Некоммерческие организации: некоторые проблемы гражданско-правового статуса
(Сойфер Т. В.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2010, N 2) Текст документаНЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА
Т. В. СОЙФЕР
Сойфер Татьяна Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.
Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческими юридическими лицами признаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Легальное определение, содержащееся в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1>, раскрывает понятие некоммерческой организации через указание на те же присущие ей признаки. К особенностям некоммерческих юридических лиц также относятся: возможность их создания в организационно-правовых формах, предусмотренных не только ГК РФ, но и другими законами, наличие у некоммерческих организаций специальной правоспособности, а также особый характер использования имущества, оставшегося при их ликвидации. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
Следует отметить, что понятия "некоммерческое юридическое лицо" и "некоммерческая организация" не являются тождественными, поскольку действующее законодательство допускает возможность создания и деятельности некоммерческих организаций, не обладающих правами юридического лица. Примером могут быть религиозные группы (п. 1 ст. 7 ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" <2>), общественные объединения (ст. 3 ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <3>), профессиональные союзы (п. 1 ст. 8 ФЗ от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <4>). Такие организации считаются созданными с момента принятия учредителями решения о их создании и участвуют в гражданском обороте как совокупность объединившихся лиц. Они могут приобрести права юридического лица при условии их государственной регистрации в установленном законом порядке. Эта особенность некоммерческих организаций обусловлена тем, что цели создания и деятельности большинства из них находятся за пределами правовой регламентации и в определенных случаях могут быть достигнуты без признания соответствующих образований субъектами гражданского права. Приобретение некоммерческой организацией гражданской правосубъектности может быть продиктовано различными причинами, в частности необходимостью материального обеспечения ее деятельности, возложения на организацию, а не на ее участников риска несения возможной имущественной ответственности; приобретения прав и обязанностей, которые в силу своего характера или прямого указания закона могут принадлежать только юридическим лицам. Но какой бы ни была конкретная причина, так или иначе она обусловлена необходимостью создания оптимальных условий для реализации некоммерческой организацией своих общественно полезных функций. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465. <3> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930. <4> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.
ГК РФ закрепляет лишь общие принципы правового положения некоммерческих организаций как юридических лиц и содержит нормы, посвященные их отдельным формам: потребительским кооперативам, общественным и религиозным организациям (объединениям), фондам, учреждениям, объединениям (союзам и ассоциациям) юридических лиц. Более детальная регламентация статуса некоммерческих организаций в целом осуществляется Федеральным законом "О некоммерческих организациях", который допускает создание некоммерческих юридических лиц в таких не предусмотренных ГК РФ формах, как общины коренных малочисленных народов РФ, казачьи общества, государственные корпорации, государственные компании, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации. Нормы указанных актов конкретизируются на уровне специальных законов, которые не только определяют специфику правового положения отдельных видов некоммерческих организаций, но и вводят для них иные возможные организационно-правовые формы. К примеру, статус общественных объединений помимо ГК РФ и ФЗ "О некоммерческих организациях" определяется ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <5>, ФЗ от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" <6>, ФЗ от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <7>, ФЗ от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" <8> и др. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930. <6> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950. <7> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148. <8> СЗ РФ. 1996. N 25. С. 2965.
Некоторые акты, имея в качестве основной иную направленность, содержат отдельные положения, влияющие на определение правосубъектности некоммерческих организаций, устанавливая цели их создания в конкретных сферах и те функции, которые они призваны выполнять. Так, физкультурно-спортивные организации, если они создаются в форме некоммерческих, действуют с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <9>, организации, учреждаемые в научных целях, - с учетом положений ФЗ от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <10>. -------------------------------- <9> СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242. <10> СЗ РФ. 1996. N 35. С. 4137.
