К вопросу об определении понятия "финансовые услуги"
(Андреев И. А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010) Текст документаПодготовлен для системы КонсультантПлюс
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ "ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 22 января 2010 года
И. А. АНДРЕЕВ
Андреев Игорь Алексеевич - специалист финансового рынка (аттестаты 1.0, 5.0).
1. Определение финансовых услуг в гражданском законодательстве является важным не только в целях удовлетворения потребностей правоприменительной (и правореализационной) практики. Анализ гражданского законодательства лишь позволяет наметить контуры признаков понятия "финансовые услуги", указать их виды <1>. -------------------------------- <1> О ключевых отличиях между правовыми традициями, которые могут обнаружить взаимосвязь между правовым основанием и функционированием сферы финансовых услуг, см.: Ross Levine, Thorsten Beck Asli Demirguc-Kunt. Law and Firms' Access to Finance // American Law and Economics Review. 2005. Vol. 7. N 1. Pp. 211 - 252.
Обращаясь к Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - ГК РФ), отметим, что термин "финансовые услуги" содержится в п. 2 ст. 824 ГК РФ и употребляется во взаимосвязи с денежными требованиями, являющимися предметом уступки. Своему определению термин "финансовые услуги" обязан Федеральному закону N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Закон N 117-ФЗ) <1>. На основании Закона N 117-ФЗ финансовым услугам давалось следующее основное определение: "Деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц" (ст. 3 Закона N 117- ФЗ). -------------------------------- <1> Утратил силу. Принят Государственной Думой 4 июня 1999 года; См: Российская газета. 29.06.1999. N 120; 31.12.2001. N 256; 08.02.2006. N 25; Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. N 26. Ст. 3174; 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 06.02.2006. N 6. Ст. 636.
Современная легальная дефиниция финансовых услуг претерпела редакционные изменения, но при этом, как представляется, продолжает отражать практически те же объем и содержание понятия финансовых услуг, заложенные законодателем еще в Законе N 117-ФЗ. Речь идет о Федеральном законе N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") <1>. В нем финансовая услуга определяется как банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц" (п. 2 ст. 4). -------------------------------- <1> Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года; См: Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. N 31. (ч. 1). Ст. 3434; 03.12.2007. N 49. Ст. 6079; 05.05.2008. N 18. Ст. 1941; 07.07.2008. N 27. Ст. 3126; 10.11.2008. N 45. Ст. 5141; 20.07.2009. N 29. Ст. 3610; 20.07.2009. N 29. Ст. 3618.
В итоге формирование легальной дефиниции понятия "финансовые услуги" имело целью позволить хозяйствующим субъектам (и правоприменителям) четко квалифицировать тот или иной вид деятельности, как подпадающий, так и не подпадающий под признаки понятия "финансовая услуга". Поэтому в анализируемом легальном определении разработчики ФЗ "О защите конкуренции" (1) максимально указали виды деятельности, стремясь придать им закрытый характер; (2) максимально перечислили сферы деятельности, в которых могут быть оказаны финансовые услуги. 2. Критика легальной дефиниции финансовых услуг основывается на содержащихся в рассматриваемом определении видах деятельности. Последние по определению должны осуществляться организациями, функционирующими в соответствующих сферах (страховой, банковской и т. д.). Перечень финансовых организаций в ФЗ "О защите конкуренции" установлен исчерпывающим образом <1>. -------------------------------- <1> Определение исчерпывающего перечня финансовых организаций в ФЗ "О защите конкуренции" расценивается некоторыми исследователями в качестве составляющих "устранения искусственного дуализма антимонопольного регулирования" (относительно существования ранее двух законов, регулирующих товарные и финансовые рынки соответственно). Подробнее см.: Борзило Е. Ю. Новое в российском антимонопольном законодательстве // Вестник гражданского права. 2006. N 2. С. 65 - 94. Аргументацию в поддержку указанной идеи см. также: Владимирова П. М. Правовое регулирование конкуренции в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 55 - 56; Казачкова З. М. Государственное антимонопольное регулирование в России и США: Сравнительно-правовое исследование: Дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2002. С. 96; Сергеев А. М. Концепция конкуренции в российском антимонопольном законодательстве // Бизнес, менеджмент и право. 2007. N 2. С. 112 - 115.
