Фонд как организационно-правовая форма некоммерческих организаций
(Дутов И. С.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2010, N 2) Текст документаФОНД КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И. С. ДУТОВ
Дутов Иван Святославович, адвокат коллегии адвокатов "Рязанов и партнеры".
Понятие "фонд" происходит от латинского слова fundus - основание и имеет несколько лексических значений: 1. Запас, накопление денежных средств, денежный капитал. 2. Денежные и материальные средства, сосредоточенные в единую совокупность с целью использования их для определенных целей (например, пенсионный фонд). 3. Организация, учреждение, созданные для оказания содействия определенным видам деятельности, социальным группам людей (например, благотворительные, научные, культурные фонды) <1>. -------------------------------- <1> См.: Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.
Также данное понятие может означать процентные ценные бумаги и положение в каком-нибудь деле, чьи-нибудь шансы на что-нибудь. Автор считает, что наименование "фонд" организационно-правовой формы является одним из самых неудачных, так как подобное наименование имеют другие организации (бюджетные и внебюджетные фонды, фонды хозяйственных обществ, инвестиционные, жилые, компенсационные, архивные, страховые и иные фонды). Это вносит некоторую путаницу, хотя имеются попытки законодателя и правоприменительных органов выделить фонды как организационно-правовую форму некоммерческих организаций. Представляется целесообразным запретить другим юридическим лицам, кроме созданных в форме фонда некоммерческой организации, использовать в своем наименовании слово "фонд". Прямого указания в законе на данное обстоятельство нет, но имеется, например, запрет на указание в наименовании общества с ограниченной ответственностью терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму. Так, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа Постановлением от 5 декабря 2001 г. по делу N Ф03-А73/01-2/2545 <2> утвердил отказ в регистрации ООО, в названии которого присутствует слово "фонд". Рассмотрев документы ООО "Негосударственное имущество", Регистрационная палата Хабаровского края отказала в регистрации изменений наименования истца. Отказ мотивировался тем, что новое наименование общества содержит термин "фонд", отражающий организационно-правовую форму некоммерческой организации, и в Едином краевом реестре юридических лиц имеются сведения о регистрации юридического лица с наименованием "Негосударственный фонд имущества". По мнению ООО, гражданское законодательство не запрещает существование юридических лиц с одинаковым наименованием и использование слова "фонд" по смыслу - сосредоточение определенных материальных ценностей. Суд считает, что согласно п. 1 ст. 4 ФЗ от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <3> фирменное наименование общества на русском языке не может содержать термины и аббревиатуры, отражающие организационно-правовую форму. В соответствии со ст. 118 ГК РФ и ст. 7 ФЗ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <4> фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, т. е. фонд является организационно-правовой формой юридического лица. Общество просило наименование ООО "Негосударственное имущество" изменить на ООО "Негосударственный фонд имущества". Поскольку в новом наименовании имеется термин "фонд" и в то же время у юридического лица определена организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью, то суд считает, что Регистрационная палата обоснованно отказала в регистрации вышеназванных изменений в учредительные документы. Кроме того, материалами дела подтверждается, что в Едином государственном реестре значится юридическое лицо с таким же наименованием - ЗАО "Негосударственный фонд имущества". -------------------------------- <2> СПС "КонсультантПлюс". <3> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785. <4> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
Полностью согласиться с объяснениями суда нельзя, тем более позднее п. 1 ст. 4 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ <5> изложен иначе. Из новой редакции следует, что в фирменном наименовании ООО не должно содержаться терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму именно общества, а не иных организационно-правовых форм (в том числе и фондов). -------------------------------- <5> СЗ РФ. 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5497.
Имеется ряд организаций, которые содержат в своем наименовании слово "фонд", но при этом не являются разновидностью некоммерческой организации - фондом и не соответствуют определению фонда, установленному в ГК РФ и в Законе о некоммерческих организациях. Одной из них является Фонд социального страхования - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ (п. 2 ст. 1 Постановления Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" <6>). Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Его главное отличие заключается в том, что денежные средства и иное имущество находятся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью, но не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Другой организацией можно назвать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который также не является фондом - некоммерческой организацией. В отличие от Фонда социального страхования, который осуществляет свою деятельность на основании Положения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования действует на основании Устава, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 <7>. Согласно Уставу Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования и является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. -------------------------------- <6> САПП РФ. 1994. N 8. Ст. 599. <7> СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3902.