Анализ системы нормативных актов, регламентирующих гражданско-правовой статус некоммерческих организаций, в том числе их отдельных видов, позволяет констатировать, что она не обладает необходимой стройностью и логичностью, содержит множество пробелов и положений, которые не имеют однозначного толкования и не согласуются ни с нормами ГК РФ, ни между собой. Естественно, эти обстоятельства оказывают негативное влияние на процесс создания и деятельности некоммерческих организаций, порождают возникновение споров, единые подходы к разрешению которых в судебной практике пока не выработаны. Для разграничения коммерческих и некоммерческих организаций законодателем в настоящее время используются два критерия: основная цель деятельности юридического лица и его способность или неспособность к распределению получаемой прибыли между своими участниками. При этом основные цели деятельности некоммерческих организаций, которые не могут быть связаны с извлечением прибыли, нормативно не определяются. Установлены лишь возможные цели их создания, в числе которых достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 ФЗ "О некоммерческих организациях"). Вопрос о соотношении понятий "цели создания" и "цели деятельности" применительно к некоммерческим организациям является спорным: одни авторы рассматривают их в качестве тождественных <11>, другие видят между ними принципиальные различия <12>. Не проясняет ситуацию и анализ действующего законодательства, регулирующего правовой статус некоммерческих организаций отдельных видов. Содержание одних актов свидетельствует о том, что между целями создания и целями деятельности организации ставится знак равенства <13>, другие акты их прямо разграничивают. Так, легально определенными целями создания жилищного накопительного кооператива является удовлетворение потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения ими паевых взносов, а целями деятельности - привлечение и использование денежных средств граждан на приобретение жилых помещений (ст. 2 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" <14>). -------------------------------- <11> См.: Кудрявцева Г. А. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: проблемы правоприменения // Юридический мир. 2002. N 3. С. 56 - 57. <12> См.: Кашковский О. П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности некоммерческих организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 10. <13> См., например: статьи 27, 33 ФЗ от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2591. <14> СЗ РФ. 2005. N 1. Ч. 1. Ст. 41.
По всей видимости, цели создания некоммерческих организаций и цели их деятельности все-таки должны рассматриваться в качестве различных правовых категорий, хотя нельзя отрицать наличие между ними тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Цель создания предполагает определение общих направлений и сферы деятельности некоммерческого юридического лица. В рамках, ограниченных целью создания, устанавливаются цели деятельности организации. Так, основными целями деятельности некоммерческой организации, созданной в благотворительных целях, могут быть бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) передача гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстное выполнение работ, предоставление услуг, оказание иной поддержки (ст. 1 ФЗ от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" <15>). Именно с избранными целями деятельности, предусмотренными в учредительных документах, а не с целями создания закон связывает определение объема специальной правоспособности некоммерческой организации (п. 1 ст. 49 ГК РФ). -------------------------------- <15> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.
Данный вывод обусловлен тем, что цели создания коммерческих юридических лиц, основная деятельность которых направлена на извлечение прибыли, тоже могут носить общественно полезный характер и совпадать с целями, ради которых созданы некоммерческие организации. Так, все физкультурно-спортивные организации имеют единую цель создания: развитие физической культуры и спорта. При этом в силу закона они могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную как для коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц (пп. 30 ст. 2, ч. ч. 1, 2 ст. 10 ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"). Еще одним примером служат фондовые биржи, которые в соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <16> создаются в целях организации торговли на рынке ценных бумаг, но при этом могут иметь форму некоммерческого партнерства или акционерного общества. Независимо от избранной формы цели создания всех фондовых бирж одинаковы, ибо определены нормативно. Различаются лишь их непосредственные цели деятельности. Некоммерческое партнерство, осуществляющее деятельность в качестве фондовой биржи, будет содействовать своим членам в совершении сделок на рынке ценных бумаг, а приоритетным направлением деятельности акционерного общества станет извлечение прибыли. -------------------------------- <16> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
Ввиду многообразия возможных целей деятельности некоммерческих организаций законодатель не счел необходимым их нормативное закрепление, ограничившись лишь указанием на то, что основные из них не должны быть связаны с извлечением прибыли. При этом для обеспечения данного требования установлено, что предпринимательская деятельность может осуществляться некоммерческой организацией лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана организация, и должна соответствовать этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Характер такой приносящей прибыль деятельности может быть различен: производство товаров и услуг, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 ФЗ "О некоммерческих организациях"). В литературе неоднократно подчеркивалось, что предоставление некоммерческим организациям возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в условиях, когда ограничивающие ее рамки не являются достаточно четкими, приводит к тому, что многие из них изначально ориентируются на извлечение прибыли, ибо однозначно определить, какая цель деятельности для некоммерческой организации является основной, а какая неосновной, затруднительно <17>. Об актуальности этой проблемы свидетельствуют многочисленные примеры судебной практики, когда, исследуя существо основных направлений деятельности некоммерческих организаций, суды приходят к выводу об их предпринимательском характере <18>. -------------------------------- <17> См., например: Басин Ю. Г. Юридические лица по гражданскому праву. Понятие и общая характеристика // Избранные труды по гражданскому праву. СПб., 2003. С. 106. <18> См., например: Постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 марта 2008 г. по делу N А56-51808/2006, от 14 апреля 2008 г. по делу N А56-25137/2007; Постановления ФАС Поволжского округа от 3 марта 2006 г. по делу N А65-9291/05-СГ1-5; от 21 ноября 2007 г. по делу N А55-18001/06; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15 мая 2009 г. по делу N А32-14334/2008-26/227.