Закрепление в нормативном определении финансовой услуги таких сфер деятельности, как банковская, страховая, лизинговая и деятельность на рынке ценных бумаг, не следует рассматривать в качестве содержательного признака указанного понятия. Поэтому предположим, что нормативно определенное понятие "финансовая услуга" в качестве содержания имеет признаки (1) "услуга", (2) "оказываемая финансовой организацией", (3) "связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц" (т. е. направленная на движение капитала). В объем указанного понятия открытым перечнем входят (с использованием нормативных терминов): банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга. Таким образом, перечень финансовых услуг сформулирован открыто. Если перечисление организаций, являющихся (с точки зрения законодателя) финансовыми, закрытым перечнем имело одной из ключевых целей придать перечню финансовых услуг также закрытый характер, то попытку создать закрытый перечень финансовых услуг следует признать неудавшейся. 3. Сравнение российской дефиниции финансовых услуг с зарубежным опытом (Федеральный закон США "О модернизации финансовых услуг" 1999 г., Закон Великобритании о финансовых услугах и рынках 2000 г.) позволяет позитивно охарактеризовать Законодательство РФ с точки зрения стремления закрепить не только перечень услуг, являющихся финансовыми (и тем самым снять вопросы о квалификации каких-либо услуг в качестве финансовых), но и установить их признаки. Что, представляется, следует рассматривать как наличие потенциала правового регулирования в отношении новых финансовых услуг, которые могут появиться в будущем. 4. Экономическое содержание финансовых услуг должно быть проанализировано в связи с выделением в легальном их определении такого признака, как связанность с привлечением и (или) размещением денежных средств. В экономической науке понятие "финансовая услуга" предлагается понимать в трех смыслах: (1) имущественное отношение; (2) продукт; (3) товар. Общим признаком понятия "финансовая услуга как продукт" в экономике выступает выполнение финансовой услугой информационной функции в процессах воспроизводства <1>. -------------------------------- <1> Колотов Ю. О. Развитие инфраструктуры рынка финансовых услуг: Дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2003. С. 23; Мадатова О. В. Влияние рынка финансовых услуг на развитие малого бизнеса: Дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2004. С. 29.
В качестве отдельных признаков понятия "финансовая услуга как продукт" также называют: (1) зависимость от специфики рынка <1>; (2) выступление средством перелива капитала из одной отрасли экономики в другую <2>. -------------------------------- <1> Мадатова О. В. Указ. соч. С. 16. <2> Колотов Ю. О. Указ. соч. С. 23 - 24.
Как имущественное отношение понятие "финансовая услуга" в экономике характеризуется следующими признаками: (1) отношение направлено на решение вопроса о прерывности производства, обращения капитала для обеспечения постоянного воспроизводства процессов; (2) в отношении участвуют хозяйствующие субъекты и финансовые посредники <1>; (3) отношение заключается в привлечении и использовании ресурсов <2>. -------------------------------- <1> Как отмечается в юридической литературе, "вне зависимости от сектора экономики рейтинговые агентства представляют стандарт для осуществления сравнений, предоставляя покупателям и продавцам возможность взаимодействовать более эффективно". Подробнее см.: Harold Furchtgott-Roth, Robert W. Hahn, Anne Layne-Farrar. The law and economics of regulating rating firms // Journal of Competition Law and Economics. 2007. Vol. 3. N 1. Pp. 49 - 96. <2> Мадатова О. В. Указ. соч. С. 14.
Наконец, как товар понятие "финансовая услуга" в экономике характеризуется следующими признаками: (1) обеспечивает продвижение финансовых ресурсов для образования и наполнения фондов денежных средств; (2) обеспечивает воспроизводственные процессы <1>. -------------------------------- <1> Колотов Ю. О. Указ. соч. С. 9.