Рассматривая вопросы деятельности фондов как некоммерческих организаций в зарубежном законодательстве и сравнивая его с российским, можно отметить, что наибольшие различия существуют при сравнении с англосаксонской системой права. Так, законодательство Великобритании не использует понятие "фонд", вместо него употребляется термин "благотворительный траст", что довольно близко не только по значению, но и более конкретно определяет деятельность организации. В США и Канаде понятие фонда также в основном связывается с финансовой деятельностью, направленной на благотворительные цели. По налоговому законодательству такие фонды делятся на частные - созданные ограниченным кругом лиц или одним лицом - и общественные - средства поступают от неопределенного круга лиц. В Испании фонды не могут использоваться для получения прибыли и создаются только для общественных целей. Наиболее близким к российскому понятию "фонд" как некоммерческой организации является положение фондов в Германии, Италии и Нидерландах. Основные различия содержатся в процессе образования и регистрации фондов. Законы Германии позволяют создавать фонды для любых целей. Их коммерческая деятельность служит источником для целевой деятельности фонда и не может быть основной. В Италии фонды являются некоммерческими автономными организациями. Учредители ограничены в получении и распределении прибыли от деятельности фонда. Отсутствие членства, необязательность наличия уставного капитала, ограничение коммерческой деятельности фонда, порядок управления фондом в Нидерландах наиболее близки к российскому законодательству. Итак, фонд по гражданскому законодательству РФ - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК РФ). Правовое положение и деятельность фондов регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом о некоммерческих организациях, а также иными федеральными законами, регулирующими правовое положение и деятельность отдельных видов фондов. Как разновидности фондов следует выделить общественный и благотворительный фонды. Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (ст. 10 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <8>). -------------------------------- <8> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
Существующие понятия "общественное объединение" и "общественный фонд", хотя и отождествляются в ст. 7 ФЗ "Об общественных объединениях", который относит общественные фонды к разновидности общественного объединения, представляется, что фонд, являющийся некоммерческой организацией, не имеющей членства, не может относиться к разновидности общественного объединения. В подтверждение сказанного можно сослаться на ФЗ "О некоммерческих организациях", где фонды выделены в отдельный вид некоммерческой организации наряду с общественным объединением. Для обеспечения единства в системе некоммерческих организаций, и в том числе фондов, следует привести Закон об общественных объединениях 1995 г. в соответствие с Законом о некоммерческих организациях 1996 г. Ибо возникла ситуация, когда общий закон, регулирующий статус некоммерческих организаций в целом, принят после конкретизирующего закона, регулирующего отдельные разновидности некоммерческих организаций. Благотворительный фонд является одной из разновидностей фонда. Единственной особенностью данного фонда является его направленность - благотворительная деятельность в интересах общества в целом или отдельных категорий граждан и, как следствие, особенности деятельности. К некоммерческим организациям - фондам вполне можно отнести негосударственные пенсионные фонды. Особое правовое положение негосударственного пенсионного фонда регулируется ФЗ от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" <9>. Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения. По своему статусу НПФ отвечает всем признакам некоммерческой организации в форме фонда: является некоммерческой организацией, не имеет членства, целевая направленность деятельности, ограничены права учредителей на имущество фонда, полная имущественная ответственность негосударственного пенсионного фонда и разграничение ответственности фонда и учредителей. Таким образом, негосударственный пенсионный фонд является разновидностью фонда как некоммерческой организации с особыми целями. -------------------------------- <9> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071.