Кроме того, осуществляемая некоммерческой организацией деятельность может одновременно и приносить доход, и способствовать реализации общественно полезных целей. В связи с этим дополнительно возникает необходимость квалификации подобной деятельности для решения вопроса: относить ее к предпринимательской или нет. Попытка отграничить деятельность, направленную на достижение общественных благ и приносящую прибыль, от деятельности предпринимательской была сделана законодателем применительно к образовательным учреждениям и оказалась не совсем удачной. Так, негосударственные образовательные учреждения наделены правом взимать плату с обучающихся, причем эта деятельность не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование (п. п. 1, 2 ст. 46 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <19>). Кроме оказания платных образовательных услуг образовательному учреждению в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 47 Закона РФ "Об образовании" предоставляется возможность осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом (реализовывать покупные товары и оборудование; оказывать посреднические услуги; участвовать в деятельности других организаций; приобретать акции, облигации, иные ценные бумаги и получать доходы по ним и др.). Подобное разграничение на законодательном уровне платной образовательной и предпринимательской деятельности образовательного учреждения не получило однозначной оценки. Если одни авторы полагают, что оно вполне оправданно, поскольку указанные виды деятельности имеют отличия по целям осуществления, кроме того, платная образовательная деятельность не является самостоятельной, так как полученные от нее доходы реинвестируются в образовательный процесс <20>, то другие ученые, напротив, обнаруживают у платной образовательной деятельности все признаки предпринимательской, предусмотренные п. 1 ст. 2 ГК РФ. При этом совершенно справедливо отмечается, что требование о реинвестировании доходов от этой деятельности в образовательный процесс является лишь конкретизацией установленного в ст. 50 ГК РФ запрета на распределение прибыли некоммерческих организаций между их участниками <21>. -------------------------------- <19> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797. <20> См.: Комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании" (постатейный) / Под ред. В. И. Шкатуллы. М., 1998. С. 216. <21> См.: Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании" / Под ред. А. Н. Козырина, В. В. Насонкина // Подготовлен для СПС "КонсультантПлюс", 2005.
Единые подходы к оценке предпринимательской деятельности некоммерческих организаций не сложились и в судебной практике. Одни суды полагают, что осуществляемыми для целей, ради которых создана некоммерческая организация, могут быть признаны лишь те виды предпринимательской деятельности, которые прямо предусмотрены в ее уставе <22>. Другие суды исходят из того, что если перечень возможных видов предпринимательской деятельности, предусмотренный учредительными документами некоммерческой организации, не является закрытым, она способна к осуществлению и той деятельности, которая в этот перечень не входит <23>. Также неоднозначна судебная практика и в оценке возможности участия некоммерческой организации в договоре простого товарищества, заключаемом для осуществления предпринимательской деятельности. Согласно п. 2 ст. 1041 ГК РФ сторонами подобного договора могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. И если одни суды, руководствуясь этой нормой, исходят из невозможности участия некоммерческих организаций в таком договоре <24>, то другие, основываясь на положениях п. 3 ст. 50 ГК РФ и п. 2 ст. 24 ФЗ "О некоммерческих организациях", полагают, что в круг участников данного договора вполне могут входить и некоммерческие организации, поскольку закон разрешает им осуществление предпринимательской деятельности, направленной на достижение целей, ради которых они созданы <25>. -------------------------------- <22> См.: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2006 г., 6 декабря 2006 г. N 09АП-15798/2006-АК по делу N А40-42459/06-149-256; Постановление ФАС Московского округа от 24 апреля 2007 г., 2 мая 2007 г. N КГ-А40/1811-07 по делу N А40-42459/06-149-256 // СПС "КонсультантПлюс". <23> См.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 4 июля 2006 г. N Ф04-4136/2006(24069-А45-36) по делу N А45-21972/05-5/648 // СПС "КонсультантПлюс". <24> См., например: пункт 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 июля 2000 г. N 56 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с договорами на участие в строительстве" // Вестник ВАС РФ. 2000. N 9; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27 марта 2007 г., 20 марта 2007 г. N Ф03-А73/07-1/541 по делу N А73-7151/2006-31; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 сентября 2007 г. N А43-33150/2006-2-645; Постановление ФАС Центрального округа от 24 декабря 2007 г. по делу N А68-4335/06-270/17 // СПС "КонсультантПлюс". <25> См., например: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 июня 2007 г. N А05-9431/2006; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 июля 2006 г. N А43-25241/2005-12-739 // СПС "КонсультантПлюс".