Таким образом, несмотря на наличие различных подходов к содержанию финансовых услуг, все проанализированные подходы выделяют общий для финансовых услуг признак, а именно направленность финансовых услуг на движение капитала. В отношении объема понятия "финансовая услуга" в экономической науке имеется ряд предложений по включению в него таких явлений, как услуги телекоммуникации <1> и услуги по управлению расходованием финансовых средств, формы оптимизации оплаты <2>. С такими идеями можно согласиться при условии, что указанные явления будут направлены на движение капитала. -------------------------------- <1> Колотов Ю. О. Указ. соч. С. 59 - 60. <2> Ивашиненко Н. Н. Трансформация поведения населения в сфере потребления финансовых услуг (1987 - 2002): Дис. ... д-ра. экон. наук. Нижний Новгород, 2003. С. 25.
5. Определение финансовых услуг в науке гражданского права, являющееся общепринятым, не разработано. Вместе с тем имеются различные подходы, в рамках которых финансовые услуги могут быть подвергнуты научной разработке. 5.1. Нормативное определение финансовых услуг в качестве основы научного подхода было использовано некоторыми исследователями <1>, которых можно таким образом объединить в группу сторонников нормативного подхода. Но и среди них нет полного единства. -------------------------------- <1> См., например: Зарипова Т. Ю. Антимонопольное регулирование на рынке финансовых услуг: публичный и гражданско-правовой аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 61 - 62; Карпенко В. С. Развитие рынка финансовых услуг в современных условиях хозяйствования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 123; Лаутс Е. Б. Правовое обеспечение стабильности рынка банковских услуг: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 27 - 28; Шешин А. Г. Правовое регулирование страхования финансовых рисков на рынке ценных бумаг и финансовых услуг: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 59; Ивашиненко Н. Н. Указ. соч. 396 с.; Земницкий А. В. Оценка последствий либерализации импорта услуг для российской экономики (на примере финансовых услуг): Дис. ... канд. экон. наук. М., 2003. 172 с.
Предлагается включить финансовые услуги в объем понятия "возмездное оказание услуг" и распространить на финансовые услуги правила главы 39 ГК РФ в полном объеме <1>. В то же время такая идея не учитывает, что такие отдельные виды обязательств, как договор банковского счета, расчетные отношения (главы 45, 46 ГК РФ соответственно), договор доверительного управления имуществом (глава 53 ГК РФ) и т. д. не подпадают под регулирование главы 39 ГК РФ. -------------------------------- <1> Зарипова Т. Ю. Указ. соч. С. 61.
Научная поддержка нормативного определения (финансовых услуг) не препятствует исследователям отождествлять финансовые услуги с понятием "товар" <1>. Однако в науке гражданского права такой подход не нашел адекватной поддержки. Более того, некоторые исследователи выразили свое несогласие с ним. Но это несогласие в основном связано с некоторой формально-логической подменой основания научной дискуссии. А именно отождествление финансовых услуг с товаром используется как методологический прием в рамках научного исследования. Выражающие же свою критику цивилисты апеллируют к необходимости различения товара (как объективно выраженного объекта реальной действительности, который возможно отчуждать) и услуг, говоря при этом об объектах гражданских прав <2>. -------------------------------- <1> Карпенко В. С. Указ. соч. С. 4. <2> Зарипова Т. Ю. Указ. соч. С. 60.
В то же время не подвергается сомнению справедливость критики в адрес подхода разработчиков ФЗ "О защите конкуренции", включившего в объем понятия "товар" финансовые услуги (пп. 1 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции") <1>. -------------------------------- <1> Зарипова Т. Ю. Указ. соч. С. 60 - 61; Лаутс Е. Б. Указ. соч. С. 28.
Приверженность нормативному определению финансовых услуг не является основанием для критики возможных объектов финансовых услуг. Денежные средства (применительно к банковским финансовым услугам) не являются единственными (как следует из буквального толкования легального определения), с чем оперируют финансовые услуги. Кроме денежных средств кредитные организации в своих операциях используют различного рода материальные ценности, в том числе ценные бумаги, драгоценные камни и металлы <1>. -------------------------------- <1> См.: Лаутс Е. Б. Указ. соч. С. 28.
