Гражданско-правовой статус представительств юридических лиц

(Мыскин А. В.) ("Нотариус", 2010, N 1) Текст документа

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

А. В. МЫСКИН

Мыскин А. В., доцент кафедры гражданско-правовых наук Российской академии адвокатуры и нотариата, кандидат юридических наук.

Законодательное определение представительства содержится в п. 1 ст. 55 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). В соответствии с данной нормой представительством юридического лица является его обособленное подразделение, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Как нетрудно заметить, в ГК РФ содержится весьма краткое, в какой-то степени даже расплывчатое, определение термина "представительство", из содержания которого весьма трудно извлечь какие-либо его конкретные юридические характеристики. ГК РФ однозначно говорит, что представительства могут быть открыты лишь для реализации двух основных (и единственных) функций, а именно для представления интересов головного юридического лица и осуществления защиты его прав и законных интересов. Но что вкладывает законодатель в эти весьма объемные категории? Каковы рамки правосубъектности представительств? На наш взгляд, если говорить конкретно, то функции представительства могут быть сведены к следующему. Во-первых, представительства вправе проводить различного рода рекламные кампании деятельности головной организации. Такие кампании могут проводиться как посредством размещения рекламной информации в различного рода средствах массовой информации, специальных рекламных изданиях, размещения наружной рекламы, так и посредством осуществления внутренней саморекламы, выражающейся в форме проведения различного рода агитаций, пропаганд, участия в специализированных выставках и конференциях, распространения информационных буклетов и реализации иных мероприятий, не запрещенных действующим законодательством. Во-вторых, представительства вправе проводить различного рода маркетинговые исследования, направленные на изучение конъюнктуры местного рынка, динамики спроса и предложения на определенные товары, работы и услуги, складывающейся в данном регионе. Причем такие исследования могут проводиться как собственными силами представительства, так и посредством привлечения сторонних организаций. Проведение таких исследований становится особенно актуальным, если головное юридическое лицо планирует в перспективе выйти на местный рынок со своими товарами (работами, услугами), для чего ему необходима соответствующая торгово-экономическая информация. В-третьих, деятельность представительств может заключаться в формировании, налаживании и поддержании необходимых деловых, хозяйственных и партнерских связей с различными юридическими и физическими лицами, в том числе с родственными организациями, чья деятельность будет способствовать надлежащему функционированию работы головной организации. Например, если головное юридическое лицо осуществляет выпуск некой продукции, то представительство может осуществлять поиск потенциальных региональных покупателей данной продукции и налаживание с ними необходимых договорных связей. В данном случае, как нетрудно заметить, представительство будет выполнять некие посреднические функции. Однако от истинного посредника (маклера) представительство будет отличаться тем, что оно не будет являться самостоятельной и независимой стороной посреднической деятельности. Кроме того, в данной связи необходимо также учитывать то важное обстоятельство, что представительство, при осуществлении своей посреднической миссии по общему правилу не вправе от имени головной организации заключать и подписывать различного рода гражданско-правовые сделки, договоры и иные аналогичные юридические документы. В противном случае представительство фактически будет выполнять функции филиала, а это напрямую запрещено законом. Посредничество представительства - это деятельность сугубо технико-фактического, а не юридического характера. В-четвертых, представительства вправе осуществлять необходимое взаимодействие с различными государственными органами и органами местного самоуправления по самым разнообразным вопросам, затрагивающим права и законные интересы головной организации. Например, такая деятельность представительств приобретает особую актуальность, если в месте нахождения представительства располагаются определенные объекты недвижимости, принадлежащие головному юридическому лицу на том или ином вещном праве, что и предполагает постоянное взаимодействие с различными надзорными и контролирующими инстанциями. Наконец, в-пятых, ГК РФ особо выделяет функцию представительств, связанную с защитой прав и законных интересов головной организации. Представительство вправе осуществлять такую защиту любыми не запрещенными законом способами (вплоть до самозащиты прав), как в любых судебных инстанциях, так и в различных правоохранительных органах. Для выполнения данной функции представительства могут и должны быть наделены широкими процессуальными полномочиями. Необходимо понимать, что приведенный выше перечень видов деятельности, которыми вправе заниматься представительства, не является исчерпывающим. В данном перечне приведены наиболее типичные, классические примеры того, ради чего представительства, собственно говоря, и должны создаваться. Это, если так можно выразиться, позитивное содержание правосубъектности представительств. Однако для любых представительств характерно наличие не только позитивного, но и негативного содержания их правосубъектности, под которым понимается совокупность тех видов деятельности, которыми представительства заниматься не вправе. Из содержания норм и смысла гражданского законодательства следует, что представительства не вправе осуществлять ни все, ни даже часть видов деятельности, составляющих уставную деятельность головной организации. Учитывая данное положение, необходимо руководствоваться следующими критериями. Во-первых, представительства не вправе выполнять функции головной организации на основе своей материально-технической базы и кадрового потенциала (выполнение функций головной организации в техническом смысле). Например, если головная организация занимается оказанием медицинских услуг, то представительство такой организации не может иметь в своем штате медицинских работников и соответственно вести такую медицинскую деятельность на базе представительства. Во-вторых, представительства не вправе совершать никаких сделок и договоров, юридически оформляющих такую деятельность (выполнение функций головной организации в юридическом смысле). Как нам представляется, все сделки и договоры, совершенные представительством в нарушение указанного запрета, должны считаться ничтожными. Говоря о негативном содержании правосубъектности представительств, необходимо также отметить тот факт, что в последние годы рядом подзаконных нормативных правовых актов фактически была расширена правосубъектность представительств отдельных категорий юридических лиц, в результате чего можно говорить о некотором правовом сближении таких представительств с филиалами. Например, письмом Министерства образования РФ от 2 июля 2001 г. N 17-55-52ин/17-11 было утверждено Примерное положение о представительстве государственного высшего учебного заведения, подведомственного Министерству образования Российской Федерации <1>, в соответствии с которым в целях оказания помощи студентам, обучающимся по заочной форме обучения, в освоении образовательных программ непосредственно по месту их жительства и работы с согласия органа управления образованием субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которого находится представительство, высшее учебное заведение вправе осуществлять консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем привлечения штатных научно-педагогических работников вуза, используя учебно-методическую базу представительства (п. 11). В связи с этим необходимо понимать, что подобного рода нормативные положения - это исключения из общего правила, которые не должны изменять общей правовой картины. -------------------------------- <1> Документ официально опубликован не был.