В настоящее время на законодательном уровне предпринимаются определенные действия с целью ограничить возможность некоторых некоммерческих организаций осуществлять предпринимательскую деятельность. Именно так в научной литературе <26> оценивается принятие ФЗ от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" <27>. Целевым капиталом признаются денежные средства, которые собираются некоммерческой организацией в виде пожертвований и передаются затем в доверительное управление сторонней организации, извлекающей из этого капитала доход, впоследствии используемый некоммерческой организацией для осуществления уставных целей деятельности. Целевой капитал может быть сформирован фондами, автономными некоммерческими организациями, общественными организациями, общественными фондами и религиозными организациями, цели деятельности которых находятся в сферах образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки). В случае создания капитала указанные организации сохраняют способность к занятию лишь некоторыми видами приносящей доход деятельности, перечень которых определяется Правительством РФ <28>. -------------------------------- <26> См.: Право собственности: актуальные проблемы / Отв. ред. В. Н. Литовкин, Е. А. Суханов, В. В. Чубаров. М., 2008. С. 321. <27> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 38. <28> См.: Перечень видов платной деятельности, которую вправе осуществлять некоммерческая организация - собственник целевого капитала, за исключением специализированной организации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 13 сентября 2007 г. N 1227-р // СЗ РФ. 2007. N 39. Ст. 4688.
Указанные проблемы свидетельствуют о необходимости пересмотра первого из признаков некоммерческих организаций, связанного с основными целями их деятельности. Предложения, высказываемые относительно его дальнейшей судьбы, весьма разнообразны. В частности, предлагается отказаться от нормативного закрепления критерия, указывающего на основную цель деятельности некоммерческих организаций, предоставив им возможность неограниченного осуществления предпринимательской деятельности, сохранив в качестве их признака лишь запрет на распределение прибыли <29>. Однако при этом не учитывается, что, несмотря на единство природы приносящей прибыль деятельности, экономические принципы ее осуществления коммерческими и некоммерческими организациями существенно различаются <30>. Для некоммерческих организаций обязательным условием ее осуществления является изначальный приоритет социальных функций над экономическими, что позволяет им в определенных сферах (оказания услуг и др.) действовать более эффективно, тем самым конкурируя с коммерческими юридическими лицами. Соответственно, отказ законодателя от указания на основные цели деятельности некоммерческих организаций в качестве их отличительного признака лишит некоторые из них объективных экономических преимуществ. Кроме того, при наделении всех некоммерческих организаций способностью осуществлять предпринимательскую деятельность без ограничений неизбежно возникнет проблема обеспечения интересов кредиторов по обязательствам, связанным с такой деятельностью. Причем традиционный вариант ее разрешения, используемый применительно к коммерческим организациям и состоящий в возложении на юридическое лицо обязанности по формированию уставного капитала, в данном случае малопригоден, поскольку может оказать негативное влияние на финансовое состояние некоммерческой организации и, как следствие, на ее способность к реализации своих основных целей. По оценкам экономистов, доходы некоммерческих организаций от хозяйственной деятельности в среднем не превышают 15% <31>, т. е. существенной роли для большинства организаций она не играет. Более того, некоторые из них (правозащитные и т. п.) вообще такой деятельностью не занимаются и не будут ее осуществлять даже при снятии законодательных ограничений. Их имущество формируется в основном за счет пожертвований, часть из которых придется использовать на создание уставного капитала, если это станет обязательным требованием. -------------------------------- <29> См.: Степанов Д. И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3. С. 48. <30> См.: Фалеев Ю. В. Теоретико-методологические основы некоммерческого хозяйствования в России. М., 2004. С. 21 - 23. <31> См.: Гаврилова И. Н. Проблемы добровольчества в контексте социального партнерства и гражданского общества // Добровольчество в России и в мире в контексте социального партнерства: Сб. статей. М., 2001. С. 16.
Весьма спорной является и диаметрально противоположная позиция о необходимости установления полного запрета на осуществление некоммерческим организациям предпринимательской деятельности. Ее сторонники предлагают сохранить за некоммерческими организациями лишь возможность размещать собственные финансовые средства в кредитных организациях, в ценных бумагах, сдавать в аренду излишнее или неиспользуемое имущество, поскольку такая деятельность по сути не является предпринимательством <32>, а также создавать коммерческие юридические лица, возлагая на них ведение предпринимательской деятельности, когда в этом имеется необходимость <33>. Конечно, такой подход решит проблему разграничения основных и неосновных видов деятельности некоммерческих организаций, но сделает невозможным реализацию некоторыми из них своих общественно полезных функций. Прежде всего это касается потребительских кооперативов. -------------------------------- <32> См.: Костенко Н. В. Гражданско-правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 10 - 11. <33> См.: Ивкова О. В. Участие некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 8.
