О правовом регулировании сферы потребительского рынка
(Пантелеев В. Ю.)
("Российский юридический журнал", 2010, N 1)
Текст документа
О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СФЕРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
В. Ю. ПАНТЕЛЕЕВ
Пантелеев Вадим Юрьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права Уральского юридического института МВД России (Москва).
Автор обосновывает ряд мер, направленных на совершенствование правового регулирования сферы потребительского рынка.
Ключевые слова: потребительский рынок, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, права потребителей, контроль, надзор.
About legal regulation of consumers' market sphere
V. Yu. Panteleev
Brief overview of legislation in the sphere of production and realization of goods, works and services is given. The author estimates the effectiveness of consumers' market legal regulation from the viewpoint of public defence of common interests, suggests systematic changes in this legislation.
Key words: consumers' rights protection, private legal relations, public legal relations, complex approach.
Предметом регулирования Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" выступают отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), отношения по установлению прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), отношения по просвещению потребителей, государственной и общественной защите их интересов, а также связанные с определением механизма реализации этих прав. Комплекс очерченных отношений целесообразно рассматривать в качестве сферы потребительского рынка. Данное общее определение уточняют исходные для Закона понятия, в том числе понятия потребителя, изготовителя, исполнителя, продавца, импортера. Удивительно, что этот нормативный материал содержится в преамбуле Закона. Думается, что названные понятия следует перенести в гл. 1 Закона, закрепляющую его общие положения. В ней они могли бы стать отдельной статьей.
Что касается преамбулы, то в ней имеющееся общее определение предмета регулирования Закона необходимо уточнить за счет четкого выделения главных целей такого регулирования. К этим целям следует отнести как минимум две. Во-первых, обеспечение законных прав, интересов, жизни, здоровья и безопасности граждан-потребителей при осуществлении ими материального и духовного потребления. Во-вторых, обеспечение общественной, экономической, экологической, продовольственной и иных видов национальной безопасности. Названные цели являются основой деятельности всех субъектов, которым адресованы нормы Закона РФ "О защите прав потребителей", но в первую очередь, конечно, государственных органов и органов местного самоуправления.
Несмотря на то что в ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривается необходимость государственного контроля (надзора) за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, единой комплексной системы норм обеспечения такого контроля (надзора) нет. Несоответствие норм Закона РФ "О защите прав потребителей" реальному обеспечению государственной и общественной защиты прав потребителей привело к неэффективности механизма правового регулирования указанных отношений, прежде всего в секторе публичного правового регулирования. Дело в том, что механизм контроля (надзора), регламентируемый рассматриваемым Законом, опосредует в основном отношения частноправового характера и включает систему средств гражданско-правовой защиты потребителей: защиту прав и обязанностей изготовителя, исполнителя, продавца (ст. ст. 4 - 6, 8 - 11); ответственность изготовителя (исполнителя, продавца), в том числе имущественную, за нарушение прав потребителя и компенсацию вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы, услуги (ст. ст. 11 - 16); защиту прав потребителя при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) потребителям (ст. ст. 17 - 25, 27 - 39). Указанные нормы регулируют отношения, в которых участвуют потребители и предприниматели, осуществляющие торговлю товарами, выполнение работ, оказание услуг.
Однако такой подход не вполне соответствует положениям Конституции РФ, которые определяют особое место человека в системе конституционных отношений, называют защиту его прав в качестве основного принципа, действующего в обществе и государстве. В силу ст. 2 Конституции РФ "человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Развитие этого тезиса должно быть подкреплено наличием действенных механизмов реализации и защиты прав личности, особенно связанных с материальным и духовным потреблением. Так, согласно ст. 39 государством гарантируется получение социальных услуг, ст. 40 - право на жилище, ст. 41 - обеспечение медицинскими услугами, охрана здоровья, санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия, ст. ст. 37, 43 - право на получение образования и профессионального обучения, ст. 44 - участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и т. д. С учетом отмеченного думается, что в Законе РФ "О защите прав потребителей", иных актах следует усилить публично-правовой аспект обеспечения прав, законных интересов граждан, включая расширение мер публично-правовой ответственности. Для совершенствования правового регулирования в рассматриваемой сфере необходимо провести оптимизацию многочисленных структур, его осуществляющих, сокращение ненужных и дублирующих звеньев, улучшить координацию и взаимодействие, причем на местном уровне, так как именно здесь происходит реальное правоприменение и защита прав граждан-потребителей, и внести изменения в нормативные акты, их регулирующие.
Еще один вопрос, на который нужно обратить внимание, - это разграничение полномочий между органами публичной власти разного уровня в сфере правотворческого и правоприменительного регулирования потребительского рынка. В связи с необходимостью обеспечения конституционных прав граждан-потребителей органами государственной власти в ст. ст. 40 и 42.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматриваются полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в области защиты прав потребителей, в ст. 44 - организация защиты прав потребителей органами местного самоуправления. Однако с принятием Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" была практически сведена на нет компетенция исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по правовому регулированию сферы потребительского рынка.
Представляется, что региональные и местные органы в силу их большей приближенности к реальным отношениям на потребительском рынке должны быть наделены широкими возможностями регулирования названных отношений. Необходимо предоставить им право устанавливать: перечень и способы доведения информации до потребителя по отдельным видам товаров, работ, услуг; ответственность должностных лиц, виновных в нарушении режима работы государственного (муниципального) предприятия торговли, бытового и иных видов обслуживания; ответственность за нарушение продавцом (исполнителем) обязательств, за которые Законом РФ "О защите прав потребителей" она не определена; более высокий уровень ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных и иных недостатков товара, работы, услуги; льготы и преимущества потребителям в сфере торговли и различных видов обслуживания; последствия нарушения условий договора об оказании услуги, если такой договор по характеру не подпадает под действие Закона РФ "О защите прав потребителей"; порядок объединения граждан в общественные организации потребителей и условия деятельности этих организаций; случаи нарушения потребительских прав, дающих основание общественным организациям потребителей предъявлять иски в интересах потребителей, не являющихся их членами, и др.
------------------------------------------------------------------
Название документа