Формы реорганизации некоммерческих организаций

(Крылова Ю. А.) ("Юрист", 2010, N 2) Текст документа

ФОРМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ <*>

Ю. А. КРЫЛОВА

-------------------------------- <*> Krylova Y. A. Forms of reorganization of non-commercial organizations.

Крылова Ю. А., преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева.

Автором анализируются допустимые формы реорганизации некоммерческих организаций в условиях практического отсутствия норм, регулирующих этот специфический институт гражданского права. Показаны особенности различных форм реорганизации, даны предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Ключевые слова: реорганизация, некоммерческие организации, предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, смешанная реорганизация, преобразование, выделение, слияние, разделение.

The author analyses the justifiable forms of reorganization of non-commercial organizations in conditions of absence of norms regulating this specific institute of civil law; shows the peculiarities of various forms of reorganization, gives proposals aimed at improvement of the current legislation.

Key words: reorganization, non-commercial organizations, entrepreneurial activity of non-commercial organizations, mixed reorganization, transformation, separation, merger, division.

Наряду с общими вопросами проведения реорганизации, одинаковыми для всех юридических лиц, наибольшую сложность в отношении некоммерческих организаций (далее - НКО) составляют проблемы допустимых форм реорганизации. Так, если реорганизации коммерческих организаций в настоящее время стало уделяться больше внимания, то реорганизация некоммерческих организаций до настоящего время остается terra incognita для отечественной правовой науки <1>. -------------------------------- <1> См.: Степанов Д. И. Формы реорганизации некоммерческих организаций // Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2003. N 10. С. 30 - 35.

Формы реорганизации НКО те же, что и для других юридических лиц. Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <2> (далее - ФЗ "О некоммерческих организациях") реорганизация НКО осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. -------------------------------- <2> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Указанный нормативно-правовой акт лишь ограничивается перечислением основных форм реорганизации, уделяя большее внимание лишь преобразованию отдельных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. По мнению Д. И. Степанова <3>, следует придерживаться общего принципа гражданского права: разрешено все, что прямо не запрещено. Получается, что та или иная форма реорганизации, осуществляемая исключительно в рамках типа некоммерческих организаций, допускается, даже если об этом отсутствует прямое указание в законе. Однако исключаются все иные реорганизационные процедуры, если они запрещены законом. Здесь нужно учесть, что общедозволительный режим в отношении процедур реорганизации может применяться и в допущении смешанных форм реорганизации. -------------------------------- <3> См.: Степанов Д. И. Указ. раб. С. 33.