Следовательно, нормативный признак финансовых услуг, заключающийся в привлечении, размещении денежных средств, не следует сводить исключительно к деньгам - материальным ценностям, перемещающимся от их отчуждателя к получателю при оказании финансовых услуг. В операциях с ценными бумагами, драгоценными металлами и т. п. денежные средства также принимают участие, и не только как общее мерило их (ценных бумаг, драгоценных металлов и т. п.) ценности в конкретных условиях, но и как средство платежа. Таким образом, в рамках нормативного подхода к определению финансовых услуг (1) допускается смешение регулирования главы 39 ГК РФ и ряда отдельных видов обязательств в сфере банковской деятельности и рынка ценных бумаг; (2) справедливо критикуется включение финансовых услуг в объем понятия "товар"; (3) верно предлагается рассматривать денежные средства как не единственный объект финансовых услуг. 5.2. Доктринальный подход к определению финансовых услуг в числе сторонников имеет Н. Г. Семилютину. Ею предложено выделять следующие доктринальные признаки понятия "финансовая услуга": (1) оказывается профессиональными участниками рынка финансовых услуг (лицом, обладающим лицензией, выданной уполномоченным регулирующим органом); (2) направлена на обеспечение возможности размещения свободных денежных средств (иного имущества, подверженного денежной оценке) на условиях возвратности, срочности, платности; (3) осуществляется на основании договора <1>. -------------------------------- <1> См.: Семилютина Н. Г. Формирование правовой модели российского рынка финансовых услуг: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2005. С. 3, 15.
Однако не всем финансовым организациям для оказания финансовых услуг требуется лицензия. Возможность размещения любого имущества, подверженного денежной оценке, способствует широкому вовлечению объектов гражданского оборота в сферу финансовых услуг, не отвечает направленности финансовых услуг на движение капитала. Существующие в юридической науке подходы к квалификации отношений между гарантом и принципалом придают исключительно договорному основанию финансовых услуг характер дискуссионности. 5.3. Негативный подход к гражданско-правовому определению финансовых услуг представлен идеей Д. И. Степанова. Он считает, что в основе содержания понятия "финансовые услуги" лежит конкретная экономическая сфера, а не какой-либо существенный юридический момент <1>. В то же время он относит финансовые услуги к группе обязательств, имеющих целью достижение нематериального эффекта <2>. -------------------------------- <1> См.: Степанов Д. И. Услуги как объект гражданских прав: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 181. <2> См.: Степанов Д. И. Указ. соч. С. 180 - 181.
В отношении вышеизложенной позиции (которая сводится, с одной стороны, к отрицанию правового содержания у финансовых услуг, а с другой - относит финансовые услуги к определенной группе обязательств) представляется необходимым отметить следующие идеи. Нормативная классификация финансовых услуг позволяет выделить в них банковскую сферу и сферу рынка ценных бумаг. Указанные экономические сферы хозяйственной деятельности получили правовое регулирование, продолжающее активное развитие в силу в том числе глубокой внутренней связи, существующей между ними. Отрицание правового содержания применительно к указанным сферам финансовых услуг не объясняет продолжающегося усиления правовой регламентации в них. 5.4. Компромиссный вариант гражданско-правового определения финансовых услуг предлагает В. С. Белых. С одной стороны, им указано на экономический характер понятия "финансовая услуга", с другой стороны, В. С. Белых отмечает, что финансовая услуга лишь "может не совпадать с юридическим понятием услуги" <1>. -------------------------------- <1> Белых В. С., Берсункаев Г. Э., Винниченко С. И. и др. Предпринимательское право России: Учеб. / Отв. ред. В. С. Белых. М.: Проспект, 2008. С. 341.