Наиболее приемлемым в сложившейся ситуации является сохранение критерия в существующем виде с введением более жестких ограничений на осуществление некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, призванных обеспечить ее соответствие целям создания организации. В литературе предлагаются различные варианты таких ограничений. Некоторые авторы считают необходимым для каждой формы некоммерческой организации установить на уровне законов или подзаконных актов примерный перечень допустимых видов предпринимательской деятельности <34>. Кстати, подобный опыт у отечественного законодателя уже имеется. Исчерпывающий перечень возможных видов предпринимательской деятельности установлен для политических партий. В их числе информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности; изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, издательской и полиграфической продукции; продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества (п. 3 ст. 31 ФЗ от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" <35>). -------------------------------- <34> См.: Ковязин В. В. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций системы МВД России (правовые и организационные аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 15. <35> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.
Другие авторы, напротив, считают установление такого перечня бессмысленным, поскольку направления предпринимательской деятельности, в том числе осуществляемой некоммерческими организациями, определяются исключительно рыночными отношениями и не должны ограничиваться законодательно. Решение же проблемы они видят либо в обязательном включении в учредительные документы перечня видов предпринимательской деятельности, которыми некоммерческая организация не вправе заниматься <36>, либо, наоборот, указаний на сферы и виды предпринимательской деятельности, которые она вправе осуществлять <37>. Попытки таким способом ограничить предпринимательскую деятельность и обеспечить ее соответствие целям создания юридического лица также уже предпринимались законодателем по отношению к отдельным видам некоммерческих организаций. Так, образовательные учреждения и автономные учреждения наделены правом осуществлять только ту предпринимательскую деятельность, которая предусмотрена их уставом (п. 1 ст. 47 Закона РФ "Об образовании", ч. 7 ст. 4 ФЗ от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"). -------------------------------- <36> См.: Сидоров В. Н. Правосубъектность некоммерческих организаций. М., 2007. С. 38, 79. <37> См.: Комментарий к Федеральному закону "О некоммерческих организациях" / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 2004. С. 178.
Отдельные авторы полагают, что закрепление в законе или уставе перечня разрешенных видов предпринимательской деятельности не позволит четко определить соответствие или несоответствие этой деятельности целям создания некоммерческой организации, но при этом будет неизбежно стеснять ее возможности по достижению целей создания. В связи с этим предлагается законодательно установить количественные ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций. В частности, по опыту зарубежных стран предусмотреть верхний предел доли доходов некоммерческих организаций, при превышении которого они должны преобразовываться в коммерческие организации. Ориентиром для определения такого предела может служить мировая практика признания некоммерческими только тех организаций, доход которых от предпринимательской деятельности не превышает половины совокупного дохода <38>. -------------------------------- <38> См.: Савченко П. В., Юрьева Т. В., Вайрадян Е. Л. и др. Некоммерческие организации в системе институциональных отношений. М., 2000. С. 17.
Все указанные предложения заслуживают внимания, но существующее в настоящее время многообразие некоммерческих организаций, имеющих различия в принципах достижения своих общественно полезных целей, не позволит применить единый выбранный законодателем вариант с одинаковой эффективностью ко всем организациям. В сложившейся ситуации необходим дифференцированный подход, учитывающий их специфику. Вторым признаком некоммерческих юридических лиц является их неспособность распределять полученную прибыль между участниками. Такая прибыль должна направляться на цели, ради которых создана организация. Именно запрет на распределение прибыли, по мнению некоторых ученых, является наиболее значимым и эффективным средством, отграничивающим некоммерческие организации от коммерческих <39>. Однако при этом не учитывается, что некоммерческая организация может вообще не осуществлять приносящую доход деятельность, в том числе в силу прямого законодательного запрета. В частности, лишены возможности заниматься предпринимательской деятельностью адвокатские палаты и саморегулируемые организации. -------------------------------- <39> См.: Новак Д. В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3. С. 65 - 66.
Кроме того, необходимо обратить внимание на непоследовательность законодателя в применении этого признака. Запрет на распределение прибыли, хотя и установлен императивной нормой п. 1 ст. 50 ГК РФ, имеет некоторые исключения. Так, п. 5 ст. 116 ГК РФ предусматривает, что доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами. Согласно п. 3 ст. 14 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" <40> члены биржи вправе получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи. Члены некоторых некоммерческих организаций, хотя и не участвуют в распределении прибыли непосредственно, но обладают правами на получение имущества организации при определенных обстоятельствах. К примеру, участники некоммерческого партнерства вправе, если иное не установлено законом или учредительными документами партнерства, получить при выходе из партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства. Также имущество некоммерческого партнерства может быть получено членами при его ликвидации (п. 3 ст. 8, п. 2 ст. 20 ФЗ "О некоммерческих организациях"). Члены общины малочисленных народов в соответствии с уставом имеют право на получение доли из имущества общины или ее компенсации при выходе из общины либо при ее ликвидации (п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 12 ФЗ от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <41>). -------------------------------- <40> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 18. Ст. 961. <41> СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122.