В современных условиях процесс осуществления такой реорганизации затянут, так как осуществляется в два этапа: сначала преобразование фирмы, а затем присоединение, слияние, разделение или выделение. В практике многие задачи реорганизации юридического лица иногда диктуют необходимость совмещения различных ее способов. При отсутствии законодательно предусмотренной процедуры проведения смешанных форм реорганизации, которая позволяла бы в рамках одной кратковременной операции решить ранее недостижимые задачи изменения организационно-правовой формы организации (преобразования), сопряженного с другими формами реорганизации, некоторые планы реорганизации становятся экономически невыгодными из-за сопряжения со значительными необоснованными материальными и временными издержками. Другими словами, "смешанная" реорганизация была бы наиболее целесообразной в целях экономии времени и средств реорганизуемого юридического лица. Большой практический интерес представляет п. 3 ст. 3 проекта ФЗ "О реорганизации коммерческих юридических лиц", допускающий в случаях осуществления отдельных форм реорганизации создание только таких организаций, которые в соответствии с федеральными законами возникают исключительно в результате преобразования. Вероятно, необходимо закрепить в законодательстве четкую процедуру осуществления "смешанной" реорганизации. Принципиальной основой для реорганизации с участием различных организационно-правовых форм может служить следующее: реорганизация некоммерческих организаций, где участвуют или в результате которой возникают юридические лица различных организационно-правовых форм, возможна, если законодательство допускает преобразование таких организаций. Следует запретить, в качестве общего правила, смешанные реорганизации с одновременным участием в реорганизационных мероприятиях как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Особые случаи, допускающие преобразование некоммерческих организаций в коммерческие и наоборот, необходимо исчерпывающим образом закрепить в ГК РФ. Однако законодательное закрепление норм, предусматривающих смешанную реорганизацию, не исчерпывается только позитивными последствиями: во-первых, проведение такой процедуры предполагает то, что ее участники сэкономят свои средства, однако такого рода "смешение" неизбежно приведет к усложнению процедур реорганизации; во-вторых, возникает вероятность появления новых пробелов и противоречий в правовом регулировании, что создаст благоприятную основу для использования несовершенства законодательства в антиобщественных целях. Поэтому реорганизация НКО в формах, отличных от преобразования, осуществляется в соответствии с общими положениями, закрепленными в ГК РФ, что не всегда позволяет полно учесть всю специфику, присущую статусу НКО. В практической деятельности, несомненно, представляет интерес и появление многих дискуссионных вопросов при трансформации НКО в коммерческую организацию. К примеру, законодательство о некоммерческих организациях (ГК РФ, ФЗ "О некоммерческих организациях", федеральные законы об отдельных видах некоммерческих организаций) не содержит прямого запрета на реорганизацию некоммерческих организаций присоединением к коммерческой организации. В то же время необходимо учитывать, что перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций в отличие от НКО является закрытым (п. 3 ст. 50 ГК РФ устанавливает, что некоммерческие организации создаются в формах, предусмотренных непосредственно этой нормой ГК РФ, а также в других, предусмотренных законом). Анализ действующего законодательства, регулирующего деятельность коммерческих организаций, показывает следующее: 1) из п. 1 ст. 53 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" вытекает, что к обществу с ограниченной ответственностью допускается присоединение лишь другого общества с ограниченной ответственностью; 2) п. 1 ст. 17 ФЗ "Об акционерных обществах" устанавливает, что к акционерному обществу может быть присоединено лишь другое акционерное общество; 3) п. 2 ст. 26 ФЗ "О производственных кооперативах" предусматривает реорганизацию данного юридического лица только в кооператив; 4) п. 2 ст. 29 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" содержит правило, предписывающее, что реорганизация унитарного предприятия в форме присоединения осуществляется лишь путем присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий. Следует признать, что указанные нормы однозначно исключают возможность реорганизации некоммерческой организации путем ее присоединения к коммерческим организациям перечисленных организационно-правовых форм. В отношении нескольких организационно-правовых форм коммерческих организаций - полных товариществ, товариществ на вере, обществ с дополнительной ответственностью - специальных законов до настоящего времени не принято. Учитывая, что в отношении названных организационно-правовых форм в законодательстве отсутствует запрет на присоединение к ним некоммерческих организаций, такое присоединение противоречит сущности некоммерческих организаций как организаций, не имеющих извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющих полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Если получение прибыли некоммерческой организацией допускается (в качестве "не основной" цели), то возможность распределения прибыли между ее участниками исключена, в том числе и при прекращении деятельности (согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона "О некоммерческих организациях" при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, так как оно обращается в доход государства). Наряду с этим присоединение некоммерческой организации к коммерческой позволяет обойти указанное ограничение по распределению имущества (в том числе сформированное за счет прибыли некоммерческой организации) среди ее участников, обойти требование о целевом использовании имущества некоммерческой организации. Тем не менее законодатель с учетом специфики отдельных организационно-правовых форм в ряде случаев допускает трансформацию некоммерческой организации в коммерческую через преобразование. При преобразовании, как правило, не происходит изменение величины имущества и обязательств юридического лица. Данная особенность преобразования отличает ее от других, предусмотренных в ГК РФ. При реорганизации в виде присоединения, слияния, выделения, разделения изменяется величина актива имущества, обязательств и иного капитала юридического лица. Преобразование справедливо рассматривается российским законодателем как разновидность реорганизации. Это прежде всего обусловлено единством цели и реорганизации, и преобразования (упрощения процедуры правопреемства). В связи с вышеизложенным представляется не вполне корректным то, что в ст. 29 Закона РФ от 19 июня 1992 г. "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" <4> в п. 1 не включено преобразование как одна из форм реорганизации потребительского общества, а п. 2 особо выделил возможность его преобразования, хотя вся статья называется именно "Реорганизация потребительского общества". -------------------------------- <4> См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1788.