Такое несовпадение будет иметь место в случае невключения таких видов обязательств по оказанию финансовых услуг, как отношения по банковскому счету, расчетные отношения, отношения по доверительному управлению имуществом, в сферу регулирования главы 39 ГК РФ. Но предложенный В. С. Белых вариант не позволяет выявить признаки понятия "финансовые услуги" ни в экономическом, ни в правовом аспектах. 5.5. Субъектный состав финансовых организаций не использовался ни в одном из проанализированных подходов в качестве самостоятельного признака понятия "финансовые услуги". Такая тенденция не может быть признана удовлетворительной, поскольку исследователями не учитывается стремление законодателя сделать определение финансовых услуг как можно более подробным, а объем понятия "финансовые услуги" - исчерпывающим. Именно в этих целях перечень финансовых организаций и был сформулирован закрыто. Поэтому понятие "финансовая организация" может быть использовано применительно к возможности квалификации определенного хозяйствующего субъекта в качестве лица, оказывающего финансовые услуги. В то же время при формулировании определения понятия "финансовые услуги" указание на финансовые организации терминологически является тавтологией. Отсюда (имея в виду наличие четкого перечня организаций, являющихся финансовыми) надлежит использовать нейтральный термин, обозначающий круг субъектов, оказывающих финансовые услуги. Применительно к формулировке определения финансовых услуг будем использовать термин "специальный субъект". 5.6. Направленность на движение капитала в качестве полноценного признака понятия "финансовые услуги" не применялась ни в одном из рассмотренных подходов. Направленность на движение капитала выступает ключевым объединяющим признаком при построении гражданско-правового понятия "финансовые услуги". В отличие от признака "специальный субъект", легальный перечень которых может быть изменен по усмотрению законодателя, направленность на движение капитала видится объективным связующим звеном в отношении видов деятельности преимущественно в банковской и страховой сферах и на рынке ценных бумаг. Кроме того, перечень финансовых услуг сформулирован законодателем открыто. Значит, квалификация новых видов деятельности на предмет направленности на движение капитала будет объективна. Одновременно следует различать направленность на движение капитала как признак понятия "финансовые услуги" и сферы деятельности, в которых могут быть оказаны финансовые услуги. Если первое относится к видам деятельности, то вторые касаются обстановки в целом, в которой осуществляется деятельность. При этом и направленность, и сферы подвержены объективному изменению <1>. -------------------------------- <1> О влиянии правовой системы на развитие сферы финансовых услуг см.: Michael L. Smith. Deterrence and Origin of Legal System // American Law and Economics Review. 2005. Vol. 7. N 2. Pp. 350 - 378.
Таким образом, направленность на движение капитала выступает признаком понятия "финансовые услуги". 5.7. Объединение специальным регулированием ранее не использовалось как признак понятия "финансовые услуги" при характеристике вышеизложенных подходов. Попытка сторонников нормативного подхода к определению финансовых услуг распространить на все финансовые услуги регулирование главы 39 ГК РФ сталкивается с рядом возражений, преодолеть которые, не выходя за пределы предложенной идеи, сторонникам нормативного подхода не удалось. Поэтому общее регулирование для всего открытого перечня финансовых услуг стоит выделять не в группе норм, касающихся исключительно одной финансовой услуги из всего их открытого перечня. Наоборот, следует выделить нормы, которые (1) придают специфику всем финансовым услугам, (2) не входят в группу норм, составляющих отдельный вид деятельности из открытого перечня финансовых услуг (например, в сфере страхования и т. д.). Следует различать специальное регулирование, объединяющее отдельные виды деятельности, как (1) признак понятия "финансовые услуги" и как (2) совокупность правил. Как совокупность правил специальное регулирование имеет внутреннюю структуру. По критерию направленности можно выделить, во-первых, правила, обращенные к финансовым организациям при оказании ими финансовых услуг. Например, запрет на установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги (п. 7 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции"). Во-вторых, правила, направленные к получателям финансовых услуг при их взаимодействии с финансовыми организациями. Одним из примеров целого набора таких правил выступают "Общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями" <1>. В третьих, правила, адресованные и финансовым организациям, и получателям финансовых услуг. В частности, заключение договора оказания финансовых услуг субъекту естественной монополии посредством открытого конкурса (аукциона) (ст. 18 ФЗ "О защите конкуренции"). Специальное регулирование как совокупность норм характеризуется императивностью и закреплением в нормативных актах, направленных на защиту конкуренции <2>. -------------------------------- <1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 года N 386 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями" // Собрание законодательства РФ. 11.05.2009. N 19. Ст. 2343. <2> В юридической литературе справедливо отмечается, что "финансовые услуги отличаются от остальных в свете того, что свободная торговля и конкурентные преимущества уравновешены пруденциальным контролем". Подробнее см.: Mahmood Bagheri, Chizu Nakajima. Competition and Integration among Stock Exchanges: The Dilemma of Conflicting Regulatory Objectives and Strategies // Oxford Journal of Legal Studies. 2004. Vol. 24. N 1. Pp. 69 - 97.
