;
нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров, а равно непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению общего собрания акционеров. Такого рода деяния влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 руб.; на должностных лиц - от 20000 до 30000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от 500000 до 700000 руб.;
нарушение требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов к составлению списков лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Такого рода деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 руб.; на должностных лиц - от 20000 до 30000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от 500000 до 700000 руб.;
ненаправление (невручение, неопубликование) или нарушение срока направления (вручения, опубликования) бюллетеня для голосования лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Такого рода деяния влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от 2000 до 4000 руб.; на должностных лиц - от 20000 до 30000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от 500000 до 700000 руб.;
нарушение требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов к форме, сроку или месту проведения общего собрания акционеров, а равно проведение общего собрания акционеров с нарушением формы, даты, времени или места его проведения, определенных органом акционерного общества или лицами, созывающими общее собрание акционеров. Такого рода деяния влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от 2000 до 4000 руб.; на должностных лиц - от 20000 до 30000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от 500000 до 700000 руб.;
проведение общего собрания акционеров при отсутствии кворума, необходимого для его проведения, или рассмотрение отдельных вопросов повестки дня при отсутствии необходимого кворума, а равно изменение повестки дня общего собрания акционеров после направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров. Такого рода деяния влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 руб.; на должностных лиц - от 20000 до 30000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от 500000 до 700000 руб.;
выполнение функций счетной комиссии акционерного общества ненадлежащим органом (лицом) или лицами, избранными в состав счетной комиссии акционерного общества с нарушением требований федерального закона, либо лицами, срок полномочий которых истек. Такое деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 руб.; на должностных лиц - от 20000 до 30000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от 500000 до 700000 руб.;
незаконный отказ члена счетной комиссии акционерного общества (лица, осуществляющего ее функции) регистрировать для участия в общем собрании акционеров лиц, имеющих право на участие в общем собрании, либо нарушение указанными лицами требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов к подсчету голосов при голосовании на общем собрании для определения результатов голосования, содержанию, форме или сроку составления протокола об итогах голосования на общем собрании, либо уклонение указанных лиц от подписания указанного протокола, а равно нарушение членом счетной комиссии акционерного общества (лицом, осуществляющим ее функции) требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов к порядку определения кворума общего собрания акционеров. Такие деяния влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от 500000 до 700000 руб.;
нарушение председателем или секретарем общего собрания акционеров требований к содержанию, форме или сроку составления протокола общего собрания акционеров, а равно уклонение указанных лиц от подписания указанного протокола. Такие деяния влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 руб.; на должностных лиц - от 10000 до 20000 руб. или дисквалификацию на срок до шести месяцев;
нарушение требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов по оглашению или доведению до сведения акционеров решений, принятых общим собранием, либо результатов голосования. Такое деяние влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от 500000 до 700000 руб.
Следует отметить, что член совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии, счетной комиссии или ликвидационной комиссии акционерного общества, голосовавший против решения, приведшего к нарушению требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, к ответственности, предусмотренной настоящей статьей, не привлекается.
Также хотелось бы обратить внимание, что в соответствии с нормой п. 2 ст. 71 Закона "Об акционерных обществах" члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и управляющая организация или управляющий, несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания ответственности не установлены федеральными законами. При этом в совете директоров (наблюдательном совете) общества, коллегиальном исполнительном органе общества (правлении, дирекции) не несут ответственность члены, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение обществу или акционеру убытков, или не принимавшие участия в голосовании.
Согласно п. 5 ст. 71 Закона "Об акционерных обществах" общество или акционер (акционеры), владеющие в совокупности не менее чем 1% размещенных обыкновенных акций общества, вправе обратиться в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), временному единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), члену коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и к управляющей организации (управляющему) о возмещении причиненных обществу убытков в случае, предусмотренном абзацем первым п. 2совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и управляющая организация или управляющий, несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания ответственности не установлены федеральными законами. При этом в совете директоров (наблюдательном совете) общества, коллегиальном исполнительном органе общества (правлении, дирекции) не несут ответственность члены, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение обществу или акционеру убытков, или не принимавшие участия в голосовании.
Согласно п. 5 ст. 71 Закона "Об акционерных обществах" общество или акционер (акционеры), владеющие в совокупности не менее чем 1% размещенных обыкновенных акций общества, вправе обратиться в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), временному единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), члену коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и к управляющей организации (управляющему) о возмещении причиненных обществу убытков в случае, предусмотренном абзацем первым п. 2 ст. 71 Закона "Об акционерных обществах".
Таким образом, убытки, понесенные обществом, а соответственно, и акционерами, в связи с привлечением общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.23.1 КоАП РФ, могут быть возложены на соответствующих должностных лиц акционерного общества.
------------------------------------------------------------------
Название документа