ФЗ "О некоммерческих организациях" посвятил вопросам преобразования данных юридических лиц также отдельную статью (ст. 17), указав конкретные организационно-правовые формы юридических лиц, в которые преобразовываются отдельные некоммерческие организации. Статья 17 ФЗ от 12 января 1996 г. N 7 "О некоммерческих организациях" <5> содержит нормы, конкретно определяющие, какие организационно-правовые формы некоммерческих организаций подлежат преобразованию. В частности, возможности преобразования таких юридических лиц, как некоммерческое партнерство, частное учреждение, автономная некоммерческая организация, ассоциация или союз. Законодатель указывает, что только некоторые организационно-правовые формы НКО преобразовываются в коммерческие юридические лица. -------------------------------- <5> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

На практике возможны варианты, когда некоммерческая организация создается формально для некоммерческой деятельности, но фактически занимается предпринимательской деятельностью, а впоследствии проходит преобразование в коммерческое юридическое лицо и ликвидируется, распределив имущество между своими членами. Во-первых, возникает вопрос - чем обусловлен выбор законодателя разрешить преобразование лишь, например, некоммерческому партнерству и ассоциации, поскольку ситуация, когда формально созданная некоммерческая организация преобразуется в хозяйственное общество и ликвидируется, вероятна для любых организационно-правовых форм. Во-вторых, анализ нормы ст. 17 ФЗ "О некоммерческих организациях" ставит под сомнение возможность преобразования одного общественного объединения в другое, так как умолчание законодателя об их преобразовании позволяет трактовать ее двояко: либо в сторону жесткого запрета, либо, наоборот, в сторону принципа диспозитивности в гражданском праве, т. е. разрешено все то, что не запрещено. ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <6> вопросам реорганизации общественных объединений посвятил всего лишь одну ст. 25. В данной статье законодатель определяет, что решение о реорганизации общественного объединения принимается на его съезде (конференции) или на общем собрании, а также указывается, что государственная регистрация общественного объединения, созданного путем реорганизации, осуществляется по правилам ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <7>, с учетом особенностей, установленных Законом "Об общественных объединениях". -------------------------------- <6> Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1930. <7> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

Получается, что Федеральный закон "Об общественных объединениях", а помимо него и Гражданский кодекс РФ, и Федеральный закон "О некоммерческих организациях" не предъявляют никаких ограничений для реорганизации (преобразования) общественного объединения - юридического лица. Представляется, что здесь допускается преобразование общественного объединения - юридического лица в любую из организационно-правовых форм общественного объединения (например, общественный фонд преобразовывается в общественное учреждение и т. п.). Однако, что касается вопроса преобразования общественного объединения в иную организационно-правовую форму юридических лиц, отличную от общественных объединений (например, хозяйственное общество), то здесь необходимо сделать вывод о недопустимости такого преобразования. Подтверждением тому выступает ст. 25 ФЗ "Об общественных объединениях", содержащая нормы о государственной регистрации именно общественного объединения, созданного в результате реорганизации. Выходит, что законодатель устанавливает прямой запрет на преобразование подобного рода. Статья 33 ФЗ от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" <8> предусматривает реорганизацию фонда в форме слияния, присоединения, разделения и выделения, устанавливая запрет на его преобразование. Здесь позиция законодателя ясна, так как фонд согласно ст. 119 ГК РФ является юридическим лицом, которое подлежит ликвидации только на основании решения суда. В итоге, если предоставить фонду право на реорганизацию в форме преобразования, это позволит обойти правила, установленные указанной выше статьей. -------------------------------- <8> Собрание законодательства РФ. 1998. N 19. Ст. 2071.

Важно отметить основные особенности реорганизации благотворительных организаций, в частности, согласно ст. 11 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" <9> они не имеют возможности быть реорганизованными в хозяйственные товарищества и общества. Такая реорганизация неосуществима, поскольку в состоянии изменить природу организационно-правовой формы благотворительных организаций, целью которых является не извлечение прибыли, а удовлетворение материальных и духовных запросов граждан и юридических лиц путем безвозмездного или на льготных условиях предоставления различных услуг, бескорыстной помощи и поддержки. -------------------------------- <9> Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.