Отмеченные проблемы свидетельствуют о необходимости не только законодательного уточнения критериев разграничения коммерческих и некоммерческих организаций в ГК РФ, но и их последовательного отражения в других законах, закрепляющих особенности гражданско-правового статуса некоммерческих организаций отдельных видов. Весьма важной проблемой остается несогласованность норм, регламентирующих статус некоммерческих организаций. В частности, правовое положение общественных объединений определяется нормами различных отраслей права. Положения конституционного права регулируют вопросы реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на объединение, а задачей гражданского права является регламентация той части общественных отношений, главным образом имущественного характера, которые возникают в связи с созданием и деятельностью общественных объединений, в установленном порядке получивших статус юридического лица. Естественно, взгляд на общественное объединение как на правовое явление с позиций конституционного права и гражданского права существенно отличается. Однако, определяя его понятие в рамках действующего ФЗ "Об общественных объединениях", законодатель попытался проявить межотраслевой подход, в результате чего возникла ситуация, не позволяющая четко определить сферу применения данного акта. Согласно ст. 2 ФЗ "Об общественных объединениях" его нормы распространяются на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). Это положение, по сути, свидетельствует о том, что общественным объединением является всякое юридическое лицо любой организационно-правовой формы, кроме указанных, если оно создано гражданами. Исходя из наличия у учредителей общих интересов и целей, любые созданные ими объединения, конечно, можно назвать общественными, но с точки зрения норм ГК РФ такой подход неприемлем, поскольку общественная организация (объединение) - это лишь одна из организационно-правовых форм юридического лица, отличная от иных допустимых форм вне зависимости от субъектного состава их учредителей. Указанная норма ФЗ "Об общественных объединениях", определяющая сферу его применения, рассматривается в научной литературе не иначе как смысловая ошибка <42>. Однако судебная практика не столь однозначна. Так, при разрешении спора суд исходил из того, что садоводческое некоммерческое товарищество, созданное на добровольных началах гражданами в соответствии с ФЗ от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" <43> для содействия членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, полностью отвечает требованиям ФЗ "Об общественных объединениях". Соответственно, по мнению суда, данная организация обладает теми правами и обязанностями, какие предусмотрены действующим законодательством для общественных объединений <44>. Другой суд, рассматривая спор с участием благотворительного фонда, также посчитал возможным применить к нему правила, предусмотренные для общественных объединений. Однако кассационная инстанция с таким подходом не согласилась и, отменяя вынесенное решение, исходила из того, что созданный гражданами благотворительный фонд общественным объединением не является <45>. -------------------------------- <42> См.: Орлов А. В. Достоинства, недостатки, ошибки и неурегулированные вопросы Федерального закона "Об общественных объединениях" // Юрист. 2000. N 6. С. 54. <43> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801. <44> См.: Постановление ФАС Поволжского округа от 11 января 2005 г. N А12-16118/04-С21 // СПС "КонсультантПлюс". <45> См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 декабря 2004 г. N А19-13149/04-45-Ф02-5101/04-С1 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья 7 ФЗ "Об общественных объединениях" предусматривает возможность создания общественных объединений в шести организационно-правовых формах, каждой из которых присущи особые цели создания и характер объединения. Это - общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическая партия. Из этих форм две - общественное учреждение и общественный фонд - имеют унитарный характер и никак не могут рассматриваться в качестве разновидности объединения. Кроме того, в соответствии со ст. ст. 118, 120 ГК РФ фонд и учреждение являются самостоятельными формами некоммерческих юридических лиц. Такое положение не получило в доктрине однозначной оценки. Одни авторы полагают, что понятия общественного фонда и общественного учреждения не тождественны понятиям фонда и учреждения, используемым в ГК РФ для обозначения самостоятельных форм некоммерческих организаций <46>. Другая точка зрения, более обоснованная, сводится к тому, что общественный фонд и общественное учреждение не могут рассматриваться как общественные объединения и должны быть отнесены к организационно-правовым формам фонда (ст. 118 ГК РФ) и учреждения (ст. 120 ГК РФ) <47>. -------------------------------- <46> См.: Клишин А. Право собственности некоммерческих организаций: проблемы теории и практики. М., 2001. С. 136 - 137. <47> См.: Суханов Е. А. Некоммерческие организации как юридические лица // Хозяйство и право. 1998. N 4. С. 13.