Основным отличием фонда от других видов некоммерческих организаций, предусмотренных законодательством РФ, является отсутствие членства. Фонд можно рассматривать в качестве своеобразного "объединения имущества", а не "объединения лиц". Учредителями фонда могут выступать граждане и юридические лица. При этом законом не установлены какие-либо ограничения по количеству или кругу учредителей фонда. С 1 января 2006 г. после вступления в силу Закона 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в качестве учредителя фонда может также выступать муниципальное образование, субъект Российской Федерации или Российская Федерация. В связи с этим интересным представляется Постановление Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2004 г. N 11359/04 <10> по делу N А31-3006/5, которым отменены все решения предшествующих инстанций и Постановление главы администрации города Костромы от 25 января 2001 г. N 239 "О внесении вклада в Фонд содействия развитию Костромы" признано недействительным, поскольку в период его издания законодательством не предусматривалась безвозмездная передача органами местного самоуправления муниципального имущества в собственность некоммерческой организации. Согласно оспариваемому прокуратурой Постановлению главы администрации города Костромы в качестве взноса на уставные цели в некоммерческой организации "Фонд содействия развитию Костромы" было внесено муниципальное имущество. В его состав вошли определенные объекты движимого и недвижимого имущества на общую сумму более 3,5 млн. руб. На основании данного Постановления между комитетом и фондом заключен договор о безвозмездной передаче последнему муниципального имущества, оформлен акт приема-передачи этого имущества, и фонд осуществил государственную регистрацию за собой права собственности на переданное ему недвижимое имущество. Заявление прокурора мотивировано тем, что оспариваемый ненормативный акт издан не в соответствии с действующим законодательством и нарушает права и интересы муниципального образования, поскольку в период его издания законодательством не предусматривалась безвозмездная передача органами местного самоуправления муниципального имущества в собственность некоммерческой организации. Решением Арбитражного суда Костромской области в удовлетворении требования о признании недействительным Постановления главы администрации города Костромы отказано. В обоснование данного решения суд первой инстанции сослался на положения ФЗ от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" <11>, действовавшие в спорный период, которые не распространяются на случаи передачи государственного и муниципального имущества некоммерческим организациям. ФЗ от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <12> и ФЗ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не содержат положений, запрещающих передачу муниципальным образованием некоммерческой организации в качестве вклада в ее уставный капитал муниципального имущества. Согласно оспариваемому Постановлению орган местного самоуправления как учредитель внес в фонд вклад в виде муниципального имущества для его использования, что не означает передачи этого имущества в собственность фонда. Суд сослался на ст. 69 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <13>, которая вступает в силу с 1 января 2006 г. и согласно которой представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. В представлении заместителя Генерального прокурора РФ и заявлении администрации города Костромы, поданных в ВАС РФ о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов, содержатся ссылки на противоправное отчуждение оспариваемым ненормативным актом в собственность некоммерческой организации муниципального имущества. Генеральная прокуратура РФ считала, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением требований п. 1 ст. 118 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 31 ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которым фонд как некоммерческая организация учреждается гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, а органы государственной власти и органы местного самоуправления могут создать государственные или муниципальные учреждения, закрепляя за ними имущество на праве оперативного управления. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, перечисленных в ст. 31 ФЗ "О некоммерческих организациях", в числе которых не указана возможность передачи некоммерческой организации муниципального имущества в качестве вклада. -------------------------------- <10> Вестник ВАС РФ. 2005. N 5. <11> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3595. <12> СЗ РФ. 28.08.1995. N 35. Ст. 3506. <13> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Президиум ВАС посчитал, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления прокурора Костромской области о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта по следующим основаниям. При оценке оспариваемого Постановления судебные инстанции сделали ошибочные выводы о том, что положения Гражданского кодекса РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ФЗ "О некоммерческих организациях" допускают возможность безвозмездной передачи органами местного самоуправления объектов муниципальной собственности в уставный капитал некоммерческой организации (фонда) в качестве вклада муниципального образования. В соответствии с п. 1 ст. 31 ФЗ "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и местного самоуправления могут создавать лишь государственные и муниципальные учреждения и закреплять за ними имущество на праве оперативного управления. Положениями ФЗ от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в той редакции, которая действовала на день издания оспариваемого ненормативного акта, не предусмотрена возможность внесения органами местного самоуправления муниципального имущества в качестве вкладов в некоммерческие организации (фонды). Ссылка судебных инстанций на ст. 69 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающую возможность принятия представительными органами муниципального образования решений о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов, приведена неосновательно, поскольку