Подводя итог рассмотрению вопросов, связанных с содержанием правосубъектности представительств, необходимо четко определиться с теми категориями сделок, которые представительства вправе (или, наоборот, не вправе) заключать и совершать. Таких категорий, на наш взгляд, должно быть выделено четыре. К первой категории должны быть отнесены все гражданско-правовые сделки, которые вправе совершать представительства для обеспечения и поддержания собственной хозяйственной деятельности. К подобного рода сделкам могут быть отнесены, например, сделки по открытию банковского счета, аренде помещений, покупке необходимого оборудования (мебели, оргтехники, канцелярских принадлежностей и др.), оплате необходимых коммунальных услуг, изготовлению печатей, штампов и многое другое. Вторая категория сделок, которые представительства также вправе совершать, связана с реализацией представительствами своей основной функциональной правосубъектности. К подобного рода сделкам, как уже отмечалось выше, могут быть отнесены сделки, связанные с проведением рекламных кампаний, маркетинговых и научных исследований, информационным обслуживанием, изготовлением соответствующих информационных буклетов и ряд других. К третьей категории сделок должны быть отнесены многочисленные гражданско-правовые сделки, связанные с обслуживанием нужд и потрерриториях соответствующих иностранных государств и уполномочиваются от имени государства совершать всякого рода договоры, сделки, а также другие действия в качестве представителя государства как хозяйствующего субъекта права <3>. -------------------------------- <3> См.: Там же. С. 100.

Различия между указанными субъектами выражаются в следующем. Первое - правовой статус торговых представительств не регламентируется нормами гражданского законодательства. Торговые представительства как таковые не являются ни субъектами, ни квазисубъектами гражданского права. Правовым "местом жительства" торговых представительств является конституционное и административное право. Таким образом, торговое представительство - это субъект публичного (а не частного) права. Второе - торговые представительства наделяются достаточно широкими юридическими полномочиями по совершению от имени и в интересах государства различного рода сделок и договоров. В этом плане можно провести условную аналогию и сказать, что статус торговых представительств в некотором роде может быть приравнен к статусу филиалов юридических лиц. В заключение необходимо также отметить, что в настоящее время свои представительства вправе открывать не только юридические лица, но и органы государственной власти. Наглядным примером тому может быть Конституционный Суд Российской Федерации. В связи с переездом Конституционного Суда РФ в город Санкт-Петербург в городе Москве было открыто его официальное представительство, на которое были возложены такие функции, как осуществление приема посетителей, принятие письменных обращений, ведение информационно-аналитической работы и ряд других <4>. -------------------------------- <4> Опубликовано на сайте Российской газеты (www. rg. ru) 11 января 2008 г.

Название документа