Существующее противоречие, согласно которому общественный фонд одновременно является организационно-правовой формой и общественного объединения, и некоммерческой организации, обусловливает возникновение проблем с определением принципов соотношения норм ГК РФ, ФЗ "О некоммерческих организациях" и ФЗ "Об общественных объединениях". Статья 119 ГК РФ предусматривает особые правила, касающиеся порядка изменения устава фонда и его ликвидации, которые существенно отличаются от установленных ФЗ "Об общественных объединениях". Так, согласно п. 2 ст. 119 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" решение о ликвидации фонда может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц. Что касается ликвидации общественного объединения, в том числе имеющего форму общественного фонда, то она допускается и в добровольном порядке по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом конкретного общественного объединения (ч. 1 ст. 26 ФЗ "Об общественных объединениях"). Еще одной проблемой является отсутствие логичной системы некоммерческих юридических лиц. Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных не только ГК РФ, но и другими федеральными законами. Это положение привело к тому, что в настоящее время подсчитать точное число форм некоммерческих организаций не представляется возможным <48>. Нормы специальных законов, предусматривающие создание некоммерческих организаций, не позволяют однозначно определить их юридический статус. В большинстве случаев остается неясным, вводит ли закон новую самостоятельную форму некоммерческой организации или лишь указывает на специфику организации, создаваемой в одной из уже известных форм. -------------------------------- <48> В Концепции развития законодательства о юридических лицах указывается на существование более чем 20 форм некоммерческих организаций (п. 1.1 § 1 подразд. 8 разд. II).
Так, спорным статусом обладает товарная биржа, под которой понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (п. 1 ст. 2 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"). Поскольку какие-либо ограничения отсутствуют, высказываются суждения, что товарные биржи могут создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций <49>. Некоторые ученые, отмечая неопределенность статуса товарных бирж, высказывают сомнения относительно возможности их создания в качестве некоммерческих организаций, поскольку рассматривают биржевую деятельность в качестве хотя и специфичной, но именно предпринимательской деятельности <50>. Вместе с тем легально закрепленными целями создания товарных бирж являются организация и регулирование биржевой торговли, а не извлечение прибыли, кроме того, они наделены специальной правоспособностью, объем которой обусловлен сферой их деятельности. Поэтому существует мнение о том, что товарная биржа представляет собой самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческих юридических лиц <51>. -------------------------------- <49> См.: Белых В. С., Винниченко С. И. Биржевое право. М., 2002. С. 10. <50> См.: Габов А. В. Некоммерческие организации: теоретические и практические проблемы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 10. С. 97. <51> См.: Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. О. Н. Садикова. М., 2006. С. 138 - 139.
Отчасти спорным правовым статусом обладают коллегии адвокатов. Согласно ст. 22 ФЗ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <52> коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, в качестве которых могут выступить два и более адвокатов, и заключаемого ими учредительного договора. Указанная статья устанавливает, что к отношениям, прямо ею не урегулированным, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией коллегии адвокатов, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств ФЗ "О некоммерческих организациях", в части, не противоречащей положениям ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". В связи с этим весьма распространенным в юридической науке стало мнение, что организационно-правовой формой коллегии адвокатов является некоммерческое партнерство <53>. Однако прямо это законом не предусмотрено, а возможность субсидиарного применения норм о некоммерческих партнерствах может лишь свидетельствовать о близости их правовой природы к коллегиям адвокатов. Поэтому высказывается и другая точка зрения, согласно которой коллегии адвокатов в настоящее время представляют собой самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческой организации <54>. Именно эта позиция разделяется судебной практикой <55>. Также невозможно однозначно определить и статус адвокатских бюро (ст. 23 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). -------------------------------- <52> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102. <53> См., например: Корпоративное право: Учебник / Отв. ред. И. С. Шиткина. М., 2007. С. 117. <54> См.: письмо МНС РФ от 25 февраля 2004 г. N 09-1-02/767 "О государственной регистрации адвокатских образований"; Сергеев В. И. Адвокатские образования и предпринимательская деятельность (о соотносимости норм Законов о некоммерческих организациях и об адвокатуре) // Право и экономика. 2003. N 1. С. 85. <55> См., например: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 7 апреля 2008 г. N Ф08-1767/08-637А по делу N А32-2955/2007-46/59 // СПС "КонсультантПлюс".