Статья 17 ФЗ "О некоммерческих организациях" предоставляет право на реорганизацию в форме преобразования частному учреждению. Эта позиция законодателя вполне обоснованна. Частное учреждение может быть создано любым физическим или юридическим лицом, вкладывающим имущество, принадлежащее ему на праве собственности. К примеру, частное учреждение могут создать как акционерное общество, так и общественная организация. Поэтому, если собственник имущества частного учреждения решил сменить цели деятельности данного юридического лица, бессмысленно проходить в данном случае все этапы ликвидации, в результате чего имущество частного учреждения будет возвращено его собственнику, который это имущество в дальнейшем внесет в качестве вклада в уставный капитал вновь создаваемого юридического лица. В ходе реорганизации ассоциации (союза) возникает вопрос о правомерности использования такой формы, как преобразование. В п. 5 ст. 17 ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что решение о преобразовании ассоциации (союза) принимается всеми членами, заключившими договор о ее создании. Но если в результате деятельности данного юридического лица состав членов ассоциации поменялся, получается, что они не вправе участвовать в принятии решения? Проявляется противоречие содержанию нормы, дающей всем членам одинаковые права на участие в делах ассоциации. А как поступить в ситуации, когда к моменту реорганизации весь состав ассоциации полностью поменялся? Если исходить из буквального толкования нормы ст. 17, они вообще не имеют права принимать решение о ее реорганизации. Завершая, необходимо констатировать, что, будучи весьма объемным и разрозненным, законодательство о таких полноправных субъектах гражданских правоотношений, как некоммерческие организации, нуждается в дальнейшем совершенствовании, а теоретические вопросы их гражданско-правового статуса - в тщательном осмыслении. В результате вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1. Реорганизация представляет собой процесс трансформации обособленного имущества юридического лица, влекущий изменение субъектного состава и обусловленный универсальным и сингулярным правопреемством. 2. Действующее законодательство в сфере реорганизации некоммерческих организаций нуждается в реформировании. Поэтому принятие единого федерального закона, посвященного реорганизации юридических лиц, а не внесение многочисленных поправок в действующее законодательство, разрешит проблему отсутствия в настоящее время действенных механизмов защиты прав и соблюдения экономических интересов участников организаций и других заинтересованных лиц при проведении процедур реорганизации юридических лиц. Между тем подобный риск существует при любом юридико-техническом исполнении, однако положительный эффект от единого закона, хотя бы временный, как представляется, перевешивает негативные последствия от "размывания" общих границ, при условии закрепления в будущем тех самых "особенностей" на уровне отдельных законов. 3. Реорганизация некоммерческих организаций как гражданско-правовой институт дополняется нормами публичного права, которые вводят новые основания для проведения реорганизационных процедур, конкретизирует условия принятия решения о реорганизации, определяет государственные органы, компетентные в части инициирования процесса принудительной реорганизации. 4. Учитывая особенности правового положения НКО, предлагается ввести институт обоснования реорганизации данных юридических лиц. Подобные механизмы однозначно будут выполнять профилактические функции, препятствующие злоупотреблению правом на реорганизацию. 5. Следует закрепить жесткие требования к содержанию передаточных документов, а также установить единую форму передаточного акта (разделительного баланса) как юридического документа, оформляющего правопреемство при реорганизации. 6. Нормы ст. 60 ГК РФ закрепляют, по существу, безусловную защиту прав кредиторов реорганизуемой НКО, и их нарушение может доставить правопреемникам много неприятностей. Анализ действующего законодательства показывает, что многие вопросы, возникающие в процессе реорганизации, так и не нашли своего законодательного регулирования (это в первую очередь касается установления для всех юридических лиц общего срока для заявления требований кредиторами). Предоставление кредиторам права требовать от должника досрочного исполнения или прекращения обязательств ставит реорганизуемое юридическое лицо в определенную экономическую зависимость от кредитора, поэтому, безусловно, необходимо изменение существующего положения зависимости реорганизуемого юридического лица. 7. Необходимо предусмотреть в ГК (либо в Законе "О некоммерческих организациях") срок, в течение которого кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе предъявить свои требования. 8. Требуется детальное закрепление в законодательстве четкой процедуры осуществления "смешанной" реорганизации некоммерческих организаций. А именно установления в отношении каждой организационно-правовой формы НКО конкретных последовательных стадий, отражающих все возможные формы реорганизации, в том числе трансформацию от одной организационно-правовой формы к другой, с исключением иных недопустимых случаев. 9. В целях минимизации рисков, связанных с трансформацией некоммерческой организации в коммерческую, считаем целесообразным осуществлять ее по пути, прямо предусмотренному законом через преобразование в коммерческую (если это прямо предусмотрено ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). 10. Отсутствие прямого законодательного запрета на преобразование общественных организаций позволяет восполнить его указанием на такую возможность в учредительном документе общественной организации. Оснований для иного ограничительного толкования нет. 11. Нам представляется необходимым включение в действующее законодательство норм, регулирующих порядок преобразования некоммерческой организации в коммерческую, при этом необходимо сделать так, чтобы учесть особенности и закономерности каждого вида некоммерческой организации.

------------------------------------------------------------------

Название документа