Итак, объединение специальным регулированием, имеющим целью защиту конкуренции, является признаком понятия "финансовые услуги". 5.8. Определение финансовых услуг в понятийном аппарате науки гражданского права сопряжено с необходимостью решения вопроса об отраслевой принадлежности правовых норм о защите конкуренции, возможностью их анализа в рамках науки гражданского права. Отметим отсутствие в юридической науке единого подхода к отнесению законодательства о защите конкуренции к сфере публичного или частного права. Так, антимонопольное законодательство предлагается рассматривать "в качестве системного регулятора", отмечая комплексное использование "административно-правовых, гражданско-правовых и уголовно-правовых рычагов" <1>. -------------------------------- <1> Погодин А. А. Административно-правовое регулирование деятельности промышленных хозяйствующих субъектов в современных условиях: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2003. С. 15.
Однако в науке гражданского права А. Н. Варламовой было предложено рассматривать конкуренцию "в основном как институт частного права" <1>. -------------------------------- <1> Варламова А. Н. Правовое содействие развитию конкуренции на товарных рынках: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2008. С. 23.
Следовательно, отношения хозяйствующих субъектов по поводу оказания финансовых услуг могут быть основаны на гражданско-правовом методе - "способе воздействия на отношения, который по своей сущности является дозволительным, характеризуется наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью к правообладанию, диспозитивностью и инициативой, обеспечивает установление правоотношений на основе правовой самостоятельности сторон" <1>. -------------------------------- <1> Яковлев В. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. 2-е изд., доп. М.: Статут, 2006. С. 190.
На основании изложенного предлагается следующее определение понятия "финансовые услуги". Финансовые услуги - это осложненные участием специальных субъектов обязательства, основанные на односторонних сделках или группе договоров (в основном в банковской и страховой сферах и на рынке ценных бумаг), направленных на движение капитала и объединенных специальным императивным регулированием в целях защиты конкуренции. 6. Классификация финансовых услуг может быть проведена по различным основаниям. В частности, в науке уже предлагается классификация финансовых услуг, основанная на экономическом разделении <1>. С позиций нормативного определения финансовых услуг их можно классифицировать в том числе на банковские, страховые, лизинговые, рынка ценных бумаг. С другой стороны, указанный нормативный подход к делению финансовых услуг на сектора может быть представлен как развитие идеи <2> о секторальном подходе к классификации услуг в целом. -------------------------------- <1> См.: Семилютина Н. Г. Указ. соч. С. 15 - 18. <2> Мирошник А. В. Возмездное оказание услуг в гражданском праве России: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 24; Ситдикова Л. Б. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2002. С. 14 - 15.
Представляется необходимым выделить подход к классификации финансовых услуг, основанный на критерии наличия между отчуждателем и получателем денежных средств так называемых посредников. Тогда отчуждение денежных средств на финансовом рынке, при котором в качестве посредников между отчуждающими и получающими денежные средства участвуют различные финансовые институты, будет опосредованным (косвенным) отчуждением; при отсутствии посредников имеет место непосредственное (прямое) отчуждение. В свою очередь, в группе косвенного отчуждения денежных средств представляется важным выделить типы посредников (прежде всего для последующего указания правовых форм, опосредующих эти экономические связи): (1) финансовые институты, относящиеся к финансовым посредникам инвестиционного типа, - это акционерные инвестиционные фонды и паевые инвестиционные фонды; (2) финансовые институты, относящиеся к финансовым посредникам депозитного типа, - это коммерческие банки; (3) финансовые институты, относящиеся к финансовым посредникам контрактно-сберегательного типа, - это страховые компании и негосударственные пенсионные фонды. Таким образом, финансовые услуги могут быть классифицированы по различным основаниям: (1) по экономическому критерию; (2) по сферам деятельности; (3) по наличию посредников.
------------------------------------------------------------------
Название документа