Некоторые юридические лица, отнесенные на законодательном уровне к некоммерческим организациям и формально имеющие общественно полезные, не связанные с извлечением прибыли цели, фактически таковыми не являются. Примерами могут служить негосударственные пенсионные фонды и государственные корпорации. Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" <56> негосударственный пенсионный фонд признается особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному и профессиональному пенсионному страхованию. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда предполагает аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. В литературе такая деятельность оценивается как коммерческая, ибо направлена она на исключительно коммерческое использование денежных средств граждан и распределение между ними полученных в результате доходов <57>. Аналогичным образом анализ специфики целей, функций и характера деятельности государственных корпораций, учреждаемых Российской Федерацией на основе имущественного взноса для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (ст. 7.1 ФЗ "О некоммерческих организациях") <58>, позволяет ученым констатировать, что государственная корпорация как организационно-правовая форма юридического лица выходит за рамки понятия некоммерческой организации, содержащегося в п. 1 ст. 50 ГК РФ и п. 1 ст. 2 ФЗ "О некоммерческих организациях" <59>. -------------------------------- <56> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071. <57> См.: Новак Д. В. Указ. соч. С. 72. <58> См., например: ФЗ от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5029; ФЗ от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6078 и др. <59> См.: Мозолин В. П. Правовой статус государственной корпорации и юридическая природа права собственности на принадлежащее ей имущество // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 21.
Рассмотренные примеры свидетельствуют о необходимости существенного пересмотра законодательных подходов к регламентации правового статуса некоммерческих организаций. В сложившихся условиях заслуживает поддержки позиция, изложенная в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, о закреплении в ГК РФ исчерпывающего перечня организационно-правовых форм некоммерческих организаций и основных элементов их гражданско-правового статуса <60>. Тем самым будут установлены пределы для определения особенностей отдельных видов и разновидностей некоммерческих организаций на уровне специальных законов. -------------------------------- <60> Пункт 7.1.4 разд. III Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации.
Библиографический список
1. Басин Ю. Г. Юридические лица по гражданскому праву. Понятие и общая характеристика // Избранные труды по гражданскому праву. СПб., 2003. 2. Белых В. С., Винниченко С. И. Биржевое право. М., 2002. 3. Габов А. В. Некоммерческие организации: теоретические и практические проблемы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 10. 4. Гаврилова И. Н. Проблемы добровольчества в контексте социального партнерства и гражданского общества // Добровольчество в России и в мире в контексте социального партнерства: Сб. статей. М., 2001. 5. Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. О. Н. Садикова. М., 2006. 6. Ивкова О. В. Участие некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. 7. Кашковский О. П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности некоммерческих организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 8. Клишин А. Право собственности некоммерческих организаций: проблемы теории и практики. М., 2001. 9. Ковязин В. В. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций системы МВД России (правовые и организационные аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 10. Комментарий к Федеральному закону "О некоммерческих организациях" / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 2004. 11. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании" (постатейный) / Под ред. В. И. Шкатуллы. М., 1998. 12. Корпоративное право: Учебник / Отв. ред. И. С. Шиткина. М., 2007. 13. Костенко Н. В. Гражданско-правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. 14. Кудрявцева Г. А. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: проблемы правоприменения // Юридический мир. 2002. N 3. 15. Мозолин В. П. Правовой статус государственной корпорации и юридическая природа права собственности на принадлежащее ей имущество // Журнал российского права. 2009. N 1. 16. Новак Д. В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3. 17. Орлов А. В. Достоинства, недостатки, ошибки и неурегулированные вопросы Федерального закона "Об общественных объединениях" // Юрист. 2000. N 6. 18. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании" / Под ред. А. Н. Козырина, В. В. Насонкина // Подготовлен для СПС "КонсультантПлюс", 2005. 19. Право собственности: актуальные проблемы / Отв. ред. В. Н. Литовкин, Е. А. Суханов, В. В. Чубаров. М., 2008. 20. Савченко П. В., Юрьева Т. В., Вайрадян Е. Л. и др. Некоммерческие организации в системе институциональных отношений. М., 2000. 21. Сергеев В. И. Адвокатские образования и предпринимательская деятельность (о соотносимости норм Законов о некоммерческих организациях и об адвокатуре) // Право и экономика. 2003. N 1. 22. Сидоров В. Н. Правосубъектность некоммерческих организаций. М., 2007. 23. Степанов Д. И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3. 24. Суханов Е. А. Некоммерческие организации как юридические лица // Хозяйство и право. 1998. N 4. 25. Фалеев Ю. В. Теоретико-методологические основы некоммерческого хозяйствования в России. М., 2004.
------------------------------------------------------------------
Название документа