названная норма вступает в действие с 1 января 2006 г. Поскольку оспариваемое Постановление главы администрации города Костромы не соответствует требованиям п. 1 ст. 118 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 31 ФЗ "О некоммерческих организациях" и нарушает права и законные интересы муниципального образования, заявление прокурора Костромской области о признании недействительным этого ненормативного акта подлежит удовлетворению. В законах, регулирующих деятельность фондов отдельных видов, также предусматриваются определенные ограничения по субъектному составу учредителей фонда. Так, учредителями общественного фонда могут выступать граждане, а также юридические лица, созданные только в форме общественных объединений. Законодательством прямо определено, что учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений. Фонд может быть создан в результате его учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. В соответствии со ст. 17 ФЗ "О некоммерческих организациях" в фонд может быть преобразовано некоммерческое партнерство, учреждение, автономная некоммерческая организация, ассоциация (союз). При преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации в соответствии с передаточным актом. Фонд считается созданным или реорганизованным с момента его государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом. При этом следует иметь в виду, что споры, связанные с регистрацией, отказом в государственной регистрации или ликвидацией фонда, так же, как и других некоммерческих организаций, подсудны судам общей юрисдикции. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Также фонды вправе создавать другие некоммерческие организации или участвовать в них в случае, если это совершается в интересах достижения целей, предусмотренных уставом. Законом не предусмотрена возможность участия фонда в других видах коммерческих организаций. Исходя из этого, а также учитывая специальный характер правоспособности фонда, следует сделать вывод о том, что фонд не вправе создавать или участвовать в деятельности товариществ, производственных кооперативов и других видов коммерческих организаций, кроме хозяйственных обществ. Что касается благотворительных фондов, то им запрещено участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении ее делами только через органы фонда. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права. Учитывая эти факторы, вполне обоснованным представляются предъявляемые законодателем требования о создании попечительского совета, осуществляющего надзор за деятельностью фонда и его должностных лиц. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Данная норма закреплена в ст. 118 ГК, но порядок исполнения этой обязанности законом не определен. Представляется, что фонд самостоятельно выбирает способ публикации. Если для этого выбрано печатное издание, то целесообразно учитывать территорию деятельности фонда и помещать информацию в изданиях, распространяемых в соответствующих регионах. Устав фонда помимо сведений о местонахождении, предмете деятельности и иных сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должен содержать: наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Устав фонда, в отличие от других некоммерческих организаций, может быть изменен органами фонда только в том случае, если самим уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Если такая возможность не оговорена, изменить устав можно только в случае непредвиденных негативных последствий по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, в суд общей юрисдикции. Решение о ликвидации фонда также может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Данное положение, содержащееся в законе, исключает возможность добровольной ликвидации фонда. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 5 ноября 1996 г. N 3682/96 <14> предусмотрено, что в соответствии с п. 2 ст. 119 ГК РФ решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Указанная норма исключает возможность добровольной ликвидации фондов и относит решение этого вопроса к компетенции суда. Исходя из смысла п. 2 ст. 61 и п. 1 и 2 ст. 119 ГК РФ, в качестве заинтересованных лиц с заявлением в суд о ликвидации фонда вправе обратиться либо его орган, уполномоченный на то учредительными документами, либо его учредители. -------------------------------- <14> Вестник ВАС РФ. 1997. N 2.
Фонд может быть ликвидирован, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом, а также в других случаях, предусмотренных законом. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда. Несостоятельными (банкротами) могут быть признаны судом любые юридические лица, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Основания для признания юридического лица банкротом, порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, порядок и условия проведения процедур банкротства устанавливаются ФЗ от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <15>. -------------------------------- <15> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
Фонд является собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственность по его долгам. Имущество фонда, оставшееся после его ликвидации и расчетов с кредиторами, не подлежит распределению между учредителями. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Закон не устанавливает каких-либо ограничений относительно имущества, передаваемого в собственность фонда. При этом, однако, следует иметь в виду, что фонду в любом случае не может передаваться имущество, изъятое из оборота или ограниченное в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 октября 2002 г. N А14-4239-02/108/10 <16> установлено, что фонд как организационно-правовая форма некоммерческой организации не может владеть имуществом на праве оперативного управления, поскольку в соответствии со ст. 216 ГК РФ и ст. 296 ГК РФ исключительными субъектами права оперативного управления названы казенные предприятия и учреждения, а п. 2 ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривают, что имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. -------------------------------- <16> СПС "КонсультантПлюс".
Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Фонд вправе иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки. Действующее законодательство весьма широко определило цели создания и деятельности фонда. Учредители вправе создать фонды, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. На законодательном уровне невозможно более точно перечислить или конкретизировать цели создания фонда. Однако представляется весьма важным выработать определенные критерии, позволяющие определить, что можно относить к социальной, благотворительной, культурной, образовательной или общественно полезной деятельности, а что - нет. К сожалению, в настоящее время ни юридическая доктрина, ни судебная практика соответствующих критериев не выработали. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. При этом, однако, следует иметь в виду, что фонд, как и любая некоммерческая организация, не вправе заниматься профессиональной предпринимательской деятельностью, требующей получения разрешения или лицензии государственного органа (например, осуществлять банковские и (или) кредитные операции, строительную деятельность и т. д.). Фонд не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли за счет лиц, которым фонд должен оказывать имущественную и финансовую помощь. Так, Постановлением Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2002 г. N 6609/02 <17> дело по иску благотворительного фонда о взыскании с больницы задолженности по оплате лекарственных препаратов направлено на новое рассмотрение, так как арбитражный суд ошибочно посчитал сделку договором купли-продажи, поскольку предпринимательская деятельность, направленная на извлечение прибыли за счет лиц, которым фонд должен оказывать имущественную и финансовую помощь, противоречит определенным законом и уставом целям создания фонда, а соответственно, выходит за рамки его правоспособности. -------------------------------- <17> Вестник ВАС РФ. 2003. N 1.
Следует заметить, что в случае возникновения спора о действительности возмездных сделок, совершенных фондом, суды исследуют сделку на предмет соответствия ее уставным целям деятельности фонда и учитывают конкретные обстоятельства ее совершения. Так, в частности, Постановлением Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 3637/97 <18> установлено, что совершение фондом сделки купли-продажи жилого помещения (квартиры) не выходит за пределы правоспособности, установленной законом для некоммерческих организаций данного вида, поскольку совершенная сделка соответствует уставу фонда, полученное имущество могло быть использовано для достижения общественно полезных целей фонда как путем распределения квартир между работниками сферы образования в натуре, так и в виде направления на уставные цели фонда средств от их продажи, а фактов расходования денежных поступлений в противоречии целям создания фонда при проверке его деятельности не выявлено. По мнению некоторых авторов, наиболее важный критерий оценки соответствия коммерческой деятельности фонда целям его создания - направление полученной прибыли на уставную деятельность фонда. С указанной позицией нельзя не согласиться, однако следует добавить, что помимо данного критерия следует также соотносить коммерческую деятельность фонда с целями его создания на предмет соответствия данной деятельности ограниченной законом и уставом правоспособности фонда. -------------------------------- <18> Вестник ВАС РФ. 1998. N 5.
Фонд обладает специальной правоспособностью и осуществляет деятельность в соответствии с целями создания, закрепленными в уставе. Таким образом, возможные формы предпринимательской деятельности фонда ограниченны. Иначе говоря, специальная правоспособность фонда имеет два проявления: во-первых, он вправе осуществлять только ту некоммерческую деятельность, которая соответствует целям его создания, отраженным в его уставе, иная деятельность будет признана неуставной; во-вторых, фонд вправе осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые не противоречат целям его создания, закрепленным в уставе. Благотворительная или иная общественно полезная деятельность фондов требует постоянных материальных затрат, которые невозможно обеспечивать при отсутствии членских взносов, так как структура фонда не предусматривает членства. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества. Подводя итог, следует отметить прежде всего необходимость систематизации некоммерческих организаций, в том числе и фондов, обобщения законодательства и включения в систему фондов как организационно-правовой формы некоммерческих организаций всех существующих, подпадающих под признаки фондов организаций. Одновременно следует законодательно обособить фонды от других организаций, ограничить использование иными организациями слова "фонд" в своем наименовании. Важным представляется более конкретно определить цели создания фондов, раскрыть более подробно социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Также следует конкретизировать способы и форму обязательной отчетности фондов.
------------------------------------------------------------------
Название документа